Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Взаимодействие норм права и нравственностиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Примерный план работы 1. Понятие права и нравственности. 2. Общие и отличительные черты права и нравственности. 3. Взаимосвязь и взаимодействие права и нравственности. Методические указания При ответе на первый вопрос необходимо выяснить понятие права и нравственности, раскрыть их сущность, социальное назначение и особенности. Выясняя роль права и нравственности в общественной жизни, нужно показать, что право и нравственность являются не только средством нормативного регулирования общественных отношений, но и служат мощным фактором воспитания масс. При этом очень важно иметь в виду, что общей чертой специальных работ, посвященных взаимодействию норм права и нравственности, является несколько упрощенный подход к вопросу, упрощенный в том смысле, что сущность морали, сущность права не рассматриваются авторами как теоретические и методологические проблемы, исключительно сложные по содержанию. Вместо этого авторы используют крайне примитизвиированные характеристики как морали, так и права, часто представляют последние в русле марксистско-ленинской традиции, т. е. как сугубо классовые явления. Разумеется, в формулировании моральной нормы может заключаться неясность, неточность, в ней всегда содержится какая-то доля неконкретности, моральная оценка поступка может быть и ошибочной. Однако вряд ли можно сомневаться в том, что само формулирование моральных требований и высказывание моральных оценок имеет смысл и возможно лишь постольку, поскольку подразумевается, что в этих требованиях и оценках заключено общезначимое содержание, с которым должен согласиться каждый человек, который поймет их смысл. Мораль есть всеобщая ценность, которая проявляется в любом этносе, она присуща человеческой культуре как таковой. Формы выражения моральных ценностей, предписаний и оценок разнообразны. Но при этом они едины в своей основе. Единство содержания моральных требований обусловлено всеобщим механизмом действия морали. Дальнейшее рассмотрение темы предполагает необходимость анализа соотношения права и нравственности. Сначала рекомендуется кратко охарактеризовать общие черты, свойственные праву и нравственности, затем выяснить их отличительные особенности. В этой связи студенту следует обратить внимание на весьма интересное суждение, которое было высказано в конце XIX в. профессором В.М. Нечаевым: «Нравственность и право имеют один общий источник – свободу человеческой личности. Будучи, в качестве чувственного существа, подчинен воздействиям своих страстей и внешнего мира, человек, как духовно-свободное существо, способен отрешиться от этого воздействия и руководствоваться в своих поступках и мыслях разумом, высшим интуитивным пониманием мира (нравственным чувством)»[1]. Указанная точка зрения, сближая право с моралью, проводит между ними и четкое различие. Мораль обязательно охватывает и сферу мотивов, в моральном предписании подразумевается и то, ради чего должен совершаться поступок, мотив учитывается и при моральной оценке. Право учитывает мотив лишь постольку, поскольку он становится реализованным умыслом, за этими пределами мотив правом не учитывается, и при соблюдении человеком норм права с точки зрения права мотив, строго говоря, безразличен. Мораль регулирует все сферы человеческой деятельности: что бы и при каких обстоятельствах человек ни делал, он, в качестве свободного существа, должен рефлектировать, давать себе самооценку и устанавливать предписания с точки зрения высших ценностей. Правовое же нормирование и предписание имеет четкие границы: правовые нормы должны устанавливаться только там и постольку, где и поскольку внешняя свобода одного человека приходит в противоречие с такой же свободой других людей. Иными словами, право – это внешнее ограничение свободы, поскольку оно необходимо для осуществления свободы. Право функционирует в жизни всякого цивилизованного общества в виде не только общих принципов, но в виде системы конкретных и детальных норм. При устойчивости общих начал права его нормы, а также практика их применения, подвержены сравнительно частому и быстрому изменению. В процессе этого изменения возможно столкновение и противоборство различных тенденций. При этом имеет место взаимодействие различных социально-групповых интересов и общих принципов и ценностей права. В этом процессе важную роль играет взаимодействие морали и права. Рекомендуемая литература 1. Агешин Ю. А. Политика, право, мораль. - М., 1982. 2. Алексеев Л. И. К вопросу об общем понятии права // Государство и право. 1993. № 6. С. 128-133. 3. Алексеев С. С. Восхождение к праву. Поиски и решения. - М., 2001. 4. Алексеев С. С. Теория права. - М., 1993. 5. Берман Г. Западная традиция права. Эпоха формирования. - М., 2000. 6. Бовнева М. И. Социальные нормы и регуляция поведения. - М., 1978. С. 7-78. 7. Гегель Г. Философия права. - М., 1990. 8. Графский В. Г. Право и мораль в истории: проблемы ценностного подхода // Государство и право. 1998. № 8. 9. Дробницкий О. Г. Понятие морали: историко-критический очерк. - М., 1974. С. 254-297. 10. Кант И. Метафизика нравов в двух частях // Соч.: В 6 т. - М., 1965. Т. 4 (2). С. 153-305. 11. Колотова Н. В. Мораль и право: анализ традиций исследования ценностных аспектов проблемы // Проблемы ценностного подхода в праве. - М., 1996. С. 20-29. 12. Лившиц Р. 3. Теория права. - М., 1994. 13. Лукашева Е. Н. Право, мораль, личность. - М., 1986. 14. Нерсесянц B. C. Наш путь к праву. От социализма к цивилизму. - М., 1992. С. 5-15, 276-294, 341-344. 15. Трубецкой Е. Н. Энциклопедия права. - М., 1907. 16. Фридмэн Л. Введение в американское право: Пер. с англ. - М., 1992. С. 22-33, 265-279. 17. Хайкин Я. З. Структура и взаимодействие моральной и правовой систем. - М., 1972.
