Основные (базовые) понятия мировой экономики: мировое хозяйство, мировая экономика, мировой рынок. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные (базовые) понятия мировой экономики: мировое хозяйство, мировая экономика, мировой рынок.



Основные (базовые) понятия мировой экономики: мировое хозяйство, мировая экономика, мировой рынок.

Мировое хозяйство (мх) - это совокупность национальных экономик, связанных между собой мобильными факторами производства.

МХ представляет собой единство двух подсистем - национальных хозяйств в их совокупности и международных экономических отношений, связывающих их в целостную систему.

МХ - не просто сумма хозяйств отдельных стран. Речь идет именно о совокупности, о целостной системе таких хозяйств, связанных международным разделением и кооперацией труда, международными экономическими отношениями. Эффект такой системы хозяйств намного выше, нежели сумма эффектов их изолированного функционирования без связей и отношений друг с другом.

Важной составной частью мирового хозяйства является мировой рынок – система (МР) обменов товарами и услугами, сложившаяся на основе международного разделения труда и международных валютно-кредитных и финансовых отношений. Он образовался к концу XVIII в. в результате активизации торговли между странами и вовлечения в международный товарооборот все новых государств и территорий и продолжает изменяться и усложняться.

Мировой рынок (МР) - это сфера устойчивых товарно-денежных отношений между странами, основанная на МРТ.

МР проявляет себя через МТ, которая состоит из двух этапов: экспорта и импорта.

Мировая торговля (МТ) - это совокупный товарооборот между всеми странами мира.

МХ отличается от МР тем, что наряду с движением товаров и услуг, характерных для мирового рынка, в мировом хозяйстве становятся мобильными, перемещаясь между национальных экономик, факторы производства: труд, капитал, технологии.

 

Разделение труда. Международное разделение труда: его формы и характерные черты.

 

МРТ - это специализация отдельных стран на определенных видах производственной деятельности: товарах, услугах, результатах научно-технического прогресса, которые реализуются на мировом рынке.

Факторы МРТ: 1) природно – геогр богатства 2) различн ур-нь эк и научн-техн разв стран 3) тип хоз страны (плановый и рыночный) 4) научн-техн прогр и НТР 5) Влияние ТНК 6) эк интеграция

 

МРТ - высшая ступень развития общественного территориального разделения труда. Исторически и логически выделяют три вида МРТ:

1. Общее МРТ - разделение труда между крупными сферами материального и нематериального производства (промышленность, транспорт, связь и т.п.). (Т.е. отраслевая специализация). С общим МРТ связано деление стран на индустриальные, сырьевые, аграрные.

2. Частное МРТ - разделение труда внутри крупных сфер по отраслям и подотраслям, например тяжелая и легкая промышленность, скотоводство и земледелие, и т.п. (т.е. производство на экспорт определенных видов готовой продукции и услуг). Оно связано с предметной специализацией.

3. Единичное МРТ - разделение труда внутри одного предприятия, при этом предприятие трактуется широко, как цикл создания законченного товара. (специализация на изготовлении отдельных узлов, деталей, компонентов). Оно связано с технологической специализаций.

 

Единичное и частное МРТ в значительной степени осуществляются в рамках единых корпораций (транснациональных корпораций), которые действуют одновременно в разных странах.

МРТ проявляется в двух формах - международной специализации производства (МСП) и международном кооперировании. (МКП)

МСП - это концентрация однородного производства на предприятиях тех стран, в которых оно имеет наибольшую эффективность. МКП - это основанный на международной специализации производства устойчивый обмен между странами продуктами, производимыми ими с наибольшей экономической эффективностью.

МСП и МКП тесно связаны между собой. Они взаимно обуславливают существование друг друга. Без специализации не может быть кооперирования. В то же время, если нет потребности в получении каких-либо товаров из-за границы в рамках кооперации, то специализация производства не будет иметь международного характера.

 

Группы стран в мировой экономике.

 

Не существует какой-либо единственной и исчерпывающей классификации стран мира. Чаще всего их классифицируют по уровню ВВП или ВНП на душу населения.

 

I. Стандартная классификация стран

1. Промышленно-развитые (индустриальные) страны

2. Развивающиеся страны (страны «третьего мира»)

3. Страны переходной экономики.

