Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Для преподавателей лечебного,

Поиск

САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА МЕДЕЦИНСКОЙ

БИОЛОГИИ, ГЕНЕТИКИ

И ЭКОЛОГИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ

 

Для преподавателей лечебного,

педиатрического, медико-профилактического факультетов

 

МЕДИЦИНСКАЯ ЭКОЛОГИЯ. ОСОБЕННОСТИ ПОДХОДА К ДИАГНОСТИКЕ И ЛЕЧЕНИЮ ЗАБОЛЕВАНИЙ С ПОЗИЦИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЫ.

Составители: Л.Н. Самыкина

И.В. Федосейкина

Р.А. Богданова

 

Самара, 2009


Методические разработки предназначены для самостоятельной внеаудиторной работы студентов 1-го курса лечебного, педиатрического, медико-профилактического факультетов. Указания составлены с учетом требований единой методической системы университета и в соответствии с действующей программой по биологии.

 

 

Рецензенты:

 


Актуальность темы.

Проблема взаимоотношений человека, общества и природы всегда достаточно остро стояла на всех этапах развития человеческого общества, однако наибольшие противоречия в этой системе появляются именно в конце двадцатого тысячелетия. С одной стороны научно-технический прогресс достигает невиданного до этого момента уровня развития и создает тем самым огромные предпосылки для развития и процветания общества, но с другой стороны неконтролируемое использование природных ресурсов, загрязнение среды обитания человека отходами промышленных и сельскохозяйственных производств, разрушение естественных ландшафтов, все это рано или поздно может привести к локальным или глобальным экологическим катастрофам.

Неблагоприятная экологическая обстановка не могла не отразится на здоровье людей, поскольку полноценное здоровье определяется рядом социальных факторов, состоянием окружающей среды, условиями труда и быта.

В настоящее время большинство людей, особенно в крупных городах (к которым относятся и большинство городов Самарской области) проживают в условиях повышенного загрязнения окружающей среды. Загрязнение атмосферного воздуха приводит к развитию заболеваний верхних дыхательных путей, злокачественных опухолей трахей, бронхов, легких, органов кроветворения и лимфатической системы. Особенно велики эти показатели в г. Чапаевске, где на 100 тыс. населения рак органов верхних дыхательных путей наблюдается в 78 случаях. По данным Центра Госсанэпиднадзора в Самарской области продолжается рост профессиональных заболеваний при чем в их структуре лидирующее место занимают болезни связанные с вибрацией и шумом (вибрационная болезнь, кохлеарный неврит), а также болезни бронхолегочной системы (пневмококозы, хронический бронхит,


I:

силикоз), заболевания опорно-двигательного аппарата, острые и хронические

интоксикации комплексом токсических веществ.

Достаточно актуальна в настоящее время проблема антропогенного

загрязнения воды. Значительно превышают ПДК содержание таких веществ как

фенола, кадмия, алюминия, ртути, цинка и многих других. Обнаружение

металлов выше ПДК, особенно относящихся к классу высокотоксичных'

веществ представляет непосредственную угрозу для здоровья человека и

вызывает развитие таких заболеваний как стронциевый рахит,

гломерулонефрит, токсический гепатит.

Как видно, проблемы здоровья населения тесно связаны с проблемами

экологии окружающей среды. Из этого вытекает необходимость более глубокого изучения процессов взаимосвязи человека с окружающей средой с учетом социальных и биологических сторон его жизнедеятельности. Учитывая то, что врачу в повседневной работе приходится сталкиваться с идентификацией болезней, вызванных неблагоприятными факторами окружающей среды, экологическая медицина может и должна стать базовой дисциплиной при подготовки будущих врачей.

 

2. Цель занятия.

Сформировать целостное представление о взаимосвязи окружающей среды и здоровья человека.

Студент должен знать:


. основные понятия экологии

. классификацию экологических факторов

. компоненты и функции экосферы


. состав и структуру экосистемы

. город как один из типов экосистемы


.экологически зависимые заболевания

.«средовые» заболевания
. экологическую безопасность и ее критерии

. экологически приемлемый риск.

