Тема любви и печали по прошлому в рассказе бунина «темные аллеи» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема любви и печали по прошлому в рассказе бунина «темные аллеи»



Как много слов, как много фраз посвящено ей, царице всех чувств - любви. Любовь - это дар свыше. Мы привыкаем к ней с детства: сначала любим родителей, игрушки, домашних животных. Потом, вырастая, находим в ней и иные грани: любовь к противоположному полу, к Родине, к творчеству и людям в целом. Она приходит неожиданно, рушит устоявшийся уклад жизни. Кому-то любовь дарует крылья - и люди начинают \"летать\". Кому-то рушит всю жизнь, обрекая на страдания и боль. Тема любви настолько необъятна и многогранна, что, кажется, встречается в творчестве всех писателей и поэтов. И каждый видит ее по-своему, \"со своей колокольни\". Куприн, к примеру, говорил о любви, \"которая повторяется только один раз в тысячу лет\". А. П. Чехов, говоря устами своего героя - помещика Алехина, утверждал: \"... когда любишь, то в своих рассуждениях об этой любви нужно исходить от высшего, от более важного, чем счастье и несчастье, грех или добродетель в их ходячем смысле или не нужно рассуждать вовсе\". Но особым, наиболее запомнившемся мне явилось творчество Ивана Алексеевича Бунина. Теме любви он посвятил немало произведений. Не обладая сложным сюжетом, являясь короткими по содержанию, рассказы Бунина несут в себе целый поток чувств, эмоций и впечатлений. Любовь бунинских героев всегда трагична, окутана вуалью печали. Она - таинственная стихия, способная как беспредельно возвысить, так и уничтожить человека.

Тема любви и страдания неразделимы в творчестве писателя. Любовь - яркая и неожиданная, но всегда безысходная и зачастую имеет грустный финал. Огромное количество рассказов про печальную, но живительную силу любви Бунин объединил в один сборник - \"Темные аллеи\". Впоследствии критики назовут этот сборник \"энциклопедией любви\". Думаю, на это есть все основания.

Более подробно раскрыть тему любви в творчестве писателя нам помогут два его произведения: \"Солнечный удар\" (1925 года) и \"Темные аллеи\" (1935 года). Почему именно эти два произведения? Думаю, ответ на этот вопрос станет ясен позже. Попытка понять и оценить природу этого великого чувства была предпринята Блоком в рассказе \"Солнечный удар\". Сюжет рассказа очень прост: внезапно вспыхнувшее чувство между поручиком - главным героем рассказа и молодой женщиной, путешествующих на пароходе, соединяет их на время. Страсть, словно вспышка, озарила обоих. Но то были короткие отношения с непременным трагическим исходом. Расставшись с прекрасной незнакомкой в одном из портов, поручик так и не смог обрести душевное равновесие и покой. \"Поручик сидел под навесом на палубе, чувствуя себя постаревшим на десять лет\", - так заканчивается рассказ. Герой, случайно соприкоснувшись с неведомой силой любви, потерял ее навсегда. Эта краткая вспышка, эта быстрая потеря и привели его к осознанию всей трагичности бытия. Что осталось у него после столь яркой, но такой короткой встречи? Муки любящей души, горечь от потери, боль воспоминаний навсегда останутся незаживающей раной на сердце героя. Но почему автор сделал финал столь трагичным, почему разлучил героев так скоро? Сюжетная линия рассказа лишний раз подтверждает мнение автора о том, что настоящая, истинная любовь обречена быть только вспышкой, коротким озарением. Истинная любовь не терпит продления, ибо может стать обыденной, пресной.

