Развитие без науки как заблуждение российской власти 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие без науки как заблуждение российской власти



Понятно, что исследовательская активность — это результат развития научных потенциалов. Механизмы же их формирования заложены в сфере государственных политик. Посмотрим на кривую расходов на науку в рос- сийской истории (рис. 2.48). Подъем Советского Союза соотносится с уве- личением вложений финансовых средств в научную сферу. И наоборот, ми- нимизация этой статьи расходов непосредственно предшествовала распаду советской государственности. После 1991 г. данная тенденция приобретает характер обвала. Таким образом, можно утверждать, что снижение интере- са государства к науке явилось не столько следствием распада СССР (хотя и следствием тоже), сколько его причиной, одной из факторных составляю- щих гибели государственности112.

 

112 Симчера В.М. Развитие экономики России за 100 лет: 1900–2000. Исторические ряды, вековые тренды, институциональные циклы. М., 2006. C. 90; Путь в XXI век: Стратегиче- ские проблемы и перспективы российской экономики. М., 2000. C. 350; Российский стати- стический ежегодник. 2002. М., 2002. C. 519–520.


40

 

35

 

30

 

25

 

20

 

15

 

10

 

5

 


0

1940 1950 1970 1980 1990 1991 1992 1995 1996 1997 1998 1999 2001


Год


Рис. 2.48. Динамика расходов на науку в России из федерального бюджета (в постоянных ценах 1991 г.)

 

Характерно также отношение зарплаты ученого к среднестатистической зарплате по стране (рис. 2.49). В период подъема СССР ученые находились в преференцированном положении. К моменту распада СССР это соотноше- ние изменяется. Зарплата ученого приближается к среднестатистической. И наконец, после 1991 г. деятели науки оказались в дискриминационном по- ложении по отношению к обществу113.

 

160

140

120

100

80

60

40

20

д

0

 

Рис. 2.49. Отношение зарплаты в науке к средней зарплате в стране

 

 

Итак, с середины 1970-х гг. — вероятно, под влиянием благоприятной нефтяной конъюнктуры — был «сделан вывод» о том, что развиваться мож- но и без национальной науки. Ставка была сделана на экспорт сырья. Очень

113 Симчера В.М. Указ. соч.; Социально-экономическое положение России, 1999 г. М., 2000.

C. 68; Российский статистический ежегодник. 2002. М., 2002. C. 519–520.


четко эта стратегическая переориентация семидесятых совпадает с падени- ем показателей развития науки (рис. 2.50). Происходит резкое снижение вы- ражаемой через поданные патентные заявки исследовательской активности. В 1970-е гг. была достигнута высшая точка подъема, после чего исследова- тельская активность падает (рис. 2.51).

 

20

 


 

0

 

 

-20

 

 

-40

 

 

-60


 

Численность исследователей

 

Среднегодовая численность занятых в отрасли «Наука и научное обслуживание»

 

 

Расходы на науку

 

Число впервые использованных изобретений


 

 

-80

Рис. 2.50. Темпы прироста основных показателей науки в России за последнюю треть XX в. (в % к предыдущему пятилетию)

 

 

7

6

5

4

3

2

1

0

 

Рис. 2.51. Динамика коэффициента изобретательской активности в России

 

Особо интересной является точка перегиба кривой в 1978 г. Она связана с выходом на сырьевой тип экономики. Чем это в итоге для СССР кончи- лось в 1991 г. — известно. Чем такой же сценарий может закончиться для России — нетрудно предсказать.


О том, что за состоянием научно-исследовательской активности скры- вается парадигма геополитической борьбы, свидетельствует индикатор со- перничества сверхдержав в освоении космоса. Крупнейшие достижения Со- ветского Союза и США в освоении космического пространства (рис. 2.52) позволяют проследить динамику советско-американской «гонки». До не- которого времени СССР системно опережал США по совокупности прихо- дящихся на единицу времени космических достижений. Потом произошел одновременный паритетный сброс. Он сыграл свою роль как эффект усып- ленного внимания. Далее вектор снижения был заменен в США установкой на резкое ускорение. Снова включиться в космическую гонку инфраструк- турно ослабленная Россия уже не могла114.

