Средства выделения в номере и на странице 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Средства выделения в номере и на странице



Выделение материалов в номере и на его страницах достигается различными средствами. Одним из них, является вынесение отдельной заметки или подборки вперед, например на первую полосу, размещение ее на выгодном месте страницы. Того же эффекта можно добиться и другими средствами — изменением количества текстовых колонок на странице или даже формата полосы.

Хорошим средством выделения текстового материала служит яркий фотоснимок или рисунок. К тому же иллюстрация обладает способностью выделять не только тот текст, в который она вверстана, но и соседний материал. Для выделения на странице какой­либо заметки иногда достаточно заверстать рядом с ней фотоснимок.

Выделение газетных материалов в номере и на странице достигается также с помощью различных шрифтовых средств — выделительным шрифтом без изменения его гарнитуры и кегля. С той же целью можно применять шрифт нестандартного для данной газеты кегля. При этом не требуется менять его насыщенность.

Иногда для выделения газетного материала его набирают обычным текстовым шрифтом, но не строчными, а прописными литерами. Можно дополнительно усилить выделение, использовав полужирное начертание прописного шрифта, хотя набранный таким образом текст трудно читается, поскольку уменьшается междустрочный пробел.

Для выделения материала применяются и нешрифтовые средства, из которых одним из наиболее эффективных является изменение формата набора материала.

Весьма часто используются различные графические средства выделения — разнообразные линейки: прямые, волнистые, двойные, рантовые и др. Однако линейками следует пользоваться осторожно, тщательно продумывая, что именно и как надо выделить. Применяя линейки для выделения какой­либо подборки или статьи, иногда получают совершенно неожиданный эффект: разделительная и выделительная линейки объединяют соседние материалы, не имеющие между собой ничего общего. Газетные материалы можно выделить на странице, заключив их в рамки — полные или неполные.

Для выделения газетных материалов используется также дополнительный цвет. сегодня в газетах все шире применяют различные варианты выделения цветом. Для этого, например, текст заметки целиком печатают второй краской или на цветном фоне. Опыт показал, что при цветной печати текстовых материалов лучше набирать их полужирными шрифтами.

Когда на газетной странице нужно выделить несколько материалов, часто одновременно применяют различные средства: одну заметку выделяют ярким заголовком и полужирным текстовым шрифтом, другую — набором на нестандартный формат, третью заключают в рамку. А иногда в целях выделения важнейших сообщений одновременно используют целый комплекс как шрифтовых, так и нешрифтовых средств Например, набирают заметку выделительным шрифтом на нестандартный формат и заключают в рамку из линеек.

При выделении газетных материалов необходимо соблюдать меру, поскольку неумеренное использование средств выделения может привести к обратному результату — к затруднению восприятия страницы. Выделить на странице все или почти все материалы — значит не выделить ничего.

 

 

10) Типологические особенности оформления периодических изданий.

Дизайн периодических изданий заметно изменился за последние годы, что связано прежде всего с переменами в общественно-политической, экономической жизни страны и изменением характера читательского восприятия.

Основные задачи оформления:

способствовать наиболее полному выявлению содержания напечатанных материалов;

облегчить их восприятие;

руководить вниманием читателя (помочь быстро разобраться в содержании номера, найти самое важное и актуальное для него как члена общества, какой-либо социальной группы) (1).

Формообразующие факторы. Исследователи газетно-журнального дизайна различают несколько групп формообразующих факторов: внутренние, внешние, личностные (2). К первым (собственно газетно-журнальным) относятся типологический, конкурентный и эстетический; среди вторых – технологический, рекламный, международный, национально-традиционный и читательский. Особое место занимает личностный, субъективный фактор. Рассмотрим каждый из них более подробно.

Говоря о типологическом формообразующем факторе, нельзя не вспомнить об особом направлении в науке о журналистике – типологии, идеи которой имеют и сугубо практический, прикладной смысл. Если газета или журнал претендуют на влиятельность и независимость (экономическую в том числе), они прежде всего ориентируются на читательскую аудиторию, которую называют главным типоформирующим признаком. Также особое место при формировании типа издания занимает владелец (учредитель, издатель). Естественно, опытный дизайнер учитывает вкусы и тех, и других.

Типоформирующие признаки периодических изданий также можно подразделить на объективные, объективно-субъективные и субъективные.

К первой группе факторов, существующих как данность, влияющих как бы извне, отнесем:

общественно-экономическую формацию;

тип общества;

социально-экономическое положение и политическую ситуацию в стране и регионе (ареале распространения);

конъюнктуру информационного рынка;

своеобразие потенциальной читательской аудитории (менталитет населения);

технологический фактор (уровень развития информационных технологий, компьютерной и полиграфической техники);

международный фактор (влияние типов журналистики, СМИ других стран).

