ТОП 10:

Аргументы за и против тарифов.



Исторически основной спор между сторонниками и противниками протекционизма концентрировался на обсуждении аргументов «за» и «против» использования тарифов как средства экономической политики.

Противники тарифов обычно строят свою аргументацию на следующем:

•Тарифы замедляют экономический рост. Анализ на основе теории общего равновесия показывает, что экономическое благосостояние малой страны снижается от введения импортного тарифа в любом случае. Экономическое благосостояние большой страны также снижается во всех случаях, кроме одного, когда эффект улучшения условий торговли перекрывает экономические потери, возникающие от введения тарифа.

•Одностороннее введение тарифов нередко приводит к торговым войнам, которые подрывают стабильность международной торговли и международной экономики в целом.

•Тариф приводит к увеличению налогового бремени на потребителей, которые из-за тарифа вынуждены покупать как импортные, так и аналогичные местные товары по более высоким ценам. Тем самым часть доходов потребителей перераспределяется в государственную казну и их располагаемый доход снижается.

•Тариф на импортные товары косвенно подрывает экспорт страны, осложняя проблемы платежного баланса. Во многих странах экспортные товары включают в себя импортные детали и компоненты, рост цен на которые приводит к росту издержек на производство экспортной продукции, которая становится менее конкурентоспособной на мировых рынках.

• Тариф ведет к сокращению общего уровня занятости. Защищая рабочие места на местных предприятиях, производящих товары, конкурирующие с импортом, импортный тариф в то же время приводит к сокращению занятости в экспортном и других связанных с ним секторах.

 

Аргументы в защиту тарифов.

Несмотря на столь убедительную аргументацию сторонников свободной торговли, в реальном мире импортные тарифы используются как главный способ государственного регулирования внешней торговли практически всеми странами мира.

Наиболее актуальны следующие аргументы в защиту таможенных тарифов.

• Тариф — защита молодых отраслей. Новые отрасли промышленности, которые еще только нарождаются в одних странах, но уже достаточно сильно развиты в других, нуждаются во временной таможенной защите со стороны государства. Без такой защиты, хотя бы на период становления, наплыв дешевых иностранных товаров погубит новую отрасль, не дав ей развиться.

• Тариф — средство стимулирования отечественного производства. Этот аргумент, интенсивно эксплуатировавшийся развивающимися странами.

Поскольку местная промышленность не в состоянии конкурировать с более дешевыми товарами, производимыми за рубежом с помощью более совершенной технологии, постольку она нуждается в защите с помощью импортного тарифа.

• Тариф — важный источник бюджетных доходов. Этот аргумент в пользу введения таможенных тарифов также традиционно активно эксплуатируется развивающимися странами и странами с переходной экономикой.

• Тариф — защита национальной безопасности, международного престижа страны, ее культуры и традиций. Эти аргументы относятся к разряду внеэкономических аргументов, периодически возникающих в защиту тарифа у тех или иных заинтересованных политических сил и групп. Аргументы такого типа обычно высказываются группировками, лоббирующими за те отрасли, которые либо неконкурентные на мировом рынке, либо производят продукцию, находящуюся на поздних стадиях своего жизненного цикла.

Итак, существует ряд специфических проблем, связанных с тарифами. Ставка тарифа может оказаться настолько высокой, что перекроет импорт вообще. Поэтому возникает проблема нахождения оптимального уровня тарифа, обеспечивающего максимизацию уровня национального экономического благосостояния.

76.

С финансовыми кризисами человечество сталкивается уже давно и, видимо, будет сталкиваться еще долго. Каждый кризис исследуется ретроспективно, в результате чего выделяют причины, повлекшие его за собой. Большинство причин описывают качественно, без количественных параметров или индикаторов, что зачастую оставляет возможность для споров относительно степени значимости той или иной причины. В условиях такой полемики знакомство с наиболее популярными причинами представляется как минимум интересным.

