Деструкция педагогической системы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Деструкция педагогической системы



Сейчас в качестве универсального средства оценки знаний учащихся как в средней, так и в высшей школе внедряется система тестирования. Тесто- вый принцип был заложен также в основу системы Единого государствен- ного экзамена. С тестирования студентов начинается теперь аттестация любого вуза. Казалось бы, объективность и системность контроля знаний

157 Болонский процесс: Взгляд на проблему: Сб. материалов. М., 2004.

158 Обзор систем высшего образования стран ОЭСР. М., 2005. C. 43.


учащихся однозначно возрастает. В действительности же происходит под- рыв исторически выработанных в России содержательных основ всего об- разовательного процесса.

Проблемное обучение, которым всегда было сильно российское обра- зование, замещается механическим. Задача теперь заключается не в том, чтобы понять и объяснить явление, а в запоминании некой совокупности фактов. В школах и вузах в соответствии с установленными критериями происходит «натаскивание» на решение тестовых заданий. Стоит ли гово- рить, что задача развития логического мышления при данной проверочной системе совершенно не решается. Развивается исключительно механиче- ская память. Формируется человек с набором готовых зазубренных ответов по каждой из обозначенных в образовательных программах дидактических единиц (это в идеале). Рассудочного осмысления установленных фактов- истин не предполагается. Такого рода человеческий типаж в наибольшей степени соотносится с парадигмой «нового мирового порядка». Выхола- щивается наиболее сильная качественная сторона советских учащихся — умение постигать сущность проблемы и находить нестандартные способы решений159.

Переход к системе всеобщего тестирования тем более странен при на- личии опыта ее имплементации в западных странах. Имеется широкий мас- сив литературы, представляющей доказательства отрицательного эффекта внедрения практики тестового контроля по отношению к уровню усвоения учащимися учебного материала. Как крайне неудачный эксперимент были оценены попытки введения системы общегосударственного тестирования. И уже после того, как модель универсализации тестового контроля на Запа- де по существу провалилась, ее начали крайне настойчиво внедрять в Рос- сийской Федерации. Что это — недостаточная информационная осведом- ленность? Или это направленная деятельность?

Через механизм тестирования разрушается классическая модель педа- гогического процесса. Классикой педагогики, как известно, является фор- мулировка перед учителем триединой образовательной задачи, состоящей в обучающей, воспитывающей и развивающей функциях образования. При универсализации тестового контроля воспитание и развитие выводятся за рамки новой системы организации учебной деятельности. Остается лишь функция обучения, но и она реализуется только в одном из составных ком- понентов. Обучающая целевая установка декомпозируется в классической педагогике на задачи овладения учащимися знаниями, умениями и навы- ками. Ни навыки, ни умения, естественно, проверке в системе тестовых за- даний не подлежат (рис. 2.87).

 

 

159 Комков С.К. Головная боль России // <www. viperson.ru/wind. php?ID=530239–24k — >.


 

Классическая модель                                                                        Тестовая модель

Рис. 2.87. Модель организации образовательного процесса

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 25; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.254.35 (0.004 с.)