Объект и предмет Банковского права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Объект и предмет Банковского права



Банковское право

Денис Александрович Гаврин

20.02.2012

Понятие и содержание банковского права

В Советский период банковское право рассматривалось как подотрасль и даже институт ФП. А ФП как обособленная часть Государственного и Административного права. Основной метод – властные предписания. При этом банки-партнеры оставались в сфере ГП.

С началом экономических реформ произошло изменение соотношения норм частного и публичного права. Выделяют след.обстоятельства формирования отрасли Банковского права:

1. Общественная потребность и государственный интерес в самостоятельном правовом регулировании такой отрасли.

Ставка рефинансирования – 8%. Для выдачи кредита деньги берутся:

- Привлекаются вклады граждан.

- Займы. У КрОрг-ций, ЦБ. Не факт, что ставка будет 8%, м.б. меньше. (Для прогосударственных банков). М.б. больше.

- Услуги по открытию счета.

- Расчетный счет юр.лица.

- Счет физ.лица

Изменение процентной ставки влияет на процент по кредиту. Влияет на процент ставки по вкладу.

2. Наличие самостоятельного предмета правового регулирования, обусловленное четким выделением специфики общественных отношений.

3. Потребность в особом методе правового регулирования. Существует специфика методов БП, обусловленная особым сочетанием методов. Соответственно, выделяется такой метод как комплексный метод правового регулирования. О ярко выраженном методе диспозитивном или императивном в БП говорить нельзя. Если смешение – комплексный метод. Соотношение диспозитивного и императивного проявл-ся в в/отношениях ЦБ и КО (надзор – императив, кредит – диспозитив).

4. Наличие и потребность в особых источниках права. ЦБ издает источники (положения, инструкции, указания), формируя достаточно серьезный массив НА.

5. Конституционное и законодательное закрепление принципов данной отрасли права.

6. Наличие специфической системы понятий и категорий, необходимых для существования отрасли БП.

 

1 т.зр. Ефимова. Банковское право – межотраслевой правовой институт – институт, который присутствует в различных отраслях. Банки – ядро банковского права. Регулируются АП, ГП, УП (незаконная банк.деятельность).

2 т.зр. Сапожников..Банковское право – не отрасль ГП, а подотрасль Предпринимательского права.

3 т.зр. Больш-во ученых. Банковское право – самостоятельная отрасль права. Тусунян.

 

Ученый Братко. Экономическое начало Банковского права. Гражданско-правовых выводов мало. Банковское право – отрасль российского права, которая состоит из правовых норм, регулирующих организацию банковской системы, денежное обращение, правовой статус, банковские операции кредитных организаций.

Тусунян. Банковское право – отрасль права, представляющая собой совокупность норм, регулирующих отношения, возникающие в процессе создания, построения, функционирования и развития банковской системы.

Банковское право – отрасль российского права, представляющая собой совокупность норм, регулирующих отношения, связанные с функционированием банковской системы.

 

Объект и предмет Банковского права

Предмет права – общественные отношения, связанные с функционированием банковской системы.

Братко: в качестве предмета предлагает рассматривать отношения между ЦБ и КО по поводу банковской деятельности и в связи с регулированием банковских операций, т.е. те отношения, в рамках которых осуществляется банковское регулирование и банковский надзор.

 

Метод правового регулирования в БП.

Не только императивный, но и диспозитивный метод => комплексный метод правового регулирования.

См. Выше.

Банковское правоотношение

Тусунян: банковское правоотношение – урегулированное нормами права общественные отношения, которые представляют собой комплексную форму социального взаимодействия и участники которых, обладая корреспондирующими юридическими правами и обязанностями, реализуют содержащиеся в этих нормах предписания по поводу осуществления банковской деятельности.

Братко: банковское правоотношение – урегулированное нормами банковского права отношения между его субъектами, одним из которых явл-ся Банк России.

Банковское правоотношение – возникающая на основе норм банковского права общественная связь, участники которой имеют субъективные права и юридические обязанности, обеспеченные гос-вом. Банковские правоотношения возникают в процессе банковской деятельности и регулируются банковским зак-вом, при этом носят преимущественно смешанный хар-р (публично-правовой, частно-правовой). Возникают преимущественно по поводу денежных средств. В качестве доп.признака банковских правоотношений принято выделять, что одним из субъектов банковских правоотношений всегда выступает КО.

