Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выявление резервов сокращения себестоимости

Поиск

ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ

ЧАСТЬ 1

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

 

по направлению 38.03.01 «Экономика» (бакалавриат)

 

 

Новосибирск

СГУГиТ

УДК

 

Рецензенты:

 

Л.П. Наговицина – доктор экономических наук, профессор

Сибирского университета потребительской

кооперации

 

О.О. Иценков – доктор экономических наук, профессор

Сибирского государственного университета

геосистем и технологий

 

 

Мороз О.Н., Шадринцева А.Н.

Финансовый анализ [Текст]: учебно-методическое пособие. В 2 ч. Ч. 1 / О.Н. Мороз, А.Н. Шадринцева. – Новосибирск: СГУГиТ, 2016. – 43 с.

 

ISBN

 

Учебно-методическое пособие по выполнению теоретических и практических занятий по дисциплине «Финансовый анализ» для студентов направления подготовки 38.03.01 «Экономика» утверждено и рекомендовано к изданию кафедрой Управления и предпринимательства, протокол от 23.03.2016 г. №7. Работа рекомендована к изданию Ученым советом Института геодезии и менеджмента.

Изложены основные понятия и методы дисциплины «Финансовый анализ». Значительное внимание уделено описанию современного методологического инструментария финансового анализа, описанию примеров и рекомендаций по принятию эффективных финансовых и управленческих решений.

Учебно-методическое пособие разработано на основе государственных стандартов и предназначено для студентов экономических специальностей и направлений подготовки.

 

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета СГУГиТ

 

УДК

 

© ФГБОУ ВО «СГУГиТ», 2016

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………4

1. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАБОТЫ
ПРЕДПРИЯТИЯ……………………………………………………………...……5

1.1. Анализ показателей производства и реализации продукции………………5

1.1.1. Анализ выполнения плана по объёму производства…………………….6

1.1.2. Анализ динамики объёма произведённой продукции…………………..7

1.1.3. Анализ выполнения плана по ассортименту……………………………..7

1.1.4. Анализ структуры продукции и структурного сдвига………………...8

1.1.5.Анализ влияния факторов на выполнение плана по объему
продукции…………………………………………………………………………..10

1.1.6. Анализ ритмичности производства…………………………………...11

1.2. Анализ трудовых показателей………………………………………………..12

1.2.1. Анализ обеспеченности рабочей силой………………………………12

1.2.2. Анализ движения рабочей силы……………………………………….13

1.2.3. Анализ использования фонда рабочего времени……………………14

1.2.4. Анализ производительности труда……………………………………16

1.2.5. Анализ фонда оплаты труда и средней заработной платы……………..18

1.3. Анализ себестоимости продукции………………………………………….21

1.3.1. Анализ выполнения плана себестоимости продукции………………21

1.3.2. Анализ затрат на 1 рубль товарной продукции………………………22

1.3.3. Анализ себестоимости продукции по элементам затрат………………26

1.4.Анализ финансовых результатов хозяйственной деятельности………….. 28

1.4.1.Анализ показателей прибыли…………………………………………..28

1.4.2. Анализ показателей рентабельности…………………………………31

1.4.3. Анализ финансового и производственного левериджей…………….32

Выводы и рекомендации…………………………………………………………...33

2. МЕРОПРИЯТИЯ ПО УЛУЧШЕНИЮ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАБОТЫ
ПРЕДПРИЯТИЯ…………………………………………………………………..34

2.1. Примеры обоснования и расчетов экономического эффекта
от внедрения мероприятий проекта……………………………………………….35

Выявление резервов сокращения себестоимости

продукции за счет увеличения объемов производства……………………………..35

Снижение себестоимости изделия за счет уменьшения

материалоемкости……………………………………………………………………39

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………..42

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Дисциплина «Финансовый анализ и аудит» относится к блоку основных специальных дисциплин для студентов направления подготовки 38.03.01 «Экономика» и изучается на четвертом курсе, после специальных предметов бухгалтерский учет, финансовая отчетность и других. Изучение дисциплины предполагает 28 часов лекционных занятий и 28 часов практических, самостоятельная работа составляет 52 часа. В процессе изучения дисциплины студенты выполняют домашнюю контрольную работу, которая включает в себя весь комплексный анализ финансовой отчетности. В процессе обучения контроль знаний осуществляется в виде тестирования по каждой теме. По дисциплине «Финансовый анализ и аудит» студенты сдают экзамен.

