Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Петербург в изображении Ф.М. Достоевского (роман «Преступление и наказание»)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Образ Петербурга всегда представал перед читателем городом светским, Пушкин, Гоголь, Блок воспевали его красоту. Но у Достоевского всё иначе: образ города перекликается с психологическим состоянием героев. Петербург Достоевского особенный – мрачный, грязный, с трущобами и пивными, с узкими закоулками и тёмными комнатами, словом, это город бедняков. Такой пейзаж соответствует роману «Преступление и наказание», он дополняет и подчёркивает отчаяние и безнадёжность героев. Жара ещё больше усугубляет их положение – усиливается зловонье распивочных, духота мешает дышать. В грязных, тёмных комнатах умирают мечты о счастье. В этой атмосфере гротескного, фантастически уродливого города и рождается теория Раскольникова, сходит с ума Катерина Ивановна, умирает Мармеладов, не выдерживая своего унылого существования. Конечно, в грязном и душном Петербурге, в его удручающей обстановке живут люди низших слоёв общества, спившиеся, потерявшие смысл жизни – «униженные и оскорблённые». Это сам Раскольников, его сестра Дуня, семья Мармеладовых. Но не родились они такими, а жизнь, сами законы устройства общества привели их к трущобам. Раскольников тяжело переживает условия своей жизни: маленькая комнатушка, больше похожая на гроб, духота и зловонье, одиночество. Из-за этого его рассудок несколько мутнеет, и он придумывает теорию, из которой следует, что есть два типа людей – «твари дрожащие» и «сильные мира сего», которым чужды законы совести и морали. Конечно, Раскольникову хочется видеть себя сильным, и он решает себя проверить убийством старухи-процентщицы, наживающейся на чужом горе. После убийства Родион тяжко заболевает и постепенно приходит к выводу ошибочности своей теории. Раскольников отрезает себя от общества, о чём свидетельствуют детали. В эпизоде, когда он идёт по Николаевскому мосту, ему дают милостыню, а Раскольников выбрасывает ее, потому что он не нуждается больше в христианских законах. С Мармеладовым Раскольников знакомится в одной из многочисленных распивочных, где, напившись, Мармеладов рассказывает о несчастной судьбе всей его семьи – о том, что Сонечке пришлось продавать себя, чтобы совсем не умереть с голоду, о больной его жене. Для Катерины Ивановны особенно тяжело переживать нищету, это противоречит её честолюбивой натуре, ведь она когда-то жила богатой жизнью. Из-за внутреннего дискомфорта, несогласия с самой собой она несчастлива. В своих глазах она унижена. Сонечка Мармеладова – образ самопожертвования, символ страданий всечеловеческих. Она, преступая через себя, идёт на улицу, потому что иного выхода нет – надо кормить мачеху и её детей. Но Соня, пожалуй, единственная, кто сохранил нравственную чистоту, и она остаётся «под презрением» бога, о чём свидетельствуют детали в романе: она укрывается зелёным платком, в комнате, где она живёт стены зелёные. Зелёный цвет у писателя символизирует бога, его защиту. К тому же, Соня верует, у неё есть Евангелие. Она даже пытается помочь Родиону Раскольникову, читая ему сцену воскрешения Лазаря. Это детали, но они очень значимы для раскрытия внутреннего мира «униженных и оскорблённых» героев. Дуня – ещё один образ бескорыстной любви. Ради брата она соглашается выйти замуж за мерзкого мещанина Лужина. Из образа Лужина мы понимаем, что добиться успеха может лишь человек, изначально лишенный принципов, для которого не стоит труда «попрощаться» с совестью. А мучаются от содеянного такие как Дуня, общество перед ними ставит задачи, выходом из которых будет преступление против самих себя.Так значит, это общество со своими жестокими условиями поставило черту, за которой находятся «униженные и оскорблённые». Они одиноки, бедны, им каждый день приходиться переступать через себя, свою совесть. А образ окраинного Петербурга, детали, умело используемые Достоевским, рисуют истинное положение этих людей.
Вопрос №10 «Двойники» и «Антиподы» Р.Раскольникова (роман «Преступление и наказание) Очень многие исследователи, в частности М. Бахтин, отмечали, что в центре любого из романов Достоевского, составляя его композиционную основу, находится жизнь идеи и персонаж - носитель этой идеи. Так, в центре романа "Преступление и наказание" - Раскольников и его "наполеоновская" теория о делении людей на два разряда и о праве сильной личности на пренебрежение законами, юридическими и этическими, для достижения своей цели. Писатель показывает нам зарождение этой идеи в сознании персонажа, ее осуществление, постепенное изживание и окончательное крушение. Поэтому вся система образов романа строится так, чтобы всесторонне обрисовать раскольниковскую мысль, показать ее не только в отвлеченном виде, но и, так сказать, в практическом преломлении и в то же время убедить читателя в ее несостоятельности. Вследствие этого центральные персонажи романа интересны нам не только сами по себе, но и в их безусловной соотнесенности с Раскольниковым - именно как с воплощенным существованием идеи. Раскольников является в этом смысле как бы общим знаменателем для всех персонажей. Естественный композиционный прием при таком замысле - создание духовных двойников и антиподов главного героя, призванных показать гибельность теории -- показать как читателю, так и самому герою.
Вопрос №11
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 485; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.90.57 (0.012 с.) |