Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Объект и предмет Банковского права↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Банковское право Денис Александрович Гаврин 20.02.2012 Понятие и содержание банковского права В Советский период банковское право рассматривалось как подотрасль и даже институт ФП. А ФП как обособленная часть Государственного и Административного права. Основной метод – властные предписания. При этом банки-партнеры оставались в сфере ГП. С началом экономических реформ произошло изменение соотношения норм частного и публичного права. Выделяют след.обстоятельства формирования отрасли Банковского права: 1. Общественная потребность и государственный интерес в самостоятельном правовом регулировании такой отрасли. Ставка рефинансирования – 8%. Для выдачи кредита деньги берутся: - Привлекаются вклады граждан. - Займы. У КрОрг-ций, ЦБ. Не факт, что ставка будет 8%, м.б. меньше. (Для прогосударственных банков). М.б. больше. - Услуги по открытию счета. - Расчетный счет юр.лица. - Счет физ.лица Изменение процентной ставки влияет на процент по кредиту. Влияет на процент ставки по вкладу. 2. Наличие самостоятельного предмета правового регулирования, обусловленное четким выделением специфики общественных отношений. 3. Потребность в особом методе правового регулирования. Существует специфика методов БП, обусловленная особым сочетанием методов. Соответственно, выделяется такой метод как комплексный метод правового регулирования. О ярко выраженном методе диспозитивном или императивном в БП говорить нельзя. Если смешение – комплексный метод. Соотношение диспозитивного и императивного проявл-ся в в/отношениях ЦБ и КО (надзор – императив, кредит – диспозитив). 4. Наличие и потребность в особых источниках права. ЦБ издает источники (положения, инструкции, указания), формируя достаточно серьезный массив НА. 5. Конституционное и законодательное закрепление принципов данной отрасли права. 6. Наличие специфической системы понятий и категорий, необходимых для существования отрасли БП.
1 т.зр. Ефимова. Банковское право – межотраслевой правовой институт – институт, который присутствует в различных отраслях. Банки – ядро банковского права. Регулируются АП, ГП, УП (незаконная банк.деятельность). 2 т.зр. Сапожников..Банковское право – не отрасль ГП, а подотрасль Предпринимательского права. 3 т.зр. Больш-во ученых. Банковское право – самостоятельная отрасль права. Тусунян.
Ученый Братко. Экономическое начало Банковского права. Гражданско-правовых выводов мало. Банковское право – отрасль российского права, которая состоит из правовых норм, регулирующих организацию банковской системы, денежное обращение, правовой статус, банковские операции кредитных организаций. Тусунян. Банковское право – отрасль права, представляющая собой совокупность норм, регулирующих отношения, возникающие в процессе создания, построения, функционирования и развития банковской системы. Банковское право – отрасль российского права, представляющая собой совокупность норм, регулирующих отношения, связанные с функционированием банковской системы.
Объект и предмет Банковского права Предмет права – общественные отношения, связанные с функционированием банковской системы. Братко: в качестве предмета предлагает рассматривать отношения между ЦБ и КО по поводу банковской деятельности и в связи с регулированием банковских операций, т.е. те отношения, в рамках которых осуществляется банковское регулирование и банковский надзор.
Метод правового регулирования в БП. Не только императивный, но и диспозитивный метод => комплексный метод правового регулирования. См. Выше. Банковское правоотношение Тусунян: банковское правоотношение – урегулированное нормами права общественные отношения, которые представляют собой комплексную форму социального взаимодействия и участники которых, обладая корреспондирующими юридическими правами и обязанностями, реализуют содержащиеся в этих нормах предписания по поводу осуществления банковской деятельности. Братко: банковское правоотношение – урегулированное нормами банковского права отношения между его субъектами, одним из которых явл-ся Банк России. Банковское правоотношение – возникающая на основе норм банковского права общественная связь, участники которой имеют субъективные права и юридические обязанности, обеспеченные гос-вом. Банковские правоотношения возникают в процессе банковской деятельности и регулируются банковским зак-вом, при этом носят преимущественно смешанный хар-р (публично-правовой, частно-правовой). Возникают преимущественно по поводу денежных средств. В качестве доп.признака банковских правоотношений принято выделять, что одним из субъектов банковских правоотношений всегда выступает КО. Виды банковских правоотношений: 1. Частно-правовые (гражданско-правовые сделки между КО и вкладчиками, м/у КО, м/у юр.лицами и КО и т.д.) 2. Публично-правовые (в/отношения ЦБ и КО, банковское регулирование и надзор). 3. Смешанные правоотношения (государственное кредитование в рамках целевых программ через уполномоченный банк).
