Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Интеллектуальный анализ данныхСодержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Классификацию задач ИАД приводится по типам производимой: * Классификация. Наиболее распространенная задача ИАД. Она позволяет выявить признаки, характеризующие однотипные группы объектов - классы, - для того чтобы по известным значениям этих характеристик можно было отнести новый объект к тому или иному классу. Ключевым моментом выполнения этой задачи является анализ множества классифицированных объектов. Наиболее типичный пример использования классификации - конкурентная борьба между поставщиками товаров и услуг за определенные группы клиентов. Классификация способна помочь определить характеристики неустойчивых клиентов, склонных перейти к другому поставщику, что позволяет найти оптимальную стратегию их удержания от этого шага (например, посредством предоставления скидок, льгот или даже с помощью индивидуальной работы с представителями "групп риска"). В качестве методов решения задачи классификации могут использоваться алгоритмы типа Lazy-Learning, в том числе известные алгоритмы ближайшего соседа (Nearest Neighbor) и k-ближайшего соседа (k-Nearest Neighbor), байесовские сети (Bayesian Networks), индукция деревьев решений, индукция символьных правил, нейронные сети. * Кластеризация. Логически продолжает идею классификации на более сложный случай, когда сами классы не предопределены. Результатом использования метода, выполняющего кластеризацию, как раз является определение (посредством свободного поиска) присущего исследуемым данным разбиения на группы. Так, можно выделить родственные группы клиентов или покупателей с тем, чтобы вести в их отношении дифференцированную политику. В приведенном выше примере "группы риска" - категории клиентов, готовых уйти к другому поставщику - средствами кластеризации могут быть определены до начала процесса ухода, что позволит производить профилактику проблемы, а не экстренное исправление положения. В большинстве случаев кластеризация очень субъективна; будучи основанным на измерении "информационного расстояния" между примерами обучающего множества (подобно использованному в методе k-ближайшего соседа), любой вариант разбиения на кластеры напрямую зависит от выбранной меры этого расстояния. В качестве примера используемых методов можно привести обучение "без учителя" особого вида нейронных сетей - сетей Кохонена, а также индукцию правил. * Выявление ассоциаций. В отличие от двух предыдущих типов, ассоциация определяется не на основе значений свойств одного объекта или события, а имеет место между двумя или несколькими одновременно наступающими событиями. При этом производимые правила указывают на то, что при наступлении одного события с той или иной степенью вероятности наступает другое. Количественно сила ассоциации определяется несколькими величинами; например, в системе MineSet используется три характеристики: а) предсказуемость (predictability) определяет, как часто события X и Y случаются вместе, в виде доли от общего количества событий X; например, в случае покупки телевизора (X) одновременно покупается видеомагнитофон в 65% случаев (Y); б) распространенность (prevalence) показывает, как часто происходит одновременное наступление событий X и Y относительно общего числа моментов зафиксированных событий; иными словами, насколько часто производится одновременная покупка телевизора и видеомагнитофона среди всех сделанных покупок; в) ожидаемая предсказуемость (expected predictability) показывает ту предсказуемость, которая сложилась бы при отсутствии взаимосвязи между событиями; например, как часто покупался бы видеомагнитофон безотносительно к тому, покупался ли телевизор. Рассмотренный пример является типичной иллюстрацией задачи анализа покупательской корзины (basket analysis). Цель его выполнения - определение пар товаров, при совместной покупке которых покупателю может быть предоставлена скидка ради увеличения значения предсказуемости и, следовательно, повышения объема продаж. * Выявление последовательностей. Подобно ассоциациям, последовательности имеют место между событиями, но наступающими не одновременно, а с некоторым определенным разрывом во времени. Таким образом, ассоциация есть частный случай последовательности с нулевым временным лагом. Так, если видеомагнитофон не был куплен вместе с телевизором, то в течение месяца после покупки нового телевизора покупка видеомагнитофона производится в 51% случаев. * Прогнозирование. Это особая форма предсказания, которая на основе особенностей поведения текущих и исторических данных оценивает будущие значения определенных численных показателей. Например, может быть сделан прогноз объема продукции, который ожидается в предприятиях текстильной отрасли Волгоградской области в ближайшие месяцы, на основе данных. Использование выявленных закономерностей для предсказания неизвестных значений (прогностическое моделирование). В задачах подобного типа наиболее часто используются традиционные методы математической статистики, а также нейронные сети. Классификация стадий ИАД ИАД состоит из двух стадий: Ø выявление закономерностей (свободный поиск); Ø использование выявленных закономерностей для предсказания неизвестных значений (прогностическое моделирование). В дополнение к ним вводит третью стадию - анализ исключений, предназначенный для выявления и толкования аномалий в найденных закономерностях. Процесс ИАД может быть представлен следующими стадиями и выполняемыми в их рамках действиями (рис. 6). В этом контексте некоторые задачи ИАД оказываются разбитыми на два или три последовательных этапа, соответствующих стадиям ИАД. Рис. 6. Стадии ИАД.
