Конституционно-правовой статус автономной области и округа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конституционно-правовой статус автономной области и округа



В составе РФ выделяется 4 автономных округов

Кроме 4 автономных округов, в состав РФ входит одна автономная область – Еврейская.

Статус автономной области и автономного округаопределяется Конституцией РФ и уставом автономной области, автономного округа. Каждый из указанных субъектов при необходимости может иметь еще и специальный именной федеральный закон. Его принятие находится на усмотрении автономной области, автономного округа.

Вне пределов ведения и полномочий РФ по предметам совместного ведения автономный округ как самостоятельный и равноправный субъект обладает всей полнотой государственной власти. Он вправе передавать осуществление части своих полномочий другим субъектам на добровольной основе, по договору между соответствующими органами государственной власти либо в иной форме, в том числе путем принятия закона автономного округа.

Входящими в состав края, области являются 9 автономных округов

Специфика статуса автономных округов, входящих в состав края или области заключается в следующем:

1) вхождение автономного округа в состав края, области означает такое состояние, при котором автономный округ, будучи равноправным субъектом РФ, одновременно составляет часть другого субъекта.

2) вхождение автономного округа в состав края, области не изменяет их конституционно-правовой природы как субъектов РФ и не означает, что автономный округ утрачивает элементы своего статуса – территорию, население, систему государственных органов, устав, законодательство.

3) вхождение автономного округа в состав края, области означает наличие у края, области единых территории и населения, составными частями которых являются территория и население автономного округа, а также органов государственной власти, полномочия которых распространяются на территорию автономных округов в случаях и в пределах, предусмотренных федеральным законом, уставами соответствующих субъектов и договором между их органами государственной власти.

 

 

Статус гос.языка

В РФ правовой статус государственных языков установлен федеральным законом N 53-ФЗ О ГОС. ЯЗЫКЕ РФ от 1 июня 2005 года. Данный закон устанавливает, что:

1) государственным языком РФ является русский;

2) субъекты РФ вправе устанавливать дополнительно свои государственные языки;

3) «Обязательность использования государственного языка РФ не должна толковаться как отрицание или умаление права на пользование государственными языками республик, находящихся в составе РФ, и языками народов РФ».

Закон строго устанавливает границы своей применимости (в деятельности органов власти; в названиях органов власти; в судопроизводстве (конституционном, уголовном, гражданском и административном), в дорожных указателях, на государственном языке должны выходить кодексы, законы и другие подзаконные акты РФ; при проведении выборов и референдумов, в международных договорах и соглашениях РФ; во внутренних официальных документах граждан РФ; в иных определенных федеральными законами сферах).

Закон устанавливает меры поддержки (например, предоставление переводчиков в судах), соблюдение прав граждан, ответственность за неисполнение.

Другим федеральным законом, регламентирующим сферу государственного языка является Закон «О ЯЗЫКАХ НАРОДОВ РФ» N 1807-1 от 25 октября 1991 года (с изменениями в редакции Федеральных законов от 24.07.1998 N 126-ФЗ, от 11.12.2002 N 165-ФЗ).

 

 

Административно-территориальное устройство

Административно-территориальное устройство (административно-территориальное деление) – деление территории государства (в федеративном государстве – деление субъектов) на части – административно-территориальные единицы, - в рамках которых осуществляется управление государственными делами и (или) самоуправление населения (местное самоуправление), создаются органы государственной власти или органы местного самоуправления.

Принципы:

1) соответствие исторически сложившейся системе расселения жителей в области и устойчивым тенденциям ее развития;

2) создание экономических, финансовых и организационных условий для формирования и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, а также участия граждан в их работе;

3) содействие рациональному использованию природных и материальных ресурсов, развитию инженерных сетей и коммуникаций, социальной инфраструктуры;

4) обеспечение здоровой и экологически безопасной среды обитания и жизнедеятельности населения;

5) сохранение и развитие национальной культуры, обычаев и традиций, исковых видов хозяйственной деятельности всех национальных и этнических групп, малочисленных народностей, проживающих в области;

6) участие населения в обсуждении и решении вопросов административно-территориального устройства.