Объектом банковских правоотношений явл-ся вещи, включая деньги, ценные бумаги, валютные ценности, а также информация, подпадающая под действие режима банковской тайны.
Принципы банковского права 2 группы принципов БП. 1 группа – общие признаки, свойственные предпринимательскому праву. Принципы, определяющие статус субъектов банковской деятельности 1. Принцип неприкосновенности собственности 2. Принцип свободы экономической и банковской деятельности 3. Принцип поощрения конкуренции и запрещения монополизации 4. Принцип осуществления банковской деятельности на едином экономическом пространстве 5. Принцип паритета (гармонизации) интересов всех субъектов банковского права 2 группа: больше банковскому свойственны Принципы построения и развития банковской системы: 1. Принцип двухуровнего построения банковской системы (ЦБ и КО). Исторически сложилось несколько форм существования банковской системы: 1) множество КО, независимых друг от друга, которые выполняли любые из настоящих функций банка. М/у ними отсутствовали устойчивые взаимосвязи 2) только 1 банковская организация, имеющая разветвленную сеть филиалов (ГосБанк). 3) ЦБ и КО. 4) Союзные гос-ва – в рамках ЕС. ЦБ ЕС. 2. Принцип экономического районирования при организационном построении Банка России. 3. Принцип полисубъектности верхнего уровня банковской системы. 4. Принцип независимости Банка России от др.гос.органов. Признаки независимости: 1) институциональная независимость – КО как институт осуществляет свою деят-ть независимо от ЦБ, от ОГВ. 2) функциональная независимость 3) имущественная независимость 4) инструментальная независимость 5) бюджетная независимость 6) финансовая независимость 7) кадровая независимость
-27.02.2012- Специальные признаки: 1. Принципы, опр. построение и развитие банк системы: - принцип ответственности банка РФ за осуществлением зак-но закрепленных за ним функции - принципы эмиссии наличных денежных средств Банком России - принцип сочетания гос управления банк системы и её самоуправляемость Формы управления: А) гос. управление с прямым вмешательством в банковскую систему: СССР банк и бюджетная системы не разграничивались. Б) гос. регулирование банк системы В) сочетание А) + Б). - невмешательство ОГВ и ОМС в оперативную деятельность кред организации. - принцип разрешительного банковского регулирования - принцип исключительной правоспособности кред организаций - принцип сохранения банк тайны. - принцип срочности, возвратности ден. средств в процессе осущ-я банк деятельности, атакже платности банк услуг.
Любые сделки, которые выходят за исключит. Правоспособность - могут быть признаны оспоримыми.
Структура Банковского права
Тусунян: норма БП – нормы дефиниции и нормы принципы, которые составляют общую часть БП. Особенную часть наполняют рабочие нормы. Братко: две категории норм в БП: технические и юридические.