Виды банковских правоотношений:

1. Частно-правовые (гражданско-правовые сделки между КО и вкладчиками, м/у КО, м/у юр.лицами и КО и т.д.)

2. Публично-правовые (в/отношения ЦБ и КО, банковское регулирование и надзор).

3. Смешанные правоотношения (государственное кредитование в рамках целевых программ через уполномоченный банк).

 

Объектом банковских правоотношений явл-ся вещи, включая деньги, ценные бумаги, валютные ценности, а также информация, подпадающая под действие режима банковской тайны.

 

Принципы банковского права

2 группы принципов БП.

1 группа – общие признаки, свойственные предпринимательскому праву.

Принципы, определяющие статус субъектов банковской деятельности

1. Принцип неприкосновенности собственности

2. Принцип свободы экономической и банковской деятельности

3. Принцип поощрения конкуренции и запрещения монополизации

4. Принцип осуществления банковской деятельности на едином экономическом пространстве

5. Принцип паритета (гармонизации) интересов всех субъектов банковского права

2 группа: больше банковскому свойственны

Принципы построения и развития банковской системы:

1. Принцип двухуровнего построения банковской системы (ЦБ и КО). Исторически сложилось несколько форм существования банковской системы:

1) множество КО, независимых друг от друга, которые выполняли любые из настоящих функций банка. М/у ними отсутствовали устойчивые взаимосвязи

2) только 1 банковская организация, имеющая разветвленную сеть филиалов (ГосБанк).

3) ЦБ и КО.

4) Союзные гос-ва – в рамках ЕС. ЦБ ЕС.

2. Принцип экономического районирования при организационном построении Банка России.

3. Принцип полисубъектности верхнего уровня банковской системы.

4. Принцип независимости Банка России от др.гос.органов. Признаки независимости:

1) институциональная независимость – КО как институт осуществляет свою деят-ть независимо от ЦБ, от ОГВ.

2) функциональная независимость

3) имущественная независимость

4) инструментальная независимость

5) бюджетная независимость

6) финансовая независимость

7) кадровая независимость

 

-27.02.2012-

Специальные признаки:

1. Принципы, опр. построение и развитие банк системы:

- принцип ответственности банка РФ за осуществлением зак-но закрепленных за ним функции

- принципы эмиссии наличных денежных средств Банком России

- принцип сочетания гос управления банк системы и её самоуправляемость

Формы управления:

А) гос. управление с прямым вмешательством в банковскую систему: СССР банк и бюджетная системы не разграничивались.

Б) гос. регулирование банк системы

В) сочетание А) + Б).

- невмешательство ОГВ и ОМС в оперативную деятельность кред организации.

- принцип разрешительного банковского регулирования

- принцип исключительной правоспособности кред организаций

- принцип сохранения банк тайны.

- принцип срочности, возвратности ден. средств в процессе осущ-я банк деятельности, атакже платности банк услуг.

 

Любые сделки, которые выходят за исключит. Правоспособность - могут быть признаны оспоримыми.

 

Структура Банковского права

 

Тусунян: норма БП – нормы дефиниции и нормы принципы, которые составляют общую часть БП.

Особенную часть наполняют рабочие нормы.

Братко: две категории норм в БП: технические и юридические.

 

В банковском праве преимущественное значение имеют нормы ограниченного, локального действия, т.к. предусмотрены специальным субъектным составом. Очень часто встречаются ЛНА ЦБ.

По методу правового регулирования выделяют императивные, диспозитивные и рекомендательные.

По роли и назначению – регулятивные, охранительные.

По назначению нормы БП также подразделяют на 2 вида:

1) общие нормы (закрепляют правовое положение банковской системы, правовой статус, организационно-правовые формы и порядок создания кредитных организаций, правовой статус и функции Банка России

2) пруденциальные – нормы, которые в качестве основной цели имеют снижение банковских рисков. (рабочие, технические нормы).