3.Место проведения: Кафедра медицинской биологии, генетики и экологии.

4. Время: 90минут.

5. Оснащение: таблицы:

1) классификация экологических факторов (по Ю. Одуму)

2) сравнение природой и атропогенной экосистем (по Миллеру)

3) классификация загрязнения экологических систем

4) техногенное загрязнение и его распределение на территории г. Самары

5) загрязнение среды

6) схема формирования эколого-зависимых заболеваний

7) экологический кризис

слайды:

1) техногенное загрязнение и его распределение на территории г. Самары

2) загрязнение среды

3) схема формирования эколого-зависимых заболеваний

4) экологический кризис

 

 

6. Истоки:

а) экология

б) анатомия и физиология человека

в) общая биология

г) органическая химия

7. Выход:

В практической деятельности врача при:

- определении основных факторов, приводящих к возникновению и развитию экологически зависимых заболеваний:

а) химическое загрязнение воды, почвы и атмосферы;

б) биологическое загрязнение;

в) радиационное загрязнение;

г) тепловое загрязнение;

- диагностирование экологически зависимых заболеваний;

- лечение данных заболеваний;

- проведение профилактики экологически зависимых заболеваний;

- анализ критериев экологической безопасности и определения экологически приемлемого риска.

 

8. Контрольно-учебная карта внеаудиторной подготовки к занятию.

 

Ключевые вопросы темы Цель Вопросы для самоконтроля '
1.Предмет и задачи экологии Знать основные цели и задачи экологии определение предмета, цели и задачи экологии.разделы экологии
2.Методы экологических исследований. Перечислить методы, применяемые в экологических исследованиях .полевые исследования .мониторинг -, .экспериментальные исследования .методы математической статистики .моделирование биологических явлений
3.Экосфера: составляющие экосферы и ее функции. Среда и пределы жизни в экосфере. i Знать состав экосферы., ее свойства и функции. .понятие «экосфера» основные компоненты экосферы: а)живое вещество б)биокосное вещество в) биогенное вещество . функции живого вещества . структура экосферы и пределы жизни в ней а) атмосфера, б) гидросфера в) литосфера
4.Экологические факторы, их классификация. Знать экологические факторы . понятие «экологические факторы» .классификация . абиотические . биотические . антопические
5. Экосистема Состав и функциональная структура экосистем. Типы экоситем.   Знать состав и структуру экосистем . понятии «экосистема» «биотоп» «биоценоз». типы экосистем.структура экосистемы. абиотические вещества.продуценты.макроконсументы.микроконсументы

 

 

6.Город как экосистема Знать особенности городской экосистемы .структура, городской эко­системы негативные последствия урбанизации
7.Экологическая медицина. Факторы возникновения и развития экологически зависимых заболеваний.   Знать основные факторы, приводящие к возникновению и развитию экологически зависимых заболеваний. . экологическая медицина экологически зависимые заболевания. задачи экологической медицины! | основные факторы возникновения экологически зависимых заболеваний: .химическое загрязнение воды, почвы и атмосферы.биологическое загрязнение. радиационное загрязнение.тепловое загрязнение
8. Особенности диагностики, лечения и профилактики экологически зависимых заболеваний. Знать особенности диагностики, лечения и профилактики экологически зависимых заболеваний. методы диагностики экологически зависимых заболеваний .профилактика; экологически зависимых заболеваний в педиатрии, гинекологии и акушерстве. к
9. «Средовые» Заболевания. Методы исследования связи между состоянием окружающей среды и заболеваемостью населения. Выявить зависимость развития «средовых» заболеваний от состояния окружающей среды понятие «средовые» заболевания .методика выявления зависимости заболеваемости населения от состояния окружающей среды
10. Экологическая безопасность. Критерии экологи­ческой безопас­ности. Экологичес­кая безопасность человека. Знать критерии экологической безопасности . понятие «экологическая безопасность» .пределы устойчивости экосистем .критерии экологической безопасности для человека '

 

11.Экологически приемлемый риск. Знать уровни определения экологического риска. . понятие «экологический риск» и его составляющие.оценка экологического риска.