В банковском праве преимущественное значение имеют нормы ограниченного, локального действия, т.к. предусмотрены специальным субъектным составом. Очень часто встречаются ЛНА ЦБ. По методу правового регулирования выделяют императивные, диспозитивные и рекомендательные. По роли и назначению – регулятивные, охранительные. По назначению нормы БП также подразделяют на 2 вида: 1) общие нормы (закрепляют правовое положение банковской системы, правовой статус, организационно-правовые формы и порядок создания кредитных организаций, правовой статус и функции Банка России 2) пруденциальные – нормы, которые в качестве основной цели имеют снижение банковских рисков. (рабочие, технические нормы). Пруденциальные нормы представляют собой нормативы и обязательные требования, которые устанавливаются законом и актами ЦБ РФ для кредитных организаций в целях обеспечения их надежности, ликвидности и платежеспособности, управления банковскими рисками, а также защиты интересов акционеров и вкладчиков. Например, Инструкция ЦБ от 31.03.2007 № 59
Пруденциальное регулирования – предусмотренная банковским правом деятельность Банка России по установлению определенных разрешительных требований, финансовых нормативов, требований о предоставлении отчетности, которые должны соблюдаться кредитными организациями. Пруденциальный надзор – предусмотренный БП надзор со стороны Банка России за соблюдением требований пруденциальных норм. М.б. 2 видов: - надзор за функционированием банковской системы в целом - надзор за деятельностью кредитных организаций.
Выделяют 2 категории пруденциальных норм: - регулятивные пруденциальные нормы – устанавливают требования к лицензированию банковской деятельности, финансовым нормативам, составу и порядку отчетности кредитных организаций. - охранительные пруденциальные нормы – предусматривают основания, порядок и формы осуществления банковского надзора (Инструкция ЦБ РФ от 19.02.1996 «О порядке проведения проверок кредитных орг-ций и их филиалов уполномоченными представителями ЦБ РФ.
Институты БП: 1) институт банковского счета 2) институт банковского вклада 3) банковской тайны 4) безналичных денег 5) и т.д.
Братко: в БП выделяются организационные институты, которые включают в себя нормы, регламентирующие банковскую систему в целом, правовой статус кредитных орг-ций, ЦБ, а также создание, регистрацию и лицензирование деятельности кредитных организаций. Функциональные институты – группа норм, регламентирующие привлечение денежных средств, размещение денежных средств и ведение счетов.
В рамках институтов принято выделять подинституты (субинституты). 1) институт кредитной организации имеет субинститут банка, небанковской кредитной орг-ции, субинститут иностранной кредитной орг-ции 2) институт банковской тайны – субинститут банковской тайны юр.лиц, банковской тайны физ.лиц, банк.тайны ИП.
Источники банковского права Банковское законодательство – комплексная отрасль законодательства, и в этом качестве представляет собой специфическое структурное образование в системе российского законодательства, которое использует для комплексного правового регулирования всех сторон деятельности банковской системы нормы различных отраслей права. Основным источником БП явл-ся НПА. Осн.ФЗ – «О банках и банковской деятельности», который предусматривает правовое регулирование деятельности кредитных организаций, в т.ч. банков и небанковских кредитных организаций. Также з-н предусматривает перечень допустимых операций или банковских сделок, которые вправе осуществлять кредитные организации. Комплексность отрасли обусловлена присутствием норм КП, АП, ФП и ГП. Условно все НПА можно разделить на 2 группы: 1) акты общего действия (ГК РФ) 2) акты спец.действия (ФЗ «О ЦБ РФ») ГК РФ, ФЗ «О банках и банковской деятельности» имеют статус ФЗ. Однако в сфере гражданско-правового регулирования ГК РФ занимает доминирующее положение». Поэтому специальные акты банковского законодательства не должны противоречить нормам ГК РФ. Широкое распространение получили НПА Банка России. Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции ФЗ «О ЦБ РФ», а также ФЗ «О банках и банковской деятельности» издает НА в форме указаний, положений, инструкций. В форме указаний издаются НА, если их содержанием явл-ся установление отдельных правил по вопросам, отнесенным к компетенции Банка России. Например, об изменении или дополнении действующего норм.акта Банка России, или об отмене действующего акта Банка России. В форме положений издаются НА, если их осн.содержанием явл-ся установление системно связанных м/у собой правил по вопросам, отнесенным к компетенции Банка России. Положение Банка России «О безналичных расчетов». В форме инструкции принимаются, акты, осн.содержанием которых явл-ся определение порядка применения положений ФЗ, иных НА Банка России по вопросам, отнесенным к компетенции Банка России.
Не подлежат регистрации и не явл-ся НА Банка России: - устанавливающие курсы иностранных валют - изменение процентных ставок - размер резервных требований - размеры обязательных нормативов - и т.д.
