Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 7 Выбытие основных средств

Поиск

Продажа объектов основных средств

В случае продажи объекта за денежные средства необходимо руководствоваться п. 33 и п. 34 П(С)БУ 7, в соответствии с которыми:

стоимость проданного актива списывается с баланса;

- финансовый результат определяется вычитанием из дохода от продажи объекта основных средств его остаточной стоимости, непрямых налогов и расходов, связанных с такой продажей.

Однако с 01 января 2008г., согласно П(С)БУ 27 «Необоротные активы, предназначенные для продажи, и прекращенная деятельность», объекты основных средств, которые предприятие готовит продавать, должны быть переведены в состав необоротных активов, предназначенных для продажи.

Это активы, для которых выполняются следующие требования:

1. экономические выгоды ожидается получить от их продажи, а не
от их использования по назначению; 2. они готовы к продаже в их теперешнем состоянии; 3. их продажа, как ожидается, будет завершена на протяжении года с даты
признание их такими; 4. условия их продажи отвечают обычным условиям продажи для
подобных активов; 5. осуществление их продажи имеет высокую вероятность, в частности если
руководством предприятия подготовлен соответствующий план или
заключен твердый контракт о продаже, осуществляется их активное
предложение на рынке по цене, которая отвечает справедливой стоимости.

В Плане счетов предусмотрен отдельный счет 286» Необоротные активы и группы выбытия, предназначенные для продажи.

То есть:

- до продажи таких активов их следует относить к составу запасов (Дт 286 «Необоротные активы и группы выбытия, предназначенные для продажи»

- доход от продажи таких активов и соответствующие расходы нужно отражать на счетах прочих операционных расходов(Дт 943), стр. 090 формы № 2 и доходов (Кт 712), стр 060 Формы № 2.

Договорная стоимость продаваемого объекта вместе с суммой НДС отражается по кре­диту счета 742 "Доход от реализации необоротных активов". С кредита счета 10 в дебет счета 972 "Себестоимость необоротных активов" списывается остаточная стоимость объекта, а в дебет счета 13 — сумма его износа.

Таким образом, со счета 10 списывается вся первоначальная стоимость проданного объек­та. Расходы, связанные с реализацией актива, отражаются также в дебете счета 972.

В форме № 1 «Баланс» эта информация представлена в стр.275; Стр. 605.

Пример 1

На балансе предприятия числится объект основных средств, первоначальная стоимость которого составляет 180000 грн., износ – 80000 грн., остаточная (балансовая) стоимость – 100000 грн.

Предприятие продает этот объект за 240000 грн. (в том числе НДС – 40000 грн.).

Учет продажи объекта после 1 января 2008 года показан в двух вариантах: с предыдущим планированием продажи и без него.

Таблица

Отображение в бухгалтерском учете продажи объектов основных средств

№ з/п Содержание записи Дебет Кредит Сумма, грн.
         
Продажа объектов после 1 января 2008 года
  Продажа объектов планируется предварительно      
1.1 Отражен перевод объекта в состав необоротных активов, предназначенных для продажи в сумме остаточной (балансовой) стоимости      
1.2 Списана сумма накопленного износа      
1.3 Признанный доход от продажи объекта      
1.4 Начисленные налоговые обязательства по НДС      
1.5 Списана первоначальная стоимость объекта в сумме остаточной (балансовой) стоимости      
Допустим, что чистая стоимость реализации совпала с балансовой (остаточной) стоимостью объекта как на дату перевода в состав необоротных активов, предназначенных для продажи, так и на дату баланса
  Продажа объектов не планируется предварительно      
2.1 Признан доход от продажи объекта      
2.2 Начисленные налоговые обязательства по НДС      
2.3 Списанная первобытная стоимость объекта в сумме: - остаточной (балансовой) стоимости - накопленного износа      

Бесплатная передача основных средств

При бесплатной передаче объектов основных средств прибыли нет и 7-й класс счетов не используется.

Остаточная стоимость объекта списывается в дебет счета 976 "Списание необоротных активов".

Если при передаче активов возникают расходы у предприятия, их также следует списать в дебет счета 976.

Пример

Предприятие "Дельта" бесплатно передает 000 "Бета" измерительный прибор, обычная цена которого равна 3 500 грн.

