Каркасы идейно-духовных потенциалов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Каркасы идейно-духовных потенциалов



Каркасом, обеспечивающим устойчиво высокий уровень идейного со- стояния общества, выступает идеология; каркасом высокой духовности — традиция. Соответственно, для разрушения идейно-духовного потенциала государства необходимо первоначально разрушить соответствующие кар- касные скрепы. Это, собственно, и реализуется в российской практике.

Все признаки сценарного проекта имел экстраполированный на государ- ство и общество в 1990-е гг. процесс деидеологизации. Идеология была деза- вуирована как признак тоталитаризма и запрещена на уровне Конституции


(ст. 13 п. 2). Через данный запрет государство лишается каких бы то ни было смысловых и ценностных ориентиров. Что это — бездумное репродуциро- вание западной законодательной модели? Может быть, соответствующую статью Конституции РФ тривиально списали с иностранных аналогов? Если бы это было действительно так, то, возможно, проектно-технологическая со- ставляющая не представлялась бы столь очевидной. Однако ни в одной из конституций западных государств ничего подобного российскому запрету на идеологию не обнаруживается. Указанное запретительное положение на- личествует исключительно в конституционном законодательстве постком- мунистического ареала (да и то, далеко не в каждом из государств). Следо- вательно, идея запрета государственной идеологии имеет новационный в правовом отношении характер, будучи сформулирована под определенную страновую адресацию. В общем, если называть вещи своими именами, Рос- сии предписывается быть деидеологизированным государством, тогда как на ее геополитических конкурентов такое предписание не распространяется.

Проецируя известный постулат религиозного сознания о приоритете духа над материей на историческую реальность, можно сделать вывод о первостепенном значении ценностных ориентиров и смыслополагания для развития и всей судьбы народа, и страны. Россия и русский народ в их со- временном состоянии являют собой разительный пример бессмысленного и бесцельного бытия, так как ни на государственном уровне, ни на уровне общественного сознания не просматривается даже контуров тех формули- ровок, которые ставили бы перед страной общенациональные задачи, пред- лагая программы их решения, одновременно объясняя цель и смысл еди- ной государственнической жизни. Нет национальной идеи. Отсутствием смысла в народном сознании можно объяснить ту вялость и апатию, тот дух национального уныния, которыми охвачено сейчас большинство со- отечественников, пусть и в разной степени, и в различных формах. Но от- сутствие единой национальной идеологии, которая бы внятно объясняла народу смысл его бытия и цели, к которым надо стремиться во имя высшего идеала, ради спасения души и ради будущего своих детей в коллективной перспективе, имеет своим результатом заполнение духовной пустоты теми идеологемами, которые не оставляют места для существования в будущем нашего народа как уникального исторического субъекта.

Основными формами таких идеологем выступают:

а) внутригосударственный национализм с сепаратистским уклоном и предъявлением абсурдных претензий к русскому народу;

б) привнесенная извне космополитичная, проамериканская и антитра- диционалистская идеология глобализма, враждебного всякому па- триотизму, чувству привязанности к корням и наклеивающего на них ярлыки «тоталитарного мышления» и «угрозы демократии и правам человека».


Причем современные реалии таковы, что обе эти, казалось бы, взаимо- исключающие идеологии действуют единым фронтом против России.

Такое взаимодействие отчетливо просматривается на уровне правящих элит современной России. С одной стороны, не ставится преград развитию национал-сепаратистских и русофобских настроений и ползучей колониза- ции коренных русских областей мигрантами с Востока, при наличии труд- нопреодолимых бюрократических преград для возвращения соотечест- венников из ближнего зарубежья. С другой — эти элиты явно взяли на вооружение идеи глобализма и космополитизма, демонстрируя безразли- чие, а то и враждебность к интересам и будущему народа, откровенно за- являя о намерении решать демографическую проблему через поощрение миграции в Россию извне, препятствуя даже самой постановке «русского вопроса» на официальном государственном уровне.

Соответственно, вопрос о выработке национальной идеологии выходит далеко за пределы отвлеченных рассуждений, становясь, без преувеличения, вопросом выживания российской цивилизации. Без идеологии мы оказываем- ся беззащитными перед агрессивными и разрушительными идеями, которые, не встречая сознательного и целенаправленного отпора, неотвратимо будут расширять свои плацдармы, разрушая пассивно обороняющиеся последние островки традиционного жизненного уклада в России, превращая некогда ве- ликий народ в совокупность индивидуумов, в субстрат глобализации.

Очевидно, что национальная идеология должна быть:

- во-первых, целостной, т. е. охватывающей и освещающей все стороны жизни народа;

- во-вторых, иерархичной, со своей вершиной и подчиненными ей уров- нями, точно так же, как иерархична всякая социальная система, так как здоровая иерархия — путь к гармонии и продолжению жизни в любом понимании;

- в-третьих, активно-универсальной, т. е. не ограничивающейся толь- ко обороной, но способной вести действия на информационном поле противника и дающей ответ на любой вызов;

- в-четвертых, должна нести в себе одновременно позитивно-созида- тельный и негативно-отрицающий заряды. Под первым понимаются программы развития страны, народа в настоящем и будущем, под вто- рым — отторжение всего, что замутняет чистоту национального идеа- ла, отвращает от него, распыляет духовные и материальные силы на- рода, наконец, того, что прямо угрожает его бытию.

