Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Государство и общество: соотношение понятий↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Примерный план работы 1. Общество и государство: становление отношений. 2. Этапы развития общества и государства. 3. Демократизация общества и государства. Методические указания Приступая к анализу темы, студент должен хорошо представить, что в многообразии проблем демократического обновления современного общества особое место занимают вопросы взаимоотношений его с государством. Демократизация общества становится реальной, если ее поддерживает и защищает государство, которое, однако, выступает гарантом проводимых демократических реформ лишь в той мере, в какой само демократически преобразуется. Опыт свидетельствует, что дестабилизация социально-политических процессов, нарастание в них деструктивности во многом обусловлены нарушением гармонии во взаимоотношениях между обществом и государством. В этой связи студенту при освещении первого вопроса темы необходимо сделать прежде всего концептуальный анализ соотношения общества и государства, рассмотреть сущностные характеристики государства. В процессе анализа второго вопроса следует рассмотреть основные этапы эволюции Украинского государства и общества, выявить глубинные причины деформации государства. Необходимо обратить внимание на то, что в политической жизни первых послеоктябрьских лет государство формировалось в авторитарно-бюрократической среде, в условиях низкой политической и правовой культуры масс, недостатка в обществе демократических традиций и опыта. В ходе гражданской войны, послевоенной разрухи, коллективизации и индустриализации значительные массы людей были вытеснены из традиционных секторов экономики. Для миллионов люмпенизированного населения со старым образом жизни было покончено, а в новый они не вошли, либо вообще оказались без определенных профессиональных занятий. Вхождение этих слоев и групп в политический процесс сопровождалось тем, что они привнесли в общественно-политическую сферу особого типа ожидания и притязания. Они не стремились стать самостоятельными хозяевами, собственниками средств производства, так как самостоятельность и свобода неотделимы от ответственности и риска. Они стремились, в первую очередь, получить социальные гарантии и помощь от государства и именно с этим обращались к революционной власти. В условиях дилеммы: государственная или общественная собственность, опека или самостоятельность, они тяготеют к первой из альтернатив. Поэтому они требуют сильного, даже всесильного государства. Эти обстоятельства в сочетании с партийным радикализмом создавали необходимые предпосылки для полного огосударствления общественной жизни. Студенту следует также иметь в виду, что к началу 30-х гг. в обществе сформировались предпосылки для утверждения авторитарно-бюрократического государства и его перерастания в государство тоталитарное. Сталинизм, собственно говоря, стал возможен, когда в обществе существенно усилились этатистские тенденции, изменился политический режим, методы осуществления власти, утвердилась командно-централизованная экономика. Культ личности является одним из атрибутов этатизированного до пределов общества и чаще всего возникает на определенном этапе его этатизации. Завершается курсовое сочинение анализом тех изменений, которые происходят во взаимоотношениях общества и государства в ходе демократизации. В этой связи студенту надо обратить внимание на то, что дальнейшее демократическое развитие общества, раскрытие и реализация его созидательных сил зависят от уровня самостоятельности и ответственности общественно-политических и государственно-правовых структур в процессе их деятельности. Изменяясь под влиянием демократизации, они должны все в большей степени улавливать и согласовывать интересы различных социальных сил, способствовать гражданам в реализации тех прав и свобод, которые записаны Конституции Украины. Рекомендуемая литература 1. Бережнов К. Г. Права личности: некоторые вопросы теории. - М., 1991. 2. Бойцова В. И. Идея правового государства в трудах русских юристов (административно-правовой аспект) // Краеведение. 1991. С. 62-66. 3. Витрук Н. В. Право человека: состояние и перспективы развития // Право и власть. - М., 1990. С. 154-179. 4. Всеобщая декларация прав человека. Утверждена и провозглашена Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.48 // Права человека. Основные международные документы: Сб. док. - М., 1993. С.134-142. 5. Иванников И. Л. И. В. Сталин и советское государство: идеи и практика их реализации. - Ростов н/Д, 1998. 6. Любашиц В. Я. Гражданское общество: понятие, основные принципы функционирования // Юрист-Правоведъ, 2000. № 1. С. 16-22. 7. Малеин Н. С. О социальной защищенности личности в правовом государстве // Советское государство и право. 1990. №6. С. 16-21. 8. Мамут Л. С. Государство в ценностном измерении. - М.,: 1998. 9. Нерсесянц B. C. Постсоветское общество, право и государство: проблемы и тенденции развития. Государство и право на рубеже веков: Материалы Всероссийской конференции. - М., 2001. С.3-7. 10. Общая теория права и государства / Под ред. акад. В. В. Лазарева. - М., 1994. 11. Общая теория государства и права. Академический курс. - М., 1998. Т. 1. 12. Права человека как фактор стратегии устойчивого развития / Отв. ред. Е. А Лукашева. - М., 2000. 13. Савин В. Н. Ответственность государственной власти перед обществом // Государство и право. 2000. № 12. 14. Социальное государство и защита прав человека / Отв. ред. Е. А. Лукашева. - М., 1994. 15. Токвилъ А. Демократия в Америке / Пер. с франц. - М., 1992. 16. Хропанюк В. Н. Теория государства и права. - М., 1984. С.48-61;157-159; 246-256. 17. Явич Л. С. Господство права (к концепции правового государства в СССР) // Правоведение. 1990. № 5. С. 11-29.
