Россия во второй половине XIX В. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Россия во второй половине XIX В.



 

Мысль об отмене крепостного права в политических преобразованиях была близка не только российским революционерам, но, начиная, по меньшей мере, с Александра I, находила определенный отклик и у российских самодержцев. Говорят, что перед своей смертью император Николай I взял у своего сына Александра II обещание отменить крепостное право. Это не покажется невозможным, если принять во внимание деятельность созданных в 1830-1850-х гг. Николаем I секретных комитетов по крестьянскому вопросу и неоднократные заявления императора о том, что крепостное право есть зло, что лучше освободить крестьян сверху, чем дожидаться, когда это произойдет снизу, и что цель его правления - создать предпосылки для ликвидации крепостничества. И все же Николай решился лишь на мелкие, косметические меры - Указ 1842 г. разрешал владельцам наделять крестьян землей за установленные повинности (27 тыс. наделенных к 1861 г.), согласно Указу 1848 г. крепостные разорившихся помещиков получали право выкупаться на волю с торгов. К концу царствования Николая крепостное право стояло, как казалось, непоколебимо. Консервирующее влияние на общественные структуры России оказывали не только многовековые традиции, сила помещиков-крепостников, но и колоссальное (особенно после 1812 г.) внешнеполитическое могущество страны.

Когда жестокое поражение Россия в Крымской войне 1853-1856 гг. подорвало одновременно и посылку, и вывод утверждения о том, что Россия в силу своей национально-государственной исключительности является сильнейшим государством Европы, русское общество встало перед осознанием необходимости серьезных экономических и политических реформ. Однако пути преобразований казались весьма туманными, и прояснение позиций происходило при помощи широко объявленной гласности (еще не свободы слова), подхлестнувшей прессу - главный аккумулятор общественного мнения - к обсуждению насущных вопросов. То, что не могло быть высказано в России, высказывалось в Лондоне герценовским «Колоколом», который начал выходить с 1 июля 1857 г. и лежал на столах Александра II и высших чиновников России. «Эпоха гласности» 1856-1860 гг. отмечена попыткой консолидации правительства и либерально настроенной бюрократии со многими деятелями зарождавшегося либерального движения вокруг реформ.

Формально это объединение состоялось в 1857-1858 гг. с открытием губернских комитетов «по выработке проекта об устройстве и улучшении быта помещичьих крестьян» (1377 участников) и переименованием бывшего Секретного комитета по крестьянскому делу в Главный комитет (руководство в нем перешло от консерватора А.Ф. Орлова к либералу - великому князю Константину Николаевичу). Для ускорения выработки Законопроектов в марте 1859 г. были учреждены две Редакционные комиссии, составлявшие систематические сводки проектов губернских комиссий и выводившие из них проекты нового положения. Успешная деятельность этих комиссий определялась во многом тем, что они существовали вне консервативной бюрократической системы управления (численность которой за 100 лет, с середины XVIII в., возросла примерно с 16 тыс. до 100 тыс. чел.) и поэтому обладали значительной свободой. 10 октября 1860 г. проект «Положений по крестьянскому делу» был готов.

Александр II правил с 1855 г. по 1881 г. 19 февраля 1861 г. на бумагах по крестьянскому вопросу император Александр II ставит подпись: «Быть по сему» - в день шестилетия своего вступления на престол, Александр II подписал Манифест и пакет документов, определивших все детали реформы. Манифест императора был оглашен в храмах во время богослужения на масленицу. Началось проведение в жизнь первой (и по месту, и по значению) из великих реформ.

