ТОП 10:

Правовое государство и личность: состояние и развитие прав человека



Примерный план работы

1. Правовой статус личности в условиях формирования пра­вового государства.

2.Обеспечение прав и свобод личности как главная функция правового государства.

3. Совершенствование системы прав человека в условиях перехода к рынку и политической реформы.

Методические указания

Приступая к анализу темы, студент должен обратить внима­ние на то, что положение с правами человека, которое склады­вается в настоящее время в Украине, характеризуется чрезвы­чайной противоречивостью. С одной стороны, созданы благо­приятные условия для развития прав и свобод личности. Эти условия возникают в процессе демократизации общества, про­ведения реформ в экономике и политико-правовой сфере, рас­ширения международного сотрудничества в области прав чело­века и гуманитарных проблем. С другой стороны, усиливаю­щийся социальный и политический кризис, резкое социальное расслоение приводит к снижению уровня социальной защищен­ности человека. Вследствие противоречивости законодатель­ства и связанной с ним юридической неопределенности в реше­нии многих жизненных вопросов появились признаки неустой­чивости правового статуса граждан, снижается уровень гарантий прав и свобод личности.

Серьезным фактором, влияющим на правовую ситуацию в стране, стал национальный вопрос. Рост национального само­сознания людей, новые подходы к решению проблем государ­ственного устройства с учетом роли регионов создали совер­шенно иную ситуацию, поставили на повестку дня вопрос об обновлении административного устройства. Так что спектр проблемы, являющей­ся темой курсового сочинения, довольно широк. Поэтому студенту следует ограничить круг вопросов. В частности, следует подвергнуть анализу понятие «правовой статус личности». Эта категория не только многоаспектна, но и многоэлементна, поэтому неслучайно различие подходов к ее анализу. Можно предложить для анализа понятие правового статуса личности как юри­дически закрепленного положения личности в обществе, т. е. системы прав и обязанностей, законодательно закрепленных государством.

Логичным продолжением первого вопроса является ана­лиз проблемы обеспечения прав и свобод личности как основ­ной функции правового государства. Здесь студент должен обратить внимание на то, что исходным пунктом и конечной целью формирования правового государства должно стать обеспечение прав и свобод человека, ибо гарантирование субъективных прав, их юридическое обеспечение имеет не только теоретическое, но и практическое значение для право­вого статуса личности.

Завершается работа анализом путей совершен­ствования системы прав человека в условиях перехода к рынку и политической реформы. Здесь следует обратить внимание на то, что переход государства к рынку ставит зада­чу по-новому рассматривать вопросы экономической свободы личности, создать новые правовые механизмы ее обеспечения. Это требование обусловлено подписанием Украинским государ­ством Итогового венского документа и Парижской хартии для новой Европы, где наше государство взяло на себя обязатель­ство приведения законодательства в соответствие с междуна­родными правилами, содержанием основных принципов эконо­мической свободы личности, осуществляемой в условиях де­мократии и защищаемой верховенством закона. Кроме этого автору работы следует проанализировать главу Конституции Украины, закрепляющую права и свободы че­ловека и гражданина, а также Законы «О собственнос­ти», «О предприятиях и предпринимательской деятельности», новый Гражданский кодекс (ч. 1), юридически закрепившие институт частной собственности.

Наконец, предметом рассмотрения должны стать вопросы развития политических прав и свобод в условиях политической реформы.

Рекомендуемая литература

1. Конституція України // Відомості Верховної Ради. - 1996. - № 30. - Ст. 141.

2. Бережнов А. Г. Права личности: некоторые вопросы тео­рии. - М., 1991.

3. Бойцова В. И. Идея правового государства в трудах рус­ских юристов (административно-правовой аспект) // Правове­дение. 1991. - С. 62-66.

4. Всеобщая декларация прав человека. Утверждена и провозглашена Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.48 //Права человека. Основные международные документы: Сб. докумен­тов. - М., 1989. - С. 134-142.

5. Любашиц В. Я. Гражданское общество как исторический тип социальной организации // Северо-Кавказский юридичес­кий вестник. 1998. № 2. - С. 44-54.

6. Любашиц В. Я. Гражданское общество: понятие, основ­ные принципы функционирования // Юрист-Правоведъ. 2000. 1. - С. 16-22.

7. Любашиц В. Я. Правовое государство и основные принци­пы его функционирования // Вестник Луганского института внутренних дел МВД Украины. Спец. вып. - Луганск. 2001. - С. 32-36.

