Культура населения территории Беларуси конца 13 – середины 15в. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культура населения территории Беларуси конца 13 – середины 15в.



Социально-экономические, политические и этнические процессы на белорусских землях вызвали изменения в культурно-исторических процессах.

14-15вв. являются первым этапом становления собственнобелорусской литературы. Она представлена традиционными жанрами: житиями, хождениями, проповедями. Наибольшее распространение получили хождения. Одно из первых путешествий в Палестину с территории современной Беларуси совершила Ефросинья Полоцкая. Однако неизвестно было ли создано описание ее паломничества. В 14-15вв. такие путешествия из Беларуси на Ближний Восток стали более частыми, о чем свидетельствую т»хождения» Аграфения, Варсанофия, и «Хождения в Царьград и Иерусалим» Игнатия Смолянина.

Значительным явлением в истории белорусской литературы 15в. была деятельность талантливого церковного писателя и проповедника Григория Цамблака (1364-1419), болгарина по происхождению. Часть его жизненного и творческого пути связана с Беларусью, и поэтому его деятельность имеет непосредственное отношение к истории белорусской культуры. Белорусские земли он впервые посетил в 1406г. В 1414г., овеянный славой талантливого проповедника, он приезжает в Вильно, знакомится с православными епископами государства и Витовтом. На церковном Соборе 1415г. он был возведен в сан киевского митрополита. Литературная и общественно-политическая деятельность Цамблака в ВКЛ продолжалась до 1419г.

Первым из православных митрополитов Цамблак пробовал установить контакт с руководителями западной церкви. в 1418г. он участвовал в работе Вселенского собора католической церкви в Констанце, где обсуждался вопрос о соединении церквей.

Сохранилось более двух десятков произведений Цамблака на старославянском языке. Это главным образом проповеди. Как писатель Григорий Цамблак многое перенял у Иоанна Златоуста. Произведения Цамблака пользовались большой популярностью в восточнославянских землях. Они неоднократно переписывались на протяжении 15-18вв. и распространялись в разных сборниках. Это такие произведения, как похвальные слова Евфимию и Киприану, святому Дмитрию Салунскому, полемическое слово «Како держат веру немцы», шесть проповедей на церковные праздники и т.д.

Начало белорусского летописания восходит к 12-13вв. Однако наиболее ранние летописные произведения, написанные в это время на землях Беларуси, к сожалению, не сохранились. В литературе 15в. летописи стали самым значительным и характерным жанром. В летописях довольно рано начали появляться национальные особенности в форме и содержании, а также в настроениях и чувствах их создателей. Написанные на старобелорусском языке, они стали зеркалом общественно-политической жизни того времени. Можно с полным правом сказать, то летописи являются началом национальной литературы. Белорусские летописи не только отражают в полной последовательности исторические события из жизни ВКЛ, но также легенды и предания, пословицы и поговорки, а также оригинальные светские, военные повести, рассказы и новеллы. Авторы были не только историками, но и писателями.

Одним из первых произведений белорусского летописания является «Летописец великих князей литовских», написанный на старобелорусском языке неизвестным автором около 1430г. в Смоленске. Основное содержание его составляет политическая история ВКЛ 14в. Главная идея – обоснование исторической необходимости и закономерности объединения балто-славянских земель в одном государстве, восхваление политики литовских князей. Это произведение отличается чисто светским характером, целостностью и простотой изложения, динамичностью и занимательностью исторического содержания, высоким литературным мастерством. «Летописец» состоит из 2 частей: повесть про князя Кейстута и «Похвала Витовту». Это не обычный летописный рассказ. А восхваление князя. Полная редакция «Летописца» включает еще и «Повесть про Подолье», которая была сложена а 1430-е годы, возможно, в Вильно и посвящена описанию истории присоединения этой украинской земли к ВКЛ. «Летописец великих князей литовских» как первый опыт создания истории белорусских, литовских и частично украинских земель эпохи ВКЛ во многом был несовершенным, кратким, фрагментарным и незавершенным.