Во вторую группу признаков, учитывающих природу журналистики как особого рода деятельности и определенного вида СМИ, набор и учет которых зависит прежде всего от владельца (учредителя, издателя, редактора), вошли:

цель (политическая; экономическая; «престижная»);

экономико-правовая модель издания (рыночная, ориентированная на независимость издания модель предполагает наличие учредительного договора и целого набора других документов – устава редакции, положений, контрактов, договоров, инструкций, регулирующих отношения учредителей, владельцев, издателей, редактора, членов редакционного коллектива, партнеров; уставной фонд и бюджет СМИ);

тип журналистики (общественно-правовая; развлекательная др.);

профессиональные и этические стандарты (понимание журналистики как духовно-практической деятельности, понимание общественной миссии журналистики);

характер информирования (объективный, объективированный, субъективный, или безоценочный, оценочный, смешанный);

авторский состав;

целевая читательская аудитория;

внутренняя структура (тематика и проблематика, разделы и рубрики);

жанры и формы подачи материалов;

реклама;

география материалов;

язык и стиль;

дизайн;

объем;

тираж;

периодичность.

Среди субъективных факторов выделим не только квалификацию и мастерство редакторов, менеджеров, журналистов, технических работников, дизайнеров, полиграфистов и др., но и квалификацию читателей (сотворчество, читательская активность).

Типологические факторы представляют своеобразную систему, элементы которой постоянно взаимодействуют. Выпадение того или иного элемента или, напротив, внедрение чужеродного элемента в некую систему (тип) порождает конфликтные ситуации на самых разных уровнях. Например, подмена цели деятельности нередко приводит к тому, что под видом журналистики читателю предлагают пропаганду, политический заказ или рекламу. Как правило, проигрывают все: и заказчики, и исполнители, и потребители…

Теперь становится понятным авторитетное утверждение, что, продумывая дизайн, следует прежде всего учитывать тип издания. Некоторые разновидности газет и журналов заметно отличаются по внешнему виду (детские – деловые), в других различия в форме минимальные. В дизайне возможны заимствования, но требования к созданию оригинального, незаемного «лица» сохраняются. Важно сохранить общие типологические особенности, но при этом привнести в дизайн и нечто эксклюзивное. Как правило, создается банк фирменных приемов, что и делает оформление оригинальным.

Требование фирменности диктуется следующим формообразующим фактором – соревновательным, или конкурентным.

Не менее важен эстетический фактор, проявляющийся в том, что каждый дизайнер, даже начинающий, творит по законам эстетики, ориентируясь на категории пропорции, равновесия, ритма, контраста и др. Ведь за его плечами – опыт читателя и зрителя, с детства получающего «визуальное образование». Чем более профессионально выполнены макет, верстка, тем более привлекательнее, изящнее будет выглядеть орнамент газетной (журнальной) полосы, графика всего номера. Первый среди внешних факторов – технологический. С начала девяностых годов российская периодика стала издаваться на основе новых компьютерных технологий. С того времени верстка периодических изданий (местных газет в том числе) осуществляется на редакционном компьютере, а в типографию для печати доставляется либо пленка (калька), либо файл верстки (на дискетах, по линиям связи).

Отдельный разговор – о рекламном факторе. Журналисты рассматривают рекламу как один из основных источников финансирования, как особую – коммерческую – разновидность информации, требующей специфического, более яркого, фирменного в каждом конкретном случае оформления. Реклама благотворно влияет на дизайн газет/журналов в целом, поскольку рекламодатели, требуя броской рекламы, понуждают дизайнеров находить все новые и новые приемы дизайна, добиваться адекватной передачи фирменных цветов, фотоизображения, отличной печати. То есть редакционная техника, программное обеспечение и полиграфическое оборудование должно соответствовать мировым стандартам. Сегодня, когда в изданиях на равных представлены и редакционная, и рекламно-справочная части, этот факт нельзя не учитывать при создании композиционно-графических моделей газет и журналов.

Печатное дело пришло в Россию из Западной Европы, и, естественно, что уже первые наши газеты восприняли западную традицию оформления. Так влияние западной традиции привело к некоторому сближению графики русского шрифта с латинским. То есть международный фактор в оформлении сказывался с самого начала развития печати.

И наконец, личностный фактор: графика газеты/журнала будет тем более продуманней с эстетической и функциональной сторон, чем более профессионально выполняют свою работу все участники формообразовательного процесса – от макетчика до печатника.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 557; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.1.158 (0.011 с.)