Условия проведения реформы были разработаны во всех деталях. Главным документом являлось «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости». К нему примыкали положения о наделении крестьян землей с учетом особенностей отдельных районов, о порядке выкупа земли и т.д. Главная идея реформы была выражена в «Общем положении». Закон провозглашал, что «крепостное право на крестьян, водворенных в помещичьих имениях, и на дворовых людей отменяется навсегда» [15]. Это означало, что более 23 млн. вчерашних крепостных, полурабов, которых можно было продавать, дарить, отдавать в рекруты, наказывать и понудить к труду, превратились в «свободных сельских обывателей». Отныне они могли распоряжаться своим трудом, приобретать собственность, заниматься ремеслом и торговлей. На крестьянина распространялись все законы гражданского права, он стал равным с другими подданными Российской империи. Осуществлением реформы руководил созданный для этой цели Главный комитет об устройстве сельского населения, а в губерниях - губернские по крестьянским делам присутствия под руководством губернатора. В губернские присутствия входили по четыре представителя от местных дворян, по два представителя правительства, но крестьян там не было. Главными исполнителями реформы на местах стали мировые посредники, назначаемые Сенатом. Этим подчеркивались их высокие полномочия и ответственность. Мировые посредники должны были заботиться о «благосостоянии всех сословий», о соблюдении закона и справедливости при заключении уставной грамоты. Острые вопросы между помещиками и крестьянами решал уездный мировой съезд.

Уставная грамота являлась главным документом, заключенным между помещиками и крестьянами и определившим их новые отношения. Уставная грамота включала подробные сведения о земельных угодьях и повинностях крестьян по последней ревизии, о величине наделов, их расположении после прекращения крепостных отношений, о пользовании крестьянами пастбищами, выгонами, водопоями, сенокосами, лесами, принадлежавшими ранее помещикам. Уставная грамота определяла условия выкупа земли и порядок выполнения крестьянами повинностей (барщина или оброк) до полного завершения выкупной операции (временнообязанные отношения). Уставные грамоты обсуждались на мирском сходе и подписывались уполномоченными крестьянской общины и помещика при участии мирового посредника. К уставным грамотам прилагались акты, планы земель и угодий, приговоры и протоколы сельских сходов и другие документы. В российских архивах сохранилось более 100 тыс. уставных грамот. Подписание уставных грамот завершилось к середине 1863 г. Крепостнические отношения были на этом этапе прекращены. Но крестьяне оставались еще временнообязанными и должны были отбывать определенные законом повинности (барщина или оброк) до полного завершения операции по выкупу земли.

Проблема земли была самой сложной при подготовке реформы. Законодательные акты 19 февраля 1861 г. исходили из заинтересованности государства в сохранении экономически дееспособного крестьянского хозяйства, которое могло бы платить подати и отбывать другие государственные повинности. С другой стороны, должно быть обеспечено нормальное функционирование помещичьих имений в новых условиях. При подготовке законов правительство исходило из двух главных предположений:

1) крестьяне должны получить землю в количестве, необходимом для нормального функционирования их хозяйства; 2) земля является собственностью помещика, поэтому помещик должен получить возмещение за свою собственность. Крестьяне получают землю не безвозмездно, а за выкуп.

Крестьянское землепользование состояло при крепостном праве из трех частей:

1) усадьба (усадебная оседлость) включала крестьянский двор со всеми постройками и огородами;

2) полевой надел;

3) выгоны, пастбища, сенокосы находились в пользовании всей деревни, крестьянского общества.

Вопрос о полевом наделе был главным при проведении реформы.

Соотношение помещичьего и крестьянского землевладения было разным в различных районах страны. В черноземных губерниях, например, где земля была плодородной и давала большие доходы, помещики оставляли крестьянам минимальный надел. В этих районах господствовала барщинная система. В центральных промышленных губерниях помещикам было выгоднее отпускать крестьян на оброк. Земля там была менее доходна. В степных губерниях земли было много, и наделы крестьян были довольно большие.

При подготовке законов учитывались эти региональные особенности. По каждой группе губерний (черноземные, степные, северо-западные) были изданы отдельные положения о порядке наделения крестьян землей. Крупные регионы делились, кроме того, на местности с учетом внутрирегиональной дифференциации. Для каждых региона и местности устанавливался максимальный размер душевого надела. Минимальный надел не мог быть ниже '/з максимального. Помещик не имел права отводить крестьянам меньше минимального надела. По своему усмотрению он мог увеличить максимальный надел.

Разброс максимальных наделов по регионам был довольно велик. По всем регионам он составлял от 1 до 12 десятин на душу (мужскую) населения. В нечерноземной полосе высший надел колебался по различным местностям от 3 до 7 десятин, а низший - от 0,75 до 1, в черноземных губерниях - от 6 до 2,75 десятины. Самый низший надел во всех регионах уменьшался, как уже было сказано, в 3 раза. Если до реформы у крестьян было меньше минимального надела, помещик обязан был при выходе из крепостной зависимости добавить ему надела до минимальной нормы по закону. Если до реформы у крестьян было больше максимального надела, помещик имел право отрезать излишек. Помещик имел право также уменьшить размеры крестьянских душевых наделов, если в его распоряжении оставалось меньше принадлежавших ему до реформы земель, а в степных губерниях - меньше половины.