Причины финансовых кризисов

Напомним, что финансовым кризисом считают ситуации, в ходе которых финансовые организации или активы (например, акции или облигации) резко теряют существенную часть своей стоимости. В качестве причин кризисов приводят следующие события:

Похожесть стратегий и самосбывающиеся прогнозы

Многие ученые отмечают: психология большинства инвесторов устроена так, что при отсутствии качественной информацией о будущем у них появляется склонность подражать другим инвесторам.

Такое подражание приводит к банковским кризисам. Не имея достоверной информации о состоянии того или иного банка, вкладчики могут начать срочно изымать вклады, основываясь лишь на слухах о возможных проблемах банка или просто увидев очередь выстроившихся вкладчиков. Интересно, что такой лавинообразный наплыв вкладчиков и становится причиной, по которой банк не в состоянии расплатиться сразу со всеми. Другими словами, это самосбывающийся прогноз: одни только слухи и предположения о проблемах банка приводят к вполне реальным трудностям.

Подражание в действиях может приводить к банковским и валютным кризисам, спекулятивным пузырям, а также к кризисам ликвидности.

Финансовое плечо или левередж

Под финансовым плечом подразумевают финансирование инвестиций за счет займов. Это ситуация, когда для вложений инвесторы используют не только свои средства, но и заемные. Понятно, что в случае успеха доход с использованием левереджа увеличивается, однако если инвестиции не оправдают надежд, то и потери будут выше: обанкротившийся инвестор потеряет не только свои средства, но и останется должен кредиторам, что поставит под угрозу уже и самих кредиторов.

74.

сфера обращения капитала между государственно обособленными хозяйствами. М.р.к. начал формироваться в условиях роста вывоза капитала из промышленных развитых стран в конце XIX в. и получил развитие в современных условиях, когда масштабы вывоза капитала в разных формах достигли значительных размеров и движение капитала между странами либерализовано. М.р.к. связан с национальными рынками, но в то же время обособлен. Он более подвержен действию рыночных сил, чем национальные рынки, так как последние в большей степени регулируются со стороны государства. На М.р.к. складываются условия приложения разных форм капитала на базе конкуренции между странами, вывозящими капитал, и странами-реципиентами, принимающими капитал. Страны, заинтересованные в мобилизации капитала на мировом рынке, стремятся к созданию благоприятного инвестиционного климата для привлечения иностранных инвесторов, последние же имеют возможность выбора для решения вопроса о вложениях в ту или иную страну. Существуют мировой рынок предпринимательского капитала и мировой рынок ссудного капитала. Для вложений предпринимательского капитала имеют значение не только текущие условия его приложения, но и стратегические цели, которые преследует компания, вкладывающая капитал в данную страну, - завоевание новых рынков, снижение издержек производства и т.д. Для вложений капитала в виде портфельных инвестиций (покупки пакетов акций, не обеспечивающих контроль) и ссудного капитала (особенно краткосрочных кредитов и займов) первостепенное значение имеют текущие возможности получения доходов на капитал, определяемые размерами дивидендов, процентов, а также курсом национальной валюты, уровнем налогообложения и др. Значительные суммы краткосрочного капитала, принадлежащего собственникам из разных стран, часто перемещаются из страны в страну в поисках наиболее прибыльного применения ("горячие деньги"). Важным элементом мирового рынка ссудных капиталов стали иностранные валюты, в которых коммерческие банки осуществляют безналичные депозитно-ссудные операции за пределами стран - эмитентов этих валют. К ним относятся прежде всего евровалюты, например евродоллары, евроиены, евромарки и т.д.

69.

Существует несколько основных методов государственного воздействия на состояние платежного баланса.

Первый метод - это прямой контроль, включая регламентацию импорта (например, через количественные ограничения), таможенные и другие сборы, запрет или ограничения на перевод за рубеж доходов по иностранным инвестициям и денежных трансфертов частных лиц, резкое сокращение безвозмездной помощи, вывоза краткосрочного и долгосрочного капитала и др. Подобные меры прямого контроля обычно вызывают сильные затруднения ддя многих фирм страны и соответственно воспринимаются враждебно.