НА Банка России вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования в официальном издании Банка России – Вестник Банка России, за искл.случаев, установленных Советом Директоров Банка России. НА Банка России не имеют обратной силы.
12.03.2012
Банковская система РФ - Кредитные орг-ции - НКО – может преобразоваться в Банковскую КО. Ограничительная лицензия. - Филиалы и предст-ва иностранных банков – в ФЗ «О банк.деятельности» указано, что входит в банковскую систему РФ.
ЦБ РФ 2 проблемы: 1) явл-ся ЦБ или нет ОГВ? Возникла из К-ции РФ и ФЗ «О ЦБ РФ». Ст. 75 К-ции указано, что ЦБ осуществляет свои функции независимо от других гос.органов. Однако в ФЗ «О ЦБ РФ» о статусе гос.органа нет. 2) ЦБ РФ не явл-ся банком, но осуществляет функции, присущие банком. Данным функционалом ЦБ наделен З-ном от 10.07.2002. ЦБ не размещает вклады физ.лиц, не ведет счета физ.лиц и т.д. Но ЦБ явл-ся Кредитной организацией.
Напомнить про мусульманские банки
Статус, цели деятельности, полномочия ЦБ определяются: 1) К-цией РФ 2) ФЗ «О ЦБ РФ» 3) ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» 4) ФЗ «О банках и банковской деятельности» 5) ФЗ «О рынке ценных бумаг»
Свои полномочия ЦБ осуществляет независимо от других фед. ОГВ, ОГВ субъекта и ОМС. ЦБ РФ явл-ся юр.лицом. Уставной капитал – федеральная собственность. 3 млрд. Однако, ЦБ РФ имеет право осуществлять в отношении своего имущества право владения, пользования и распоряжения. (Очередная проблема (№3) – где границы).
Целями деятельности ЦБ явл-ся: 1) защита и обеспечение устойчивости рубля (проблема № 4 – в ст. 75 К-ции РФ это указано как функция) 2) развитие и укрепление банковской системы РФ. 3) обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы РФ. При этом получение прибыли не явл-ся целью деятельности ЦБ.
Банк России выполняет след.функции: 1) во в/д с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику. 2) монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение (утверждает графическое изображение рубля) 3) явл-ся кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организовывая систему их рефинансирования. 4) устанавливает правила осуществления расчетов в РФ и проведения банковских операций. 5) осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней 6) осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами РФ 7) принимает решение о регистрации кредитных организаций, а также выдает им лицензии на осуществление банковских операций. (БИК – банковский идентификационный код) 8) осуществляет надзор за кредитными организациями и банковскими группами. => банковский надзор. 9) регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями 10) осуществляет самостоятельное, либо по поручению Правительства РФ все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России. 11) осуществляет валютное регулирование и валютный контроль. И др. функции
Банк России подотчетен Гос.Думе ФС РФ. => - ГД назначает на должность Председателя ЦБ РФ по представлению Президента РФ, и освобождает. - Назначает и освобождает от должностей членов Совета Директоров Банка России по представлению Председателя Банка России, но согласованному с Президентом РФ. - Направляет и отзывает представителей ГД в Национальный Банковский Совет в рамках своей квоты. - Рассматривает годовой отчет и принимает по нему решение. - Рассматривает основные направления единой денежной политики и принимает решение - Заслушивает доклады Председателя Банка России
Примерная схема: НБС – как Общее собрание в ООО. Утверждает расходы, политику Банка России и др.принципиальные моменты. => ГД (3), Президент (3), Правительство (3), СФ (2). Председатель Банка России Совет Директоров
Банк России имеет право издавать НА в форме указаний, инструкций и положений.