 

II. По уровню ВВП на душу населения в год (на 1995 год). Позволяет выделить богатые страны, страны со средним доходом и бедные страны.

1. Низкий уровень дохода: менее 765 долл.

2. Доход ниже среднего: 766 – 3035 долл.

3. Доход выше среднего: 3036 – 9385 долл.

4. Высокий уровень дохода: более 9386 долл.

 

 

III. Место страны в мировой экономике (ее экономическая мощь) может оценить путем сравнения общего объема ВВП, произведенного за год.

 

Так же используют многомерные классификации стран мира. Из них наиболее известен так называемый индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) ООН. Состоит из трех компонентов:

1) средняя ожидаемая продолжительность жизни людей;

2) уровень образованности

3) реальная величина средних доходов жителей.

 

Исходя из рангов стран по ИРЧП, эксперты ООН делят страны мира на три группы:

1) страны с высоким уровнем РЧП

2) страны со средним уровнем РЧП

3) страны с низким уровнем РЧП

 

Открытость национальной экономики и свободная торговля. Показатели открытости экономики. Факторы, влияющие на степень открытости экономики. Открытость экономики и национальная безопасность.

 

Под открытой экономикой в современной экономической теории понимают такое состояние национальной экономики, при котором она имеет устойчивые экономические связи с мировым хозяйством и собственную специализацию на мировом рынке товаров и услуг.

Свободная торговля - международная торговля, которая не регулируется тарифами, пошлинами, квотами и другими средствами государственного контроля.

Открытость экономики определяется целым рядом признаков, среди которых основными можно считать следующие:

· определённость внешнеэкономической специализации данной страны;

· сопоставимость национальных и мировых цен на важнейшие товары и услуги;

· наличие в национальной экономике экспортопроизводящего сектора;

· ориентация производственной и научно–технической политики на мировые тенденции;

· приоритетность международных договорных обязательств и ряд др.

 

Мера открытости экономик разных стран может быть разной. В связи с этим теперь различают два вида экономик: большая открытая и малая открытая.

Большая открытая экономика – та, масштабы которой обеспечивают формирование ставки процента под воздействием своих внутренних факторов и оказывают влияние на мировую ставку процента.

Малая открытая экономика – такая экономика, которая, хоть и имеет выход на мировой рынок, не в состоянии оказывать влияние на мировую ставку процента, как и на состояние мирового рынка вообще.

Факторы: объем внутреннего рынка страны, уровень ее экономического развития, участие ее в международном производстве, в операциях международного финансового рынка и др.

Негативы откр. эк.:

· упадок отечественного производства и банкротства отечественных производителей;

· усиление финансовой зависимости от развитых стран или мировых финансовых структур;

· усиление технико–технологической зависимости от других стран;

· деформацию структуры отечественной экономики с потерей актуальных для неё элементов и др.

 

Парадокс В. Леонтьева.

 

Парадокс Леонтьева - трудонасыщенные страны экспортируют капиталоемкую и импортируют трудоемкую продукцию; страны богатые капиталом (капиталонасыщенные), напротив, экспортируют трудоемкую и импортируют капиталоемкую продукцию.

 

Парадокс Леонтьева. Используя теорему Хекшера-Олина, В. Леонтьев показал, что американская экономика в послевоенный период специализировалась на тех видах производства, которые требовали относительно больше труда, чем капитала. Иными словами, американский экспорт по сравнению с импортом был более трудоемок и менее капиталоемок. Этот вывод противоречил всем существовавшим ранее представлениям об экономике США. По общему мнению, она всегда характеризовалась избытком капитала и в соответствии с теоремой Хекшера-Олина можно было ожидать, что США экспортируют, а не импортируют высококапиталоемкие товары.

Объяснение парадокса в том, что качество трудоемкой, но высокотехнологичной экспортной продукции столь высоко, что цена компенсирует издержки и дает большую прибыль.

Таким образом, теория сравнительного преимущества получила дальнейшее развитие и стала включать понятие научно-технического прогресса и неравномерности его распределения между странами.