План проведения занятия.

 

Название этапа. Описание этапа Цель этапа Время (Мин)
1. Организацион-ный момент Отметка присутствующих Мобилизация внимания студентов  
2. Вводное слово преподавателя Определение: -темы занятия -актуальности темы -цели занятия Создание мотивации значимости изучения вопросов общей экологии для медицинской практики  
3. Контроль исходного уровня Проведение входного тестового контроля     Фронтальный опрос по ключевым вопросам темы: 1. Предмет и задачи экологии 2. Методы экологических исследований 3. Экосфера: составляющие экосферы и ее функции. Среда и пределы жизни в экосфере. 4. Экологические факторы, их классификация. 5. Экосистема. Состав и функциональная структура экосистем: -абиотические вещества -продуценты -консументы. Типы экосистем Оценка исходных знаний студентов по изучаемой теме.   Рефлексия студентов в понимании вопросов экологической медицины, изучение особенностей подхода к диагностики и лечению заболеваний с позиции экологической медицины.  
  6.Город как экосистема. 7.Экологическая медицина- Факторы возникновения и развития экологически зависимых заболеваний. 8.Особенности диагностики, лечения и профилактики экологически зависимых заболеваний.      
  9.«Средовые» заболевания Методы исследования связи между состоянием окружающей среды и заболеваемостью населения. 10. Экологическая безопасность Критерии экологической безопасности Экологическая безопасность человека. 11. Экологически приемлемый риск.      
4. Педагогический показ Разбор обучающей ситуационной задачи 1.1. (приложение) Одним из наиболее распространенных физических факторов окружающей среды является шум. Предельно допустимый уровень шума в городах в ночное время 30 дБА, в дневное время 40 дБА. Основными источниками шума являются: транспорт, промышленные предприятия, строительные работы и т.д. Шум вызывает негативные Изучение влияния одного из факторов окружающей среды на развитие экологически зависимой патологии у населения. 5 мин  
  реакции разного характера: со стороны сердечно-сосудистой системы возможно боли в области сердца, сердцебиение, изменение артериального давления; нервной системы - нарушение сна, головные боли, повышенная раздражительность, чувство беспокойства, хроническая усталость. У людей, работающий в условиях постоянного шумового воздействия снижается острота слуха, вплоть до глухоты.          
5.Решение ситуационных задач Выдать каждому студенту индивидуальную задачу Формирование профессионального мышления у студентов для оценки … 22 мин  
6. Контроль конечного уровня знаний 1. Выполнение выходного тестового контроля. 2. Проверка протокола Оценка знаний студентов 10 мин  
7.Заключение. Подведение итогов занятия. Выдача задания на следующее занятие. Ориентации студентов на самостоятельную работу. 5 мин    
               

Основная литература.

1.В.Н.Ярыгин Биология в 2-х томах. М., Высшая.школа 1997г.

2.А.А. Слюсарев. Биология с общей генетикой. М., Медицина 1987г. i

3. А.П. Пехов. Биология и общая генетика. М., Издательство Российского университета дружбы народов 1994г.

4. И.А. Шилов Экология. М., Высшая школа,1997г

5. Лекции по биологии.

6. В.А. Радкевич. Экология. Минск, Высшая школа,1997ir.

Дополнительная литература.

1.В.И. Коробкин, Л.В. Передельский Экология.

Ростов-на-Дону Изд-во Еникс 2000г..

2. П. Ревелль, Ч. Ревелль Среда нашего обитания в14-х1 книгах М., Мир, 1995г.

3. Ю.Одум Основы экологии.М.,Мир1986г,

4. В.П. Казначеев Проблемы экологии города и экологии человека. (Урбоэкология) М, 1990

ПРИЛОЖЕНИЕ

Блок информации.

