Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Медицинская Экология. Особенности подхода к диагностике и лечению заболеваний с позиций экологической медицины.

Поиск

Составители: Л.Н. Самыкина

И.В. Федосейкина

Р.А. Богданова

 

Самара, 2009


Методические разработки предназначены для самостоятельной внеаудиторной работы студентов 1-го курса лечебного, педиатрического, медико-профилактического факультетов. Указания составлены с учетом требований единой методической системы университета и в соответствии с действующей программой по биологии.

 

 

Рецензенты:

 


Актуальность темы.

Проблема взаимоотношений человека, общества и природы всегда достаточно остро стояла на всех этапах развития человеческого общества, однако наибольшие противоречия в этой системе появляются именно в конце двадцатого тысячелетия. С одной стороны научно-технический прогресс достигает невиданного до этого момента уровня развития и создает тем самым огромные предпосылки для развития и процветания общества, но с другой стороны неконтролируемое использование природных ресурсов, загрязнение среды обитания человека отходами промышленных и сельскохозяйственных производств, разрушение естественных ландшафтов, все это рано или поздно может привести к локальным или глобальным экологическим катастрофам.

Неблагоприятная экологическая обстановка не могла не отразится на здоровье людей, поскольку полноценное здоровье определяется рядом социальных факторов, состоянием окружающей среды, условиями труда и быта.

В настоящее время большинство людей, особенно в крупных городах (к которым относятся и большинство городов Самарской области) проживают в условиях повышенного загрязнения окружающей среды. Загрязнение атмосферного воздуха приводит к развитию заболеваний верхних дыхательных путей, злокачественных опухолей трахей, бронхов, легких, органов кроветворения и лимфатической системы. Особенно велики эти показатели в г. Чапаевске, где на 100 тыс. населения рак органов верхних дыхательных путей наблюдается в 78 случаях. По данным Центра Госсанэпиднадзора в Самарской области продолжается рост профессиональных заболеваний при чем в их структуре лидирующее место занимают болезни связанные с вибрацией и шумом (вибрационная болезнь, кохлеарный неврит), а также болезни бронхолегочной системы (пневмококозы, хронический бронхит,


I:

силикоз), заболевания опорно-двигательного аппарата, острые и хронические

интоксикации комплексом токсических веществ.

Достаточно актуальна в настоящее время проблема антропогенного

загрязнения воды. Значительно превышают ПДК содержание таких веществ как

фенола, кадмия, алюминия, ртути, цинка и многих других. Обнаружение

металлов выше ПДК, особенно относящихся к классу высокотоксичных'

веществ представляет непосредственную угрозу для здоровья человека и

вызывает развитие таких заболеваний как стронциевый рахит,

гломерулонефрит, токсический гепатит.

Как видно, проблемы здоровья населения тесно связаны с проблемами

экологии окружающей среды. Из этого вытекает необходимость более глубокого изучения процессов взаимосвязи человека с окружающей средой с учетом социальных и биологических сторон его жизнедеятельности. Учитывая то, что врачу в повседневной работе приходится сталкиваться с идентификацией болезней, вызванных неблагоприятными факторами окружающей среды, экологическая медицина может и должна стать базовой дисциплиной при подготовки будущих врачей.

 

2. Цель занятия.

Сформировать целостное представление о взаимосвязи окружающей среды и здоровья человека.

Студент должен знать:


. основные понятия экологии

. классификацию экологических факторов

. компоненты и функции экосферы


. состав и структуру экосистемы

. город как один из типов экосистемы


.экологически зависимые заболевания

.«средовые» заболевания
. экологическую безопасность и ее критерии

. экологически приемлемый риск.

3.Место проведения: Кафедра медицинской биологии, генетики и экологии.

4. Время: 90минут.

5. Оснащение: таблицы:

1) классификация экологических факторов (по Ю. Одуму)

2) сравнение природой и атропогенной экосистем (по Миллеру)

3) классификация загрязнения экологических систем

4) техногенное загрязнение и его распределение на территории г. Самары

5) загрязнение среды

6) схема формирования эколого-зависимых заболеваний

7) экологический кризис

слайды:

1) техногенное загрязнение и его распределение на территории г. Самары

2) загрязнение среды

3) схема формирования эколого-зависимых заболеваний

4) экологический кризис

 

 

6. Истоки:

а) экология

б) анатомия и физиология человека

в) общая биология

г) органическая химия

7. Выход:

В практической деятельности врача при:

- определении основных факторов, приводящих к возникновению и развитию экологически зависимых заболеваний:

а) химическое загрязнение воды, почвы и атмосферы;

б) биологическое загрязнение;

в) радиационное загрязнение;

г) тепловое загрязнение;

- диагностирование экологически зависимых заболеваний;

- лечение данных заболеваний;

- проведение профилактики экологически зависимых заболеваний;

- анализ критериев экологической безопасности и определения экологически приемлемого риска.