 

25. Альтернативные теории. Теория жизненного цикла продукта. В середине 60-х гг. XX века американский экономист Р. Вернон, попытка объяснить развитие мировой торговли готовыми изделиями на основе этапов их жизни. Этап жизни – это период времени, в течение которого продукт обладает жизнеспособностью на рынке и обеспечивает достижение целей продавца. Цикл жизни продукта охватывает 4 стадии: 1. Внедрение. разработка нового продукта в ответ на возникшую потребность внутри страны. Производство носит мелкосерийный характер, требует высокой квалификации рабочих и концентрируется в стране нововведения. Производитель занимает почти монопольное положение. Лишь небольшая часть продукта поступает на внешний рынок. 2. Рост. Спрос на продукт растет, его производство расширяется и распространяется на др. развитые страны. Продукт становится стандартизованным. Увеличивается конкуренция, расширяется экспорт. 3. Зрелость. Для этой стадии характерно крупносерийное производство, в конкурентной борьбе преобладает ценовой фактор. Страна нововведения уже не имеет конкурентных преимуществ. Начинается перемещение производства в развивающиеся страны, где дешевле рабочая сила. 4.Упадок. В развитых странах сокращается производство, рынки сбыта концентрируются в развивающихся странах. Страна нововведения становится чистым импортером.

Теория эффекта масштаба.

В начале 80-х гг. XX века П. Крюгман и К. Ланкастер предложили альтернативное объяснение международной торговле, основанное на эффекте масштаба. Суть эффекта заключается в том, что при определенной технологии и организации производства долговременные средние издержки сокращаются по мере увеличения объема выпускаемой продукции, т.е. возникает экономия, обусловленная массовым производством.

Согласно этой теории, многие страны обеспечены основными факторами производства в сходных пропорциях, и поэтому им будет выгодно торговать между собой при специализации в отраслях, которые характеризуются наличием эффекта массового производства. Специализация позволяет расширить объемы производства, снизить издержки, цену. Для того, чтобы эффект масштаба был реализован, необходим емкий рынок, т.е. мировой.

Экспортный тариф

Экспортный тариф является зеркальным отражением импортного тарифа. Экспортные тарифы в основном вводят развивающиеся страны или страны с переходной экономикой. В развитых странах отсутствует. В основном применяется к товарам традиционного экспорта. Функции экспортного тарифа: -фискальная, -балансировочная, -защитная.

 

41. Аргументы «за» и «против» тарифов. Против: 1. Тарифы замедляют экономический рост. экономическое благосостояние малой страны снижается от введения импортного тарифа в любом случае. Экономическое благосостояние большой страны также снижается во всех случаях, кроме одного, когда эффект улучшения условий торговли перекрывает экономические потери, возникающие от введения тарифа. ведут к снижению объема международной торговли. 2. Одностороннее введение тарифов нередко приводит к торговым войнам, которые подрывают стабильность международной торговли и международной экономики в целом. 3. Тариф приводит к увеличению налогового бремени на потребителей, которые из-за тарифа вынуждены покупать как импортные, так и аналогичные местные товары по более высоким ценам. Тем самым часть доходов потребителей перераспределяется в государственную казну и их располагаемый доход снижается. Кроме того, импортный тариф приводит к общему повышению уровня цен и, как неизбежное следствие, стоимости жизни в стране. 4. Тариф на импортные товары косвенно подрывает экспорт страны. Во многих странах экспортные товары включают в себя импортные детали и компоненты, рост цен на которые приводит к росту издержек на производство экспортной продукции, которая становится менее конкурентоспособной на мировых рынках. 5. Тариф ведет к сокращению общего уровня занятости. Защищая рабочие места на местных предприятиях, производящих товары, конкурирующие с импортом, импортный тариф в то же время приводит к сокращению занятости в экспортном и других связанных с ним секторах. ЗА: 1. Тариф — защита молодых отраслей. Без такой защиты, хотя бы на период становления, наплыв дешевых иностранных товаров погубит новую отрасль, не дав ей развиться. 2. Тариф — средство стимулирования отечественного производства. Поскольку местная промышленность не в состоянии конкурировать с более дешевыми товарами, производимыми за рубежом с помощью более совершенной технологии, постольку она нуждается в защите с помощью импортного тарифа. 3. Тариф — важный источник бюджетных доходов (развивающиеся страны и страны с переходной экономикой) Многие из этих стран просто не в состоянии собрать причитающиеся государству налоги с населения и предприятий и, следовательно, не могут поддерживать на необходимом уровне социальные выплаты, финансирование обороны, охрану общественного порядка и пр. 4. Тариф — защита национальной безопасности, международного престижа страны, ее культуры и традиций. Соображения национальной безопасности, обязывающие каждую страну иметь на своей территории минимум необходимого производства на случай возникновения чрезвычайных обстоятельств, исторически неоднократно служили аргументом, обосновывающим введение импортного тарифа во многих странах, например на нефть в США в 1959 — 1973 годах.

