Особенности информационных войн 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности информационных войн



Под информационной войной принято понимать комплекс мероприя- тий по информационному воздействию на сознание большого числа людей для изменения их поведения, мировосприятия и навязывания им выгод- ных противнику ментальных моделей, в оборонительном аспекте — борьбу с осуществлением противником информационного воздействия в его це- лях, а также защиту от такого воздействия. Информационная война про- ходит в самых разных сферах жизни общества и государства — политике, экономике, культуре, религии, науке и т. д. Причем для постиндустриальной эпохи характерна интеграция различных областей ведения информацион- ной войны в единую смысловую и целеположенную сеть. Таким образом, информационная война становится составной частью относительно нового понятия сетевых войн.


Информационное воздействие на противника имеет ряд особенностей, отличающих его как от других форм борьбы, так и от коммуникаций в сфе- ре обмена информацией. Рассмотрим основные из этих особенностей.

В отличие от межличностных манипуляций сознанием, объектом воз- действия в информационной войне является массовое сознание противни- ка, учитываются коллективные особенности больших групп людей, являю- щихся объектами воздействия, а также видовые особенности человеческого сознания. Узкое целевое негативное информационное воздействие на от- дельную личность или незначительный круг лиц информационной войной не является. В отличие от обычного информационного воздействия, в ходе информационной войны объекту воздействия навязываются чуждые ему цели, стремление к достижению которых в результате наносит ущерб ему самому.

Осуществляется искажение фактов или преподнесение их в таком свете, чтобы это вызвало неадекватное реальному положению дел поведение про- тивника, а также навязывание эмоционального восприятия фактов, выгод- ного воздействующей стороне. Воздействие в ходе информационной войны сенсорно (органами чувств) не различается от нейтрального либо позитив- ного информационного воздействия подобно тому, как негативное физи- ческое воздействие моментально ощущается его объектом и отличается от нейтрального или позитивного, т. е. объект воздействия может и не догады- ваться о том, что против него ведется информационная война. Вследствие вы- шеуказанной особенности информационная война мало поддается какому- либо правовому регулированию (подобному гаагскому праву войны), этапы ее проведения, затишья и т. п. не обязательно известны объекту воздействия, она может проводиться в любой информационной ситуации — как при ин- формационном шуме, так и в условиях информационного вакуума.

Другим проявлением сенсорной нейтральности информационной вой- ны является то, что к ее методам не относятся угрозы, шантаж и т. п. В про- тивном случае, воздействующая сторона раскрывается как агрессор, и было бы нарушено главное условие победы в информационной войне.

У объекта воздействия репродуцируется иллюзия относительно само- стоятельности принятия решений, навязываемых ему в действительности воздействующей стороной.

Понятию «информационные войны» очень близко понятие «манипу- ляция общественным мнением»/«манипуляция массовым сознанием», т. е. подавление воли людей и программирование их поведения. Манипуляция всегда осуществляется скрытно, манипулируемый не догадывается о своей объектности.

Известный в России специалист по изучению общественного сознания С.Г. Кара-Мурза в книге «Манипуляция сознанием» указывает, что при- знаками скрытой манипуляции среди прочих являются эмоциональность,


сенсационность и срочность, повторение, дробление целостной фактологи- ческой картины, изъятие из контекста, «тоталитаризм» («достоверный ис- точник») источника сообщений, смешение информации и мнения, прикры- тие авторитетом, активизация стереотипов и т. д.160.

К методам манипуляции массовым сознанием относят, в частности, сле- дующие:

- использование внушения;

- перенос частного факта в сферу общего, в систему;

- использование слухов, домыслов, толкований в неясной политической или социальной ситуации;

- метод под названием «нужны трупы»;

- метод «страшилок»;

- замалчивание одних фактов и выпячивание других;

- метод фрагментации;

- «метод Геббельса» (многократные повторы);

- метод чередования на конвейере «правда, правда, правда, неправда, правда»;

- создание лжесобытий, мистификация.

Все эти методы используются в информационных войнах, поскольку в них среди прочего активно осуществляется манипуляция массовым созна- нием. Однако манипуляцию массовым сознанием нельзя свести к частному случаю информационной войны.

