Газета как специфический вид СМИ.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Газета как специфический вид СМИ.



Газета как специфический вид СМИ.

К печатным относят те средства массовой информации, которые производят при помощи печатного станка – газеты, журналы. С развитием системы СМИ участились предсказания неизбежности исчезновения старых – печатных периодических изданий. Газета не умерла, она сумела приспособиться к новой ситуации. С изменением условий ее существования она сама изменилась, показав гибкость и способность приспособления. Усилился процесс специализации газеты: кроме издания для всех появилось множество газет для различных социальных групп и институтов, для специальной аудитории. Это привело к изменению концепции газеты как печатного средства массовой информации и модели каждого издания. Совершенствование технической базы, ускорение сбора и передачи информации, использование новых методов распространения позволило убыстрить доставку газеты ее читателям. Она нашла свое новое место в системе СМИ, успешно восполняя то, что не могли предоставить читателям другие средства массовой информации.

Не будучи в состоянии конкурировать с телевидением и радио в сообщении оперативных новостей, газета сосредоточилась на их комментировании, на первичном анализе ситуаций и проблем и прогнозировании их развития. К непрерывному потоку оперативной информации, поставляемой телевидением, радио и сетевыми изданиями, газета присоединяет порционную информацию, получаемую читателями через определенные промежутки времени, и сопровождает ее аналитическим комментарием. Она всегда существует в потоке времени, расставляя в нем своими номерами памятные столбы. Газета – зеркало своего времени, с которым движется и развивается. Не случайно, изучая какой-либо период истории, исследователи обращаются к комплектам газет в поисках на их страницах информации о фактах, событиях, выступлениях, характеризующих время, которое их привлекает.

Это связано с важнейшим ее преимуществом по сравнению с другими СМИ – с материальностью бумажного листа. Бумага, на которой напечатана газетная информация, а в будущем другие материальные заменители бумаги, обеспечивает долговременную сохранность содержания номера печатного периодического издания. Газету можно прочитать полностью или частично, сложить ее, спрятать в стол или в портфель и принести домой и там дочитать ее до конца. Номер газеты можно передать для чтения родным или соседу, положить его в архив и перечитать через любое время, пока он сохраняется. Его можно переслать по почте товарищу и потом получить его тем же путем обратно. Подобного эффекта «отложенного чтения» пока невозможно добиться ни на телевидении, ни на радио. Можно, конечно, сохранять пленки с теле- или радиозаписью, но для ее воспроизведения требуется соответствующая аппаратура. То же относится и к сетевым изданиям. С этим же связано и другое преимущество газеты: для получения содержащейся в ней информации не требуется никаких дополнительных приборов или иных устройств – радиоприемника, телевизора или компьютера. Она удобна в использовании, воспринимается «сама по себе» – полностью или частично, в результате просмотра заголовков публикаций или последующего чтения текстов. К тому же газета содержит всю информацию, которая может быть воспринята читателем: он сам определяет характер и темп чтения газеты. Это возможно также при обращении к сетевому изданию, но исключено при обращении к телевидению или радио, где темп передачи информации задается диктором или редактором.

 

Шрифты и их использование.

Шрифт – графич форма знаков алфавитного письма, явл элементом газетного дизайна. Шрифт формирует графич лицо издания оформителя дифференцирующего текст, руководит вниманием читателя.

Шрифт – комплект литер (букв), необходимых для воспроизведения какого-либо алфавита; шрифт, независимо от техники его исполнения, представляет собой упорядоченную графическую форму определенной системы письма.

В полиграфии – одно из важнейших средств оформления любой печатной продукции.

В состав каждого шрифта входят литеры строчные, прописные, цифры и знаки. Капительные буквы – их размер соответствует строчным, а рисунок – прописным.

При ручном наборе использовались литеры, имевшие ножку, головку, очко, заплечики. Измерялись по следующим параметрам: рост литеры (расстояние от основания ножки до очка), кегль (расстояние между двумя гранями ножки по вертикали очка), толщина (расстояние между двумя боковыми гранями ножки), Кегль и толщина – величины переменные.