ТЕМА 7 («Ж», «3») Основные понятия о государстве Примерный план работы 1. Распад родового строя и возникновение государства. 2. Основные признаки государства, отличающие его от других организаций и социальных учреждений классового общества. 3. Понятие исторического типа и формы государства. Их соотношение. Методические указания Приступая к изучению темы, студенту следует обратить внимание на то, что вопрос о государстве, его природе и сущности был и остается предметом постоянного интереса ученых. История познания обнаруживает большую амплитуду колебаний между двумя, на первый взгляд, противоположными точками зрения. Это, с одной стороны, представление XVII в. (Т. Гоббс) о государстве как всемогущем Левиафане, гигантская сила которого подчиняет себе все стороны жизни общества, а с другой, представление XVIII и первой половины XIX в., отводящее государству скромную роль «ночного сторожа» со строго ограниченными функциями, концепция, которая сразу же после второй мировой войны была изменена, для объяснения активного вмешательства буржуазного государства в экономику необходимостью «защиты социальной справедливости». Возникла концепция «государства всеобщего благоденствия». Но чем активнее проявляет себя в этой области научная мысль, тем больше возникает новых сложных, тесно связанных с жизнью вопросов, имеющих существенное теоретическое и практическое значение. С точки зрения современных представлений, государственность – это фактор человеческого прогресса, культуры, историческая ценность. Приступая к анализу сущности государства, студент должен уяснить, что государство – это сложная социальная система со своими взаимосвязанными частями. Жизнедеятельность государства как динамичной системы, отражающей политические, экономические, научно-технические и иные процессы, подчинена объективным закономерностям. Оно выступает формой организации общества, интегрируемой публично-властными отношениями и институтами. Природа государства качественно меняется с переходом от одной общественно-экономической формации к другой. В ходе своей эволюции государственность переживает стадию становления, достигает высшей точки, в которой сама себя отрицает, после чего постепенно преодолевается. Государство на различных этапах развития представляет собой исключительно сложное явление. Следует отметить многогранность понятия «сущность государства». Ее проявление состоит в следующем: государство выступает как особая – организованная сила, стоящая над обществом, является специфической организацией господства классов, выступает как руководство обществом со стороны господствующего класса. В постиндустриальном обществе социальные противоречия утрачивают остроту до такой степени, что и государственное насилие в отношении определенных социальных групп неактуально. Государство само устанавливает цивилизованные рамки разрешения конфликтов между социальными группами и, выражая стремление большинства членов благополучного общества к гражданскому миру, выступает не только как гарант права сильных быть еще сильнее, но и как защитник интересов слабых. Иначе говоря, постиндустриальное общество столь богато, что оно способно обеспечить большинству такой уровень жизни, который, по меньшей мере, соответствует современным представлениям о человеческом достоинстве. По самой своей природе государственная организация есть политическое общежитие различных классов, слоев, социальных групп, национальных общностей. Государство как общий дом изначально не выбирают (как и родителей). Выбирают политические партии, общественные организации, убеждения. А в государственном доме концентрируются общие, естественные человеческие интересы, которые всегда выше каких-либо классовых, групповых. Во многих современных государствах последовательно утверждаются общечеловеческие ценности, которые прошли многовековой путь становления. Это суверенитет и самоуправление народа, идеологический и политический плюрализм, государственное регулирование рыночной экономики, верховенство права, разделение властей. Без сомнения, высшей ценностью в государственной политике должны быть человек, его права и свободы. Государство, его органы, общественные и политические объединения, все социальные институты играют по отношению к личности и гражданину важную роль, ответственны перед ним. Центральное место в социально-политической инфраструктуре принадлежит правовому государству, которому народ передает часть своих суверенных прав, образующих основу государственного суверенитета. В соответствии со сказанным можно сформулировать следующее определение понятия государства. Государство – это суверенная организация концентрированной власти, официально представляющая и охватывающая все общество (народ, нации и