Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государство и общество: соотношение понятий

Поиск

Примерный план работы

1. Общество и государство: становление отношений.

2. Этапы развития общества и государства.

3. Демократизация общества и государства.

Методические указания

Приступая к анализу темы, студент должен хорошо предста­вить, что в многообразии проблем демократического обновле­ния современного общества особое место занимают вопросы вза­имоотношений его с государством. Демократизация общества становится реальной, если ее поддерживает и защищает госу­дарство, которое, однако, выступает гарантом проводимых демократических реформ лишь в той мере, в какой само демокра­тически преобразуется. Опыт свидетельствует, что дестабилиза­ция социально-политических процессов, нарастание в них деструктивности во многом обусловлены нарушением гармонии во взаимоотношениях между обществом и государством. В этой связи студенту при освещении первого вопроса темы необ­ходимо сделать прежде всего концептуальный анализ соотно­шения общества и государства, рассмотреть сущностные ха­рактеристики государства.

В процессе анализа второго вопроса следует рассмотреть основные этапы эволюции Украинского государства и общества, выявить глубинные причины деформации государства. Необхо­димо обратить внимание на то, что в политической жизни первых послеоктябрьских лет государство формировалось в авто­ритарно-бюрократической среде, в условиях низкой полити­ческой и правовой культуры масс, недостатка в обществе демократических традиций и опыта. В ходе гражданской вой­ны, послевоенной разрухи, коллективизации и индустриализа­ции значительные массы людей были вытеснены из традицион­ных секторов экономики. Для миллионов люмпенизированно­го населения со старым образом жизни было покончено, а в новый они не вошли, либо вообще оказались без определенных профессиональных занятий. Вхождение этих слоев и групп в политический процесс сопровождалось тем, что они привнесли в общественно-политическую сферу особого типа ожидания и притязания. Они не стремились стать самостоятельными хозя­евами, собственниками средств производства, так как самосто­ятельность и свобода неотделимы от ответственности и рис­ка. Они стремились, в первую очередь, получить социальные га­рантии и помощь от государства и именно с этим обращались к революционной власти. В условиях дилеммы: государствен­ная или общественная собственность, опека или самостоя­тельность, они тяготеют к первой из альтернатив. Поэтому они требуют сильного, даже всесильного государства. Эти обстоя­тельства в сочетании с партийным радикализмом создавали необходимые предпосылки для полного огосударствления об­щественной жизни.

Студенту следует также иметь в виду, что к началу 30-х гг. в обществе сформировались предпосылки для утверждения ав­торитарно-бюрократического государства и его перерастания в государство тоталитарное. Сталинизм, собственно говоря, стал возможен, когда в обществе существенно усилились этати­стские тенденции, изменился политический режим, методы осуществления власти, утвердилась командно-централизован­ная экономика. Культ личности является одним из атрибутов этатизированного до пределов общества и чаще всего возника­ет на определенном этапе его этатизации.

Завершается курсовое сочинение анализом тех измене­ний, которые происходят во взаимоотношениях общества и государства в ходе демократизации. В этой связи студенту надо обратить внимание на то, что дальнейшее демократичес­кое развитие общества, раскрытие и реализация его созида­тельных сил зависят от уровня самостоятельности и ответ­ственности общественно-политических и государственно-правовых структур в процессе их деятельности. Изменяясь под влиянием демократизации, они должны все в большей степени улавливать и согласовывать интересы различных со­циальных сил, способствовать гражданам в реализации тех прав и свобод, которые записаны Конститу­ции Украины.

Рекомендуемая литература

1. Бережнов К. Г. Права личности: некоторые вопросы тео­рии. - М., 1991.

2. Бойцова В. И. Идея правового государства в трудах рус­ских юристов (административно-правовой аспект) // Краеведе­ние. 1991. С. 62-66.

3. Витрук Н. В. Право человека: состояние и перспективы развития // Право и власть. - М., 1990. С. 154-179.

4. Всеобщая декларация прав человека. Утверждена и про­возглашена Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.48 // Права человека. Основные международные документы: Сб. док. - М., 1993. С.134-142.

5. Иванников И. Л. И. В. Сталин и советское государство: идеи и практика их реализации. - Ростов н/Д, 1998.

6. Любашиц В. Я. Гражданское общество: понятие, основ­ные принципы функционирования // Юрист-Правоведъ, 2000. № 1. С. 16-22.

7. Малеин Н. С. О социальной защищенности личности в правовом государстве // Советское государство и право. 1990. №6. С. 16-21.

8. Мамут Л. С. Государство в ценностном измерении. - М.,: 1998.

9. Нерсесянц B. C. Постсоветское общество, право и государ­ство: проблемы и тенденции развития. Государство и право на рубеже веков: Материалы Всероссийской конференции. - М., 2001. С.3-7.

10. Общая теория права и государства / Под ред. акад. В. В. Лазарева. - М., 1994.

11. Общая теория государства и права. Академический курс. - М., 1998. Т. 1.

12. Права человека как фактор стратегии устойчивого раз­вития / Отв. ред. Е. А Лукашева. - М., 2000.

