Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Правовое государство и личность: состояние и развитие прав человекаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Примерный план работы 1. Правовой статус личности в условиях формирования правового государства. 2.Обеспечение прав и свобод личности как главная функция правового государства. 3. Совершенствование системы прав человека в условиях перехода к рынку и политической реформы. Методические указания Приступая к анализу темы, студент должен обратить внимание на то, что положение с правами человека, которое складывается в настоящее время в Украине, характеризуется чрезвычайной противоречивостью. С одной стороны, созданы благоприятные условия для развития прав и свобод личности. Эти условия возникают в процессе демократизации общества, проведения реформ в экономике и политико-правовой сфере, расширения международного сотрудничества в области прав человека и гуманитарных проблем. С другой стороны, усиливающийся социальный и политический кризис, резкое социальное расслоение приводит к снижению уровня социальной защищенности человека. Вследствие противоречивости законодательства и связанной с ним юридической неопределенности в решении многих жизненных вопросов появились признаки неустойчивости правового статуса граждан, снижается уровень гарантий прав и свобод личности. Серьезным фактором, влияющим на правовую ситуацию в стране, стал национальный вопрос. Рост национального самосознания людей, новые подходы к решению проблем государственного устройства с учетом роли регионов создали совершенно иную ситуацию, поставили на повестку дня вопрос об обновлении административного устройства. Так что спектр проблемы, являющейся темой курсового сочинения, довольно широк. Поэтому студенту следует ограничить круг вопросов. В частности, следует подвергнуть анализу понятие «правовой статус личности». Эта категория не только многоаспектна, но и многоэлементна, поэтому неслучайно различие подходов к ее анализу. Можно предложить для анализа понятие правового статуса личности как юридически закрепленного положения личности в обществе, т. е. системы прав и обязанностей, законодательно закрепленных государством. Логичным продолжением первого вопроса является анализ проблемы обеспечения прав и свобод личности как основной функции правового государства. Здесь студент должен обратить внимание на то, что исходным пунктом и конечной целью формирования правового государства должно стать обеспечение прав и свобод человека, ибо гарантирование субъективных прав, их юридическое обеспечение имеет не только теоретическое, но и практическое значение для правового статуса личности. Завершается работа анализом путей совершенствования системы прав человека в условиях перехода к рынку и политической реформы. Здесь следует обратить внимание на то, что переход государства к рынку ставит задачу по-новому рассматривать вопросы экономической свободы личности, создать новые правовые механизмы ее обеспечения. Это требование обусловлено подписанием Украинским государством Итогового венского документа и Парижской хартии для новой Европы, где наше государство взяло на себя обязательство приведения законодательства в соответствие с международными правилами, содержанием основных принципов экономической свободы личности, осуществляемой в условиях демократии и защищаемой верховенством закона. Кроме этого автору работы следует проанализировать главу Конституции Украины, закрепляющую права и свободы человека и гражданина, а также Законы «О собственности», «О предприятиях и предпринимательской деятельности», новый Гражданский кодекс (ч. 1), юридически закрепившие институт частной собственности. Наконец, предметом рассмотрения должны стать вопросы развития политических прав и свобод в условиях политической реформы. Рекомендуемая литература 1. Конституція України // Відомості Верховної Ради. - 1996. - № 30. - Ст. 141. 2. Бережнов А. Г. Права личности: некоторые вопросы теории. - М., 1991. 3. Бойцова В. И. Идея правового государства в трудах русских юристов (административно-правовой аспект) // Правоведение. 1991. - С. 62-66. 4. Всеобщая декларация прав человека. Утверждена и провозглашена Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.48 //Права человека. Основные международные документы: Сб. документов. - М., 1989. - С. 134-142. 5. Любашиц В. Я. Гражданское общество как исторический тип социальной организации // Северо-Кавказский юридический вестник. 1998. № 2. - С. 44-54. 6. Любашиц В. Я. Гражданское общество: понятие, основные принципы функционирования // Юрист-Правоведъ. 2000. № 1. - С. 16-22. 7. Любашиц В. Я. Правовое государство и основные принципы его функционирования // Вестник Луганского института внутренних дел МВД Украины. Спец. вып. - Луганск. 2001. - С. 32-36. 