Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Институт экономики и бизнеса

Поиск

Институт экономики и бизнеса

ПОХИЛЬКО С. И.

EXCEL для экономиста

Часть 1

Основы работы в EXCEL

 

 

 

Ульяновск,2011
Похилько С.И.
Excel для экономиста часть 1.Основы работы в EXCEL. – Ульяновск, УлГУ, 2011.

 

Данное пособие предназначено для студентов всех форм обучения.

Цель издания - оказать помощь студентам при изучении курса

Информационные технологии в экономике

 

Составитель: Похилько С.И.

 

Рецензенты:

к.э.н., доцент ИЭиБ Барашков С.В.

к.э.н., доцент УлГТУ Афанасьева Т.В.

 

Рекомендовано к изданию кафедрой «Экономико-математических методов и информационных технологий» Института экономики и бизнеса УлГУ

 

Печатается по решению Ученого Совета ИЭиБ УлГУ

ãИнститут экономики и бизнеса УлГУ, 2011г

 

Практическая работа № 1

Первое знакомство с Excel

 

Цель работы:

познакомиться с основными понятиями электронных таблиц;

освоить основные приемы заполнения и редактирования таблиц;

научиться сохранять и загружать таблицы;

 

Задание 1.Запустите Excel.

Для вызова Excel необходимо из меню Пуск последовательно выбрать пункты Программы, Microsoft Excel.

 

Задание 2. Разверните окно Excel на весь экран и внимательно рассмотрите его.

· Верхняя строка – шапка окна с кнопками управления.

· Вторая строка – меню Excel.

· Третья и четвертая строка - панели инструментов Стандартная и Форматирование.

 

Прочитайте назначение кнопок панели инструментов Стандартная, медленно перемещая курсор мыши по кнопкам.

· Пятая строка – строка вывода и редактирования или строка формул.

Строки между пятой и последней заняты рабочим листом электронной таблицы. Строки и столбцы таблицы имеют определенные обозначения.

· Нижняя строка– строка состояния.

В крайней левой позиции нижней строки отображается индикатор режима работы Excel. Например, когда Excel ожидает ввода данных, то находится в режиме «готов» и индикатор режима показывает «Готов».

 

Задание 3. Освойте работу с меню Excel .

С меню Excel удобно работать при помощи мыши. Выбрав необходимый пункт, нужно подвести к нему курсор и щелкнуть левой кнопкой мыши.

Аналогично выбираются необходимые команды подменю и раскрываются вкладки, а также устанавливаются флажки.

3.1. Установите разрешение перетаскивания ячеек

Для этого:

- в меню Сервис выберите команду Параметры… и раскройте вкладку Правка.

- проверьте, установлен ли флажок Перетаскивание ячеек. Если нет, то установите его и нажмите кнопку ОК.

3.2. Добавьте в панель инструментов Форматирование кнопку Добавление нового листа слева от текущего.

Для этого:

- в меню Вид выберите пункт Панели инструментов;

в появившемся меню выберите пункт Настройка…

- на вкладке Панели инструментов щелкните левой кнопкой мыши на названии панели инструментов Форматирование (слева должна стоять галочка)

- на вкладке Команды в категории Вставка выберите команду Лист (щелкнув по кнопке Описание можно посмотреть назначение этой команды).

- удерживая левую кнопку мыши, перенесите выбранную команду в панель инструментов в произвольное место; в диалоговом окне нажмите кнопку Закрыть.

3.3. Посмотрите, как работает вставленная Вами кнопка: для этого в панели инструментов подведите курсор к кнопке Добавить лист и щелкните по ней мышью. Посмотрите что получилось.

 

Задание 4. Познакомьтесь с основными понятиями электронных таблиц.

Строки, столбцы, ячейки.

Рабочее полеэлектронной таблицы состоит из строк и столбцов. Максимальное количество строк равно 65536, столбцов – 256. Каждое перечисление строки и столбца образует ячейку, в которую можно вводить данные (текст, число или формулы).

Номер строки– определяет ряд в электронной таблице. Он обозначен на левой границе рабочего поля.