Второй, не менее удивительный по своей силе и эмоциональности рассказ был написан в 1935 году. Он-то и дал название всему сборнику - \"Темные аллеи\". Люди, любившие друг друга в молодости, но расставшиеся по понятным причинам, случайно встретились тридцать лет спустя. Когда-то, он - молодой дворянин был влюблен в крепостную девушку Надежду. Но жениться и быть вместе им бы никто не разрешил, да и сам молодой человек оказался заложником своего времени. Она, пусть и любимая, но не его \"круга\". Легко расставшись с ней, он женился на той, которая соответствовала его положению. Что же сталось с Надеждой, крепостной? Она, получив от господ вольную, стала хозяйкой постоялого двора. При встрече, произошедшей тридцать лет спустя надежда признается Николаю Алексеевичу: \"Сколько не проходило времени, все одним жила. Все проходит, да не все забывается. Как не было у меня ничего дороже вас на свете в ту пору, так и потом не было\". Она не смогла изменить своему чувству - так и не вышла замуж. На минуту Николай Алексеевич понимает, что Надежда - \"самое дорогое\", что он имел в жизни. Но спустя несколько минут он возвращается \"с небес на землю\": со стыдом вспоминает свои последние слова и то, что \"поцеловал ей руку\". Слишком большое значение имели для него все эти сословные предрассудки, которые и обрекли его на несчастье в личной жизни. А Надежда так и осталась прежней - любящей и верящей. Для нее воспоминания молодости - единственное, что согревает душу. Для него же - это была просто \"пошлая, обыкновенная история...\" Печально и грустно становится после таких слов.

Каждый бунинский герой по-своему ищет ответы на \"вечные\" вопросы: что такое любовь? как ее объяснить? и возможно ли это сделать? Для кого-то она - озарение и источник жизни. Для других это чувство - бремя или пустые слова. Но так или иначе она потрясает, волнует сердца героев. А значит и живо это чувство, значит есть она – любовь.

Вопрос №29

«Любовь должна быть трагедией» (анализ повести Куприна «Гранатовый браслет»).

Александра Ивановича Куприна, чудесного мастера художественного слова, гуманиста и правдоискателя, с неменьшим основанием можно назвать певцом возвышенной любви. Перелистывая страницы его произведений, читатель окунается в удивительный мир его героев. Все они очень разные, но в них есть что-то, что заставляет сопереживать им, радоваться и огорчаться вместе с ними. Протестуя против пошлости и цинизма буржуазного общества, продажных чувств, проявлений “зоологических” инстинктов, писатель ищет удивительные по красоте и силе примеры идеальной любви, то отправляясь для этого в глубину веков, то забираясь в лесную глушь Волынской губернии, то заглядывая в каморку влюбленного отшельника, последнего романтика в жестоком и расчетливом мире. Его герои — люди с открытой душой и чистым сердцем, восстающие против унижения человека, пытающиеся отстоять человеческое достоинство.

Повесть “Гранатовый браслет” — подтверждение того, что Куприн ищет в реальной жизни людей, “одержимых” высоким чувством любви, способных подняться над окружающими, над пошлостью и бездуховностью, готовых отдать все, не требуя ничего взамен. Писатель воспевает любовь, противопоставляя ее ненависти, вражде, недоверию, антипатии, равнодушию. Устами генерала Аносова он говорит, что это чувство не должно быть ни легкомысленным, ни примитивным, ни — тем более — основываться на выгоде и корысти: “Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться”. Любовь, по Куприну, должна основываться на возвышенных чувствах, на взаимном уважении, честности и правдивости. Она должна стремиться к идеалу.

Именно такой была любовь Желткова. Мелкий чиновник, одинокий и робкий мечтатель, влюбляется в молодую светскую даму, представительницу высшего сословия. Много лет продолжается безответная и безнадежная любовь. Письма влюбленного служат предметом насмешек и издевательств со стороны членов семейства Шейных и Булат-Тугановских. Не воспринимает их всерьез и княгиня Вера Николаевна — адресат этих любовных откровений. А присланный неизвестным влюбленным подарок — гранатовый браслет — вызывает бурю негодования.

Близкие княгине люди считают бедного телеграфиста ненормальным, маньяком. И только все тот же генерал Аносов догадывается об истинных мотивах столь рискованных поступков неизвестного влюбленного: “...может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше неспособны мужчины”.