В краткосрочном плане прямой контроль дает положительный эффект (он больше или меньше зависит от уровня соблюдения фирмами хозяйственного законодательства и способности правительства следить за выполнением своих решений). В долгосрочном плане эффект от этих мер противоречив, так как создается «тепличный режим» для местных производителей, снижается интерес иностранных инвесторов к стране из-за запрета на перевод их доходов, возникают трудности с привлечением иностранных специалистов, создаются препятствия для расширения за рубежом товаре- и услугопроводящей сети для отечественных экспортеров.

Не вызывает враждебности, а наоборот, приветствуется отечественными фирмами такая прямая мера, как субсидирование экспорта. Но она дорогостояща, и поэтому ее применение обычно связано с состоянием бюджета страны. Так, вряд ли состояние государственного бюджета России позволит ей в ближайшем будущем активно субсидировать экспорт.

Второй метод - дефляция (т.е. борьба с инфляцией), которая нацелена на решение внутриэкономических задач, при этом побочным эффектом является улучшение состояния платежного баланса. Считается, что традиционные для дефляционной политики последствия - снижение объема производства, инвестиций и доходов - ведут к сокращению импорта и росту резервных мощности для наращивания экспорта. Обычное для дефляции повышение реальной процентной ставки привлекает в страну краткосрочный капитал, если, конечно, здесь есть развитая банковская сис-вма и низок уровень политического риска.

Однако имеется и другая точка зрения: дефляция уменьшает репорт и увеличивает импорт. При дефляции повышается обменяй курс национальной валюты, что увеличивает возможности шортеров. Для экспортеров же высокий курс их национальной люты означает, что при обмене экспортной выручки они получают меньше национальной валюты, а это отнюдь не стимулирует х налаживать экспорт.

Третий метод - изменения обменного курса. И при твердом, и при плавающем курсе они проходят под сильным контролем и влиянием государства. Так, даже в условиях плавающего курса государство (обычно в лице центрального банка страны) часто стремится удержать эти колебания в определенных пределах, ориентируясь на так называемые курсовые цели, дабы избежать сильных экономических потрясений.

Изменения обменного курса помогают государству регулировать равновесие платежного баланса, но при этом надо учитывать, что эффект от ревальвации/девальвации ослабляется эластичностью экспорта и импорта, а также инерцией внешнеторговых потоков. Поэтому различаются кратко-, средне- и долгосрочное воздействие изменений обменного курса на платежный баланс.

 

78.

Международная специализация и международное кооперирование (МСКП) - важнейшие формы и элементы современного МРТ, предполагающие специализацию отдельных стран, фирм, объединений на производстве определенных видов готовой продукции, полуфабрикатов или на некоторых стадиях производственно-технологического процесса и кооперирование производителей для совместного выпуска конечной про­дукции. МСКП соответствует высокому уровню развития производительных сил и выступает в качестве одной из важнейших объективных предпосылок дальнейшего развития интернационализации хозяйственной жизни, усиления взаимосвязи национальных хозяйств. Сейчас на внешнем рынке циркулируют сотни тысяч полуфабрикатов, аналоги которых еще полтора-два десятилетия назад обращались только на внутрифирменном уровне.

Международная специализация производства (МСП) развивается в двух направлениях - производственном и территориальном. В свою очередь производственное направление подразделяется на межотраслевую, внутриотраслевую специализацию и специализацию внутри отдельных предприятий (фирм, объединений). В территориальном аспекте МСП предполагает специализацию отдельных стран, их групп и регионов на производстве определенных продуктов и их частей для мирового рынка.

Основные формы проявления МСП:

предметная – специализация на производстве готовой продукции;

подетальная – специализация на производстве частей, компонентов продукции;

технологическая или стадийная – специализация на осуществлении отдельных операций или выполнении отдельных технологических процессов, например сборке, окраске, сварке, термической обработке, производстве отливок, поковок, заготовок и т.п.