Буква столбца– определяет колонку в электронной таблице. Буквы находятся на верхней границе рабочего поля. Колонки нумеруются в следующем порядке: A-Z, затем AA-ZZ, затем BA-BZ и т.д.

Ячейка– первичный элемент таблицы, содержащий данные. Каждая ячейка имеет уникальный адрес, состоящий из буквы столбца и номера строки. Например, адрес B3 определяет ячейку на пересечении столбца B и строки номер 3.

Указатель ячейки- светящийся прямоугольник, определяющий текущую ячейку. Указатель можно перемещать по таблице как при помощи клавиатуры, так и мышью.

Текущая ячейка помечена указателем. По умолчанию ввод данных и некоторые другие действия относятся к текущей ячейке.

Сделайте текущей ячейку D 4 при помощи мыши.

Вернитесь в ячейку A1 при помощи клавиш перемещения курсора.

 

Блок (область)

Блокпредставляет собой прямоугольную область смежных ячеек. Блок может состоять из одной или нескольких ячеек, строк, столбцов.

Адрес блока состоит из координат противоположных углов, разделенных противоположных углов, разделенных двоеточием. Например: B13:C19, A12:D27

Блок можно задать при выполнении различных команд или вводе формул посредством указания координат или выделения на экране.

 

Рабочий лист, книга.

Электронная таблица в Excel имеет трехмерную структуру. Она состоит из листов, как книга (таких листов неограниченное количество). На экране виден только один лист – верхний.

Нижняя часть листа содержит ярлыки других листов. Щелкая кнопкой мыши на ярлычках листов, можно перейти к другому листу.

Сделайте текущим лист 3. Вернитесь к листу 1.

Щелкните правой кнопкой на ярлычке, что вызовет меню для таких действий с листом, как перемещение, удаление, переименование и т.д.

 

Добавление рабочих листов

Новые листы всегда вставляются перед текущим листом.

Щелкните по ярлычку 1-го листа правой клавишей мыши. В появившемся меню выберите Добавить… Из предложенных видов листов выберите Лист, щелкните мышью по кнопке ОК.

Попробуйте самостоятельно добавить еще 3 листа.

Удаление рабочих листов

Сделайте текущим лист 4, щелкните по нему правой клавишей мыши. В появившемся меню выберите Удалить, на вопрос программы ответьте ОК.

Самостоятельно удалите еще 2 листа.

Перемещение рабочих листов

Чтобы документ имел вид удобный для его просмотра, редактирования, лучше чтобы листы в документе находились упорядоченно.

Сделайте активным лист, номер которого самый большой.

Щелкните по нему правой кнопкой мыши.

В появившемся меню выберите пункт Переместить/Скопировать.

Укажите позицию листа – Переместить в конец, щелкните по кнопке ОК.

Попробуйте самостоятельно перенести еще несколько листов, (но уже не в конец, а перед листом, номер которого на 1 больше номера активного листа).

 

 

Содержимое ячеек

В Excel существует три типа данных, вводимых в ячейки таблицы:

Ввод текста

Текст– это набор любых символов.

Если ширина текста больше ширины ячейки и ячейка справа пуста, то текст на экране займет и ее место. При вводе данных в последнюю ячейку предыдущий текст на экране будет удален, (но при этом в памяти он будет сохранен полностью)

5.1. В ячейку A1 занесите текст: Москва – древний город.

Обратите внимание – текст прижат к левому краю.

Внимание! Не бойтесь ошибок. Почти все действия могут быть отменены. Если в процессе работы произошло то, что вы не планировали, воспользуйтесь отменой: используя команды меню Правка, Отменить…, либо, что еще проще, кнопкой Отмена панели инструментов Стандартная. При каждом щелчке мыши по кнопке Отмена последовательно отменяется одна операция.

 

Ввод чисел

Числа в ячейку можно вводить со знаками =,+,- или без них. Если ширина введенного числа больше, чем ширина ячейки на экране, то Excel отображает его а экспоненциальной форме или вместо числа ставит числа # ### (при этом число в памяти будет сохранено полностью).

Экспоненциальная форма используется для представления очень маленьких и очень больших чисел. Число 51000000 будет записано как 5,01Е+08, что означает 5,01*10^8,а число 0,000000005 будет представлено как 5Е-9, что означает 5*10^-9.

