Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема: «Учет основных средств и других необоротных материальных активов».↑ Стр 1 из 8Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Тема: «Учет основных средств и других необоротных материальных активов». Лекция № 1 План: 1. Общие положения, классификация основных средств, признание и задачи учета. 2. Учет поступления основных средств. Формирование первоначальной стоимости объекта основных средств. 3. Документальное оформление операций по поступлению и выбытию (ликвидации) О.С. и других необоротных материальных активов.(самостоятельно) 4. Учет амортизации ОС.
Лекция № 2 План: 1. Учет эксплуатации и ремонтов основных средств. 2. Переоценка основных средств. 3. Выбытие основных средств. 4. Особенности учета малоценных необоротных материальных активов (МНМА) 5. Аренда основных средств (самостоятельно). 6. Инвентаризация основных средств (самостоятельно) Документы: 1. Положение (стандарт) бухгалтерского учета 2 «Баланс», утв. приказом Министерства финансов Украины № 87 от 31.03.99г. 2. Положение (стандарт) бухгалтерского учета 7 «Основные средства», утв. приказом Министерства финансов Украины № 92 от 27.02.2000 г. 3. П(С)БУ 27 «Необоротные активы, предназначенные для продажи, и прекращенная деятельность». 4. Методические рекомендации по бухгалтерскому учету основных средств, утв. приказом МФУ от 30.09.2003г. № 561 с изменениями и дополнениями. 5. Инструкция по инвентаризации основных средств, нематериальных активов, товарно- материальных ценностей, денежных средств и документов и расчетов, утвержденная приказом МФУ от 11.08.94г.№ 69, с изменениями и дополнениями.
Вопрос 1. Методологические основы формирования в БУ информации об основных средствах, прочих необоротных материальных активах и раскрытие этой информации в финансовой отчетности определяются П(С) БУ 7 “Основные средства» Этот стандарт распространяется на предприятия, организации всех форм собственности (кроме бюджетных учреждений и банков). Не распространятся на объекты, которые являются биологическими активами, инвестиционной недвижимостью, необоротными активами, предназначенными для продажи, а также невосполнимыми природными ресурсами. Для учета этих активов существуют свои стандарты.(П(С)БУ 30,27,32) Определение понятия «основные средства» в нормативных актах
(* Операционный цикл – промежуток времени между приобретением запасов для осуществления деятельности и получением средств от реализации изготовленной из них продукции или товаров или услуг)
Задачи учета основных средств: 1. Своевременное отражение на счетах бухгалтерского учета полной информации об оценке, переоценке и поступлении основных средств, их внутреннем перемещении, выбытии. 2. Своевременное и точное отражение данных о начислении амортизации основных средств за отчетный период и их износа с начала полезного использования 3. Определение затрат на ремонт и восстановление ОС и контроль за рациональным использованием средств, выделенных для этой цели.
4. определение финансовых результатов от реализации и другого выбытия основных средств; 5. обеспечение информацией для составления отчетности об основных средствах и капитальных инвестициях. 6. обеспечение правильного учета арендных операций объектов ОС. В приказах об организации учета и учетной политике предприятия необходимо отразить следующую информацию: 1. первичные документы по учету 2. список лиц, которые имеют право выписывать документы и какие 3. порядок контроля над материально- ответственными лицами 4. определение ликвидационной стоимости 5. методы и порядок начисления амортизации 6. срок полезной эксплуатации 7. порядок оценки 8. учет арендованных необоротных активов 9. учет капитальных инвестиций.
Единицей учета основных средств является отдельный объект. Если один объект ОС состоит из частей с разным сроком использования, то каждую часть можно признать отдельным объектом. Объект основных средств признается активом*, то есть может быть включен в баланс предприятия, если: 1) стоимость его может быть достоверно определена; 2) существует вероятность получения предприятием экономических выгод от его использования. Объекты основных средств, не отвечающие критериям признания активом, должны быть списаны с баланса. Вопрос 2. Учет поступления основных средств. Формирование первоначальной стоимости объекта основных средств. Пути поступления основных средств: — приобретение как новых, так и бывших в эксплуатации основных средств за денежные средства; — самостоятельное изготовление основных средств; — получение основных средств в качестве взноса в уставный капитал учредителей (участников) предприятия в обмен на корпоративные права; — перевод в основные средства из оборотных активов, товаров, готовой продукции; — получение основных средств бесплатно от юридического или физического лица; — получение основных средств в результате обмена Учет затрат ведется на счете 15 (по субсчетам). Введенные в действие объекты зачисляются предприятием в состав основных средств, а понесенные затраты с кредита счета 15 списываются в дебет счетов 10 или 11. Аналитический учет капитальных инвестиций ведется соответственно по видам основных средств, других необоротных активов, а также по отдельным объектам капитальных вложений (инвентарным объектам).