А наш герой только и живет этими напоминаниями о себе. Это поддерживает в его душе надежду, дает ему силы переносить страдания любви. Любви страстной, испепеляющей, которую он готов унести с собой в потусторонний мир. Смерть не страшит героя. Любовь сильнее смерти. Он благодарен той, которая вызвала в его сердце прекрасное чувство, возвысившее его, маленького человека, над огромным суетным миром, миром несправедливости и злобы. Именно поэтому, уходя из жизни, он благодарит ее, благословляет свою возлюбленную: “Да святится имя Твое!”

“Да святится имя Твое!” — рефреном звучит в последней части “Гранатового браслета”. Ушел из жизни человек, но не ушла любовь. Она словно рассеялась в окружающем мире, слилась с бетховенской сонатой № 2 Largo Appassionato. Под страстные звуки музыки героиня ощущает мучительное и прекрасное рождение в своей душе нового мира, испытывает чувство глубокой благодарности к человеку, который выше всего в своей жизни поставил любовь к ней, даже выше самой жизни.

Вопрос №30

Философская проблематика пьесы Горького «На дне»: споры о правде и лжи.

Во все времена человек стремился к познанию своего «Я», цели и смысла жизни. Вечные проблемы человеческого бытия пытались разрешить Пушкин и Гоголь, Толстой и Достоевский. М. Горький не стал исключением, но у него сложилось свое понимание человека и его жизненного предназначения, отличающееся от философских концепций его предшественников. В этом отношении показательная пьеса Горького «На дне».

Это произведение - обвинительный акт обществу, которое выбрасывает людей на «дно жизни», лишая их чести, достоинства, вытравляя высокие человеческие чувства. Но и здесь, «на дне», продолжается власть «хозяев жизни», представленных в пьесе зловещими фигурами содержателей ночлежки. Такой суровой, беспощадной правды о жизни социальных низов, об их беспросветной участи мировая драматургия еще не знала.

Под мрачными, темными сводами костылевской ночлежки оказываются люди с разными характерами, выходцы из разных общественных слоев. В одном помещении существуют старые и молодые, одинокие и семейные, мужчины и женщины, здоровые и больные, голодные и сытые. Скученность и страшная нищета порождают взаимное раздражение, ссоры, драки и даже убийство. Люди, отброшенные к пещерному существованию, звереют, теряют человеческий облик, стыд и совесть, попирают моральные нормы.

Ночлежка Костылевых напоминает тюрьму, недаром обитатели ее поют тюремную песню «Солнце всходит и заходит». Попавшие в их подвал принадлежат к различным общественным слоям, но участь у всех одна – никому не удается выбраться из него. Слесарь Клещ считает ночлежку лишь временным пристанищем, надеясь, что упорный честный труд спасет его. Сначала он даже презрительно относится к ночлежникам, противопоставляя им себя: «Я – рабочий человек… мне глядеть на них стыдно… я с малых лет работаю… ты думаешь, я не вырвусь отсюда? Вылезу… кожу сдеру, а вылезу». Но мечты Клеща не сбываются. Вскоре он вынужден стать обычным обитателем трущобы.

Для большинства ночлежников все лучшее в прошлом: для Барона – это обеспеченная жизнь, для Актера – творческая работа. Однако, как говорит бывший телеграфист, а теперь шулер, Сатин, «в карете прошлого – никуда не уедешь».

Горький не знакомит читателей с историей жизни своих героев, о ней в пьесе говорится бегло. Настоящее у постояльцев ночлежки ужасно, а будущего у них и вовсе нет. Прошлое наложило на их личность неизгладимый отпечаток.

Но «На дне» не бытовая, а социально-философская пьеса, в основе которой лежит идеологический конфликт. В ней противопоставляются различные взгляды на человека, на правду и ложь жизни, на мнимый и подлинный гуманизм. В обсуждении этих больших вопросов в той иной мере принимают участие почти все ночлежники. Для горьковской драматургии характерны диалоги-споры, раскрывающие социальные, философские и эстетические позиции персонажей. Словесные поединки характерны и для героев этой пьесы.