Остаточная стоимость прибора в бухгалтерском учете составляет 2 900 грн.,

амортизация — 1 100 грн.,

стоимость разборки и упаковки прибора — 130 грн.

Покажем, как отражаются эти операции в бухгалтерском учете у предприятия "Дельта".

№ П/П   Содержание   Дт   Кт   Сумма, грн.  
1.   Списана остаточная стоимость прибора,/        
2.   Списана сумма амортизации       1 100  
3.   Отражены расходы по разборке и установке прибора        
4.   Начислены налоговые обязательства по НДС       700*  
5.   Списаны расходы по бесплатной передаче на финансовый результат        
6.   Отражен убыток, связанный с бесплатной передачей прибора        

* Базой налогообложения является балансовая стоимость объекта.

Ликвидация объектов основных средств

Любое основное средство изнашивается. Чтобы списать старое оборудование, машины и т. п., руководитель фирмы своим приказом назначает комиссию.

Решение комиссии о списании основного средства нужно оформить актом, который утверждает руководитель фирмы. Для этого предусмотрена форма № ОС-4. При списании транспортного средства заполняется форма № ОС-4а

На основании акта на списание оборудования бухгалтер делает запись в инвентарной карточке о его выбытии. Напомним, что карточка по выбывшим основным средствам должна храниться не менее пяти лет.

Списание объекта с баланса может быть как по самостоятельному решению, так и по причинам, не зависящим от предприятия.

Самостоятельное решение списать объект может быть принято в том случае, если он не соответствует критериям признания активом (п. 33 П(С)БУ 7), то есть если его использова­ние не приведет к поступлению экономических выгод в будущем (например, станок не­ремонтопригоден), либо в случае морального старения оборудования, что часто бывает с компьютерами.

В бухгалтерском учете остаточная стоимость выбывающего объекта списывается в дебет субсчета 976 "Списание необоротных активов" вне зависимости от того, по каким причинам объект ликвидируется.

Запасные части и иные материальные ценности, полученные при ликвидации обору­дования, приходуются на соответствующие счета активов по справедливой стоимости с отражением дохода на субсчете 746 "Прочие доходы от обычной деятельности".

Пример

Предприятие "Альфа" по собственному решению списывает компьютер вследствие мораль­ного старения.

Первоначальная стоимость компьютера — 3 995 грн. Начислен износ за время эксплуатации в сумме 850 грн. Балансовая стоимость компьютера в налоговом учете составляет 3 500 грн. После списания компьютера остается в рабочем состоянии: монитор, остаточная стоимость которого 450 грн.;

колонки остаточной стоимостью 40 грн.;

клавиатура остаточной стоимостью 60 грн.

 

Отразим операцию списания компьютера бухгалтерскими проводками.

No                  
    Содержание операции   Дт   Кт      
п/п                  
1.   Отражено списание остаточной стоимости компьютера       3 145  
2.   Списан износ компьютера        
3.   Начислены налоговые обязательства по НДС исходя из балансовой        
    стоимости компьютера в налоговом учете              
4.   Оприходованы комплектующие, оставшиеся после ликвидации компьютера        
5.   Списан на финансовый результат доход от оприходования комплектующих        
    изделии              
6.   Списаны на финансовый результат расходы, понесенные предприятием        
7.   Отражен убыток от ликвидации компьютера       3 295  

 

Отражение информации об основных средствах в формах отчетности

 

Информация об основных средствах в учетных регистрах и финансовой отчетности представлена в таблице:

  № п/п Номер и название счета Регистр учета Формы финансовой отчетности
І «Баланс» V«Примечания к финансовой отчетности»
Название Код стр Название Код стр.
      10 Основные средства 131 «Износ основных средств»   Журнал 4 Основные средства: -остаточная стоимость - первоначальная стоимость - износ     Земельные участки Капитальные затраты на улучшение земель Здания и сооружения Машины и оборудование Транспортные средства Инструменты, инвентарь Животные Многолетние насаждения Прочие основные средства    

Вопрос 8 Учет малоценных необоротных материальных активов (МНМА)

(Для выделения этой группы из состава основных средств применяют дополнительный критерий- стоимостной)

В соответствии с П(С)БУ 7 малоценные необоротные активы не учитываются в составе основных средств, а относятся к числу прочих необоротных материальных активов, при

этом определение МНМА в П(С)БУ 7 не приводится. Только в пункте 5 данного положения сказано, что предприятия могут самостоятельно устанавливать стоимостные признаки для предметов, которые входят в состав малоценных необоротных материальных активов.