Термин "Экология" (от греч. oikos - жилище, logos - наука) предложил
немецкий зоолог Э. Геккель в 1866 г., для обозначения биологической науки,
изучающей взаимоотношения животных с органическими и неорганическими
средами.

На современном этапе «экология» определяется как наука 6 месте обитании живых существ, и их взаимоотношении с окружающей средой.

Это наука, исследующая закономерности жизнедеятельности организмов (в любых ее проявлениях, на всех уровнях интеграции) в ихестественной среде обитания с учетом изменений, вносимых в среду деятельного человека. Из этой формулировки можно сделать вывод, что все исследования изучающие жизнь животных и растений в естественных условиях, открывающие законы, по которым организмы объединяются в биологические системы, и устанавливающие роль отдельных видов в жизни биосферы, относятся к экологическим.

Предметом изучения экологии являются биологические макросистемы (популяции, биоценозы, экосистемы) в динамике, во времени и пространстве.

Основные задачи экологии следующие:

- Изучение условий, при которых формируется популяция, и динамика популяций.

- Изучение биогеоценозов, пути их формирования, и структуру взаимодействия с факторами окружающей среды.

- Установление пределов существования особей.

В процессе развития экологических исследований возникло разделение экологии на несколько ветвей. Выделяют

- аутэкологию, которая исследует взаимодействие отдельных организмов и видов со средой

- синэкологию, которая изучает сообщества

- демэкологию, изучающую популяцию.

По другой классификации отдельно рассматривается экология пресной воды, морей, суши, океана и т.д., т.е. разделение идет по типам сред обитания.

И наконец экология разделяется на таксономические ветви: экология растений, экология насекомых, экология позвоночных и т.д. до экологии человека.

Экологические факторы.

Элементы окружающей среды, необходимые организму или отрицательно на него воздействующие, называются экологическими факторами.

Классификация экологических факторов окружающей среды

 

Абиотичекие Биотические Антропические
Климатические: свет, температура, влага, давление, движение воздуха. Фитогенные: растительные организмы Совокупность воздействия человека на органический мир
Гидроэдафические(водно-почвенные): механический состав, влагоемкость, солевой состав воды, концентрация, кислотность и состав почвенных растворов, воздухопроницае­мость, плотность и т.д. Зоогенные: животные организмы i
Орографические (рельефные): описание рельефа, высота над уровнем моря, экспозиция склона и т.д. Микробиогенные: вирусы, бактерии и простейшие

Экосистема

Сообщества живых организмов, обитающих на планете, образуют с окружающей средой единство, т.е. экологическую систему, в которой осуществляется трансформация энергии и круговорот веществ. Термин "экосистема" предложил А. Тенсли тождественный ему термин "биогеоценоз" предложил В.Н. Сукачев в 1940г.


Современное определение экосистемы по Г.Г. Матитову и Л.Г. Павлову (1944) звучит следующим образом. "Экосистема" - это структурная и функциональная единица, состоящая из взаимодействующих биотических и абиотических компонентов, через которых проходит поток энергии.

Биотической составляющей экосистемы является биоценоз. Термин "биоценоз" был предложен в 1877г. К. Мебиусом. Биоценоз - это совокупность популяций различных биологических видов (животных, растений и микроорганизмов), проживающих совместно в одних и тех же условиях.

Определенное жизненное пространство заселенное биоценозом
называется биотопом. Биотоп включает минеральные и органические вещества,
климатические факторы, свет, давление, влажность, рН среды, субстрат (почва,
вода, атмосфера).

Единство биоценоза и биотопа может быть представлена, как "Экосистема".

Экосистема, являющаяся основной функциональней единицей живой

природы, является объектом изучения современной экологии.

Выделяют

- естественные экосистемы наземные (лес, тундра, степь, пустыни и

т.д.), пресноводные (болота, реки), морские экосистемы (моря, океаны)

-искусственные экосистемы.

