Прикладная электоральная география



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Прикладная электоральная география



 

Электоральная география имеет важное прикладное значение. Результаты электорально-географических исследований имеют огромную ценность при планировании избирательных кампаний, выработке политических стратегий. Каждая политическая партия, каждый кандидат в депутаты или президенты должен, планируя свою политическую деятельность и тем более готовясь к избирательной кампании, представлять свои шансы в разных районах страны, знать, где необходима активная работа с избирателями. Важной частью избирательной кампании является ее региональное планирование.

Одна из главнейших проблем любой избирательной кампании - эффективное распределение ограниченных ресурсов по территории. С помощью электорально-географического анализа определяется региональная стратегия избирательной кампании. Ее отправной точкой является оценка важности регионов для избирательной кампании данной партии. Для этого проводится ранжирование регионов по их электоральным весам, определяются группы значимых и менее значимых территорий. Одновременно на основе анализа электоральной статистики (который желательно сопроводить социологическим опросом) определяется уровень благоприятности территорий для данной партии.

Проведя ранжирование территорий по электоральному весу и благоприятности, можно выделить ключевые регионы избирательной кампании, которым необходимо уделить особое внимание. В группу ключевых регионов обычно включаются территории, в которых сосредоточено наибольшее число потенциальных избирателей данной партии. Эти территории не обязательно относятся к разряду самых благоприятных (очень благоприятными регионами с мизерным числом избирателей можно пренебречь, а вот крупные регионы бросать на произвол судьбы нельзя ни в коем случае).

Каждая партия, каждый кандидат имеют свой электорально-географический “портрет”. Есть типы районов, в которых они пользуются устойчивой поддержкой, и типы районов, в которых они всегда проигрывают, есть заведомо благоприятные и заведомо неблагоприятные территории. Поэтому спрогнозировать географию голосования обычно не так уж и сложно, если только речь не идет о “новичке” (но и в случае с “новичком” можно “нащупать” благоприятные для него территории, проанализировав его имидж и организационные возможности). При разработке региональной стратегии кампании обязательно делается прогноз географии голосования за данную партию и ее соперников.

Региональная стратегия избирательной кампании предполагает деление территорий на несколько групп в зависимости от целей кампании. Во-первых, есть изначально благоприятные регионы, в которых нужно работать на удержание своего электората, его активную мобилизацию, сохранение своих позиций. Эти регионы определяются по итогам прошлых голосований за данную партию.

Во-вторых, существуют потенциально перспективные регионы, в которых есть возможность привлечь значительное число избирателей. Здесь проводится работа по перехвату избирателей других партий, которые при определенных обстоятельствах способны проголосовать за данную партию. Например, электорат “родственных” партий может считаться потенциальным электоратом данной партии. В районах, где успеха добиваются партии, у которых реально можно “отнять” избирателей, проводится специальная агитационная кампания, демонстрирующая близость программы данной партии к той, которая добилась здесь успеха в прошлом, и преимущества данной партии и ее лидеров.

Возможности приращения электората могут определяться и с помощью статистического анализа, который позволяет выделить территории, в которых имеет место недобор электората. Затем с помощью полевых исследований нужно определить, почему происходит недобор электората, и как его преодолеть. Потенциально перспективным районам во время кампании уделяется самое большое внимание, поскольку именно от работы с этими “колеблющимися” территориями зависит успех данной партии.

В-третьих, определяются слабые места данной партии - территории, в которых участие в выборах всегда приводило к поражениям. Если в эту группу попадают электорально значимые регионы, то необходимо проанализировать возможности усиления своих позиций, определить проблемы, которые волнуют местных избирателей, возможности преодоления негативного отношения избирателей к данной партии. Однако чаще всего переломить ситуацию в заведомо проигрышных регионах не удается, и все попытки, как показывает опыт прошлых выборов, оказываются безрезультатными (например, работа Б.Ельцина в “красном поясе” или Г.Зюганова на Урале). Поэтому тратить силы на слабые места целесообразно только при наличии реальной возможности изменить положение к лучшему, доказанной с помощью социологических методов.