8. Мордовцев А. Ю. Толерантность в контексте отечественной политико-правовой ментальности: проблемы и парадоксы // IV международный философский симпозиум «Диалог цивилизаций: Восток-Запад». Вып. 1. Российский университет дружбы народов. - М., 2000. С. 248-252. 9. Права человека и политическое реформирование (юридические, этические, социально-психологические аспекты) / Отв. ред. Е. А. Лукашева. - М., 1997. 10. Стецовский Ю. И. Право на свободу и личную неприкосновенность: Нормы и действительность. - М., 2000. 11. Токвиль А. Демократия в Америке / Пер. с франц. - М., 1992. ТЕМА 9 («К») Политический режим как элемент формы государства Примерный план работы 1. Политический режим как совокупность методов, способов и средств осуществления власти. 2. Легитимность власти как необходимая предпосылка оформления политического режима. 3. Типология политических режимов. 4. Правовая культура и правосознание как средство и условие стабилизации и гуманизации политического режима. Методические указания Политический режим является наиболее гибким, подвижным и социально значимым элементом формы государства, своеобразным «барометром», определяющим состояние и качественное содержание государственности, степень ее демократичности, тенденции развития, взаимодействие с гражданским обществом, сочетание силовых и несиловых методов властвования, уровень политического и идеологического плюрализма, готовности к сотрудничеству и компромиссам. Приступая к анализу первого вопроса, студенту следует иметь в виду, что политический режим отражает стратегию и тактику управляющих элит и ответную реакцию на нее управляемой части населения (иногда этот процесс происходит в обратном направлении) в управлении делами общества и государства. Среди методов, реализуемых политическими режимами, в науке выделяют революционные, военные, реформаторские, «путчистские», консервативные способы властвования. Следует обратить внимание на средства, возникающие вне сферы политики, но активно используемые в интересах политического режима (культурные, этические, общественные нормы, традиции, идеология, доверие и др.); средства, возникающие в сфере политики, создаваемые самой властью (политическое знание, ораторское искусство, символика и ритуалы, СМИ, пропаганда, общественные движения, митинги, собрания, манифестации; принуждение, харизма и т. п.). Органической частью государственного и политического режимов выступает правовой режим. В зависимости от того, какие средства (стимулы или ограничения) доминируют в правовом режиме, он может быть либо стимулирующим, либо ограничивающим. Первый создает благоприятные юридические условия для удовлетворения тех или иных интересов, второй – нацелен на их сдерживание. Стимулирующие начала выступают более гибкими способами регулирования, являясь правовым выражением свободы личности, незаменимым механизмом содействия самоуправлению, средством укрепления демократических основ. Общепризнанным средством утверждения демократического политического режима является развитая многопартийная система. В настоящее время можно говорить о своего рода «всплеске» украинской многопартийности, что закономерно вызывает острую необходимость в создании надлежащей правовой базы, чего до сих пор не наблюдается. Многопартийность в условиях демократического политического режима не является самоцелью, а служит прежде всего способом формирования политических структур, участвуя в государственной власти в качестве средства ее демократической реализации. Акцентируя внимание на категориях формы и содержания политической власти, ее функциях, формах их осуществления, уровнях реализации властных отношений, к основным функциям власти студенту следует отнести господство, руководство, управление и контроль. При этом в механизме функционирования политической власти выделяются три основных уровня: Ø макровласть – высший уровень деятельности центральных государственных институтов и политических отношений, складывающихся между ними и обществом; Ø мезовласть – средний уровень политической власти, связывающий два крайних и различных уровня политических властных отношений; Ø микровласть – отношения власти в сфере межличностных отношений внутри малых групп. Продолжая освещение вопроса, следует обратить внимание на разграничение политической и государственной власти как принцип функционирования политического режима. В частности, в пользу разграничения политической и государственной власти свидетельствуют следующие аргументы: — государственная власть, будучи публичной, выступает от имени всего общества, всего народа (а не какой-либо его части и социальной группы, являющейся субъектом политической власти), имеет «публичную» материальную основу (казенное имущество, налоги и т. д.); — в отличие от политической, государственная власть имеет свойственные ей три основные ветви (законодательная, исполнительная, судебная) с