Петербург в изображении Ф.М. Достоевского (роман «Преступление и наказание») 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Петербург в изображении Ф.М. Достоевского (роман «Преступление и наказание»)



Образ Петербурга всегда представал перед читателем городом светским, Пушкин, Гоголь, Блок воспевали его красоту. Но у Достоевского всё иначе: образ города перекликается с психологическим состоянием героев. Петербург Достоевского особенный – мрачный, грязный, с трущобами и пивными, с узкими закоулками и тёмными комнатами, словом, это город бедняков. Такой пейзаж соответствует роману «Преступление и наказание», он дополняет и подчёркивает отчаяние и безнадёжность героев. Жара ещё больше усугубляет их положение – усиливается зловонье распивочных, духота мешает дышать. В грязных, тёмных комнатах умирают мечты о счастье. В этой атмосфере гротескного, фантастически уродливого города и рождается теория Раскольникова, сходит с ума Катерина Ивановна, умирает Мармеладов, не выдерживая своего унылого существования.

Конечно, в грязном и душном Петербурге, в его удручающей обстановке живут люди низших слоёв общества, спившиеся, потерявшие смысл жизни – «униженные и оскорблённые». Это сам Раскольников, его сестра Дуня, семья Мармеладовых. Но не родились они такими, а жизнь, сами законы устройства общества привели их к трущобам.

Раскольников тяжело переживает условия своей жизни: маленькая комнатушка, больше похожая на гроб, духота и зловонье, одиночество. Из-за этого его рассудок несколько мутнеет, и он придумывает теорию, из которой следует, что есть два типа людей – «твари дрожащие» и «сильные мира сего», которым чужды законы совести и морали. Конечно, Раскольникову хочется видеть себя сильным, и он решает себя проверить убийством старухи-процентщицы, наживающейся на чужом горе. После убийства Родион тяжко заболевает и постепенно приходит к выводу ошибочности своей теории. Раскольников отрезает себя от общества, о чём свидетельствуют детали. В эпизоде, когда он идёт по Николаевскому мосту, ему дают милостыню, а Раскольников выбрасывает ее, потому что он не нуждается больше в христианских законах.

С Мармеладовым Раскольников знакомится в одной из многочисленных распивочных, где, напившись, Мармеладов рассказывает о несчастной судьбе всей его семьи – о том, что Сонечке пришлось продавать себя, чтобы совсем не умереть с голоду, о больной его жене. Для Катерины Ивановны особенно тяжело переживать нищету, это противоречит её честолюбивой натуре, ведь она когда-то жила богатой жизнью. Из-за внутреннего дискомфорта, несогласия с самой собой она несчастлива. В своих глазах она унижена.

Сонечка Мармеладова – образ самопожертвования, символ страданий всечеловеческих. Она, преступая через себя, идёт на улицу, потому что иного выхода нет – надо кормить мачеху и её детей. Но Соня, пожалуй, единственная, кто сохранил нравственную чистоту, и она остаётся «под презрением» бога, о чём свидетельствуют детали в романе: она укрывается зелёным платком, в комнате, где она живёт стены зелёные. Зелёный цвет у писателя символизирует бога, его защиту. К тому же, Соня верует, у неё есть Евангелие. Она даже пытается помочь Родиону Раскольникову, читая ему сцену воскрешения Лазаря. Это детали, но они очень значимы для раскрытия внутреннего мира «униженных и оскорблённых» героев.

Дуня – ещё один образ бескорыстной любви. Ради брата она соглашается выйти замуж за мерзкого мещанина Лужина. Из образа Лужина мы понимаем, что добиться успеха может лишь человек, изначально лишенный принципов, для которого не стоит труда «попрощаться» с совестью. А мучаются от содеянного такие как Дуня, общество перед ними ставит задачи, выходом из которых будет преступление против самих себя.Так значит, это общество со своими жестокими условиями поставило черту, за которой находятся «униженные и оскорблённые». Они одиноки, бедны, им каждый день приходиться переступать через себя, свою совесть. А образ окраинного Петербурга, детали, умело используемые Достоевским, рисуют истинное положение этих людей.

