Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Экологические механизмы охраны окружающей средыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
До недавнего времени в нашей стране отсутствовали эффективные экономические рычаги, способствующие сохранению и рациональному использованию окружающей среды. Ныне в России создан и функционирует экономический механизм охраны окружающей среды, ориентированный на рыночную экономику, а точнее, соответствующий критериям переходного периода к ней. Его главная особенность — ориентация не на плановое централизованное финансирование из государственного бюджета, а в основном на экономические мето-ды регулирования. Делать выводы о высокой эффективности нового экономического механизма охраны окружающей среды ¦и природопользования преждевременно, он требует дальнейшего развития и совершенствования.
Согласно Закону РФ «Об охране окружающей среды» (2002) Основными задачами экономического механизма являются: планирование и финансирование природоохранительных мероприятий; установление лимитов на размещение отходов, объемов выбросы и сбросы загрязняющих веществ; г- установление нормативов платы и размеров платежей за выбросы и сбросы загрязняющих веществ, размещение от^ ходов и другие виды вредного воздействия; Структура экономического механизма охраны окружающей среды (по В. В. Петрову)
- предоставление налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении малоотходных и ресурсосберегающих технологий и нетрадиционных видов энергии, осуществлении других эффективных мер по охране окружающей среды;
В России создан и функционирует экономический механизм охраны окружающей среды, ориентированный на рыночную экономику. Его главная особенность - ориентация на экономические методы регулирования.
Цель экономического механизма природопользования — согласование экономических и экологических интересов общественного производства федеральных, региональных, локальных, а также территориальных ведомственных, между предприятиями.
Новая структура: экономического механизма сочетает как ранее действующие нормы (природоресурсные кадастры, материально-техническое обеспечение и др.), так и новые экономические стимулы (экологические фонды, плата за пользование природными ресурсами, экологическое страхование и др.) Согласно Закону Российской Федерации об охране окружающей природной среды (1991), основными задачами экономического механизма являются: - планирование и финансирование природоохранных мероприятий, - установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ; -установление нормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды вредного воздействия; - предоставление налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении малоотходных и ресурсосберегающих технологий и нетрадиционных видов энергии, осуществлении других эффективных мер по охране окружающей природной среды; - возмещение вреда, причиненного окружающей природной среде здоровью человека, По мнению ученых, главная специфическая особенность нового экономического механизма - сделать охрану окружающей среды составной частью производственно-коммерческой деятельности, чтобы хозяйственник, предприниматель бы заинтересован в охране окружающей среды не меньше, чем он заинтересован в выпуске конкурентоспособной продукции. Однако делать выводы о высокой эффективности нового экономического механизма охраны окружающей среды природопользования преждевременно, он требует дальнейшего развития и совершенствования.
Экономические, экологические и некоторые другие показатели природных ресурсов обычно обобщают в виде кадастров.
Кадастр (франц. Cadastre) - систематизированный свод сведений, количественно и качественно характеризующих определенный вид природных ресурсов или явлений, в ряде случаев с их социально-экономической оценкой. Кадастры составляют специально уполномоченные органы Госкомэкологии России для комплексного учета природных ресурсов на территориях республик, краев и областей, рационального их использования, для дифференциации платы за ресурсы и т.д. Различают земельный, водный, лесной кадастр недр, животного мира, медико-биологический, промысловый и другие виды кадастров. В последнее время в связи с обострением экологической ситуации возникла необходимость учета размещения отходов по составу и степени токсичности, а также регистрации заrpязнителей окружающей среды. Объектом регистрации служат все опасные и потенциально опасные вещества, независимо от их происхождения, как производимые на территории России, так и ввозимые из-за рубежа.
Важнейшими принципами экологической политики в прогнозируемый период являются: научная обоснованность экологической политики; сохранение биоразнообразия как условия существования человечества; минимизация негативного воздействия на окружающую среду в условиях экономического роста; возмещение экологических затрат и компенсация эколого-экономического ущерба; экологическая «чистота» хозяйственной деятельности, максимальная утилизация отходов производства и потребления; активизация международного сотрудничества в решении глобальных экологических проблем. В качестве основных направлений и мер экологической политики должны стать: · улучшение экологической ситуации на основе повышения технологического уровня производства, сокращения объемов выбросов и сбросов загрязняющих веществ, предотвращения деградации земель, увеличения объемов переработки и обезвреживания отходов; · минимизация эколого-экономических ущербов от катастроф техногенного и природного характера за счет проведения превентивных организационно-технических мер, внедрения рыночных механизмов природопользования; · сохранение природных экосистем и исчезающих видов живых организмов на основе научно обоснованных и экономически эффективных лимитов использования природных ресурсов, нормативов предельно допустимых концентраций; · целенаправленное сокращение удельного потребления энергии и ресурсов на основе внедрения высоких технологий; · экологизация всех сфер производства и потребления как важнейшего средства достижения устойчивого развития и создания благоприятной среды обитания. Для реализации этих направлений и обеспечения экологической безопасности необходимо осуществить следующие меры: · усовершенствовать нормативную правовую базу в части установления эколого-экономических ограничений и регламентации режимов природопользования; · обеспечить развитие рыночных отношений в сфере природопользования, включая платность на основе рентной составляющей, максимально возможную реализацию принципов «загрязнитель платит» и «потребитель платит», отражающих эффективность и справедливость государственного регулирования процессов природопользования; · осуществить внедрение новых малоотходных и ресурсосберегающих технологий и переход на международные стандарты технологических процессов и выпускаемой продукции; · расширить использование финансово-экономического механизма регулирования природопользования, включающего ценообразование, рентное налогообложение, а также систему государственной поддержки важнейших инвестиционных проектов; · усилить роль экологической экспертизы, разработать и внедрить методику экологической оценки инвестиционных проектов, научно-технических и социально-экономических прогнозов и программ; · сократить объемы образования и накопления отходов, увеличить масштабы использования вторичных ресурсов, обеспечить безопасную утилизацию, в первую очередь, токсичных отходов.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 1574; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.54.188 (0.007 с.) |