Целью преподавания дисциплины является углубление знаний студентов по вопросам анализа деятельности коммерческой организации, в частности финансового анализа и выработка навыков аналитической работы и принятия управленческого решения в результате проведенного анализа.

Углубленное изучение состава и содержания финансовой отчетности, умения ее прочтения, оценка информативности отчетности, ее всесторонний анализ с целью санации основных статей отчетности и разработка аналитического баланса, использование результатов анализа отчетности в процессе обоснования стратегии развития организации, составления бизнес-планов и управлении производством.

В этом предмете подробно рассматриваются методы финансового анализа, информационная база для осуществления анализа, анализ всех форм отчетности: анализ баланса коммерческой организации, анализ отчета о прибылях и убытках, анализ изменения капиталов, анализ движения денежных средств, анализ оборотных средств коммерческой организации и рейтинговая оценка деятельности предприятия.

Студенты изучают ликвидность баланса и платежеспособность предприятия, финансовую устойчивость организации, прибыль и рентабельность, кредитоспособность предприятия, движение денежных средств прямым и косвенным методом, изучают особенности анализа неплатежеспособных предприятий.

Изучение дисциплины обеспечивает реализацию требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования в области финансового анализа по вопросам:

- понимания сущности финансовой (бухгалтерской) отчетности;

- оценки информативности финансовой отчетности;

- влияние на информативность отчетности ориентации на международные стандарты бухгалтерского учета;

- чтения основных форм отчетности;

- разработка аналитических отчетных форм;

- использование результатов анализа отчетности при стратегическом и текущем планировании и управлении.

Для освоения материала необходимо знать основы бухгалтерского учета, содержание и принципы построения бухгалтерской финансовой отчетности в объеме подготовки менеджеров организации.

В результате изучения дисциплины студенты должны:

1) Знать состав и содержание финансовой (бухгалтерской) отчетности; направления анализа отчетности; использование результатов анализа в планировании и управлении производством;

2) Уметь читать бухгалтерскую (финансовую) отчетность; оценить информативность отчетности; составить аналитические отчетные формы и таблицы; оформить выводы и рекомендации для функциональных структур управления.

3) Освоить методику финансового анализа.

4) Уметь применять эту методику в практике хозяйственной деятельности, уметь принимать управленческое решение на основе проведенного анализа

Учебно-методическое пособие содержит теоретические основы, обучающие задачи с комментариями и подробными аргументированными решениями, а также задания для контрольной работы студентов.

Учебно-методическое пособие рекомендуется использовать в качестве основы для проведения практических занятий по курсам «Учет и анализ (финансовый анализ)», «Финансовый анализ и аудит», «Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности», «Финансовый менеджмент», «Стратегический менеджмент», «Корпоративные финансы» и самостоятельной работы студентов и магистрантов экономических специальностей всех форм обучения.

 

АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАБОТЫ

ПРЕДПРИЯТИЯ

 

Анализ динамики объёма произведённой продукции

 

Анализ динамики проводится как в текущих (действующих), так и в сопоставимых ценах. Объектом анализа является объём произведённой продукции в стоимостном выражении. Анализ динамики продукции проводится с помощью показателей:

– базисных абсолютных приростов;

– цепных абсолютных приростов;

– базисных темпов роста;

– цепных темпов роста;

– среднегодовой стоимости объёма произведённой продукции;

– среднегодового абсолютного прироста;

– среднегодовых темпов роста (прироста), которые сводятся в нижеприведенную форму.