Существует сложившаяся терминология, позволяющая охарактеризовать каждый конкретный шрифт по всем его параметрам.

Гарнитура шрифта (Type family) – это совокупность шрифтов, объединенных общими стилевыми признаками, отличными от других шрифтов, т.е. совокупность начертаний, объединенных общим характером графического построения знаков и решением их элементов.

Начертание (Type fase) – это комплект строчных и прописных знаков, цифр, знаков препинания, спецзнаков и символов. Начертания шрифтов любой гарнитуры отличаются цветовой насыщенностью, пропорциями, контрастностью и наклоном знаков (светлое, полужирное, курсивное или наклонное, нормальное, узкое или широкое).

Насыщенность шрифта определяется изменением толщины основных и соединительных штрихов одноименных знаков в различных начертаниях. В рамках одной гарнитуры насыщенность может изменяться от сверхсветлой до сверхжирной (light – ultra bold).

Пропорции шрифта – это показатель изменения ширины одноименных знаков в начертаниях одной гарнитуры от сверхузких до сверхшироких.

Контрастность – это один из основных признаков шрифта, выраженный отношением толщины соединительных штрихов к толщине основных штрихов знаков. Эта характеристика изменяется от неконтрастных до сверхконтрастных шрифтов.

Понятие комплектности или комплект знаков (по другой терминологии – полиграфический алфавит) определяется совокупностью всех необходимых для набора текста на одном или нескольких языках знаков: строчных, прописных, цифр, знаков препинания, спецзнаков и символов.

Все шрифты мелких кеглей (по 14 включительно) называются текстовыми, начиная с 16 кегля – титульными. Традиционно использовались шрифты, размеры которых измерялись четным количеством пунктов (исключением был боргес). Компьютерные издательские программы расширили возможности: кегль шрифта может быть 11, 13, 19, 25 пунктов и даже 9,3; 18,8 и т.д.

В газетной практике есть такое понятие, как «шрифтовое расписание». Это значит, что, выбрав шрифты, их необходимо закрепить за всеми элементами заголовочного комплекса. В целом шрифтовое расписание предусматривает не только шрифт и его начертания, но и кегль, а также то, какими буквами – прописными или строчными – набирается тот или иной элемент заголовочного комплекса.

Одногарнитурное оформление – набор всей газеты шрифтом одной гарнитуры с использованием разного начертания и написания. При малогарнитурном или многогарнитурном подходах используются несколько гарнитур, но все равно при этом одна гарнитура – основная.

Оптимальным считается вариант, когда рисунки шрифтов близки друг к другу, органично дополняют друг друга, но имеют и контраст. Шрифт должен быть уместен. Значит, из всего изобилия старых и новых шрифтов необходимо выбрать те, которые максимально полно и точно будут соответствовать типу издания

В состав каждого шрифта входят литеры строчные, прописные, цифры и знаки.Шрифты бывают прямые, наклонные, узкие, нормальные, широкие, светлые, полужирные и жирные, что создает большую разновидность гарнитур.

Иллюстрации в периодике.

Иллюстрация (от латинского – освещать, сопровождать) может быть вспомогательным, равным или ведущим по отношению к текстовому материалу содержательно-смысловым компонентом и самостоятельным произведением фотографического или изобразительного искусства (12-13% всей площади номера, как правило, занимают иллюстрации). То есть иллюстрация:

акцентирует внимание читателя (Снимок, рисунок нередко играют роль зрительного центра полосы. В композиционном плане они как бы замыкают на себя остальные публикации и являются исходной точкой в знакомстве с содержанием материалов полосы. Для фотографии, фотоблока, плаката, карикатуры определяется центральное место на полосе, а вся полоса монтируется вокруг нее (такую верстку иногда называют «мельницей»);

ориентирует читателя (Заставочная фотография, рисованная заставка, фотомонтаж, коллаж, сразу подскажет читателю тему публикации. Заставки-символы могут выступать и в качестве постоянной, разовой рубрики);

служит средством художественного оформления печатных полос.