Для ввода дробных чисел используется десятичная запятая.

5.2. В ячейку B1 занесите число 1147 (год основания Москвы).

5.3. В ячейку C1 занесите число –2005.

 

Ввод формул

В виде формул может быть записано арифметическое выражение. Оно представляет собой последовательность чисел или ссылок на ячейки, объединенных знаками арифметических операций или функций.

Формула должна начинаться со знака «=» и не должна содержать пробелов.

Для ввода в ячейку формулы C1+F5 ее надо записать как =C1+F5. Это означает, что к содержимому ячейки C1 будет прибавлено значение ячейки F5. Результат будет получен в той ячейке, в которую занесена формула.

5.4. В ячейку D1 занесите формулу =C1-B1.

Что за число получилось в ячейке? Это возраст Москвы.

 

Задание 6. Познакомьтесь с основными приемами редактирования таблиц.

 

Перемещение

Перемещая данные, необходимо указать. ЧТО перемещается и
КУДА.

Для выполнения перемещения требуется выделить ячейку или блок (ЧТО перемещается). Затем пометить указатель мыши на рамку блока или ячейки (он должен принять форму стрелки). Далее следует нажать и, не отпуская левую клавишу мыши, перене­сти блок или ячейку (в место, КУДА нужно переместить данные).

Выделите блок А1:D1 и переместите его на строку ни­же. В ерните блок на прежнее место

.

 

Копирование

При копировании оригинал (ЧТО) остается на прежнем месте, а в другом месте (КУДА) появляется копия.

Копирование выполняется аналогично перемещению, но при нажатой клавише Ctrl.

Скопируйте блок А1:D1 в строки 3, 5, 7.

Заполнение

При заполнении исходная ячейка (ЧТО) или блок повторяется несколько раз за одно действие. Заполнение возможно вправо или вниз.

Заполнение выполняется так же, как и перемещение, но при этом курсор должен находиться на нижнем правом углу ячейки или блока (принимает форму черного плюса и называется марке­ром заполнения).

Выделите строку номер 7 и заполните выделенными данными строки по 15-ю включительно

. Скопируйте столбец C в столбцы Е, F, G.

 

Удаление, очистка

Если надо очистить только данные (числа, текст, формулы), то достаточно нажать клавишу Dе1 на выделенной ячейке или блоке.

6.6. Выделите блок А10: G15 и очистите его.

Для очистки ячейки или блока от введенных данных можно установить указатель на ячейку или выделить блок, а затем выполнить команду Правка, Очистить. В подменю необходимо указать, что конкретно требуется очистить: Все, Форматы, Содержимое, Примечания.

6.7. Очистите содержимое ячейки G9, используя команды меню.

Для удаления столбцов, строк, блоков нужно выделить необхо­димый элемент, а затем использовать команды меню Правка, Удалить.

6.8. Удалите столбец Е.

Обратите внимание на смещение столбцов; Для удаления данных из таблицы с сохранением пустого места (удаление данных без удаления ячеек) необходимо воспользовать­ся командами Правка, Очистить.

6.9. Удалите столбец Е с сохранением пустого места.

Внимание! Вид экрана после выполнения данной части работы представлен на рис.1.1

 

 

Рис. 1.1

Задание 7. Научитесь использовать функцию автозаполнения.

В Excel существует интересная функция автозаполнения, которая позволяет быстро вводить различные типовые последовательности (дни недели, месяцы, годы и т. д.).

7.1. В ячейку G10 занесите текст: январь.. В ячейку H10 занесите текст: февраль. Выделите блок G10: H10.

Укажите на маленький квадратик в правом нижнем углу
ячейки H10, (экранный курсор превращается в маркер заполнения).

Нажмите левую кнопку мыши и, не отпуская ее, двигайте
мышь вправо, пока рамка не охватит ячейки G10: M10.

Заметьте! учитывая, что в первых двух ячейках вы напечатали

"январь" и "февраль", Excel вычислил, что вы хотите внести название последующих месяцев во все выделенные ячейки.

7.2. Введите в ячейки G11: M11 дни недели,, начиная с понедельника.