 

 

42. Тарифная квота. это разновидность переменной таможенной пошлины, величина которой зависит от размера импорта.

 

 

43. Нетарифные методы регулирования международной торговли.~ 50 инструментов, в промышленно-развитых странах. Имеют ряд преимуществ: 1. Более эффективны в силу их селективности, многочисленности. 2. Более удобны и просты в применении. 3. Не являются дополнительным налоговым бременем для населения. 4. Мало регулируются мн отношениями. Нетарифные ограничения включают: -количественные ограничения-огранич количество и номенклатуру экспортных и импортных товаров

 

44. Количественные ограничения. Квотирование. Виды квот.: -количественные ограничения-огранич количество и номенклатуру экспортных и импортных товаров. Квотирование – ограничение Ex или IM опред кол-вом или суммой на опред срок. Виды квот: экспортные, импортные, глобальные (определяются общую величину Ex, IM без относительно страны), индивидуальные(квота каждой страны в рамках глобальной квоты). Импортная квота(в случае малой страны кот является импортером продукции). (рис). Последствия введения импортной квоты:1. Рост внутренней цены Pm<Pb<Pe; 2. Рост внутреннего производства Q1↑Q2; 3.Сокращение внутреннего потребления Q4↓Q3; 4. IM↓IM*(=Q); 5. Чистый проигрыш покупателей в результате введения импортной квоты a+b+c+d.; 6.Выйгрыш производителей от введения импортной квоты, a-выйгрыш. 7. (b+d)-чистые потери страны. 8. С=(Pb-Pm)*Q=IM*-доход государства,если квотирование сопровождается лицензированием (цена лицензии равна Pb-Pm). Если лицензия предоставляется бесплатно, то C-дополнительный выигрыш импортера. В любом случае сектор C распределяется между теми, кто выдает лицензии и кто их получает. Количественные ограничения включают лицензирование.

 

45. Лицензирование – выдача разрешений гос органами на экспорт и или импорт товара в установленных количествах за определенный промежуток времени. 1.Лицензирование м.б. составной частью квотирования. 2. Лицензирование-самостоятельный инструмент торговой политики. Виды лицензий: 1.Индвивидуальная-именное разовое разрешение на экспорт (импорт) продукции, срок до 1 года. Открытая индивидуальная лицензия-индивид лицензия без ограничения количества. 2.Генеральная лицензия – безличное постоянно действующее разрешение без ограничения количества и сроков. 3.Автоматическая лицензия – упрощенная форма получения лицензий. В промышленно развитых странах лицензирование сочетается с квотированием. Способы распределения лицензии: а)аукцион(рыночный метод распределения лицензий) б)бесплатная передача лицензии(-передача на внецелевой основе. создается экспертная комиссия,кот собирает заявки и проводит конкурс; -система явных предпочтений. Лицензии получают наиболее авторитетные фирмы; --передача лицензии стране-производителю(добровольное экспортное ограничение). ДЭО-количественные ограничения экспорта страной под давлением стран-партнеров. «Добровольность» означает условный характер,т.к. экспортер идет на ограничение поскольку к нему м.б.приняты более жесткие меры. Графическая трактовка(рис). Последствия «ДЭО» 1) Pm<Pb<Pe (↑)-рост внутренней цены; 2) IM↓IM*(= «ДЭО»). 3) Q1↑Q2; 4) Q4↓Q3; 5) (a+b+c+d)-чистый пройгрыш потребителей; 6) a-чистый выигрыш производителей; 7) (b+d)-чистые потери благосостояния граждан; 8) С -дополнительный выигрыш экспортеров,побудительный мотив введения «ДЭО». Данный метод широко используется во взаимоотношениях ЕС, США, ЯПОНИЯ.