Экосистемы отличаются динамичностью и стабильностью. Это обеспечивается непрерывным обменом энергии и вещества. Функционирование ''' экосистем обеспечивается за счет энергии солнца. Общее количество энергии, поступающее на нашу планету за год оценивается в 21* 1023 кДж, что в 1500 раз больше современного производства энергии.

"Перетекание" энергии и химических веществ происходит вдоль пищевых

цепей, на основе которых строится пирамида питания. Пирамида питания

состоит из нескольких трофических уровней. Низший уровень занимают


автотрофные организмы, для которых характерны фиксация световой энергии и использование простых неорганических соединений для построения сложных органических веществ. К этому уровню относятся растения. Организмы, которые используют в пищу биомассу растений составляют гетеротрофные организмы "I порядка, затем идут гетеротрофы II порядка, они> питаются гетеротрофами I порядка. Гетеротрофы располагаются на более высоком трофическом уровне.

Экологическая пирамида изучается и хорошо запоминается со школы.

В целом в составе экосистемы выделяют 3 неживых и 3 живых

компонента. 3 неживых компонента - это абиотические вещества:

а)неорганические вещества (азот, углекислый газ, вода и др.),

включающиеся в природные кругообороты;

б) органические соединения (белки, жиры, углеводы, нуклеиновые
кислоты);

в) климатический режим (t, свет, влажность и т.д.);

i

г) продуценты (автотрофные организмы)

д) Макроконсументы (гетеротрофные организмы I и II порядка)

е) Микроконсументы или редуценты - преимуществейно бактерии и
грибы, которые разрушают сложные органические вещества с высвобождением
неорганических и органических веществ, которые могут использоваться
продуцентами в качестве источников питания и энергии.

Другими словами биотоп - это место обитания биоценоза.

Биоценоз образует с биотопом биологическую макросистему - биогеоценоз.

"Экосистема" или "биогеоценоз" – это совокупность на определенном протяжении земной поверхности однородных природных явлений - атмосферы, гидрологических условий, почвы, растительности животного мира и микроорганизмов.


Эта совокупность отличается спецификой слагающих ее компонентов, их особой структурой и определенным типом обмена веществ и энергии между собой и другими явлениями природы.

Биогеоценозы могут быть различных размеров. Примером биогеоценоза
может быть лес, озеро, луг. I,

Любой биогеоценоз независимо от его размеров состоит из трех основных звеньев: производителей, потребителей и компонентов неживой природы.

Производители, потребители и разрушители являются живыми' компонентами биогеоценозов. Они представляют собой сбалансированные животно-растительные сообщества (биоценозы) и являются высшей формой существования организмов.

Все элементы экосистемы существуют совместно, никогда полностью не уничтожая друг друга, а только ограничивая численность особей' каждого вида до какого-то предела.

Между видами животных, растений и микроорганизмов исторически складывается определенный тип взаимоотношений, который обеспечивает развитие и удерживает размножение их на определенном уровне. Если количество особей одного вида существенно увеличивается, сложившиеся, отношения между видами временно нарушаются.

На современном этапе человек активно преобразует природные биогеоценозы. Формируются агроценозы, количество которых увеличивается.

В агроценозах незначительное количество видов, но численность высокая. В искусственных агроценозах для поддержания количественного соотношения особей человеку необходимо хорошо знать механизмы развития биогеоценозов.

Город, как среда обитания.

i

На современной этапе общественного развития большинство людей проживают в городах, в которых формируется особая среда жизни человека -городская (урабанизационная).


Городская среда базируется на определенном природном ландшафте, включает в себя абиотические компоненты (климат, источники воды, рельеф) и биотические компоненты (растительный и животный мир).

В урбосистеме наиболее важным компонентом является население городов, «которое выступает как потребитель продуктов деятельности производства, и производитель этих продуктов.

Для человека характерен широкий спектр потребностей (экологических, социальных, культурных, политических и т.д.) и инфраструктура города призвана обеспечивать удовлетворение этих потребностей.