Пруденциальные нормы представляют собой нормативы и обязательные требования, которые устанавливаются законом и актами ЦБ РФ для кредитных организаций в целях обеспечения их надежности, ликвидности и платежеспособности, управления банковскими рисками, а также защиты интересов акционеров и вкладчиков.

Например, Инструкция ЦБ от 31.03.2007 № 59

 

Пруденциальное регулирования – предусмотренная банковским правом деятельность Банка России по установлению определенных разрешительных требований, финансовых нормативов, требований о предоставлении отчетности, которые должны соблюдаться кредитными организациями.

Пруденциальный надзор – предусмотренный БП надзор со стороны Банка России за соблюдением требований пруденциальных норм. М.б. 2 видов:

- надзор за функционированием банковской системы в целом

- надзор за деятельностью кредитных организаций.

 

Выделяют 2 категории пруденциальных норм:

- регулятивные пруденциальные нормы – устанавливают требования к лицензированию банковской деятельности, финансовым нормативам, составу и порядку отчетности кредитных организаций.

- охранительные пруденциальные нормы – предусматривают основания, порядок и формы осуществления банковского надзора (Инструкция ЦБ РФ от 19.02.1996 «О порядке проведения проверок кредитных орг-ций и их филиалов уполномоченными представителями ЦБ РФ.

 

Институты БП:

1) институт банковского счета

2) институт банковского вклада

3) банковской тайны

4) безналичных денег

5) и т.д.

 

Братко: в БП выделяются организационные институты, которые включают в себя нормы, регламентирующие банковскую систему в целом, правовой статус кредитных орг-ций, ЦБ, а также создание, регистрацию и лицензирование деятельности кредитных организаций.

Функциональные институты – группа норм, регламентирующие привлечение денежных средств, размещение денежных средств и ведение счетов.

 

В рамках институтов принято выделять подинституты (субинституты).

1) институт кредитной организации имеет субинститут банка, небанковской кредитной орг-ции, субинститут иностранной кредитной орг-ции

2) институт банковской тайны – субинститут банковской тайны юр.лиц, банковской тайны физ.лиц, банк.тайны ИП.

 

Источники банковского права

Банковское законодательство – комплексная отрасль законодательства, и в этом качестве представляет собой специфическое структурное образование в системе российского законодательства, которое использует для комплексного правового регулирования всех сторон деятельности банковской системы нормы различных отраслей права.

Основным источником БП явл-ся НПА.

Осн.ФЗ – «О банках и банковской деятельности», который предусматривает правовое регулирование деятельности кредитных организаций, в т.ч. банков и небанковских кредитных организаций. Также з-н предусматривает перечень допустимых операций или банковских сделок, которые вправе осуществлять кредитные организации.

Комплексность отрасли обусловлена присутствием норм КП, АП, ФП и ГП.

Условно все НПА можно разделить на 2 группы:

1) акты общего действия (ГК РФ)

2) акты спец.действия (ФЗ «О ЦБ РФ»)

ГК РФ, ФЗ «О банках и банковской деятельности» имеют статус ФЗ. Однако в сфере гражданско-правового регулирования ГК РФ занимает доминирующее положение». Поэтому специальные акты банковского законодательства не должны противоречить нормам ГК РФ.

Широкое распространение получили НПА Банка России. Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции ФЗ «О ЦБ РФ», а также ФЗ «О банках и банковской деятельности» издает НА в форме указаний, положений, инструкций.

В форме указаний издаются НА, если их содержанием явл-ся установление отдельных правил по вопросам, отнесенным к компетенции Банка России. Например, об изменении или дополнении действующего норм.акта Банка России, или об отмене действующего акта Банка России.

В форме положений издаются НА, если их осн.содержанием явл-ся установление системно связанных м/у собой правил по вопросам, отнесенным к компетенции Банка России. Положение Банка России «О безналичных расчетов».

В форме инструкции принимаются, акты, осн.содержанием которых явл-ся определение порядка применения положений ФЗ, иных НА Банка России по вопросам, отнесенным к компетенции Банка России.

 

Не подлежат регистрации и не явл-ся НА Банка России:

- устанавливающие курсы иностранных валют

- изменение процентных ставок

- размер резервных требований

- размеры обязательных нормативов

- и т.д.

