Королева Л.А. Королев А.А. Артемова С.Ф. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Королева Л.А. Королев А.А. Артемова С.Ф.



РОССИЯ И МИР. ix-xx вв.

 

 

Учебное пособие

 

Пенза 2012

 

 

УДК 94 (47) (075.8)

ББК 63.3 (2) Я73

К 68

 

Рекомендовано

 

 

Рецензенты:

Белоусов С.В., доктор исторических наук, профессор

Морозов С.Д., доктор исторических наук, профессор

 

 

Королева Л.А., Королев А.А., Артемова С.Ф.

К 68 Россия и мир. ix-xx вв. Учебное пособие. Пенза: ПГУАС, 2012. с.

 

Учебное пособие рассчитано на преподавателей и студентов, а также на всех интересующихся проблемами российской истории.

 

На титульном листе - http://roossa.appee.ru/product.php?prodid=16

 

© Пензенский государственный университет

архитектуры и строительства, 2012

 

© Королева Л.А., Королев А.А., Артемова С.Ф., 2012

 

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

ВВЕДЕНИЕ

Высшая школа должна готовить высококвалифицированных специалистов, умеющих решать профессиональные задачи на уровне последних достижений мировой науки и техники и вместе с тем стать интеллектуалами, в русской традиции - интеллигентами, т.е. культурными, духовно богатыми людьми, профессионально занимающимися творческим умственным трудом, развитием и распространением культуры.

Необходимость овладения такими качествами относится к молодым специалистам как гуманитарного, так и естественного профиля. Человек, усвоивший только узкопрофессиональные знания и навыки, может быть только ремесленником, без овладения достижениями человечества в духовной области его невозможно считать интеллектуально развитым, интеллигентным, культурным.

Социогуманитарная подготовка молодых специалистов осуществляется за счет системного подбора гуманитарных дисциплин, отвечающих интересам, как личности, так и общества. Студенты должны получить достаточно полное представление о философии, экономической теории, социологии, политологии, психологии, культурологии.

Однако эти знания должны опираться на прочную историческую подготовку, т.к. без собранного и обобщенного историками фактического материала изучение вышеперечисленных наук становится беспредметным. Не преуменьшая их роли в социогуманитарном образовании студентов, подчеркнем, что в современных условиях значение изучения истории резко возрастает.

Прежде всего, любой грамотный человек должен знать историю своего отечества, жизнь и дела своих отцов, дедов и прадедов. Нельзя жить на родной земле и не знать, кто жил здесь до нас, не знать и не помнить об их трудах, славе, заблуждениях и ошибках. Мы получили от них не только материальное, но и духовное наследство, и пользуемся всем как само собой разумеющимся.

Усвоение исторического опыта, знаний и методов мышления, выработанных предшествующими поколениями, позволяет на этой основе направлять всю практическую деятельность настоящего. Наше прошлое - это наша интеллектуальная собственность, с которой нужно обращаться так же бережно, как и с материальной. История - это людская жизнь, которая уже закончилась, ее уже никто и никогда не вернет и не переделает. У России была своя сложная, противоречивая, героическая и драматическая, самобытная, не похожая на другие страны, история. Но, несмотря ни на что, Россия внесла достойный вклад в мировую культуру и цивилизацию.

Уже С.М. Соловьев и другие историки XIX в. были убеждены в том, что своеобразие отечественной истории было предопределено природно-географическими особенностями страны и, в честности, ее огромными просторами и пограничным положением между Европой и Азией. Последнее неизбежно превращало Россию в своеобразное мутагенное пространство, в цивилизационный «котел», переваривавший (в различной мере и формах) многообразное, противоречивое воздействие Запада и Востока.

Формирование в стране оригинальной философской мысли не случайно было связано, прежде всего, с попытками сопоставления России с Европой, что, в свою очередь, тут же размежевало философские течения на два основных направления: западничество и славянофильство. Их идеи, заключавшиеся в признании либо принципиальной общности с Европой, либо сугубой уникальности, исключительности исторического пути России, в том или ином виде, в явной или скрытой форме отразились во всех позднейших социальных доктринах, превратившись в ключевую и весьма болезненную проблему отечественного сознания.

При всей самобытности российской истории можно, по-видимому, утверждать, что преобладающее воздействие на нее оказала западная (в основе европейская) цивилизация. Именно ее влияние способствовало наибольшим достижениям в развитии страны. Само возникновение государственности в Древней Руси (географически полностью принадлежавшей к Европе) было связано с приглашением в IX в. варягов на княжение. Призвание варягов, заложивших правящую династию Рюриковичей ускорило процесс вызревания, кристаллизации государственных структур у восточных славян. Принятие христианства означало приобщение Руси к числу цивилизованных государств.

