Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Медицинская Экология. Особенности подхода к диагностике и лечению заболеваний с позиций экологической медицины.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Составители: Л.Н. Самыкина И.В. Федосейкина Р.А. Богданова
Самара, 2009 Методические разработки предназначены для самостоятельной внеаудиторной работы студентов 1-го курса лечебного, педиатрического, медико-профилактического факультетов. Указания составлены с учетом требований единой методической системы университета и в соответствии с действующей программой по биологии.
Рецензенты:
Актуальность темы. Проблема взаимоотношений человека, общества и природы всегда достаточно остро стояла на всех этапах развития человеческого общества, однако наибольшие противоречия в этой системе появляются именно в конце двадцатого тысячелетия. С одной стороны научно-технический прогресс достигает невиданного до этого момента уровня развития и создает тем самым огромные предпосылки для развития и процветания общества, но с другой стороны неконтролируемое использование природных ресурсов, загрязнение среды обитания человека отходами промышленных и сельскохозяйственных производств, разрушение естественных ландшафтов, все это рано или поздно может привести к локальным или глобальным экологическим катастрофам. Неблагоприятная экологическая обстановка не могла не отразится на здоровье людей, поскольку полноценное здоровье определяется рядом социальных факторов, состоянием окружающей среды, условиями труда и быта. В настоящее время большинство людей, особенно в крупных городах (к которым относятся и большинство городов Самарской области) проживают в условиях повышенного загрязнения окружающей среды. Загрязнение атмосферного воздуха приводит к развитию заболеваний верхних дыхательных путей, злокачественных опухолей трахей, бронхов, легких, органов кроветворения и лимфатической системы. Особенно велики эти показатели в г. Чапаевске, где на 100 тыс. населения рак органов верхних дыхательных путей наблюдается в 78 случаях. По данным Центра Госсанэпиднадзора в Самарской области продолжается рост профессиональных заболеваний при чем в их структуре лидирующее место занимают болезни связанные с вибрацией и шумом (вибрационная болезнь, кохлеарный неврит), а также болезни бронхолегочной системы (пневмококозы, хронический бронхит, I: силикоз), заболевания опорно-двигательного аппарата, острые и хронические интоксикации комплексом токсических веществ. Достаточно актуальна в настоящее время проблема антропогенного загрязнения воды. Значительно превышают ПДК содержание таких веществ как фенола, кадмия, алюминия, ртути, цинка и многих других. Обнаружение металлов выше ПДК, особенно относящихся к классу высокотоксичных' веществ представляет непосредственную угрозу для здоровья человека и вызывает развитие таких заболеваний как стронциевый рахит, гломерулонефрит, токсический гепатит. Как видно, проблемы здоровья населения тесно связаны с проблемами экологии окружающей среды. Из этого вытекает необходимость более глубокого изучения процессов взаимосвязи человека с окружающей средой с учетом социальных и биологических сторон его жизнедеятельности. Учитывая то, что врачу в повседневной работе приходится сталкиваться с идентификацией болезней, вызванных неблагоприятными факторами окружающей среды, экологическая медицина может и должна стать базовой дисциплиной при подготовки будущих врачей.
2. Цель занятия. Сформировать целостное представление о взаимосвязи окружающей среды и здоровья человека. Студент должен знать:
. классификацию экологических факторов . компоненты и функции экосферы
. город как один из типов экосистемы .экологически зависимые заболевания .«средовые» заболевания . экологически приемлемый риск. 3.Место проведения: Кафедра медицинской биологии, генетики и экологии. 4. Время: 90минут. 5. Оснащение: таблицы: 1) классификация экологических факторов (по Ю. Одуму) 2) сравнение природой и атропогенной экосистем (по Миллеру) 3) классификация загрязнения экологических систем 4) техногенное загрязнение и его распределение на территории г. Самары 5) загрязнение среды 6) схема формирования эколого-зависимых заболеваний 7) экологический кризис слайды: 1) техногенное загрязнение и его распределение на территории г. Самары 2) загрязнение среды 3) схема формирования эколого-зависимых заболеваний 4) экологический кризис
6. Истоки: а) экология б) анатомия и физиология человека в) общая биология г) органическая химия 7. Выход: В практической деятельности врача при: - определении основных факторов, приводящих к возникновению и развитию экологически зависимых заболеваний: а) химическое загрязнение воды, почвы и атмосферы; б) биологическое загрязнение; в) радиационное загрязнение; г) тепловое загрязнение; - диагностирование экологически зависимых заболеваний; - лечение данных заболеваний; - проведение профилактики экологически зависимых заболеваний; - анализ критериев экологической безопасности и определения экологически приемлемого риска.
8. Контрольно-учебная карта внеаудиторной подготовки к занятию.
План проведения занятия.
Основная литература. 1.В.Н.Ярыгин Биология в 2-х томах. М., Высшая.школа 1997г. 2.А.А. Слюсарев. Биология с общей генетикой. М., Медицина 1987г. i 3. А.П. Пехов. Биология и общая генетика. М., Издательство Российского университета дружбы народов 1994г. 4. И.А. Шилов Экология. М., Высшая школа,1997г 5. Лекции по биологии. 6. В.А. Радкевич. Экология. Минск, Высшая школа,1997ir. Дополнительная литература. 1.В.И. Коробкин, Л.В. Передельский Экология. Ростов-на-Дону Изд-во Еникс 2000г.. 2. П. Ревелль, Ч. Ревелль Среда нашего обитания в14-х1 книгах М., Мир, 1995г. 3. Ю.Одум Основы экологии.М.,Мир1986г, 4. В.П. Казначеев Проблемы экологии города и экологии человека. (Урбоэкология) М, 1990 ПРИЛОЖЕНИЕ Блок информации. Термин "Экология" (от греч. oikos - жилище, logos - наука) предложил На современном этапе «экология» определяется как наука 6 месте обитании живых существ, и их взаимоотношении с окружающей средой. Это наука, исследующая закономерности жизнедеятельности организмов (в любых ее проявлениях, на всех уровнях интеграции) в ихестественной среде обитания с учетом изменений, вносимых в среду деятельного человека. Из этой формулировки можно сделать вывод, что все исследования изучающие жизнь животных и растений в естественных условиях, открывающие законы, по которым организмы объединяются в биологические системы, и устанавливающие роль отдельных видов в жизни биосферы, относятся к экологическим. Предметом изучения экологии являются биологические макросистемы (популяции, биоценозы, экосистемы) в динамике, во времени и пространстве. Основные задачи экологии следующие: - Изучение условий, при которых формируется популяция, и динамика популяций. - Изучение биогеоценозов, пути их формирования, и структуру взаимодействия с факторами окружающей среды. - Установление пределов существования особей. В процессе развития экологических исследований возникло разделение экологии на несколько ветвей. Выделяют - аутэкологию, которая исследует взаимодействие отдельных организмов и видов со средой - синэкологию, которая изучает сообщества - демэкологию, изучающую популяцию. По другой классификации отдельно рассматривается экология пресной воды, морей, суши, океана и т.д., т.е. разделение идет по типам сред обитания. И наконец экология разделяется на таксономические ветви: экология растений, экология насекомых, экология позвоночных и т.д. до экологии человека.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 1779; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.34.93 (0.012 с.) |