 

46. Скрытые методы налоговой политики. это различные административные барьеры,создаваемые органами центральной и местной власти. 1) государственные закупки – гос предприятия обязаны покупать опред количества отеч продукции даже, если она дороже импортной. 2) требования о содержании местных компонентов. Законом определяется доля отеч. компонентов,кот должны содержаться в конечной продукции,кот предназначена для продажи на внутр рынке. 3)технические барьеры.Различные нормы и правила: (национальные стандарты, сертификаты качества импортной продукции,требования к упаковке и маркеровке, санитарно-экологические нормы,законы о защите прав потребителей,сложные таможенные формальности) 4)налоги и сборы. Включаются в цену импортной продукции. Уменьшают ее конкурентоспособность. При этом налоги и сборы не применяются к отеч. аналогичной продукции.

 

47. Финансовые методы торговой политики (субсидии,кредитование,демпинг). Субсидии-денежная выплата национальным производителям с целью их поддержки и дискриминации импорта. Различают: -прямые (выплаты экспортёру после совершения им сделки в размере разности между полученным доходом и произведенными издержками); -косвенные(различают льготы экспортерам – при уплате налогов, при страховании, кредитовании, при структурной перестройке производства). Получают как производители экспортной продукции так и производители продукции,конкурирующей с импортом.; -внутренние (субсидии национальным производителям,конкурирующим с импортом). Графич трактовка(рис). В целях ограничения импорта и стимурирования отеч производства, вводится субсидия в размере V; Sb→Sb+v; IM*=Q3-Q2; Последствия введения внутренней субсидии: 1) Pm<Pb<Pe. Внутренняя цена Pb стимулирует сокращения издержек производства и рост конкурентоспособности национ товаров,но обеспечивает доход меньший, чем доход на внутр рынке при отсутствии импорта. 2)Общая сумма субсидии V*Q2=(a+b); 3) a – чистый выйгрыш наиболее эффективных производителей.; b-прямые потеря для экономики страны, связанные с выплатой частью субсидии неэффективным местным производителем, кот в новых условиях имеют возможность продавать товар; -экспортные субсидии – бюджетные выплаты национальным производителям в целях расширения экспорта. Экспортные субсидии запрещены правилами ВТО, в противном случае пострадавшей стране разрешено использовать компенсационные импортные пошлины. Граф трактовка (рис2). Последствия введения Ex субсидии: 1) Pb=Pm+V; 2) Q3↑Q4-рост внутреннего производства; 3) Q2↓Q1-сокращение внутреннего потребления. 4) Ex↑Ex*; 5) Чистый выйгрыш производителей: a+b+c+d+e; 6)(a+b)-потери потребителей. 7)Затраты государства V*Ex*=b+c+d+e+f; Ex=Q4-Q1 8) b+f=чистые потери страны. Кредитование – финансовое стимулирование экспорта или финансовое ограничение импорта. –Экспортное кредитование-финансовое стимулирование Ex; (субсидированные кредиты национальным Ex(льготные кредиты экспортерам по ставкам,ниже рыночных); связанные кредиты-гос кредиты иностранным импортерам при обязат условии покупки ими отеч товаров; страхование экспортных рисков национальных экспортеров). Виды экспортных кредитов: 1) Краткосрочные до 1 года. Кредитуется экспорт потребительских товаров и сырья. 2) Среднесрочные от 1-5лет машины и оборудование. 3) Долгосрочные более 5 лет – инвестиционных товаров и крупные проекты; Импортный депозит – денежный залог, кот вносит импортер в банк перед совершением сделки. Залог возвращается после совершения сделки, но без %. Размер залога, сроки и валюта залога устанавливается законом. Использовался в начале 90х при закупке иностран. виноводочных и табачных изделий.