Председатель ЦБ РФ ГД по представлению Президента. На 4 года. Больш-вом голосов от общего числа депутатов ГД. Кандидатура представляется Президентом не позднее чем за 3 мес.до истечения полномочий действующего Председателя Банка России. 1 и то же лицо не м.занимать должность Председателя Банка России более 3 сроков подряд. ГД РФ имеет право освободить от должности председ-ля по представлению Президента РФ. Основания для освобождения от должности: 1. истечение срока полномочий 2. невозможность исполнения служебных обязанностей, подтвержденная заключением государственной медицинской комиссии 3. подача заявления об отставке 4. совершение уголовно-наказуемого деяния, установленного вступившим в силу решением суда 5. нарушение ФЗ, которые регулируют вопросы, связанные с деятельностью Банка России.
Компетенция Предс-ля ЦБ РФ: 1) действует от имени ЦБ РФ и представляет его интересы без доверенности 2) председательствует на заседаниях Совета Директоров ЦБ РФ. В случае равенства голосов голос председательствующего явл-ся решающим. 3) подписывает НПА ЦБ РФ, решения Совета Директоров, протоколы заседаний Совета Директоров, соглашения, заключаемые ЦБ РФ и т.д. 4) назначает и освобождает от должности заместителей председателя ЦБ РФ, распределяет м/у ними обязанности. 5) вправе делегировать свои полномочия одному из заместителей 6) несет всю полноту ответственности за деятельность ЦБ РФ
Ограничения по должности: 1) не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных, некоммерческих, неправительственных организаций, и действующих на территории РФ их структурных подразделений, за исключением случаев, установленных м/н д-ром РФ, законодательством РФ, межбанковскими соглашениями, или в случае участия ЦБ РФ в капиталах и деятельности организаций, предусмотренных ФЗ «О ЦБ РФ». 2) не вправе совмещать свою основную деятельность с иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельностью. Данные направления не д.финансироваться полностью за счет иностр.компаний, или иностр.гос-в.
Совет директоров ЦБ РФ Состоит из 12 членов, которые работают на пост.основе в ЦБ РФ, назначаются ГД РФ на 4 года по представлению Предс-ля ЦБ РФ, согласованному с Президентом РФ. Члены Совета директоров освобождаются от должности: - по истечении срока полномочий Предс-лем Банка России - до истечения установленного срока полномочий - ГД по представлению Предс-ля Банка России. Председательствует на заседаниях Совета директоров – председатель Банка России. В случае его отсутствия – лицо, его замещающее из числа членов Совета Директоров. Решения Совета Директоров принимаются больш-вом голосов от числа присутствующих. Кворум – 7 чел-к. И обязательное присутствие Предс-ля Банка России, либо лица, его замещающего. Заседают – не реже 1 раза в месяц. Заседания назначаются предс-лем Банка России, либо лицом, его замещающим, либо по требованию не менее 3 членов Совета директоров.
Компетенция Совета директоров: 1) во в/д с Правительством РФ разрабатывают проект основных положений единой государственной денежно-кредитной политики и представляют его на утверждение НБС. 2) утверждает годовую финансовую отчетность Банка России, аудиторское заключение по годовой финансовой отчетности Банка России и рассматривает заключение Счетной Палаты РФ по рез-там проверки счетов и операций Банка России, на которые распространяется действие ФЗ «О гос.тайне». 3) утверждает отчет о деятельности Банка России, готовит анализ состояния экономики России и представляет данные материалы в составе годового отчета Банка России в НБС и ГД. 4) рассматривает и представляет в НБС на утверждение на очередной год А) общий объем расходов на содержание служащих Банка России Б) общий объем расходов на пенсионное обеспечение, страхование жизни и медицинское страхование служащих Банка России В) общий объем капитальных вложений Г) общий объем административно-хозяйственных вложений Банка России 5) утверждает смету расходов Банка России исходя из утвержденных НБС общих объемов 6) утверждает и устанавливает формы и размеры оплаты труда председателя Банка России, членов Советов Директоров, заместителей предс-ля Банка России и других служащих Банка России. 7) принимает решение: А) о создании, реорганизации или ликвидации организации Банка России Б) об установлении обязательных нормативов для кредитных организаций и банковских групп В) о величине резервных требований кредитных организаций Г) об изменении процентных ставок Банка России Д) об участии в м/н организациях Е) о купле-продаже недвижимости, необходимой для обеспечения деятельности Банка России. И т.д.