В соответствии с Федерал. законом от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», с 2006 г. введена новая система муниципальных образований, предполагающая новые параметры территориального устройства субъектов РФ:

- субъект РФ делится на территории муниципальных районов и городских округов;

- в состав муниципального района входят сельские и городские поселения;

сельское поселение состоит из сельских населенных пунктов;

- городское поселение состоит из города или поселка, кроме того, возможно вхождение в его состав и сельских населенных пунктов;

- сельский населенный пункт – первичная территориальная единица в сельской местности;

- возможно деление крупных городов на районы (городские районы).

 

 

Гос.органы

Государственный орган - это юридически оформленная, организационно обособленная, действующая в установленном государством порядке часть системы органов государственной власти, наделенная государственно-властными полномочиями и необходимыми материальными средствами для осуществления задач и функций, возложенных государством.

Деятельность любого государства реализуется через систему его гос. органов.

Признаки гос.органов:

1) порядок создания и деятельности гос. органа, его компетенция, внутренняя организация закрепляются государством в правовых нормах;

2) гос. орган обладает властными полномочиями. Государственно-властное полномочие характеризуется тем, что, во-первых, орган государства наделен правом принятия решений, обязательных для исполнения всеми гражданами и юридическими лицами, на которых распространяется компетенция данного государственного органа; во-вторых, орган государства обеспечивает организацию исполнения принятых решений, опираясь при этом на материальную базу (средства государственного бюджета); в-третьих, орган государства принимает меры по охране принятых решений путем применения различных методов и мер убеждения, поощрения, государственного принуждения;

3) гос. орган осуществляет задачи и функции, возложенные на него государством;

4) гос. орган является организационно обособленной частью системы органов государственной власти.

Классификация государственных органов:

1. с учетом порядка образования (формирования):

Первичные органы — формируются населением, то есть такие органы создаются непосредственно народом (Госдума);

Вторичные органы (производные) — это органы которые формируются первичными органами или какими-либо производными органами;

2. с учетом сферы действия:

Высшие органы — действуют в масштабах всей страны или в масштабах субъекта федерации;

Местные органы — это органы, которые действуют в пределах соответствующих административно-территориальных единиц.

3. по территориальному принципу:

Общегосударственные,

Региональные;

Местные.

4. с учетом принципа разделения властей:

Законодательные органы

Исполнительные органы

Судебные органы

5. По временной деятельности:

созданные на неопределенный срок (например, Совет Федерации);

созданные на определенный срок (например, Президент, Государственная Дума).

6. По форме деятельности:

органы, предусмотренные конституцией;

органы, предусмотренные федеральными законами;

органы, предусмотренные подзаконными актами.

 

 

74. Объективное избирательное право (или избирательное право в широком смысле) — совокупность правовых норм, которыми устанавливается порядок избрания выборныхдолжностных лиц (президент, мэр и т. д.) и представительных органов государственной власти (парламент) и местного самоуправления в определённой стране или части страны.

В российской научной литературе существует два подхода к пониманию понятия "избирательная система" — широкий и узкий.

Избирательная система в широком смысле — совокупность правовых норм, регулирующих порядок предоставления избирательных прав, проведения выборов в органы государства и местного самоуправления, определения результатов голосования. Такая система правовых норм в совокупности образует избирательное право (в широком смысле).[1]

Избирательная система в узком смысле — порядок определения результатов голосования.[1]

Соотношений понятий «избирательное право» и «избирательная система»

Таким образом, избирательное право регулирует избирательную систему (также в широком смысле),[1] что позволяет некоторым учёным поставить знак равенства между понятиями «избирательное право» и «избирательная система».[2] Другие авторы, признавая тесную связь этих явлений, возражают против их отождествления.[3] Соотношение избирательного права и избирательной системы в таком случае можно охарактеризовать следующим образом: под избирательной системой следует понимать сам порядок выборов, который закреплён в избирательном праве. Можно также с некоторой долей условности говорить и о том, что избирательное право является формой, а избирательная система — содержанием реальных общественных отношений по выборам соответствующих органов и должностных лиц.

