Билет № 1. Теория государства и права как наука: предмет, методы, функции. Соотношение теории государства и права с иными общественными и юридическими науками. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Билет № 1. Теория государства и права как наука: предмет, методы, функции. Соотношение теории государства и права с иными общественными и юридическими науками.



Билет № 2. Происхождение государства и права. Основные теории происхождения государства и права.

Основные теории происхождения государства и права:

1. Теологическая (Фома Аквинский, Маритэн).

Государство рассматривается как продукт божественной воли.

2. Договорная (Гроций, Гоббс, Локк, Руссо, Радищев, Спиноза, Дидро).

Теория исходит из того, что государство возникает в результате общественного договора, заключенного между людьми. До этого каждый человек находился в естественном состоянии, которое трактовалось и как золотой век человечества, и как война всех против всех. Общественный договор был формой самоограничения свободы каждым индивидом во имя достижения урегулированности и порядка в масштабах общества. Для этого часть своих врожденных и неотчуждаемых естественных прав люди передали правительству, которое народ мог свергнуть путем восстания, если оно в нарушение договора узурпирует власть и будет угнетать его. Это было по сути идеологическим оправданием буржуазных революций, назревавших в Европе в ХVII - ХVIII вв., когда данная теория получила наиболее широкое распространение. Сегодня она вошла составной частью в доктрину правового государстваjavascript:void(0);. Ее влияние прослеживается на примере Конституции РФ 1993 г. Вместе с тем теория общественного договора также имеет ряд уязвимых моментов. Так, человек, обладающий естественными правами, для нее неисторичен: во все эпохи истории он создан по типу буржуа. Кроме того, история не знает фактов заключения таких договоров. Концепция исходит лишь из презумпции их заключения.

3. Органическая (Спенсер).

Государство уподобляется живому организму, состоящему из клеток, определенных частей (людей) и имеющему волю. Каждый элемент живого организма выполняет конкретную функцию, что и обеспечивает нормальное функционирование всего государства.

4. Патриархальная (Аристотель, Конфуций, Михайловский, Филмер).

Теория исходит из того, что власть монарха вырастает из власти главы большой патриархальной семьи и в силу этого должна строиться по модели семьи.

5. Теория насилия (Дюринг, Каутский, Гумплович).

Теория исходит из того, что государство является продуктом завоевания одного народа другим либо подчинения одной частью общества другой. В подтверждение ее достоверности обычно ссылаются на многочисленные факты истории: завоевание Рима германцами, становление империи Чингисхана и т.д. При кажущейся логичности такого подхода упускается из виду, что само завоевание приобретает смысл лишь на той ступени истории, когда человек стал создавать в процессе труда прибавочный продукт. Поэтому в основе данной теории лежат все-таки экономические факторы, а не сам по себе факт завоевания.

6. Ирригационная (гидравлическая) (Виттфогель).

Возникновение государства связывается с необходимостью строительства гигантских ирригационных сооружений в восточных аграрных областях. Эта необходимость приводит к образованию особого класса, порабощающего общество, поскольку эти работы диктовали необходимость жесткого, централизованного управления, распределения, учета, подчинения и т.п.

7. Марксистская (Маркс, Энгельс, Ленин).

Теория исходит из того, что государство возникает на развалинах родового строя в результате появления частной собственности и раскола общества на классы с непримиримыми интересами. С помощью государства экономически господствующий класс становится и политически господствующим. Однако современная наука считает рубежом, отделяющим догосударственную эпоху от государственно-организованного общества, неолитическую революцию. Она произошла 10 - 12 тыс. лет назад и состояла в переходе от экономики присваивающей, характерной для родового общества, к экономике производящей. Процесс становления государства, описанный Ф. Энгельсом, современная наука рассматривает лишь как один из возможных путей его становления, получивший название европейского пути. Наряду с ним выделяется так называемый восточный путь, который отражает значительно более ранние стадии этого процесса и не связан с расколом общества на классы. В его основе лежит обособление функций по управлению делами общины от самой общины. Если европейский путь становления государства есть, по сути, движение от собственности к власти, то в условиях восточного пути развитие идет в обратном порядке: от власти - к собственности.

8. Психологическая (Тард, Петражицкий).