Решение задач Приобретение активов за денежные средства В случае приобретения объектов основных средств все расходы, связанные с таким приобретением, накапливаются на счете 15 "Капитальные инвестиции" до приведения объекта в состояние, пригодное к использованию. Готовый к эксплуатации объект зачисляется на баланс предприятия по стоимости, определенной в кредите счета 15, которая и будет для данного объекта первоначальной. Пример Предприятие приобрело офисную мебель стоимостью 14 400 грн., в т. ч. НДС - 2 400 грн. Стоимость доставки мебели 480 грн., в т.ч. НДС - 80грн., Расходы на сборку и установку мебели - 360 грн (в т. ч. НДС - 60 грн.). Задание: Отразить операцию получения мебели в проводках с учетом того, что по условиям договора с поставщиком мебели предусмотрена оплата по факту получения:
ВНИМАНИЕ!!! В том случае если предприятие не является плательщиком НДС или приобретаемые (сооружаемые) основные средства будут использованы в операциях не облагаемых НДС, либо в операциях, не связанных с хозяйственной деятельностью, то сумма НДС должна быть включена в первоначальную стоимость таких объектов ОС (т.е на счет 15).
Самостоятельное изготовление основных средств Первоначальная стоимость основных средств, созданных собственными силами, состоит из суммы расходов, непосредственно связанных с их изготовлением. Эти расходы накапливаются в дебете счета 15 " Капитальное строительство". По кредиту счета 15 отражается списание затрат в связи с принятием объекта в эксплуатацию. Основанием для списания этих расходов является Акт приема-передачи (ОЗ-1), составленный комиссией, созданной по распоряжению руководителя предприятия. Если первоначальная стоимость изготовленных собственными силами объектов превышает их справедливую стоимость, то предприятие переоценивает эти объекты до их справедливой стоимости. Пример Предприятие строит здание цеха собственными силами. При этом были осуществлены следующие расходы: • приобретены строительные материалы на сумму 72 000 грн. (в т.ч. НДС - 12 000 грн); • использованы собственные запасы на сумму 17 000 грн.; • начислена заработная плата работникам, принимающим участие в строительстве, — 25 000 грн.; • начислен ЕСВ (единый социальный взнос) в сумме 9 000 грн.; • начислена амортизация машин и механизмов, участвующих в строительстве, на сумму 12 000 грн. Задание: Отразить строительство объекта бухгалтерскими проводками.
3 Безвозмездное получение основных средств
Предприятие, безвозмездно получающее актив, отражает его справедливую стоимость по дебету счета 10 и кредиту счета 424 "Безвозмездно полученные необоротные активы". Доход признается по мере начисления амортизации и отражается по кредиту счета 745 "Доход от безвозмездно полученных активов" в корреспонденции с дебетом счета 424. Эта же сумма учитывается по кредиту счета 13 "Износ (амортизация) необоротных активов" и дебету счетов расходов предприятия в зависимости от места использования этих объектов. Пример 000 "Бета" бесплатно получает от предприятия "Дельта" измерительный прибор, справедливая стоимость которого равна 3 360 грн. Балансовая стоимость прибора в бухгалтерском учете предприятия "Дельта" составляет 2 900 грн. Срок эксплуатации прибора- 4 года. Отразим безвозмездное получение измерительного прибора предприятием "Бета" в проводках.
Пример Учредитель Костенко Н. В. погасил задолженность по взносам в уставный капитал 000 "Альфа" путем внесения компьютера. Согласованная учредителями справедливая стоимость компьютера составляет 2 500 грн. Компьютер перед вводом в эксплуатацию был усовершенствован: расширено дисковое пространство, и увеличена оперативная память. Дополнительные затраты составили 900 грн., кроме того НДС -180 грн.