 

НА Банка России вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования в официальном издании Банка России – Вестник Банка России, за искл.случаев, установленных Советом Директоров Банка России.

НА Банка России не имеют обратной силы.

 

12.03.2012

 
Для игры определить:
1) открыть р/с
2) ведение счета
3) депозит юр.лиц – ставка, по которой будут привлекаться ден.средства
 
Размещение – только предоставление кредитов юр.лицам. Ставка %?
Мы – конкурирующие банки, ставки не раскрывать.
 
Условие – ставка ЦБ = 8,5%

Банковская система РФ

- Кредитные орг-ции

- НКО – может преобразоваться в Банковскую КО. Ограничительная лицензия.

- Филиалы и предст-ва иностранных банков – в ФЗ «О банк.деятельности» указано, что входит в банковскую систему РФ.

 

ЦБ РФ

2 проблемы:

1) явл-ся ЦБ или нет ОГВ? Возникла из К-ции РФ и ФЗ «О ЦБ РФ». Ст. 75 К-ции указано, что ЦБ осуществляет свои функции независимо от других гос.органов. Однако в ФЗ «О ЦБ РФ» о статусе гос.органа нет.

2) ЦБ РФ не явл-ся банком, но осуществляет функции, присущие банком. Данным функционалом ЦБ наделен З-ном от 10.07.2002. ЦБ не размещает вклады физ.лиц, не ведет счета физ.лиц и т.д. Но ЦБ явл-ся Кредитной организацией.

 

Напомнить про мусульманские банки

 

Статус, цели деятельности, полномочия ЦБ определяются:

1) К-цией РФ

2) ФЗ «О ЦБ РФ»

3) ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»

4) ФЗ «О банках и банковской деятельности»

5) ФЗ «О рынке ценных бумаг»

 

Свои полномочия ЦБ осуществляет независимо от других фед. ОГВ, ОГВ субъекта и ОМС.

ЦБ РФ явл-ся юр.лицом. Уставной капитал – федеральная собственность. 3 млрд. Однако, ЦБ РФ имеет право осуществлять в отношении своего имущества право владения, пользования и распоряжения. (Очередная проблема (№3) – где границы).

 

Целями деятельности ЦБ явл-ся:

1) защита и обеспечение устойчивости рубля (проблема № 4 – в ст. 75 К-ции РФ это указано как функция)

2) развитие и укрепление банковской системы РФ.

3) обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы РФ. При этом получение прибыли не явл-ся целью деятельности ЦБ.

 

Банк России выполняет след.функции:

1) во в/д с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику.

2) монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение (утверждает графическое изображение рубля)

3) явл-ся кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организовывая систему их рефинансирования.

4) устанавливает правила осуществления расчетов в РФ и проведения банковских операций.

5) осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней

6) осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами РФ

7) принимает решение о регистрации кредитных организаций, а также выдает им лицензии на осуществление банковских операций. (БИК – банковский идентификационный код)

8) осуществляет надзор за кредитными организациями и банковскими группами. => банковский надзор.

9) регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями

10) осуществляет самостоятельное, либо по поручению Правительства РФ все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России.

11) осуществляет валютное регулирование и валютный контроль.

И др. функции

 

Банк России подотчетен Гос.Думе ФС РФ. =>

- ГД назначает на должность Председателя ЦБ РФ по представлению Президента РФ, и освобождает.

- Назначает и освобождает от должностей членов Совета Директоров Банка России по представлению Председателя Банка России, но согласованному с Президентом РФ.

- Направляет и отзывает представителей ГД в Национальный Банковский Совет в рамках своей квоты.

- Рассматривает годовой отчет и принимает по нему решение.

- Рассматривает основные направления единой денежной политики и принимает решение

- Заслушивает доклады Председателя Банка России

 

Примерная схема:

НБС – как Общее собрание в ООО. Утверждает расходы, политику Банка России и др.принципиальные моменты. => ГД (3), Президент (3), Правительство (3), СФ (2).

Председатель Банка России

Совет Директоров

 

Банк России имеет право издавать НА в форме указаний, инструкций и положений.

 

Председатель ЦБ РФ

ГД по представлению Президента. На 4 года. Больш-вом голосов от общего числа депутатов ГД.

