Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Фармакодинамика лекарственных средств↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Первичная фармакологическая реакция как основа механизма действия. Понятие о рецепторах, их эндо- и экзогенных лигандах, аффинитете, внутренней активности, полных и частичных агонистах, антагонистах. Пострецепторные звенья механизма действия. Фармакологические эффекты, имеющие нерецепторные механизмы (основанные на физико-химических свойствах веществ – осмотические диуретики, плазмозаменители, спирт этиловый, эфир для наркоза; на прямом взаимодействии лекарственных веществ с малыми молекулами и ионами – хелатирующие соединения; на непосредственном участии лекарственных веществ в биохимических процессах – ферментные препараты и антагонисты ферментов, метаболиты и антиметаболиты, химиотерапевтические средства). Виды действия лекарств: местное, рефлекторное, резорбтивное. Главное и побочное, прямое и косвенное, обратимое и необратимое, общеклеточное (неизбирательное) и избирательное действие. Мутагенное, канцерогенное, эмбрио- и фетотоксическое, тератогенное действие. Примеры, значение. Виды фармакотерапии: этиотропная, патогенетическая, симптоматическая. Заместительная терапия. Примеры, значение. Понятие о дозе лекарственных средств. Виды доз (минимальная действующая, средняя и высшая терапевтическая; разовая, суточная, курсовая; токсические и летальные дозы; ЛД50 и ЕД50). Зависимость «доза-эффект», ее изображение на болограмме. Понятие о терапевтической широте и терапевтическом индексе. Дозирование лекарств (массовые, объемные единицы, условные единицы действия). Биостандартизация. Примеры, значение. Дозирование лекарств в педиатрической и гериатрической практике. Эффекты комбинированного применения лекарств. Синергизм (аддиция, или суммация, и потенцирование, их принципиальные механизмы). Антагонизм (физический; химический; физиологический, или фармакологический; виды фармакологического антагонизма – конкурентный и неконкурентный, односторонний и двусторонний). Лекарственные несовместимости. Примеры и значение. Эффекты лекарств, возникающие при их повторном применении. Привыкание, фармакокинетические и фармакодинамические механизмы его формирования, тахифилаксия. Лекарственная зависимость (пристрастие) – психическая и физическая. Понятие о нарко- и токсикомании. Медицинские, социальные и юридические аспекты. Кумуляция – материальная и функциональная. Сенсибилизация и развитие лекарственной аллергии. Примеры, значение. Факторы, влияющие на действие и эффективность лекарств. Эндогенные факторы (биологический вид; возраст; пол; состояние здоровья; генетические факторы). Предмет и задачи фармакогенетики. Идиосинкразия, толерантность. Экзогенные факторы (химическое строение и физико-химические свойства лекарственных веществ, лекарственная форма и технология ее изготовления; доза и концентрация, способ, путь, скорость введения; суточные (циркадианные) ритмы, время года; погодные условия, экологические факторы; пищевой режим; комбинированное и повторное применение лекарств). Проблема «структура-действие». Понятие о биофармации. Хронофармакология. Примеры, значение. Номенклатура и классификация лекарств Номенклатура лекарств. Международное непатентованное название. Торговое, патентованное название. Понятие о генерических препаратах. Химическое название. Примеры, значение. Классификации лекарств, основанные на химическом, фармакодинамическом, фармакотерапевтическом принципах. Примеры, значение. Гомеопатическая концепция в медицине Аллопатическое и гомеопатическое направления в медицине. Принципы и значение гомеопатического воздействия, его возможные механизмы.