Это произведение сохранилось в многочисленных списках (Виленском, Слуцком, Академическом, Красинском, Ольшевском, Румянцевском и др.), в составе различных летописных сводов и исторических компиляций. Он положен в основу оригинальной части «Белорусско-литовской летописи 1446г.» (или «Белорусская летопись») – первого летописного свода, созданного в ВКЛ в Смоленске. Свод создан на основе нескольких источников. Он делится на 2 неровные и разные по своему характеру части: «Избрание летописания изложено вкратце» и «Летописец великих князей литовских». Первая часть представляет собой выборку из русских летописей известий из истории Киевской Руси, Московского и Литовского княжеств и хронологически охватывает события от «начала Руси» до 1446г. включительно. В конце ее помещена Смоленская хроника, «Похвала Витовту» и смоленские записи о событиях 1432-1445гг. Смоленская хроника охватывает события 1430-1436гг. Летопись 1446г. стал важным этапом в становлении национальной литературы и послужил сильным толчком для бурного развития летописания на Беларуси в 15в.

Летописание на Беларуси в 15в. сделало по сравнению с предыдущим периодом шаг вперед. Именно с этого времени началась активная разработка местными силами истории белорусских земель. Был выработан своеобразный летописный стиль: лаконические, выразительный, близкий к языку служебной письменности ВКЛ того времени.

Архитектура и изобразительное искусство. Из всех видов искусства Беларуси этого периода, наиболее значительные достижения были в отрасли архитектуры. Со второй половины 13 – начала 14в. начался новый этап в развитии отечественного зодчества. Оно совмещало традицию зодчества древней Беларуси 11-12вв. и влияние архитектуры Западной Европы, откуда проникли романский и готический стили. В 14-15вв. в светской архитектуре появляется совсем новый, неизвестный предыдущей эпохе тип построений – монументальные замки-крепости, возникновение которых было обусловлено необходимость защиты от внешней агрессии, поскольку белорусские земли всегда притягивали чужеземных захватчиков и постоянно были ареной многочисленных военных действий. Замки защитного назначения на территории Беларуси строились и раньше, но в основном из дерева. В 13в. изредка к ним возводились каменные башни (Каменка. Гародня, Берестье, Новогрудок, Полоцк, Туров). С 14в. началось строительство каменных замков, которые по своей композиции приближались к западноевропейским рыцарским замкам.

Замки-крепости чаще всего возводились на холмах, чаще всего в форме квадрата. Они имели толстые и высокие стены, могучие башни с бойницами. Сложенные из кирпича и камня замки были неприступными для внешних врагов. В случае нападения неприятеля в них пряталось и успешно защищалось местное население. На территории замков находились жилые, хозяйственные, защитные и культурные сооружения. Благодаря этому жители замка могли длительное время жить изолированно и обороняться от врага.

Одним из первых каменных замков на территории Беларуси является Лидский, возведенный в 20-е годы 14в. Вторым наиболее ранним памятником крепостной архитектуры является замок в Креве, возведенный в 30-е годы 14в. Новое в Кревском замке – большая башня (так называемая Княжеская, или башня Кейстута), вынесенная за периметр стены, что увеличивало его оборонительные способности. Значение замков в Лиде и Креве в истории белорусской архитектуры очень важное, ибо они заложили основу развития замковой и дворцово-замковой архитектуры последующих столетий.

В конце 14-начале 15в. в период подготовки к решающему удару по Тевтонскому ордену древние деревянные оборонительные сооружения в Городне (Старый замок) и Новогрудке были перестроены в каменные. Активное оборонительное строительство велось в 14-16вв. в Городне. Древним ядром города являлся деревянный замок, постороенные в конце 11в. на высоким правом берегу Немана. В 12в. тут были возведены каменные башни – самые ранние из известных на Беларуси. После пожара в 1398г. в Городне построены каменный замок с четырьмя башнями, соединенными между собой стенами. Позже, около 1580г. при возведении ренессансного замка Стефана Батория количество башен было сокращено до двух. В конце 14в. около замка была построена каменная крепость – Нижний замок. Это значит, что в конце 14-15вв. систему оборонительных сооружений Городни составляли два замка: Верхний (Старый) и Нижний (Новый). Оба имели мощные каменные стены и соединялись между собой мостом, который шел через ров. В 1351г. возводится каменный замок в Витебске.

Высокого уровня достигла в 14-начале 16в. культовая архитектура. Белорусские зодчие 15в. создали совсем новый тип православного храма и выработали в культовой архитектуре особый стиль – так называемую белорусскую готику. В конце 15 – начале 16в. на Беларуси возникает оригинальный тип оборонительного храма. Одним из первых оборонительных храмов был Софийский собор в Полоцке, перестроенный в 1494-1505гг в храм- крепость.