Кандидатура представляется Президентом не позднее чем за 3 мес.до истечения полномочий действующего Председателя Банка России. 1 и то же лицо не м.занимать должность Председателя Банка России более 3 сроков подряд.

ГД РФ имеет право освободить от должности председ-ля по представлению Президента РФ.

Основания для освобождения от должности:

1. истечение срока полномочий

2. невозможность исполнения служебных обязанностей, подтвержденная заключением государственной медицинской комиссии

3. подача заявления об отставке

4. совершение уголовно-наказуемого деяния, установленного вступившим в силу решением суда

5. нарушение ФЗ, которые регулируют вопросы, связанные с деятельностью Банка России.

 

Компетенция Предс-ля ЦБ РФ:

1) действует от имени ЦБ РФ и представляет его интересы без доверенности

2) председательствует на заседаниях Совета Директоров ЦБ РФ. В случае равенства голосов голос председательствующего явл-ся решающим.

3) подписывает НПА ЦБ РФ, решения Совета Директоров, протоколы заседаний Совета Директоров, соглашения, заключаемые ЦБ РФ и т.д.

4) назначает и освобождает от должности заместителей председателя ЦБ РФ, распределяет м/у ними обязанности.

5) вправе делегировать свои полномочия одному из заместителей

6) несет всю полноту ответственности за деятельность ЦБ РФ

 

Ограничения по должности:

1) не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных, некоммерческих, неправительственных организаций, и действующих на территории РФ их структурных подразделений, за исключением случаев, установленных м/н д-ром РФ, законодательством РФ, межбанковскими соглашениями, или в случае участия ЦБ РФ в капиталах и деятельности организаций, предусмотренных ФЗ «О ЦБ РФ».

2) не вправе совмещать свою основную деятельность с иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельностью. Данные направления не д.финансироваться полностью за счет иностр.компаний, или иностр.гос-в.

 

Совет директоров ЦБ РФ

Состоит из 12 членов, которые работают на пост.основе в ЦБ РФ, назначаются ГД РФ на 4 года по представлению Предс-ля ЦБ РФ, согласованному с Президентом РФ. Члены Совета директоров освобождаются от должности:

- по истечении срока полномочий Предс-лем Банка России

- до истечения установленного срока полномочий - ГД по представлению Предс-ля Банка России.

Председательствует на заседаниях Совета директоров – председатель Банка России. В случае его отсутствия – лицо, его замещающее из числа членов Совета Директоров.

Решения Совета Директоров принимаются больш-вом голосов от числа присутствующих. Кворум – 7 чел-к. И обязательное присутствие Предс-ля Банка России, либо лица, его замещающего.

Заседают – не реже 1 раза в месяц. Заседания назначаются предс-лем Банка России, либо лицом, его замещающим, либо по требованию не менее 3 членов Совета директоров.

 

Компетенция Совета директоров:

1) во в/д с Правительством РФ разрабатывают проект основных положений единой государственной денежно-кредитной политики и представляют его на утверждение НБС.

2) утверждает годовую финансовую отчетность Банка России, аудиторское заключение по годовой финансовой отчетности Банка России и рассматривает заключение Счетной Палаты РФ по рез-там проверки счетов и операций Банка России, на которые распространяется действие ФЗ «О гос.тайне».

3) утверждает отчет о деятельности Банка России, готовит анализ состояния экономики России и представляет данные материалы в составе годового отчета Банка России в НБС и ГД.

4) рассматривает и представляет в НБС на утверждение на очередной год

А) общий объем расходов на содержание служащих Банка России

Б) общий объем расходов на пенсионное обеспечение, страхование жизни и медицинское страхование служащих Банка России

В) общий объем капитальных вложений

Г) общий объем административно-хозяйственных вложений Банка России

5) утверждает смету расходов Банка России исходя из утвержденных НБС общих объемов

6) утверждает и устанавливает формы и размеры оплаты труда председателя Банка России, членов Советов Директоров, заместителей предс-ля Банка России и других служащих Банка России.

