Этапы приватизации в Казахстане 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этапы приватизации в Казахстане



Приватизация является частью более широкого процесса-разгосударствления экономики. Разгосударствление-это переход от преимущественно государственно-директивного регулирования производства к его регулированию преимущественно на основе рыночных механизмов.

Начиная с1991 г. Конституция РК впервые определила право частной собственности, тогда были предприняты первые меры по приватизации и разгосударствлению, целью которых было преобразование государственной собственности в другие формы, создание условий для перехода к рыночной экономике.

Приватизация государственной собственности в Казахстане. Со времени провозглашения Казахстаном суверенитета и началом перехода к рынку важнейшей частью экономических реформ являлась приватизация государственной собственности. Для ее успешного проведения, прежде всего, была создана необходимая институционально правовая основа. Указами Президента Республики Казахстан был образован Государственный комитет по государственному имуществу, на который возлагалась ответственность за разработку и проведение единой в данной области политики. Также были приняты такие основополагающие законодательные акты, как Закон Республики Казахстан «О защите и поддержке частного предпринимательства», Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу закона, «О приватизации» и некоторые другие, в которых для частных предпринимателей предусматривались различные льготы в области налогообложения, кредитования, регистрации и т. д.

Приватизация в стране осуществлялась поэтапно. На каждом из этапов в качестве основного инструмента управления этими процессами выступали государственные программы.

На первых двух этапах, охватывающих период с 1991 по 1992 г.

(1 этап) и с 1993 по 1995 г. (2 этап), основная цель заключалась в создании необходимых условий для перехода от централизованной плановой к рыночной экономике. Приватизация осуществлялась на платной и бесплатной основе. Трудовым коллективам государственная собственность предприятий, на которых они работали, передавалась на льготных условиях посредством акционирования.

На втором этапе в 1993 г. была принята Национальная программа разгосударствления и приватизации в Республике Казахстан на 1993–1995 гг. Эта программа предусматривала проведение приватизации крупных и уникальных объектов по индивидуальным проектам, массовую приватизацию средних предприятий и малую приватизацию, осуществляемую посредством аукционов, конкурсов.

Под уникальными объектами подразумевались предприятия, выпускающие продукцию или выполняющие работы особой социальной значимости, а также являющиеся естественной монополией государства.

Малая приватизация охватывала предприятия розничной торговли, общественного питания, сферы бытовых услуг с численностью работающих менее 200 человек. Ее планировалось завершить до конца 1994 г.

Для проведения массовой приватизации была учреждена система инвестиционных приватизационные фондов, работающих на коммерческой основе. Все жители республики получили приватизационные инвестиционные купоны, которые можно было обменять на акции инвестиционных фондов, приобретающих акции предприятий на купонных аукционах. Введение ПИКов (приватизационно- инвестиционных купонов) должно было облегчить участие всего населения в массовой приватизации. Каждый гражданин РК получил по 100 купонов (120-в сельской местности), которые подлежали продаже и могли быть использованы лишь для вклада в инвестиционные приватизационные фонды.

На купонные аукционы выставлялись пакеты акций крупных и средних предприятий республики, которые до 1994 г. преобразовывались в основном в акционерные общества закрытого или открытого типа, коллективные предприятия или сдавались в аренду с последующим выкупом. Организация аукционных продаж акций приватизируемых предприятий осуществлялась Государственным приватизационным фондом.

Третий этап проходил с 1996 по 1998 г. Основная его отличительная особенность заключалась в том, что приватизация проводилась только на платной основе. Работы осуществлялись в соответствии с Программой приватизации и реструктуризации государственной собственности Республики Казахстан на 1996–1998 гг. В ее рамках были реализованы секторальные программы в электроэнергетическом; нефтегазовом и нефтехимическом, металлургическом и горнорудном, транспортно-коммуникационном (наземный, воздушный транспорт, связь), агропромышленном комплексах и социальной сфере (здравоохранение, образование, культура, туризм и спорт).

На заключительном четвертом этапе была реализована «Программа приватизации и повышения эффективности управления государственным имуществом на 1999–2000 годы», в ходе которой была проведена передача права владения и пользования государственными пакетами акций отраслевым министерствам и ведомствам.