 

8. Контрольно-учебная карта внеаудиторной подготовки к занятию.

 

Ключевые вопросы темы Цель Вопросы для самоконтроля '
1.Предмет и задачи экологии Знать основные цели и задачи экологии определение предмета, цели и задачи экологии.разделы экологии
2.Методы экологических исследований. Перечислить методы, применяемые в экологических исследованиях .полевые исследования .мониторинг -, .экспериментальные исследования .методы математической статистики .моделирование биологических явлений
3.Экосфера: составляющие экосферы и ее функции. Среда и пределы жизни в экосфере. i Знать состав экосферы., ее свойства и функции. .понятие «экосфера» основные компоненты экосферы: а)живое вещество б)биокосное вещество в) биогенное вещество . функции живого вещества . структура экосферы и пределы жизни в ней а) атмосфера, б) гидросфера в) литосфера
4.Экологические факторы, их классификация. Знать экологические факторы . понятие «экологические факторы» .классификация . абиотические . биотические . антопические
5. Экосистема Состав и функциональная структура экосистем. Типы экоситем.   Знать состав и структуру экосистем . понятии «экосистема» «биотоп» «биоценоз». типы экосистем.структура экосистемы. абиотические вещества.продуценты.макроконсументы.микроконсументы

 

 

6.Город как экосистема Знать особенности городской экосистемы .структура, городской эко­системы негативные последствия урбанизации
7.Экологическая медицина. Факторы возникновения и развития экологически зависимых заболеваний.   Знать основные факторы, приводящие к возникновению и развитию экологически зависимых заболеваний. . экологическая медицина экологически зависимые заболевания. задачи экологической медицины! | основные факторы возникновения экологически зависимых заболеваний: .химическое загрязнение воды, почвы и атмосферы.биологическое загрязнение. радиационное загрязнение.тепловое загрязнение
8. Особенности диагностики, лечения и профилактики экологически зависимых заболеваний. Знать особенности диагностики, лечения и профилактики экологически зависимых заболеваний. методы диагностики экологически зависимых заболеваний .профилактика; экологически зависимых заболеваний в педиатрии, гинекологии и акушерстве. к
9. «Средовые» Заболевания. Методы исследования связи между состоянием окружающей среды и заболеваемостью населения. Выявить зависимость развития «средовых» заболеваний от состояния окружающей среды понятие «средовые» заболевания .методика выявления зависимости заболеваемости населения от состояния окружающей среды
10. Экологическая безопасность. Критерии экологи­ческой безопас­ности. Экологичес­кая безопасность человека. Знать критерии экологической безопасности . понятие «экологическая безопасность» .пределы устойчивости экосистем .критерии экологической безопасности для человека '

 

11.Экологически приемлемый риск. Знать уровни определения экологического риска. . понятие «экологический риск» и его составляющие.оценка экологического риска.

План проведения занятия.

 