В процессе эксплуатации каждого объекта ОС ежемесячно по определенным нормам начисляется износ. С учетом начисленного износа определяется остаточная стоимость объекта или его фактическая стоимость. Остаточная стоимость иначе называется балансовой стоимостью объекта. В балансе необоротные активы отражаются тремя строками:
- первоначальная стоимость (1) - износ (2) - остаточная стоимость (как сумма разницы а (3)= (2)-(1) В итог 1 го раздела актива баланса и в валюту баланса (в общий итог) будет включаться только остаточная стоимость. Вопрос 3: Документальное оформление операций по поступлению и выбытию(ликвидации) О.С. и других необоротных материальных активов. Первичные документы по учету ОС утверждены приказом Министерства статистики Украины от 29.12.95г. № 352. Кроме вышеуказанных документов в бухгалтерию могут поступать и быть использованы и другие документы, подтверждающие покупку, приобретение ОС, их передачу, продажу. Это могут быть: накладные, счета, счета фактуры, грузовые таможенные декларации и пр. Общая схема
Приемка в эксплуатацию основных средств осуществляется комиссией, назначенной для этой цели приказом или распоряжением руководителя предприятия. Как правило, на предприятии создается постоянно действующая комиссия, в состав которой включают, например, главного механика, специалиста по строительству, инженера по технике безопасности, бухгалтера, работника, которому сдается под ответственность объект основных средств. Ввод в действие объектов основных средств, а также их покупку комиссия оформляет актом приемки- передачи(внутреннего перемещения) основных средств по форме №ОЗ-1, в одном экземпляре на каждый объект. Можно составлять один акт на несколько принимаемых объектов основных фондов, но это допускается лишь в отношении хозяйственного инвентаря, инструментов, оборудования, если эти объекты однотипны, имеют одинаковую стоимость, принимаются одновременно и под ответственность одного и того же лица. Акт является единственным первичным бухгалтерским документом, в котором указывается состав комиссии, подробная характеристика объекта, источник приобретения (создания), год постройки или выпуска заводом, дата ввода в эксплуатацию, краткая техническая характеристика, результаты испытаний, его соответствие техническим условиям, заключение комиссии. Указывается также, кто принял необходимые сведения для начисления износа. В том случае, когда на предприятие поступают основные средства, бывшие в эксплуатации, в акте приемки- передачи указывают суммы износа. Полностью оформленный акт вместе с приложенной технической документацией после утверждения руководителем предприятия передается в бухгалтерию. Приемка законченных работ по достройке и дооборудованию объекта, производимых в порядке капитальных вложений и увеличивающих их балансовую стоимость, оформляется актом приемки- сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов(форма № ОЗ-2). Если ремонт, реконструкцию и модернизацию выполняет стороннее предприятие, акт составляется в двух экземплярах. Второй экземпляр передают предприятию, производившему капитальный ремонт, реконструкцию, модернизацию. На основании вышеперечисленных документов бухгалтерия открывает инвентарную карточку(ОЗ-6), присваивает объекту порядковый номер, который затем проставляет в акте приемки- передачи. Инвентарные карточки являются основанием для ведения аналитического учета основных средств. На основании инвентарных карточек контролируется наличие и сохранность объектов основных средств. Хранятся карточки в бухгалтерии предприятия, в картотеке или в алфавитном порядке или в разрезе классификационных групп или по инвентарным номерам. Если в процессе эксплуатации объекта был произведен ремонт объекта, его реконструкция, то в карточку должны быть занесены сведения о новой первоначальной стоимости. При выбытии объекта инвентаризационные карточки изымают и хранятся они отдельно в течении установленного срока. При размещении в одном здании нескольких структурных подразделений предприятия, по которым затраты(издержки) учитываются отдельно, следует открыть наряду с общей инвентарной карточкой на объект(здание) в целом также справочные инвентарные карточки с пометкой «Для начисления амортизации» отдельно по каждому направлению затрат в соответствии с утвержденным распределением площади и балансовой стоимости инвентарного объекта между соответствующими пользователями. Техническая документация, относящаяся к данному инвентарному объекту, после открытия на него инвентарной карточки(записи в книгу) в бухгалтерии не хранится, а передается под расписку в соответствующие подразделения предприятия. Заполненные инвентарные карточки регистрируются в описях(форма № ОЗ-7), которые ведутся бухгалтерией (в 1-м экз.) по классификационным