8. Мордовцев А. Ю. Толерантность в контексте отечественной политико-правовой ментальности: проблемы и парадоксы // IV международный философский симпозиум «Диалог цивили­заций: Восток-Запад». Вып. 1. Российский университет друж­бы народов. - М., 2000. С. 248-252.

9. Права человека и политическое реформирование (юриди­ческие, этические, социально-психологические аспекты) / Отв. ред. Е. А. Лукашева. - М., 1997.

10. Стецовский Ю. И. Право на свободу и личную неприкос­новенность: Нормы и действительность. - М., 2000.

11. Токвиль А. Демократия в Америке / Пер. с франц. - М., 1992.

ТЕМА 9 («К»)

Политический режим как элемент формы государства

Примерный план работы

1. Политический режим как совокупность методов, способов и средств осуществления власти.

2. Легитимность власти как необходимая предпосылка оформления политического режима.

3. Типология политических режимов.

4. Правовая культура и правосознание как средство и усло­вие стабилизации и гуманизации политического режима.

Методические указания

Политический режим является наиболее гибким, подвиж­ным и социально значимым элементом формы государства, свое­образным «барометром», определяющим состояние и каче­ственное содержание государственности, степень ее демокра­тичности, тенденции развития, взаимодействие с гражданским обществом, сочетание силовых и несиловых методов властвова­ния, уровень политического и идеологического плюрализма, готовности к сотрудничеству и компромиссам.

Приступая к анализу первого вопроса, студенту следует иметь в виду, что политический режим отражает стратегию и тактику управляющих элит и ответную реакцию на нее управляемой части населения (иногда этот процесс происхо­дит в обратном направлении) в управлении делами общества и государства.

Среди методов, реализуемых политическими режимами, в науке выделяют революционные, военные, реформаторские, «путчистские», консервативные способы властвования.

Следует обратить внимание на средства, возникающие вне сферы политики, но активно используемые в интересах полити­ческого режима (культурные, этические, общественные нормы, традиции, идеология, доверие и др.); средства, возникающие в сфере политики, создаваемые самой властью (политическое знание, ораторское искусство, символика и ритуалы, СМИ, пропаганда, общественные движения, митинги, собрания, ма­нифестации; принуждение, харизма и т. п.).

Органической частью государственного и политического режимов выступает правовой режим. В зависимости от того, какие средства (стимулы или ограничения) доминируют в пра­вовом режиме, он может быть либо стимулирующим, либо ог­раничивающим. Первый создает благоприятные юридические условия для удовлетворения тех или иных интересов, второй – нацелен на их сдерживание. Стимулирующие начала выступа­ют более гибкими способами регулирования, являясь правовым выражением свободы личности, незаменимым механизмом со­действия самоуправлению, средством укрепления демократи­ческих основ.

Общепризнанным средством утверждения демократическо­го политического режима является развитая многопартийная система.

В настоящее время можно говорить о своего рода «всплеске» украинской многопартийности, что закономерно вызывает ос­трую необходимость в создании надлежащей правовой базы, чего до сих пор не наблюдается.

Многопартийность в условиях демократического политичес­кого режима не является самоцелью, а служит прежде всего способом формирования политических структур, участвуя в государственной власти в качестве средства ее демократической реализации.

Акцентируя внимание на категориях формы и содержания политической власти, ее функциях, формах их осуществления, уровнях реализации властных отношений, к основным функ­циям власти студенту следует отнести господство, руководство, управление и контроль. При этом в механизме функционирова­ния политической власти выделяются три основных уровня:

Ø макровласть – высший уровень деятельности централь­ных государственных институтов и политических отношений, складывающихся между ними и обществом;

Ø мезовласть – средний уровень политической власти, свя­зывающий два крайних и различных уровня политических вла­стных отношений;

Ø микровласть – отношения власти в сфере межличност­ных отношений внутри малых групп.

Продолжая освещение вопроса, следует обратить внимание на разграничение политической и государственной власти как принцип функционирования политического режима. В частно­сти, в пользу разграничения политической и государственной власти свидетельствуют следующие аргументы:

— государственная власть, будучи публичной, выступает от имени всего общества, всего народа (а не какой-либо его части и социальной группы, являющейся субъектом политической власти), имеет «публичную» материальную основу (казенное имущество, налоги и т. д.);

— в отличие от политической, государственная власть име­ет свойственные ей три основные ветви (законодательная, ис­полнительная, судебная) с соответствующими прерогативами;

— одним из субъектов политической власти выступают органы местного самоуправления.

Из данного различия политической и государственной вла­сти вытекает несовпадение политического и государственного режимов, хотя они и тесно взаимосвязаны.