 

 

75. Современная структура мирового финансового рынка и части, его составляющие, предполагают перераспределение кредитных ресурсов между национальными экономиками, где конечные кредитор и заемщик являются экономическими агентами разных стран.

Участники мирового финансового рынка – это обширная совокупность кредитно-финансовых учреждений, через которые осуществляется движение ссудного капитала в сфере международных экономических отношений. При этом характерной особенностью является поведение одних и тех же участников мирового финансового рынка на различных рынках.

Поэтому всех участников мирового финансового рынка можно классифицировать по следующим основным признакам: характеру участия субъектов в операциях; целей и мотивов такого участия; типов эмитентов, их характеристик; типов инвесторов и должников; страны происхождения субъектов.

С точки зрения характера участия в операциях субъектов рынка можно разделить на две категории:

прямые (непосредственные) участники; косвенные (опосредованные) участники.

К прямым участникам срочного рынка относятся биржевые члены соответствующих рынков производных финансовых инструментов. Они заключают сделки за свой счет и/или за счет и по поручению клиентов, не являющихся биржевыми членами, и, следовательно, вынужденными обращаться к услугам первых и, соответственно, относятся к группе косвенных участников рынка. Для внебиржевого рынка долговых инструментов рынка капитала прямыми участниками являются крупнейшие маркет-мейкеры (т.н. активные) рынка, а косвенные – маркет-тейкеры (пассивные), т.е. все остальные.

С точки зрения целей, мотивов участия на рынке различаются:

хеджеры; спекулянты. мировые финансовые центры — Нью-Йорк, Лондон, Цюрих, Люксембург, Франкфурт-на-Майне, Сингапур и др. Мировые финансовые центры — центры сосредоточения банков и специализированных кредитно-финансовых институтов, осуществляющих международные валютные, кредитные, финансовые операции, сделки с ценными бумагами, золотом. Исторически они возникли на базе национальных рынков, а затем — на основе мировых валютных, кредитных, финансовых рынков, рынков золота.

77.

Международная специализация и международное кооперирование (МСКП) - важнейшие формы и элементы современного международного разделения труда (МРТ), предполагающие специализацию отдельных стран, фирм, объединений на производстве определенных видов готовой продукции, полуфабрикатов или на некоторых стадиях производственно-технологического процесса и кооперирование производителей для совместного выпуска конечной продукции. МСКП соответствует высокому уровню развития производительных сил и выступает в качестве одной из важнейших объективных предпосылок дальнейшего развития интернационализации хозяйственной жизни, усиления взаимосвязи национальных хозяйств.

Мировой опыт показывает, что кооперация труда и производства - объективный исторический процесс, который присущ всем способам производства, странам с любым социально-экономическим строем. В кооперации производства объединяются и материализуются передовые идеи, достижения в отраслях фундаментальной науки, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах (НИОКР), производственных, конструкторских, управленческих и информационных технологиях.

Кооперация в современном мире становится воспроизводственной базой социально-экономического и научно-технического прогресса стран мира, сердцевиной мирохозяйственных процессов, региональной экономической интеграции, транснационализации (производства, НИОКР, информационно-финансовой сферы и т.п.), международного промышленного сотрудничества, глобализации мировой экономики. Эта форма взаимодействия стала ускорителем структурной перестройки промышленности, ее отраслевых и межведомственных комплексов на новой технологической основе, в том числе на основе широкого применения электронных и информационных технологий.

Под термином «международная кооперация» понимается взаимодействие двух или более субъектов хозяйственной деятельности, среди которых хотя бы один является иностранным. При таком взаимодействии координируются программы хозяйственной деятельности, а также осуществляется совместная разработка, производство или совместная реализация продукции на основе специализации в производстве промежуточной продукции или специализации на отдельных технологических стадиях (научно-исследовательские работы, производство, реализация).

 

80.Мировой финансовый рынок — часть мирового рынка ссудного капитала, совокупность спроса и предложения на капитал кредиторов и заёмщиков разных стран. Одним из сегментов мирового финансового рынка является фондовый рынок или рынок ценных бумаг. Мировой финансовый рынок начал развиваться с началом вывоза (миграции) капитала к концу XIX века. К функциям мирового финансового рынка относятся следующие особенности:

1. Аккумуляция свободных денежных средств и их перераспределение между отдельными отраслями, странами и регионами во всемирном масштабе.