группам(видам) объектов основных средств. Учет объектов основных средств по месту их нахождения (эксплуатации, хранения) осуществляется в инвентарном списке(форма № ОЗ-9) у лиц, ответственных за их сохранность. Инвентарный список по местам нахождения основных средств и материально- ответственным лицам выписывается в 2-х экземплярах. Один экземпляр, подписанный работником бухгалтерии должен быть у материально- ответственного лица, чтобы работник знал, что за ним числится, за что он несет материальную ответственность. Второй экземпляр в бухгалтерии.. Предприятиям разрешается вести учет объектов по месту их нахождения в инвентарных карточках, которые в этом случае выписываются бухгалтерией в двух экземплярах,- второй экземпляр передается по месту нахождения объекта. При перемещении объекта этот экземпляр вместе с накладной на перемещение(форма № ОС-1) передается по новому месту нахождения. Накладная на внутреннее перемещение основных средств из одного подразделения в другое составляется в двух экземплярах работником подразделения- сдатчика. Первый экземпляр передается в бухгалтерию, а второй остается у подразделения- сдатчика. Аналогичная накладная выписывается при передаче основных средств в эксплуатацию из запаса. Для контроля за движением основных средств в течение отчетного периода должна заполняться карточка учета движения основных средств (ОЗ-8). Такие карточки могут открываться на каждую классификационную группу: - машин и оборудования - транспортных средств - хоз. инвентаря и пр. В карточках, в течение года по месяцам отражается сведения о поступллении объекта по соответствующей группе(общей суммой), списание, выбытие объекта. Кроме того должен быть указан остаток на начало и конец каждого квартала. На карточках также отражается начисление амортизации за каждый месяц по группе. Данные этой карточки используются при составлении годовой финансовой отчетности предприятия и в частности при заполнении формы № 5 «Примечания к годовой финансовой отчетности». На предприятиях с небольшим количеством инвентарных объектов учет основных средств может быть организован в инвентарной книге или ведомости. Для учета движения других необоротных активов в настоящее время не разработаны типовые унифицированные формы первичных документов, поэтому для их учета можно использовать вышеперечисленные формы, а также типовые формы первичных документов по учету МБП. Если в ходе перемещения основных средств производится разборка его фундамента или какой- либо части объекта или демонтаж всего объекта, то это оформляется актом по форме № ОС-3. Для списания пришедших в негодность объектов основных средств, как и для приемки, создается специальная комиссия. На предъявленный к списанию объект комиссия составляет акт на списание основных средств(форма № ОС-3), а при списании грузового или легкового автотранспорта, прицепа или полуприцепа- акт на списание автотранспортных средств (форма № ОС-4). В акте указываются: наименование объекта, его инвентарный номер, дата ввода в эксплуатацию, место эксплуатации, первоначальная стоимость, сумма начисленного износа за период эксплуатации, обоснование необходимости списания с баланса. Также в нем определяются затраты по ликвидации объекта и стоимость материалов, которые должны быть оприходованы после совершения операции. В акте делается расчет результатов от ликвидации. При составлении акта на списание автотранспортных средств, кроме того, указывается пробег автомобиля, а при списании основных средств, выбывших в следствие аварии, к акту прилагается копия акта об аварии, а также объясняются причины, вызвавшие аварию, и указываются меры, принятые относительно виновных лиц. Акт на списание составляется в двух экземплярах. После утверждения руководителем предприятия первый экземпляр акта передается в бухгалтерию, второй остается у материально- ответственного лица и служит основой для сдачи на склад полученных в результате ликвидации объекта материалов. На принятые в аренду объекты основных средств инвентарные карточки не открываются. Регистром аналитического учета у арендатора является полученная от арендодателя копия инвентарной карточки, которая хранится в бухгалтерии арендатора отдельно. Пример Предприятие "Альфа" на 01.01.02 г. основных фондов не имело. Во II квартале учредитель внес в уставный капитал компьютер. В III квартале предприятие осуществило: — замену картриджа для принтера на сумму 138 грн. (в т. ч. НДС — 23 грн.) (техобслуживание); — замену вышедшей из строя материнской платы компьютера, стоимостью 780 грн. (в т. ч. НДС - 130 грн.); стоимость услуг сервисной службы по установке платы — 180 грн. (в т. ч. НДС - 30 грн.) (ремонт); — установку ранее приобретенной звуковой карты и динамиков - 525 грн. (модернизация).