 

Вопрос №10

«Двойники» и «Антиподы» Р.Раскольникова (роман «Преступление и наказание)

Очень многие исследователи, в частности М. Бахтин, отмечали, что в центре любого из романов Достоевского, составляя его композиционную основу, находится жизнь идеи и персонаж - носитель этой идеи. Так, в центре романа "Преступление и наказание" - Раскольников и его "наполеоновская" теория о делении людей на два разряда и о праве сильной личности на пренебрежение законами, юридическими и этическими, для достижения своей цели. Писатель показывает нам зарождение этой идеи в сознании персонажа, ее осуществление, постепенное изживание и окончательное крушение. Поэтому вся система образов романа строится так, чтобы всесторонне обрисовать раскольниковскую мысль, показать ее не только в отвлеченном виде, но и, так сказать, в практическом преломлении и в то же время убедить читателя в ее несостоятельности. Вследствие этого центральные персонажи романа интересны нам не только сами по себе, но и в их безусловной соотнесенности с Раскольниковым - именно как с воплощенным существованием идеи. Раскольников является в этом смысле как бы общим знаменателем для всех персонажей. Естественный композиционный прием при таком замысле - создание духовных двойников и антиподов главного героя, призванных показать гибельность теории -- показать как читателю, так и самому герою.
Духовными двойниками Раскольникова являются Лужин и Свидригайлов. Роль первого - интеллектуальное снижение идеи Раскольникова, такое снижение, которое окажется морально невыносимым для героя. Роль второго - убедить читателя в том, что идея Раскольникова ведет к духовному тупику, к духовной смерти личности.
Лужин - предприниматель средней руки, это разбогатевший "маленький человек", которому очень хочется стать человеком "большим", превратиться из раба в хозяина жизни. В этом корни его "наполеонизма", но как они похожи на социальные корни раскольниковской идеи, ее пафос социального протеста угнетенной личности в мире униженных и оскорбленных! Ведь Раскольников - нищий студент, которому тоже хочется подняться над своим социальным состоянием. Но гораздо важнее для него видеть себя человеком, превосходящим общество в нравственно-интеллектуальном отношении, несмотря на свое социальное положение. Так появляется теория о двух разрядах; и тому и другому остается лишь проверить свою принадлежность к высшей категории. Таким образом, Раскольников и Лужин совпадают именно в стремлении стать выше того положения, которое отведено им законами социальной жизни, и тем самым возвыситься над людьми. Раскольников присваивает себе право убить ростовщицу, а Лужин - погубить Соню, поскольку они оба исходят из неверной посылки, что они лучше других людей, в частности тех, которые становятся их жертвами. Только понимание самой проблемы и методы Лужина гораздо пошлее, чем у Раскольникова. Но это единственная разница между ними. Лужин опошляет, а тем самым и дискредитирует теорию "разумного эгоизма". По его мнению, лучше желать блага себе, чем другим, надо стремиться к этому благу любыми средствами, и каждый должен делать то же - тогда, достигнув каждый своего блага, люди и образуют счастливое общество. И получается, что Дунечке Лужин "помогает" из лучших побуждений, считая свое поведение безукоризненным. Но поведение Лужина да и вся его фигура столь пошлы, что он становится не только двойником, но и антиподом Раскольникова.
Антиподом и в какой-то мере двойником Раскольникова становится и его сестра. Она не считает себя существом более высокого ранга, чем брат, а Раскольников, идя на жертву, именно в этом ощущает свое превосходство над теми, ради кого он жертвует собой. Дунечка же, напротив, не только не считает себя выше своего брата - признает его существом более высокого рода. Раскольников хорошо это понимает, потому-то так решительно и отвергает он жертву сестры. В своем отношении к людям Дуня и ее брат - антиподы. Даже Свидригайлова Дуня не считает ниже себя; она преодолевает это искушение, будучи не в силах стрелять в человека, ибо в Свидригайлове она видит личность. Раскольников же готов видеть человека только в себе.