Название этапа. Описание этапа Цель этапа Время (Мин)
1. Организацион-ный момент Отметка присутствующих Мобилизация внимания студентов  
2. Вводное слово преподавателя Определение: -темы занятия -актуальности темы -цели занятия Создание мотивации значимости изучения вопросов общей экологии для медицинской практики  
3. Контроль исходного уровня Проведение входного тестового контроля     Фронтальный опрос по ключевым вопросам темы: 1. Предмет и задачи экологии 2. Методы экологических исследований 3. Экосфера: составляющие экосферы и ее функции. Среда и пределы жизни в экосфере. 4. Экологические факторы, их классификация. 5. Экосистема. Состав и функциональная структура экосистем: -абиотические вещества -продуценты -консументы. Типы экосистем Оценка исходных знаний студентов по изучаемой теме.   Рефлексия студентов в понимании вопросов экологической медицины, изучение особенностей подхода к диагностики и лечению заболеваний с позиции экологической медицины.  
  6.Город как экосистема. 7.Экологическая медицина- Факторы возникновения и развития экологически зависимых заболеваний. 8.Особенности диагностики, лечения и профилактики экологически зависимых заболеваний.      
  9.«Средовые» заболевания Методы исследования связи между состоянием окружающей среды и заболеваемостью населения. 10. Экологическая безопасность Критерии экологической безопасности Экологическая безопасность человека. 11. Экологически приемлемый риск.      
4. Педагогический показ Разбор обучающей ситуационной задачи 1.1. (приложение) Одним из наиболее распространенных физических факторов окружающей среды является шум. Предельно допустимый уровень шума в городах в ночное время 30 дБА, в дневное время 40 дБА. Основными источниками шума являются: транспорт, промышленные предприятия, строительные работы и т.д. Шум вызывает негативные Изучение влияния одного из факторов окружающей среды на развитие экологически зависимой патологии у населения. 5 мин  
  реакции разного характера: со стороны сердечно-сосудистой системы возможно боли в области сердца, сердцебиение, изменение артериального давления; нервной системы - нарушение сна, головные боли, повышенная раздражительность, чувство беспокойства, хроническая усталость. У людей, работающий в условиях постоянного шумового воздействия снижается острота слуха, вплоть до глухоты.          
5.Решение ситуационных задач Выдать каждому студенту индивидуальную задачу Формирование профессионального мышления у студентов для оценки … 22 мин  
6. Контроль конечного уровня знаний 1. Выполнение выходного тестового контроля. 2. Проверка протокола Оценка знаний студентов 10 мин  
7.Заключение. Подведение итогов занятия. Выдача задания на следующее занятие. Ориентации студентов на самостоятельную работу. 5 мин    
               

Основная литература.

1.В.Н.Ярыгин Биология в 2-х томах. М., Высшая.школа 1997г.

2.А.А. Слюсарев. Биология с общей генетикой. М., Медицина 1987г. i

3. А.П. Пехов. Биология и общая генетика. М., Издательство Российского университета дружбы народов 1994г.

4. И.А. Шилов Экология. М., Высшая школа,1997г

5. Лекции по биологии.

6. В.А. Радкевич. Экология. Минск, Высшая школа,1997ir.

Дополнительная литература.

1.В.И. Коробкин, Л.В. Передельский Экология.

Ростов-на-Дону Изд-во Еникс 2000г..

2. П. Ревелль, Ч. Ревелль Среда нашего обитания в14-х1 книгах М., Мир, 1995г.

3. Ю.Одум Основы экологии.М.,Мир1986г,

4. В.П. Казначеев Проблемы экологии города и экологии человека. (Урбоэкология) М, 1990

ПРИЛОЖЕНИЕ

Блок информации.

Термин "Экология" (от греч. oikos - жилище, logos - наука) предложил
немецкий зоолог Э. Геккель в 1866 г., для обозначения биологической науки,
изучающей взаимоотношения животных с органическими и неорганическими
средами.

На современном этапе «экология» определяется как наука 6 месте обитании живых существ, и их взаимоотношении с окружающей средой.

Это наука, исследующая закономерности жизнедеятельности организмов (в любых ее проявлениях, на всех уровнях интеграции) в ихестественной среде обитания с учетом изменений, вносимых в среду деятельного человека. Из этой формулировки можно сделать вывод, что все исследования изучающие жизнь животных и растений в естественных условиях, открывающие законы, по которым организмы объединяются в биологические системы, и устанавливающие роль отдельных видов в жизни биосферы, относятся к экологическим.

Предметом изучения экологии являются биологические макросистемы (популяции, биоценозы, экосистемы) в динамике, во времени и пространстве.

Основные задачи экологии следующие:

- Изучение условий, при которых формируется популяция, и динамика популяций.

- Изучение биогеоценозов, пути их формирования, и структуру взаимодействия с факторами окружающей среды.

- Установление пределов существования особей.

В процессе развития экологических исследований возникло разделение экологии на несколько ветвей. Выделяют

- аутэкологию, которая исследует взаимодействие отдельных организмов и видов со средой

- синэкологию, которая изучает сообщества

- демэкологию, изучающую популяцию.

По другой классификации отдельно рассматривается экология пресной воды, морей, суши, океана и т.д., т.е. разделение идет по типам сред обитания.

И наконец экология разделяется на таксономические ветви: экология растений, экология насекомых, экология позвоночных и т.д. до экологии человека.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 1779; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.169.56 (0.007 с.)