 

Управление пассионарностью

Приведенные выше аргументы позволяют, внеся некоторые коррективы в гумилевский концепт пассионарности, использовать его в модифициро-


ванном виде в качестве одного из аргументационных компонентов выдви- гаемого авторами положения о несиловых основаниях государственности. Л.Н. Гумилев определял пассионарность как присущий каждому этносу избыток биосоциальной энергии, определяющей способность социума к сверхнапряжению24. С.Е. Кургинян раскрывает тот же феномен посред- ством использования дефиниции «психическая или социальная энергия масс»25. Однако в гумилевском понимании процесс этногенеза сопровожда- ется трендом снижения пассионарного потенциала. Итогом исторического существования этноса должна, таким образом, стать окончательная растра- та биоэнергии, исчезновение пассионариев и утверждение исключительно материально-прагматических норм общественного бытия.

Полученные авторами результаты исследования исторического процес- са позволяют утверждать о том, что предопределенность снижения пассио- нарного напряжения в действительности отсутствует. Периоды подъема и спада психической энергии масс в истории России происходили в режиме чередования. Следовательно, пассионарный упадок не представляет собой, вопреки гумилевской версии, объективной предопределенности. Данная констатация означает, что пассионарность находится в поле управленческо- го регулирования. При наличии соответствующей политики пассионарный потенциал народа может быть увеличен, а может быть и доведен едва ли не до нулевой отметки.

Впрочем, управленческие механизмы имеют в данном случае крайне вы- сокую степень сложности. Модель прямого институционального управле- ния для их реализации непригодна.

Управленческий инструментарий влияния на пассионарный потенци- ал во многом методологически связан с юнговской теорией «коллективно- го бессознательного»26. Различного рода эксперименты психиатрической и социально-психологической направленности доказывают возможности

«пробуждения» и «усыпления» психической энергии масс через воздействие на базовые архетипы народного сознания. Исследования цивилизационной архетипической матрицы есть ключ к управлению народами. Игнориро- вание учения об архетипах в отечественной школе психологии, акценти- рованной на социально-средовой доминанте формирования сознания, су- щественно сужает управленческие возможности государства в отношении регулирования поведения масс. Напротив, выдвигаемый авторский концепт рассмотрения общества как живого биосоциального организма позволяет говорить об имманентно присущей каждому народу специфической модели структуры архетипических компонентов.

 

24 Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М., 1994.

25 Кургинян С.Е. Слабость силы. Аналитика закрытых элитных игр и ее концептуальные основания. М., 2007.

26 Юнг К. Архетип и символ. М., 1991; Юнг К. Психология бессознательного. М., 1994.


Однако самого по себе пробуждения, равно как и усыпления психической энергии масс, недостаточно для изменения потенциалов государственности. Вектор направленности этой энергии может быть совершенно различным. Революции представляют собой тот тип пассионарного перенапряжения, когда резко возросшая народная энергетика оказывается обращенной про- тив самого государства. Такой результат является следствием отсутствия у государственной власти каналов для регулируемого выхода энергии масс. Государство должно задавать ориентир для пассионариев, стать знаменем в их руках. В противном случае, оно рискует оказаться для них препятствием, помехой в пассионаризации социума.

Неумение обуздать пассионарный подъем, охвативший советское обще- ство в период перестройки, стоил КПСС утраты политического влияния и в итоге — отстранения от власти. Сейчас, напротив, пассионарно народ усып- лен. Стремление к свершениям предельно атрофировано. Динамичное раз- витие страны при существующем состоянии пассионарной напряженности социума априори невозможно. Однако надо понимать, что новой волны пас- сионарного пробуждения масс не избежать (рис. 2.19). Прогнозируется она в районе 2020–2021 гг. Будет ли эта волна разрушительной по отношению к го- сударственности России — вопрос, который поставлен в настоящей работе.

 

800

 

700

 

600

 

500

 

400

 

300

 


200


 

1990          1995          2000          2005          2010          2015         2020


 

 

Год


Рис. 2.19. Цикличность политического развития в отсутствие эффективного управления социальной энергией. Есть оптимальная ширина политического спектра. Экстремальные области колебательного размаха — области кризисообразующие

 

Способностью развиваться обладают только те общества, которые рас- полагают возможностью напряжения выше обычного внутренних сил. Без пассионариев и без государственной аккумуляции их энергетики ни о каком


развитии не может быть и речи. Проблема как раз и заключается в том, что стремление к совершенствованию у подавляющего большинства россиян на сегодня отсутствует. Никто (или почти никто в масштабах социума) не желает изменений, никто еще в большей степени не хочет дополнительных личных напряжений. Внедряемый в общественное сознание бренд стабиль- ности парализует жизненные силы народа, подрывая, соответственно, и жизнеспособность Российского государства.

 

Ценностная инверсия

Для того чтобы лишить соответствующий социум будущего, следует разрушить несиловое поле, традиционно выступающее под наименованием

«связи времен».

Индикатором произошедшей в России ценностной трансформации мо- гут послужить социологические данные о социокультурной статусности различных профессий. Указанный показатель прослеживается через раз- новременные оценки старшеклассниками желательных для себя профессио- нальных ниш. Для рассмотрения были взяты, в частности, результаты таких опросов для выпускников школ 1967, 1979 и 2002 гг. (табл. 2.2). Указанные статистические замеры четко определяют вектор снижения уровня трудо- вой государственной ценностной парадигмы. В итоге к началу 2000-х гг. во взрослую жизнь вступило поколение, ментальность которого определяется в значительной мере асоциальными ориентирами27.

Таблица 2.2



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 31; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.85.76 (0.023 с.)