соответствующими прерогативами; — одним из субъектов политической власти выступают органы местного самоуправления. Из данного различия политической и государственной власти вытекает несовпадение политического и государственного режимов, хотя они и тесно взаимосвязаны. Приступая к освещению второго вопроса, студенту следует обратить внимание на то, что категория легитимности получила классическую расшифровку и анализ в работах немецкого историка, социолога и юриста М. Вебера. Тем не менее рассматривать сегодня легитимность в русле веберовской методологии уже явно недостаточно, поскольку в ней ощутимы противоречия, вся она пронизана кризисным настроением переходной эпохи рубежа XIX-XX вв. Это касается, например, отсутствия четкого критерия выделения типов легитимности (традиционного, харизматического, рационального), а также различия между двумя объектами легитимации: личной власти и политического режима. Думается, в настоящее время одним из проводников легитимации (или делегитимации!) власти могут служить средства массовой информации, поскольку они способны существенно влиять на отношение населения к власти, к политическим событиям, переменам, формируя соответствующее общественное мнение. Другим средством легитимации политической власти, на наш взгляд, является государственная символика. В любой стране государственный флаг и герб выражают основную идею государства, объединяет людей вокруг определенных целей, задач, идеологии, культурно-исторических традиций и ценностей. Однако легальность и легитимность могут и не совпадать. В итоге государственный режим можно определить как совокупность форм, методов, способов и средств властвования, через которые государственная власть легитимирует свое существование и функционирование. Приступая к рассмотрению вопроса о типологии политических режимов, студенту следует рассмотреть различные подходы к классификации политических режимов, выявить их основные отличительные признаки, определить общее и особенное в политических режимах, их «оттенки», специфику. В настоящее время типология политических режимов разработана недостаточно полно и всесторонне. Представляется, что уместно было бы включить в типологию политических режимов деспотический режим, как исторический предшественник режима тоталитарного; режим, отражающий специфику властвования на Востоке. Подобные режимы сложились с древнейших времен в Египте, Ассирии, Урарту, Вавилоне, Китае и других восточных государствах. Продолжая анализ, студент должен обратить внимание на шкалу режимов, предлагаемую Б. П. Курашвили, которая включает 6 объективно возможных режимов: — тоталитарный (чрезмерно, извращенно авторитарный, обычно террористический, тиранический); — жестко авторитарный; — авторитарно-демократический; — демократически-авторитарный; — развернуто-демократический; — анархо-демократический. Однако приведенная шкала является не вполне обоснованной. В частности, так и остается неясным, как отличить «жестко авторитарный» режим от «тоталитарного», не совсем понятно сочетание «демократически-авторитарный» и «авторитарно-демократический». Вызывает сомнение и выделение в особый тип «анархо-демократического» режима, так как анархия и демократия – это несовместимые понятия. Анализируя последний вопрос темы, студенту следует хорошо усвоить, что правовая культура представляет собой юридическое «богатство», выраженное в достигнутом уровне развития регулятивных качеств права, накопленных правовых ценностей, тех особенностей права, которые относятся к духовной культуре, к правовому прогрессу. Наиболее объективным показателем уровня правовой культуры общества является степень развитости его государственно-правовых институтов и норм. Особое место в формировании правовой культуры, а следовательно, и в демократизации политического режима, принадлежит правовому мышлению как разновидности общеинтеллектуального процесса. Политический режим, будучи наиболее активным, динамичным элементом формы государства, является проводником правовой культуры и правосознания. Через правосознание (как неотъемлемую часть правовой культуры) политический режим легитимирует те ценности, которые составляют его фундамент. Разумеется, существует и обратная связь между правовой культурой и политическим режимом, поскольку политический режим либо дает позитивный импульс для ее успешного развития (через сохранение и приумножение лучших государственно-правовых традиций, соблюдение морально-нравственных основ в процессе законотворчества, разумное обновление правовой базы согласно духу времени, поощрение гражданской инициативы, накопление реформаторского опыта), либо тормозит ее совершенствование через консервацию полицейских порядков. Раскрывая сущность правосознания, следует выделить два его основных типа: демократический и антидемократический. Типичными чертами последнего являются: неразвитость юридического мышления; карательная направленность законодательства, преобладание в нем запретов, а не дозволений; ущемление естественных прав граждан, идеологизация общественных отношений, преобладание личной воли «вождя», и др. Демократический режим, напротив, опирается на достаточно развитое правосознание, признающее верховенство закона и равенство всех перед ним; либеральное законодательство; соблюдение демократических процедур законотворчества, норм международного права, на использование преимущественно методов убеждения, а не принуждения, системы стимулирования социально-полезного поведения, и т. д. Рекомендуемая литература 1. Алексеев Н. Н. Русский народ и государство. - М., 1998. 