Многие общепринятые истины отвергаются изгоями общества. Стоит, например, Клещу сказать, что ночлежники живут без чести и совести, как Бубнов ответит ему: «На что совесть? Я - не богатый», а Васька Пепел приведет слова Сатина: «Всякий человек хочет, чтобы сосед его совесть имел, да никому, видишь, не выгодно иметь-то ее».

Споры о человеке ведутся между обитателями ночлежки на протяжении всей пьесы, но обостряются они в связи с исчезновение странника Луки. Оценка личности Луки и его роли в жизни ночлежников неоднозначна. С одной стороны: «Хороший был старичок!» (Настя); «Он жалостливый был» (Клещ); «Старик хорош был… закон душе имел!.. Не обижайте человека – вот закон» (Татарин); «Человек – вот правда… Он это понимал…» (Сатин). С другой стороны: «Старик-шарлатан» (Барон); «Правды он… не любил, старик-то…» (Клещ) и т.д.

Обе эти точки зрения правильны. Сущность позиции Луки раскрывается в двух притчах. Первая – это рассказ странника о том, как он пожалел двух грабителей, замышлявших убийство, накормил и обогрел их, то есть на зло ответил добром. В притче о «праведной земле» ставится вопрос о том, что важнее для человека - правда или надежда. Лука считает, что, пусть и лживая, но надежда.

«Лгал из жалости к вам», - говорит о герое Сатин. Эта ложь давала людям силы жить, сопротивляться судьбе и надеяться на лучшее. Когда же обман раскрылся, реальная жизнь ужаснула Актера – и он повесился, Настя впала в отчаяние, Васька Пепел попал в тюрьму при первой же попытке изменить свою судьбу.

Таким образом, философия Луки включает в себя и христианское долготерпение, и чуткость к чужому страданию, и трезвый реализм. Это одна из точек зрения в споре о человеке – «ложь во спасение». Ей верят слабые, впечатлительные люди, как верят они в «золотые сны». Это Актер, Пепел, Настя. Тем же, кто находит опору в себе самом, не нужны ни жалость, ни успокоительная ложь.

Другой взгляд на человека у Бубнова. Он исповедует правду факта: не следует пытаться что-то изменить, нужно смириться со злом и плыть по течению. Самый сокрушительный удар философии Луки и Бубнова наносит Сатин, который тоже, правда, не пойдет дальше своих слов о всесильном человеке, Человеке с большой буквы, но именно он высказывает мысль о том, что спасение человека в нем саамом.

Каждый из последних трех актов пьесы заканчивается смертью: Анны, Костылева, Актера. Эти события свидетельствуют отнюдь не только о нравственно-бытовых устоях «босячества». Здесь важен философский подтекст. В финале второго действия Сатин кричит: «Мертвецы – не слышат! Мертвецы не чувствуют… Кричи… реви…Мертвецы не слышат!». Прозябание в ночлежке мало чем отличается от смерти. Обитающие здесь «босяки» так же глухи, слепы, как прах, преданный земле. Движение драмы Горького сопряжено с пробуждением «живых трупов», их слуха, эмоций. В четвертом действии происходят сложные процессы в сонной душе, и люди начинают слышать, чувствовать, что-то понимать. «Кислотой» невеселых раздумий очищается, как «старая, грязная монета», закаляется мысль Сатина.

Именно здесь таится главный смысл финала пьесы. По мысли автора, только вера человека в свои собственные силы и его мужество смогут изменить окружающий мир.

Финал пьесы неоднозначен. Выдвинув в монологе Сатина идею сильной личности, автор помогает героям что-то почувствовать, что-то понять, осознать. Но ответа на вопрос автора: «Что лучше: истина или сострадание?» - в пьесе нет.

Вопрос №31



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 544; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.70.9 (0.022 с.)