1.4

Компоненты городской среды тесно связаны между собой, но в процессе их взаимодействия резко усиливаются противоречия между ними.

i

Человек активно влияет на экологическую среду, создавая в ней высокую концентрацию антропогенных факторов. Следствие урбанизации являются загрязнение атмосферы воздуха, электромагнитные излучения, высокий уровень шума, загрязнение водных ресурсов, возникновение большого количества экотокситантов и ксенобиотиков. Другими последствиями урбанизации являются высокая плотность населения на ограниченной территории, сосредоточение предприятий в одном месте, миграционные процессы.

В крупных городах изменяется естественная среда обитания. Интенсивность солнечной радиации на 10 - 15 % ниже, чем в прилегающей местности, среднегодовая температура на 1,5 - 2 градуса выше, суточные и сезонные колебания температуры не столь значительны. У городского жителя специфический ритм жизни, постоянный избыток информации, нехватка времени, при которой увеличивается продолжительность рабочего времени, все это может способствовать возникновению и развитию стрессов, язвенной» болезни желудка, инфарктов и т.д. В высокоуровневых странах увеличивается рост психических заболеваний и как одними из наиболее распространенных


последствий расстройств психического здоровья является алкоголизм, наркомания и как следствие рост преступности, самоубийства.

Здоровье людей в значительной мере зависит от качества природной и антропогенной среды. В условиях большого города действие антропогенных факторов резко усилено. Выбросы промышленных предприятий, сброс ими в окружающие водоемы сточных вод, коммунальные и бытовые отходы крупного города загрязняют окружающую среду разнообразными химическими элементами, содержание таких элементов, как ртуть, свинец, кадмий, цинк, олово, медь, вольфрам, сурьма, висмут и др., в сотни тысячи! и десятки тысяч» раз выше, чем в природных почвах.

Среди источников загрязнения, отрицательно влияющих на здоровье человека, значительную роль играет автомобиль. Автомобили являются причиной 10-25% заболеваний - вырабатывают почти половину всех загрязнителей воздуха. Окислы серы и разнообразные мелкие частицы (смеси сажи, пепла, пыли, капелек серной кислоты, асбестовых волокон и т.д.) вызывают не меньше болезней, чем выхлопные газы автомобилей. Они поступают в атмосферу от электростанций, заводов и жилых домов.

Загрязненный воздух поражает прежде всего легкие. Среди заболеваний

i

органов дыхания выделяют острые (простуда, бронхит, воспаление легких) и хронические болезни (хронический бронхит, астма).

Обнаружена связь загрязнения атмосферного воздуха с ростом заболевании генетической природы, при этом уровень врожденньгх пороков развития в условиях промышленных городов зависит не только от интенсивности загрязнения, но и от характера атмосферных выбросов. Ряд химических веществ обладает мутагенным действием, которое может проявляться в увеличении частоты хромосомных аберраций в соматических и половых клетках, что приводит к новообразованиям, спонтанным абортам, перенатальной гибели плода, аномалиям развития и бесплодию. В загрязненных


I

районах чаще встречаются неблагоприятно протекающие беременности и роды. Дети,: рожденные после патологической беременности, в загрязненных атмосферными выбросами районах, часто имеют недостаточную массу тела и низкий уровень физического развития, а также функциональные отклонения сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Урбанизация неоднозначно действует на человеческое общество: с одной стороны, город предоставляет человеку ряд общественно-экономических, социально-бытовых и культурных преимуществ, что положительно сказывается на его интеллектуальном развитии, дает возможность для лучшей реализации профессиональных и творческих способностей, с другой - человек отдаляется от природы и попадает в среду с вредными воздействиями: загрязненным воздухом, шумом и вибрацией, ограниченной жилплощадью, усложненной системой снабжения, зависимостью от транспорта, постоянным вынужденным общением со множеством незнакомых людей - все это неблагоприятно сказывается на его физическом и психическом здоровье.