ТЕМА 20 («Щ») Нормативные акты. Конституция Украины – основной нормативный акт Примерный план работы 1. Понятие нормативных актов. Основные особенности нормативно-правовых актов. 2. Виды нормативно-правовых актов и их система. Их действие во времени, в пространстве и по кругу лиц. 3. Конституция Украины в системе нормативных актов. Методические указания Отвечая на первый вопрос плана, студент должен дать определение понятия нормативного акта. При этом следует обратить внимание на те общие признаки, которые свойственны нормативным актам, принимаемым государственными органами, политическими, общественными и кооперативными организациями. Следует также выделить особенности нормативно-правовых актов, исходящих от имени государства, по сравнению с иными нормативными актами, действующими в обществе, дать определение понятия нормативно-правового акта, подчеркнуть специфический характер признаков, которыми они отличаются от актов реализации норм права. Изложение данных вопросов желательно иллюстрировать конкретными примерами. При изложении второго вопроса необходимо подчеркнуть системный характер нормативно-правовых актов государства, дать характеристику отдельным видам нормативно-правовых актов с использованием научной, справочной литературы и конкретных нормативно-правовых актов, раскрыть содержание основных принципов их действия во времени, в пространстве и по кругу лиц. При этом можно проанализировать причины разрастания ведомственного нормотворчества и связанного с этим принижения роли законов, дать характеристику мероприятий, направленных на преодоление данной деформации. Отвечая на третий вопрос плана, необходимо рассмотреть основные признаки Конституции Украины, выделяющие ее из всей системы нормативно-правовых актов государства, раскрыть значение Конституции как основы текущего законодательства. Далее следует уделить особое внимание характеристике процесса осуществления правовой реформы, ее содержанию и объективной необходимости. Рекомендуемая литература 1. Алексеев С. С. Теория права. - М., 1993. 2. Апт Л. Ф. Совершенствование учета нормативных актов с помощью ЭВМ // Советское государство и право. 1990. № 1. 3. Завадская Л. Н. Концепция закона: отрицание отрицания // Теория права: новые идеи. - М., 1993. Вып. 3. С. 4-12. 4. Конституция, закон, подзаконный акт / Отв. ред. Ю. А. Тихомиров. - М., 1994. 5. Коркунов Н. М. Лекции по общей теории права. - СПб., 1914. 6. Котенков А. А. Президент – Парламент: становление взаимоотношений в законодательном процессе // Государство и право. - 1998. № 9. 7. Лившиц Р. З. Теория права. - М., 1994. 8. Нерсесянц B. C. Общая теория права и государства. - М., 2000. 9. Общая теория права и государства / Под ред. акад. В. В. Лазарева. - М., 1994. 10. Общая теория государства и права. Академический курс. - М., 1998. Т. 2. 11.Теория права и государства / Под ред. Г. Н. Манова. - М., 1996. 12. Тихомиров Ю. А. Теория закона. - М., 1982. 13. Шохин А. Взаимодействие властей в законодательном процессе. - М., 1997. 14. Эбзеев Б. С. Конституция. Правовое государство. Конституционный суд. - М., 1997. 15. Язык закона / Под ред. А. С. Пиголкина. - М., 1990. ТЕМА 21 («Э») Механизм государства Примерный план работы 1. Понятие механизма государства. 2. Классификация органов государства. 3. Основные принципы организации и деятельности аппарата государства, их развитие в современных условиях. Методические указания Рассматривая первый вопрос темы, следует дать понятие механизма государства и государственного органа, подчеркнуть значение аппарата в осуществлении задач и функций государства, раскрыть место и значение в административной системе. Анализируя данный вопрос, студент должен.обратить внимание на следующие особенности механизма государства. Во-первых, он состоит из особого разряда людей, занимающихся управлением. Во-вторых, он представляет собой систему государственных органов и учреждений, связанных иерархической подчиненностью и правомочных совершать действия, составляющие монополию государства. В-третьих, для обеспечения своих властных велений он располагает необходимыми организационными средствами, непосредственными орудиями принуждения, соответствующими техническому уровню каждой эпохи. Без организационно-материальных средств как «вещественных придатков» для принуждения к исполнению своих велений не может обходиться ни одно государство. Не случайно в научной литературе механизм государства часто именуется государственной машиной или государственным аппаратом (целесообразно представить различные позиции, мнения современных авторов по вопросу о соотношении категорий «государственный механизм» и «государственный аппарат»). При освещении второго вопроса необходимо дать классификацию органов государства, обратив особое внимание на следующие только ему присущие специфические особенности. Во-первых, орган государства как первичная