Теория обращает внимание на роль и значение биологических и психологических факторов в возникновении государства и права. Основные идеи теории:

- психика людей – фактор, определяющий развитие общества, в т.ч. его мораль, право, государство;

- понятие и сущность права выводятся через психологические закономерности: правовые эмоции людей, которые носят императивно-атрибутивный характер, т.е. представляют собой переживания чувства правомочия на что-то (атрибутивная норма) и чувства обязанности сделать что-то (императивная норма);

- все правовые переживания делятся на 2 вида: переживания позитивного (установленного государством) и интуитивного (личного) права. Интуитивное право выступает регулятором поведения.

9. Теория естественного права (Гроций, Гоббс, Руссо, Монтескье, Вольтер, Радищев, Десницкий).

Г. Гроций утверждал, что наряду с изменчивым положительным (позитивным) правом, создаваемым волей Бога или людей (государством), существует неизменное естественное право, т.е. то, «что согласно с природой общества разумных существ». Оно не обусловлено ни временем, ни местом, никем не может быть изменено. Человек рождается с естественными неотъемлемыми правами.

10. Историческая школа права (Савиньи, Гуго, Пухта).

По учению Савиньи, право – продукт «народного духа», творческой деятельности целого народа в его единстве. Оно растет и развивается органически, самопроизвольным историческим процессом, а не создается в тот или иной момент сознательной деятельностью отдельных личностей. Право состоит в тесной связи со всей остальной культурой народа и развивается вместе с ней. Непосредственный выразитель народного сознания – обычай или наука.

11. Примирительная теория права (Берман, Аннерс).

Право возникло для упорядочивания отношений между родами. Сначала между враждующими родами возникали договоры о примирении, затем определенные правила, которые устанавливали различные санкции, все это усложнялось и таким образом возникло право. Внутри рода право появиться не могло, т.к. конфликты внутри рода практически отсутствовали, и оно там не требовалось.

12. Регулятивная теория права.

Право возникает для установления и поддержания единого порядка во всей стране, прежде всего для урегулирования земледельческого и сельскохозяйственного производства.

Билет № 14. Сущность права.

Сущность права главная, внутренняя, устойчивая качественная характеристика права, которая раскрывает природу и назначение права в обществе.

В юридической науке сложилось два главных подхода к определению сущности права:

1. Право выражает волю экономически господствующего класса и навязывает эту волю остальным классам и слоям общества, используя при этом методы насилия, принуждения и подавления.

При таком подходе классовые интересы превалируют над общенародными, а национальные интересы – над общечеловеческими. Это т.н. классовый подход к трактовке сущности права, он характерен для марксистской науки, которая рассматривает право как социально-классовый регулятор общественных отношений.

2. Право есть средство достижения компромисса, средство поиска договоренности, средство согласия, взаимных уступок, а в целом – механизм управления делами общества. Принуждение признается необходимым лишь в случае невыполнения правовых предписаний. Главным в праве являются не принуждение и насилие, а методы согласия и компромисса.

Т.о., в юридической науке сложилось мнение о двойственном характере сущности права. С одной стороны, право выражает волю господствующего класса на государственном уровне. Но оно является инструментом не только политического господства, но и общесоциального регулирования. С другой стороны, право как социальный регулятор обеспечивает порядок в общественных отношениях, регулирует поведение человека и общества в целом, выражая идеи справедливости, свободы и равенства людей, служит благу общества, его интересам.

С учетом сказанного проф. Лившиц определяет сущность права как систему общественного порядка, основанного на учете интересов разных слоев общества, их согласии и снятии общественных противоречий.

Аналогичное определение сущности права формулирует проф. Лейст: «Сущность права отождествляется с правопорядком, представляет собой нормативную форму упорядочения и стабилизации общественных отношений, охраняемую государственным принуждением». Отсюда сущностными качествами права являются нормативность, стабильность и авторитетность.

 

Частное и публичное.

Весьма актуальным для жизни современного российского общества явля­ется деление системы права на отрасли частного права и публичного. Еще в Древнем Риме различалось право частное («jus privatum») и право публичное («jus publicum»). Такое разграничение связывается с именем древнеримского юриста Ульпиана (170-228 гг.), который обосновал его впервые. Он высказал мнение, что публичное право есть то, которое относится к положению Рим­ского государства, тогда как частное относится к пользе отдельных лиц. То есть предметом публичного права является сфера публичных интересов (инте­ресов общества, государства в целом), а предметом частного права - сфера частных дел и интересов.