национальности, классы, слои, социальные группы) в пределах определенной территории. Приступая к изложению вопроса о понятии исторического типа государства, студенту следует уяснить, что исторический тип государства выражает единство классовой сущности и основных принципов организации и деятельности государств, обладающих общей по своему характеру экономической основой, которая обусловлена господством данного типа собственности на орудия и средства производства. Следует заметить, что в юридической науке существуют и другие подходы к типологии общества и государства и формам их исторического развития. Так, Г. Еллинек при классификации государства исходил из организации и функций государства, а также из характера взаимоотношений между личностью и государством. Руководствуясь этими признаками, он относил древневосточное, греческое и римское государство к трем различным типам государств[2]. Кроме названных типов он выделял средневековое и современное государство. Аналогичную классификацию исторических типов государства давал русский историк Н. И. Кареев. Он выделял следующие шесть типов государства: государство – город, восточная деспотия, феодальное поместье – государство, сословная монархия, западноевропейская абсолютная монархия и конституционное государство[3]. Студент вправе выбрать любое из приведенных суждений, равным образом высказать собственное представление по анализируемому вопросу. Приступая к изложению вопроса о форме государства, студент должен обратить внимание на то, что она (форма) очень тесно связана и в конечном итоге определяется содержанием государства, его классовой сущностью. Следует заметить, что вопрос о понятии формы государства является дискуссией ным. Основное содержание дискуссии сводится к определени: характера и числа элементов, составляющих форму государ ства. Студенту следует проанализировать имеющие место точки зрения (как можно больше!) по данному вопросу. На форму государства косвенное воздействие оказывает и географическое его расположение. Нельзя игнорировать влияние личности на форму государства. Чтобы мы ни говорили о географических условиях или соотношении классовых сил в Северной Америке периода создания Соединенных Штатов, трудно отрицать, что такие выдающиеся личности, как Франклин, Джефферсон, Гамильтон и Мэдисон, не оказали влияния на окончательную форму американской государственности. Признавая наличие благоприятных объективных условий, следует подчеркнуть, что именно личность Кромвеля, Наполеона Бонапарта, Ленина или генерала де Голля оказала огромное воздействие на форму сложившегося государственного строя. Определив понятие формы государства, следует перейти к анализу ее структурных элементов: а) формы правления; б) формы государственного устройства; в) политического режима, которые выступают только в единстве, как нечто целое. Рекомендуемая литература 1. Атаманчук Г. В. Новое государство: поиски, иллюзии, возможности. - М., 1996. 2. Бутенко А. П. Государство: его вчерашние и сегодняшние трактовки // Государство и право. 1993. № 3. С. 12-20. 3. Веселовский В. Классы, слои, власть. - М., 1981. 4. Гуревич А. Я. Теория формаций и реальная история // Вопросы философии. 1990. № 11. 6. Ленин В. И. Государство и революция // Полн. собр. соч. Т. 33. С. 5-22,83-102. 7. Ленин В. И. О государстве // Полн. собр. соч. Т. 39. С. 64-84. 8. Ленинская мифология государства / Под ред. Э. Розина. - М., 1996. 9. Лившиц Р. З. Государство и право в современном обществе: необходимость новых подходов // Советское государство и право. 1990. № 10. С. 13-21. 10. Любашиц В. Я. Первобытное общество: общественная власть и формы его организации // Вестник Луганского института внутренних дел МВД Украины. Луганск, 2000. № 2. С.41-66. 11. Мамут Л. С. Метаморфозы восприятия государства // Проблемы ценностного подхода в праве: традиции и обновление. - М., 1996. С. 56-67. 12. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест коммунистической партии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 4. С. 426, 437-447. 13. Платон. Государство // Соч.: В 3 т. - М., 1971. Т. 3. 14. Поздняков ЭА. Философия государства и права. - М., 1995. 15. Тойнби А. Дж. Постижение истории / Пер. с англ. - М., 1991. 16. Четвернин В. А. Размышления по поводу теоретических представлений о государстве // Государство и право. 1992. № 5. 17. Чиркин В. Е. Нетипичные формы правления в современном государстве // Государство и право. 1994. № 1. С. 109-115. 18. Чиркин В. Е. Три ипостаси государства // Государство и право. 1993. № 8. 19. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.21. Гл. V, VI, VII. ТЕМА 8 («И»)
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 304; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.17.210 (0.013 с.) |