Отношение к другим людям и к себе - вот та спираль, по которой Достоевский разворачивает действие своего романа. Раскольников способен не видеть человека в своем ближнем, Свидригайлов не способен видеть человека ни в ком. Так идея Раскольникова доводится до предела, до абсурда. Раскольников хочет ощутить себя человеком, для которого на свете вообще не существует морали. Он убежден, что ни в прелюбодеянии, ни в развращении малолетней девочки, ни в подслушивании чужих разговоров с целью использовать их в своих интересах, шантажируя жертвы, нет ничего дурного. В ответ на возмущение Раскольникова по поводу подслушанной исповеди Свидригайлов резонно замечает, что если можно "старушек чем попало по голове лущить", то отчего же нельзя подслушивать? Возразить на это Раскольникову нечего. И Свидригайлов становится для Раскольникоза каким-то воплощением темных начал мира, в котором нет моральных запретов. Но его почему-то влечет к этому темному началу. Достоевский говорит, что Свидригайлов чем-то притягивал Раскольникова. И Раскольников идет к нему, даже не отдавая себе отчета зачем. Но слова Свидригайлова о том, что вся-то вечность -- это какая-нибудь пыльная банька с пауками, потрясли героя, так как он очень наглядно смог представить себе столь выразительно охарактеризованный Свидригайловым логический конец пути, по которому он пошел, убив старуху. После такого нравственного распада души невозможно никакое возрождение человека. После этого возможно только самоубийство. Дуня, отбросив пистолет, признала в Свидригайлове человека - он сам в себе человека не видит.
В ужасе уходит Раскольников от Свидригайлова. Он, ступив на путь зла, не в состоянии идти по этому пути до конца. После последнего разговора со Свидригайловым Раскольников вновь пойдет к Сонечке. Ее в глазах Раскольникова сближает с ним то, что она "тоже преступила черту", и он пока не понимает, как различно то, через что каждый из них смог переступить, вернее, для чего каждый из них это сделал. Соня Мармеладова воплощает в романе светлое начало. Она чувствует себя виновной и сознает собственную греховность, но она согрешила ради спасения жизни маленьких братьев и сестер. "Сонечка, вечная Сонечка Мармеладова!" -- воскликнул Раскольников, узнав о предполагаемой свадьбе его сестры и Лужина. Он прекрасно чувствует и понимает сходство мотивов, которые руководят поступками этих женщин. Соня с самого начала олицетворяет в романе жертву, поэтому ей-то и рассказывает Раскольников о своем преступлении. И она, которая оправдывала и жалела Катерину Ивановну, своего пьяницу-отца, готова простить и понять Раскольникова - она увидела в убийце человека. "Что же это вы с собой-то сделали!" - говорит она в ответ на его признание. Для Сони Раскольников, покушавшись на жизнь другог человека, поднял руку и на человека в себе, на человека вообще.
В романе Достоевского все тесно связано, сплетено друг с другом. В момент гибели от топора на слабоумной Лизавете был Сонечкин крест. Раскольников хотел убить только одну ростовщицу, потому что считал ее жизнь вредной для окружающих, но вынужден убить и ее сестру, а подняв руку на Ли-завету, он тем самым поднимает ее и на Сонечку и в конечном счете на себя самого. "Я не старушонку убил, я себя убил!" - восклицает Раскольников в тоске. И Соня, прощающая Рас-кольникова-человека, не прощает его губительную идею. Только в отказе от "этой проклятой мечты" видит она возможность воскрешения души Раскольникова. Соня зовет его к покаянию, она читает ему знаменитый евангельский эпизод о воскресении Лазаря, ожидая душевного отклика. Но душа Раскольникова к этому еще не готова, он еще не изжил в себе свою идею. Далеко не сразу Раскольников понял, что Соня права, лишь на каторге к нему пришло это осознание, лишь тогда он смог по-настоящему покаяться, и его покаяние становится последним утверждением Сониной правоты, идея же Раскольникова оказывается окончательно разрушенной.
Так, приводя всех персонажей романа в соотношение с главным героем, Достоевский достигает главной своей цели -- дискредитации человеконенавистнической теории, рожденной самим несправедливым миром.

 

Вопрос №11



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 396; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.209.249 (0.007 с.)