Разделению права на частное и публичное уделяли внимание Монтескье («О духе законов»), Гоббс, Гегель, российские правоведы Д. Д. Гримм, К. Д. Ка­велин, Н. М. Коркунов, Д. И. Мейер, П. И. Новгородцев, Л. И. Петражицкий, Г. Ф. Шершеневич.

В современной отечественной юридической литературе к отраслям публич­ного права относят государственное, административное, финансовое, уголов­ное, отрасли процессуального права, к отраслям частного права - гражданское, трудовое, семейное, а также такие комплексные отрасли, как торговое, коопе­ративное, предпринимательское, банковское и др.

Советская правовая доктрина отвергала концепцию частного права как несовместимую с природой социалистического строя. В связи с подготовкой первого советского Гражданского кодекса Ленин в 1922 г. выразил свою по­зицию следующим образом: «Мы ничего «частного» не признаем, для нас все в области хозяйства есть публично-правовое, а не частное». Исходно такая позиция обусловлена тоталитарной природой социалистического государст­ва, огосударствлением общественной и частной жизни, отсутствием частной собственности и свободы частного предпринимательства. Таким образом, нужно заметить, что в России накоплен опыт регулирования социальной сфе­ры публично-правовыми методами, для которых характерны юридическая централизация (регулирование «по вертикали», из единого центра - государ­ства) и императивность, не оставляющая места усмотрению субъектов.

Напротив, сфера частного права предполагает децентрализацию юридиче­ского регулирования (когда юридически значимые решения принимаются участниками гражданского оборота самостоятельно) и диспозитивность (свободу выбора юридических решений).

Таким образом, основной смысл различения частного и публичного права состоит в установлении пределов вторжения государства в сферу имущественных и иных интересов индивидов и их объединений. Государство в этой сфере должно выступать лишь в роли арбитра и надежного защитника прав и законных интересов участников гражданского оборота.

В настоящее время в России происходит становление рыночной экономи­ки, и законодательно закреплена частная собственность, в связи с чем разви­тию частного права придается большое значение. В декабре 1991 г. распоря­жением Президента РФ создан Исследовательский центр частного права. Принят новый Гражданский кодекс Российской Федерации, содержание ко­торого пронизано идеями частного права.

При всей важности и принципиальности деления права на частное и пуб­личное, критерии такого деления неоднозначны, а границы достаточно ус­ловны и размыты. Российский цивилист Михаил Михайлович Агарков (1890-1947 гг.) отмечал, что могут возникать комбинации публично-правово­го и частно-правового элементов, смешанные публично-правовые и частно-­правовые институты. М.М. Агарков подчеркивал, что публичное право есть область власти и подчинения, частное (гражданское) - область свободы и ча­стной инициативы. Иногда критерием отнесения отношений к публично-правовым полагают участие в них в качестве одной из сторон государства. Однако как государство в целом, так и его органы, могут выступать в качест­ве юридических лиц участниками частноправовых отношений.

Состав правоотношения.

Правоотношения - урегулированные нормами права общественные отношения, участниками которых являются носители субъективных прав и юридических обязанностей.

В состав правоотношения входят: субъекты, содержание, объект.

Субъект правоотношений - это участники, стороны правовых отношений, обладающие корреспондирующими юридическими правами и обязанностями. Различают индивидуальных и коллективных субъектов.

Объект правоотношений - то, по поводу чего возникает, существует само правоотношение, то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности сторон. Представляет собой:

• материальные/нематериальные блага

• действие, поведение людей

• культурные ценности, нематериальный результат человеческого труда и т.п.

• ценные бумаги, официальные документы.

Содержание правоотношений - субъективные права и юридические обязанности.

Субъективное право - мера возможного, дозволенного поведения. Структура субъективного права (что в него включается):

1. возможность положительного действия самого управомоченного лица, т. е. возможность
на собственные действия.

2. возможность требования соответствующего поведения от правообязанного лица, т.
е. право на чужие действия.

3. возможность прибегнуть к государственному принуждению в случае неисполнения противостоящей стороной своей обязанности (притязание).

4. возможность пользоваться на основе данного права определенным социальным
благом.

Юридическая обязанность — мера должного поведения. Структура юридической обязанности:

1. необходимость совершать определенные действия либо воздержаться от них.

2. необходимость для правообязанного лица отреагировать на обращенные к нему
законные требования управомоченного.

3. необходимость нести ответственность за неисполнение этих требований.