2. Арендт X. Истоки тоталитаризма. - М., 1996. 3. Арон Р. Демократия и тоталитаризм. - М., 1993. 4. Гаджиев К. С. Тоталитаризм как феномен XX века // Вопросы философии. 1992. № 2. 5. Даль Р. О демократии / Пер. с англ. А.С. Богдановского. - М., 2000. 6. Ильин М. В. Слова и смыслы: Деспотия. Империя. Держава // Полис. 1994. № 2. 7. Ковлер А.И. Кризис демократии? Демократия на рубеже XXI века. - М., 1997. 8. Маркс К. Гражданская война во Франции /./ Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 17. 9. Маркс К. Критика Готской программы // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 19. 10.Политические институты США. История и современность. - М., 1988. 11. Политические проблемы теории государства. - М., 1993. 12. Франк С. Л. Философские предпосылки деспотизма // Вопросы философии. 1992. № 3. 13. Цыганков А. П. Современные политические режимы: структура, типология, динамика. - М., 1995. 14. Чиркин В. Е. Нетипичные формы правления в современном государстве // Государство и право. 1994. № 1. 15. Чиркин В. Е. Переходное постсоциалистическое государство: содержание и форма // Государство и право. 1997. № 1.
ТЕМА 10 («Л») Основные понятия о праве Примерный план работы 1. Экономический строй общества и право. Классово-волевая природа права. 2. Формы (источники) права. 3. Понятие исторического типа права. Методические указания Отвечая на первый вопрос, студент должен уяснить, что важным качеством любого общества является организованность, упорядоченность образующих социальную жизнь общественных отношений, а значит, объективная необходимость их социального урегулирования. «Урегулированность и порядок, – подчеркивал К. Маркс, – сами суть необходимый момент всякого способа производства, коль скоро он должен приобрести общественную устойчивость и независимость от простого случая или произвола»[4]. Регулировать (в социальной жизни) – значит определять поведение людей и их коллективов, давать им направление функционирования и развития, вводить их в рамки, целенаправленно упорядочивать. Существование и развитие социального регулирования, его место и функции в общественной жизни характеризуются рядом закономерностей. Во-первых, каждое исторически конкретное общество требует строго определенной меры социального регулирования («не больше», «не меньше»). Эта мера зависит от требований данного экономического базиса, от этапа развития общества, особенностей общественно-экономической формации. Во-вторых, закономерной тенденцией развития социального регулирования является формирование относительно обособленных регулятивных механизмов. В-третьих, по мере развития социальной жизни происходят изменения качества регулирования, усложнение и совершенствование регулятивных механизмов. Продолжая освещение первого вопроса темы, следует уяснить, что вопрос о понятии и определении права всегда был одним из центральных в юридической науке. Так, борьбу против феодализма буржуазия вела под знаменем идей естественного права. К примеру, Г. Гроций считал правом поступок человека, согласованный с естественной природой и справедливый, а Ж.-Ж. Руссо писал, что свобода есть следствие человеческой природы, поэтому существует естественное право, которое диктуется природой человека, защищает свободу и равенство людей как их неотъемлемые права[5]. Естественное право неизменно, самостоятельно и, безусловно, в соответствии с ним должно строиться и позитивное право, создаваемое государством. Сущность права – общечеловеческая справедливость, его источник – природа человека, а цель – регулирование общественных отношений, основанных на царстве разума. Право (по своему социальному назначению) – это регулирующий фактор, призванный обеспечить организованность, упорядоченность общественной жизни. Наряду с другими средствами регулирования общественной жизни право направлено на то, чтобы обеспечить развитие и функционирование всего социального организма в соответствии с экономическими и политическими закономерностями. С практической стороны право по своему социальному назначению выступает в качестве критерия правомерного и неправомерного поведения людей: на основании