7) принимает решение:

А) о создании, реорганизации или ликвидации организации Банка России

Б) об установлении обязательных нормативов для кредитных организаций и банковских групп

В) о величине резервных требований кредитных организаций

Г) об изменении процентных ставок Банка России

Д) об участии в м/н организациях

Е) о купле-продаже недвижимости, необходимой для обеспечения деятельности Банка России.

И т.д.

 

Члены Совета Директоров не м.б. депутатами ГД и членами СФ, депутатами Законодательных (Представительных) органов субъектов РФ, ОМС, госслужащими, а также членами Правительства РФ.

 

Прибыль Банка России

После утверждения годовой финансовой отчетности Банка России Советом директоров, Банк России перечисляет в федеральный бюджет 50 % фактически полученной им по итогам года прибыли, оставшейся после уплаты налогов и сборов в соотв. с НК РФ.

Оставшаяся прибыль направляется в резервные фонды различного назначения.

ФЗ от 30.09.2010 внесено временное изменение – до 1 января 2015 г. Банк России обязан перечислять в фед.бюджет 75 % прибыли, оставшейся после уплаты налогов и сборов.

 

Прибыль Банка России, возникшая в рез-те осуществления функций, предусм. ФЗ «О ЦБ РФ», облагается налогом по ставке 0 %.

Прибыль, возникшая в рез-те осуществления Банком России функций, не связ.предусм. ФЗ «О ЦБ ФР» облагается по обычным ставкам, применяемым в отношении коммерч.орг-ций (ст. 284 НК РФ).

 

Внутренняя структура ЦБ

ЦБ представляет собой единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. Во главе нах-ся Центральный аппарат, территориальные учреждения ЦБ РФ, РКЦ (подчин-ся территориальным учреждениям), вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения, и др.органы, создаваемые по решению Совета Директоров Банка России. (Национальные банки Республик в составе РФ имеют статус территориальных учреждений Банка России).

Территориальные учреждения – почти в каждом субъекте РФ. Но по решению Совета Директоров м.б. создано 1 учреждение на 2 субъекта. В СО – на ул. Серова.

РКЦ – непосредственно банковская структура. Через РКЦ проводят расчеты КО, сдают выручку, заводят на свой кор./сч.

Вычислительные центры – для аналитики. Анализируют все данные, все операции, которые проводятся через РКЦ.

Полевые учреждения – в воинских частях в районах Крайнего Севера. Полевые учреждения м.обслуживать физ.и юр.лиц.

Территориальные учреждения ЦБ – не явл-ся юр.лицами и не имеют права принимать решения нормативного характера и выдавать без разрешения Совета Директоров банковские гарантии, поручительства, а так же иные обязательства, в т.ч. вексельные.

Задачи и функции территориальных учреждений Банка России определяются Положением о соотв. ТУ, которое утверждается Советом Директоров Банка России.

 

Полевыми учреждениями ЦБ явл-ся воинские учреждения, которые руководствуются в своей деятельности воинскими уставами, а также Положением «О полевых учреждениях», утверждаемых совместно ЦБ и Минобороны.

Полевые учреждения предназначены для обслуживания воинских частей, учреждений и организаций Минобороны РФ, иных гос. органов и юр.лиц, обеспечивающих безопасность РФ, а также физических лиц, проживающих на территории объектов, обслуживаемых полевыми учреждениями в тех случаях, когда создание и функционирование ТУ ЦБ невозможно.

 

Служащие ЦБ РФ

Гос.служащими не явл-ся. Условия найма, увольнения и оплаты труда, служебные обязанности и права определяются Советом Директоров ЦБ.

Служащим ЦБ запрещается (перечень таких служащих утв-ся Советом Директоров при утверждении штатного расписания):

1) работать по совместительству, а также на основании д-ра подряда, за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельностью

2) занимать должности в КО

3) приобретать Ценные бумаги, акции, доли в уставных капиталах КО, по которым м.б. получен доход, если это может привести к конфликту интересов, за искл.случаев участия сотрудников в уставном капитале КО, предусм.ФЗ (таких случаев нет).

4) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в ЦБ

5) получать в связи с исполнением служебных обязанностей непредусмотренные зак-вом РФ информацию от КО, вознаграждение, льготы, за искл.случаев, которые прямо предусм.в з-не.

6) и т.д.