Текст и иллюстрации могут представлять собой содержательное единство, вместе раскрывать тему, усиливать друг друга.

В газете используются различные рисунки – репортажные, портретные, шаржи, карикатуры. Если в редакции работает хороший художник, то рисунки следует обязательно применять, ведь они первыми (!) привлекают внимание читателя.

Кроссворды, сканворды, шахматные и шашечные диаграммы не всегда являются рисунками, их легче сегодня создать при помощи компьютера – при этом заметно улучшается их внешний вид.

Фотоиллюстрации – один из существеннейших элементов графической модели газеты. Размещение снимков – также очень важный этап при создании типовых макетов, макетов-стандартов.

Любая газетная полоса имеет идею, оформительскую в том числе, главный материал, являющийся одновременно и графической доминантой. Нередко в качестве такой доминанты выступает фотография (зрительно-смысловой центр) – «фотопубликация как бы замыкает на себе остальные материалы и является исходной точкой знакомства с содержанием номера» (11).

Очень важны информационные снимки (пресс-фотография) – в этом случае текст («текстовка») лишь дополняет или поясняет фотоизображение. Важно, чтобы фотографии и фотоблоки способствовали созданию уравновешенной композиции полосы.

Есть много интересных приемов подачи иллюстраций: «в обтравку», под углом, с наложением на другую фотографию, с применением необычной конфигурации (многоугольник, круг, овал), с наложением на снимок текста. Отличительной чертой некоторых газет (молодежных, рекламных и др.) является то, что они интенсивнее, чем другие типы газет, варьируют форму и размер фотографий, ведь нестандартные решения служат делу привлечения внимания человека.

«Плакатный стиль» предполагает активное использование фотоиллюстраций – плакатов, крупных снимков в сочетании с «шапкой», «врезкой», набранной прописным или даже заголовочным шрифтом, с броскими линейками, «воздухом», цветовыми акцентами и т.д. Оформители находят новые формы подачи фотоиллюстраций и закрепляют их в качестве композиционно-графических доминант.

В свою очередь фотоинформация, фотопортрет, фотоплакат могут приобретать качества репортажа, что объясняется воздействием своеобразного наджанрового образования – репортажности (так возникают и термины типа «репортажный снимок» применительно к фотоинформации, характеризующейся динамичностью кадра, оперативностью информационного повода и т. д.).

К другим жанрам фотожурналистики, которым также не чужда публицистичность, отнесем фотоэтюд (пейзаж, портрет, «жанр»), фоторепродукцию и фоторекламу (монтаж, коллаж, натюрморт и др.). В прессе представлены и непублицистические жанры – фоторубрика, фотозаставка и фотоанонс.

Информационная графика (инфографика) – это всевозможные карты, таблицы, диаграммы (линейные, столбиковые и ленточные, круговые, фигурные – определяют количественное или временное соотношение между сопоставляемыми явлениями и процессами, их динамику и т.п.), схемы, чертежи, картограммы, картосхемы (на картограмме наглядно дается графическая характеристика одного или группы явлений в различных частях охватываемого картой района); картосхема показывает протекание какого-нибудь события или процесса на определенной территории.

Средства композиции

Композицияв газетно-журнальном дизайне означает построение номера и каждой из его страниц. Под типом композиции подразумевают характерные для данного издания роль и значение каждой из полос, а также постоянство размещения в номере основных разделов и рубрик. Устойчивая композиция номера — один из основных компонентов долговременной модели. Индивидуальность «лица» конкретной газеты определенного типа, цело­стность газеты достигаются за счет взаимодействия композиции и графики.

Композиция - своеобразное «оживление» конструкции, представляющей собой цельное образование из графических элементов, их рядов, комплексов, подсистем и систем. Конструкция - графическая композиция, если имеется в виду размещение и объединение в одно целое графических элементов; композицией номера – если предполагается порядок размещения материалов на полосе в зависимости от их значения; композицией газеты – когда подразумевается порядок размещения разделов газеты по номерам и в зависимости от плана, а также их значимости и актуальности.