юридических норм определяется, соответствует или нет поведение участников общественных отношений юридическим нормам. Следует заметить, что в теории права различаются две тенденции правопонимания. Во-первых, право рассматривается независимо (а иногда и в противопоставлении) относительно действующих законов и иных норм, принятых или санкционированных государством: оно стоит над этим «позитивным правом», служит критерием его правомерности. Во-вторых, понятие права ограничивается системой норм, соответствующих определенным признакам, закрепленных в законах или иных признаваемых государством формах. Соотношение права и закона становится, таким образом, критерием разграничения рассматриваемых тенденций. Студент (автор курсового исследования) сам должен сделать свой выбор, отдавая предпочтение той или иной концепции. Анализируя понятие исторического типа права, студент должен обратить внимание на то, что данная категория отражает закономерные связи права с другими явлениями общественной жизни, и прежде всего с экономическим базисом, выявляет диалектику общего и особенного, сущности, содержания и формы в историческом развитии правовой действительности. В понятии исторического типа выражаются некоторые основные закономерности существования и развития права. Во-первых, будучи явлением надстроечного характера, право в главных своих чертах, раскрывающих его сущность, определяется экономическим базисом общества. Во-вторых, понятие исторического типа права, в отличие от понятия права вообще, выражает не всеобщую, самую глубокую сущность этого явления, а «приземляет» право к конкретно историческому этапу его развития, ограничивает рассмотрение юридической реальности пределами конкретной общественно-экономической формации или определенной стадии цивилизационной динамики. Исторический тип права, таким образом, это этап развития сущности права, ее известная конкретизация. В-третьих, исторический тип права – это определенная стадия процесса его развития, взятого в целом. Каждая такая стадия обладает своими особенностями и общими свойствами и составляет ступень в процессе поступательного движения права от простейших форм к более сложным, от низших к высшим. Подводя итог, можно дать следующее определение: исторический тип права есть качественно определенный этап его развития, характеризующийся единством существенных признаков всех правовых систем одной общественно-экономической формации, либо того или иного этапа существования конкретной цивилизации, выражающих общность экономического базиса, социальной (классовой) сущности, принципов внутренней структуры и основных функций. Рекомендуемая литература 1. Алексеев Л. И. К вопросу об общем понятии права // Государство и право. 1993. № 6. С. 128-133. 2. Алексеев Н.Н. Основы философии права. - СПб., 1999. З. Алексеев С.С. Теория права. - М,, 1993. С.51-71; 86-94; 145-167. 4. Аннерс Э. История европейского права / Пер. со швед. - М„ 1994. 5. Бабаев В. К. Понятие права // Общая теория права. - Н. Новгород, 1993. С. 111-143. 6. Баранов В. М. Формы (источники) права // Общая теория права. - Н. Новгород, 1993. С. 247-265. 7. Бачинин В. А. Неправо (негативное право) как категория и социальная реалия // Государство и право. 2001. № 5. 8. Бержель Ж.-Л. Общая теория права. - М., 2000. 9. Берман Г. Дж. Западная традиция права: эпоха формирования / Пер. с англ. - М., 1998. 10. Богдановская И. Ю. Прецедентное право. – М., 1993. 11. Гегель Г. Философия права. – М., 1990. 12. Давид Р. Основные правовые системы современности / Пер. с франц. – М., 1988. 13. Зивс С. Л. Источники права. – М., 1981. С. 6-22, 14. История инквизиции. Средневековые процессы о ведьмах. - М., 2001 15. Кудрявцев В. Н. Право как элемент культуры // Право и власть. - М., 1990. С. 241-252. 16. Коркунов Н. М. Лекции по общей теории права. - СПб., 1914. 17. Лившиц Р. З. Теория права. - М., 1994. 18. Марченко М. Н. Сравнительное правоведение. - М., 2001. 19. Нерсесянц B. C. Haш путь к праву. От социализма к цивилизму. – М., 1992. С. 5-12; 276-294; 341-344. 20. Нерсесянц B. C. Право: многообразие определений и единство понятия // Советское государство и право. 1983. № 10. С.26-35. 21. Нерсесянц B. C. Философия права. - М., 1997. 22. Пархоменко Н. Договір у системі форм права України. - К., 2000. 23. Пархоменко Н. М. Джерела права: проблеми теорії та методології: Монографія. - К.: Юрид. думка, 2008. 24. Рабінович П. М. Основи загальної теорії права та держави. - К.: Аттіка, 2001. 25. Политико-правовые ценности: история и современность / Отв. ред. B. C. Нерсесянц. - М., 2000. С. 5-96. 26. Право в средневековом мире: Сборник статей. - СПб., 2001. Вып. 2-3. 27. Трубецкой Е. Н. Энциклопедия права. М., 1907.
ТЕМА 11 («М»)
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 329; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.127.13 (0.015 с.) |