Внешний контроль финансово-хозяйственной деятельности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Внешний контроль финансово-хозяйственной деятельности.



В настоящее время финансовый контроль осуществляется законодательными и исполнительными органами власти, а также специально созданными учреждениями, наблюдающими за финансовой деятельностью всех экономических субъектов (государств, предприятий, учреждений, организаций, граждан).
Финансовый контроль государственных организаций – это прежде всего контроль над разработкой, утверждением и исполнением бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, а также контроль за финансовой деятельностью государственных предприятий и учреждений, банков и финансовых корпораций.
Финансовый контроль со стороны государства негосударственной сферы экономики и граждан, затрагивает лишь сферу соблюдения ими финансовой дисциплины, т. е. выполнения денежных обязательств перед государством, таких как:
1) налоги и другие обязательные платежи;
2) соблюдение законности и целесообразности при расходовании выделенных им бюджетных субсидий и кредитов;
3) соблюдение установленных законодательством правил организации денежных расчетов, ведения учета и отчетности.
Деятельность органов финансового контроля регламентируется юридическими нормами, закрепленными в таких имеющих силу закона документах, как Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ.
Организации, осуществляющие финансовый контроль, могут быть как государственными, так и негосударственными.
Финансовый контроль осуществляется с помощью различных методов, к которым относятся: наблюдение, проверка, обследование, ревизия и анализ материалов.
Проверка – это метод финансового контроля, предусматривающий исследование отдельных вопросов финансовой деятельности или иных субъектов на основе документов, получения объяснений от обязанных лиц, а также осмотра помещений и других объектов. Из современного законодательства следует, что проверки подразделяются на тематические и документальные.
Разновидностью тематической проверки является налоговая проверка, проводимая должностными лицами налоговых органов. Существует два вида налоговой проверки: камеральная и выездная. Камеральная налоговая проверка является разновидностью документальной проверки, так как она проводится налоговым органом по месту его нахождения на основе документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов, имеющихся у налогового органа. По результатам проверок составляется акт. В соответствии со ст. 100 НК РФ он составляется по определенной форме, установленной Министерством по налогам и сборам РФ.
Основным методом финансового контроля является ревизия, которая осуществляется специально созданной комиссией. Законодательство закрепляет обязательный и регулярный характер ревизии. Ревизии подразделяются на документальные и фактические, комплексные и тематические, плановые и внезапные.

Счетная палата как орган внешнего контроля.

- счетная палата – (контроль со стороны законодательной власти) основная цель деятельности – контроль фед бюджета как на стадии его формирования, так и на стадии исполнения.

Контроль фед бюджета строится по трехлетнему циклу. В каждый конкр момент времени – проверка за 3 года. Осуществляется предварительный контроль – контроль проекта бюджета на предстоящий год, одновременно с этим текущий контроль исполнения бюджета, и последующий контроль, т.е. контроль исполнения бюджета за прошедший год. (п.1. и п.3. занимаю меньше человеко-часов, чем п.2.)

Контроль бюджета фед фондов

Определение эф-ти и целесообразности использования гос имущества

Контроль за состоянием гос внутреннего и внешнего долга, контроль за исп кредитных ресурсов.

Контроль за банковской системой РФ в части обслуживания банками фед бюджета и гос долга РФ.

 

Предварительный контроль бюджета - В виде проверки основных макро-эк и бюджето-образующих показателей, и на их основе контроль доходных и расходных статей бюджета. Результатом предварительного контроля явл заключение, подготавливаемое счетной палатой на проект фед бюджета.

Последующий контроль – проверка счетной палаты приравнивается к комплексной ревизии. Формально сч палата обладает полномочиями контролировать любые предприятия или учреждения, которые участвуют в формировании Д или Р фед бюджета (практически на любое предприятие, потому что они платят налоги). Или управляют (владеют) имуществом, принадлежащим РФ. (аренда).

 

Права счетной палаты, если будут обнаружены правонарушения:

· Предписания

· Арест расчетных счетов фирмы (блокирует все платежи по банковским счетам).

В дальнейшем передаются в исп органы власти, которые и будут налагать санкции.

 

Основные функции, задачи Федеральной налоговой службы РФ.

Фед Налоговая служба

Осн задача – контроль полноты и своевременность уплаты налогов и сборов,

А так же решает ряд задач, которые закреплены кодексом:

- контроль кассовой дисциплины

 

Более сложная структура:

Москва – головное управление

Ниже уровнем - Управление НС по субъектам федераций

Существуют параллельно межрегиональные управления НС (формируются по фед округам)

Управление НС по субъектам федераций – контролирует нижестоящие орг

межрегиональные управления НС – контроль деятельности крупнейших налогоплательщиков (Газпром)

Ниже – районные и межрайонные налоговые инспекции.

 

Деятельность НС осуществляется на условиях инф обмена между НС, МВД, таможенной службы, и контр органами внебюджетных фондов. Т..е передача инф между этими структурами не явл нарушением налоговой тайны.