Исходя из этого, в Приказе об учетной политике предприятия необходимо установить предельную стоимость активов, по которой они будут относиться к числу МНМА, а выше которой — к основным средствам.

Принципы бухгалтерского учета МНМА аналогичны учету основных средств, изложен­ных в П(С)БУ 7. Разница состоит лишь в методах начисления амортизации. Согласно п. 27 П(С)БУ 7 для начисления амортизации применяются два метода:

50 % его амортизационной стоимости может начисляться в первом месяце использования объекта и остаток 50 % начисляется в месяце его изъятия из активов;

100 % амортизируемой стоимости начисляется в первом месяце использования объекта.

Для учета МНМА Инструкцией № 291 предназначен субсчет 112 "Малоценные необо­ротные активы", по дебету которого отражается поступление объекта по первоначальной стоимости, затраты на его улучшение (модернизацию, модификацию и т. п.); сумма дооценки по кредиту — выбытие объекта, сумма их уценки.

Начисленная амортизация отражается по кредиту субсчета 132 "Износ прочих нео­боротных материальных активов" в корреспонденции с дебетом соответствующих счетов расходов (сч. 23, сч. 91, сч. 92, сч. 93, сч. 94).

Пример

Предприятие "Альфа" приобрело 6 телефонных аппаратов по 300 грн. (в т. ч. НДС - 50 грн.). Через 2 года использования:

1 аппарат был продан за 180 грн. (в т. ч. НДС - 30 грн.);

3 телефонных аппарата были бесплатно переданы предприятию "Бета";

2 аппарата были списаны в конце срока эксплуатации.

Для начисления амортизации был выбран метод, согласно которому в первом месяце использования МНМА начисляется 50 % их стоимости, остаток 50 % начисляется в месяце их описания с баланса.

Отразим данные операции в проводках.

№ п/п   Содержание операции   Дт   Кт   Сумма, грн.  
1. Приобретение телефонных аппаратов  
1.   Перечислена предоплата поставщику       1 800  
2.   Отражен налоговый кредит по НДС        
3.   Получены телефонные аппараты       1 500  
4.   Отражен налоговый кредит в стоимости полученных аппаратов        
5.   Отражены взаиморасчеты с поставщиком       1 800  
11. Начисление амортизации на стоимость МНМА  
  Введены в эксплуатацию телефонные аппараты       1 500  
7.   Начислена амортизация после первого месяца использования телефонных аппаратов: На производстве (2 шт.) в администрации (2 шт.) в сбыте (2 шт.)        
     
     
III. Продажа телефонного аппарата  
8.   Отражен доход от продажи аппарата        
9.   Отражены налоговые обязательства по НДС        
10.   Отражена остаточная стоимость проданного аппарата (50%)        
11.   Списана сумма износа        
12.   Отнесен доход от продажи на финансовый результат        
13.   Отнесена остаточная стоимость аппарата на финансовый результат        
14.   Получены деньги от покупателя        
IV. Бесплатная передача телефонных аппаратов  
15.   Отражена остаточная стоимость переданных телефонных аппаратов        
16.   Списана сумма износа        
17.   Отражена сумма налоговых обязательств по НДС исходя из обычной цены        
18.   Списана себестоимость переданных телефонных аппаратов на финансовый результат        
19.   Отражен убыток от бесплатной передачи        
V. Списание телефонных аппаратов  
20.   Начислена оставшаяся сумма амортизации 50% телефонных аппаратов, находящихся в сбыте        
21.   Списан полный износ аппаратов при выводе из эксплуатации        

 

Первичные документы

Поступление малоценных необоротных активов оформляется теми же первичными до­кументами, что и основные средства, поскольку отдельные типовые формы для учета дви­жения МНМА не утверждены.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 416; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.108.3 (0.007 с.)