 

75. В Российской Федерации важнейшими источниками избирательного права на федеральном уровне являются:

Конституция Российской Федерации;

Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»;

Федеральный закон от 10 января 2003 года № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации»;

Федеральный закон от 18 мая 2005 года № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»;

Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»;

Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Кроме того, нормы избирательного права содержатся и в других законодательных актах; так, например, ответственность за нарушение законодательства о выборах предусмотрена в УК РФ и КоАП РФ, а порядок обжалования действий избирательных комиссий регламентируется положениями ГПК РФ.

Также особенности проведения выборов в представительные органы отдельных субъектов РФ и муниципальных образований определяются, соответственно, законами субъектов РФ и нормативными актами муниципальных образований на основе базовых принципов, установленных федеральным законодательством.

Законодательство о выборах в РФ составляет отдельную отрасль —избирательное законодательство.

Данное законодательство можно разделить по уровню регулируемых выборовна: законодательство о выборах федеральных органов, законодательство о выборах органов государственной власти субъектов РФ и законодательство о выборах органов местного самоуправления.

По субъекту принятия актов данное законодательство делится на: федеральное и избирательное законодательство субъектов РФ.

Активное избирательное право — право избирать

Пассивное избирательное право — право быть избранным.

Конституция РФ статьи 3, 13, 32, 81, 96, 97, 130;

ФЗ «Об основных гарантиях избирательных права и права на участие в референдуме граждан РФ» от 12.06.2002 (в редакции ФЗ от 24.12.2004);

ФЗ «О выборах депутатов Госдумы ФС РФ» от 20.12.2002 (в редакции ФЗ от 23.06.2003);

ФЗ «О выборах Президента РФ» от 10.01.2003;

ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы МСУ» от 26.11.1996 (в редакции ФЗ от 22.06.1998).

 

 

76. Принцип всеобщего избирательного права означает, что правом избирать и быть избранным обладает каждый совершеннолетний гражданин. Таким образом, общими основаниями приобретения активного и пассивного избирательного права является гражданство и совершеннолетие. Не обладают избирательным правом граждане, признанные судом недееспособными, а также граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда (Статья 32 Конституции РФ).

Законодательство предусматривает ряд гарантий, призванных обеспечить четкое осуществление принципа всеобщего избирательного права. Назовем основные из них.

Включение избирателей в списки избирателей по избирательным участкам и возможность избирателей обжаловать неправильности в них или невключение их в список в административном и судебном порядке. В списки должны включаться все лица, постоянно или преимущественно проживающие на территории своих избирательных участков. Включение избирателей в список производится независимо от их волеизъявления, поэтому нельзя, к примеру, имея место жительства на территории конкретного участка, отказаться от включения своей фамилии в список избирателей или попросить не включать ее в последний.

Организация избирательных участков с максимальным их приближением к избирателям. Это обеспечивается, в частности, правилом, согласно которому численность избирателей на участке не должна превышать 3 тыс.

Досрочное голосование избирателей на своих избирательных участках.

Голосование по открепительным удостоверениям.

Образование избирательных участков в больницах, санаториях, домах отдыха и других местах временного пребывания избирателей. Избиратель, например, может неожиданно попасть в больницу вне пределов своего участка, поэтому создание участков в таких учреждениях является часто единственной возможностью для пребывающих в них избирателей осуществить избирательное право.

. Выход с переносными избирательными ящиками в день голосования к избирателям, которые по состоянию здоровья не могут прибыть на свои избирательные участки.