Таблица 2

Анализ трудовых показателей

 

К трудовым ресурсам относится та часть населения, которая обладает необходимыми физическими данными, знаниями и навыками труда в соответствующей отрасли. Достаточная обеспеченность предприятий необходимыми трудовыми ресурсами, их рациональное использование, высокий уровень производительности труда имеют большое значение для увеличения объемов продукции и повышения эффективности производства. В частности, от обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами и эффективности их использования зависят объем и своевременность выполнения всех работ, эффективность использования оборудования, машин, механизмов и, как результат, объем производства, продукции, ее себестоимость, прибыль и ряд других экономических показателей.

Основными задачами анализа являются следующие:

- изучение и оценка обеспеченности предприятия и его структурных подразделений трудовыми ресурсами в целом, а также по категориям и профессиям;

- определение и изучение показателей текучести кадров;

- выявление резервов трудовых ресурсов, более полного и эффективного их использования.

Анализ показателей прибыли

Важнейшими показателями финансовых результатов предприятия являются показатели прибыли, которая составляет основу экономического развития предприятия. Рост прибыли создаёт финансовую базу для самофинансирования, расширенного производства, решения социальных и материальных проблем трудового коллектива. За счёт прибыли выполняется также часть обязательств предприятия перед бюджетом, банками и другими пред­приятиями и организациями.

Анализ финансовых результатов деятельности предприятия включает в качестве обязательных элементов:

– исследование изменений каждого показателя за текущий анализируемый период (горизонтальный анализ показателей финансовых результатов за отчётный период);

– исследование структуры соответствующих показателей и их изменений (вертикальный анализ показателей);

– исследование влияние факторов на прибыль (факторный анализ);

– изучение в обобщённом виде динамики изменения показателей финансовых показателей за ряд отчётных периодов.

Объектами анализа являются:

– балансовая прибыль (прибыль до налогообложения);

– прибыль от реализации;

– прибыль от прочих видов деятельности;

– чистая прибыль.

Основным источником информации является Форма № 2 (Приложение к бухгалтерскому балансу) «Отчет о прибылях и убытках».

Данные для анализа могут быть представлены в виде нижеприведенных таблиц.

Таблица 19

Анализ формирования прибыли предприятия

Показатель Код стр. За отчетн. период За аналогич. период прошлого года Отклонения
тыс. руб. %
           
Выручка от реализации товаров за минусом НДС и акцизов          
Себестоимость продаж          
Валовая прибыль (убыток)          
Коммерческие расходы          
Управленческие расходы          
Прибыль (убыток) от продаж          
Доходы от участия в других организациях          
Проценты к получению          
Проценты к уплате          
Прочие доходы          
Прочие расходы          
Прибыль (убыток) до налогообложения          
Текущий налог на прибыль          
в т.ч. постоянные налоговые обязательства (активы)          
Изменение отложенных налоговых обязательств          
Изменение отложенных налоговых активов          
Прочее          
Чистая прибыль (убыток)          

 

Таблица 20

Анализ структуры балансовой прибыли предприятия

Наименование показателя Базовый период Отчетный период Изменения
тыс. руб. % тыс. руб. % тыс. руб. %
Валовая прибыль           -
Прибыль (убыток) от продаж            
Прибыль балансовая            
Чистая прибыль            

 

В процессе анализа должны быть отражены следующие моменты:

– абсолютное и относительное изменение балансовой прибыли;

– доля источников формирования балансовой прибыли, с выделением основного;

– абсолютное и относительное изменение прибыли от реализации;

– сопоставление темпов роста выручки и темпов роста себестоимости проданной продукции, коммерческих и управленческих
расходов;

– абсолютные и относительные изменения прочих доходов и расходов (по отдельным составляющим);

– абсолютное и относительное изменение чистой прибыли;

– причины изменения доходов и расходов;

– оценка изменений в структуре источников формирования балансовой прибыли и их причин.

Особое внимание в процессе анализа показателей прибыли должно быть уделено прибыли от реализации продукции. Факторами, влияющими на изменение этого показателя, являются:

– объем реализации продукции в натуральных измерителях;

– структура реализованной продукции;

– цены реализации;

– себестоимость единицы продукции по видам.