Контрольные вопросы для обсуждения 1. С чем связана неодинаковая скорость прохождения лекарств через биомембраны? 2. В чем достоинства и недостатки внутривенного пути введения лекарств? 3. Можно ли вводить умеренно гипо- или гипертонические растворы внутримышечно? Внутривенно? Почему? 4. У ацетилсалициловой кислоты рК=3,5. До или после еды имеет смысл назначать данный препарат для наиболее полного всасывания? 5. Величина рК у ацетилсалициловой кислоты составляет 3,5, у фуросемида – 3,9, у атенолола – 9,6, у метилдофы – 10,6. В каком отделе желудочно-кишечного тракта наиболее полно всасывается каждый из этих препаратов? 6. Антибиотик тетрациклинового ряда доксициклин обладает свойством образовывать хелатные соединения с солями кальция. Можно ли сочетать прием данного препарата с творогом? С отварной рыбой? Почему? 7. В распоряжении врача имеются два высокоэффективных гипотензивных препарата – ингибитора ангиотензинпревращающего фермента (АПФ): лизиноприл и моэксиприл. Лизиноприл сам ингибирует АПФ, а моэксиприл превращается в активный метаболит, который и обеспечивает механизм действия. У пациента, страдающего гипертонической болезнью, имеется сопутствующее заболевание печени с нарушением ее функции. Какой ингибитор АПФ целесообразно назначить в данном случае? 8. Упомянутый в предыдущей задаче лизиноприл выводится в неизмененном виде с мочой (90 % препарата). Можно ли назначать его пациенту с почечной недостаточностью? Почему? 9. Т1/2 пропранолола (анаприлина) составляет 6 часов. Означает ли это, что через 12 часов данный препарат полностью покинет организм? 10. У человека массой 70 кг средний клиренс диазепама составляет 1,62 л/ч. Для предотвращения приступа психомоторного возбуждения требуется терапевтическая концентрация препарата в крови 0,3 мг/л. Каким должен быть интервал между приемом диазепама внутрь, если его поддерживающая доза 7,5 мг, а биодоступность равна 98%? Тесты для самоконтроля Терапевтический индекс лекарственного препарата – это а) отношение терапевтической дозы к токсической б) отношение летальной дозы к эффективной в) отношение ударной дозы к поддерживающей г) отношение эффективной дозы к летальной д) отношение латентного периода к длительности действия препарата
2. Сопоставьте пример взаимодействия препаратов с названием этого взаимодействия 1) Гентамицин и ампициллин при а) конкурентный смешивании в растворе образуют осадок антагонизм 2) Ацеклидин непосредственно возбуждает б) химическая М-холинорецепторы, а прозерин угнетает несовместимость холинэстеразу и тем самым способствует в) неконкурентный накоплению ацетилхолина антагонизм 3) Морфин возбуждает опиоидные рецепторы, г) потенцирование а налоксон блокирует их д) суммация 4) Пилокарпин суживает зрачок вследствие возбуждения М-холинорецепторов в круговой мышце радужки и ее сокращения, а мезатон расширяет зрачок вследствие возбуждения α-адренорецепторов в радиальной мышце радужки и ее сокращения
При повторных введениях лекарств в организм могут иметь место 1) привыкание 2) потенцирование 3) материальная кумуляция 4) идиосинкразия Выберите правильный ответ в соответствии со следующим кодом: А – если 1) верно; Б – если 1),2),3) верно; В – если 1),3) верно; Г – если только 3) верно; Д – если все верно
4. Оцените правильность каждого из двух утверждений и логической связи между ними в соответствии со следующим кодом:
У детей обычно используют меньшие дозы лекарств, чем у взрослых, потому что у детей содержание воды в организме больше, чем у взрослых
Лабораторное занятие Опыт № 1. Значение путей введения лекарственных веществ. Двум лягушкам с одинаковой массой тела введите по 2 мл 25 % раствора магния сульфата: одной лягушке через рот, другой – в бедренный лимфатический мешок. До и после введения оцените общее состояние, поведение животных, двигательную активность, мышечный тонус, болевую чувствительность, частоту дыхания, роговичный рефлекс, рефлекс перевертывания. Сформулируйте вывод. Оформите протокол в рабочей тетради. Опыт № 2 (демонстрационный). Щелочной гидролиз ацетилсалициловой кислоты. В пробирке с 5 мл раствора NaOH (рН=8,5) растворите таблетку ацетилсалициловой кислоты при температуре 38˚С. Прибавьте по каплям свежеприготовленный 2 % раствор хлористого железа до появления фиолетового окрашивания, которое указывает на образование комплекса салицилата натрия с хлоридом окисного железа, что, в свою очередь, свидетельствует о гидролизе ацетилсалициловой кислоты. Сформулируйте вывод. Оформите протокол. Опыт № 3. Местное действие лекарств. У лягушки проверьте с двух сторон роговичный рефлекс до и через 1-2 мин. после инстилляции в один глаз 1 капли 0,5-1 % раствора дикаина (или аппликации на роговицу полоски фильтровальной бумаги, смоченной раствором дикаина). Сформулируйте вывод. Оформите протокол. Будьте осторожны при работе с дикаином – это ядовитое вещество! Опыт № 4. Рефлекторное действие лекарств. У студента-добровольца определите частоту сердечных сокращений по пульсу, затем дайте ему осторожно вдохнуть пары раствора аммиака и снова определите частоту сердечных сокращений – сразу после вдыхания и через 4-5 мин. Сформулируйте вывод. Оформите протокол. Опыт № 5. Резорбтивное действие лекарств. По показателям, указанным в опыте № 1, оцените исходное состояние лягушки. Затем введите ей в спинной лимфатический мешок 0,5 мл 2 % раствора барбитал-натрия и через 1, 5, 10, 20, 30 и 60 мин. повторите определение показателей состояния лягушки. Сформулируйте вывод. Оформите протокол. Опыт № 6. Значение температурного фактора в скорости наступления эффекта лекарства. В 2 сосуда налейте по 200 мл воды различной температуры: в один сосуд теплой (+28˚С), в другой – холодной (+4˚С). Двум лягушкам одного пола с одинаковой массой тела (около 50,0) введите в бедренный лимфатический мешок по 0,1 мг стрихнина нитрата (для этого рассчитайте объем вводимого 0,1 % ампульного раствора) и поместите лягушек в колбы. Отметьте время наступления судорог. Сформулируйте вывод. Оформите протокол.