13. Савин В. Н. Ответственность государственной власти пе­ред обществом // Государство и право. 2000. № 12.

14. Социальное государство и защита прав человека / Отв. ред. Е. А. Лукашева. - М., 1994.

15. Токвилъ А. Демократия в Америке / Пер. с франц. - М., 1992.

16. Хропанюк В. Н. Теория государства и права. - М., 1984. С.48-61;157-159; 246-256.

17. Явич Л. С. Господство права (к концепции правового государства в СССР) // Правоведение. 1990. № 5. С. 11-29.

 

ТЕМА 20 («Щ»)

Нормативные акты. Конституция Украины – основной нормативный акт

Примерный план работы

1. Понятие нормативных актов. Основные особенности нор­мативно-правовых актов.

2. Виды нормативно-правовых актов и их система. Их дей­ствие во времени, в пространстве и по кругу лиц.

3. Конституция Украины в системе нормативных актов.

Методические указания

Отвечая на первый вопрос плана, студент должен дать определение понятия нормативного акта. При этом следует обра­тить внимание на те общие признаки, которые свойственны нормативным актам, принимаемым государственными орга­нами, политическими, общественными и кооперативными организациями. Следует также выделить особенности норма­тивно-правовых актов, исходящих от имени государства, по сравнению с иными нормативными актами, действующими в обществе, дать определение понятия нормативно-правового акта, подчеркнуть специфический характер признаков, которыми они отличаются от актов реализации норм права. Изло­жение данных вопросов желательно иллюстрировать конкрет­ными примерами.

При изложении второго вопроса необходимо подчеркнуть системный характер нормативно-правовых актов государства, дать характеристику отдельным видам нормативно-правовых актов с использованием научной, справочной литературы и кон­кретных нормативно-правовых актов, раскрыть содержание основных принципов их действия во времени, в пространстве и по кругу лиц. При этом можно проанализировать причины раз­растания ведомственного нормотворчества и связанного с этим принижения роли законов, дать характеристику меропри­ятий, направленных на преодоление данной деформации.

Отвечая на третий вопрос плана, необходимо рассмотреть основные признаки Конституции Украины, выделяющие ее из всей системы нормативно-правовых актов государства, рас­крыть значение Конституции как основы текущего законода­тельства. Далее следует уделить особое внимание характеристи­ке процесса осуществления правовой реформы, ее содержанию и объективной необходимости.

Рекомендуемая литература

1. Алексеев С. С. Теория права. - М., 1993.

2. Апт Л. Ф. Совершенствование учета нормативных актов с помощью ЭВМ // Советское государство и право. 1990. № 1.

3. Завадская Л. Н. Концепция закона: отрицание отрица­ния // Теория права: новые идеи. - М., 1993. Вып. 3. С. 4-12.

4. Конституция, закон, подзаконный акт / Отв. ред. Ю. А. Тихомиров. - М., 1994.

5. Коркунов Н. М. Лекции по общей теории права. - СПб., 1914.

6. Котенков А. А. Президент – Парламент: становление взаимоотношений в законодательном процессе // Государство и право. - 1998. № 9.

7. Лившиц Р. З. Теория права. - М., 1994.

8. Нерсесянц B. C. Общая теория права и государства. - М., 2000.

9. Общая теория права и государства / Под ред. акад. В. В. Лазарева. - М., 1994.

10. Общая теория государства и права. Академический курс. - М., 1998. Т. 2.

11.Теория права и государства / Под ред. Г. Н. Манова. - М., 1996.

12. Тихомиров Ю. А. Теория закона. - М., 1982.

13. Шохин А. Взаимодействие властей в законодательном процессе. - М., 1997.

14. Эбзеев Б. С. Конституция. Правовое государство. Консти­туционный суд. - М., 1997.

15. Язык закона / Под ред. А. С. Пиголкина. - М., 1990.

ТЕМА 21 («Э»)

Механизм государства

Примерный план работы

1. Понятие механизма государства.

2. Классификация органов государства.

3. Основные принципы организации и деятельности аппара­та государства, их развитие в современных условиях.

Методические указания

Рассматривая первый вопрос темы, следует дать понятие ме­ханизма государства и государственного органа, подчеркнуть значение аппарата в осуществлении задач и функций государ­ства, раскрыть место и значение в административной системе.

Анализируя данный вопрос, студент должен.обратить вни­мание на следующие особенности механизма государства.

Во-первых, он состоит из особого разряда людей, занимаю­щихся управлением. Во-вторых, он представляет собой систему государственных органов и учреждений, связанных иерархи­ческой подчиненностью и правомочных совершать действия, составляющие монополию государства. В-третьих, для обеспе­чения своих властных велений он располагает необходимыми организационными средствами, непосредственными орудиями принуждения, соответствующими техническому уровню каж­дой эпохи.

Без организационно-материальных средств как «веществен­ных придатков» для принуждения к исполнению своих веле­ний не может обходиться ни одно государство. Не случайно в научной литературе механизм государства часто именуется государственной машиной или государственным аппаратом (целесообразно представить различные позиции, мнения со­временных авторов по вопросу о соотношении категорий «го­сударственный механизм» и «государственный аппарат»).