2. Ускорение и рост эффективности производства.

Типы мирового финансового рынка Мировой финансовый рынок подразделяется на первичный и вторичный. Они тесно связаны между собой, так как первичный рынок насыщает вторичный ценными бумагами. Первичный рынок служит для перераспределения капитала между кредиторами и заёмщиками (инвесторами и реципиентами). На вторичном рынке меняются только контрагенты, а именно: происходит смена владельцев долговых обязательств; величина ресурсов первоначальных заёмщиков не меняется.

Вторичный рынок создает механизм перепродажи долговых обязательств, что приводит к росту ликвидности рынка в целом, а, следовательно, возрастает и степень доверия к нему кредиторов-инвесторов. Он обеспечивает, таким образом, бесперебойное функционирование всего рынка ссудных капиталов.

Структура мирового финансового рынка В рамках мирового финансового рынка выделяют:

· национальный финансовый рынок;

· международный финансовый рынок.

Под национальным финансовым рынком понимается (основной критерий — подчинение национальному законодательству):

1. совокупность ссудно-заемных операций резидентов, подчиненных национальному законодательству, в национальной валюте на территории страны ее происхождения (например, кредит, полученный в банке-резиденте в национальной валюте);

2. заимствование резидентов в иностранной валюте;

3. заимствование нерезидентов в национальной или иностранной валюте в рамках национальной системы регулирования.

Под международным финансовым рынком понимают ссудно-заемные операции в валютах вне стран их происхождения и, следовательно, не подлежащих прямому государственному регулированию со стороны этих стран.

Международные валютно-финансовые организации создаются путем объединения финансовых ресурсов странами-участниками для решения определенных задач в области развития мировой экономики. Этими задачами могут быть: операции на международном валютном и фондовом рынке с целью стабилизации и регулирования мировой экономики, поддержания и стимулирования международной торговли; межгосударственные кредиты - кредиты на осуществление государственных проектов и финансирование бюджетного дефицита; инвестиционная деятельность/кредитование в области международных проектов (проектов, затрагивающих интересы нескольких стран, участвующих в проекте как напрямую, так и через коммерческие организации-резиденты) инвестиционная деятельность/кредитование в области “внутренних” проектов (проектов, непосредственно затрагивающих интересы одной страны или коммерческой организации-резидента), осуществление которых способно оказать
благоприятное воздействие на международный бизнес (например, инфраструктурные проекты, проекты в области информационных технологий, развития транспортных и коммуникационных сетей и т.п.); благотворительная деятельность (финансирование программ международной помощи) и финансирование фундаментальных научных исследований.
В качестве примеров международных финансовых организаций можно назвать Банк международных расчетов, Международный банк реконструкции и развития, Международная ассоциация развития, Европейский инвестиционный банк, Международный Валютный Фонд, Мировой Банк, Европейский Банк Реконструкции и Развития, Международная Финансовая Корпорация.
Эффективность деятельности этих организаций в значительной степени зависит от взаимодействия с правительствами и правительственными организациями стран-участниц.

 

 

88.

Важнейшая проблема мировой экономики начала ХХI в. — преодоление бедности и отсталости. В современном мире бедность и отсталость характерны прежде всего для развивающихся стран, где проживает почти 2/3 населения Земли. Поэтому данную глобальную проблему часто называют проблемой преодоления отсталости развивающихся стран.

Для большинства этих стран, особенно наименее развитых, типична сильная отсталость. В результате для многих из этих стран характерны ужасающие масштабы нищеты. Так, 1/4 населения Бразилии, 1/3 жителей Нигерии, 1/2 населения Индии потребляют товаров и услуг менее чем на 1 доллар в день.

