Тема. Экономические методы управления, регулирование рационального природопользования и охраны ос 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема. Экономические методы управления, регулирование рационального природопользования и охраны ос



 

Экономические методы управления процессом природопользования принадлежат к наиболее распространенным в мировой практике. Это – платежи за ресурсы и загрязнения, предоставление услуг в налогообложении предприятий, предоставление на льготных условиях кратко- и долгосрочных кредитов для реализации проектов относительно обеспечения рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей природной среды, освобождение от налогообложения фондов охраны окружающей среды; передача части средств внебюджетных фондов охраны окружающей природной среды на долгосрочных договорных условиях предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам для принятия мер с гарантированным снижением выбросов и сбросов загрязняющих веществ, на развитие экологически безопасных технологий и производства, инвестиции на охрану природы, создание государственного и региональных экологических фондов.

Одним из наиболее важных экономических методов является оплата за ресурсы. Научной основой для определения размеров такой оплаты служит их экономическая оценка, в основу которой положена дифференцированная рента.

В общем виде различают шесть видов платежей за ресурсы:

1. Платежи за право пользования природными ресурсами.

2. Оплата за воспроизводство и охрану природных ресурсов.

3. Рентные платежи за эксплуатацию лучших природных ресурсов или за качество, или за местом их расположения относительно рынка.

4. Штрафные платежи за превышение нормы использования природных ресурсов.

5. Компенсационные платежи за добычу природных ресурсов из целевого использования или ухудшения их качества, вызванное деятельностью этих предприятий.

6. Оплата предприятий за использование среды для размещения отходов производства.

Нормативные платежи за землю дифференцируются по видам сельскохозяйственных угодий, по типам грунтов и используются в начислении денежной стоимости объектов, которые сооружаются на землях изъятых из сельскохозяйственного оборота.

Нормативы платежей отличаются в зависимости от землепользователей: для промышленных объектов за отведение пахотных земель и многолетних насаждений оплата в 2-2,5 раза выше, чем за отведение кормовых угодий, сенокошения и пастбищ

Плата за изъятие земли городским строительством дифференцируется по экономическим районам с учётом населения города.

Плата за воду осуществляется промышленными предприятиями и коммунальными службами. Они дифференцируются по бассейнам рек и колеблются в пределах от 1,5 до 3 коп. за 1 м3 воды.

За последнее десятилетие цены на топливные ресурсы в Украине были настолько низкие, что это привело к убыточности угольной промышленности. Кроме того, электроэнергия была только в 2, 8 раза дороже от угля, а это способствовало внедрению энергоемких производств.

К экономическим методам управления процессом природопользования относятся также платежи за загрязнения. Согласно постановлен. КабМин. Украины от 13.01.1992г. №18, плата за загрязнения окружающей среды устанавливается за:

· выбросы в атмосферу загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками загрязнения;

· сбросы загрязняющих веществ в поверхностные воды, территориальные и внутренние морские воды, а также в подземные горизонты, в том числе выбросы, которые проводятся предприятиями через систему коммунальной канализации;

· размещение отходов в окружающей среде.

Размеры указанных платежей устанавливаются на основании лимитов выбросов и сбросов загрязняющих веществ, которые определяются для предприятий с учетом предельно допустимых выбросов (ПДВ) и сбросов (ПДС) относительно каждого ингредиента в тоннах на год. Лимиты размещения отходов в окружающей природной среде определяются для предприятий как физический объем отходов по классам их токсичности. Их устанавливают органы Министерства охраны окружающей среды Украины в форме выдачи разрешений на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и размещения отходов. Лимиты выбросов и сбросов загрязняющих веществ устанавливаются на один год и сообщаются предприятию не позднее 1 июля предыдущего года.

За сверхлимитные сбросы и выбросы загрязняющих веществ и размещение отходов (свыше ПДВ, ПДС) устанавливаются штрафные платежи – повышенный размер платы в сравнении с базовыми нормативами платы (налогами в границах от 1 до 5 раз).