4. необходимость не препятствовать контрагенту пользоваться тем благом, в
отношении которого он имеет право.

 

Билет №52. Содержание правоотношения. Субъективное право и юридическая обязанность.

Правоотношения - урегулированные нормами права общественные отношения, участниками которых являются носители субъективных прав и юридических обязанностей.

Содержание правоотношений - субъективные права и юридические обязанности.

Субъективное право - мера возможного, дозволенного поведения. Структура субъективного права:

5. возможность положительного действия самого управомоченного лица, т. е. возможность
на собственные действия.

6. возможность требования соответствующего поведения от правообязанного лица, т.е. право на чужие действия.

7. возможность прибегнуть к государственному принуждению в случае неисполнения
противостоящей стороной своей обязанности (притязание).

8. возможность пользоваться на основе данного права определенным социальным
благом.

Юридическая обязанность — мера должного поведения. Структура юридической боязанности:

5. необходимость совершать определенные действия либо воздержаться от них.

6. необходимость для правообязанного лица отреагировать на обращенные к нему
законные требования управомоченного.

7. необходимость нести ответственность за неисполнение этих требований.

8. необходимость не препятствовать контрагенту пользоваться тем благом, в
отношении которого он имеет право.

 

Билет №65. Виды толкования.

Официальное толкование: дается уполномоченным на то органом, формулируется в специальном акте и формально обязательно для определенного круга исполнителей толкуемой нормы.

Нормативное толкование: официальное разъяснение, которое обязательно для всех лиц и органов, подчиненных (подведомственных) органу, производящему толкование, и распространяется на все случаи, предусмотренные толкуемой нормой, обеспечивая тем самым единообразие и правильное проведение в жизнь ее предписаний. Его действие зависит от правомочий органа, издавшего такое разъяснение, от юридической силы актов, в которых оно воплощается.

Аутентичное толкование: нормативный акт, который на практике вызывает неясности или противоречиво применяется, официально разъясняет путем нормативного толкования сам орган, издавший этот акт

Легальное толкование: толкование может даваться в форме инструкций, разъяснений также особыми органами в силу предоставленных им специальных постоянных либо разовых полномочий.

Казуальное толкование: официальное разъяснение смысла нормы, которое дается судебным или иным компетентным органом в связи с разрешением конкретного дела и формально обязательно лишь при его рассмотрении. Цель такого толкования - правильное решение дела. Казуальное толкование имеет место там, где в процессе правоприменения ставится специальная цель разъяснить норму (например, разъяснение вышестоящего суда по поводу и в связи с рассмотрением дела, если решения или определения нижестоящих судов по нему являются неправильными, не соответствующими закону).

Судебное толкование: дается судом, действительно в рамках данного дела, но играет роль в формировании судебной практики.

Административное толкование: дается другим компетентным органом, обязательно для подведомственных органов и в других делах.

Неофициальное толкование: осуществляется общественными организациями, научными и учебными учреждениями, практическими работниками и другими лицами в форме рекомендаций и советов. Не являются юридическими фактами, не имеют юридической силы.

Обыденное: дается гражданами на кухне;

Профессиональное: адвокатом или юрисконсультом;

Доктринальное: дается юристами-учеными в публикациях и работах.

Материалы обсуждения и принятия законопроектов: одну из разновидностей неофициального толкования, имеющую большое значение для правильного понимания закона, составляют материалы обсуждения и принятия законопроектов (докладная записка, доклады и прения по обсуждаемым законопроектам, протоколы и т.д.). Необходимо также ознакомление с различного рода комментариями к статьям и разделам нормативных правовых актов, помещаемыми в сборниках и справочниках по законодательству.

По объему: в процессе толкования смысл нормы объясняется как общее правило, в точном соответствии с текстом нормативного акта (буквальное толкование). Это служит необходимым условием укрепления законности, правопорядка в стране. Однако в отдельных случаях может возникнуть некоторое несоответствие между действительным содержанием нормы и ее оформлением, заключающееся в том, что словесная формулировка бывает уже или шире, чем та мысль, которую законодатель вложил в нее. В таких случаях принято говорить либо о распространительном (расширительном) толковании, когда действительное содержание нормы понимается несколько шире, чем ее словесное выражение, либо об ограничительном толковании, когда смысл нормы понимается несколько уже, чем это прямо выражено в буквальной формулировке нормы.