В результате от недоедания в мире страдает около 800 млн. человек. К тому же значительная часть нищих людей неграмотна. Так, доля неграмотных среди населения старше 15 лет составляет в Бразилии 17%, в Нигерии — 43% и в Индии — 48%.

Огромные масштабы бедности и отсталости вызывают сомнение в том, возможно ли вообще говорить о нормальном развитии и прогрессе человеческого общества, когда большая часть жителей планеты оказывается за чертой достойного человеческого существования. Проблема усугубляется тем, что достижения мирового НТП обходят стороной многие развивающиеся страны, их колоссальные по численности трудовые ресурсы мало используются, а сами эти страны в своем большинстве недостаточно активно участвуют в мировой хозяйственной жизни.

Было бы в высшей степени неразумно не видеть те опасности, которые проистекают из сохранения такого положения. Так, оно формирует в широком общественном сознании этих стран негативное отношение к существующему в мире порядку. Это выражается в различных идеях об ответственности развитых стран за положение в развивающихся странах, а также в требованиях перераспределения доходов в мировой экономике, некоей «уравниловки» в мировом масштабе (например, движение развивающихся стран за установление нового международного экономического порядка).

Большинство экономистов сходится в том, что определяющее значение в решении проблемы бедности и отсталости имеет разработка в развивающихся странах эффективных национальных стратегий развития, опирающихся на внутренние экономические ресурсы на основе комплексного подхода. При таком подходе в качестве предпосылок для создания современной экономики и достижения устойчивого экономического роста рассматриваются не только индустриализация и постиндустриализация, либерализация хозяйственной жизни и преобразование аграрных отношений, но и реформа образования, улучшение системы здравоохранения, смягчение неравенства, проведение рациональной демографической политики, стимулирование решения проблем занятости.

Они осуществляются прежде всего по линии так называемой официальной помощи развитию со стороны развитых стран в виде предоставления финансовых ресурсов. Для самых бедных стран (а именно они являются главными получателями этой помощи) официальная помощь развитию составляет 3% по отношению к их ВВП, в том числе для стран тропической Африки — более 5%, хотя в расчете на каждого жителя этого региона это всего 26 долларов в год.

Еще большие возможности для преодоления отсталости обеспечивают привлекаемые иностранные частные инвестиции — прямые и портфельные, а также банковские займы. Приток этих финансовых ресурсов в развивающиеся страны растет особенно быстро и является в настоящее время основой внешнего финансирования стран «третьего мира». Но эффективность всех этих финансовых потоков зачастую сводится на нет коррумпированностью и простым воровством, которые достаточно широко распространены в развивающихся странах, а также неэффективностью использования получаемых средств.

Последствия глобализации

Глобализация - увеличивающаяся экономическая зависимость стран мира и как следствие возрастающий объем и возрастающее многообразие международного перемещения товаров и услуг и интеграция потоков капитала, а также более быстрое и широкое распространение технологий.

Позитивные последствия глобализации:

· Способствует углублению специализации и международного разделения труда

· Экономия на масштабах производства, выигрыш от свободной торговли на взаимовыгодной основе, удовлетворяющий все стороны.

· Глобализация способствует обесцениванию международной конкуренции и стимулирует дальнейшее развитие новых технологий и распределение их среди стран

· Глобализация приводит к увеличению производительности в результате рационального производства.

Процесс глобализации в перспективе может повлечь:

1. Интенсивной интеграции региональных процессов

2. Большую открытость экономических систем государств, в настоящее время еще не полностью осуществивших либерализацию хозяйственной деятельности.

3. Беспрепятственный доступ всем участникам на любые рынки.

4. Универсализацию норм и правил осуществления торговых и финансовых операций

5. Унификацию регулирования контроля за рынками

6. Стандартизацию требований к перемещению капитала, инвестиционному процессу всемирной платежно-расчетной системе.

 

90.