7.3. Введите в ячейки G12: М12: года, начиная с 1990-го.

7.4. Введите в ячейки G13:М13: кв.1, кв.2,…

Excel позволяет вводить некоторые нетиповые последовательности, если в них удается выделить некоторую закономерность.

7.5. Используя рис.1.2, внесите следующие данные в таблицу:
в ячейки G16:M16 - века; в ячейку G15 - заголовок: «Население
Ульяновска (в тыс. чел.)»; в ячейки G17: М17 - данные о населении Ульяновска по векам

 

Задание 8. Освойте действия с таблицей в цепом: Сохранить, Закрыть, Создать, Открыть.

Для действий с рабочей книгой в целом используются команды из меню Файл:

Сохранить - сохраняет рабочую книгу на диске для последующего использования;

Сохранить как... - аналогична Сохранит ь, но при этом позволяет поменять имя файла или записать рабочую книгу на другой
диск;

Закрыть - убирает документ с экрана;

Создать - создает новую рабочую книгу (пустую или на основе указанного шаблона); Открыть - возвращает рабочую книгу с диска на экран.

Действия Создать, Открыть, Сохранить закреплены за тремя

первыми кнопками панели инструментов Стандартная.

Рис.1.2.

8.1. Сохраните таблицу в папке C:\ Мои документы \ Работа
под именем work1.

8.2. Уберите документ с экрана.

8.3. Вернитесь к своему документу work1.

8.4. Закройте файл.

 

Задание 9. Завершите работу с Excel.

Для выхода из Excel можно воспользоваться одним из следую­щих способов:

1) щелкнуть мышью по кнопке Закрыть в заголовке окна;

2) командой меню Файл, Выход;

3) из системного меню - команда Закрыть;

4) с клавиатуры – Alt+F4.

Если вы не сохранили рабочую книгу, то появится рамка с пре­дупреждающим сообщением и вам будет предложено сохранить книгу или выйти без сохранения.

 

Задание 10. Подведите итоги.

В результате выполнения работы №1 вы должны познакомить­ся с основными понятиями электронных таблиц и приобрести пер­вые навыки работы с Ехсе1.

 

Проверьте:

знаете пи вы, что такое: элементы окна Ехсе1; строка, столбец; ячейка; страница; книга;

умеете ли вы: работать с меню; вводить текст, числа, формулы; ре­дактировать данные; изменять размер строк и столбцов; перемещать; ко­пировать; заполнять, удалять; сохранять таблицу; закрывать, открывать.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2

Использование функций. Форматы чисел. Способы адресации ячеек и блоков, их оформление.

 

 

Цель работы:

закрепить навыки заполнения и редактирования таблиц: познакомиться со способами адресации;

освоить некоторые приемы оформления таблиц; познакомиться с исполь­зованием функций в Excel;

познакомиться с форматами чисел; научиться защищать информацию в таблице; научиться распечатывать таблицу.

 

 

Постановка задачи:

вычислить значения функции y=K*(x^2-1)/(x^2-1) для всех x на интервале [-2;2] c шагом 0,2 при k=10.

Решение должно быть получено в виде таблицы:

x k y1=x^2-1 y2=x^2+1 y=k*(y1/y2)
           

 

Задание 1. Прежде чем перейти к выполнению задачи, познакомьтесь со способами адресации в Ехсе1.

 

Выравнивание

Содержимое любой ячейки можно выровнять по левому или правому краю, по центру (по горизонтали и вертикали), я также можно задать необходимую ориентацию текста (снизу вверх, сверху вниз и т. д.).

Для задания необходимой ориентации используются кнопки в панели инструментов Форматирование или команда меню Фор­мат. Ячейки, Выравнивание.

4.7. Произведите выравнивание надписей шапок по центру.

Рамки

Для задания рамки используется кнопка Границы в панели Форматирование или команда меню Формат, Ячейки, Граница.

4.8. Оформитерамки для основной и вспомогательной таблиц.

Фон

Содержимое любой ячейки или блока может иметь необходи­мый фон (тип штриховки, цвет штриховки, цвет фона).

Для задания фона используется кнопка Цвет заливки в панели Форматирование или команда меню Формат, Ячейки, Вид.