Первичные документы При вводе в эксплуатацию отремонтированных объектов основных средств, составляется Акт приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов типовой формы № 03-2 Он являетсяся первичным документом, на основании которого делаются соответствующие записи об увеличении первоначальной стоимости объекта в Инвентарной карточке типовой формы № 03-6. Методы амортизации Национальным стандартом № 7 (п. 26) предусмотрены следующие методы: — прямолинейный; — уменьшения остаточной стоимости; — ускоренного уменьшения остаточной стоимости; — кумулятивный; — производственный. Рассмотрим на примере применение разных методов начисления амортизации. Пример Задача 1. Предприятие приобрело оборудование к прокатному стану стоимостью 500 000 грн. Общий расчетный объем производства определен предприятием в размере 2 000 000 ед. Ликвидационная стоимость оборудования после его эксплуатации составит 20 000 грн. Ожидаемый срок полезного использования составляет 5 лет. 1. Прямолинейный метод начисления амортизации предусматривает равномерное списание стоимости объекта основных средств, которые амортизируются на протяжении срока его эксплуатации. Годовая сумма амортизации определяется делением амортизируемой стоимости на предполагаемый срок использования основных средств. Первоначальная стоимость – Ликвидационная стоимость Годовая сумма амортизации = Амортизации)
кол-во лет полезн. использов. ликвидационная стоимость Годовая норма амортизации = 1 - х 100% Первоначальная стоимость
5 20 000 Годовая норма амортизации = (1-) х 100 % = (1 - 0,5 253) х 100 = 47,47 % 500 000 (грн.)
Сумма амортизационных отчислений за последний год эксплуатации объектов определяется как разница между остаточной стоимостью объекта на начало последнего года эксплуатации и его ликвидационной стоимостью. Амортизационные отчисления за 5-й год равняются: 38 072 – 20 000 = 18 072 грн. Месячная сумма амортизации определяется делением годовой суммы амортизации на 12;
Первоначальная стоимость Годовая норма амортизации = х 2 Годовая сумма Месячная сумма амортизации = В нашем примере: 100 % Годовая норма амортизации = х 2 = 40 % 5 лет
Расчет для каждого года эксплуатации оборудования:
Поскольку ликвидационная стоимость не учитывается при расчете годовой нормы амортизации, то в последний год эксплуатации объекта основных средств годовую сумму амортизации необходимо рассчитать не по формуле, а как разницу между остаточной стоимостью объекта на начало года и принятой ликвидационной стоимостью. Месячная сумма амортизации определяется делением годовой суммы амортизации на 12:
Годовая сумма амортизации Ежемесячная сумма амортизации = В нашем примере срок полезного использования объекта равняется 5 годам, сумма лет: 1+2+3+4+5= 15
(n + 1) x n или, где n — срок полезного использования объекта, то есть ((5+1) х 5): 2 = 15
В нашем примере кумулятивный коэффициент равняется:
(грн.)
Таким образом, в 1-й год эксплуатации оборудования сумма амортизации начислена самая большая, затем из года в год — уменьшается, а остаточная стоимость уменьшается, пока не будет равной ликвидационной стоимости. Месячная сумма амортизации определяется делением годовой суммы на 12:
Общий объем продукции 500 000 - 20 000 Производственная ставка амортизации = ——————————— = 0,24 грн./ед. 2 000 000 (гри.)
Особенности амортизации основных средств Прямолинейный метод начисления амортизации применяется к таким объектам, которые выполняют примерно одинаковый объем работ. В то же время данный метод не учитывает влияния отдельных факторов, таких как моральный износ объекта, увеличение затрат на ремонт в последние годы эксплуатации. Данный метод являлся самым распространенным. Его выбор определяется в том случае, когда нет существенных признаков роста расходов на ремонт основных средств, отсутствуют данные и о быстром моральном износе. Метод уменьшения остаточной стоимости основан на предположении, что новый о
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 560; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.58.191 (0.01 с.) |