Так возникли уже в ходе реформы, так называемые прирезки и отрезки. Случаев прирезок, т.е. увеличения крестьянского землевладения по сравнению с дореформенным, было мало, в то время как отрезки имели место почти во всех губерниях. В некоторых районах они достигли довольно больших размеров. В Воронежской губернии, например, крестьянское землевладение было уменьшено по сравнению с дореформенным на 26,6%, в Павловском уезде этой губернии - на 43,2%. В Тверской губернии у крестьян было отрезано 22%, в Смоленской - 16% земли. В распоряжении крестьян черноземных губерний находилось до реформы 5 580 тыс. десятин пахотных земель, а в ходе реформы они получили 4818 тыс. десятин. Половина крестьян этого региона получили урезанный надел, и лишь у 6,7% крестьянских хозяйств он увеличился.

При решении вопроса о земле правительство стремилось согласовать интересы государства, помещиков и крестьян. Но это не получилось. Преимущественная отрезка свидетельствует, что при проведении реформы больше учитывались интересы помещиков. Отрезки стали впоследствии источником социальной напряженности и острых конфликтов между помещиками и крестьянами.

Усадебная земля была выкуплена в короткие сроки, а переход к выкупу наделов затянулся на два десятилетия. До завершения выкупной сделки крестьяне оставались на положении временнообязанных. Лично они были свободны, но обязаны были отбывать регламентированные законом повинности - барщину или оброк. Смешанная форма эксплуатации, самая тяжелая для крестьян, была отменена.

Размеры барщины и оброка определялись в зависимости от величины надела. Для высшего надела барщина была установлена в 40 мужских и 30 женских рабочих дней в году. При исчислении оброка учитывалась возможность получения крестьянами доходов.

Самый высокий оброк - 12 руб. в год от высшего душевого надела - был установлен для местностей, находящихся в 25 верстах от Петербурга. В других промышленных губерниях оброк был определен в 8-10 руб.

При проведении выкупной операции правительство заботилось, чтобы помещики не теряли своих обычных доходов. За основу бралась величина оброка. Помещик должен был получить за надел такую сумму, чтобы, положив ее в банк, он продолжал получать свой оброк в виде банковского процента на капитал. Банки выплачивали в то время в среднем 6% в год, т.е., вложив в банк 100 руб., ежегодно можно было получать 6 руб., а вложив 150 руб. - 9 руб. Чтобы получить 10 руб. в год банковского дохода, необходимо было вложить 166 руб. 50 коп. Сумма оброка увеличивается в 16,7 раза. Таким образом определялись выкупные суммы душевого надела. Величина оброка для высшего по данной местности надела увеличивалась в 16,7 раза. Эти деньги помещик должен был получить за свою землю. Закон предусматривал, что выкуп земли проводится добровольно, при согласии помещика.

Правительство понимало, что крестьяне не в состоянии выплатить всю сумму сразу. Поэтому при заключении добровольной сделки между помещиками и крестьянами последние выплачивали только 20% установленного выкупа (20 коп. с 1 руб.). Остальные 80% правительство вкладывало на имя помещика в банк в виде ценных бумаг. Каждый год помещик получал 6% дохода, которые равнялись величине оброка. Крестьяне могли свою долю в 20% выплачивать не деньгами, а работой на помещика. После выплаты этой суммы временнообязанное состояние прекращалось. Крестьянин становился полностью свободным.

Вложенные правительством за выкуп земли деньги записывались за крестьянами как ссуда, казенный долг. Крестьянин становился должником правительству и обязан был выплачивать полученную ссуду в виде выкупных платежей в течение 49 лет, по 6% в год от первоначальной суммы. Сюда входили погашение ссуды и процент за пользование выданной в долг суммы. Выкупные платежи стали наиболее тяжелой повинностью крестьян. Только в результате крестьянских волнений в годы первой российской революции правительство отменило с 1 января 1907 г. выкупные платежи. Но фактически крестьяне выплатили уже больше отпущенной правительством ссуды в 700 млн. руб.