Члены Совета Директоров не м.б. депутатами ГД и членами СФ, депутатами Законодательных (Представительных) органов субъектов РФ, ОМС, госслужащими, а также членами Правительства РФ.
Прибыль Банка России После утверждения годовой финансовой отчетности Банка России Советом директоров, Банк России перечисляет в федеральный бюджет 50 % фактически полученной им по итогам года прибыли, оставшейся после уплаты налогов и сборов в соотв. с НК РФ. Оставшаяся прибыль направляется в резервные фонды различного назначения. ФЗ от 30.09.2010 внесено временное изменение – до 1 января 2015 г. Банк России обязан перечислять в фед.бюджет 75 % прибыли, оставшейся после уплаты налогов и сборов.
Прибыль Банка России, возникшая в рез-те осуществления функций, предусм. ФЗ «О ЦБ РФ», облагается налогом по ставке 0 %. Прибыль, возникшая в рез-те осуществления Банком России функций, не связ.предусм. ФЗ «О ЦБ ФР» облагается по обычным ставкам, применяемым в отношении коммерч.орг-ций (ст. 284 НК РФ).
Внутренняя структура ЦБ ЦБ представляет собой единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. Во главе нах-ся Центральный аппарат, территориальные учреждения ЦБ РФ, РКЦ (подчин-ся территориальным учреждениям), вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения, и др.органы, создаваемые по решению Совета Директоров Банка России. (Национальные банки Республик в составе РФ имеют статус территориальных учреждений Банка России). Территориальные учреждения – почти в каждом субъекте РФ. Но по решению Совета Директоров м.б. создано 1 учреждение на 2 субъекта. В СО – на ул. Серова. РКЦ – непосредственно банковская структура. Через РКЦ проводят расчеты КО, сдают выручку, заводят на свой кор./сч. Вычислительные центры – для аналитики. Анализируют все данные, все операции, которые проводятся через РКЦ. Полевые учреждения – в воинских частях в районах Крайнего Севера. Полевые учреждения м.обслуживать физ.и юр.лиц. Территориальные учреждения ЦБ – не явл-ся юр.лицами и не имеют права принимать решения нормативного характера и выдавать без разрешения Совета Директоров банковские гарантии, поручительства, а так же иные обязательства, в т.ч. вексельные. Задачи и функции территориальных учреждений Банка России определяются Положением о соотв. ТУ, которое утверждается Советом Директоров Банка России.
Полевыми учреждениями ЦБ явл-ся воинские учреждения, которые руководствуются в своей деятельности воинскими уставами, а также Положением «О полевых учреждениях», утверждаемых совместно ЦБ и Минобороны. Полевые учреждения предназначены для обслуживания воинских частей, учреждений и организаций Минобороны РФ, иных гос. органов и юр.лиц, обеспечивающих безопасность РФ, а также физических лиц, проживающих на территории объектов, обслуживаемых полевыми учреждениями в тех случаях, когда создание и функционирование ТУ ЦБ невозможно.
Служащие ЦБ РФ Гос.служащими не явл-ся. Условия найма, увольнения и оплаты труда, служебные обязанности и права определяются Советом Директоров ЦБ. Служащим ЦБ запрещается (перечень таких служащих утв-ся Советом Директоров при утверждении штатного расписания): 1) работать по совместительству, а также на основании д-ра подряда, за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельностью 2) занимать должности в КО 3) приобретать Ценные бумаги, акции, доли в уставных капиталах КО, по которым м.б. получен доход, если это может привести к конфликту интересов, за искл.случаев участия сотрудников в уставном капитале КО, предусм.ФЗ (таких случаев нет). 4) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в ЦБ 5) получать в связи с исполнением служебных обязанностей непредусмотренные зак-вом РФ информацию от КО, вознаграждение, льготы, за искл.случаев, которые прямо предусм.в з-не. 6) и т.д.