Энергетический кризис, потрясение мирового капиталистического хозяйства и один из его структурных кризисов, вызванный увеличивавшимся дефицитом нефти в развитых капиталистических странах в 1971—74. Развивался как часть сырьевого кризиса и нашел выражение в таких явлениях, как нарастание неспособности развитых капиталистических стран удовлетворить свои потребности за счет первичных энергоресурсов, добываемых в национальных границах, коренная ломка колониально-монополистические системы обеспечения их нефтью из развивающихся стран, национализация иностранных нефтяных концессий и беспрецендентное повышение самими развивающимися странами мировых рыночных цен на нефть (почти в 5 раз за этот период, см. Сырьё), резкое ухудшение в связи с этим состояния платежных балансов развитых капиталистических стран, накопление у нефтедобывающих развивающихся стран огромных сумм долларов, вырученных от продажи нефти.

Энергетический кризис свидетельствует о неспособности капитализма преодолеть антагонистические противоречия социально-экономического развития и научно-технической революции, о кризисе международного разделения труда между империалистическими и развивающимися странами, сохранившегося от периода колониализма, об обострении конкуренции между мощными международными монополиями и о нарастании борьбы развивающихся стран за свою политическую и экономическую самостоятельность.

 

82.

К началу 90-х гг. страны Европейского экономического сообщества (ЕЭС) достигли впечатляющих результатов в социально-экономическом и политическом развитии и вплотную подошли к той черте, за которой уже отчетливо вырисовывались контуры единой Европы без границ, с единой валютно-финансововй системой, единым парламентом и единым правительством, управляющим 370 миллионами граждан Евросоюза. В конце 90-х гг. на долю этого гигантского сообщества приходилось примерно 20% мирового ВВП и более 40% мировой торговли. При этом бюджет Евросоза превысил 100 млрд. долларов и имеет, несмотря на заметное понижение курса веро, устойчивую тенденцию к росту.

 

Путь к этому был длительным и зачастую весьма болезненным. Ровно 50 лет назад было образовано Европейское объединение угля и стали (1951 г.), успешная деятельность которого привела в 1957 г. к подписанию знаменитого Римского договора (25 марта 1957 г.) об образовании ЕЭС. Первыми участниками этого интеграционного проекта стали Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Италия, Франция и ФРГ.

Последующее расширение ЕЭС и повышение его статуса происходило благодаря трем основным силам. Первая включала в себя сотни тысяч промышленных, торговых, финансовых, страховых и других компаний, которые составили «плоть и кровь» новой интеграционной группировки. Вторая – национальные правительства, парламенты и созданные ими надгосударственные структуры. Они занимались проблемами политического объединения в рамках единого сообщества, в связи с чем нередко бросали все силы на сглаживание и устранение возникающих конфликтов в недрах ЕЭС. Наконец в начале 90-х гг. к строительству единой Европы подключилась третья, не менее важная сила – региональные власти и провинциальные экономические структуры всех государств ЕЭС.

Одновременно совершенствовалась система налогообложения, уточнялись таможенные правила и тарифы, формировалось единое валютное пространство ЕЭС. Таким образом, к началу 90-х гг. в Европе была в целом создана единая валютная единица (ЭКЮ с 1975 г.), единая валютная система расчетов ( с 1979 г.) и единые таможенные правила ( с середины 80-х гг.).

Это создало необходимую базу для перехода к третьему этапу интеграции – экономическому и валютному союзу. Официально его создание началось 1 июля 1990 г., когда вступил в силу Единый европейский акт (принят в 1987 г.). Этот документ регламентировал упразднение границ, таможенного контроля, устанавливал свободное перемещение рабочей силы, капиталов и услуг, а также унифицировал национальные стандарты, налоговые системы и национальное законодательство.

С этого момента европейская интеграция прошла три основные стадии развития.

1 стадия ( с 1 июля 1990 г. до 31 декабря 1993 г.). В это время шла интенсивная подготовка Договора о Европейском союзе, который был одобрен в декабре 1991 г. и подписан в Маастрихте 27 февраля 1992 г. Отныне ЕЭС стало называться Европейским союзом, а внутри этого сообщества были окончательно устранены последние ограничения на свободное передвижение финансовых ресурсов. При этом возводились серьезные барьеры на границах стран ЕС с другими государствами. Кроме того, специальные программы унификации сближали основные показатели социально-экономического развития всех входящих в ЕС стран (бюджеты, торговые дефициты, уровень инфляции, государственные долги и т.д.).