Не всегда помещики соглашались на заключение выкупной сделки. Им выгодно было сохранить временнообязанное состояние и выполнение крестьянских повинностей. К началу 1881 г. осталось еще 1,5 млн. временнообязанных. По указу нового императора Александра III выкупная операция была завершена в обязательном порядке. С 1 января 1883 г. временнообязанное состояние было прекращено, остатки крепостного строя были ликвидированы.

Обострение ситуации в стране, пиком которого явилось Польское восстание 1863 г., привело к резкому размежеванию трех политических лагерей: консервативного, стремившегося сохранить самодержавно-бюрократическую систему и помещичьи привилегии; революционного, делавшего ставку на крестьянского (общинного) социализма; и либерального, отстаивавшего реформы, выводящие Россию на европейский путь развития.

Еще в 1830-1940-х гг. в России возникло идейное течение – западничество, представителями которого были К.Д. Кавелин, Т.Н. Грановский, В.П. Боткин. Российское западничество - не копирование европейских форм, но либеральная система ценностей, основывающаяся на вере в человеческий разум, в общественный прогресс и в самоценность человеческой личности, стремящейся к свободе.

Западничество, признававшее общность исторического пути развития России и Западной Европы, ориентировалось на передовые страны - прежде всего Англию, Францию, Германию. В этих странах в 60-х гг. XIX в. закончился (Англия) или заканчивался (Франция, Германия) промышленный переворот, и на их долю в 1860 г. приходилось 64% мирового промышленного производства (в т.ч. Англии - 36%, Германии - 16%, Франции - 12%). При этом уровень политической культуры этих стран, особенно либеральной Англии - представлял если не эталон, то несомненный ориентир.

Несмотря на высокое экономическое развитие США (17% мирового промышленного производства), политическое устройство этого государства, допускавшего рабовладение, долго не позволяло рассматривать страну в качестве «западнического» о6разца. Лишь отмена рабства в 1863 г., освободившая 4 млн. рабов и «гомстед-акт» 1862 г. (предоставивший каждому гражданину США за небольшую плату право на 160 акров - 6 га земли) заставили по-иному взглянуть на США. Эпоха «перестройки» (именно так переводится с английского «реконструкция») 1865-1877 гг. доказала эффективность американского пути развитии капитализма, почти не обремененного остатками политических и экономических отношений традиционного аграрного общества. Этот путь казался менее болезненным, чем «прусский», где сохранялись сильные пережитки традиционного общества и после отмены личной зависимости крестьян в 1807 г. крестьяне (71,4% всех хозяйств) имели лишь 9% всей земли (в России - более 50%).

Таким образом, Россия в рамках западной ориентации имела богатый выбор. Главное, по мнению реформаторов, заключалось в том, что Россия могла использовать положение «догоняющей страны» и учиться на чужих ошибках. Однако выбор Россией путей общественного развития в условиях абсолютистского режима зависел не столько от организационно разобщенных западников, сколько от воли императора, политической борьбы трех лагерей, носившей в основном «верхушечный» характер.

Первое десятилетие царствования Александра II его курс определялся в большей степени либералами. Свидетельством этому служила серия реформ, последовавших вслед за крестьянской. Земская реформа 1864 г. создавала выборные учреждения местного управления в губерниях и уездах. Распорядительные земские собрания и исполнительные земские, управы были лишены каких-либо политических функций, однако получали весьма широкую хозяйственную сферу деятельности. Государство контролировало деятельность земств через губернаторов и министра внутренних дел, имевших право приостанавливать любые постановления земств.

Выборы гласных, т.е. представителей от трех сословных курий - землевладельцы, владельцы недвижимости в городах и сельские общества - давали им возможность на ежегодных собраниях решать назревшие проблемы народного образования, здравоохранения, благотворительности. Земские собрания избирали на 3 года свои исполнительные органы - управы. Занимаясь статистикой, пропагандируя передовые методы хозяйствования, организуя помощь населению в неурожайные годы, ведя строительство школ, приютов, больниц, земские работники и выборные земские деятели постепенно изменяли и условия жизни, и привычные взгляды и нравы.