Главная особенность экосистем современных городов в том, что в них нарушено экологическое равновесие. Все процессы регулирования потоков»

i ■

вещества и энергии человеку приходится брать на себя. Человек должен

регулировать как потребление городом энергии и ресурсов — сырья для

промышленности и пищи для людей, так и количество ядовитых отходов,

 

поступающих в атмосферу, воду и почву в результате

 

деятельности промышленности и транспорта.


i

Экологическая медицина. Факторы возникновения и развития экологически зависимых заболеваний.

Экологическая медицина относительно новая Дисциплина, которая
преподается в качестве самостоятельной дисциплины в ряде зарубежных
стран.

Объектом исследования экологической медицины являются: здоровье
человека. Среди важнейших задач которые призвана решать экологическая
медицина следует отметить:

-изучение широкого комплекса проблем, возникающих при нарушении взаимосвязи человека и окружающей среды

-определения экологически приемлемого риска

-техногенной нагрузки

-экологической безопасности

-изучение глобальных вопросов экологии

-выработка экологической стратегии.

Проблема взаимоотношения человека и окружающей среды является

одной из основных в биологии и медицине. В настоящее время накоплено

достаточно информации, подтверждающей негативное влияний на организм

i

человека вредных экологических факторов.

В большей мере загрязнение окружающей среды сказывается на организме городских жителей. Об этом свидетельствует,i в частности, существенные различия заболеваемости населения в отдельных районах одного и того же города. Одним из факторов возникновения и развития экологически зависимых заболеваний является загрязнение атмосферы.

Изменение здоровья горожан является не только показателем экологического состояния города, но и важнейшим социально-экономическим его следствием. В связи с этим ведущие направления по

улучшению качества окружающей среды.

весьма важно подчеркнуть, что само здоровье горожан в пределах биологической нормы является производной от экономических, социальных и экологических условий.

В целом на здоровье населения влияют многие факторы: гиподинамия, повышенные нервные нагрузки, но больше всего загрязнение окружающей среды.

Наиболее заметны отрицательные последствия загрязнения окружающей среды в крупном городе по сравнению с жителями дёре;вни1. Горожане чаще страдают неврозами, заболеваниями сосудов мозга, болезнями центральной нервной системы, органов дыхания и многими другими, заболеваниями.

В городских экосистемах наиболее опасно для природы промышленное загрязнение. В экологии понятие «загрязнение» имеет более широкое значение, чем в быту. Загрязнителями называют не только твердые, жидкие и газообразные вещества, но и электромагнитное излучение, тепло, шум.

Химическое загрязнение водоемов. Предприятия сбрасывают в водоемы нефтепродукты, соединения азота, фенол и многие другие отходы промышленности. При добыче нефти водоемы загрязняются засоленными водами, нефть и нефтепродукты также разливаются при транспортировке. В России от нефтяного загрязнения более всего страдают озера Севера Западной Сибири.

Городские свалки промышленного и бытового мусора занимают большие «площади. В составе мусора могут оказаться ядовитые вещества, такие, как ртуть или другие тяжелые металлы, химические соединения, которые растворяются в дождевых и снеговых водах и затем попадают в водоемы и грунтовые годы. Могут попасть в мусор и приборы, содержащие радиоактивные вещества.

Для уменьшения отрицательного влияния промышленных свалок на экологические условия города, мусор сортируют по степени вредности.


i

Зависимых заболеваний.

С целью выявления влияния окружающей среды на здоровье человека проводят ретро- и проспективные исследования здоровья лиц, проживающих в районах с различными экологическими условиями. Методика включает изучение пространственной локализации ареалов патологии, и их сопоставление с эколого-геохимическими характеристиками среды. Для этого применяются гигиенические, клинико-статистические и другие методы исследований.


 

Одним из путей решений проблемы экологического мониторинга является новое направление в медицине- экологическая репродуктология, изучающая влияние факторов окружающей среды на фертильный потенциал человека.