Вместе с тем принятие восточного (византийского) образца христианства, подтолкнув развитие культуры и грамотности (литература создавалась на славянском языке), способствовало в дальнейшем культурной и политической изоляции от католической, и, как следствие, - латиноязычной Европы. Однако, несмотря на некоторые особенности в социально-экономическом развитии Руси, сам тип православного общества был общим с Европой.

Под мощным давлением Востока (монголо-татарское нашествие и установившееся на Руси иго) специфические черты развития страны неизмеримо приумножились, трансформировавшись в особый тип российского феодализма - как бы промежуточный между европейским и азиатским.

На иной, чем на Западе, основе создалось Российское государство, что, в свою очередь, наложило отпечаток и на все общество. С этого времени борьба европейского влияния и сформировавшихся специфических российских традиций, содержащих определенную долю «азиатчины», составляла одну из стержневых линий отечественной истории.

В XVI-XVII вв. европейское влияние начинает постепенно усиливаться. Радикальная попытка Петра I масштабной модернизации страны при помощи западного опыта дала мощный импульс европеизации России и вывела ее в разряд ведущих держав. Процесс «осваивания» петровских реформ растянулся на многие десятилетия, послужив основой дальнейшего укрепления могущества России к концу ХVIII в.

Однако петровские преобразования не затронули непосредственно господствовавший в стране тип феодализма и подавляющую часть населения – крестьян, остававшихся (в отличие от европеизировавшихся дворян) приверженными традиционным ценностям и образу жизни. Это породило огромный и культурный раскол между «верхами» и «низами» общества. Вплоть до французской революции главным инициатором и движителем европеизации выступало государство. Но революция побудила переосмыслить западный опыт и надолго превратила российских самодержцев в поборников самобытности развития России (известным исключением в этом ряду явился лишь Александр I). Миссию «европеизаторов» пытались с тех пор взять на себя первые российские революционеры (А.Н. Радищев, декабристы). Неудача их выступлений лишь усилила стремление государственной власти и консервации традиционных порядков.

Второй принципиальный шаг к европеизации России (послуживший, как и петровские преобразования, реакцией на прогрессировавшее отставание от Запада) был связан с великими реформами 60-70-x гг. XIX в. Они изменили социально-экономические основы, направление развития России. Но реформационный процесс в 1880-е гг. был прерван, добавив к прежним, не решенным до конца противоречиям новые. Запоздавшие и половинчатые последующие реформы, проводившиеся в экстремальной обстановке (Манифест 17 октября, столыпинское аграрное преобразование), также не привели к успеху. Ни полноценный парламентаризм, ни частнособственнический строй в деревне, веками существовавший уже в Западной Европе, созданы не были. В результате эти реформы предопределили последующие революции. Причем, последние явились отчасти своеобразной реакцией на болезненность западного влияния, порожденную огромной силой сформировавшихся самобытных традиций и непоследовательностью, прерывистостью реформационного процесса. Все это ставило страну в социальный кругооборот: проблемы преодоления отсталости от Запада, периодических внутренних кризисов, обеспечение хотя бы минимального благосостояния и эффективного государственного управления регулярно возвращались после очередных попыток их разрешения, создавая угрозу для российской государственности. Таким образом, несмотря на неуклонную и масштабную европеизацию в XVIII - начале XX в., Россия не сумела прочно встать на западный путь развития и в 1917 г. совершила переход к иной социальной модели.

Великие реформы XVIII-XIX вв. наглядно продемонстрировали одну из характерных черт российской истории. Она заключалась в том, что страна, как правило, не перерабатывала полностью, не переваривала органически западное влияние, наполняя европейские формы своим самобытным содержанием. Это приводило к социокультурным расколам в обществе, порождало сосуществование (в историческом плане) сосуществующих друг с другом укладов, социальных групп, народов. Во многом поэтому огромную, самостоятельную по отношению к обществу роль играло Российское государство, как бы компенсировавшее недостаточность экономических, социальных, культурных взаимосвязей, взаимозависимостей огромной страны. Мощное вмешательство государства во все сферы жизнедеятельности общества создавало еще один принципиальный раскол между властью и народом, что вызывало массовые протесты и бунты.

Данная особенность России породила особую болезненность, кризисность социального развития, когда общественные противоречия разрешались чаще всего в результате жесткой борьбы, и каждый шаг вперед сопровождался социальной ломкой, насилием, людскими и материальными потерями. Отсюда - неравномерный, «рваный» темп российской истории, повторяемость ее циклов. Страна то длительное время пребывает как бы в оцепенении, когда ее социальное время замедляется, а правящая элита почти не обращает внимания на «западные часы», то, наоборот, ускоряется в периодических судорожных попытках догнать Запад путем сверхнапряжения сил, огромней затраты всех ресурсов. Это, в свою очередь, обостряет до предела, социальные противоречия, и, не разрешив их до конца, общество вновь откатывается к состоянию относительного социального «застоя».

