Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие и преемственность науки управления

Поиск

 

На основе уже выявленных и обобщенных, проверенных и успешно используемых закономерностей хозяйственной жизни (законов, принципов) экономисты создают теории – наборы положений, объясняющих те или иные явления хозяйственной жизни. Иногда их называют теоретическими концепциями, хотя концепции скорее занимают как бы среднее положение между гипотезой (недоказанной идеей) и теорией (доказанной и проверенной идеей). Если экономисты конструируют на основе теорий или концепций различные схемы их реализации, то эти схемы называют моделями. При этом не следует забывать, что как схемы беднее жизни, так и экономические модели беднее хозяйственной жизни, хотя и призваны ее отражать. Обычно они не могут использовать все богатство жизни и поэтому используют допущения.

Развернувшийся процесс реформирования экономики России объективно требует нового подхода к сущности происходящих явлений и процессов, к выяснению тенденций в их развитии. Существовавшая в стране школа экономической мысли, основанная на положениях марксизма, не выдержала проверки практикой. Сложившаяся в стране экономическая ситуация заставила по-новому отнестись к достижениям современной мировой экономической теории, вызвала необходимость познания концепций различных теорий и школ. В результате сформировалось новое представление о закономерностях развития экономики, о мотивации поведения и принятия решений как отдельного субъекта рыночных отношений, так и государственных институтов. Возникла настоятельная потребность в формировании нового курса в системе подготовки экономистов высшей квалификации, предполагающего изучение основ современной экономической теории.

Современная экономическая наука управления по сути является новым этапом в развитии, строится на синтезе традиционных, классических и современных взглядов на экономику. Ее значимость особенно возрастает в период перехода к рыночным отношениям. Связано это прежде всего с переосмыслением отдельных теоретических положений, с иным взглядом на экономическую действительность, с изучением тех разделов, которые раньше находились под гласным и негласным запретом (теория рыночных отношений, теория занятости, теория человеческого капитала, теория рационального потребительского поведения и пр.). Познание сущности данных явлений, полное представление о рынке, его плюсах и минусах позволяют понимать происходящие изменения, принимать обоснованные решения, осуществлять переход к рыночным отношениям с меньшими материальными и моральными потерями.

Менеджмент выступает в качестве теоретической базы целой системы научных дисциплин – как отраслевых, так и функциональных. Поэтому, осваивая курс, можно создать определенный теоретический задел для изучения конкретных экономических дисциплин. В то же время, несмотря на свой чисто фундаментальный характер, менеджмент также и практическая наука, без нее невозможны теория и практика управления на разных уровнях, создание рациональной финансовой и кредитной систем, организация учета и контроля за производством, обеспечение слаженного развития всех отраслей хозяйства и достижение желаемых целей.

Таким образом, экономическая наука управления не претендует на абсолютно точное отражение процессов, протекающих в реальной действительности. Перед ней постоянно возникают новые, неотложные проблемы, решить которые нелегко или невозможно. Поэтому подлинно научная теория находится в непрерывном поиске, развитии. Нередко уточнения и изменения касаются не только деталей, отдельных гипотез, положений, но и основополагающих, фундаментальных концепций и выводов. Прежние представления и идеи не отвергаются, обычно сохраняется их рациональная основа, освобожденная от всего, что не соответствует действительности.

Практика управления имеет такую же древнюю историю, как и сами организации, но управление стало признанной и широко распространенной научной дисциплиной, только начиная с 1910 г.

Научное управление сконцентрировало внимание на изменении организации работ для повышения эффективности на неуправленческом уровне. Классическая школа попыталась определить более широкие универсальные принципы административного управления организацией. Точка зрения бихевиористской школы заключалась в том, что понимание человеческих потребностей и социального взаимодействия имело ключевое значение для достижения успеха организацией. Все эти школы внесли важный и ощутимый вклад в управление, но, поскольку они выступали в защиту «единственного лучшего способа», рассматривали только часть внутренней среды организации или игнорировали внешнюю среду, ни одна из них не гарантировала полного успеха во всех ситуациях.

Школа науки управления использует количественные методики, такие как построение моделей и исследование операций, чтобы помочь в принятии решений и повысить эффективность. Ее влияние растет, поскольку она рассматривается как дополнение к существующей и широко применяемой концептуальной основе процессного, системного и ситуационного подходов.

Концепция управленческого процесса, применимая ко всем типам организаций, возникла в рамках классической школы. В данной концепции основными функциями считаются функции планирования, организации, мотивации и контроля. Коммуникации и принятие решений считаются связующими процессами, поскольку они требуются для реализации всех основных четырех функций.

Системный подход рассматривает организацию как открытую систему, состоящую из нескольких взаимосвязанных подсистем. Организация получает ресурсы из внешней среды, обрабатывает их и выдает товары и услуги во внешнюю среду. Теория систем помогает руководителям понять взаимозависимость между отдельными частями организации и между организацией и средой, окружающей средой.

Ситуационный подход расширил практическое применение теории систем, определив основные внутренние и внешние переменные, которые влияют на организацию.

Учения об управлении условно можно разбить на две группы: «одномерные» и «синтетические». «Одномерные» учения концентрируют внимание на решении одной из проблем управления: задачи, люди, организация управленческой деятельности. Наиболее известными «одномерными» концепциями являются «научное управление», разработанное Ф. Тейлором, бихевиористские учения, учения об организации, основоположником которых являются А. Файоль и М. Вебер.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Что понимается под научными основами управления?

2. Какие существуют научные подходы к управлению?

3. Кто был основоположником концепции научного управления?

4. Что лежит в основе менеджмента как концепции рыночного управления?

5. Чем древние организации отличались от современных?

6. Какие известны важнейшие подходы, которые внесли существенный вклад в развитие теории и практики управления?

7. В чем сущность подхода с позиций выделения различных школ в управлении?

8. В чем сущность процессного подхода?

9. В чем сущность системного подхода?

10. В чем сущность ситуационного подхода?

11. Какие школы управления мысли получили развитие в первой половине XX в.?

12. В чем сущность школы научного управления?

13. В чем сущность школы классического или административного управления?

14. Какие принципы управления предложил Анри Файоля?

15. В чем сущность исследования операций моделей?

16. Что является ключевой характеристикой науки управления?

17. Каков вклад в развитие управленческой мысли школы научного управления?

18. Каков вклад в развитие управленческой мысли классической школы управления?

19. Каков вклад в развитие управленческой мысли школы человеческих отношений и школы поведенческих наук?

20. Каков вклад в развитие управленческой мысли школы науки управления?

21. Что является основной отличительной характеристикой школы человеческих отношений?

22. В чем сущность и основные результаты Чоуторнского эксперимента?

23. Какой вклад в развитие управленческой мысли внес Макс Вебер?

24. В чем сущность учения о менеджменте Питера Дракера?

25. В чем сущность ситуационной теории управления?

26. В чем сущность теории «7-С»?

27. В чем сущность теории «Z»?

 

ВИДЫ И ЭЛЕМЕНТЫ ОРГАНИЗАЦИЙ




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 551; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.172.250 (0.009 с.)