Платежи за загрязнение окружающей природной среды (кроме расположенных в городах республиканского подчинения) перечисляются в следующем объёме: 70% - во внебюджетные фонды охраны окружающей природной среды советов народных депутатов; 20% - во внебюджетные фонды охраны окружающей природной среды Автономной Республики Крым и областных советов народных депутатов, 10 % - на счет республиканского внебюджетного фонда Минприроды Украины.

Предприятия, расположенные в городах республиканского подчинения, платежи за загрязнение окружающей природной среды перечисляются: 90 % - во внебюджетные фонды охраны природы городских советов народных депутатов и 10% - на счет республиканских внебюджетных фондов охраны природы Министерства охраны окружающей природной среды и ядерной безопасности Украины.

Критерием для расчета платежей за загрязнение являются убытки от него. Эти убытки проявляются равномерно в моральном, социальном, эстетическом, натуральном, экономическом аспектах. Но в большей мере оценивается экономический ущерб, который всегда является только частью, хоть и очень весомой, общих убытков. Оценка морального и социального ущерба составляет определенную сложность из-за отсутствия соответствующих методик.

Под экономическим ущербом от вредного влияния на окружающую среду отходов производства понимают фактические или возможные затраты народного хозяйства, выраженные в стоимостной форме, и затраты на компенсацию этих потерь. Загрязнение окружающей среды приводит к возникновению двух видов затрат: на предупреждение влияния на загрязнение среды и на предупреждение влияния загрязненной среды на людей. Затраты на предотвращение загрязнения осуществляются непосредственно на предприятии или в другом источнике загрязнения с целью уменьшения вредных выбросов. Это может быть строительство очистных сооружений, внедрение экологически чистых технологий, предварительная обработка топлива (например, удаление серы) и т.д. Эти затраты уменьшают экономические потери.

Затраты на компенсацию потерь вместе с собственно потерями и составляют экономические потери. Эти две формы потерь выступают одна по отношению к другой как своеобразная альтернатива.

Экономические потери – величина комплексная. Чаще всего их выражают суммой основных локальных потерь:

а) от ухудшения здоровья населения;

б) по коммунальному хозяйству;

в) по сельскому и лесному хозяйству;

г) по промышленности.

Сущность потерь от ухудшения здоровья населения лежит в недопроизводстве национального дохода из-за потерь рабочего времени, дополнительные затраты на медицинское обслуживание, на выплату по больничному листу, пенсий и т.п. Потери в коммунальном хозяйстве можно рассматривать как дополнительные затраты на уборку пыли, частую покраску деревянных и металлических конструкций, затрат на моющие средства и т.п. Убытки в сельском хозяйстве обусловливаются ценностью посевных площадей на загрязненных участках, причём это, во-первых, снижение урожайности сельскохозяйственных культур, а во-вторых – загрязнения сельхозпродукции. Урожайность зерновых культур вследствие загрязнения уменьшаются на 20-25%, подсолнечника – на 15-20%, овощей на 15-30%. В загрязненных районах увеличивается заболеваемость большого рогатого скота: лейкозом в 2, туберкулёзом 1,5, маститами 1,9 раза выше, чем в экологически чистых районах. Снижается производительность скота, например, в Донецком регионе надои молока на 13-14 % ниже, чем в условно чистых хозяйствах.

Загрязнение сильно влияет на лесное хозяйство: известно, что загрязнением повреждено в Германии 35% лесных массивов, в Австрии –40%. Убытки, причиняемые атмосферным загрязнением производственным факторам скрывают в себе убытки на текущие капитальные ремонты основных производственных фондов, потери на преждевременную утилизацию оборудования, от простоев оборудования в ремонте и т.д.

Экономические потери рассчитывают в пяти видах:

1) фактические потери, т.е. потери или негативные изменения, которые возникают от загрязнения окружающей природной среды и могут быть оценены в стоимостной форме в отчетном периоде;

2) возможные, которые будут наблюдаться в перспективе через возможное загрязнение окружающей среды, т.е. имеют условно теоретический характер;

3) предотвращенные, которые составляют разницу между фактическими и возможными потерями;

4) ликвидированные - та часть потерь, на которую их было уменьшено благодаря осуществлению природозащитных мер;

5) потенциальные – потери, которые могут быть заданы обществу в будущем посредством нынешнего загрязнения окружающей природной среды.