4.9. Задайте фон заполнения внутри таблиц - светло-желтый,
фон заполнения шапок таблиц - лиловый.

Вид экрана после выполнения работы представлен на рис. 2. 1.

 

Рис. 2.1

 

 

Задание 5. Сохраните результаты работы на диске C:\Мои документы \ Работа в файле work2-1

 

 

Задание 6. Защитите от изменений информацию, которая не должнаменяться (заголовки, основная таблица полностью, шапк а вспомогательной таблицы).

 

Защита ячеек

В Excel можно защитить от изменения всю рабочую книгу, лист или некоторые ячейки. Защита делает невозможным измене­ние информации, до тех пор пока она не отключена. Обычно за­щищают данные, которые не должны изменяться (расчетные фор­мулы, заголовки, шапки таблиц).

Установка защиты выполняется в два действия:

1) отключают защиту (блокировку) с ячеек, подлежащих по­следующей корректировке;

2) включают защиту листа или книги.

После этих действий можно корректировать и заполнять только те ячейки, которые ранее были разблокированы.

 

Отключение защиты ячеек.

Выделите блок. Выполните команду Формат, Ячейки..., За­щита, а затем в диалоговом окне выключите (включите) параметр Защищаемая ячейка.

 

 

Задание 8. Снимите защиту с листа, выполнив команду Сервис, Защита, Снять защиту листа.

Задание 9. Познакомьте с функциями пакета Excel.

Функции

Функции предназначены для упрощения расчетов и имеют следующую форму: y=f(x), где y - результат вычисления функции, x -
аргумент, f- функция. *

Пример содержимого ячейки с функцией: = А5+sin(C7), где А5 -адрес ячейки; sin() - имя функции, в круглых скобках указывается аргумент; С7 - аргумент (число, текст и т. д.), в данном случае ссылка на ячейку, содержащую число.

 

Некоторые функции.

SQRT(Х) - вычисляет положительный квадратный корень из числах. Например: sqrt(25)=5.

SIN(x) - вычисляет синус угла x, измеренного в радианах. Например: sin(.883)=0.772646.

МАХ(список) - возвращает максимальное число списка. Например: max(55, 39,50, 28, 67, 43)=67.

SUM (список) - возвращает сумму чисел указанного списка (блока). Например: SUM(А1:АЗОО) подсчитывает сумму чисел в трехстах ячейках диапазона А1:АЗ00.

Имена функций в русифицированных версиях могут задаваться на русском языке.

Для часто используемой функции суммирования закреплена кнопка на панели инструментов.

Для вставки функции в формулу можно воспользоваться Мас­тером функций, вызываемым командой меню Вставка, Функция или кнопкой с изображением fх. Появится диалоговое окно, в кото­ром необходимо выбрать функцию, а затем нажать на кнопку ОК.

Второе диалоговое окно (второй шаг Мастера функций) позво­ляет задать аргументы к выбранной функции.

9.1. Познакомьтесь с видами функций в Ехсе1.

Для этого:

- нажмите кнопку fх.

- выберите категорию Полный алфавитный перечень.
Выбирая поочередно названия функций в правом окне, просмотрите их описание.

- нажмите кнопку Отмена.

9.2. Подсчитайте сумму вычисленных значений y и запишите
ее в ячейку F25.

Для этого:

- сделайте текущей ячейку F25,

- вызовите Мастер функций, нажав кнопку fх

- выберите функцию нахождения суммы и нажмите ОК.

- во втором диалоговом окне в поле Число 1 задайте диапазон
суммируемых ячеек и нажмите ОК. '."._:

- в ячейку Е25 запишите поясняющий текст: Сумма y=.

9.3. Оформите нахождение среднего арифметического вычисленных значений y (по аналогии с нахождением суммы, функ­ция называется СРЗНАЧ). Для этого:

- занесите в ячейку Е26 поясняющий текст: Ср. ариф. y=,

- в F26 - среднее значение...

9.4. Оформите нахождение минимального.и максимального
значений у, занеся в ячейки Е27 и Е28 поясняющий текст ("min=",
"max="), а в ячейки F27 и F28 – минимальное и максимальное
значения.