Выдающимися памятниками зодчества эпохи позднего средневековья являются Сынковчиская, Супрасльская церкви, построенные в Западной Беларуси в конце 15 – начале 16в. Эти оборонительного типа храмы, прямоугольные в плане, с острой двускатной крышей и четырьмя, как правило, круглыми башнями на углах, представляют собой крепости-замки в миниатюре. Самобытные черты белорусского монументального зодчества воплощены и в других культовых сооружениях, где не было башен. Наиболее древние из них – костел в Ишкольди.

Белорусская живопись 14-15вв. представлены монументальными росписями, иконописью и портретами. Монументальной живописи сохранилось очень мало. Только из архивных и литературных источников известно, что в это время многие княжеские дворцы и храмы были украшены фресковой росписью.

В живописи основной была иконопись. В церковной живописи этого времени значительно сказывалось влияние реальности. Лики «святых» со временем оживляются, становятся менее условными, более земными. Произведений белорусской станковой живописи, которые датируются ранее 14-15вв. не найдено и судить о его характере до 16в. можно только по отдельным произведениям, которые сохранились: «Матерь Божья Иерусалимская» из Пинска (15в.), «Матерь Божья Умиление» из Малориты (14-15вв.), а также позднейших произведений, которые относятся к концу 15 – началу 16в.: «Матерь Божья Смоленская» из Дубинца. «Знамение» из именин. По причине малого количества сохранившихся произведений невозможно сложить целостное представление о местной школе иконописи до 16в.

В 15в. на Беларуси зарождается светская живопись, появляются первые портреты конкретных исторических деятелей: изображения Ольгерда, Александра Олельки и других знатных лиц.

Процесс развития белорусской скульптуры происходил на перекрестье древнерусских и западноевропейских художественных традиций. Ее развитие было тесно связано с церковью. После Кревской унии на Беларуси строятся костелы и монастыри: в Гайне (1387), Менске, Берестье (1390). В костелах появляется полихромная деревянная и каменная скульптура. Дошедшие до нас изображения представляют собой в основном святых, апостолов. Самый ранний памятник, который сохранился на Беларуси – «Распятие» (14в.) сделан под влиянием романского стиля. Беларусская скульптура 15 – начала 16в. начинает чувствовать влияние готики. В храмах появляются готические алтари, которые не сохранились. Сохранились только отдельные скульптуры, которые находились в центре алтарей. Среди них наибольший интерес представляют скульптуры Марии Магдалины и Иоанна Богослова (15в.).

В 14-15в. высокого уровня достигает оформление рукописных книг. «Книжная живопись» этого времени демонстрирует немало шедевров: Мстижское и Лаврищенское евангелие (14в.), Жировичское, второе Туровское, Витебское еванигелия (15в.), Радивиловская летопись (15в.), Смоленский псалтырь (14в.). В большинстве памятников чувствуется византийский стиль. Однако с начала 14в. начинаются контакты с западноевропейским искусством, и стиль изменяется (миниатюры наполняются движением, жизнью). Миниатюры Лаврищенского евангелия – ключевые памятники такой живописи.

В 14-15вв. шаг вперед сделлало декоративно-прикладное искусство: ювелирное дело, резьба по кости, камню и дереву, художественная обработка металлов, изготовление изделий из стекла. Глины. В период формирования белорусской народности закладываются основы белорусского ткачества, возникают новые танцы, обогащается и усовершенствуется народная музыка и песни, активно развивается фольклор,. Таким образом, во второй половине 13-15вв. продолжалось формирование глубоко самобытной по характеру культуры Беларуси. Основы собственно белорусской культуры были заложены в 15в. С течением времени черты и явления культуры приобретают специфическую этническую выразительность и становятся общебелорусскими по своему характеру.

41. Причины Ливонской войны. Ее начало, вступление в войну ВКЛ (1558-середина 60-х годов)

После завершения в 1537г. полосы войн ВКЛ с Московским государством покой на их границах держался два десятилетия. Это была передышка перед большой бурей. Москва готовилась к новых завоеваниям. Она неоднократно давала понять, что считает восточнославянские земли ВКЛ своим историческим наследством. Теперь Виленщина и Ливония уже объявлялись «вотчиной» московских правителей. Логика развития исторических процессов в конце 50-х годов 16в. неумолимо вела к столкновению жизненных интересов княжества и Московии на прибалтийских землях.