В современной практике финансирование затрат на осуществление мер по охране окружающей природной среды и рациональному использованию природных ресурсов проводится за счет средств государственного бюджета, предприятий и учреждений.

За счет средств государственного бюджета инвестируются преимущественно большие природоохранные меры общецелевого назначения: государственные программы ликвидации последствий промышленных аварий и стихийных бедствий, государственные территориальные, отраслевые перспективные и текущие планы по охране и воспроизводству природных ресурсов, государственные планы и смета на ведение заповедного хозяйства в заповедниках, природных парках, памятниках природы, заказниках и т.п. Капиталовложения на эти меры были всегда незначительными, часто выделялись по остаточному принципу.

Для финансирования мер по охране окружающей природной среды создаются государственный и местные внебюджетные фонды.

 

Ситуация с водопотреблением, образованием сточных вод и их очисткой в Украине и Одесской области

 

Экологическая обстановка в Одессе уже перешла за критическую черту. Вот данные только за 1999 г.: в воздухе – 127,5 тыс.т вредных веществ, степень загрязнения превышает Донбасские показатели, в реки и озера одесщины сброшены 299 млн. м3 загрязненных сточных вод (2/3 пришлось на долю города!), 75 млн. м3 мерзости ушли в водоемы без какой-либо очистки. В Днестре, поильце Одессы, - 140 млн. м3 адской смеси, в которой 21,8 тыс.т сульфатов, 38,8 тыс.т хлоридов, 17,3 т нефтепродуктов. Это только украинская статистика, а Днестр ведь протекает и по всей территории Молдовы. Приднестровья. В результате одесситы болеют чаще и тяжелее, чем остальные жители Украины; в частности, по онкологическим заболеваниям Южная Пальмира является одним из «лидеров». В 1999 г. от рака умер 5171 житель области, т.е. 14 человек ежедневно. «Обгоняем» среднеукраинские показатели и по смертности от инфекционных заболеваний, от болезней органов пищеварения, растет детская смертность. На 10000 новорожденных (до 1 года) не доживает 138 малышей, а в среднем по Украине – 128.

Одесская областная организация Партии зеленых Украины, по результатам запросов, направленных различным подразделениям и структурам местного самоуправления, предприятиям города, сообщает населению о прогнозах экологической ситуации в Одессе и запланированных мероприятиях по ее улучшению на 2002 г. Так, экологическая ситуация в Одессе по-прежнему будет оставаться напряженной по причине техногенной перегруженности водного и воздушного бассейнов, а также использования экологически опасных технологий. Прогнозируется, что объем сточных вод, которые сбрасываются в поверхностные водоемы, превысит 234 млн. м3, что составит 98,6% в сравнении с показателями 2001 г. Незначительно возрастут выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников. Основными загрязнителями воздуха остаются предприятия химической, энергетической, цементной промышленности и автотранспорта.

Вместе с тем запланирован также ряд мероприятий для улучшения экологической ситуации в городе. Так, в Лузановке продолжится экологическая реабилитация прудов-отстойников на месте закрытой ППС, проводимая Одесской железной дорогой. На ОАО «Эксимнефтепродукт» будет переведена с мазута на газ котельная. ОАО «Лукойл-Одесский НПЗ» намерен ввести в строй установку изомеризации бензина. Одесский морской торговый порт модернизирует канализационную системув районе Военного мола и введет в строй очистные сооружения сливных вод на 29-м причале. На предприятиях Одессы будет проведена инвентаризация и паспортизация отходов.

Продолжится также реализация программы «Чистая вода», в рамках которой на протяжении года будут дополнительно введены в эксплуатацию новые бюветные комплексы артезианского водоснабжения. В Одессе накоплен достаточно разнообразный опыт эксплуатации водоочистных установок коллективного пользования для дополнительной очистки водопроводной воды, что позволяет считать этот путь повышения качества питьевой воды для населения перспективным и реальным.