Служащим, перечень которых утв-ся Советом Директоров после увольнения запрещается: 1) занимать в течение 2 лет в КО должности руководителей, заместителей рук-лей, главных бухгалтеров, их замов. 2) разглашать или использовать в интересах организаций или физ.лиц сведения, отнесенные в соотв.с ФЗ к информации ограниченного доступа, или служебную информацию, которая стала им известна в связи с исполнением служебных обязанностей.
Служащие, перечень которых утв-ся Советом Директоров, могут получать кредиты на личные нужды только в ЦБ РФ.
Кредитные организации. Кредитная организация – юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности, на основании специального разрешения (лицензии) ЦБ РФ имеет право осуществлять банковские операции, которые предусмотрены ФЗ от 02.12.1990 «О банках и банковской деятельности».
Банк – кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие виды операций: - привлечение во вклады ден.средств физ. и юр. лиц - размещение от своего имени за свой счет на условиях платности, возвратности, срочности. - ведение банковских счетов физ. и юр.лиц.
Небанковская КО – КО, имеющая право осуществлять исключительно банковские операции, перечень которых устанавливается ЦБ РФ. Расчетная НКО вправе: - открывать и вести банковские счета юр.лиц - осуществлять переводы ден.средств по поручению юр.лиц, в т.ч. по поручению банков-корреспондентов по их банковским счетам. - осуществлять инкассацию ден.средств, векселей, платежных и расчетных док-тов и кассовое обслуживание физ.и юр.лиц. (Кассовое обслуживание физ.лиц НКО вправе осуществлять только в связи с осуществлением переводов ден.средств без открытия банковских счетов) - купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной форме. - осуществление переводов ден.средств физ.и юр.лиц без открытия банковского счета. Депозитно-кредитная НКО: - привлечение ден.средств юр.лиц во вклады на определенный срок - размещение привлеченных во вклады ден.средств юр.лиц от своего имени и за свой счет. - купля-продажа иностранной валюты в безналичной форме (от своего имени и за свой счет) - выдача банковских гарантий Инкассаторские НКО: - только инкассация Иностранный банк - банк, признанный таковым по зак-ву иностранного гос-ва, на территории которого он зарегистрирован.
Союзы и ассоциации КО – не преследуют цели извлечения прибыли, создаются для защиты и представления интересов своих членов, координации их деятельности. Союзы и ассоциации КО информируют ЦБ в месячный срок после регистрации.
Порядок создания Банка Банк м.б. создан в форме хоз.общества: ООО, АО, ОДО. Учредителями – м.б. физ.и юр.лица, участие которых не запрещено в уставном капитале КО. Учредители не имеют права выходить из состава участников/акционеров в течение 1ых 3 лет со дня гос.регистрации Банка. Требования к учредителям: 1) учредитель - юр.лицо д.иметь устойчивое финансовое положение, достаточно собственных средств для внесения в уставной капитал, осуществлять деятельность не менее 3 лет и выполнять обязательства перед бюджетами всех уровней за последние 3 года. Финансовое положение д.б. подтверждено отчетом аудиторов. Если АО – публикации об отчете. 2) учредитель – физ.лицо: необходимо подтвердить свои доходы налоговыми декларациями и наличие ден.средств на счете в банке. 3) если учредитель иностранное юр.или физ.лицо – отдельные требования. В данном случае ЦБ РФ выдает предварительное разрешение в форме информационного письма на создание КО с иностранными инвестициями. При рассмотрении данного вопроса учитывается: - уровень использования квоты участия иностранного капитала в банковской системе РФ - финансовое положение и деловая репутация учредителей-нерезидентов - очередность подачи заявления. В банк подается: 1) заявление, которое подписывается уполномоченным лицом. К заявлению нерезидентом-юр.лицом прилагаются - учредительные док-ты - решение уполномоченного органа о его участии в уставном капитале КО - копия док-та, подтверждающего регистрацию юр.лица - балансы за 3 предшествующих года, подтв.аудиторским заключением - письменное согласие соотв. контрольного органа (МинФин, ЦБ РФ, или иной орган, в компетенцию которого входит предоставление такого согласия) Численность работников с росс.гр-вом в банке д.б. не менее 75 % от общего кол-ва работников кредитной организации. Когда иностранная КО создает дочерний банк на территории ФР оформляется протокол о намерениях, подписываемый учредителями и ЦБ РФ. Разрешение ЦБ и протокол о намерениях действительны в течение 1 года со дня выдачи. Иностранное физ.лицо в качестве подтверждения его платежеспособности прилагает подтверждение первоклассным, согласно м/н банковской практике, иностранным банком.