В это время земства начинают выдвигать перед высшей властью требование, к выполнению которого правительство было совершенно не готово. Земские деятели часто говорят о необходимости созыва в Москве Земской думы, т.е. выборного общероссийского органа, который стал бы совещательным народным представительством. Но Александр II был уверен, что это могло стать первым шагом к созданию парламента, могущего стать трибуной политической оппозиции. Идея общероссийского земства, таким образом, встречала упорное сопротивление в правительстве. Политические права земств были крайне ограничены. Земства могли обращаться к правительству с ходатайствами, но не обладали правом законодательной инициативы. Всякие объединения земств разных губерний не разрешались.

В 1870 г. было введено городское самоуправление. В 509 городах России появились Городские думы, так же, как и земства, получившие в свое введение лишь хозяйственные вопросы, и создававшиеся на основе имущественного ценза. По новому Городовому положению выборы членов городских дум (гласных) стали бессословными, думы избирались на основе имущественного ценза на 4 года. Исполнительными органами городских дум стали городские управы, в которых председательствовал городской голова.

После отмены крепостного права многие учреждения и правовые нормы устарели. Возникла необходимость в новых преобразованиях. Сразу же началась подготовка судебной реформы. Основные принципы судебной реформы, определенные с учетом опыта европейских стран, была одобрена Александром II в сентябре 1862 г. После указа об обнародовании Судебных уставов (20 ноября 1864 г.) началось переустройство судов. Судебная власть была отделена от исполнительной и законодательной, судьи стали несменяемыми и обрели реальную независимость от правительственных чиновников. Были введены гласность и состязательность судебного процесса (государственный обвинитель - прокурор - противостояли независимому от властей адвокату). Важные дела разбирались выборным от населения судом присяжных. Важнейшим принципом реформы было признание равенства всех подданных империи перед законом.

Присяжные определяли вину или невиновность подсудимых, судьи следили за законностью разбирательства и подыскивали соответствующее вине наказание. «Менее важные» дела разбирались без присяжных, «Маловажные» гражданские тяжбы и дела о незначительных правонарушениях рассматривали выборные уездные мировые судьи. Российский суд становился гласным и открытым. Судебные округа не совпадали с границами административными, что давало дополнительные условия независимости судей от местных властей.

В течение 1862-1864 гг. были проведены реформы в области образования: были учреждены семилетние гимназии для девушек, в мужских гимназиях был провозглашен принцип равенства для всех сословий и вероисповеданий (правда, высокая плата за обучение определяла социальный состав гимназистов). Университетский устав 1863 г. предоставлял широкую автономию: совет университета решал теперь все научные, финансовые и учебные вопросы. Ректор, проректоры и деканы выбирались, министр народного просвещения лишь утверждал их в должности. Высшему образованию женщин было положено начало открытием в 1869 г. Лубянских высших женских курсов. Следствием эпохи гласности стали «Временные правила» о цензуре 1865 г, отменявшие предварительную цензуру для изданий, выходивших в Москве и Петербурге, а это значит - для большинства. Полностью от цензуры освобождались правительственные и научные издания.

В 1861 г. во главе военного министерства встал Д.А. Милютин, с именем которого связаны серьезные преобразования в русской армии. Были отменены телесные наказания, срок службы рекрутов сокращен до 16 лет, военно-судебный устав 1867 г. строился на началах судебной реформы. Образование в 1864 г. 15 военных округов и переподчинение артиллерии, гвардии, инженерных войск и военно-учебных заведений военному министерству упорядочили систему управления войсками. Итогом деятельности Д.А. Милютина стал закон 1874 г., вводивший всеобщую воинскую повинность вместо феодальной системы рекрутских наборов. Реформированная и перевооруженная армия доказала скептикам свою боеспособность во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг.

Все эти реформы способствовали формированию начал гражданского общества. Но царь не решался увенчать их соответствующей политической надстройкой (парламентом и Конституцией).