Первая и наиболее простая причина распространительного и ограничительного толкования - наличие других норм близкого содержания, которые могут в той или иной степени сузить или, наоборот, расширить объем действия толкуемого предписания. Особенно это важно для случаев, когда сравнивается норма, изданная ранее, с новой, изданной позже, которая не отменяет полностью старую, но в определенной степени корректирует ее содержание.

Вторая причина сводится к тому, что словесное выражение нормы в силу тех или иных дефектов оформления недостаточно полно и четко выражает ту мысль, которую законодатель вложил в нее.

 

Билет № 1. Теория государства и права как наука: предмет, методы, функции. Соотношение теории государства и права с иными общественными и юридическими науками.

Предмет теории государства и права.

Теория – это система понятий, в которых научно отражена природа, сущность, закономерности, тенденции функционирования и развития познаваемого предмета.

Предмет изучения ТГП составляет не просто государство и право, а общие закономерности существования и развития государственно-правовых явлений, их сущность и назначение.

ТГП формулирует понятия, категории, конструкции, модели отдельных юридических явлений, ставя своей задачей изучения не всех, а специфических закономерностей возникновения, развития и функционирования государства и права. Кроме того, предмет ТГП включает разнообразные вопросы, характеризующие государство и право с т.з. их формы, функций, механизмов проявления, а также основные понятия, общие для отдельных групп или всех юридических наук.

Т.о., предмет ТГП составляют:

1) общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права;

2) сущность, типы, формы, функции, структура и механизм действия государства и права, правовая система;

3) основные государственно-правовые понятия, общие для всей юридической науки.

Предмет ТГП историчен, он изменяется и развивается с течением времени.

Проф. Венгеров предлагает относить к предмету ТГП не только закономерное, но и случайное.

Государство и право взаимообусловлены и взаимосвязаны между собой.

Система теории государства и права.

Нет однозначности мнения по этому вопросу в правовых кругах. Алексеев С.С. - ТГП состоит из 3-х взаимодействующих частей:

Философия права - состоит из методологических проблем правоведения.

Социология права - вопросы эффективного действия законодательства, условия и причины правонарушений, социальная структура и уровни правового сознания населения.

Специально-юридическая теория - включает в себя: проблемы источников права, классификацию юридических норм, юридических фактов, коллизии норм, приёмов, толкования, применения юридических норм.

Алексеев: "Данная структура носит условный характер, это общие направления в рамках единой науки, а не отдельные части".

Структура ТГП.

Теория государства – вопросы, касающиеся такого явления как государство: понятие, сущность, форма, функции, механизм, типология государства.

Теория права – вопросы, затрагивающие такое явление как право: понятие, сущность, нормы, формы, система, толкование, реализация и применение права. Правовое регулирование, правотворчество, правосознание и правовая культура, правонарушение, законность и правопорядок и т.д.

Также возможно выявление структуры ТГП по следующим основаниям: В зависимости от метода и объекта изучения.

Методы ТГП.

I. Философские.

а) диалектико-материалистический (право существует как социальное явление)

б) идеалистический (существование государства и права связывается с объективным или субъективным разумом)

в) прагматизм (понятие научной истины неуловимо, ибо истинно все то, что приносит успех)

г) интуитивизм (анализ целостной проблематики государства и права с помощью вдохновения)

д) аксиологический (анализ государства и права как специфических ценностей)

II. Общенаучные.

а) логический (анализ (процесс разложения целого на части для выявления структуры исследуемого объекта), синтез (воссоединение целого из частей), индукция (получение общего знания на основе частного), дедукция (получение частного знания на основе общего);

б) исторический (изучение явлений с учетом специфических исторических условий и особенностей);

в) системный (исследование государственно-правовых явлений как взаимосвязанных систем);

г) функциональный (изучение государственно-правовых явлений как действующих феноменов);

д) герменевтический (вложение в исследуемые понятия содержания автора).

III. Частнонаучные (специальные).

а) специально-неюридические:

- статистический (анализ количественных показателей, отражающих состояния и динамику явления);

- метод структурного анализа (анализ государственно-правовых объектов как сложных противоречивых систем);

- общие социальные методы (учет всех социальных факторов, всесторонняя оценка действительности для поиска оптимальных вариантов правовых решений);

- кибернетический (использование понятий и технических средств кибернетики (управление, обратная связь) для разработки автоматизированной обработки, хранения, поиска правовой информации);

- моделирования - изучение государственно-правовых явлений, процессов и институтов на
их моделях, т.е. путем мыслительного, идеального воспроизведения исследуемых объектов;

- социально-правового эксперимента- создание в экспериментальном порядке
государственно-правовых явлений и проверка их "действий" в конкретных условиях.