Приступая к освещению второго вопроса, студенту следует обратить внимание на то, что категория легитимности получи­ла классическую расшифровку и анализ в работах немецкого историка, социолога и юриста М. Вебера.

Тем не менее рассматривать сегодня легитимность в русле веберовской методологии уже явно недостаточно, поскольку в ней ощутимы противоречия, вся она пронизана кризисным на­строением переходной эпохи рубежа XIX-XX вв. Это касается, например, отсутствия четкого критерия выделения типов легитимности (традиционного, харизматического, рационального), а также различия между двумя объектами легитимации: лич­ной власти и политического режима.

Думается, в настоящее время одним из проводников легити­мации (или делегитимации!) власти могут служить средства массовой информации, поскольку они способны существенно влиять на отношение населения к власти, к политическим со­бытиям, переменам, формируя соответствующее общественное мнение.

Другим средством легитимации политической власти, на наш взгляд, является государственная символика. В любой стране государственный флаг и герб выражают основную идею государ­ства, объединяет людей вокруг определенных целей, задач, иде­ологии, культурно-исторических традиций и ценностей.

Однако легальность и легитимность могут и не совпадать.

В итоге государственный режим можно определить как со­вокупность форм, методов, способов и средств властвования, через которые государственная власть легитимирует свое суще­ствование и функционирование.

Приступая к рассмотрению вопроса о типологии политичес­ких режимов, студенту следует рассмотреть различные подходы к классификации политических режимов, выявить их основные отличительные признаки, определить общее и особенное в поли­тических режимах, их «оттенки», специфику. В настоящее вре­мя типология политических режимов разработана недостаточ­но полно и всесторонне.

Представляется, что уместно было бы включить в типологию политических режимов деспотический режим, как историчес­кий предшественник режима тоталитарного; режим, отражаю­щий специфику властвования на Востоке. Подобные режимы сложились с древнейших времен в Египте, Ассирии, Урарту, Вавилоне, Китае и других восточных государствах. Продолжая анализ, студент должен обратить внимание на шкалу режимов, предлагаемую Б. П. Курашвили, которая включает 6 объектив­но возможных режимов:

— тоталитарный (чрезмерно, извращенно авторитарный, обычно террористический, тиранический);

— жестко авторитарный;

— авторитарно-демократический;

— демократически-авторитарный;

— развернуто-демократический;

— анархо-демократический.

Однако приведенная шкала является не вполне обоснован­ной. В частности, так и остается неясным, как отличить «жес­тко авторитарный» режим от «тоталитарного», не совсем понят­но сочетание «демократически-авторитарный» и «авторитарно-демократический». Вызывает сомнение и выделение в особый тип «анархо-демократического» режима, так как анархия и демократия – это несовместимые понятия.

Анализируя последний вопрос темы, студенту следует хоро­шо усвоить, что правовая культура представляет собой юриди­ческое «богатство», выраженное в достигнутом уровне развития регулятивных качеств права, накопленных правовых ценно­стей, тех особенностей права, которые относятся к духовной культуре, к правовому прогрессу.

Наиболее объективным показателем уровня правовой куль­туры общества является степень развитости его государственно-правовых институтов и норм. Особое место в формировании правовой культуры, а следовательно, и в демократизации поли­тического режима, принадлежит правовому мышлению как разновидности общеинтеллектуального процесса. Политичес­кий режим, будучи наиболее активным, динамичным элемен­том формы государства, является проводником правовой куль­туры и правосознания. Через правосознание (как неотъемлемую часть правовой культуры) политический режим легитимирует те ценности, которые составляют его фундамент.

Разумеется, существует и обратная связь между правовой культурой и политическим режимом, поскольку политический режим либо дает позитивный импульс для ее успешного разви­тия (через сохранение и приумножение лучших государственно-правовых традиций, соблюдение морально-нравственных основ в процессе законотворчества, разумное обновление правовой базы согласно духу времени, поощрение гражданской инициати­вы, накопление реформаторского опыта), либо тормозит ее совер­шенствование через консервацию полицейских порядков.

Раскрывая сущность правосознания, следует выделить два его основных типа: демократический и антидемократический. Типичными чертами последнего являются: неразвитость юриди­ческого мышления; карательная направленность законодатель­ства, преобладание в нем запретов, а не дозволений; ущемление естественных прав граждан, идеологизация общественных отно­шений, преобладание личной воли «вождя», и др.

Демократический режим, напротив, опирается на достаточ­но развитое правосознание, признающее верховенство закона и равенство всех перед ним; либеральное законодательство; со­блюдение демократических процедур законотворчества, норм международного права, на использование преимущественно ме­тодов убеждения, а не принуждения, системы стимулирования социально-полезного поведения, и т. д.

