Тема 9. Потребительский выбор 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 9. Потребительский выбор



План семинарского занятия

1. Теория потребительского выбора

2. Оптимум потребителя

3. Эффект дохода и замещения

 

Основные термины и понятия

Полезность. Потребительская функция. Предельная полезность. Кардиналистская (количественная) концепция полезности. Равновесие потребителя. Ординалистская (порядковая) концепция полезности. Кривая безразличия. Карта кривых безразличия. Предельная норма замещения. Линия бюджетного ограничения. Эффект дохода. Эффект замещения.

 

Вопросы для самопроверки

 

1. В чем смысл и назначение теории потребительского поведения (выбора)?

2. Назовите основных представителей маржиналистской концепции экономического анализа.

3. В чем смысл первого и второго закона Госсена?

4. Как полезность блага связана с его редкостью?

5. При каком условии потребительский выбор считается рациональным?

6. Объясните, почему кривые безразличия должны иметь отрицательный наклон. Что подразумевает положительный наклон кривой?

7. Что может вызвать изменение наклона бюджетной линии?

8. Почему эффект замещения при повышении цены будет всегда приводить к спаду в количестве покупок товара, цена на который растет?

9. Как уменьшение предельных норм замещения Y и X влияет на форму кривых безразличия?

10. Если кривые безразличия потребителя − прямые линии, имеющие такой же отрицательный наклон, как и бюджетная линия, существует ли единственная комбинация товаров, максимизирующая полезность?

 

Тесты

 

1. Полезность − это:

а) объективное свойство товаров;

б) совокупность свойств, полезных для здоровья потребителя;

в) субъективная ценность;

г) все то, что приносит пользу потребителю;

д) нет верного варианта ответа.

2. Максимум удовлетворения потребности достигается, когда:

а) предельная полезность равна 0;

б) предельная полезность максимальна;

в) предельная полезность минимальна;

г) нет верного варианта ответа.

3. Гипотеза о рациональном поведении заключается в том, что потребитель:

а) делает толь то, за что ему платят;

б) заботится не только о себе, но и об обществе;

в) стремится к максимуму полезности при ограниченном доходе;

г) сравнивает все варианты выбора и останавливается на лучшем;

д) нет верного варианта ответа.

4. Может ли уменьшение цены блага приводить к уменьшению его потребления?

а) в виде исключения;

б) когда эффект дохода больше эффекта замены и оба разнонаправлены;

в) когда эффект замены больше эффекта дохода и оба одинаково направлены;

г) не может быть в указанных случаях;

д) нет верного варианта ответа.

5. Смысл первого закона Госсена состоит в том, что в процессе потребления полезность каждой последующей единицы потребляемого блага:

а) убывает;

б) стремится к оптимуму;

в) возрастает;

г). нет верного варианта ответа.

6. Смысл второго закона Госсена состоит в том, что потребитель для получения максимальной полезности от потребления различных благ должен:

а) уравнять общие полезности от потребления каждого блага с учетом из цен;

б) уравнять предельные полезности относительно цен всех потребляемых благ;

в) потреблять блага по мере убывания полезности с учетом цен благ;

г) потреблять сначала самые полезные и дешевые блага, постепенно переходя к более дорогим и менее дешевым;

д) нет верного варианта ответа.

7. Положение и наклон кривой безразличия для отдельного потребителя объясняется:

а) ценами покупаемых товаров;

б) предпочтениями;

в) предпочтениями и размером дохода;

г) ценами, предпочтениями и размером дохода;

д) нет верного варианта ответа.

8. Эффект дохода возникает в связи с тем, что:

а) снижение цены товара (при прочих равных условиях) увеличивает реальный доход потребителя;

б) повышение цены товара увеличивает номинальный доход потребителя;

в) снижение цены товара (при прочих равных условиях) уменьшает реальный доход потребителя;

г) бюджетная линия является касательной к кривой безразличия;

д) нет верного варианта ответа.

9. Кривая безразличия показывает:

а) различные комбинации двух экономических благ, имеющих одинаковую полезность;

б) одинаковые по полезности потребительские наборы;

в) эффективную замену одного блага другими;

г) верны все утверждения;

д) нет верного варианта ответа.