Возможность длительных периодов развития вширь, не сопровождаемых интенсивной эволюцией социальных механизмов, открывалась в связи с огромными просторами страны, ее природными богатствами. В.О. Ключевский образно писал: «В продолжение двухсот лет с тех пор, как мы стали сближаться с Западней Европой, воспитываемый ее влиянием класс русского общества не раз переживал странные кризисы. Вообще этот класс ведет себя спокойно, помышляя о себе совсем не высоко, учится, читая европейские книжки, скорбит о своей отсталости... Но время от времени на него находит какая-то волна: вдруг он... начинает думать, что мы вовсе не отстали, а идем своею дорогою, что Россия сама по себе, а Европа сама по себе, и мы можем обойтись без ее наук и искусств своими доморощенными средствами. Этот прилив патриотизма и тоски по самобытности так могущественно захватывает наше общество, что мы... начинаем чувствовать какое-то озлобление против всего европейского и проникаемся безотчетной верой в необъятные сипы своего народа» [1].

Это наблюдение В.О. Ключевского с определенной модификацией применимо не только к истории царской России, но и к 1917 г. Именно тогда была предпринята попытка поиска самобытных, во многом антизападных путей общественного развития. В силу давления груза остатков «государственно-самодержавно-крепостнического» феодализма, небывалого обострения социальных противоречий в годы мировой войны Россия в ходе революции выбрала под руководством большевиков иной, альтернативный вариант общественного развития. Он повторил на новом витке многие традиционные черты российского феодализме (вплоть до «второго издания» крепостного права - паспортной системы и т.д.). Однако при этом конструкторы нового общества (выходцы в значительной части из интеллигенции) руководствовались марксизмом, т.е. «западнической» идеологией. Корни ее восходили к европейской традиции, и в частности, к идеям Просвещения с их непоколебимой верой в силу человеческого разума, способного, как казалось, сконструировать на земле (не на небесах, как обещала религия) идеальное, беспроблемное общество (коммунизм). Несмотря на солидное, как представлялось, научное обоснование этой теории, «столбовая дорога» человечества к счастью» оказалась на деле специфическим, крайне расточительным вариантом индустриального общества, который, хотя и позволил решить ряд общенациональных задач России (завершение индустриализации, создание мощного военно-промышленного комплекса и т.д.), на деле подорвал силы государства и оказался несовместимым с новым витком научно-технической революции. В том, что это явилось не «прыжком в никуда», как утверждает современная радикальная публицистика, а особой формой дальнейшего развития страны, убеждает и определенная синхронность некоторых этапов развития СССР и Запада: ослабление государственного вмешательства в экономику в 1920-е гг.; резкое возрастание этого вмешательства в конце 1920-х, в 1930-х гг. (сталинская «революция сверху», формирование тоталитаризма у нас и окончательный закат эры «свободного капитализма» На Западе); почти одновременное - в середине 1960-х гг. - начало перестройки хозяйственных механизмов в социалистических странах и на Западе, хотя у нас эти реформы не прошли; попытка интернационализации хозяйственной деятельности (но на различной основе) была предпринята у нас в 1949 г. (СЭВ), на Западе - в 1957 г. (Общий рынок) и т.д.

Таким образом, западная марксистская идеология, наложившие на некоторые российские традиции (превалирование коллективного начала над личным, стремление широких масс к уравнительной справедливости, сила бунтарских, но слабость либеральных традиций, мощная государственность и т.д.), наполнилась во многом самобытным, в определенной степени славянофильским содержанием. В полной мере была унаследована и развита мессианская идея, сменившая только свои формы («Москва - третий Рим», «СССР - в авангарде социального прогресса человечества»).

Изучение и преподавание истории в современных условиях осложняются целым рядом факторов.

Длительное время преподавание отечественной истории страдало излишней идеологизированностью, что приводило к догматизму и мифологизации многих явлений, событий и фактов прошлого, страдало его украшательством, полуправдой. Это привело к формированию искаженного, иллюзорного исторического сознания, на основе которого не могли делаться объективные выводы и реальные оценки действительности. Сейчас уже многое сделано для преодоления догм и штампов, того, чтобы изучать не искаженную, а правдивую историю своей страны.

Как уже бывало много раз, история стала в современных условиях полем политической борьбы, на котором сталкиваются не только научно обоснованная критика, но и политизированные точки зрения, сторонников которых интересует не столько историческая истина, сколько поиск аргументов в оправдание своего существования. Это привело к тому, что вместо одних мифов появились другие, вместо одной полуправды - другая, вместо знания - вновь незнание.