Композиция газеты может быть симметричной, асимметричной или сочетать в себе то и другое.

Равновесие Исходной точкой, определяющей равновесие композиции, является оптический центр. Он находится примерно на одну восьмую выше физического центра, или на расстоянии пяти восьмых от нижнего края композиции. Равновесие — это расположение элементов слева и справа от оптического центра, сверху и снизу от него. Существует два вида равновесия — формальное и неформальное. Формальное равновесие Ключ к формальному равновесию — абсолютная симметрия слева и справа от оптического центра. Такое равновесие используется, когда требуется подчеркнуть достоинство, стабильность и консерватизм образа (рис. 1).

Рис. 1. Формальное равновесие в фотографии

Неформальное равновесие Размещая элементы разных размеров, форм, цветовой интенсивности на разных расстояниях от оптического центра, можно достичь визуального равновесия. В большинстве случаев используется неформальное равновесие, т.к. оно делает страницу более интересной, образной и эмоционально насыщенной. Принцип построения элементов страницы, благодаря которому внимание читателя перемещается по странице в нужной последовательности, называется перемещением. Это достигается целым рядом приемов.

· На странице могут быть помещены люди или животные, следуя взгляду которых взгляд читателя перемещается на следующий важный элемент объявления.

· Механические приспособления, такие, как указующий палец, прямоугольник, линия или стрелка (в телевидении — перемещение актеров или камеры, изменение мизансцены) переводит внимание с одного объекта на другой (рис. 2).

Рис. 2. Неформальное равновесие в рекламе и картинках

· Комиксы или картинки, расположенные в определенной последовательности, заставляют начинать чтение сначала и продолжать его в нужной последовательности.

· Использование пробелов и цвета выделяет текстовую часть или иллюстрацию. Взгляд будет переходить с темного объекта на светлый, с цветного на черно-белый.

· Также может быть использована естественная привычка читателя начинать чтение с верхнего левого угла страницы и продолжать зигзагообразно до низа страницы.

· В первую очередь внимание привлекают элементы большего размера, доминирующие на странице, и только потом — более мелкие.

Соразмерность Все элементы композиции страницы должны занимать площадь, соразмерную с их значением в композиции как едином целом. Одинаковость элементов по цвету, размеру или другим качествам вызывает монотонность. иногда подобный повтор целой композиции используется очень удачно в уличной рекламе, особенно политической. Многократный повтор одного плаката создает определенный эффект воздействия (рис. 3).

Рис. 3. Эффект повторения

Контрастность Эффективный способ привлечь внимание к одному определенному элементу — использовать контрастный цвет, размер или стиль. Например, использовать негативное изображение (белый цвет на черном фоне), черно-белое объявление в красной рамке или необычный стиль шрифта, контрастирующий с привычным. Последовательность Имеется в виду стилевая взаимосвязь данной композиции страницы с остальными документами сайта. Это достигается применением одного и того же формата, стиля, тональности, постоянного использования единых приемов: логотипа, рисованного персонажа, броского девиза.

Единство — это соединение всех элементов в единое целое. Несмотря на то, что композиция состоит из многих разных частей, они должны быть так взаимосвязаны, чтобы композиция в целом производила гармоничное впечатление. Свой вклад в достижение единства могут сделать равновесие, перемещения, пропорциональность, контраст и цвет. Помимо этих, могут быть использованы и другие приемы.

· один шрифт;

· наложение одного изображения на другое или одного элемента на другой;

· продуманное использование пробелов;

· графические приемы: стрелки, рамочки, штриховка, тон.

Четкость и простота Любой элемент, от отсутствия которого композиция не пострадает, должен быть убран. Перегруженность разными стилями шрифта, слишком мелкими буквами, негативами, иллюстрациями или ненужным текстом, усложняет и загромождает композицию. Страница становится трудной для восприятия, и ее эффект снижается.

