Анализ затрат на 1 рубль товарной продукции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ затрат на 1 рубль товарной продукции



 

В рамках обеспечения финансовой устойчивости предприятия большое внимание уделяется управлению затратами.

Затраты на рубль произведенной продукции – очень важный обобщающий показатель, характеризующий уровень себестоимости продукции в целом по предприятию. Во-первых, он универсален, поскольку может рассчитываться в любой отрасли производства, а во-вторых, наглядно показывает прямую связь между себестоимостью и прибылью. Исчисляется данный показатель отношением общей суммы затрат на производство и реализацию продукции к стоимости произведенной продукции.

По виду зависимости статьи расхода от объема производства, затраты можно разделить на две категории – постоянные и переменные.

Переменные расходы (VC) зависят от объема производства (например, сырье, сдельная зарплата, топливо и электроэнергия для производственных машин). Как правило, переменные расходы увеличиваются пропорционально росту объемов производства, т.е. величина переменных расходов на единицу продукции (v) остается постоянной

 

, (1.24)

 

где VC – сумма переменных расходов,

Q – объем производства.

Постоянные расходы (FC) не зависят от объема производства (например, оклад персонала, начисляемая амортизация и т.д.). К этой же категории относятся постоянные расходы, которые при существенном росте объемов производства изменяются ступенчато, т.е. расходы, которые можно отнести к условно-постоянным (например, при увеличении выпуска свыше определенного уровня необходим новый склад).

Постоянные расходы на единицу продукции (f) уменьшаются с ростом объемов производства, формула (1.25):

 

. (1.25)

 

В зависимости от отнесения статьи расходов на конкретный вид продукции затраты подразделяются на прямые (связанные с производством определенного вида продукции) и косвенные (не связанные с производством конкретного продукта). Разделение расходов на прямые и косвенные используется при изучении влияния выпуска (или отказа от выпуска) того или иного типа продукции на величину и структуру расходов. Практика показывает, что для большинства предприятий прямые и переменные расходы в первом приближении совпадают. Точность совпадения прямых и переменных расходов во многих случаях составляет не ниже 5 %. В рамках предварительного анализа, при котором выделяются основные компоненты расходов, эта точность оказывается достаточной.

Классификация затрат на переменные и постоянные необходима для расчета точки безубыточности, порога рентабельности и запаса финансовой прочности.

Точка безубыточности характеризует критический объем производства в натуральном выражении, а порог рентабельности – в стоимостном.

Расчет параметров основан на расчете валового дохода

 

, (1.26)

 

где GI – валовый доход;

S – реализация в стоимостном выражении;

Р – цена продукции.

Точкой безубыточности (Qбез) называется такой объем выпуска, при котором валовой доход равен нулю. Из уравнения (1.26)

 

. (1.27)

 

Порог рентабельности (Sr) – это объем выручки от реализации, который возмещает производственные затраты, но при этом прибыль равна нулю. Порог рентабельности рассчитывается по формуле

 

. (1.28)

 

Разность между реализацией в стоимостном выражении и переменными расходами определяет маржинальный доход (MS)

 

. (1.29)

 

Маржинальный доход на единицу продукции с равен дополнительному валовому доходу, который получит предприятие в результате реализации дополнительной единицы продукции

. (1.30)

 

Как видно из формул (1.28) и (1.29), маржинальный доход не зависит от уровня условно-постоянных расходов, но увеличивается при сокращении переменных.

Разница между выручкой от реализации и порогом рентабельности составляет запас финансовой прочности (ЗФП).

ЗФП – это величина на которую объем производства и реализации отклоняется от критического объема. ЗФП может характеризоваться относительным и абсолютным показателем.

В абсолютном выражении ЗФП равен

 

, (1.31)

 

В относительном выражении ЗФП равен

 

(1.32)

 

где Q – текущий объем выпуска.

ЗФП показывает, на сколько процентов можно изменить объем реализации и при этом не попасть в зону убытка. Чем больше запас финансовой прочности, тем меньше предпринимательский риск.

Ключевой характеристикой в процессе управления затратами является уровень дополнительного расхода, связанного с сокращением затрат по статьям. Управление затратами сводится к выявлению контролируемых статей (по которым возможны корректировки в результате тех или иных мероприятий), определению величины сокращения затрат (в %) и единовременных расходов на соответствующие мероприятия. Приемлемыми считаются те мероприятия, у которых показатель эффективности (е) – максимален.

, (1.33)

 

где ΔGI – относительное изменение валового дохода в результате

сокращения затрат;

GI0 – уровень валового дохода до сокращения затрат;

GI1 – уровень валового дохода сокращения затрат;

Z – единовременные расходы на мероприятия по сокращению

затрат.

Связь между изменением прибыли и расходов:

 

, (1.34)

 

где Сх – некоторая статья расходов,

Спр – все остальные расходы.

Следующая формула показывает, на сколько процентов изменится валовой доход при изменении расходов по Сх на 1 %:

 

. (1.35)

 

Формула (1.35) справедлива для ситуации, когда объем выручки и сумма остальных расходов фиксированы.

 

 

На изменение затрат на 1 руб. товарной продукции оказывают влияние структура выпускаемой продукции, цена реализации, уровень себестоимости продукции.

Изменение затрат определяется по формулам (1.36)–(1.37):

 

ΔС = ΔСобщ + ΔСс/с + ΔСстр + ΔСц ,(1.36)

 

где ΔСобщ изменение затрат в результате изменения объема производства;

ΔСс/с изменение затрат за счет изменения себестоимости продукции;

ΔСстр изменение затрат в результате изменения структуры продукции;

ΔСц изменение затрат в результате изменения цен.

 

, (1.37)

 

гдеСпл - себестоимость единицы изделия по плану, тыс. руб.;

Цпл - цена единицы продукции по плану, тыс. руб.;

V общ ф общий фактический объем производства продукции в натуральном выражении, м3;

УДпл - удельный вес каждого вида продукции в общем объеме выпуска по плану;

V пл - объем производства продукции в натуральном выражении
по плану, м3.

, (1.38)

 

где УДпл - удельный вес каждого вида продукции в общем объеме выпуска по факту;

, (1.39)

 

гдеСф - фактическая себестоимость единицы изделия, тыс. руб.;

V ф - фактический объем производства продукции в натуральном выражении, м3.

 

, (1.40)

 

где Цф - фактическая цена единицы продукции, тыс. руб.

Данные для анализа затрат на 1 руб. товарной продукции необходимо представить в виде таблицы.

По результатам анализа данных необходимо сделать выводы о влиянии факторов.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 662; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.157.186 (0.015 с.)