СРЕДСТВА, ВЛИЯЮЩИЕ НА АФФЕРЕНТНУЮ ИННЕРВАЦИЮ. Дикаин, новокаин, анестезин, лидокаин, тримекаин, пиромекаин, бупивакаин, кокаин Слизь крахмала, слизь из семян льна Танин, танальбин, отвар коры дуба, плоды хурмы, черники, черемухи; свинца ацетат, висмута нитрат основной, цинка окись, цинка сульфат, меди сульфат, серебра нитрат Уголь активированный, тальк, глина белая, гидроокись алюминия, цинка окись Горчичная бумага, масло терпентинное очищенное, ментол, валидол, раствор аммиака
Общая классификация средств, влияющих на афферентную иннервацию. Определение местноанестезирующих средств, виды анестезии. История открытия и применения кокаина, новокаина. Роль Неймана, Векслера, Анрепа, Кацаурова, Реклю, Эйнгорна. Классификация местных анестетиков по химической структуре и применению. Требования, предъявляемые к препаратам. Механизм действия. Влияние рH среды на эффект местных анестетиков. Последовательность выключения и восстановления различных видов чувствительности. Особенности действия на миелиновые и безмиелиновые нервные волокна. Сравнительная характеристика препаратов (активность, продолжительность действия, токсичность, влияние на центральную и вегетативную нервную системы, сердечно-сосудистую систему, глаз, местное действие, применение). Взаимодействие со средствами, влияющими на центральную нервную систему, адреномиметиками, сульфаниламидами. Острое отравление местными анестетиками: фазы действия, симптомы, меры помощи. Кокаинизм. Обволакивающие средства: препараты, вид и принцип действия, применение, комбинации с лекарственными средствами. Вяжущие средства: принцип действия, механизм противовоспалительного, кровоостанавливающего и болеутоляющего эффектов. Классификация (препараты органического и неорганического происхождения). Соли тяжелых металлов. Ряд Шмидеберга. Эффекты вяжущих средств в зависимости от концентрации. Обратимость действия. Показания для наружного и внутреннего применения. Использование вяжущих средств в лечении отравлений. Адсорбирующие средства: препараты и их свойства. Принцип действия, эффекты. Применение (местное, для лечения отравлений, при заболеваниях желудочно-кишечного тракта). Раздражающие средства: определение, препараты. Принципы действия. Механизм отвлекающего и трофического эффектов раздражающих средств. Ментол – эффекты, применение. Раствор аммиака – эффекты, применение.
Контрольные вопросы для обсуждения 1. Для какого вида анестезии применяется дикаин? 2. Как изменяется активность местных анестетиков в воспаленных тканях и почему? 3. С чем связано нарушение образования потенциала действия и проведения нервного импульса под влиянием новокаина? 4. Какое местноанестезирующие средство применяют для лечения сердечных аритмий? 5. Как влияют различные местные анестетики на тонус сосудов и артериаль-ное давление? 6. Расположите в ряд местные анестетики по мере убывания их токсичности. 7. Какое действие развивается при повторном применении кокаина? 8. Почему анестезин применяется только для поверхностной анестезии? 9. Применение каких средств приводит к образованию защитной пленки из альбуминатов на коже и слизистых оболочках? 10. Какое действие вызывает применение солей серебра в высокой концентрации? 11. Для чего крахмальную слизь комбинируют с другими лекарственными веществами? 12. Какой лекарственный препарат содержит мирозин и синегрин? 13. Показания к применению валидола. 14. Для каких целей используют ингаляции паров аммиака? Как еще можно использовать раствор аммиака? Тесты для самоконтроля
|
||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 1128; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.19.123 (0.009 с.) |