Очевидные потребности модернизации России заставили, наконец, правительство решиться на второй (после отмены крепостного права) принципиальный шаг и обратиться к конституционным идеям эпохи Александра I (М.М. Сперанского и Н.Н. Новосильцева). Но в день, когда был подписан документ, означавший практически согласие царя на конституцию, Александр II был убит бомбой студента И.И. Гриневицкого. Реформаторские планы М.Т. Лорис-Меликова, автора конституционного проекта, рухнули за несколько дней до их вероятной реализации. Начался длительный период контрреформ, охвативший все царствование Александра III (1881-1894 гг.).

Растянутое во времени реформирование в абсолютистском государстве всегда несет значительную долю риска. За консерваторами остаются прочные позиции, основывающиеся на традициях, неизбежно компромиссном характере реформ. Российским «контрреформаторам» удалось обратить на свою пользу саму специфику самодержавия - непредсказуемость политической ориентации следующего монарха. Александр II готовил себе на смену Николая Александровича, который воспитывался как реформатор. Неожиданная смерть последнего привела на престол ограниченного и консервативного Александра III.

Реакционная концепция «контрреформ» в основном сложилась к середине 1880-х гг. и составилась из традиционных догм: божественное происхождение самодержавия и божественный промысел как основа его политики; полная централизация власти; осуждение земского и городского самоуправления; воинствующий шовинизм. Правительственная идеология стала консервативной. Новые «Временные правила» о печати 1882 г. практически восстанавливали предварительную цензуру и усиливали административный контроль за прессой. Были закрыты демократические и либеральные издания - журналы «Отечественные записки» и «Дело», газеты «Голос» и «Земство». Новый университетский устав 1884 г. ликвидировал выборность ректоров, деканов и профессоров, сузил автономные права университетов. Высшее женское образование было фактически ликвидировано, права на учебу и преподавание ставились в зависимость от «благонадежности», плата за обучение выросла в 5 раз. Указ 1887 г. «О кухаркиных детях» запрещал принимать в гимназии «детей кучеров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей». Три законодательных акта - «Положение о земских участковых начальниках» 1889 г., «Положение о губернских и уездных земских учреждениях» 1890 г. и «Городовое положение» 1892 г. значительно ограничили местное самоуправление путем усиления роли дворянства во всех созданных после 1861 г. учреждениях. Это отчасти возвращало помещикам власть над крестьянским обществом. В целом контрреформы объективно представляли собой попытку восстановить власть государства над формирующимся гражданским обществом.

Тем не менее, стремительное развитие капитализма в России в 1880-х гг., как следствие эпохи великих реформ, не могло быть остановлено, а перерастание сословно-феодального общества в гражданское было лишь замедлено, но не повернуто вспять. Однако замедление социально-политических изменений в стране приводило к диспропорции политического и экономического развития. В 1890-е гг. завершился промышленный переворот: сформировался пролетариат как самостоятельная социальная группа. Сеть железных дорог (около 30 тыс. км к 1894 г.) ускорила распространение цивилизации и товарный обмен; начавшееся социальное расслоение в деревне поставило вопрос о замене общинного хозяйства индивидуальным. Наконец, Россия все активнее включалась в мировую экономическую систему (не только внешней торговлей, но и привлечением иностранных капиталов, созданием колониальных и полуколониальных рынков сбыта). Самодержавие все более диссонировало с этими процессами, усугубляя социально-политическую напряженность в обществе. Оспаривая известное ленинское утверждение, можно сказать, что, не столько 1861 г., сколько период контрреформ породил 1905 год.

Таким образом, в результате реформ 60-70-х гг. XIX в. был начат масштабный переход к индустриальному обществу того же в целом типа, который существовал в передовых странах Западной Европы и был основан на рыночной экономике и частной собственности, парламентской демократии. Не случайно, по-видимому, эпоха реформ в России органически вписывалась в международный контекст, являясь составной частью Великих социальных катаклизмов 60-70-х гг. (отмена рабства и гражданская война в США 1861-1865 гг., революция Мэйдзи 1867-1868 гг. в Японии, завершение объединения Италии и Германии - соответственно в 1870 и 1871 гг. и т.д., которые знаменовали важный этап становления индустриального общества в тех странах, которые запаздывали в своем развитии или сохраняли к тому времени значительные пережитки традиционных обществ. Но прерывание процесса общественных преобразований в России в 1880 - начале 1890-х гг. сохранило значительный груз «самодержавно-государственно-крепостнического» феодализма, который не только затруднял дальнейшую модернизацию страны, но и резко усиливал социальную напряженность в обществе.