Голосование по почте. Порядок голосования по почте при проведении выборов определяется Постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от 7 августа 2003 г.

77. Основополагающими принципами избирательного права и процесса являются всеобщее прямое и равное избирательное право при тайном голосовании.

Принцип равного избирательного права означает, что все граждане участвуют в выборах на равных основаниях и каждый избиратель имеет при голосовании один голос. Таким образом, только при наличии двух названных элементов выборы могут считаться равными.

Первый элемент равного избирательного права – участие в выборах на равных основаниях – обеспечивается тем, что ни один избиратель не имеет каких-либо преимуществ перед другим избирателем, а избирательные права всех российских граждан в равной мере охраняются законом. Это достигается образованием равных по численности избирателей избирательных округов при выборах депутатов законодательных (представительных) органов власти.

Второй элемент равного избирательного права – наличие у каждого избирателя только одного голоса – обеспечивается только тем, что избиратель не может быть включен более чем в один список избирателей; он голосует лично, и для получения избирательного бюллетеня требуется предъявление документа, удостоверяющего личность избирателя, а в списке избирателей делается отметка о выдаче избирательного бюллетеня.

В отношении пассивного избирательного права принцип равенства означает предоставление равных возможностей для регистрации кандидатов, равенство статуса зарегистрированных кандидатов, одинаковый максимальный размер избирательных фондов, равенство при проведении предвыборной агитации.

 

78. ПРЯМОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО — принцип избирательного права, согласно которому депутатов представительных органов власти, главу государства, иных кандидатов на выборные должности граждане выбирают непосредственно (прямо). От прямых выборов следует отличать многостепенные и косвенные выборы. Многостепенные выборы известны в СССР (до 1936 г.), когда депутаты вышестоящих представительных органов (Советов) избирались нижестоящими Советами. Косвенные — это такие выборы, когда избиратели выбирают выборщиков, а те в свою очередь непосредственно избирают депутатов или должностных лиц. Такой тип выборов характерен для выборов главы государства в США, в некоторых Европейских государствах. Так, путем косвенных выборов избирается часть сенаторов парламента Бельгии.

 

79. Тайное голосование — вид голосования, при котором участники голосуют анонимно. Частая форма голосования на многих уровнях выборов. В России наиболее масштабным применением тайного голосования являются президентские выборы. Важным критерием тайного голосования является исключение контроля за волеизъявлением голосующего. Наиболее распространено тайное голосование бюллетенями, которые заполняются избирателями (голосующими) в особой комнате или кабине как правило на специальных избирательных участках и опускаются в избирательный ящик (урну) в сложенном виде или специальном конверте.

 

80. Мажоритарная избирательная система

Система формирования выборных органов власти через персональное (индивидуальное) представительство называется мажоритарной. Избранным считается кандидат, получивший большинство голосов избирателей. Существуют три разновидности мажоритарной системы: абсолютного, относительного и квалифицированного большинства. В первом случае избранным считается кандидат, собравший абсолютное большинство голосов – 50% + 1 голос.

На выборах по мажоритарной системе относительного большинства кандидату для победы достаточно набрать больше голосов, чем кому-либо из конкурентов, и необязательно больше половины. Такая система используется в настоящее время в Великобритании, Японии, в США при выборах депутатов конгресса и др.

При системе квалифицированного большинства победителю необходимо набрать заранее установленное большинство, которое выше половины – 2/3, 3/4 и т.д. Обычно применяется при решении конституционных вопросов.

Гибридная избирательная система

Использование мажоритарной системы допускает выдвижение кандидатов местными организациями партий или общественных организаций и самовыдвижение. Выдвижением кандидатов исключительно партийным списком, которым каждый кандидат выдвигается в один из мажоритарных округов, а сам список утверждается решением высшего органа партии (съездом или конференцией), мажоритарная избирательная система превращается в гибридную избирательную систему.