 

48. Демпинг. ( снижение экспортных цен ниже нормативного уровня; продажа товара на внешнем рынке по необоснованно занижены ценам – по ценам ниже справедливых). Справедливая цена –внутрення цена производителя данного товара. Демпинг имеет место в 2 случаях: 1. экспортер получает субсидию 2.экспортер является монополистом на внутреннем рынке и проводит ценовую дискриминацию. Виды демпинга: 1. Спорадический – разовая продажа излишков товара на внешнем рынке по заниженным ценам; 2. Преднамеренный – временное умышленное снижение экспортных цен с целью вытеснения конкурентов и занятия монопольного положения. Разновидностью преднамеренного дэмпинга является …… демпинг-продажа товара по ценам ниже издержек. 3 Постоянный – постоянный экспорт товара по цене ниже справедливой. 4. Обратный –завышение экспортных цен по сравнению со справедливыми; 5.Взаимный-встречная торговля одними и теме же товарами по заниженным ценам.

 

 

49. Валютное регулирование внешней торговли. Правовые режимы, используемые в международной торговле. Нетарифное регулирование в РФ. 1) Внешние валютные ограничения (клиринг) –система взаимозачетов между странами. 2)Ограничение на куплю-продажу валюты 3)Множественность валютных курсов; 4)Девальвация-понижение курса нац валюты. 5)ревальвация-повышение курса нац. валюты. Экспортеры –проигрывают, импортеры-выигрывают. В РФ использется след методы нетарифного регулирования: квоты(экспорт газа, ввоз текстиля),лицензирование,субсидии,система гос закупок,технические барьеры,импортный депозит. Существуют неэкономические методы регулирования внешней торговли – правовые элементы(мн законодальство), договоры и соглажения между странами. В мн практике исп-ся 2 правовых режима: 1. Режим наибольшего благоприятствования –РНБ-обязательство страны автоматически предоставлять партнеру по договору преимущества и льготы,распространяемыми на третьи страны. Пример: ВТО-страна использует все льготы,предназначенные участницам. 2. Национальный режим – создаются равные условия функционирования, как для отечеств так и для иностран. физ и юрид лиц.

 

50. Экспортируемые и неэкспортируемые товары (торгуемые и неторгуемые товары). Товар-объект,предназначенный для продажи,обмена. В мн практике с точки зрения мобильности товара различают: 1. Торгуемые –перемещаемые между разными странами. 2. Неторгуемые-товары, кот не перемещаются между странами(услуги,аренда жилья). Согласно ООН, выделяют 9 групп товаров: 1. С/х, лесное хозяйство,охота,рыболовство; 2. добывающая промышленность 3. обрабатывающая промыш 4. коммунальные услуги,строительство 5.торговля,гостиницы,рестораны 6.Транспорт,связь,хранение; 7.Оборона, 8.Образование,здравоохранение; 9.Прочие. 1-3-торгуемые; 4-9-неторгуемые. Неторгуемые товары реализуются там, где производятся. Причины торгуемости и неторгуемости товара: транспортные издержки,торговые барьеры,ценность в расчете на единицу веса. Торгуемые товары включают: 1. Экспортируемые товары а)реального экспорта –фактически вывозятся б)заменители(субституты)экспорта; 2. Импортируемые товары а)реального импорта б)субституты импорта-отеч товары,кот могут заменить импортные товары.

 

Россия и ВТО

 

Участие в ВТО дает стране множество преимуществ. Их получение и является в прагматическом смысле целью присоединения к ВТО. Конкретными целями присоединения для России можно считать следующие:

  1. Получение лучших в сравнении с существующими и недискриминационных условий для доступа российской продукции на иностранные рынки;
  2. Доступ к международному механизму разрешения торговых споров;
  3. Создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО;
  4. Расширение возможностей для российских инвесторов в странах-членах ВТО,в частности, в банковской сфере;
  5. Создание условий для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок;
  6. Участие в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов;
  7. Улучшение имиджа России в мире как полноправного участника международной торговли.

 

Проблемы вступления России в ВТО:

При вступлении в ВТО, по правилам данной организации Россия обязана договорится о своем членстве в этой международной организации со всеми странами-участницами. Поэтому процесс вступления России в ВТО достаточно долог и может занять еще некоторое время.

