Понятие и классификация методов управления. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и классификация методов управления.



Методы управления – это способы воздействия субъекта управления на управляемый объект для достижения определённых целей.

Методы управления многообразны, но их воздействие на персонал предприятия в целом и на каждого отдельного работника опосредовано мотивацией (в практике менеджмента выделяются экономическая, властная и духовная мотивации и адекватные им три основные группы методов управления: экономические, организационно-распорядительные и социально-психологические):

1) Организационно-распорядительные (административные) методы управления (базируются на властных и правовых мотивациях и обеспечивают эффективность работы фирмы за счёт лучшей организации деятельности работников и подразделений).

2) Экономические методы управления (воздействуют на материальные интересы людей, ориентируются на выполнение определённых показателей или заданий и на вознаграждение за их выполнение).

3) Социально-психологические методы управления (совокупность приёмов, используемых в науках, изучающих человека и межличностные отношения), применяемые с целью повышения социальной активности сотрудников, опираются на духовные мотивации, с их помощью воздействуют на сознание работников, на социально-этические, религиозные и другие интересы людей и осуществляют моральное стимулирование трудовой деятельности.

Методы управления отличаются прежде всего мотивационной характеристикой, определяющей направление воздействия на объект управления. Выделяются следующие направления воздействия.

1. Направление, ориентированное на чувство долга, осознанную необходимость соблюдения дисциплины труда, подчинение своей деятельности общим целям организации, стремление работать в данной организации.

2. Воздействие на материальные интересы, при использовании материальной мотивации.

3. Нравственное воздействие, воздействие на духовные интересы. Социальная мотивация опирается на политические, моральные, национальные, семейные, идеологические и другие социальные интересы. Классификация методов управления по их мотивационным характеристикам включает три группы методов. Первая группа – это организационно-распорядительные или административные методы управления. Они ориентированы на первую группу мотивов поведения людей в организации. Осуществляются данные методы в форме приказов, распоряжений, норм, правил, принципов, команд, регламентирующих и административных актов. Реализация данных методов предполагает наличие организационной структуры с каналами прямого и обратного воздействия.

 

33) Понятие и содержание административных методов управления.

Организационно-административные (административные) методы управления базируются на:

· системе законодательных актов страны;

· системе нормативных документов вышестоящих структур управления;

· системе разрабатываемых в организации, фирме и т.п. планов, программ, заданий;

· системе оперативного управления.

В систему законодательных актов страны входят государственные законы, указы, постановления, распоряжения, государственные стандарты, положения, инструкции, методы и другие документы, утвержденные высшими управленческими структурами (Президентом, парламентом, правительством) для обязательного применения на территории всей страны.

Система нормативных документов вышестоящих управленческих структур включает в себя стандарты, положения, инструкции, методики, постановления коллегий министерств и ведомств, а также приказы, распоряжения, утвержденные руководством этих государственных органов, и действующие во всех организациях, учреждениях и т.п., объединенных данным министерством или ведомством.

Система разрабатываемых в данной организации, фирме и т.п., планов, программ, заданий имеет нормативно-распорядительный характер для всех звеньев и работников данной организации, регламентирует их деятельность, направленную на достижение стоящих перед нею целей и задач и направлена на повышение эффективности ее функционирования.

Организационно-распорядительные методы управления – основаны на властной мотивации, на прямых директивных указаниях, они позволяют поддерживать организованность, дисциплину, порядок в работе.

Включают систему законодательных актов, нормативных и методических (обязательных к применению) директивных документов организации, систему оперативного управления (систему власти). Это методы прямого воздействия – предполагается получить непосредственный результат.

• Организационное воздействие:

1. Организационное регламентирование (Устав, учредительные документы, положения о структурных подразделениях, должностные инструкции, Правила торговли и обслуживания, Правила внутреннего трудового распорядка и др.)

2. Организационное нормирование (нормы численности, управляемости, выработки, запасов и их оборачиваемости, торговых площадей и складских помещений, убыли, амортизации, санитарные и пожарные и так далее; сроки подготовки отчетов, ГОСТ(ы), ТУ (технические условия) и др.)

3. Организационное стимулирование (перемещение в должности и предоставление дополнительных прав и функций и т.д.)

4. Организационно-методическое инструктирование (рекомендации, инструкции по выполнению отдельных операций, процессов, приемов, применение технических средств, письменные методические инструкции, методические рекомендации и указания)

• Распорядительное воздействие (приказ, распоряжение, указание, наставление, разъяснение).

 

34) Понятие и содержание экономических методов управления организацией.

Экономические методы управления воздействуют на материальные интересы людей. Они ориентированы на выполнение определенных показателей или заданий и на вознаграждение за их выполнение. Таким образом, использование экономических методов управления связано с формирование плана работы и контролем за его осуществлением, рациональной системой оплаты труда, предусматривающей поощрения за хорошо выполненную работу и применение санкций за недоброкачественный труд.

Экономические методы управления могут применяться на трех уровнях:

1. Экономические методы, применяемые на макроуровне:

• прогнозы;

• национальные программы;

• государственные заказы;

• налоговая политика;

• ценовая политика;

• инвестиционная политика;

• финансово - кредитная политика.

2. Экономические методы, применяемые на уровне предприятия (организации):

Планирование:

• балансовый метод;

• нормативный метод;

• аналитический метод;

• математическое моделирование.

Коммерческий расчёт:

• хозяйственный расчёт;

• самоокупаемость самофинансирование.

3. Экономические методы управления, применяемые на уровне отдельного работника:

• Методы поощрения (заработанная плата, премирование)

• Методы наказания (штрафы, начёты).

Система ЭМУ опирается на все рычаги хозяйствования: финансы, кредит, прибыль, фондоотдачу, рентабельность, заработную плату и т. д. Использование этих рычагов должно быть всегда только комплексным и системным, т. е. охватывать весь объект управления по всей его иерархии. Конечная цель системного и комплексного использования методов – создание объективных условий для эффективной реализации социально-экономических законов общественного развития в интересах личности, коллектива и общества.

 

35) Понятие и содержание социально-психологических методов управления.

Социально-психологические методы управления применяются с целью

повышения социальной активности сотрудников, опираются на духовные мотивации, с их помощью воздействуют на сознание работников, на социально-этические, религиозные и другие интересы людей и осуществляют моральное стимулирование трудовой деятельности. Они используются для решения следующих задач:

• Укрепления дисциплины.

• Оптимального подбора и расстановки кадров;

• Наиболее оптимального формирования персонала;

• Регулирование межличностных отношений в коллективе;

• Повышение эффективности стимулирования деятельности работников;

Деятельность социально – психологических служб на предприятии протекает по трем основным направлениям:

1. Исследование коллективов и отдельных групп

2. Социальное проектирование;

3. Консультативная деятельность.

Социально – психологические методы включают в себя разнообразный арсенал способов, приемов, разработанных социальной психологией и другими науками, изучающими человека.

К ним относятся анкетирование, тестирование, опрос, интервью и другие.

Характеристики социально – экономических методов управления:

1. Методы, широко применяемые в кадровом менеджменте:

• Тестирование;

• Анкетирование;

• Интервью;

• Беседа;

• Опрос.

2. Методы исследования, осуществляемые специалистами для решения, как правило, экстренных проблем:

• Открытое наблюдение;

• включённое наблюдение;

• эксперимент.

3. Методы активного обучения:

• Деловые игры;

• управленческие ситуации.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 589; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.102.112 (0.017 с.)