Свободный поиск (Discovery) Свободный поиск определяется как процесс исследования исходной БД на предмет поиска скрытых закономерностей без предварительного определения гипотез относительно вида этих закономерностей. Другими словами, сама программа берет на себя инициативу в деле поиска интересных аномалий, или шаблонов, в данных, освобождая аналитика от необходимости обдумывания и задания соответствующих запросов. Этот подход особенно ценен при исследовании больших баз данных, имеющих значительное количество скрытых закономерностей, большинство из которых было бы упущено при непосредственном поиске путем прямых запросов пользователя к исходным данным. В качестве примера свободного поиска по инициативе системы рассмотрим исследование реестра физических лиц. Если инициатива принадлежит пользователю, он может построить запрос типа "Каков средний возраст директоров предприятий отрасли промышленности строительных материалов, расположенных в Волгограде и находящихся в собственности субъекта Федерации?" и получить ответ - 48. В системе, обеспечивающей стадию свободного поиска, пользователь может поступить иначе и запросить у системы найти что-нибудь интересное относительно того, что влияет на атрибут Возраст. Система начнет действовать так же, как и аналитик-человек, т. е. искать аномалии в распределении значений атрибутов, в результате чего будет произведен список логических правил типа "ЕСЛИ..., ТО...", в том числе, например: ЕСЛИ Профессия="Программист", ТО Возраст<=30 в 61% случаев; ЕСЛИ Профессия="Программист", ТО Возраст<=60 в 98% случаев. Аналогично, при исследовании реестра юридических лиц аналитика может заинтересовать атрибут Форма_собственности. В результате свободного поиска могут быть получены правила: ЕСЛИ Основной_вид_деятельности="Общеобразовательные детские школы", ТО Форма_собственности="Муниципальная собственность" в 84% случаев; ЕСЛИ Вид_деятельности="Наука и научное обслуживание", ТО Форма_собственности="Частная собственность" в 73% случаев. Стадия свободного поиска может выполняться посредством: Ø индукции правил условной логики (как в приведенных примерах) - с их помощью, в частности, могут быть компактно описаны группы похожих обучающих примеров в задачах классификации и кластеризации; Ø индукции правил ассоциативной логики - то есть того, что было определено в рамках классификации задач ИАД по типам извлекаемой информации как выявление ассоциаций и последовательностей; Ø определения трендов и колебаний в динамических процессах, то есть исходного этапа задачи прогнозирования. Стадия свободного поиска, как правило, должна включать в себя не только генерацию закономерностей, но и проверку их достоверности на множестве данных, не принимавшихся в расчет при их формулировании. Прием разделения исходных данных на обучающее множество (training set) и проверочное множество (test set) хорошо описан в методах обучения нейронных сетей.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 492; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.13.24 (0.011 с.) |