10. Предельная норма замещения − это:

а) тангенс угла наклона кривой безразличия;

б) эффективная замена одного блага другим;

в) производная коэффициента замещения;

г) верны все утверждения;

д) нет верного варианта ответа.

11. Наборы благ, имеющие одинаковую полезность:

а) принадлежат одной кривой безразличия;

б) лежат на одной кривой Энгеля;

в) лежат на одной и той же кривой спроса;

г) должны находиться на линии бюджетного ограничения;

д) нет верного варианта ответа.

12. Точка потребительского оптимума называется также точкой равновесия потребителя, потому что:

а) в этой точке потребитель не имеет стимулов для изменения соотношения товаров в потребительском выборе;

б) в этой точке потребитель тратит весь свой доход;

в) в этой точке потребитель не может повлиять на цены товаров;

г) эта точка − точка касания бюджетной линии и кривой безразличия;

д) нет верного варианта ответа.

13. Если изменяется доход потребителя, то:

а) произойдет параллельный сдвиг бюджетной линии;

б) бюджетная линия сдвигается, но не обязательно параллельно;

в) бюджетная линия не изменит своего положения;

г) мы ничего не знаем о новом положении бюджетной линии;

д) нет верного варианта ответа.

14. Кардиналистская теория полезности отличается от ординалистской тем, что:

а) не использует моделей;

б) не рассматривает субъективные предпочтения;

в) не считает возможным количественное измерение полезности;

г) верно все перечисленное;

д) нет верного варианта ответа.

15. Когда посетитель в столовой ест бутерброды, то максимальную ценность для него будет представлять:

а) первый бутерброд;

б) бутерброд точки насыщения;

в) средний из съеденных бутербродов;

г) последний бутерброд;

д) нет верного варианта ответа.

 

Задания и задачи

 

1. Определите оптимальный для потребителя объем блага Q, если известно, что функция полезности индивида от обладания этим благом имеет вид:

а) U(Q) = 1 − 2Q2;

б) U(Q) = 5 + Q − Q2;

в) U(Q) = Q2 Q3.

2. Значения маржинальных полезностей А, Б, В и соответствующих цен заданы в таблице.

 

Благо MU P
А    
Б α  
В    

 

Определите, при каком значении параметра α потребитель будет находиться в положении равновесия.

3. При каком значении параметров α и β потребитель будет находиться в положении равновесия?

 

Благо MU P
А α  
Б    
В   β

 

4. При каком соотношении параметров α и β потребитель будет находиться в положении равновесия?

 

Благо MU P
А α  
Б   β

 

5. Функция полезности потребителя имеет виде: U(a,b,c) = 6a + 8b + 4c. Известно, что стоимость единицы блага A(PA) равна 3 руб., а блага Б(РБ) − 4 руб.

Определите стоимость блага С, если потребитель находится в положении равновесия.

 

 

Тема 10. ВЫБОР ПРОИЗВОДИТЕЛЯ

План семинарского занятия

1. Движущие силы производителя

2. Производственная функция

3. Эффект масштаба

 

Основные термины и понятия

Производственная функция. Изокванта. Карта изоквант. Предельная норма технологического замещения. Закон убывающей предельной отдачи. Изокоста. Равновесие производителя. Отдача от масштаба. Совокупный продукт. Предельный продукт. Средний продукт.

 

Вопросы для самопроверки

 

1. Что такое производственная функция?

2. В чем заключается различие между технической и экономической эффективностью?

3. Чем объясняется разнообразие форм кривых равного выпуска продукции (изоквант)? Может ли изокванта быть вогнутой к началу координат?

4. Что такое предельная норма технологического замещения ресурса и чем она характеризуется?

5. Что такое экономия от масштаба и почему она существует?

6. Объясните, почему равновесие (оптимум) производителя достигается в точке касания изокванты и изокосты.

7. Зависят ли средний, предельный и общий продукты труда от величины применяемого фирмой капитала?