клеточка государственного механизма состоит из особого разряда людей, которые выполняют особые управленческие функции. Во-вторых, орган государства наделен властными полномочиями, имеет соответствующую компетенцию, которая обычно закрепляется в Основном законе государства. При освещении третьего вопроса необходимо привлекать конкретный фактический материал, желательно связанный с определенным регионом. Здесь нужно рассмотреть основные принципы организации и деятельности органов государства. В этой связи, студент должен иметь в виду, что реформирование украинского общества выдвигает в качестве одной из главных проблему политической власти, поиска более совершенной модели ее устройства и функционирования. В условиях нарождающихся рыночных отношений, становления принципиально новой социальной структуры, выстраивается и новая политическая система, структура и институты которой по-иному связаны между собой. Поэтому следует обратить самое пристальное внимание на основные принципы организации и деятельности аппарата современного государства. Рекомендуемая литература 1. Баренбойм П. 3000 лет доктрины разделения властей. Суд Сьютера. - М., 1996. 2. Вельский К. С. Разделение властей и ответственность в аппарате государственного управления. - М., 1990. 3. Вебер М. Избранные произведения / Пер. с нем. - М., 1990. 4. Графский В. Т. Государство и технократия. - М., 1981. 5. Зверев А. Ф. Теория бюрократии: от М. Вебера к Л. фон Мизесу // Государство и право. 1992. № 1. С. 88-94. 6.Общая теория государства и права. Академический курс. Т. 1. - М., 1998. 7. Общая теория права и государства / Под ред. акад. В. В. Лазарева. - М., 1994. 8. Теория государства и права / Под ред. Н. И. Матузова, А.В. Малько. - М., 1997. 9. Теория государства и права (схемы и комментарии) / Под ред. Р. А. Ромашова. - СПб., 2000. 10. Тихомиров Ю. А. Государственность: крах или воскрешение? // Государство и право. 1992. С. 11-19. 11. Хропанюк В. Н. Теория государства и права. - М., 1994. 12. Чиркин B. C. Основы сравнительного государствоведения. - М., 1997. 13. Энтин Л. М. Разделение властей: опыт современных государств. - М., 1995. ТЕМА 22 («Ю») Применение норм права Примерный план работы, 1. Реализация права, его механизм и форма. 2. Применение норм права как одна из форм реализации права. 3. Стадии применения права. Требования законности при применении норм права. 4. Акты применения права и его основные особенности. Методические указания Отвечая на первый вопрос плана, необходимо сформулировать понятие и указать на важность правильной и эффективной реализации требований норм права. Затем следует рассмотреть основные формы реализации права, используемые в процессе правового регулирования общественных отношений, дать их классификацию на основе обоснования соответствующего критерия. Далее следует определить понятие и раскрыть сущность применения права как особой формы реализации норм права. При этом необходимо показать наличие различных точек зрения по вопросу о круге субъектов, применяющих право. Далее следует рассмотреть вопрос об условиях правильного применения права органами государства. Ответы на данные вопросы имеются в учебной и монографической литературе, рекомендованной к теме. При изложении ответа на второй вопрос плана должны быть раскрыты специфические особенности каждой стадии процесса применения права и сформулированы требования законности, которые предъявляются к деятельности органов государства на каждой из стадий. Необходимо широко проиллюстрировать примерами из практики деятельность органов, применяющих право. Ответ на последний вопрос плана предполагает раскрытие основных черт, характеризующих акты применения права и их отличие от нормативных актов. Эти отличия следует показать на конкретных примерах. При этом должны быть сформулированы понятия нормативного акта и акта применения норм права. Рекомендуемая литература 1.Алексеев С. С. Восхождение к праву. Поиски и решения. - М.,2001. 2. Бержель Ж.-Л. Общая теория права. - М., 2000. 3. Боннер А. Т. Законность и справедливость в правоприменительной деятельности.- М., 1992. 4. Венгеров А. Б. Теория государства и права. - М., 1998. 5. Вопленко Н. Н. Толкование права // Общая теория права. - Н. Новгород, 1993. С. 368-386. 6. Лазарев В. В. Реализация права // Общая теория права. - Н. Новгород, 1993. С. 354-367. 7. Лившиц Р. З. Теория права. - М., 1994. 8. Общая теория государства и права. Академический курс. - М., 1998. Т. 2. 9. Оксамытный В. В. Правомерное поведение личности. - Киев, 1985. 10. Соцуро Л. В. Неофициальное толкование норм права. - М.,2000. 11. Теория права и государства / Под ред. Г. Н. Манова. - М., 1996. 12. Эффективность закона: методология и конкретные исследования. - М., 1997. ТЕМА 23 («Я»)
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 344; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.147.12 (0.012 с.) |