 

В то же время др фед службы не могут запрашивать инф о деятельности налогоплательщика

 

2 вида проверок – камеральные и выездные.

 

Камеральные – на территории нал инспекции, при этом исп-ся инф из налоговых деклараций налогоплательщика, документы кот налогоплательщик предоставляет помимо декларации (по желанию или по запросу), и инф из др источников (сведения от др налогоплат-ов, от осведомителей и т.д.).

Нал инсп непосредственно может получать от налогоплат-ка только нал декларации, а так же док-ты подтверждающие нал льготы или нал вычеты.

Для проведения камеральной налоговой проверки не требуется специального решения руководства нал инспекции.

Если при камеральной проверки обнаруживаются ошибки или противоречия налоговой декларации, то об этом информируется налогопл-к и ему дается 5 дней, чтобы представить объяснения или внести изменения в нал декларацию. (ротиворечия могут возникнуть не только внутри декл,но и при сравнении с инф от др источников).

Чтобы подтвердить свою позицию – можно представить любые доказательства подтверждающие правильность расчета.

Если объяснения не предоставлены, либо объяснения не убедительны, то составляется акт о проведении камеральной налоговой проверке. Если нарушения при камеральной проверки не обнаружены – то акт не составляется.

 

Выездные – отличаются тем, что проводятся по месту нахождения налогоплательщика и при этом кроме инф из нал деклараций исп-ся данные бух и нал учета налогоплательщика (и данные фактического контроля, если нал инспекция решит его проводить)

 

Налоговая инспекция может проверять уплату налогов за 3 года, предшествующих году проверки (в 2011 – 8,9,10). Проверка может происходить как по одному налогу, так сразу и по нескольким налогам.

Нал инспекция может организовывать самостоятельную проверку филиалов и представительств по рег и местным налогам.

Ограничения: запрещается 2жды проводить проверку по одному и тому же налогу за один и тот же период. ИСКЛ: повторная проверка – проводится с целью контроля работы налоговой инспекции и её инициатором выступает упр НС по субъектам федерации. Второй случай – если налогоплат-к передает уточненную декларацию за уже проверенный период и сумма налогов меньше, чем была раньше.

Длительность выездной налоговой проверки – максимально 2 месяца, но в искл случаях срок м.б. продлен до 6 месяцев.

Существует такое понятие как приостановление налоговой проверки – предполагает временное прекращение всех контрольных процедур в отношении налогоплательщика, приостанавливают проверку на период для получения ответа на запрос, который высылают нал-плат-ку или контрагентам. Имеет право приостанавливать лишь один раз по каждому из запрашиваемых контрагентов.

Затем приостановка проверки может происходить на время, требующее перевода док-в с иностранного языка, а так же в случае, если необходимо провести экспертизу.

(и-за остановок – начало в янв – конец хоть в декабре). На период приостановки – НИ обязана вернуть все документы, полученные, кроме тех, которые получены в ходе выемки документов. (т.е. НИ может либо запросить док-т, либо в ходе выемки – если есть основание, что док-ты могут быть уничтожены или быть фальсифицированы)

Для проведения выемки – руководитель НИ должен составить обоснование выемки.

 

Полномочия в ходе проведения выездной проверки:

1. Запрос док-ов

2. Применение методов фактич контроля

3. Налогоплат-к обязан обеспечить раб место для инспектора

В последний день выездной нал проверки сост-ся справка о проведенной проверке – которая вручается налогоплательщику. В ней указывается предмет и сроки проверки.

Затем в течении 2х месяцев, после составления справки должен быть составлен акт о выездной налоговой проверке. Акт подписывается лицами проводившими нал проверку и лицами со стороны налогоплат-ка. Реквизиты акта – в нал кодексе (период, налоги, по кот проверка, методы, документы, кого, кто, нарушения).

Выездная налоговая проверка проводится по решению руководителя.

Если налогоплат-к не подписывает акт – то этот акт направляется ему по почте заказным письмо. Временем вручения – 6 дней после отправки.

Дается 15 дней для выражения несогласия с использованием любых доказательств (правильно оформленных - заверенные копии документов). После 15дневного срока дается 10 дней налоговой службе, чтобы принять решение по акту налоговой проверки. Это решение должно приниматься в присутствии налогоплат-ов. (налогоплат-ка уведомляют где и когда будет разбор полетов).

Принятие решения производится руководителем НИ или его замом, в ходе рассмотрения материалов д.б. сделан вывод: имело ли место нарушение, был ли умысел, анализ отягчающих и смягчающих обстоятельств (в кодексе они НЕ перечислены). По рез-там рассмотрения дел налогоплат принимается решение о привлечение к ответственности либо отказ к привлеч к ответственности – при этом мотивы, суммы к взысканию, суммы пени и суммы штрафов – указываются. (если нет отягч – то может быть – суммы заплатить и пени, а штрафов не будет)

Фактически дается 10 дней на обжалование решения. Существует 2 способа – адм и судебное обжалование. В первом – в вышестоящее упр нал службы, во втором – в арбитражном суде.

