Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Религия как фактор государственной жизнеспособности
Мировоззренчески религия наделяет человека высшим трансцендент- ным смыслом существования: аксиологически — прививает ему ценности общежительского бытия; этически — устанавливает координаты добра и зла; регуляционно — сакрализует в виде традиций оптимальные нормати- вы функционирования соответствующей культурной общности. Соответ- ственно, для того чтобы деструктурировать государство, следует выбить из- под него фундамент религии. Прослеживается корреляция между религиозностью народа и госу- дарственной устойчивостью. Являвшаяся в конце XVIII–XIX вв. страной перманентной революции Франция занимала в то же время авангардные в мире позиции в распространении идеологии секуляризма. Она же исто- рически выступила первым государством, столкнувшимся в Новое время с вызовом длительного репродуктивного упадка52. Будучи в XIX столетии бо- лее социально устойчивым организмом, Великобритания сохраняла в то же время — в отличие от Франции — более акцентированную приверженность традиционным религиозным ценностям. Россия тогда являлась страной абсолютной народной религиозности. Но уже с начала XX в. именно она стала основным адресатом распространения атеизма. Как же было возможно более чем семидесятилетнее существование государства, выстраиваемого на парадигме атеистического мировоззрения? Дело в том, что в отличие от силовых государственных институтов ре- лигия гораздо более инерционна. Ярким свидетельством такой инерцион- ности может служить Всесоюзная перепись 1937 г. Вопрос о религиозной принадлежности был включен в опросные листы по личной инициативе И.В. Сталина. Полученные результаты оказались настолько ошеломляющи- ми, что опубликовать сводные статистические материалы власти так и не решились. Через два года была проведена повторная переписная акция, уже не содержащая пункта установления принадлежности человека к какой- либо религии. Важный вопрос отсутствовал и во всех последующих пере- писях, включая перепись 2002 г. 52 Миронов Б.Н. История в цифрах. Математика в исторических исследованиях. Л., 1991. C. 132–133; Фукс Э. Иллюстрированная история нравов: Буржуазный век. М., 1996. C. 286; Коул Э. Снижение рождаемости в Европе со времен Французской революции до Второй мировой войны // Брачность, рождаемость, семья за три века. М., 1979.
Согласно полученной в 1937 г. статистике, большинство из согласив- шихся заполнить соответствующий пункт анкеты (56,7%) самоидентифи- цировались в качестве верующих. К ним, очевидно, следует причислить и тех, кто на вопрос о своем отношении к религии вообще отказался давать какой-либо ответ. Таковых от общего числа участвующих в переписи насчи- тывалось до 20%. Данная группа может быть идентифицирована в качестве скрытых верующих. Отказ от заполнения соответствующего пункта анкет, как и неучастие в переписи вообще, определялись религиозными мотивами. С одной стороны, имел место страх перед преследованием всех тех, кто при- знается в своей религиозности. С другой стороны, запись в анкете в каче- стве неверующего означала религиозное отступничество (архетипом в дан- ном случае служил новозаветный сюжет об отречении Петра). С призывами избежать участия в переписной акции обращались к народу религиозные деятели, представляющие различные конфессии. Перепись проводилась в самый канун Рождества (5–6 января), что послужило дополнительным ис- точником усиления экзальтационной напряженности верующей части на- селения. Таким образом, по меньшей мере 76,7% советских граждан остава- лись к 1937 г. в числе религиозно идентифицируемых. По всей видимости, их удельный вес был еще выше, так как для многих верующих соображения личной безопасности оказались при ответе на соответствующий пункт ан- кеты все же достаточно весомым обстоятельством53. Не будет, таким образом, преувеличением утверждать, что победа в Ве- ликой Отечественной войне была одержана народом, сохраняющим по пре- имуществу свою религиозную идентичность. Власти, надо отдать им долж- ное, получив соответствующие статические материалы, смогли эффективно использовать ресурс религиозности народа в общегосударственных целях. Неоинституционализация патриархии явилась прямым следствием такой переоценки54.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 37; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.106.100 (0.004 с.) |