Отличительной особенностью данного этапа является то, что в результате выполнения запланированных работ было осуществлено разделение государственного имущества на республиканское и коммунальное, что привело к увеличению доходов местных бюджетов.

 

В целом в результате приватизации государственной собственности было получено 232 млрд тенге. При этом в республиканский бюджет поступило 225,5 млрд тенге, в местный бюджет – 4,5 млрд тенге

В заключение следует отметить, что рассмотренные радикальные меры были приняты для максимально быстрой приватизации объектов государственной собственности. Необходимость этого была обусловлена развалом прежней политической и экономической системы, что привело к спаду производства, макроэкономической дестабилизации и росту социальной напряженности.

В сложившихся условиях, вопреки мировой практике, которая свидетельствует, что передача в частную собственность, например, крупных объектов занимала более десяти лет, в Казахстане процессы приватизации нужно было осуществлять форсированным путем (ускоренно). В связи с этим, несмотря на допущенные просчеты, которые в сложившейся ситуации были неизбежны, основные цели приватизации были достигнуты.

Положительными моментами приватизации является следующее:

-приватизация способствует росту эффективности производства за счет снижения его издержек, быстрой адаптации к спросу, введения рациональных методов и расширение возможностей финансирования;

-связь с рынком обеспечивает более эффективный контроль;

-оздоровление бюджета создают возможности более эффективного расходования его средств;

-демонополизация, восстановление здоровой конкуренции способствует созданию гибких мобильных производственных структур, внедрению новых технологий;

-разделение экономики и политических факторов приводят к росту экономической ответственности за принятие инвестиционных решений.

Отрицательными чертами можно считать следующее:

-приватизация с 1993г. стала основным источником развития теневого капитала, т.к. ее основным методом в этот период стали передача предприятий в доверительное управление с последующим их выкупом или закрытые тендеры по заведомо заниженной цене;

-реализация закона о приватизации усилила социальные противоречия в обществе;

-снижаются возможности обеспечения предприятий ресурсами;

-растет ущерб, наносимый окружающей среде;

-реализация краткосрочных целей, максимизации прибыли наносит ущерб долгосрочным интересам предприятий;

-возникает опасность скупки национальных предприятий иностранными инвесторами;

-возрастают шансы роста цен на товары и услуги, сниженная обеспеченность рабочими местами.

Анализируя достоинства и недостатки приватизации, следует отметить, что эффективность рыночного хозяйства зависит от существования частной собственности. Именно частный собственник в силу своей личной выгоды выбирает наиболее рациональный способ хозяйствования.

 

 

Содержание, цели и задачи регулирования рынка ценных бумаг

Регулирование РЦБ – это упорядочение деятельности на нем всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия. Регулирование РЦБ охватывает всех его участников: эмитентов, инвесторов, профессиональных фондовых посредников, организаций инфраструктуры рынка. Регулирование участников рынка может быть внешним и внутренним. Внутреннее регулирование – это подчиненность деятельности данной организации ее собственными нормативными документами: Уставу, правилами, и другими внутренними нормативными документами, определяющими деятельность этой организации в целом, ее подразделений и ее работников. Внешнее регулирование – это подчиненность деятельности данной организации нормативными актами государства, других организаций, международных соглашений. Обязанности по регулированию процесса взаимодействия между собой участников рынка ценных бумаг, выполнения взятых ими на себя обязательств, требований законодательства и соблюдения правил работы на фондовом рынке возложены на контролирующие органы фондового рынка. Государственное участие в регулировании рынка ценных бумаг необходимо, поскольку этот рынок является очень масштабным и рискованным для финансовой безопасности страны. Цель государственного регулирования – это содействие формированию и развитию фондового рынка, контроль отношений, складывающихся на фондовом рынке, защита участников рынка ценных бумаг. Процесс государственного регулирования рынка ценных бумаг включает:

* создание нормативной правовой базы функционирования рынка, т.е. разработку законов, постановлений, правил, положений, инструкций, методических указаний и других нормативных актов, в соответствии с которыми осуществляется выпуск, размещение, обращение, погашение ценных бумаг, совершаются разнообразные операции с ними, регулируется деятельность на нем профессиональных участников ценных бумаг;