Рекомендуемая литература

1. Алексеев Н. Н. Русский народ и государство. - М., 1998.

2. Арендт X. Истоки тоталитаризма. - М., 1996.

3. Арон Р. Демократия и тоталитаризм. - М., 1993.

4. Гаджиев К. С. Тоталитаризм как феномен XX века // Воп­росы философии. 1992. № 2.

5. Даль Р. О демократии / Пер. с англ. А.С. Богдановского. - М., 2000.

6. Ильин М. В. Слова и смыслы: Деспотия. Империя. Держа­ва // Полис. 1994. № 2.

7. Ковлер А.И. Кризис демократии? Демократия на рубеже XXI века. - М., 1997.

8. Маркс К. Гражданская война во Франции /./ Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 17.

9. Маркс К. Критика Готской программы // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 19.

10.Политические институты США. История и современ­ность. - М., 1988.

11. Политические проблемы теории государства. - М., 1993.

12. Франк С. Л. Философские предпосылки деспотизма // Вопросы философии. 1992. № 3.

13. Цыганков А. П. Современные политические режимы: структура, типология, динамика. - М., 1995.

14. Чиркин В. Е. Нетипичные формы правления в современ­ном государстве // Государство и право. 1994. № 1.

15. Чиркин В. Е. Переходное постсоциалистическое государ­ство: содержание и форма // Государство и право. 1997. № 1.

 

 

ТЕМА 10 («Л»)

Основные понятия о праве

Примерный план работы

1. Экономический строй общества и право. Классово-воле­вая природа права.

2. Формы (источники) права.

3. Понятие исторического типа права.

Методические указания

Отвечая на первый вопрос, студент должен уяснить, что важным качеством любого общества является организован­ность, упорядоченность образующих социальную жизнь обще­ственных отношений, а значит, объективная необходимость их социального урегулирования. «Урегулированность и поря­док, – подчеркивал К. Маркс, – сами суть необходимый мо­мент всякого способа производства, коль скоро он должен при­обрести общественную устойчивость и независимость от просто­го случая или произвола»[4].

Регулировать (в социальной жизни) – значит определять поведение людей и их коллективов, давать им направление функционирования и развития, вводить их в рамки, целена­правленно упорядочивать.

Существование и развитие социального регулирования, его место и функции в общественной жизни характеризуются рядом закономерностей. Во-первых, каждое исторически кон­кретное общество требует строго определенной меры социального регулирования («не больше», «не меньше»). Эта мера зависит от требований данного экономического базиса, от этапа разви­тия общества, особенностей общественно-экономической фор­мации. Во-вторых, закономерной тенденцией развития соци­ального регулирования является формирование относительно обособленных регулятивных механизмов. В-третьих, по мере развития социальной жизни происходят изменения качества регулирования, усложнение и совершенствование регулятив­ных механизмов.

Продолжая освещение первого вопроса темы, следует уяс­нить, что вопрос о понятии и определении права всегда был од­ним из центральных в юридической науке. Так, борьбу против феодализма буржуазия вела под знаменем идей естественного права. К примеру, Г. Гроций считал правом поступок челове­ка, согласованный с естественной природой и справедливый, а Ж.-Ж. Руссо писал, что свобода есть следствие человеческой природы, поэтому существует естественное право, которое дик­туется природой человека, защищает свободу и равенство лю­дей как их неотъемлемые права[5]. Естественное право неизмен­но, самостоятельно и, безусловно, в соответствии с ним должно строиться и позитивное право, создаваемое государством. Сущ­ность права – общечеловеческая справедливость, его источ­ник – природа человека, а цель – регулирование обществен­ных отношений, основанных на царстве разума.

Право (по своему социальному назначению) – это регулиру­ющий фактор, призванный обеспечить организованность, упо­рядоченность общественной жизни. Наряду с другими сред­ствами регулирования общественной жизни право направлено на то, чтобы обеспечить развитие и функционирование всего социального организма в соответствии с экономическими и политическими закономерностями.

С практической стороны право по своему социальному на­значению выступает в качестве критерия правомерного и не­правомерного поведения людей: на основании юридических норм определяется, соответствует или нет поведение участни­ков общественных отношений юридическим нормам.

Следует заметить, что в теории права различаются две тен­денции правопонимания. Во-первых, право рассматривается независимо (а иногда и в противопоставлении) относительно действующих законов и иных норм, принятых или санкциони­рованных государством: оно стоит над этим «позитивным пра­вом», служит критерием его правомерности. Во-вторых, поня­тие права ограничивается системой норм, соответствующих определенным признакам, закрепленных в законах или иных признаваемых государством формах. Соотношение права и за­кона становится, таким образом, критерием разграничения рассматриваемых тенденций. Студент (автор курсового иссле­дования) сам должен сделать свой выбор, отдавая предпочтение той или иной концепции.