Накопившиеся за несколько десятков лет смывочные нефтеотходы (СНО) в прудах-отстойниках в районе станции Одесса-Сортировочная представляют, с одной стороны, существенную опасность для окружающей среды (воздух, почва, грунтовые воды), рекреационной зоны (Куяльницкий лиман) и густонаселенного жилого массива (пос. Котовского), а с другой — могут служить дополнительным источником столь дефицитного в Украине углеводородного сырья. Исследования СНО показали экономическую целесообразность и перспективность утилизации смывов нефтепродуктов, скопившихся в прудах-отстойниках станции Одесса-Сортировочная, в виде компонентов жидкого и твердого топлива, а также в качестве альтернативного углеводородного сырья для производства дорожных и кровельных битумов и мастик.

Зонами наибольшего загрязнения в границах Украины по-прежнему остаются севастопольские бухты. Здесь содержание нефтепродуктов в поверхностных слоях моря превышают допустимые значения в 1,5-2 раза, что связано с негативным воздействием Черноморского флота. Наиболее чистыми по содержанию нефтепродуктов в морских водах являются прибрежные воды Большой Ялты (0,02 мг/л), что соответствует уровню загрязнения нефтепродуктами открытых частей Черного моря. В Одесском и Керченском регионах в последние годы их содержание также соответствует предельно допустимым величинам. Отмечается повышение уровня содержания нефтепродуктов в водах Херсонского и Николаевского морских торговых портов, расположенных па реках. Концентрации нефтепродуктов в Николаевском морском торговом порту нередко превышают 2-3 ПДК, что обусловлено значительным антропогенным влиянием сточных вод муниципальной канализационной системы, сбрасывающей сточные воды без очистки в акваторию порта. Концентрации железа, фенолов, поверхностно-активных веществ (СПАВ) не превышают допустимых норм. Содержание основных биогенных веществ в морских водах находится на постоянном уровне, который значительно ниже ПДК, что благоприятно влияет на состояние всей экосистемы отрытых частей Черного моря. Как положительный фактор следует отметить отсутствие в последние годы явления «цветения» морской воды в открытых частях прибрежных вод, что возможно лишь при стабильно низких концентрациях биогенных веществ.

Значительное влияние на экологическое состояние прибрежных вод Черного моря оказывают сбросы с объектов коммунального хозяйства. В большинстве крупных городов — Одессе, Севастополе, Керчи, Феодосии, Ялте — коммуникации муниципальных коллекторов находятся в критическом состоянии, что приводит к частым аварийным ситуациям со сбросом значительного количества неочищенных сточных вод в прибрежную зону. В связи со значительной нагрузкой на экологическую систему эти сбросы приводят к резкому ухудшению кислородного режима акватории, в результате чего могут развиваться локальные заморные явления. С 1999 г. сохраняется тенденция снижения объемов сброса сточных вод в морскую среду. В Одесском регионе в последние годы отмечается значительное уменьшение сброса как неочищенных, так и недостаточно очищенных сточных вод. Госинспекция осуществляет постоянный лабораторный контроль всех аварийных сбросов возвратных и сточных вод и определяет их влияние на качество морской среды.

В период летнего сезона проводится дополнительный мониторинг качества морских вод на пляжах региона. Как правило, уровень загрязняющих химических веществ антропогенного происхождения в морских водах пляжей ниже предельно допустимых концентраций.

Однако пляжи Украины расположены в основном в мелководной, интенсивно прогреваемой и опресненной зоне северо-западной части Черного моря и ощущают на себе значительный пресс речного стока и сброса недостаточно очищенных сточных вод очистных сооружений, которые не прошли обеззараживания.

Морские воды на пляжах имеют порой высокие показатели бактериологического загрязнения, что часто приводит к закрытию пляжей органами госнадзора Минздрава Украины.

 
 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 482; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.202.45 (0.016 с.)