НИ обладает полномочиями проводить контроль адм правонарушения. Если обнаружены – составляется протокол (руководителем или замом НИ) об адм правонаруш – затем в зависимости от характера рук-ль принимает решение о привл к адм отв-ти, либо вопрос о привлечении к отв-ти будет приниматься судом. (см ГК РФ)

Функции и полномочия Федеральной службы финансово-бюджетного надзора. 21. Валютный контроль в России.

 

Росфиннадзор – осн задача – осуществление фин бюдж контроля – контроля за исп-ем ср-в фед бюджета. Задачи:

1. По проведению валютного контроля (спец подразделения)

2. Бюджетный Контроль средств, принадлежащих фед бюджетным органам

3. Контроль исп-ия имущества, находящегося в фед собственности

4. Контроль соблюдения требований бюджетного законодательства получателями средств фед бюджета в независимости от того в какой форме эти ср-ва предоставляются.

Контролю подлежат не только организации получающие бюдж суммы, но и получатели кредита, бюдж ссуд.

5. Контроль за исполнением законодательства о фин бюдж контроля, осуществляющие этот контроль как на фед уровне так и на субъектах.

СТРУКТУРА: в Москве головное управление, которое координирует работу террит управлений. Каждый субъект фед контролируется территориальным подраделением. Каждое управление делится на подр-ия занимающиеся бюдж и валютным контролем.

Полномочия:

· Проводить как проверки камеральные, так и выездные.

· Выездные – в форме ревизии

· Может запрашивать у организации любые документы относящиеся к операциям с бюдж ср-вами или ср-вами внеб фондов

· Проводить осмотр мест хранения ценностей

· Проводить инвентаризацию

· Направлять запросы контр агентам

· Получать разъяснения от мат отв и должностных лиц

· Принимать решение о проведении экспертизы документации

· Ограничение: - контр только фед ср-ва или фед имущество!!!!

· Городской бюджет он контролировать не может. Только проверять деятельность местных контр органов.

 

Валютный контроль осущ Росфиннадзором:

Осуществляет ЦБ РФ, и Росфиннадзор.

ЦБ – ком банки и др кредитные организации и вал биржи

РФН – все кроме того, что относится к компетенции ЦБ.

 

Кроме органов валютного контроля – есть агенты валютного контроля:

1. Кредитные организации

2. Таможенная служба

3. Налоговая служба

В их компетенцию входит:

· Первичная проверка правильности заполнения документаций для осущ оераций с валютой

· Контроль реальности сдлок, предполагаих асчеты валюты.

Осн задача вал контроля – недопущение незаконного перемещения валюты как с территории РФ, так и на территорию РФ.

(Раньше была задача - необходимо было часть вал выручки реализовывать на росс вал рынке через биржи.)

 

Агенты вал контроля в случае нарушений фиксируют их протоколом, и направляют его с подтв-щими документами в орган вал контроля (в ЦБ или в РФН).

 

Органы вал контроля принимают решение либо о проведении проверки организации, допустившей нарушение, либо (если док-ва очевидны), сразу налагают адм взыскание (штраф).

 

Валютным контролем охватывается за месяц ~ 3000орг и физ лиц. Средний штраф около 25000р. ~ 700млн р. (осн нарушения: порядка оформления паспортов сделок, и иных док-ов оформляющих Э И операции, и невозврат или незаконное перечисление валюты в зарубежные компании или банки – деньги отправили – товар не получили или товар отправили – выручку не получили.).

 

Контрольные функции Федерального казначейства России.

 

Фед Казначейство

Структура:

Главное – москва

Тер подр – в субъектах фед (83)

Осн задача – контроль кассового исполнения фед бюджета, но и бюджетов субъектов федерации.

Гибрид банка и фед контр органа.

 

Фед казнач-во осущ предв, тек и посл контроль кассового исполнения бюджета. Хотя наиболее значимым является текущий контроль. Именно здесь выявляется наибольшее число нарушений.

- предварительный контроль – проводится путем сверки плановых сметных назначений с лимитами бюджетного финансирования.

Сметное назначение – каждое бюдж учреждение составляет предв смету – передает её в орган, контролирующий, там ин обобщается и созд-ся общий бюджет. Обсуждение закона в госдуме.(по этому запрос может и не совпасть с выделением средств)

Лимит бюджетного финансирования

- текущий контроль -

Федеральное казначейство предполагает проверку платежей осуществляемых со счетов федерального казначейства, утвержденных лимитом финансирования и сметам бюджетных учреждений. При этом могут проверяться как только суммы, так и наличие договоров и документов, подтверждающих обоснованность платежа.

- контроль последующий – в виде камеральных и выездных проверок, проходит так же как и контроль росфиннадзора.

 

23. Организация контроля расхода средств федерального и регионального бюджетов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 408; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.186.6 (0.063 с.)