 

14

 

12

 

10

 

8

 

6

 

4

 

2

 

0

 

Рис. 2.52. Соперничество России и США в освоении космоса (число значимых достижений)

 

 

А как сами российские ученые оценивают потенциал отечественной науки по отношению к уровню геополитических противников? (рис. 2.53). Еще в 1991 г. среди них доминировало мнение о паритетности. Однако да- лее мотив самооценки изменился. Устойчиво возобладала тенденция по- нижения уровня самовосприятия на фоне приращения мирового научно- го знания115.

 

114 Мировой альманах фактов. 2008. М., 2008. C. 342–350.

115 Мирская Е. Российские академические ученые в зеркале социологии науки // Отече- ственные записки. 2002. № 7.


 

45

40

35

30

25

20

15

10

5

0

1991              1994            1996             1998            2001


 

Год


Рис. 2.53. Динамика оценки российскими учеными качества своих работ в сравнении с международным уровнем

 

Национальные интересы

Российская наука организована в России таким образом, что менее всего она соответствует национальным интересам. Данные о международной тор- говле РФ научным продуктом дают основания для специального расследова- ния (рис. 2.54–2.55). Россия как участник мирового торгового обмена в сфере науки продает больше, чем покупает, но платит за это также существенно больше, чем получает сама. Нехитрый расчет показывает, что одна продан- ная российская технология оказывается в два раза дешевле покупки116.

Показательно также соотношение типов продаваемых и покупаемых на- учных продуктов. Россия приобретает больше, чем продает — патентов, то- варных марок, ноу-хау. За рубеж продаются в значительно большей степени результаты научных исследований. Ценностью в перспективе дальнейшего развития в данном случае обладают не только сам научный результат, но и пути его получения117.

 


 

2000

1900

1800

1700

1600

1500


Число соглашений

 

Экспорт                                           Импорт

 

а


Рис. 2.54. Торговля технологиями России с зарубежными странами

 

116 Россия в цифрах. 2007. М., 2007. C. 335

117 Там же.


 

20

18

16

14

12

10

8

6

4

2

0

Экспорт                                           Импорт

б

Платежных средств в год, в млн руб.

40

 


30

 

20

 

10

 

0

Экспорт

в


 

Импорт


Рис. 2.54 (продолжение). Торговля технологиями России с зарубежными странами

 

Товарный знак Патентная лицензия

Ноу-хау Патент на изобретение Промышленный образец Беспатентное изобретение

Полезная модель

0    10   20   30  40   50   60

 

Инжиниринговые услуги

 

 

Прочие

 

Научные исследования

 

0  200 400 600 800  1000  1200

Рис. 2.55. Торговля технологиями с зарубежными странами по объему сделок (число соглашений)


О существенно более низких, по отношению к мировому уровню, рас- ходах на науку в России не говорит сегодня только ленивый. Но в данном случае интересует вопрос о связи этих расходов с задачами обеспечения национальной безопасности. Россия далеко отстоит от лидеров — стран, выделяющих на науку наибольший объем средств по отношению к ВВП (рис. 2.56). Показателен факт сравнительно низкого представительства в этом перечне государств — членов НАТО. Исключение представляют лишь США, Германия и Исландия. Ничего удивительного: находясь под американским военным колпаком, прямой необходимости в выделении на науку более весомых средств у участников Североатлантического альянса не имеется. Первое же место по обозначенному показателю занимает Из- раиль, находящийся в кольце враждебно настроенных государств. То есть те страны, которые сами вынуждены обеспечивать свою национальную без- опасность, априори должны больше тратить и на науку. Отставание России в этом плане крайне настораживает118.