Основная проблема вступления России в ВТО - это, в первую очередь, снятие ограничений на поставки товаров из-за рубежа, в каком-то смысле ограничений на конкуренцию со стороны иностранных компаний. Это приведет к тому, что отечественные производители, могут оказаться не способными конкурировать на равных, как с очень качественной западной продукцией, так и с очень дешевой китайской. Другое дело, что данный процесс будет происходить постепенно (потому и ведутся столь долгие переговоры), и у наших предприятий останется время для адаптации к новым условиям.

Поэтому эксперты полагают, что, несмотря на усиление конкуренции со стороны иностранных производителей при вступлении России в ВТО, влияние этого события на отечественную промышленность не станет очень значительным или катастрофичным, хотя каждому предприятию придется позаботиться о себе и повысить эффективность собственной работы.

 

ЮНКТАД

 

ЮНКТАД — (UNCTAD — United Nations Conference for Trading and Development-Конференция ООН по торговле и развитию) — орган Генеральной ассамблеи ООН, не являющийся международной торговой организацией. Создан в 1964 г. и насчитывает 192 стран-членов. Была учреждена для ускорения торгового и экономического развития, особенно развивающихся стран.

ЮНКТАД играет в системе ООН роль координационного центра для интегрированного подхода к развитию и смежным проблемам в области торговли, финансов, технологии, инвестиций и устойчивого развития.

 

Цели ЮНКТАД:

  1. содействие развитию международной торговли в целях ускорения экономического роста и развития, в особенности в развивающихся странах;
  2. установление принципов и политики, касающейся международной торговли и связанных с ней проблем экономического развития, в частности, в области финансов, инвестиций, передачи технологии;
  3. рассмотрение и содействие организации деятельности других учреждений в рамках системы ООН в области международной торговли и соответствующих проблем экономического развития;
  4. принятие в случае необходимости мер для ведения переговоров и утверждения многосторонних правовых актов в области торговли;
  5. согласование политики правительств и региональных экономических группировок в области торговли и связанного с ней развития, выступая в качестве центра такого согласования.

 

Основные направления деятельности ЮНКТАД следующие:

1. Регулирование торговых и экономических отношений между государствами;

2. Разработка мер по урегулированию международной торговли сырьевыми товарами.

3. Разработка мер и средств готовой политики и экономического сотрудничества.

4. Содействие развитию экономического сотрудничества между развивающимися странами;

5. Согласования политики правительств и региональных экономических группировок по вопросам развития мировой торговли и других проблем.

6. Регулирование ограничительной деловой практики

7. Ведение аналитической работы по широкому кругу проблем

8. Выполнение роли форума

9. Содействие координации деятельности в рамках ООН

10. Сотрудничество с международными экономическими организациями

 

Основными функциями ЮНКТАД являются:

  1. поощрение международной торговли, особенно с целью ускорения экономического развития, в частности, торговля между странами разного уровня развития и разных социальных и экономических систем;
  2. установление принципов и политики, касающейся международной торговли и соответствующих проблем развития;
  3. содействие другим органам и учреждениям ООН в международной торговле и развитии;
  4. содействие проведению переговоров и утверждению многосторонних правовых актов в области торговли;
  5. согласование политики правительств и региональных экономических группировок в области торговли и развития.

 

Высший орган ЮНКТАД - сессия Конференции, созываемая раз в четыре года, а в период между сессиями - Совет ЮНКТАД.

 

МТП

 

Международная торговая палата - это независимая некоммерческая международная организация, созданная в 1919 году и объединяющая в настоящее время тысячи предприятий, ассоциаций и компаний из 140 стран мира, способствующая решению наиболее актуальных проблем, стоящих перед бизнесом. МТП тесно взаимодействует с такими международными организациями, как ООН, ВТО, Всемирный банк и др.

Торгово-промышленная палата Российской федерации с 1993 г. является членом МТП.

Основной задачей Международной торговой палаты является развитие открытой системы международной торговли и инвестиций в рамках рыночной экономики.

Международная торговая палата разрабатывает правила, стандарты и кодексы, которыми руководствуется международный бизнес, а также представляет интересы бизнеса на самом высоком уровне, в частности, в таких международных организациях как Организация Объединенных Наций, Всемирная торговая организация, Всемирный банк и другие.