Выделение пробелами (паузами) Пробелы — это часть страницы, не занятая другими элементами. Это название сохраняется, даже если эти части закрашены черным или другим цветом. Пробелы играют важную роль в создании образа, ибо пауза в музыке — тоже музыка.

Средства композиции

Линия Одним из основных средств композиции является линия. Там, где требуется ограничить пространство, намекнуть на форму, создать определение среды применяется линия. Прямая, кривая, ломаная, сложная — она присутствует практически во всем, хотя и не всегда явно.

Пятно Пятно в композиции часто помогает акцентировать важный объект и определить смысловой центр композиции. Пятно в зависимости от решаемых задач может быть как цветовым, так и тональным (рис. 4).

Рис. 4. Пятно в композиции

На данном рисунке большое черное пятно дома держит всю композицию, а светлое пятно неба и часть дерева оттеняют силуэт дома. Стволы и ветви деревьев образуют определенный ритмический строй в сочетании с паузами. При внешней простоте — очень строгая и выверенная композиция. На рисунке справа используется пропорциональность. Размер пятна по отношению ко всему формату может дать ощущение большого пространства, пустоты, одиночества, или наоборот, тесноты и суеты.

Ритм четкость восприятия композиции, ее запоминаемость напрямую зависят от ритма. Ритм может проявлять себя во многих ипостасях — от блоков на странице до пауз и стоек в шрифтовых композициях. Чем монотоннее ритм — тем скучнее композиция. Мозг не любит монотонности. В тексте страницы и композициях важен ритм изображений, элементов и пауз (рис. 5).

Рис. 5. Использование ритма в фотографии

Контраст позволяет выделить и гиперболизировать особенности двух и более изображений, предметов, цветов. Пример: толстый и тонкий — рядом с толстым тонкий и наоборот. Этот прием позволяет усилить свойства предмета по сравнению с его антиподом (рис. 6).

Рис. 6. Контраст в фотографии

Силуэт является комбинацией линии и пятна, но в основном он проявляет себя как темное пятно на светлом фоне. Красота и грациозность очертаний силуэта могут придать композиции неповторимость и некую очаровательную индивидуальность (рис. 7).

Рис. 7. Использование силуэта

Движение Композиционный прием, когда взгляд, начав с определенного места в композиции, благодаря линиям начинает передвигаться от одного объекта к другому, образуя сложную кривую, охватывающую почти все рабочее пространство.

Заголовки также должны задерживать внимание, и их роль может быть даже более важной, чем роль иллюстраций. Шрифт должен быть умеренно крупным. Заголовок, расположенный ниже иллюстрации, может рассчитывать на увеличение числа читающих (на десять и более процентов).

Оформление первой и последней страниц

Верстка и оформление первой полосы имеют ряд особенностей, связанных с тем, что здесь помещают самые оперативные и самые важные сообщения, официальные документы и тому подобные материалы (рис. 1). Следует также учитывать, что ее полезная площадь меньше, чем у остальных страниц номера, поскольку здесь размещается заголовочная часть газеты.

Планируя первую страницу номера, прежде всего решают вопросы, связанные с версткой и оформлением передовой статьи. Передовица («флаг номера») должна привлечь внимание читателя и быть прочитана. Она помещается «на открытие» полосы — сразу же под названием газеты. Для дополнительного выделения заголовок передовой статьи набирают ярким крупным четким шрифтом. Текст передовицы лучше набрать более крупным шрифтом, чем остальные материалы страницы.

Передовая статья — один из элементов, формирующих лицо газеты, поэтому, избрав какой­либо вариант ее верстки и оформления, следует придерживаться его в дальнейшем, не пытаясь менять оформление из номера в номер.

Важным элементом первой страницы является так называемый шпигель — участок сбоку от заголовочной части газеты, над начальными колонками полосы. В шпигеле можно поместить актуальную фотографию, которая иллюстрирует главную тему номера, лозунг, призыв. Отсюда иногда начинают важную статью или подборку. Шпигель является одним из самых заметных мест первой страницы, поэтому занимать его второстепенным материалом нецелесообразно.