 

Задание 10. Оформите блок ячеек Е25: F28:

- задайте рамку для блока Е25: F28.

- заполните этот блок тем же фоном, что и у шапки таблицы.

- поясняющие подписи в ячейках Е25:Е28 оформите шрифтом
Arial Cur полужирным с выравниванием вправо.

 

Задание 11. Сохраните файл под новым именем work2-2.

Задание 12. Познакомьтесь с форматами чисел в Excel

Формат числа

Число в ячейке можно представить в различных форматах. На­пример, число 100 будет выглядеть как: 100.00р -в денежном фор­мате; 10000% - в процентном выражении; 1.00Е + 2 - в научной форме.

Для выполнения оформления можно воспользоваться кнопками на панели Форматирование или командой меню Формат, Ячей­ки.

Для выполнения команды необходимо: " - выделить ячейку или - блок, который нужно оформить;

- выбрать команду Формат, Ячейки..., Число;

- выбрать желаемый формат числа в диалоговом окне.

При изменении формата числа изменяется только способ пред­ставления данных в ячейке, но не сами данные.

Если ячейка отображается в виде символов ####, это означает, что столбец недостаточно широк для отображения числа целиком в установленном формате.

12.1. Установите масштаб 75 %

12.2. Скопируйте значения y из столбца F в столбцы K, L, M,
N (в ячейки К4:К24,...).

Воспользуйтесь правой кнопкой мыши. Для этого подведите указатель мыши к границе выделенного диапазона и как только он примет форму стрелки, нажмите и, не отпуская правую кнопку мыши, скопируйте диапазон в нужное место. Как только отпустите кнопку мыши, откроется контекстно-зависимое меню, где нужно выбрать пункт Копировать только значения.

12.3. В столбце К задайте формат Числовой, в котором отражаются две значащие цифры после запятой 0,00.

12.4. В столбце I, задайте формат Экспоненциальный с
двумя десятичными знаками после запятой.

12.5. В столбце М задайте формат Процентный.

12.6. В столбце N установите формат Числовой, четыре зна­ка после запятой.

12.7. Задайте заголовок построенной таблице - "форматы
чисел";
шапку - "0,00:>, "научный",'!процент",':0,0000".

12.8. Оформите блок К2:N4 в стиле оформления основной и
вспомогательной таблиц (заголовок, обрамление, заполнение, шрифт). Вид экрана представлен на рис.2.2

 

Рис.22

 

Задание 13. Сохраните файл под старым именем work2-2.

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 3

ЗАДАЧА 1

Графически представить данные, которые использовались в практи­ческой работе № 1 и №2.

 

Задание 1. Вызовите файл work1.

Данные в блоках A1:F9 и G10:М13 в данном случае не представля­ют интереса. Данные же в блоке G15:М17 можно представить графиче­ски.

Задание 2. Выведите на экран… таблицы, начиная с ячейки

F15.

 

Построение диаграмм.

Создать диаграмму или график легче всего с помощью Мас­тера диаграмм. Это функция Excel, которая с помощью четырех диалоговых окон позволяет получить всю необходимую информацию для построения диаграммы или графика. Вызвать Мастер диаграмм можно двумя способами: из меню Вставка, Диаграм­ма..., или щелчком мыши по кнопке Мастер диаграмм в панели инструментов Стандартная.

 

Задание 3. Постройте диаграмму

Для этого:

- щелкните по кнопке Мастер диаграмм в панели инструментов Стандартная.

Шаг 1

Здесь Excel выводит первое диалоговое окно: Мастер диаграмм (шаг 1 из 4): тип диаграммы, в котором в окне Тип: вы­водится список всех типов диаграмм и в окне Вид: показаны ви­ды диаграмм (содержимое этого окна будет зависеть от того, ка­кой тип диаграммы вы выбрали).

- Выберите тип Гистограмма и 1-ый тип этой диаграммы,
щелкните по кнопке Далее > (если окажется, что вы произвели не
тот выбор, щелкните по кнопке <Назад).

Шаг 2

Второе диалоговое окно Мастера диаграмм (шаг 2 из 4): источник данных диаграммы. С помощью этого окна нужно ука­зать диапазон ячеек или выделить мышью ячейки, содержимое которых вы хотите представить в диаграмме.