 


Израиль Швеция Финляндия

Япония Швейцария Исландия

Корея США

Германия


 

 

3,13

2,94

2,92

2,85

2,68

2,49


 

3,51


 

3,95


4,42


Дания Сингапур Австрия Россия


 

 

1,16


2,48

2,25

2,24


Страны НАТО

 

 

%


0  0,5 1  1,5  2  2,5  3  3,5 4  4,5  5

Рис. 2.56. Затраты на исследования и разработки (в % к ВВП стран-лидеров)

 

 

С подачи С. Хантингтона, сейчас много говорят о цивилизационных войнах. Наука, безусловно, выступает одним из факторов этого противо- борства. Целесообразно посмотреть на дифференциацию расходов на науч- ную сферу с позиции различных цивилизаций (рис. 2.57). Положение рос- сийской цивилизации по величине финансирования, выделяемого на науку, выглядит катастрофичным по отношению к другим цивилизационным сис- темам.

 

 

118 Россия и страны мира. 2006. М., 2006. C. 308.


Северная Америка

США

Европа Азия ЕС

Япония Новые индустриальные страны Юго-Восточной Азии

Китай Латинская Америка

Индия СНГ

Океания

Россия Африка

Центральная и Восточная Европа

Арабские страны

ЮАР


 

 

4,9

3,9

3,1

2

1,5

1,3

1

0,7

0,7

0,4

0,4


 

15,1


 

 

28,8

27,8

25,1


38,1

36,2

 

 

%


0 5 10  15  20  25  30  35  40  45

Рис. 2.57. Объем затрат на науку по регионам мира в цивилизационном разрезе (уровень России взят за единицу)

 

 

Апатия ученых

Кризисное состояние, очевидно, определяется не только материальной составляющей. Данные социологических опросов позволяют идентифици- ровать факторы, вызывающие наибольшую неудовлетворенность у россий- ских ученых (рис. 2.58). Понятно, что важнейший из них — недофинанси- рование. Но есть и другие факторы, связанные прежде всего с помехами, чинимыми исследователю бюрократическими органами. Исследователь при создавшемся положении оказывается лишенным одного из главных моти- вов научного творчества — возможности самореализации.

 

 

Низкий уровень оплаты труда                                                                  79

Сокращение возможностей экспериментирования                                                              57

Невозможность вести полноценное исследование                                                           53

Ощущение ненужности работы                               23

%

0 10 20 30 40 50 60 70 80 90

Рис. 2.58. Причины неудовлетворенности российских ученых положением дел в науке (в % от числа опрошенных)


Космополитизм

Наука, впрочем, не всегда направлена на укрепление государства. Она может быть использована и для прямопротивоположной цели — разруше- ния соответствующей государственности. Она может состоять на службе как у национальной государственной власти, так и у ее противников, реали- зуя интересы другого государства.

«Национальной науки нет, как нет национальной таблицы умноже- ния», — писал в свое время А.П. Чехов. Это верно, но с одной поправкой. Действительно, национальной науки не существует, но есть национально ориентированные и национально неориентированные ученые и результаты их деятельности. Процесс научного познания не свободен от определенного ценностного выбора.

В российском обществе имеется вполне определенный образ ученого (рис. 2.59). Показательно, что патриотизм и национальные ориентиры ста- ли получать в этой номинации крайне низкие оценки. Требования быть па- триотом сегодня в России ученому не предъявляется119.

 


 

Высокий интеллект, работоспособность Высокие нравственные качества Ассоциации с известными учеными

Аполитичный Работает на благо народа и страны Обеспеченный, финансово  независимый

Внешность, пол, возраст

Патриот, участвует в общественной и политической жизни страны


0  10 20 30 40 50 60

%


 

Рис. 2.59. Образ настоящего ученого в представлении жителей Москвы (в % от числа опрошенных)

 

Существенно, что самодостаточность идейных течений, доминировав- ших в России в различные периоды ее истории, менялась (рис. 2.60). Опре- деляющей чертой в данной исторической инверсии является доминация заимствованных учений, ориентация на привнесенный концепт. Нацио- нальные теории находились в фактическом количественном репрессинге со стороны западной науки120.

 

Еще более показательна смена страновых ценностных ориентиров (рис. 2.61). Парадокс заключается в том, что чаще всего России приходилось

119 Фонд «Общественное мнение».

120 Толстая Н.Е., Багдасарян В.Э., Орлов И.Б., Репников А.В., Хорихин В.В. История русской философии. Сергиев Посад, 2008.