Пропорциональная избирательная система

Система формирования выборных органов власти через партийное представительство называется пропорциональной. Места (мандаты) распределяются в строгом соответствии с числом набранных партиями голосов.

Плюсы и минусы пропорциональной системы

Плюсы

Более полный учет разнообразных интересов и ценностей, существующих в данном обществе

Минусы

Обезличенность партийных списков. Невозможность обеспечить стабильное большинство в парламенте (если много мелких партий)

Избирательная система в России

Как распределяются депутатские места в Госдуме

Избирательный барьер –7%, со следующих выборов- 5%

Но он «плавающий», т.к. может понижаться, если за две партии подано 60 и менее процентов или если за 1 список подано более 60% голосов

Сумма голосов избирателей, поданных за списки, делится на 450 (государственная дума состоит из 450 депутатов). Полученный результат есть первое избирательное частное. Допустим, проголосовало 100 млн. Делим на 450 = 222.222

Число голосов избирателей, полученных каждым федеральным списком делится на первое избирательное частное

Целая часть числа, полученного в результате такого деления, есть число депутатских мандатов, которые получает соответствующий федеральный список кандидатов в результате первичного распределения депутатских мандатов

Преодолели барьер 3 списка:

Итого: 390 мандатов. Остались нераспределенными 60 мандатов

Проводится вторичное распределение оставшихся мандатов

Нераспределенные депутатские мандаты передаются по одному тем федеральным спискам кандидатов, у которых оказывается наибольшей дробная часть числа, полученного в результате первичного распределения (в нашем случае – партия М, затем партия Y, затем - Х)

В результате каждая из трех партий получит при вторичном распределении еще по 20 мандатов. Но если бы оставалось 61 мандат, то партия М получила бы 21 дополнительный мандат, а две другие – по 20

После этого места распределяются внутри каждого списка. Приоритет имеет общефедеральная часть списка перед региональной

 

 

Особенности участия общественных объединений в подготовке и проведении выборов и референдумов определены в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

 

В соответствии со ст. 2 данного закона только политическое общественное объединение - политическая партия, иная политическая организация, политическое движение - признается избирательным объединением. При этом политическое общественное объединение либо изменения и дополнения, вносимые в устав общественного объединения в целях придания ему статуса политического, должны быть зарегистрированы не позднее чем за год до дня голосования, а при назначении выборов законодательного (представительного) или исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления в случае досрочного прекращения полномочий соответствующего органа этот срок сокращается до шести месяцев. См. Избирательное объединение. Иные общественные объединения по законодательству о выборах не могут обладать статусом избирательных.

 

Статьей 23 упомянутого закона предусмотрено участие общественных объединений в формировании избирательных комиссий. Они вправе вносить в органы, осуществляющие формирование избирательных комиссий, предложения по кандидатурам для назначения членами этих комиссий.

Общественные объединения вправе выступать с инициативой проведения референдумов. В соответствии с положениями ст. 15 закона общественное объединение, зарегистрированное органами юстиции не позднее чем за шесть месяцев до дня обращения в соответствующий орган с инициативой проведения референдума, устав которого предусматривает участие в выборах, может образовать инициативную группу по проведению референдума.

 

Статья 26 предоставляет право общественным объединениям при проведении выборов и референдума направлять своих наблюдателей, которые уполномочиваются вести наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов и иной деятельностью избирательной комиссии, комиссии референдума в период проведения голосования и установления его итогов, определения результатов выборов, референдума, включая действия избирательной комиссии, комиссии референдума по проверке правильности установления итогов голосования и определения результатов выборов, референдума.

 

Согласно ст. 37 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» государство обеспечивает гражданам Российской Федерации, общественным объединениям, политическим партиям при проведении выборов и референдума свободное проведение агитации.

 

Статья 63 указанного закона наделяет общественные объединения правом обжалования решений и действий (бездействия), нарушающих избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 929; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.4.181 (0.166 с.)