- С помощью мыши выделите группу ячеек G16: М17. Для это­го: щелкните по кнопке в поле Диапазон:, выделите ячей­ки, щелкните по кнопке в окне (шаг 2 из 4) для возврата в
окно Мастер диаграмм.

- Укажите в поле выбора Ряды в: где находятся данные: в
строках или столбцах (в строках).

- Щелкните по кнопке Далее> в диалоговом окне Мастер Диа­грамм.

 

Шаг З

Третье диалоговое окно Мастер диаграмм (шаг 3 из 4): пара­метры диаграммы - это догадка Excel о том, как она должна ис­пользовать выделенные данные.

На этом шаге на вкладке Заголовки необходимо указать на­звания диаграммы, осей X,Y; на вкладке Легенда необходимо ука­зать, следует ли добавлять к тексту легенду с названиями.и маркерами данных.

- Введите название диаграммы: Население Ульяновска (в
тыс. чел.).

- Отмените добавление Легенды в диаграмму.

- Щелкните по кнопке Далее.

Шаг 4

Последнее диалоговое окно Мастер диаграмм (шаг 4 из 4): размещение диаграммы позволяет выбрать, где помещать диа­грамму: на листе рядом с таблицей или на отдельном листе.

- Поместите диаграмму на данном листе, щелкните по кнопке
Готово.

Вы получили диаграмму, внедренную в ваш рабочий лист. Если вас что-то не устраивает в построенной диаграмме, то ее можно отредактиро­вать.

Изменение типа диаграммы.

Сначала необходимо одиночным щелчком выбрать диаграмму для редактирования. Затем с помощью панели инструментов Диа­грамма можно изменить тип диаграммы.

 

Задание 5. Измените тип диаграммы.

Для этого:

- выведите на экран панель инструментов Диаграмма: Вид, Панели инструментов, Диаграмма.

- щелкните по кнопке Тип диаграммы, которая содержит список различных видов диаграмм.

Вид и названия диаграмм те же, что на шаге 1. Для того чтобы построить новую диаграмму по имеющимся данным, просто вы­берите желаемый тип.

- щелкните по кнопке линейчатой диаграммы.

Не все типы диаграмм подходят для наглядного представления дан­ных, а некоторые невозможно построить. Например, по нашим данным
диаграмму типа X-Y-точечная построить нельзя. Некоторые типы объ­емных диаграмм тоже могут плохо отразить данные и привести к нераз­берихе..

- попробуйте различные типы диаграмм и подберите наибо­лее наглядный из них.

Внимание! Если в результате экспериментов вы испортите диаграм­му, то удалите ее и начните построение сначала. Для удаления следует один раз щелкнуть на диаграмме мышью, а затем нажать клавишу Del.

 

Задание 6. Сохраните таблицу с диаграммой под новым именемwork3-1.

Задание 7. Распечатайте диаграмму.

Для этого:

- выделите построенную диаграмму одинарным щелчком.

- выберите режим предварительного просмотра. Внимание! В случае невыделенной диаграммы на экране появля­ется и таблица с данными и диаграмма.

- щелкните по кнопке Страница и выберите вкладку Колон­титулы. Снимите верхний и нижний колонтитулы.

- выберите альбомную ориентацию страницы.

- щелкните по кнопке Поля и убедитесь, что диаграмма помещается на странице.

- убедитесь, что принтер подключен, и нажмите на кнопку Печать.

Задание 8. Подведите итоги.

Проверьте:

знаете ли вы, что такое: внедренная диаграмма; тип диаграммы; форматы типов Диаграммы; ряд данных; метки данных; легенда; катего­рии; значения;

умеете ли вы: строить диаграмму с помощью Мастера диаграмм; из­менять тип диаграммы а помощью панели инструментов Диаграмма; из­менять размер диаграммы; подготовить диаграмму к печати; распечатать диаграмму,

 

ЗАДАЧА 2

Построить и отредактировать объемную круговую диаграмму, пред­ставленную на рис. 2.

Круговые.диаграммы - наиболее часто используемый тип. Они под­ходят для наглядного представления долей и процентов от целого.