воевать именно с той страной, которая до того наиболее идеализировалась российской интеллигенцией. Случаен ли был такой ценностный выбор? По- вторяемость сюжета войны со страной-«идеалом» позволяет предполагать достаточно устойчивый сценарий.

 

 

 

Год

 

 

 

 

Национальные учения

 

 


 

Заимствованные учения

1. Греко-латинский реформизм — 1680–1690-е гг.

2. Протестантский реформизм (конец 1690-х до 1725 г.)

3. Теория общественного договора 1750–1810-е гг.

4. Теория общего блага 1700–1770-е гг.

5. Вольтерьянство (1760–1800-е гг.) 6. Пантеизм (1740–1820-e гг.)

7. Деизм (1740–1820-е гг.)

8. Мартинизм (1750–1820-е гг.)

9. Кантианство (1790–1830-е гг.)

10. Деместровский консерватизм (1810–1830-е гг.)

11. Байронизм (1810–1840-е гг.)

12. Шеллингианство (1810–1830-е гг.)

13. Гегельянство (1830–1850-е гг.)

14. Западничество (1830–1850-е гг.)

15. Сенсимонизм (1830–1840-е гг.)

16. Фурьеризм (1830–1860-е гг.)

17. Бюхнеровско-молешоттовский материализм (1850–1870 гг.)

18. Материализм Фейербаха (1840–1870-е гг.)

19. Дарвинизм (1860–1880-е гг.)

20. Нигилизм (1860-е гг.)

21. Прудонизм (1860–1870-е гг.) 22. Марксизм (1890–1920-е гг.)

23. Либеральный конституционализм (1860–1910-е гг.)

24. Бернштейнеанство (1890 — середина 1920-х гг.)

25. Неокантианство (1890 — начало 1920-х гг.)

26. Эволюционизм (1880–1900-е гг.)

27. Позитивизм (1870–1910-е гг.) 28. Теософия (1890–1910-е гг.)

29. Эмпириокритицизм (1900–1910-е гг.)


 

 

30. Ницшеанство (1900-середина 1920-х гг.) 31. Футуризм (1900–1930-е гг.)

32. Христианский социализм (1950–1980-е гг.)

33. Теория конвергенции (конец 1960-х — 1980-е гг.)

34. Теория постиндустриального общества (конец 1970-х — 2000-е гг.)

35. Теория правового государства (вторая половина 1970-х— 2000-е гг.)

36. Монетаризм (конец 1980-х — 1990-е гг.)

37. Неолиберализм (конец 1980-х — 1990-е гг.)

38. Теория модернизации (1990–2000-е гг.)

39. Неоконсерватизм (конец 1990-х — 2000-е гг.) (модель Черчилль—де Голль)

40. Философия постмодерна (1990–2000-е гг.)

 

Национальные учения

1. Старообрядческий эсхатологизм (1680–1750-е гг.)

2. Славянофильство (1830–1850-е гг.)

3. Почвенничество (1850–1890-е гг.)

4. Теория официальной народности (1840–1850-е гг.)

5. Софиологический символизм (1890 — начало 1920-х гг.)

6. Сменовеховство (1920–1930-е гг.)

7. Евразийство (1920–1930-е гг.)

8. Национал-большевизм

(вторая половина 1920-х — 1940-е rr.

9. Русский космизм (1890–1930 гг.)

10. Русский монархический консерватизм (1970–2000-е гг.)

11. Неоязычество (конец 1970-х — 2000-е гг.)

12. Неоевразийство (1980–2000-е гг.)


 

Рис. 2.60. Историческая динамика распространения идейных течений в среде российской интеллигенции


Австрийская империя

Голландия


 

Германские княжества


Православная

Греция

 

 

Польша


Швеция

 

Пруссия Германские

княжества Франция

1720–


 

 

Англия


 

 

Германия


 

США


 

Китай(?)

2000-е гг.


1600–1650-е гг.


1760-е гг.


1760–1820-е гг.


1840–1910-е гг.


1950–

2000-е гг.


 

                                            

 

 

Рис. 2.61. Историческая динамика смены доминирующих страновых идеалов в русском интеллигентском сознании

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 28; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.143.4 (0.176 с.)