На первой странице можно сообщить читателям о содержании номера, для чего нередко используют яркую «афишку». Сообщения о важнейших материалах с указанием страниц, на которых они напечатаны, набирают крупными шрифтами, группируют в одной общей рамке или в нескольких рамках и устанавливают в шпигеле или на другом видном месте полосы. Первая страница требует яркого, броского иллюстрирования. Здесь можно установить и всего одну иллюстрацию, но она должна сразу же привлечь внимание читателей, украсить всю полосу.

Последняя страница газеты тоже имеет свои особенности верстки и оформления. Во многих изданиях здесь помещают мелкие информационные материалы, анекдоты, рекламные блоки, поэтому ее предпочитают верстать на большее число колонок. На этой странице чаще и активнее применяют приемы ломаной верстки, стремясь разнообразить и оживить подачу материалов. Последняя страница отличается и более разнообразным иллюстрированием. Некоторые из видов газетной иллюстрации используются только на этой странице. Полезная площадь последней страницы номера несколько меньше площади внутренних полос, так как на ней печатают выходные сведения.

Газета как специфический вид СМИ.

К печатным относят те средства массовой информации, которые производят при помощи печатного станка – газеты, журналы. С развитием системы СМИ участились предсказания неизбежности исчезновения старых – печатных периодических изданий. Газета не умерла, она сумела приспособиться к новой ситуации. С изменением условий ее существования она сама изменилась, показав гибкость и способность приспособления. Усилился процесс специализации газеты: кроме издания для всех появилось множество газет для различных социальных групп и институтов, для специальной аудитории. Это привело к изменению концепции газеты как печатного средства массовой информации и модели каждого издания. Совершенствование технической базы, ускорение сбора и передачи информации, использование новых методов распространения позволило убыстрить доставку газеты ее читателям. Она нашла свое новое место в системе СМИ, успешно восполняя то, что не могли предоставить читателям другие средства массовой информации.

Не будучи в состоянии конкурировать с телевидением и радио в сообщении оперативных новостей, газета сосредоточилась на их комментировании, на первичном анализе ситуаций и проблем и прогнозировании их развития. К непрерывному потоку оперативной информации, поставляемой телевидением, радио и сетевыми изданиями, газета присоединяет порционную информацию, получаемую читателями через определенные промежутки времени, и сопровождает ее аналитическим комментарием. Она всегда существует в потоке времени, расставляя в нем своими номерами памятные столбы. Газета – зеркало своего времени, с которым движется и развивается. Не случайно, изучая какой-либо период истории, исследователи обращаются к комплектам газет в поисках на их страницах информации о фактах, событиях, выступлениях, характеризующих время, которое их привлекает.

Это связано с важнейшим ее преимуществом по сравнению с другими СМИ – с материальностью бумажного листа. Бумага, на которой напечатана газетная информация, а в будущем другие материальные заменители бумаги, обеспечивает долговременную сохранность содержания номера печатного периодического издания. Газету можно прочитать полностью или частично, сложить ее, спрятать в стол или в портфель и принести домой и там дочитать ее до конца. Номер газеты можно передать для чтения родным или соседу, положить его в архив и перечитать через любое время, пока он сохраняется. Его можно переслать по почте товарищу и потом получить его тем же путем обратно. Подобного эффекта «отложенного чтения» пока невозможно добиться ни на телевидении, ни на радио. Можно, конечно, сохранять пленки с теле- или радиозаписью, но для ее воспроизведения требуется соответствующая аппаратура. То же относится и к сетевым изданиям. С этим же связано и другое преимущество газеты: для получения содержащейся в ней информации не требуется никаких дополнительных приборов или иных устройств – радиоприемника, телевизора или компьютера. Она удобна в использовании, воспринимается «сама по себе» – полностью или частично, в результате просмотра заголовков публикаций или последующего чтения текстов. К тому же газета содержит всю информацию, которая может быть воспринята читателем: он сам определяет характер и темп чтения газеты. Это возможно также при обращении к сетевому изданию, но исключено при обращении к телевидению или радио, где темп передачи информации задается диктором или редактором.