Внешнеполитическая активность России складывалась неоднозначно. Россия - победительница «двунадесяти» языков всей Европы, глава «Венской системы», непоколебимой скалой возвышавшаяся над бушующими волнами революций 1848-1849 гг. - потерпела в Крымской войне не только военное, моральное, но и мощнейшее политическое поражение. Международный авторитет России, основанный на силе, пал. Новый министр иностранных дел России - А.М. Горчаков - изложил в Своих циркулярах 1856 г. новую политическую программу: внешняя политика России должна обеспечивать проведение внутренней; Россия считает себя свободной в выборе союзников и стремится решать международные вопросы мирными средствами. Важнейшими задачами на протяжении 15 лет (1856-1871 гг.) стали для Горчакова противостояние Крымской системе (англо-австро-французскому блоку) и борьба за отмену статей Парижского договора (1856 г.), запрещавших, в частности, иметь России (и Турции) какой-либо «военно-морской арсенал» на Черном море. Новыми союзниками России в Европе стали Австрия, чьи противоречия с Францией вылились в войну 1859 г., и Пруссия, новый премьер-министр которой (с 1862 г.) О. Фон Бисмарк выступил за сближение с Россией, чтобы вместе бороться с Польским восстанием 1863 г. Это обеспечило Бисмарку нейтралитет России в войнах за объединение Германии. Во время франко-прусской войны 1870-1871 гг. Россия и Италия создали Лигу нейтральных стран и обеспечивали политическую изоляцию Франции, на которой держалась Крымская система. Это помогло сначала Италии завершить свое объединение, а позднее, в 1870 г., когда Франция потерпела поражение в войне с Пруссией, горчаков объявил об отмене статей о военной нейтрализации Черного моря. Лондонская конвенция (1871) санкционировала решения Италии и России. На Черном море появился новый паровой флот, черноморское побережье России стало защищенным, земли Новороссии стали интенсивно осваиваться. Укрепилось влияние России на Балканах.

Решение Россией основных задач на этом этапе одновременно стало завязкой нового периода в истории внешней политики России. Военная и политическая конвенция России, Германии и присоединившейся к ним Австрии 1872-1873 гг. положили начало «Союзу трех императоров», слабость которого была в том, что каждая империя решала этим союзом свои собственные задачи и противоречия между державами не ослабевали. Тем не менее, именно «Союз трех императоров» обеспечил дипломатическую поддержку России в ее борьбе с Англией в Средней Азии. В результате в течение 1864-1876 гг. большая часть среднеазиатских территорий оказалась в зависимости от России. Согласно итогам русско-английских переговоров 1872-1873 гг. нейтральной территорией между сферами влияния России и Англии стал Афганистан.

Еще одно успешное направление деятельности России, опиравшееся на союз трех императоров, - балканское, 30 декабря 1875 г. турецкий султан получил от имени трех держав (России, Австрии и Пруссии) программу реформ для балканских народов (это была давняя идея Горчакова), включающую предоставление им автономии в рамках империи и свободы вероисповедания для христиан. Отказ султана проводить реформы, апрельское восстание 1876 г. в Болгарии и война 1876 г. между Сербией (в союзе с Черногорией) и Турцией привели к Русско-турецкой войне 1877-1878 гг. Тяжелые сражения под Плевной, у Шипки и Шейново закончились победой русской армии и 8, 20 января 1878 г. армия Скобелева заняла Андрианополь. Решения Андрианопольского перемирия и Сан-Стефанского договора вызвали протесты европейских стран, прежде всего, Англии. Угроза новой войны и внутриполитический кризис вынудили Россию пойти на Берлинский конгресс 1878 г., где англо-австрийский блок добился (не без помощи Германии) политической изоляции России.

Берлинский конгресс определил раскол между Россией, с одной стороны, и Австрией и Пруссией - с другой. И хотя союз трех. Императоров продолжал существовать и дважды - в 1881 и 1884 гг. - продлевался на 3 года, противоречия по балканским проблемам определили «расхождение»: Австрии и Германии в сторону образования в 1882 г. Тройственного союза (с Италией) против Англии и Франции, а России - в сторону Франции. Борьба прогерманской и профранцузской группировок в начале привела к т.н. «перестраховочному» договору с Германией 1887 г. Однако продление Тройственного союза и отказ Германии в 1890 г. продлить договор с Россией окончательно определили русско-французское сближение.