Таким образом, возможны три электорально-географических стратегии - мобилизации, перехвата и работы в слабых местах, каждая из которых должна быть привязана к определенным с высокой точностью территориям.

Региональная стратегия избирательной кампании на выходе имеет:

а) оценку необходимой интенсивности работы в различных районах;

б) сценарии ведения кампании в различных районах (имидж, темы и ключевые проблемы кампании, методы агитации).

Политическая реклама не может не быть территориально дифференцированной, поскольку к разным электоральным культурам нужен свой подход. В одних районах потребуется активная реклама “позитивной” программы партии или кандидата, в других особое внимание уделяется контрагитации против конкурентов. Избирательная кампания обязательно адаптируется к местным электоральным культурам, их ценностным ориентациям, запросам и проблемам, любимым и запретным темам.

Важной частью избирательной кампании является работа кандидата или партийных лидеров в регионах. Составление действительно эффективного графика агитационных поездок возможно только на основе электорально-географического анализа, иначе он теряет смысл. Должны быть четко определены:

а) регионы, в которых действительно необходимо личное присутствие кандидата;

б) последовательность поездок (обычно на первом этапе “закрываются” регионы, составляющие электорально-географическое ядро кандидата, на втором эатпе ведется работа с потенциально перспективными регионами, ближе к концу кампании особое внимание уделяется регионам с самым большим электоральным весом);

в) цель поездки в каждый регион (темы выступлений, методы агитации и т.п.).

Кроме того, принципиально важен правильный отбор мест для тематических заявлений, которые должны прозвучать на всю страну.

При подготовке парламентских выборов с помощью электоральной географии решаются еще и такие вопросы, как:

а) оценка шансов кандидатов в одномандатных округах;

б) распределение регионов между партийными лидерами в качестве “зон ответственности”;

в) определение региональных групп в партийном списке.

Пока далеко не во всех избирательных кампаниях проводится разработка региональных стратегий. Это существенно снижает эффективность кампаний, поскольку менеджеры и кандидаты не “видят” территорию, не понимают, где и какие они имеют перспективы, где и как себя нужно вести. Но постепенно к нашим политикам и политическим технологам приходит понимание того, что избирательная кампания обязательно должна быть территориально дифференцированной. Поэтому востребованность электоральной географии постоянно растет.

 

 

Контрольные вопросы

1. Опишите структуру электоральной географии как науки.

2. Какие методы исследований использует электоральная география?

3. Назовите географические факторы голосований.

4. Каковы факторы формирования электоральной карты России?

5. Какие электорально-географические изменения происходили в России за время демократических выборов?

6. Опишите основные особенности электоральной карты России и российских региональных политических культур.

7. В чем специфика электоральной микрогеографии?

8. Какое прикладное значение имеет электоральная география?

 

 

Основная литература

1. Весна 89: География и анатомия парламентских выборов. М., Прогресс, 1990.

2. Зубов А.Б., Колосов В.А. Что ищет Россия? (ценностные ориентации российских избирателей 12 декабря 1993 г.) // Полис, 1994, №1, с. 93-112.

3. Колосов В.А., Туровский Р.Ф. Электоральная карта современной России: генезис, структура и эволюция // Полис, 1996, №4, с. 33-46.

4. Колосов В.А., Туровский Р.Ф. Выборы в Государственную думу 1995 года: борьба в одномандатных округах // Власть, 1996, №5, с. 26-35.

5. Россия на выборах: уроки и перспективы. Политгеографический анализ. М., ЦПТ, 1995.

6. Туровский Р.Ф. Политическое расслоение российских регионов (история и факторы формирования) // Партийно-политические элиты и электоральные процессы в России. Круглый стол бизнеса России. Аналитические обозрения Центра комплексных социальных исследований и маркетинга. Серия: политология. Выпуск 3’96 (17), с. 37-52 (раздел V).