Анализируя понятие исторического типа права, студент должен обратить внимание на то, что данная категория отража­ет закономерные связи права с другими явлениями обществен­ной жизни, и прежде всего с экономическим базисом, выявляет диалектику общего и особенного, сущности, содержания и фор­мы в историческом развитии правовой действительности. В по­нятии исторического типа выражаются некоторые основные за­кономерности существования и развития права. Во-первых, бу­дучи явлением надстроечного характера, право в главных своих чертах, раскрывающих его сущность, определяется экономичес­ким базисом общества. Во-вторых, понятие исторического типа права, в отличие от понятия права вообще, выражает не всеоб­щую, самую глубокую сущность этого явления, а «приземляет» право к конкретно историческому этапу его развития, ограничи­вает рассмотрение юридической реальности пределами конкрет­ной общественно-экономической формации или определенной стадии цивилизационной динамики. Исторический тип права, таким образом, это этап развития сущности права, ее извест­ная конкретизация. В-третьих, исторический тип права – это определенная стадия процесса его развития, взятого в целом.

Каждая такая стадия обладает своими особенностями и общи­ми свойствами и составляет ступень в процессе поступательного движения права от простейших форм к более сложным, от низ­ших к высшим.

Подводя итог, можно дать следующее определение: истори­ческий тип права есть качественно определенный этап его развития, характеризующийся единством существенных признаков всех правовых систем одной общественно-экономи­ческой формации, либо того или иного этапа существования конкретной цивилизации, выражающих общность экономичес­кого базиса, социальной (классовой) сущности, принципов внутренней структуры и основных функций.

Рекомендуемая литература

1. Алексеев Л. И. К вопросу об общем понятии права // Госу­дарство и право. 1993. № 6. С. 128-133.

2. Алексеев Н.Н. Основы философии права. - СПб., 1999.

З. Алексеев С.С. Теория права. - М,, 1993. С.51-71; 86-94; 145-167.

4. Аннерс Э. История европейского права / Пер. со швед. - М„ 1994.

5. Бабаев В. К. Понятие права // Общая теория права. - Н. Новгород, 1993. С. 111-143.

6. Баранов В. М. Формы (источники) права // Общая теория права. - Н. Новгород, 1993. С. 247-265.

7. Бачинин В. А. Неправо (негативное право) как категория и социальная реалия // Государство и право. 2001. № 5.

8. Бержель Ж.-Л. Общая теория права. - М., 2000.

9. Берман Г. Дж. Западная традиция права: эпоха формиро­вания / Пер. с англ. - М., 1998.

10. Богдановская И. Ю. Прецедентное право. – М., 1993.

11. Гегель Г. Философия права. – М., 1990.

12. Давид Р. Основные правовые системы современности / Пер. с франц. – М., 1988.

13. Зивс С. Л. Источники права. – М., 1981. С. 6-22,

14. История инквизиции. Средневековые процессы о ведь­мах. - М., 2001

15. Кудрявцев В. Н. Право как элемент культуры // Право и власть. - М., 1990. С. 241-252.

16. Коркунов Н. М. Лекции по общей теории права. - СПб., 1914.

17. Лившиц Р. З. Теория права. - М., 1994.

18. Марченко М. Н. Сравнительное правоведение. - М., 2001.

19. Нерсесянц B. C. Haш путь к праву. От социализма к цивилизму. – М., 1992. С. 5-12; 276-294; 341-344.

20. Нерсесянц B. C. Право: многообразие определений и един­ство понятия // Советское государство и право. 1983. № 10. С.26-35.

21. Нерсесянц B. C. Философия права. - М., 1997.

22. Пархоменко Н. Договір у системі форм права України. - К., 2000.

23. Пархоменко Н. М. Джерела права: проблеми теорії та методології: Монографія. - К.: Юрид. думка, 2008.

24. Рабінович П. М. Основи загальної теорії права та держави. - К.: Аттіка, 2001.

25. Политико-правовые ценности: история и современность / Отв. ред. B. C. Нерсесянц. - М., 2000. С. 5-96.

26. Право в средневековом мире: Сборник статей. - СПб., 2001. Вып. 2-3.

27. Трубецкой Е. Н. Энциклопедия права. М., 1907.

 

ТЕМА 11 («М»)







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.55.168 (0.016 с.)