* лицензирование профессиональных участников рынка ценных бумаг, подготовка и аттестация специалистов этого рынка;

* страхование инвесторов и защита их прав;

* аудиторский и рейтинговый контроль за финансовым состоянием эмитентов;

* постоянное информирование инвесторов о состоянии рынка и его участников (эмитентов, посредников);

* контроль за соблюдением всеми участниками норм и правил функционирования рынка;

* систему санкций за отклонение от норм и правил, установленных на рынке: устные и письменные предупреждения, штрафы, аннулирование квалификационных аттестатов, приостановление действия или отзыв лицензий на право осуществления профессиональной деятельности -- вплоть до уголовных наказаний;

* предотвращение негативного воздействия на рынок ценных бумаг других видов государственного регулирования (монетарного, валютного, налогового);

* предупреждение чрезмерного развития рынка государственных ценных бумаг, отвлекающего часть инвестиционных ресурсов на покрытие расходов государства.

Система регулирования фондового рынка должна обеспечить решение следующих задач: 1. Защита общественных интересов. Рынок ценных бумаг является частью экономической системы общества и обеспечивает привлечение инвестиций во все отрасли народного хозяйства. Приток инвестиций в производственный сектор не только обеспечивает расширение производственных мощностей, но и способствует активизации хозяйственной деятельности в непроизводственной сфере, т.е. содействует ускорению экономического развития страны в целом. С этой точки зрения рынок ценных бумаг безусловно имеет общественное значение. 2. Создание свободного и открытого рынка. Свободный рынок предполагает свободное ценообразование на продукты, вращающиеся на данном рынке, т.е. цены должны формироваться только под влиянием спроса и предложения. Системой регулирования нужно исключить появление монопольных цен на рынке ценных бумаг; цен, которые не отражают реального состояния дел у эмитента; цен, возникших в силу получения конфиденциальной информации, и т.п. Открытый рынок означает, что каждый участник должен иметь равные возможности для реализации своих прав на совершение операций с ценными бумагами. Для клиента это означает, что его указания на покупку или продажу акций будут приняты и исполнены брокерской конторой в соответствии с условиями договора и в интересах клиента. Если распоряжения клиента не доходят до брокера или брокер недобросовестно исполняет распоряжения клиента, то это сводит на нет роль фондового рынка. 3. Справедливый и упорядоченный рынок. Справедливый и упорядоченный рынок предполагает, что ни у одного из участников рынка не должно быть несправедливых преимуществ перед другими. 4. Глубина и ширина фондового рынка. Глубина фондового рынка рассматривается как с точки зрения числа компаний, акции которых вращаются на фондовом рынке, так и объема операций по покупке и продаже акций. Нормально функционирующий рынок предполагает, что к продаже предлагаются акции многих компаний и у инвестора имеется возможность выбора покупки тех или иных акций. При этом глубина рынка означает, что на фондовом рынке можно купить или продать различные по объему пакеты акций. Понятие ширины рынка относится к числу акций, которые находятся в обращении, т.е. активно оборачиваются на вторичном рынке. 5. Доступность и открытость информации. Широкая публика должна иметь свободный доступ к информации о фондовом рынке и финансовом состоянии компании. Основной источник информации для инвестора — это годовой отчет компании, заверенный независимым аудитором. Открытость информации означает также возможность акционера ознакомиться с текущим состоянием дел на предприятии, протоколами заседаний совета директоров, за исключением информации, относящейся к коммерческой тайне. 6. Эффективный рынок. Работа на фондовом рынке всегда сопряжена с определенным риском. Приобретая ценные бумаги, инвестор не застрахован от обесценения капитала при снижении курсовой стоимости ценных бумаг или потери капитала при банкротстве эмитента. Поэтому риск инвестора должен быть вознагражден получением прибыли от совершенных сделок. При этом размер прибыли должен быть достаточно высоким, чтобы привлечь инвесторов на фондовый рынок. По крайней мере доходность операций с акциями должна превышать доходность по государственным ценным бумагам и другим менее рискованным сферам вложения капитала. В противном случае фондовый рынок просто перестает функционировать.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 443; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.0.25 (0.015 с.)