Суверенность национальных государств в системе мировых отношений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Суверенность национальных государств в системе мировых отношений



Насколько суверенно государственное управление в современной России и в каком направлении — суверенизации или десуверенизации страна разви- вается. Какие существуют модели отношений государства с внешним миром?52 Традиционная объяснительная модель, идущая еще от просветителей

 

(и очень популярная в просветительской среде), — представляет собой мо-

49 Конституция Турецкой Республики // <http://worldconstitutions.ru/archives/84>.

50 Конституция Ирландии // <http://www. concourt.am/armenian/legal_resources/world_con- stitutions/constit/ireland/irelnd-r. htm>.

51 Конституция Кубы // <http://constitutions.ru/archives/94>.

52 Ушаков Н.А. Суверенитет в современном международном праве. М.: ИМО, 1963; Шев- цов В.С. Национальный суверенитет (проблемы теории и методологии). М.: Юридическая литература, 1978; Левин И.Д. Суверенитет. СПб.: Юридический центр Пресс, 2003; Гри- нин Л.Е. Глобализация и национальный суверенитет // История и современность. 2005. № 1; Черняк Л.Ю. Основные теории государственного суверенитета // Сибирский юридический вестник. 2005. № 4; Конышев В.Н. Американский неореализм о проблеме суверенитета // Политэкс. 2010. № 4; Сергунин А.А. Суверенитет: эволюция концепта. 2010. № 4; Сергу- нин А.А. Суверенитет: современные дискуссии в теории международных отношений // На- учные ведомости Белгородского госуниверситета. Серия История. Политология. Экономи- ка. Информатика. 2010. № 19. Вып. 16.


дель «робинзониады». Она применительно к теме суверенитета основыва- ется на допущении, что государство не взаимодействует с внешним миром. Государство реализует свои суверенные функции через ряд составляющих, а именно: науку, идеологию, формирование политических элит, экономику, финансы, информацию, военное строительство, культуру и т. д.

Но государств, на которые не влияет внешняя среда, нет и никогда не су- ществовало. «Диффузная» модель отношений государства с внешней средой предполагает, что на все перечисленные выше составляющие государствен- ного суверенитета помимо самого национального государства воздейству- ет также внешняя среда. При этом не очевидно, какая из сил воздействует в большей степени. Суверенность становится не абсолютной категорией. Не более чем декларативный характер имеет, как правило, суверенитет «малых государств». Не случаен жесткий афоризм Стэнли Кубрика: «Великие держа- вы всегда вели себя как бандиты, а малые — как проститутки».

Потребность в выдвижении третьей объяснительной модели вызвана глобализационными процессами и формированием мирового политиче- ского актора. Геополитически роль такого актора связана с США. При ана- лизе латентных управленческих механизмов речь идет о надстоящих над американским политическим истэблишментом структурах мирового бене- фицириата. Этот актор чаще всего оказывает большее воздействие на пере- численные факторы суверенности, чем само номинируемое в качестве су- веренного государство. Данное воздействие может иметь целевой характер фактической десуверенизации (рис. 3.14).

 


 

 

Идеология


Границы государственной суверенности


 

Идеология


 

 

Политическая элита

экономика

 

Финансы

Информация


Наука Образование

Культура

 

Армия


 

Полити- ческая элита

Экономика

 

Финансы


 

Наука Образование

Культура

 

 

Армия


Информация

 


Государственная власть


Внешняя среда


 

         

Рис. 3.14. Объяснительные модели отношений государства с внешним миром


Мировой политический актор

 


 

Политическая элита


 

Идеология


Наука


 


Экономика Государственная

власть


Образование

Границы государственн суверенности

Культура


Финансы


 

Информация


 

Армия


внешняя среда


 

Рис. 3.14 (окончание). Объяснительные модели отношений государства с внешним миром

 

А что, если в рамках одного геополитического пространства сталкива- ются одновременно интересы ряда внешних акторов? Такое столкновение прослеживается в отношении современной Российской Федерации. Рос- сийская территория оказалась в фокусе нескольких представляющих вызов по отношению к государственному суверенитету России проектов. Проект Pax Americanа; проект Новой Европы; проект Нового Халифата; проект Глобальной китайской экспансии; проект Великой Восточной Азии; про- ект Нового пантюркизма. Реакции на такого рода вызовы могут быть трех типов. Первый подход — войти под зонтик какого-либо из проектов. По- нятно, что при таком варианте о сохранении полноценного суверенитета речи быть не может. Второй вариант — лавировать между проектами. Так поступают многие малые государства, но при этом риски, особенно для России, по отношению к суверенитету тоже достаточно велики. Остается третий подход — восстановление сил и выдвижение собственного проекта мироустройства (рис. 3.15).

 

Проект Pax Americana

 


 

Проект Новой Европы

 

 

Проект Нового пантюркизма


 

 

Проект Великой Восточной Азии Проект Глобальной китайской экспансии


 

Проект Нового Халифата

 

Рис. 3.15. Мировые геополитические проектные вызовы российскому государственному суверенитету


     
 

 

 


 

 

 

Идеологическая суверенность
 

Суверенность цивилизационной самоидентификации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       

     
 

 

Рис. 3.16. Факторы государственного суверенитета


 

 

             
     

 

 


Независимость от импорта военной техники и комплектующих
Суверенность управления социальными процессами (суверенность регулирования социальных диспаритетов)

 

Суверенность управления регионами

Суверенность в реализации

внешней политики


 

Способность к отражению внешней агрессии
Суверенность реализации эмиссионного права
Монетизация экономики (денежная масса)
Доля оттока капитала
Государственные расходы на оборону

Доля импорта


 

                        

Моноспециали- зация
Страновая зависимость
Ставка рефинансирования
Ресурсная суверенность
Суверенность в функционировани и систем связи
Суверенность кадровой селекции

 

Суверенность избирательных процессов

 

Степень открытости экономики
Суверенность внутреннего ценообразования
Правовая суверенность
Технологическая суверенность
Коэффициент автаркичности
Суверенность в реализации правоохранительных функций
Суверенность в решении экологических проблем
Приоритетность национального законодательства над международными установлениями
Доля иностранных технологий
Диверсификация экспорта (доли экспортных составляющих)
Доля иностранной собственности
Степень включенности элиты в жизнь за рубежом (собственность, вклады, обучение детей)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 30; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.185.180 (0.018 с.)