Еще в 1887 г. русское правительство получило первые займы в Париже. В 1891 г. появилось оборонительное соглашение между Россией и Францией против стран Тройственного союза, а в 1892 г. - подписана военная конвенция (которая в 1894 г. приняла обязательный характер). Это привело к образованию в Европе двух военных блоков, баланс сил которых во многом определял политику на континенте. Примерно с этого времени Россия, уповая на стабильность своего положения в Европе, переместила главное направление своей внешней политики на Дальний Восток.

Уже Пекинский договор 1860 г. закрепил за Россией весь Уссурийский край. В заливе Петра Великого был основан Владивосток. Русско-японский договор 1875 г. разделил владения России и Японии - Россия получала Сахалин, а Япония - Курильские острова. В 1867 г. Александр II продал США Аляску (которую Россия вряд ли могла удержать в будущем) за 7,2 млн. долларов и ликвидировал существовавшую с 1799 г. Российско-Американскую компанию, фактории которой не выдерживали конкуренции с американскими купцами. В целом до середины 1890-х гг. российская политика на Дальнем Востоке была достаточно осторожной.

В 1890-е гг. развитие русского капитализма и устремление Англии, Японии и США в Корею и Маньчжурию резко интенсифицировали экономическое и политическое освоение Дальнего Востока. В 1891 г. началось строительство Великого Сибирского пути от Челябинска до Владивостока, длиной свыше 7 тыс. км. Выигранная Японией захватническая война с Китаем в 1894-1895 гг. не только превратила ее в ведущее азиатское государство, но и еще более подстегнула ее аннексионистские планы. Русско-китайский договор 1896 г. об оборонительном союзе против Японии, постройка КВЖД (Китайско-Восточной железной дороги), а также договор 1898 г. об аренде Россией Порт-Артура на Ляодунском полуострове с правом создать там военную базу привели к завязыванию, узла русско-японских противоречий.

Эпоха 1860-х гг. положила начало трудному процессу оформления либерализма как самостоятельного общественного течения. Известные юристы Б.Н. Чичерин (1828-1907 гг.), К.Д. Кавелин (1817-1885 гг.) - писали о поспешности реформ, о психологической неготовности некоторых слоев народа к переменам. Поэтому главное, по их мнению, состояло в том, чтобы обеспечить спокойное, без потрясений «врастание» общества в новые формы жизни. Им приходилось бороться и с проповедниками «застоя», панически боявшимися перемен в стране, и с радикалами, упорно проповедовавшими идею социального скачка и быстрого преобразования России (причем на принципах социального равенства). Либералов пугали призывы к народной мести угнетателям, раздававшимся из лагеря радикальной разночинной интеллигенции.

В это время своего рода социально-политической базой либерализма становятся земские органы, все новые газеты и журналы, университетская профессура. Причем концентрация в земствах и городских думах оппозиционных правительству элементов было закономерным явлением. Слабые материальные и финансовые возможности органов местного самоуправления, равнодушие к их деятельности со стороны правительственных чиновников вызывали у земцев стойкую неприязнь к действиям властей. Все чаще российские либералы приходили к выводу о необходимости глубоких политических реформ в империи. В 1870-е - начале 1880-х гг. тверские, харьковские, черниговские земцы наиболее активно ходатайствуют перед правительством о необходимости реформ в духе развития представительских учреждений, гласности и гражданских прав.

Российский либерализм имел много различных граней. Левым своим крылом он касался революционного подполья, правым - лагеря охранителей. Существуя в пореформенной России и как часть политической оппозиции и в составе правительства («либеральные бюрократы»), либерализм в противовес революционному радикализму и политическому охранительству выступал как фактор гражданского примирения, столь необходимого тогда России. Российский либерализм был слаб, и это предопределялось неразвитостью социальной структуры страны, практическим отсутствием в ней «третьего сословия», т.е. достаточно многочисленной буржуазии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 235; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.192.3 (0.034 с.)