Задача преподавания истории в современных условиях - показать действительную историю во всех ее сложностях и противоречиях, с ее светлыми и трагическими сторонами, строго соблюдая объективность, историческую правду. Только такой подход может исправить пороки прошлого, дать представление о подлинных исторических событиях и явлениях.

История нашего Отечества всегда была частью мировой цивилизации, подпитывала ее. Поэтому необходимо изучать пути развития России в контексте мировой истории, постоянно обращая внимание на ее место в мировом историческом процессе.

Изучение любой науки начинается с определения понятий, которыми она оперирует в процессе познания как природы, так и общества. Эта проблема имеет большое значение не только для теоретического анализа, но и для конкретно-исторических исследований и для того, чтобы люди, изучающие один и тот же предмет, одинаково понимали друг друга. Это может быть только в том случае, если определения и терминология становятся общепринятыми, адекватно отражающими действительность.

История – наука о развитии человеческого общества во всем его многообразии. История общества представляет собой совокупность конкретных и многообразных действий и поступков отдельных людей, человеческих сообществ, находящихся в определенной взаимосвязи, составляющих все человечество. Следовательно, предметом изучения истории является деятельность и действия людей, вся совокупность отношений в обществе.

Известный русский историк В.О. Ключевский (1841-1911 гг.) так писал об истории как науке: «В научном языке слово «история» употребляется в двояком смысле: 1) как движение во времени, процесс и 2) как познание процесса. Поэтому все, что совершается во времени, имеет свою историю. Содержанием истории, как отдельной науки, специальной отрасли научного знания, служит исторический процесс, т.е. ход, условия и успехи человеческого общежития или жизнь человечества в ее развитии и результатах» [2].

Основа исторической науки - собирание, систематизация и обобщение фактов, рассмотрение их в тесной связи и совокупности, Благодаря постепенному накоплению фактов сложились целые отрасли исторических знаний: гражданская история, политическая история, история государства и права, история хозяйства, военная история, археология, история культуры, музыки, языка, литературы.

Сложился ряд вспомогательных исторических дисциплин, разрабатывающих и общие вопросы методики и техники исторических исследований. Среди них: источниковедение (общие приемы и методы изучения исторических источников), палеография (история письма), геральдика (гербы), сфрагистика (печати), нумизматика (монеты, медали, ордена), топонимика (изучение названий географических пунктов) и др. Все это свидетельствует о достаточно высоком уровне развития исторической науки.

История - наука конкретная, требующая точного знания хронологии (дат) фактов, событий. По сравнению с другими гуманитарными науками, изучающими какую-либо одну из сторон общественной жизни, она характеризуется тем, что предметом ее познания является вся совокупность жизни общества на протяжении всего исторического процесса. Многие проблемы современности, которыми занимаются экономисты, социологи, политологи, этнологи и другие специалисты гуманитарного цикла, могут быть решены только на основе исторического подхода и исторического анализа, на базе проделанной историками работы по сбору, систематизации и обобщению огромной совокупности фактов, позволяющих выявить тенденции общественного развития.

История - одна из древнейших наук, ей около 2500 лет. Ее основоположником считается древнегреческий историк Геродот (V в. до н.э.), первым написавший книгу, которая так и называлась: «История». Древние очень ценили историю и называли ее «magistra vitae» (наставница жизни), а историка уважительно именовали «translator temporis» (передатчик времени).

Определенным признаком интереса и уважения древних к истории было то, что в древнегреческой мифологии одна из девяти муз (Клио) была покровительницей искусств и наук. Как считают историки, Клио была, вероятно, музой героической песни, провозвестницей славы, а впоследствии, в классическое и эллинистическое время (V-I вв. до н. э.) - покровительницей истории. Клио изображалась в виде молодой женщины с одухотворенным, полным глубокой мысли лицом, со свитком папируса или пергаментом в руках.

Изучение истории выполняет целый ряд познавательных, интеллектуально развивающих функций. Прежде всего, история обладает значительным воспитательным воздействием. Знание истории своего Отечества, своего народа и всемирной истории формирует гражданские качества, национальное достоинство, позволяет показать роль личности в истории, понять моральные и нравственные качества человечества, их развитие, истоки национальной культуры, ее достижения. Приобретение этих знаний поможет понять место отечественной истории в мировом историческом процессе, вклад нашего народа в мировую цивилизацию. Тем самым изучение истории решает задачи не только воспитания, но и просвещения.

В ходе изучения истории формируется историческое сознание. Историческое сознание - это одна из важных сторон общественного сознания. Под историческим сознанием в науке понимается совокупность представлений общества в целом и его социальных групп в отдельности, о своем прошлом и прошлом всего человечества.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 249; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.93.210 (0.02 с.)