Информационная война — это именно война, т. е. насилие одного субъ- екта человеческой истории над другим ради достижения тех или иных це- лей. Это более радикальная ситуация, чем обычное подавление правящей группой населения, для чего также используются манипуляции массовым сознанием. Война подразумевает наличие как минимум двух субъектов истории в одном пространственно-временном континууме, борющихся за формирование мира по своим лекалам. В этом смысле полноценная инфор- мационная война, в отличие от обычной военной пропаганды прошлого, возможна только в информационную эпоху, представляет собой борьбу ми- ровоззрений. Причем мировоззрение агрессора/активной стороны в войне проявляется в рассудочной сфере, а мировоззрение жертвы/пассивной сто- роны может и не быть рассудочно осознанным, сформулированным и мо- жет оставаться на подсознательном уровне, являясь связующим звеном в системе сетевых войн, без понимания сути которых нельзя понять роль и значение информационной войны.

К средствам ведения информационных войн относятся все средства пе- редачи информации — почта, слухи, средства массовой информации и т. д. Причем информационные войны резко активизировались и приобрели фун-

 

160 Кара - Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. М., 2000.


даментальное значение именно с введением в более-менее развитых государ- ствах всеобщей грамотности и появлением средств массовой информации.

В сфере средств массовой информации можно выделить две основные формы ведения информационной войны — собственно информационное воздействие на сознание противника и осуществление информационных атак на СМИ противника. Информационные атаки осуществляются по- средством саботажа систем связи противника, уничтожением теле- и ради- овышек, использованием средств теле- и радиокоммуникаций противника для передачи собственной информации, осуществлением хакерских атак на компьютерные сети противника и т. п. Ряд этих методов вполне применим и в мирное время.

 

Кибервойны

Подвидом информационных войн являются так называемые кибер- войны (Cyberwars), т. е. противоборство в виртуальном пространстве мето- дами информационных технологий.

К методам кибервойны немецкие эксперты относят:

- шпионаж — проникновение в компьютерную систему противника для получения информации;

- искажение — изменение содержания веб-страницы в целях пропаганды;

- атака с целью вывода из строя системы: группа компьютеров атакует одновременно компьютерную систему противника, с тем чтобы по- следняя вышла из строя от слишком большого потока информации161.

«Основы «сетевой войны», — указывает Ральф Бендрат, — больше, чем что-либо удалены от доселе имевших место представлений о войне и мире. Эта модель, при которой уже не тело противника является объектом физи- ческой атаки, но его воля напрямую изменяется путем завоевания инфор- мационного господства, приведет в итоге к тому, что любая форма идео- логического или политического противостояния будет оцениваться как война»162.

Значение кибервойн особенно повышается ввиду тотальной компьюте- ризации населения и повсеместного распространения сети Интернет. Мо- лодое поколение в развитых странах и регионах — в частности, в крупных российских городах — практически полностью отказалось от просмотра телевизора ввиду ограниченности каналов информации телевидения по сравнению с Интернетом, а также невозможностью участвовать в медийном процессе, каковую возможность в сети предоставляют различные форумы,

 

161 <http://de.wikipedia.org/wiki/Cyberwar>.

162 Bendrath R. Neue Technologien und der Wandel der zivil-militärischen Beziehungen — Com- puter und die neue Rolle des Militärs in den USA (Diplomarbeit, FU Berlin, 1998 — Auszug; RTF, 8 S., 42 kB)


чаты, полосы комментариев к информационным сводкам и статьям, соци- альные сети и т. д.

Речь уже может идти о дигитальном поколении.

Правительство США недавно объявило о намерении распространить

«войну идей» на популярные Интернет-сайты, форумы, чаты и блоги в рус- ском сегменте глобальной сети. Об этом заявил заместитель госсекретаря США по публичной дипломатии Джеймс Глассман. Речь идет о программе Госдепа Digital Outreach Team, опробованной на арабах, афганцах и иран- цах. В рамках этой программы специально обученные люди выходят в чу- жеземный Интернет, развенчивают там мифы об американской политике и

«отсылают людей к правильным документам. «Ни для кого не секрет, что в последнее время Интернет широко используется в том числе и для ведения идеологического противоборства. Достаточно вспомнить конфликт на Кав- казе, когда в реальном положении дел не только не желали разбираться, но и в отдельных случаях перевирали объективные факты», — рассказал газете

«Взгляд» старший научный сотрудник Центра международной безопасно- сти ИМЭМО РАН Владимир Евсеев. Вполне очевидно, что США прибегают к подобным мерам как к своеобразному элементу политического давления. Скорее всего, Госдеп темнит по поводу «нескольких сотрудников»: для эф- фективности столь масштабной и трудоемкой работы необходимо привлечь огромный штат высококвалифицированных сотрудников163.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 34; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.144.197 (0.013 с.)