 

Задание I. Создайте новый файл.

 

Задание 2. Введите заголовоки д а нные в соответствии с рис 3..1 .

Рис. 3.1.

Задание 3. Щелкните по кнопке Мастер диаграмм.

 

Задание 4. Постройте диаграмму по шагам.

На 1-м шаге выберите тип: Круговая, вид: объемная (2).

На 2-м шаге укажите ячейки D5:Е11.

На 3-м шаге добавьте легенду, на вкладке Подписи дан­ных укажите метку доля. Названия на этом шаге вводить не бу­дем.

. На 4-м шаге ничего не менять. Excel определила все правильно.. Если диаграмма закрыла таблицу, перенесите ее.

Диаграмма построена, но на ней не хватает элементов оформ­ления (см. рис3.2). Введем эти элементы (отредактируем диаграмму).

Рис.3.2.

Редактирование диаграмм.

Для редактирования диаграмму надо выбрать(выделить оди­нарным щелчком).

Диаграмма состоит из нескольких частей, называемых элементами. К ним относятся:

- область построения диаграммы;

- область диаграммы;

- легенда;

- заголовок;

- подписи данных;

- ряды данных.

Для редактирования элемента его прежде всего необходимо выбрат ь. Выбрать элемент можно:

1) при помощи мыши, щелкнув по элементу левой клавишей
мыши;

2) нажатием клавиш управления курсором ↑↓;

3) из раскрывающегося списка панели инструментов Диаграмма.

Выбранный элемент отмечается маленькими черными квадратиками. После выбора элемента при нажатии правой кнопки мыши появляется контекстно-зависимое меню - индивидуальное для ка­ждого элемента. С его помощью можно производить редактирова­ние.

 

Задание 6. Вырежете кусочки из диаграммы.

Для этого:

- выделите область диаграммы, затем область построениядиаграммы:

- щелкните внутри любого сектора.Вокруг сектора появи­лись квадратики, которые обозначают границу выделенного;

- удерживая нажатой левую кнопку мыши, «отбуксируйте»
сектор в сторону на 1 см;

- вырежьте еще 2 сектора.

В нашей таблице данные содержат десятые доли, на диаграмме по умолчанию они не задаются. Их формат можно изменить.

 

Задание 7. Укажите в подписях, данных на диаграмме десятые долипроцента.

Для этого:

- выделите подписи данных;
- выберите в контекстно-зависимом меню вызываемым правой кнопкой мышки Формат подписей данных..., Число, числовой формат. Процентный, число десятич­ных знаков: 2.

 

Задание 8. Добавьте заголовок к диаграмме.

Если во время построения название не было указано, то его можно добавить потом.

 

Вставка названий.

Для этого необходимо вызвать контекстно-зависимое меню форматирования области диаграммы или пункт основного меню Excel Диаграмма и выбрать Параметры диаграммы..., Заголовки и непосредственно ввести в текстовое поле заголовок.

8.1. Выберите в меню Диаграмма, Параметры диаграм­мы..., Заголовки.

8.2. Введите название.

8.3. В контекстно-зависимом меню редактирования названия
выберите Формат заголовка диаграммы. Шрифт, Arial Cyr, по­лужирный, 12.

Так как при печати на черно-белом принтере цвет секторов не будет виден, то лучше использовать «узоры».

 

Задание 9. Измените цвет секторов на «узоры ».

Для этого:

- выделите секто р диаграммы.

- вызовите контекстно-зависимое меню и выберите

Задание 12. Подготовьте диаграмму к печати.

Для этого:

- снимите режим редактирования диаграммы и перейдите в

режим предварительного просмотра.

Здесь вы должны увидеть и таблицу, и диаграмму.

выберите альбомное расположение.

- уберите колонтитулы.

- уберите сетку: Страница, Лист, снять флажок: сетка.

 

Задание 14. Подведите итоги.

Проверьте:

знаете ли вы, что такое: элементы диаграммы; контекстно-зависимое меню элемента,

умеете ливы выделять и перемешать элементы; использовать для редактирования контекстно-зависимое меню; использовать для редактирования основное меню Ехсе1;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 174; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.117.113 (0.018 с.)