2 стадия ( с 1 января 1994 г. до 31 декабря 1998 г.). В этот период был учрежден Европейский валютный институт (ЕВИ), занявшийся проработкой правовых, организационных и материально-технических мер для создания на его основе Европейского центрального банка (ЕЦБ). ЕВИ также координировал денежно-кредитную политику участников союза. Одновременно принимались радикальные меры по стабилизации экономического курса всех стран. Так, например, национальным центробанкам запрещалось финансировать госсектор, приобретать долги государства, был отменен привилегированный доступ госсектора к финансовым ресурсам своей страны и т.д.

3 стадия (с 1 января 1999 г.). Помимо ввода единой валюты начала действовать Европейская система центральных банков, с помощью которой с 1 января 2002 г. будет осуществлен выпуск наличных банкнот и монет евро и их распространение в странах ЕС в качестве единственного платежного средства. Полное вытеснение национальных валют ЕС должно произойти до 1 июля того же года. Кроме того, резко ужесточался контроль за исполнением национальных бюджетов и гарантировалась независимость центральных банков от своего правительства.

 

83.

Высшей судебной инстанцией Евросоюза является Европейский суд. Он рассматривает ходатайства стран-участниц по всем делам, которые так или иначе касаются юрисдикции ЕС. Все вердикты Евросуда окончательны и обжалованию не подлежат. Национальные власти ЕС исполняют их в обязательном порядке.

Помимо этих важнейших органов власти в Евросоюзе действуют и многие другие, но их компетенция ограничивается соответствующими сферами деятельности. Так, например, в ЕС успешно работают Контрольно-ревизионная (аудиторская) палата, Экономический и социальный совет, Евратом, Консультативный совет Европейского объединения угля и стали, Европейский инвестиционный банк, Европейский социальный фонд, Европейский фонд ориентации и гарантирования сельского хозяйства, Европейский региональный фонд, а также множество других экономических, торговых и финансовых организаций, свыше 10 тысяч сотрудников которых составляют федеральный аппарат будущих Соединенных Штатов Европы (после 2002 г.).

Совет Европы (СЕ). Кроме перечисленных выше организаций Евросоюза в рамках единой Европы успешно действует Совет Европы — старейшая политическая организация на континенте, отметившая в 1999 г. свое 50-летие. Совет Европы включает в себя практически все страны Европы и занимается преимущественно контролем за соблюдением прав человека и основными направлениями гуманитарного развития. Большой заслугой СЕ является отмена смертной казни и обеспечение законных прав угнетенных меньшинств.

За 50 лет своего существования Совет Европы разработал и принял более 170 конвенций, что эквивалентно более чем 100 тысячам двусторонних договоров. Правда, в последнее время СЕ часто критикуют за слишком разросшийся бюрократический аппарат (1200 сотрудников) и чрезмерно раздутый бюджет (153 млн. евро), однако до сих пор Совет Европы работает успешно и является первой в истории Европы организацией, объединяющей практически все страны континента.

В январе 1999 г. в Страсбурге прошла очередная сессия Парламентской Ассамблеи СЕ (ПАСЕ). 250 делегатов из 40 стран Европы обсудили проект реформы всех структур СЕ и согласились принять Грузию в качестве 41-го члена этой организации. Правда, для этого ей придется принять на себя некоторые обязательства. В частности, ей придется подписать Европейскую конвенцию прав человека, ратифицировать конвенцию о недопущении пыток, реформировать свою судебную систему, принять закон о репатриации турок-месхетинцев и окончательно урегулировать конфликт с Абхазией.

Кроме того, участники страсбургской сессии ПАСЕ в очередной раз подвергли резкой критике правительства России и Украины за несоблюдение основополагающих прав человека.

 

84.







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.224.127.143 (0.021 с.)