В 1558г. Русское государство начало борьбу за территорию Ливонской конфедерации (союз пяти княжеств, образованный в 13в. немецкими крестоносцами на побережье Балтийского моря, в границах современных Латвии и Эстонии, который номинально считался под властью Папы Римского и германского императора) и выход к Балтийскому морю, чтобы наладить через эти земли торговые связи с Западной Европой и утвердить свое право могучего государства влиять на политический климат Европы. Но на пути в Европу стояли ВКЛ, Польша и Ливония. В скором времени московское войско овладело Нарвой, Дерптом, подошло к Ревелю.

Магистр Ливонского ордена после неудвчной попытки организовать сопротивление Москве попросил помощь у европейских государств. Согласилось только ВКЛ, так как захват Москвой Лифляндии (с конца 16-первой половины 17в. Ливония стала называться Ливляндией) создал угрозу северным границам княжества. Литвинская знать хотела помешать Москве овладеть балтийским побережьем, поскольку сама была заинтересована в этих территориях. Еще в 1557г. великокняжеское правительство заключило военный союз с ливонским орденом, направленный против Москвы. Успешное продвижение московского войска вынудило Ливонский орден в 1559г. перейти под протекторат ВКЛ и Польши, а в 1561г. в Вильно было подписано соглашение, по которому магистр объявлялся светским князем в Курляндии и губернатором в оставшейся части Ливонии, которая становилась провинцией под совместной властью ВКЛ и Польши. Взяв Ливонию под свою опеку, Польский король и великий князь литовский Жигимонт Август требует от Ивана IV вывода оттуда войск. Царь категорически отказался. Тогда ВКЛ вступает в войну и посылает на оборону Ливонии свои войска. В ответ на это Иван Грозный направляет свои основные силы к северо-восточным границам княжества, боевые действия переносятся на территорию Беларуси.

Уже в начале 1562г. царские полки опустошили Мстиславщину. Окраины Шклова, Оршы. Витебска, Дубровны и Копыси. 31 января 1563г. они обложили Полоцк, а 15 февраля город сдался и был разграблен. Почти вся северная Беларусь была оккупирована. После захвата Полоцка Москва стала угрожать Вильно. Путь на столицу ВКЛ был открыт. В Москве начались переговоры. Иван Грозный требовал передать России Ливонию и Полоцк. Правительство ВКЛ не согласилось и в 1564г. военные действия возобновились и шли с переменным успехом.

Целью очередной военной кампании московский царь ставил овладение Минском и Новогрудком, но этот план сорвало войско ВКЛ во главе с Николаем Радзивилом. Однако княжество все же оставалось в сложном положении. Осенью 1565г. активные военные действия приостановились. В 1566-1569гг. царь укрепил свои позиции на завоеванной территории, построив в районе Полоцка крепости Сушу, Сокол, Ситно, Красную и др. Ливонская война потребовала больших усилий со стороны ВКЛ, ее силы были на грани возможностей. Неотложно требовался союзник. Это и было главной причиной того, что ВКЛ согласилось объединиться на конфедеративной основе с Польским королевством. Безусловно, Ливонская война приблизила решение вопроса об унии с Польшей.

Люблинская уния. Образование Речи Посполитой.

История сближения ВКЛ и Польского королевства берет начало еще с 1385г., когда они впервые объединились на основе личной унии. Но оба государства сохраняли свою политическую и культурную независимость. Неоднократное возобновление этих уний свидетельствует о том, что они были непрочными. Но. С другой стороны, этот факт повторений унии, свидетельствует о том, что были такие условия, которые подталкивали два государства к сближению. В 15-16вв. обозначалась стойкая тенденция: чем больше обострялись отношения Вильно с Москвой, тем более правящая верхушка склонялась к объединению с Польшей. Особенно остро этот вопрос встал в 60-е годы 16в. Во-первых, этому содействовали внешнеполитические причины. Почти безостановочные войны с Москвой, во время которых ВКЛ утратило значительные территории, с крымскими татарами, которые ослабили княжества. Неудачи в Ливонской войне и, в частности, утрата Полоцка были самым сильным поражением ВКЛ. Взятие московскими войсками Прибалтики и Полоцка привело к тому, что вся центральная и восточная часть Беларуси были отрезаны от моря. Што нанесло удар по торговле. Эта война привела ВКЛ к унии с Польшей.

Одна из важных причин унии 1569г. – противоречия в правящем сословье ВКЛ – между богатой шляхтой (магнатами) и шляхтой средней и мелкой. Доминирующее положение в государстве принадлежало магнатам. На сойме паны-рада проводили только свои решения, манипулируя большинством шляхты. В Польском королевстве на то время шляхта имела вольности, доступ к власти, решительно влияла на внутреннюю и внешнюю политику правительства. Литвинская шляхта желала достичь положения польской шляхты. Достижение этого она связывала с заключением унии.