V ■ j I, I.t

Перед органами здравоохранения возникла новая актуальная проблема -экологическая медико-социальная профилактика. Поставлена проблема разработки этого направления в медицине, особенно в акушерстве гинекологии, педиатрии. Особое место должно занять создание новых технологий, повышающих защитные силы организма; способствующие выведение из организма вредных химических веществ. К таким препаратам относятся милайф, гидролизат океанических мидий, комплексы витаминов и т. д.

В частности, знание экологических характеристик окружающей среды и

правильное планирование беременности открывают реальные возможности

коррегирующей терапии и профилактики нарушения здоровья женщин, ее

репродуктивной функции здоровья рождающегося потомства.

«Средовые» заболевания. Методы исследования связи между

I -,

Заболеваний»

1. Известно, что примерно 30% городского населения подвергаются существенному шумовому воздействию (уровень шума 55-70 дБ)

1. Какой предельно допустимый уровень шума в городах (днем и ночью)?

2. Перечислите основные источники шума?

3. Назовите негативные последствия для организма человека, которые может вызвать повышение шума в городах?

4. Какие меры необходимо предпринимать для защиты жителей от шумового воздействия?

2. В летнее время года в крупных мегаполисах, особенно расположенных в низинах, часто возникает так называемый «лос-анжелесский» или фотохимический тип смога.

1. Отметьте причины его возникновения?

2. Укажите его основные компоненты.

3. Каково их патогенное действие на организм человека?

Жители одного из крупных промышленных городов почувствовали недомогание, слабость, сонливость. У некоторых наблюдалась одышка, учащенное сердцебиение. В результате острой дыхательной и сердечной недостаточности 4 тыс. человек погибли, 10 тыс. человек заболели. Причиной таких патологических состояний стал так называемый «лондонский» смог.

1. Назовите причины его возникновения.

2. В какое время года он возникает?

3. Какие вещества наиболее часто входят в его состав?

4. Какое действие оказывает каждый из этих компонентов на организм человека?

 


4. В связи с бурным развитиемтелевидения, радио, сотовой связи на
организм человека мощное воздействие оказывает электромагнитное
излучение.

1. Какое негативное влияние может оказывать ЭМИ на организм человека?

2. Укажите диапазон, в котором ЭМИ может изменять проницаемость клеточной мембраны?

3. Какие проявления со стороны сердечно-сосудистой, нервной системы и органов зрения характерны для длительного воздействия ЭМИ?

4. Кто наиболее подвержен влиянию этих излучений?

5. Одним из постоянных компонентов дыма ТЭЦ, является пятиокись
ванадия (V2O5). По характеру поражения органов и тканей соединения
ванадия могут быть отнесены к ядам общетоксичного действия.

1. Назовите основные пути поступления этого вещества в организм человека.

2. Отметьте, в каких районах г. Самары его содержание особенно повышено.

3. Какое патогенное действие на организм человека?

6. Одним из основных источников загрязнения атмосферы в крупных
мегаполисах является автотранспорт.

1. Перечислите основные компоненты выхлопных газов автомобилей.

2. Какое патогенное действие оказывает каждый из этих компонентов на организм человека?

7. Одним из наиболее загрязненных районов г. Самары является
Кировский район.

1. Назовите основные источники загрязнения, сосредоточенные в этом районе.

2. Перечислите основные для этого района экотоксиканты.

3. Каков характер влияния на организм приоритетных ксенобиотиков для данного района?


8. В процессе сжигания топлива на ТЗД в атмосферу выделяется дым,
содержащий продукты неполного сгорания (оксиды углерода, серы, азота,
углеводороды и т.д.) и полного сгорания (диоксид углерода и пары воды).

1. К каким последствиям может привести увеличение содержания этих веществ в атмосфере?

2. Укажите, каким патогенным действием обладает оксид углерода?

3. Возможно ли, что увеличение восприимчивости организма к вирусн



Поделиться:


Познавательные статьи:




Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 1082; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.116.195 (0.015 с.)