Факторный анализ проводится по модели:

 

Пр = ∑ N общ × УД i × (Ц i – C i), (1.41)

 

где N общ – общий объем реализованной продукции в натуральных измерителях (кг, тоннах, штуках, м. или др.);

УД i – удельный вес (доля) объема реализации i -го вида продукции в общем объеме реализации в натуральных измерителях;

Ц i – цена единицы продукции i -го вида, руб;

С i –себестоимость единицы продукции i – того вида, руб.

Использование данной модели возможно только в том случае, если для измерения объемов реализации различных видов продукции применяются одинаковые (сопоставимые) единицы, т.е. штуки, килограммы, тонны, метры и другие. Исходные данные для проведения анализа могут быть представлены в виде следующей таблицы 21.

Таблица 21

Данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции

Вид продукции Объем реализованной продукции в шт., кг Удельный вес i -го вида продукции в общем объеме реализации, в долях Цена единицы продукции i -го вида, руб. Себестоимость единицы продукции i -го вида, руб.
базовый период отчетный период базовый период отчетный период базовый период отчетный период базовый период отчетный период
П1                
П2                
П3                
Итого                

 

По результатам факторного анализа должны быть сделаны выводы о влиянии каждого из рассмотренных факторов на изменение прибыли от реализации в отчетном году по сравнению с базовым годом или с планом. Количественная оценка влияния факторов позволяет выявить основные, оказавшие на изменение прибыли положительное и отрицательное влияние, определить резервы роста прибыли и предложить механизм их реализации.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

Основная литература:

1. Методические указания по проведению анализа финансового состояния организации: Приказ Федеральной службы по финансовому оздоровлению и банкротству №16 от 23 января 2005 г.

2. Методические положения по оценке финансового состояния предприятий и управлению неудовлетворительной структурой баланса: Распоряжение Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) №31-р от 12 августа 1994 г.

3. Методические рекомендации по разработке финансовой политики предприятия: Приказ Министерства финансов Российской Федерации №118 от 01 октября 1997 г.

4. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» №127-ФЗ от 26 октября 2002 г. (в редакции от 19 июля 2009 г.)

5. Дыбаль С.В. Финансовый анализ. Теория и практика. – 3-е изд., перераб. и доп. – Бизнес - Пресса, 2011. – 336 с.

6. Турманидзе Т.У. Финансовый анализ. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. – 287с.

7. Пласкова Н.С. Экономический анализ. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Эксмо, 2010. – 704 с.

8. Протасов В.Ф., Протасова А.В. Анализ деятельности предприятия. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: «Финансы и статистика», 2012. – 522с.

Дополнительная литература:

9. Бердникова Л. Ф. Финансовый анализ: понятие и основные методы [Текст] / Л. Ф. Бердникова, С. П. Альдебенева // Молодой ученый. – 2014. – №1. – С. 330-338.

10. Низамова А. И. Анализ платежеспособности организации [Текст] / А. И. Низамова // Молодой ученый. – 2012. – №6. – С. 198-200.

11. Решетникова А.И., Роженцова И.А. Финансовая устойчивость и платежеспособность компании / Решетникова А.И., Роженцова И.А. // Аудиторские ведомости. – 2010. – №3.

12. Бердников А. А. Анализ прибыли и рентабельности организации: теоретический аспект [Текст] / А. А. Бердников // Молодой ученый. – 2013. – №2. – С. 111-113.

13. Иванова Ж.А. Оценка взаимосвязи затрат и прибыли как основа принятия управленческих решений // Проблемы современной экономики. – №3 – 2011. – с 36-40.

14. Шеремет, А. Д. Методологические подходы к к анализу финансового состояния предприятия / А. Д. Шеремет // Экономический анализ: теория и практика. – 2011. – №7 (64). – С. 2-10.