 

 

Дополнительная литература

1. Аксенов К.Э., Капралов Е.Г. География голосования в городах США: опыт микрополитико-географического анализа // Политическая география и современность: региональные и прикладные аспекты. СПб, 1991.

2. Анализ тенденций развития регионов России в 1991-96 гг. Политические ориентации населения регионов России. Программа ЕС “Тасис”. М., 1997.

3. Бабурин В.Л., Березкин А.В., Сидорова Е.В. Опыт географического анализа некоторых результатов выборов на Съезд народных депутатов СССР // Вестник Московского университета. Сер. 5, География. 1990, №2, с. 21-27.

4. Березкин А.В., Колосов В.А., Павловская М.Э., Петров Н.В., Смирнягин Л.В. География выборов народных депутатов СССР в 1989 г. (первые итоги) // Известия АН СССР. Серия географическая, 1989, №5.

5. Бузин А.Ю. Влияние социально-экономического развития регионов на итоги выборов в Государственную Думу Федерального Собрания второго созыва // Полис, 1996, №1.

6. Выборы депутатов Государственной Думы. 1995. Электоральная статистика. М., Весь Мир, 1996.

7. Выборы президента Российской Федерации. 1996. Электоральная статистика. М., Весь Мир, 1996.

8. Гиппельсон В., Чугров С. Модели электорального поведения российских регионов (Опыт многомерного статистического анализа итогов выборов 12 декабря 1993 г.) // Мировая экономика и международные отношения, 1995, №4, с. 22-32.

9. Журавлев А.Н. Политическая хроногеография: теория и практика // Региональная политика, 1994, №6, с. 71-85.

10. Колосов В.А. Политические ориентации российских регионов: произошел ли в декабре 1995 г. “обвал”? (Анализ голосования по партийным спискам) // Полис, 1996, №1, с. 91-102.

11. Колосов В.А. Москва: новые функции, социально-политическая поляризация и территориальная структура // Известия РАН. Серия географическая, 1996, №5.

12. Колосов В.А., Туровский Р.Ф. Партии в регионах России: география голосований, результаты и возможности // Вестник Московской школы политических исследований, 1995, №2, с. 125-148.

13. Петров Н.В. Демография и выборы // Население и общество, 1995, №4.

14. Петров Н.В. Города и российский электоральный ландшафт // Проблемы расселения: история и современность. М., 1997, с. 63-66.

15. Смирнягин Л.В. Территориальная организация общества и выборы // Территориальная организация общества и проблемы межнациональных отношений. Материалы к съезду Географического общества СССР. Л., 1990, с. 144-146.

16. Чугров С. Электоральное поведение российских регионов. (Статистический анализ выборов 17 декабря 1995 г.) // Мировая экономика и международные отношения, 1996, №6, с. 27-39.

17. Agnew J. Place and Politics. The Geographical Mediation of State and Society. Boston, Allen&Unwin, 1987.

18. Easton D. A System Analysis of Political Life. New York, Wiley, 1965.

19. Gudgin G., Taylor P. Seats, Votes and the Spatial Organisation of Elections. London, Pion, 1979.

20. Morrill R.L. Political Redistricting and Geographic Theory. Washington, D.C., Resourse Publications in Geography, Association of American Geographers, 1981.

21. Rokkan S. Citizens, Elections, Parties. New York, McKay, 1970.

22. Siegfried A. Tableau Politique de la France de l'Ouest. Paris, Colin, 1913.

23. Taylor P.J., Johnston R.J. Geography of Elections. London, Penguin, 1979.

24. Taylor P. J. Political geography. World-economy, nation-state and locality. London, Longman, 1989.

25. Tingsten H. Political behavior: studies in election statistics. Totowa, N.J., Bedminster Press, 1963.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.217.174 (0.01 с.)