Однако Польше также была необходима уния. У Жигимонта II Августа не было детей, на нем заканчивалась династия Ягелонов, которая объединила два государства. Польские политики боялись, что после его смерти ВКЛ выберет себе отдельного государя. Идея поглощения княжества Короной получили распространение среди определенных кругов польской шляхты накануне Люблинской унии.

Для ВКЛ альтернативой союза с Польшей могло быть заключение унии с Москвой и признание над собой ее власти. По поводу этого велись даже переговоры, но успеха они не имели. Но белорусская шляхта искала именно союза с Польшей, так как московское дворянство не имело таких вольностей как польская шляхта. Более того, это было время опричнины, что отпугивало литвинскую шляхту.

Правительство ВКЛ и правящие круги Польши предлагали различные условия заключения договора. ВКЛ хотело ограничится военно-политическим союзом, который сохранил бы независимость и самостоятельность ВКЛ. Представители Польши стояли за первенство Польши и за отмену независимости ВКЛ и хотели получить права занимать должности в присоединенном государстве. Переговоры затягивались. Для окончательного решения был назначен съезд в Люблине на 23 декабря 1568г. однако литовские феодалы собрались только к 10 января. Сойм продолжался почти 6 месяцев. Каждая сторона ставила свои условия, которые не поддерживались другой. Никто не отступал. Когда послы княжества увидели угрозу насильного заключения унии на неприемлемых условиях, они в знак протеста 1 апреля 1569г. покинули Люблин. Перед отъездом они подали королю свои условия: ВКЛ и Польша будут иметь общего правителя, выбранного на съезде послов от двух государств; выбранный король коронуется сначала в Кракове, а затем в Вильно; оба народа будут иметь общие соймы, которые по очереди будут собираться в Польше и ВКЛ; княжество и корона имеют свои отдельные соймы, свои сенаты; будет сохранена территориальная целостность ВКЛ, причем поселение поляков на них допускается, но чины и должности сохраняются только за коренным населением. Эти условия вызвали возмущение польской стороны, которая пошла на демонстрацию силы. Она продолжила обсуждение условий унии без участия представителей ВКЛ и на следующем заседании были созданы пункты инкорпорации княжества. 5 апреля 1569г. Жигимонт выдал незаконный универсал о передаче Польше Подляшья. Такими же незаконными актами присоединены к Польше Волынь, Подолье, Киевщина. Под угрозой утраты поместий и привилегий, украинских послов принудили присягнуть на верность короне. Это был мощный удар по ВКЛ, которое не могло идти на военный конфликт с Польшей в существующих условиях.

1 июля 1569г. был подписан акт унии. Сенаторы и послы ВКЛ были приведены к присяге на верность ей. Уния была подписана на следующих условиях:

1. Объединенные государства имеют единого государя – короля, который носит титут «король польский и великий князь литовский, русский, прусский, мозовецкий, жемойтский, киевский, волынский, подляшский и лифляндский». Его должность была не наследственной, а выборной. Выбирают его народы обеих государств вместе, для чего собирается сойм в Варшаве. Коронация происходит в Кракове. Литва не имеет права выбирать себе личного великого князя.

2. Для решения наиважнейших государственных дел собирается общий сойм Речи Посполитой, который происходит на польской земле.

3. Все несогласные с условиями унии прежние постановления ВКЛ отменяются.

4. Подданные обоих государств имеют право покупать и владеть имуществом и в Литве, и в Польше. Король может жаловать усадьбы на территории ВКЛ дворянам как литовского, так и польского происхождения.

5. Волынь, Подолия и Подляшье отделяются от ВКЛ и присоединяются к Польше. Ливония объявляется совместным владением.

6. Денежные знаки общие. Товары перевозятся свободно, без всяких денежных сборов.

7. Государства проводят общую внешнюю политику.

Люблинская уния сохранила некоторую самостоятельность ВКЛ. Польша и ВКЛ сохранили отдельные названия и до конца 17в. имели отдельные языки: ВКЛ – белорусский, Польша – латинский; имели свои войска, были отдельные деньги.

Так на карте Европы возникло новое государство, к тому одно из самых больших и могучих. Его создание повлияло на положение всех европейских стран.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 418; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.13.255 (0.024 с.)