Международная торговая палата (МТП) включает в себя штаб-квартиру, расположенную в Париже, национальные комитеты или национальные советы предпринимателей, расположенные в 70 странах мира.

Основу организации составляют ее компании-члены - деловые ассоциации, предприятия и физические лица, которые принимают активное участие в деятельности МТП, работая в ее постоянных комиссиях. Деятельность комиссий организована по отраслевому принципу и включает все сферы бизнеса, будь то банковская деятельность, энергетика, страхование или электронная коммерция.

 

 

59. Международное движение капитала. Причины вывоза/ввоза капитала. Формы вывоза капитала. Капитал –любой актив, приносящий доход; фактор пр-ва(материальные блага,необходимые при пр-ве других благ-физический капитал); МДК-перемещение капитала в денежной форме между странами; -финансовые потоки между кредиторами и заемщиками разных стран; между собственниками и их зарубежными партнерами. Причины ввоза,вывоза капитала: получить большую прибыль, уход от налогов, снизить налоговое бремя,диверсификация риска. +стремление полчить доступ к дешевому сырью, погоня за технологиями,политическая стабильность, поощерение вывоза товаров, избыток капитала на национальном рынке. Существует 2т.з. на последствия ввоз-вывоз капитала: 1. этот процесс ускоряет экономическое развитие страны (ввоз капитала). 2. Этот процесс замедляем эконом развитие страны (вывоз). Миграция капитала приводит в современных условиях: к ускорению темпов НТП, к росту экспорта, к изменению места ТНК и МНК, к решению проблемы ограниченности ресурсов (частично); Формы вывоза капитала: 1.Официальный(гос-ный) капитал-средства гос бюджета,кот перемещаются за рубеж по решению гос власти. К офиц капиталу относятся денежные средства,перемещаемые по решению мн организаций. Примеры: кредиты МВФ,расходы,связанные с поддержанием «мира». 2. Частный(негосударственный) капитал-средства частных лиц, перемещаемых в разных странах по их решению. По характеру использования: 1.ссудный –средства,даваемые в займы с целью получения %; 2.предпринимательский- средства,вкладываемые прямо или косвенно с целью получения прибыли. Формы вывоза предпринимат.капитала: строительство за рубежом собств предприятий, приобретение акций действующих предприятий; открытие филиалов и дочерних компаний за границей. В зависимости от срока: 1. Краткосроынй капитал. Вложения менее 1 года. 2.Среднесрочный и долгосрочный(более чем на 1 год).

 

60. Портфельные и прямые инвестиции. Формы предприятий с прямыми инвестициями В зависимости от цели вложения капитала различают два вида предпринимат капитала: портфельные инвестиции, прямые инвестиции. «Портфель»-совокупность различных инвестиционных ценностей,позволяющих достичь вкладчику определенных целей (ценные бумаги-акции,облигации,сертификаты). В РФ портфельные инвестиции незначительны в силу неразвитости рынка ценных бума и ценных бумаг компаний (ТЭК и металлургия). Портфельные инвестиции-вложения капитала в иностр ценные бумаги с целью: игры на курсах ценных бумаг, получения дивидендов, участие в управлении зоз.субъектом. Не дают права реального контроля над объектом инвестирвоания. Существуют прямые инвестиции – вложения капитала,обеспечивающее реальный контроль над объектом инвестирования. Прямой инвестор(резидент одной страны) оказывает устойчивое влияние на деятельность предприятия(резидента другой страны). Формы предприятий с прямым инвестициями: 1)филиал. Прямому инвестору принадлежит 100% капитала. 2)дочерняя компания. --- более 50% капитала. 3)ассоциированная компания – менее 50% капитала. Структура прямых инвестиций: 1.собственный капитал. Капитл филиалов и доля в уставном капитале дочерних и ассициированных компаний. 2.Ревенвестированая прибыль-невыплаченная в форме дивидендов и непереведенная прямому инвестору. 3.Внутрикорпоративные переводы капитала (кредиты,займы между прямим инвестором и филиалами,дочерними компаниями).

 

Предпосылки

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 385; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.109.30 (0.084 с.)