При освещении второго вопроса необходимо дать классифи­кацию органов государства, обратив особое внимание на следу­ющие только ему присущие специфические особенности. Во-первых, орган государства как первичная клеточка государ­ственного механизма состоит из особого разряда людей, которые выполняют особые управленческие функции. Во-вторых, орган государства наделен властными полномочиями, имеет соответ­ствующую компетенцию, которая обычно закрепляется в Ос­новном законе государства.

При освещении третьего вопроса необходимо привлекать кон­кретный фактический материал, желательно связанный с опреде­ленным регионом. Здесь нужно рассмотреть основные принципы организации и деятельности органов государства. В этой связи, студент должен иметь в виду, что реформирование украинского общества выдвигает в качестве одной из главных проблему поли­тической власти, поиска более совершенной модели ее устройства и функционирования. В условиях нарождающихся рыночных от­ношений, становления принципиально новой социальной струк­туры, выстраивается и новая политическая система, структура и институты которой по-иному связаны между собой. Поэтому сле­дует обратить самое пристальное внимание на основные принципы организации и деятельности аппарата современного государства.

Рекомендуемая литература

1. Баренбойм П. 3000 лет доктрины разделения властей. Суд Сьютера. - М., 1996.

2. Вельский К. С. Разделение властей и ответственность в аппарате государственного управления. - М., 1990.

3. Вебер М. Избранные произведения / Пер. с нем. - М., 1990.

4. Графский В. Т. Государство и технократия. - М., 1981.

5. Зверев А. Ф. Теория бюрократии: от М. Вебера к Л. фон Мизесу // Государство и право. 1992. № 1. С. 88-94.

6.Общая теория государства и права. Академический курс. Т. 1. - М., 1998.

7. Общая теория права и государства / Под ред. акад. В. В. Лазарева. - М., 1994.

8. Теория государства и права / Под ред. Н. И. Матузова, А.В. Малько. - М., 1997.

9. Теория государства и права (схемы и комментарии) / Под ред. Р. А. Ромашова. - СПб., 2000.

10. Тихомиров Ю. А. Государственность: крах или воскреше­ние? // Государство и право. 1992. С. 11-19.

11. Хропанюк В. Н. Теория государства и права. - М., 1994.

12. Чиркин B. C. Основы сравнительного государствоведения. - М., 1997.

13. Энтин Л. М. Разделение властей: опыт современных го­сударств. - М., 1995.

ТЕМА 22 («Ю»)

Применение норм права

Примерный план работы,

1. Реализация права, его механизм и форма.

2. Применение норм права как одна из форм реализации права.

3. Стадии применения права. Требования законности при применении норм права.

4. Акты применения права и его основные особенности.

Методические указания

Отвечая на первый вопрос плана, необходимо сформулиро­вать понятие и указать на важность правильной и эффективной реализации требований норм права. Затем следует рассмотреть основные формы реализации права, используемые в процессе правового регулирования общественных отношений, дать их клас­сификацию на основе обоснования соответствующего критерия. Далее следует определить понятие и раскрыть сущность примене­ния права как особой формы реализации норм права. При этом необходимо показать наличие различных точек зрения по вопро­су о круге субъектов, применяющих право.

Далее следует рассмотреть вопрос об условиях правильного применения права органами государства. Ответы на данные вопросы имеются в учебной и монографической литературе, рекомендованной к теме.

При изложении ответа на второй вопрос плана должны быть раскрыты специфические особенности каждой стадии процес­са применения права и сформулированы требования законнос­ти, которые предъявляются к деятельности органов государства на каждой из стадий. Необходимо широко проиллюстрировать примерами из практики деятельность органов, применяющих право.

Ответ на последний вопрос плана предполагает раскрытие ос­новных черт, характеризующих акты применения права и их отличие от нормативных актов. Эти отличия следует показать на конкретных примерах. При этом должны быть сформулированы понятия нормативного акта и акта применения норм права.

Рекомендуемая литература

1.Алексеев С. С. Восхождение к праву. Поиски и решения. - М.,2001.

2. Бержель Ж.-Л. Общая теория права. - М., 2000.

3. Боннер А. Т. Законность и справедливость в правоприме­нительной деятельности.- М., 1992.

4. Венгеров А. Б. Теория государства и права. - М., 1998.

5. Вопленко Н. Н. Толкование права // Общая теория права. - Н. Новгород, 1993. С. 368-386.

6. Лазарев В. В. Реализация права // Общая теория права. - Н. Новгород, 1993. С. 354-367.

7. Лившиц Р. З. Теория права. - М., 1994.

8. Общая теория государства и права. Академический курс. - М., 1998. Т. 2.

9. Оксамытный В. В. Правомерное поведение личности. - Киев, 1985.

10. Соцуро Л. В. Неофициальное толкование норм права. - М.,2000.

11. Теория права и государства / Под ред. Г. Н. Манова. - М., 1996.

12. Эффективность закона: методология и конкретные исследования. - М., 1997.

ТЕМА 23 («Я»)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 344; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.147.12 (0.012 с.)