 

Служащим, перечень которых утв-ся Советом Директоров после увольнения запрещается:

1) занимать в течение 2 лет в КО должности руководителей, заместителей рук-лей, главных бухгалтеров, их замов.

2) разглашать или использовать в интересах организаций или физ.лиц сведения, отнесенные в соотв.с ФЗ к информации ограниченного доступа, или служебную информацию, которая стала им известна в связи с исполнением служебных обязанностей.

 

Служащие, перечень которых утв-ся Советом Директоров, могут получать кредиты на личные нужды только в ЦБ РФ.

 

Кредитные организации.

Кредитная организация – юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности, на основании специального разрешения (лицензии) ЦБ РФ имеет право осуществлять банковские операции, которые предусмотрены ФЗ от 02.12.1990 «О банках и банковской деятельности».

 

Банк – кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие виды операций:

- привлечение во вклады ден.средств физ. и юр. лиц

- размещение от своего имени за свой счет на условиях платности, возвратности, срочности.

- ведение банковских счетов физ. и юр.лиц.

 

Небанковская КО – КО, имеющая право осуществлять исключительно банковские операции, перечень которых устанавливается ЦБ РФ.

Расчетная НКО вправе:

- открывать и вести банковские счета юр.лиц

- осуществлять переводы ден.средств по поручению юр.лиц, в т.ч. по поручению банков-корреспондентов по их банковским счетам.

- осуществлять инкассацию ден.средств, векселей, платежных и расчетных док-тов и кассовое обслуживание физ.и юр.лиц. (Кассовое обслуживание физ.лиц НКО вправе осуществлять только в связи с осуществлением переводов ден.средств без открытия банковских счетов)

- купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной форме.

- осуществление переводов ден.средств физ.и юр.лиц без открытия банковского счета.

Депозитно-кредитная НКО:

- привлечение ден.средств юр.лиц во вклады на определенный срок

- размещение привлеченных во вклады ден.средств юр.лиц от своего имени и за свой счет.

- купля-продажа иностранной валюты в безналичной форме (от своего имени и за свой счет)

- выдача банковских гарантий

Инкассаторские НКО:

- только инкассация

Иностранный банк - банк, признанный таковым по зак-ву иностранного гос-ва, на территории которого он зарегистрирован.

 

Союзы и ассоциации КО – не преследуют цели извлечения прибыли, создаются для защиты и представления интересов своих членов, координации их деятельности.

Союзы и ассоциации КО информируют ЦБ в месячный срок после регистрации.

 

Порядок создания Банка

Банк м.б. создан в форме хоз.общества: ООО, АО, ОДО.

Учредителями – м.б. физ.и юр.лица, участие которых не запрещено в уставном капитале КО.

Учредители не имеют права выходить из состава участников/акционеров в течение 1ых 3 лет со дня гос.регистрации Банка.

Требования к учредителям:

1) учредитель - юр.лицо д.иметь устойчивое финансовое положение, достаточно собственных средств для внесения в уставной капитал, осуществлять деятельность не менее 3 лет и выполнять обязательства перед бюджетами всех уровней за последние 3 года. Финансовое положение д.б. подтверждено отчетом аудиторов. Если АО – публикации об отчете.

2) учредитель – физ.лицо: необходимо подтвердить свои доходы налоговыми декларациями и наличие ден.средств на счете в банке.

3) если учредитель иностранное юр.или физ.лицо – отдельные требования. В данном случае ЦБ РФ выдает предварительное разрешение в форме информационного письма на создание КО с иностранными инвестициями. При рассмотрении данного вопроса учитывается:

- уровень использования квоты участия иностранного капитала в банковской системе РФ

- финансовое положение и деловая репутация учредителей-нерезидентов

- очередность подачи заявления.

В банк подается:

1) заявление, которое подписывается уполномоченным лицом. К заявлению нерезидентом-юр.лицом прилагаются

- учредительные док-ты

- решение уполномоченного органа о его участии в уставном капитале КО

- копия док-та, подтверждающего регистрацию юр.лица

- балансы за 3 предшествующих года, подтв.аудиторским заключением

- письменное согласие соотв. контрольного органа (МинФин, ЦБ РФ, или иной орган, в компетенцию которого входит предоставление такого согласия)

Численность работников с росс.гр-вом в банке д.б. не менее 75 % от общего кол-ва работников кредитной организации.