Информационные ресурсы Internet:

15. Правовая Система «Гарант»

16. Правовая Система «Консультант Плюс»

17. Информационно-справочная система «СПАРК»

18. Автоматизированная система комплексного финансово-экономического и управленческого анализа хозяйственной деятельности предприятия (ФинЭкАнализ)

19. www.economiy.gov.ru

20. www.promwelly.ru

21. www.cfin.ru

22. www. Finanalis.ru

 

 

ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ

ЧАСТЬ 1

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

 

по направлению 38.03.01 «Экономика» (бакалавриат)

 

 

Новосибирск

СГУГиТ

УДК

 

Рецензенты:

 

Л.П. Наговицина – доктор экономических наук, профессор

Сибирского университета потребительской

кооперации

 

О.О. Иценков – доктор экономических наук, профессор

Сибирского государственного университета

геосистем и технологий

 

 

Мороз О.Н., Шадринцева А.Н.

Финансовый анализ [Текст]: учебно-методическое пособие. В 2 ч. Ч. 1 / О.Н. Мороз, А.Н. Шадринцева. – Новосибирск: СГУГиТ, 2016. – 43 с.

 

ISBN

 

Учебно-методическое пособие по выполнению теоретических и практических занятий по дисциплине «Финансовый анализ» для студентов направления подготовки 38.03.01 «Экономика» утверждено и рекомендовано к изданию кафедрой Управления и предпринимательства, протокол от 23.03.2016 г. №7. Работа рекомендована к изданию Ученым советом Института геодезии и менеджмента.

Изложены основные понятия и методы дисциплины «Финансовый анализ». Значительное внимание уделено описанию современного методологического инструментария финансового анализа, описанию примеров и рекомендаций по принятию эффективных финансовых и управленческих решений.

Учебно-методическое пособие разработано на основе государственных стандартов и предназначено для студентов экономических специальностей и направлений подготовки.

 

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета СГУГиТ

 

УДК

 

© ФГБОУ ВО «СГУГиТ», 2016

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………4

1. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАБОТЫ
ПРЕДПРИЯТИЯ……………………………………………………………...……5

1.1. Анализ показателей производства и реализации продукции………………5

1.1.1. Анализ выполнения плана по объёму производства…………………….6

1.1.2. Анализ динамики объёма произведённой продукции…………………..7

1.1.3. Анализ выполнения плана по ассортименту……………………………..7

1.1.4. Анализ структуры продукции и структурного сдвига………………...8

1.1.5.Анализ влияния факторов на выполнение плана по объему
продукции…………………………………………………………………………..10

1.1.6. Анализ ритмичности производства…………………………………...11

1.2. Анализ трудовых показателей………………………………………………..12

1.2.1. Анализ обеспеченности рабочей силой………………………………12

1.2.2. Анализ движения рабочей силы……………………………………….13

1.2.3. Анализ использования фонда рабочего времени……………………14

1.2.4. Анализ производительности труда……………………………………16

1.2.5. Анализ фонда оплаты труда и средней заработной платы……………..18

1.3. Анализ себестоимости продукции………………………………………….21

1.3.1. Анализ выполнения плана себестоимости продукции………………21

1.3.2. Анализ затрат на 1 рубль товарной продукции………………………22

1.3.3. Анализ себестоимости продукции по элементам затрат………………26

1.4.Анализ финансовых результатов хозяйственной деятельности………….. 28

1.4.1.Анализ показателей прибыли…………………………………………..28

1.4.2. Анализ показателей рентабельности…………………………………31

1.4.3. Анализ финансового и производственного левериджей…………….32

Выводы и рекомендации…………………………………………………………...33

2. МЕРОПРИЯТИЯ ПО УЛУЧШЕНИЮ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАБОТЫ
ПРЕДПРИЯТИЯ…………………………………………………………………..34

2.1. Примеры обоснования и расчетов экономического эффекта
от внедрения мероприятий проекта……………………………………………….35

Выявление резервов сокращения себестоимости

продукции за счет увеличения объемов производства……………………………..35



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 146; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.200.121 (0.012 с.)