8. Почему средний продукт труда продолжает увеличиваться после прохождения точки начала уменьшения предельной производительности?

9. Почему изокванты имеют положительный наклон?

10.На какие практические вопросы хозяйственной деятельности дает ответы теория производства?

 

Тесты

 

1. Достижение максимального объема выпуска при данной технологии означает, что:

а) средний и предельный продукты от данного фактора равны;

б) средний продукт достигает максимума, а предельный продукт равен 0;

в) предельный продукт достигает максимума, а средний − минимума;

г) предельный продукт становится равным 0, а средний продукт убывает;

д) нет верного варианта ответа.

2. Какое утверждение неверно?

а) МР = АР при максимальном значении АР;

б) АР растет до тех пор, пока увеличивается МР;

в) АР достигает максимума до того, как ТР становится максимальным;

г) ТР максимально при МР = 0;

д) нет верного варианта ответа.

3. Максимальная эффективность производства от применяемых факторов достигается тогда, когда:

а) достигается максимальная отдача от каждого из применяемых факторов;

б) предельная норма технологического замещения равна соотношению предельных производительностей факторов;

в) обеспечивается максимальный объем выпуска;

г) замещение единицы одного фактора требует минимального количества другого фактора;

д) нет верного варианта ответа.

4. Отдача от масштаба производственной функции Q = 4,7L0,4K0,7 является:

а) возрастающей;

б) убывающей;

в) постоянной;

г) данных недостаточно;

д) нет верного варианта ответа

5. Отдача от масштаба производственной функции Q = 7K + 4L2 является:

а) возрастающей;

б) убывающей;

в) постоянной;

г) данных недостаточно;

д) нет верного варианта ответа

6. В производстве применяются два ресурса. Если их цены равны, то они используются:

а) в одинаковом объеме;

б) в одинаковой пропорции;

в) в одинаковом объеме и одинаковой пропорции;

г) информации недостаточно;

д) нет верного варианта ответа

7. Большему объему производства соответствует положение изокванты, расположенное относительно первоначального:

а) выше и правее;

б) ниже и правее;

в) выше и левее;

г) ниже и левее;

д) нет верного варианта ответа.

8. При оптимальном выборе наилучшего сочетания ресурсов отношение их предельных производительностей равно:

а) отношению средней производительности первого ресурса к средней производительности второго ресурса;

б) отношению эластичностей выпуска по ресурсам;

в) отношению цен ресурсов;

г) отношению общих затрат ресурсов;

д) нет верного варианта ответа

9. Закон убывающей производительности факторов производства был впервые теоретически доказан:

а) А. Смитом;

б) К. Марксом;

в) Т. Мальтусом;

г) нет верного варианта ответа.

10. Из перечисленных ниже утверждений выберите условие максимизации среднего продукта переменного фактора производства:

а) АР = 0;

б) АР = МР;

в) МР = 0;

г) МР = max;

д) нет верного варианта ответа.

 

Задания и задачи

 

1. Найдите предельную и среднюю производительность капитала по следующим данным:

 

K              
TP              

 

2. Заполните пропуски в таблице.

 

Объем примененного переменного ресурса Общий выпуск продукции Предельный продукт переменного ресурса Средний продукт переменного ресурса
       
       
       
       
       

 

3. Заполните пропуски в таблице.

 

Объем примененного переменного ресурса Общий выпуск продукции Предельный продукт переменного ресурса Средний продукт переменного ресурса
       
       
       
       

 

4. Средний продукт труда равен 30, затраты труда составляют 15. Определите:

а) чему равен выпуск;

б) во сколько раз возрастет выпуск, если затраты труда возросли вдвое, а производительность осталась неизменной;

в) при изменении количества затраченного труда до 16 предельный продукт труда составляет 20. Чему будет равен выпуск?

5. Фирма, выпускающая микроволновые печи, действует в условиях конкуренции. Функция общих затрат имеет вид: TC = 100 + Q2. Определите:

а) сколько нужно произвести печей для получения максимальной прибыли, если цена печи равна 60;

б) какова прибыль фирмы.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 426; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.190.232 (0.044 с.)