Когда иностранная КО создает дочерний банк на территории ФР оформляется протокол о намерениях, подписываемый учредителями и ЦБ РФ.

Разрешение ЦБ и протокол о намерениях действительны в течение 1 года со дня выдачи.

Иностранное физ.лицо в качестве подтверждения его платежеспособности прилагает подтверждение первоклассным, согласно м/н банковской практике, иностранным банком.

 

 

Участники пишут заявление о создании банка в территориальное учреждение ЦБ РФ. Указывают намерение создать банк с таким-то названием. ЦБ говорит, есть такое название уже, или нет. Такое решение ТУ действительно в течение 12 мес.

Потом готовят док-ты.

Подготовили док-ты полностью => в ТУ ЦБ РФ => рассматривает порядка 3 месяцев эти док-ты и проводит выездную проверку помещений, в которые собираются поместить банк. (Если НКО – 45 дней).

ТУ, если нет недостатков, передает док-ты в ЦБ РФ (департамент по лицензированию и финн.мониторингу).

Если нашли недостатки – возвращают док-ты с отказом. Отказ м.б. обжалован в АС.

 

ЦБ в течение 6 мес. проводит проверку принятых док-тов. Имеет право отказать – возвращают док-ты учредителям.

ЦБ регистрирует Банк в книге регистрации КО.

С момента регистрации КО – ЦБ РФ передает док-ты в ФНС, в т.ч. решение о регистрации КО. ФНС регистрирует и вносит сведения в ЕГРЮЛ.

ФНС направляет док-ты (свидетельство ОГРН и ИНН) в ТУ. ТУ направляет копии этих док-тов в ЦБ РФ. ЦБ РФ вносит в книгу регистрации запись об ОГРН и ИНН => КО помещается в банковский идентификационный справочник, могут возникать корреспондентские отношения.

Затем в ТУ, ТУ подтверждает решение о регистрации и сообщает номер корреспондентского счета, для перечисления Уставного капитала.

Минимальный уставный капитал – 300 млн.рублей.

Для НКО, которые осуществляют расчеты по поручению физ.лиц – 90 млн. Для НКО, осуществляющим расчеты без открытия счета – 18 млн.рублей.

Стоимость имущества в неденежной форме, вносимого в качестве вклада в уставный капитал не должна превышать 20 % уставного капитала.

 

Док-ты, которые подаются в ТУ:

1) заявление о гос.регистрации КО

2) устав

3) бизнес-план КО, который утвержден общим собранием учредителей КО – док-т на ближайшие 2 года, содержащий предполагаемую программу действий КО, включая параметры и ожидаемые результаты деятельности.

На основе представленного бизнес-плана ЦБ РФ оценивает:

- способность КО обеспечить финансовую стабильность, выполнять пруденциальные нормы деятельности, и обязательные резервные требования

- способность КО к долгосрочному существованию как прибыльной коммерческой организации.

- адекватность системы управления КО к принимаемым рискам.

16.04.2012

4) протокол общего собрания учредителей КО (содержит в себе указание на наименование, порядок создания, утверждения устава, утверждение бизнес-плана, избрание членов совета директоров, членов правления и т.д.)

5) док-т, подтверждающие оплату гос.пошлины за гос.регистрацию КО и за предоставление лицензии

6) надлежащим образом заверенные копии учредительных документов, а также док-тов, подтверждающих гос.регистрацию учредителей КО, в т.ч. аудиторское заключение о достоверности финансовой отчетности учредителей КО за последние 3 года.

7) подтверждение налоговыми органами выполнения учредителями КО обязательств перед бюджетами всех уровней.

8) анкеты кандидатов (рук-лей, главных бухгалтеров, членов коллегиальных исп.органов, рук-лей филиалов и т.д.), а также приложения к анкетам в части документов, подтверждающих наличие высшего юридического или экономического образования, а также подтверждающие опыт работы руководства отделом или иным подразделением КО, связанным с осуществлением банковских операций, не менее 1 года,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 599; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.111.9 (0.195 с.)