б) специально-юридические

- формально-логический (позволяет найти несоответствие правовых норм реалиям общественной жизни, противоречия НПА между собой);

- сравнительный (ср-е правовых систем и их элементов);

- исторический (способ познания закономерностей становления и развития государства и права).

Функции ТГП.

1. Гносеологическая (изучение и объяснение процессов, происходящих в государственно-правовой надстройке, определение их сущности и содержания, а также тенденций развития).

2. Онтологическая (определяет понятия государства и права, причины их возникновения, состояние в наст-м и судьбу в будущем).

3. Эвристическая (открывает новые закономерности в прогрессе государственно-правовых явлений).

4. Методологическая (разработка в рамках ТГП приемов и способов использования различных областей знания для решения теоретических проблем юриспруденции).

5. Идеологическая (ТГП вырабатывает и формулирует идеи, предложения по совершенствованию действ-го законодательства, улучшению деятельности органов государства, укреплению правопорядка и т.д.).

6. Воспитательная (повышение правовой культуры; вооружение государственных органов, должностных лиц, СМИ правильными ориентирами в сфере государственно-правовой жизни).

7. Практически-организаторская (рекомендации по улучшению правотворческой и правоприменительной деятельности государства).

8. Прогностическая (предсказательная) (на основе полученных данных ТГП прогнозирует развитие государства и права в будущем, их проблемы).

Теория государства и права в системе общественных и юридических наук.

В зависимости от объекта выделяют 3 вида наук: технические, гуманитарные, биологические. Все перечисленные науки взаимодействуют, гуманитарные (к которым относится ТГП) - не исключение, это взаимодействие способствует прогрессу.

ТГП можно назвать общественной наукой. Теснее всего она связана со следующими общественными науками:

- философия (разрабатывает идею государства и права через призму их ценности или антиценности для общества и отдельного человека; определяет сущность, природу, назначение и место ТГП в системе социальных явлений; ТГП использует такие философские категории как сущность, форма, содержание, система, структура и т.д.);

- социология (рассматривает влияние различных социальных факторов на государство и право);

- политология (ТГП изучает государство как элемент политической системы, а право как способ регулирования политических процессов и явлений, ТГП нуждается в политологии для характеристики взаимодействия институтов государства и негосударственных политических институтов. Политология заимствует у ТГП сведения о механизме и функциях государства);

- экономика (ТГП определяет пределы зависимости государства права от экономики, способы правового управления экономической жизнью общества)

- психология и этика - изучают механизм регулирования поведения личности. Для ТГП важны факты, влияющие на мотивы поведения лиц, соблюдающих и реализующих правовые нормы;

- герменевтика (изучение юридических текстов).

Таким образом, связь теории государства и права с различными общественными науками носит двусторонний характер.

По отношению к другим юридическим наукам ТГП выступает как обобщающая, исходная (от уровня ее развития зависит состояние юриспруденции в целом), фундаментальная (раскрывает глубинные связи и отношения), методологическая (разрабатывает идеи и концепции, методологические основы научного понимания государства и права, государственно-правовых явлений; раскрывает взаимосвязь государства, права и иных сфер жизни общества и человека).

Отраслевые юридические науки исследуют конкретные юридические учреждения и предписания, а также соответствующую юридическую практику. Это основной по объему блок юридических наук и учебных дисциплин. Предметом данных наук являются отдельные аспекты государственно-правовой действительности, а ТГП изучает государственно-правовую действительность в целом. Отраслевые науки дают ТГП фактический материал, в отраслевых науках понятия теории государства и права приобретают конкретное содержание.

Исторические юридические науки рассматривают процесс развития государственно-правовых учреждений (история государства и права) или учений о государстве и праве (история политических и правовых учений).

Результат исследований истории государства и права - выявление ряда событий и фактов, причин и их анализ. ТГП же устанавливает закономерности их возникновения, функционирования и развития. Исторический материал даёт богатый материал для ТГП, а в свою очередь ТГП, помогает устранять пробелы в истории

Прикладные юридические науки (криминалистика, судебная медицина, судебная психология) используют достижения естественных и технических наук для решения юридических вопросов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 554; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.188.16 (0.118 с.)