 

Шрифты и их использование.

Шрифт – графич форма знаков алфавитного письма, явл элементом газетного дизайна. Шрифт формирует графич лицо издания оформителя дифференцирующего текст, руководит вниманием читателя.

Шрифт – комплект литер (букв), необходимых для воспроизведения какого-либо алфавита; шрифт, независимо от техники его исполнения, представляет собой упорядоченную графическую форму определенной системы письма.

В полиграфии – одно из важнейших средств оформления любой печатной продукции.

В состав каждого шрифта входят литеры строчные, прописные, цифры и знаки. Капительные буквы – их размер соответствует строчным, а рисунок – прописным.

При ручном наборе использовались литеры, имевшие ножку, головку, очко, заплечики. Измерялись по следующим параметрам: рост литеры (расстояние от основания ножки до очка), кегль (расстояние между двумя гранями ножки по вертикали очка), толщина (расстояние между двумя боковыми гранями ножки), Кегль и толщина – величины переменные.

Существует сложившаяся терминология, позволяющая охарактеризовать каждый конкретный шрифт по всем его параметрам.

Гарнитура шрифта (Type family) – это совокупность шрифтов, объединенных общими стилевыми признаками, отличными от других шрифтов, т.е. совокупность начертаний, объединенных общим характером графического построения знаков и решением их элементов.

Начертание (Type fase) – это комплект строчных и прописных знаков, цифр, знаков препинания, спецзнаков и символов. Начертания шрифтов любой гарнитуры отличаются цветовой насыщенностью, пропорциями, контрастностью и наклоном знаков (светлое, полужирное, курсивное или наклонное, нормальное, узкое или широкое).

Насыщенность шрифта определяется изменением толщины основных и соединительных штрихов одноименных знаков в различных начертаниях. В рамках одной гарнитуры насыщенность может изменяться от сверхсветлой до сверхжирной (light – ultra bold).

Пропорции шрифта – это показатель изменения ширины одноименных знаков в начертаниях одной гарнитуры от сверхузких до сверхшироких.

Контрастность – это один из основных признаков шрифта, выраженный отношением толщины соединительных штрихов к толщине основных штрихов знаков. Эта характеристика изменяется от неконтрастных до сверхконтрастных шрифтов.

Понятие комплектности или комплект знаков (по другой терминологии – полиграфический алфавит) определяется совокупностью всех необходимых для набора текста на одном или нескольких языках знаков: строчных, прописных, цифр, знаков препинания, спецзнаков и символов.

Все шрифты мелких кеглей (по 14 включительно) называются текстовыми, начиная с 16 кегля – титульными. Традиционно использовались шрифты, размеры которых измерялись четным количеством пунктов (исключением был боргес). Компьютерные издательские программы расширили возможности: кегль шрифта может быть 11, 13, 19, 25 пунктов и даже 9,3; 18,8 и т.д.

В газетной практике есть такое понятие, как «шрифтовое расписание». Это значит, что, выбрав шрифты, их необходимо закрепить за всеми элементами заголовочного комплекса. В целом шрифтовое расписание предусматривает не только шрифт и его начертания, но и кегль, а также то, какими буквами – прописными или строчными – набирается тот или иной элемент заголовочного комплекса.

Одногарнитурное оформление – набор всей газеты шрифтом одной гарнитуры с использованием разного начертания и написания. При малогарнитурном или многогарнитурном подходах используются несколько гарнитур, но все равно при этом одна гарнитура – основная.

Оптимальным считается вариант, когда рисунки шрифтов близки друг к другу, органично дополняют друг друга, но имеют и контраст. Шрифт должен быть уместен. Значит, из всего изобилия старых и новых шрифтов необходимо выбрать те, которые максимально полно и точно будут соответствовать типу издания

В состав каждого шрифта входят литеры строчные, прописные, цифры и знаки.Шрифты бывают прямые, наклонные, узкие, нормальные, широкие, светлые, полужирные и жирные, что создает большую разновидность гарнитур.



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.117.56 (0.035 с.)