Участники пишут заявление о создании банка в территориальное учреждение ЦБ РФ. Указывают намерение создать банк с таким-то названием. ЦБ говорит, есть такое название уже, или нет. Такое решение ТУ действительно в течение 12 мес. Потом готовят док-ты. Подготовили док-ты полностью => в ТУ ЦБ РФ => рассматривает порядка 3 месяцев эти док-ты и проводит выездную проверку помещений, в которые собираются поместить банк. (Если НКО – 45 дней). ТУ, если нет недостатков, передает док-ты в ЦБ РФ (департамент по лицензированию и финн.мониторингу). Если нашли недостатки – возвращают док-ты с отказом. Отказ м.б. обжалован в АС.
ЦБ в течение 6 мес. проводит проверку принятых док-тов. Имеет право отказать – возвращают док-ты учредителям. ЦБ регистрирует Банк в книге регистрации КО. С момента регистрации КО – ЦБ РФ передает док-ты в ФНС, в т.ч. решение о регистрации КО. ФНС регистрирует и вносит сведения в ЕГРЮЛ. ФНС направляет док-ты (свидетельство ОГРН и ИНН) в ТУ. ТУ направляет копии этих док-тов в ЦБ РФ. ЦБ РФ вносит в книгу регистрации запись об ОГРН и ИНН => КО помещается в банковский идентификационный справочник, могут возникать корреспондентские отношения. Затем в ТУ, ТУ подтверждает решение о регистрации и сообщает номер корреспондентского счета, для перечисления Уставного капитала. Минимальный уставный капитал – 300 млн.рублей. Для НКО, которые осуществляют расчеты по поручению физ.лиц – 90 млн. Для НКО, осуществляющим расчеты без открытия счета – 18 млн.рублей. Стоимость имущества в неденежной форме, вносимого в качестве вклада в уставный капитал не должна превышать 20 % уставного капитала.
Док-ты, которые подаются в ТУ: 1) заявление о гос.регистрации КО 2) устав 3) бизнес-план КО, который утвержден общим собранием учредителей КО – док-т на ближайшие 2 года, содержащий предполагаемую программу действий КО, включая параметры и ожидаемые результаты деятельности. На основе представленного бизнес-плана ЦБ РФ оценивает: - способность КО обеспечить финансовую стабильность, выполнять пруденциальные нормы деятельности, и обязательные резервные требования - способность КО к долгосрочному существованию как прибыльной коммерческой организации. - адекватность системы управления КО к принимаемым рискам. 16.04.2012 4) протокол общего собрания учредителей КО (содержит в себе указание на наименование, порядок создания, утверждения устава, утверждение бизнес-плана, избрание членов совета директоров, членов правления и т.д.) 5) док-т, подтверждающие оплату гос.пошлины за гос.регистрацию КО и за предоставление лицензии 6) надлежащим образом заверенные копии учредительных документов, а также док-тов, подтверждающих гос.регистрацию учредителей КО, в т.ч. аудиторское заключение о достоверности финансовой отчетности учредителей КО за последние 3 года. 7) подтверждение налоговыми органами выполнения учредителями КО обязательств перед бюджетами всех уровней. 8) анкеты кандидатов (рук-лей, главных бухгалтеров, членов коллегиальных исп.органов, рук-лей филиалов и т.д.), а также приложения к анкетам в части документов, подтверждающих наличие высшего юридического или экономического образования, а также подтверждающие опыт работы руководства отделом или иным подразделением КО, связанным с осуществлением банковских операций, не менее 1 года,
|
||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 660; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.26.31 (0.014 с.) |