Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Експериментальна педагогіка —Содержание книги
Поиск на нашем сайте
одна з течій педагогіки кінця XIX — початку XX ст. Намагалася всі свої положення обгрунтувати даними емпіричних спостережень і спеціально поставленого експерименту. Головні представники Е. п. — В. А Лай, Е. Мейман, Г. С. Холл, Е. А Торндайк та інші. Основними методами дослідження Е. п. вважала довготривалі спостереження педагогічного процесу, експеримент, ви- вчення дитячих праць. У центр уваги вона ставила не навчання дитини, а вивчення її самої. Поряд з досягненнями (з'ясування закономірності фізичного розвитку дитини, дослідження відчуттів, сприймань, уваги,' пам'яті дітей та ін.) Е. п. мала й ряд недоліків. Принижуючи значення педагогічної теорії, представники Е. п. недооцінювали водночас і значення повсякденної практики навчально-виховної роботи як джерела даних про дітей. Е. п. було покладено в основу педології. В первой половине XX в. в зарубежной педагогике просле-живаются две основньїе парадигми. Одна из них — педагогический традиционализм - продолжение прежней педагогическои мьісли. Другая - новое воспитание или реформаторская педагогика - определенная альтернатива традиции. К традиционализму относились социальная педагогика, религиозная педагогика и педагогика, ориентированная в пер-вую очередь на философское осмьісление процесса воспитания и образования. Подчеркнем, что все педагоги-традиционалистьі так или иначе мьіслили в русле атих педагогических течений. Представители социальной педагогики: З. Дюркгейм (Фран-ция), В. Дильтей, П. Наторп, 3. Шпрангер (Германия), Б. Рас-сел, М. Макмиллан, С. Айзекс (Англия), Р. Зейдель (Швейца-рия) и др. главньїм источником педагогическои науки и практики считали социально-историческое знание. Заметньїм представителем философии воспитания явился французский ученьїй и писатель Жан Поль Сартр (1905-1980) - один из лидеров екзистенциалистской педагогики. Он ис-поведовал идеал одухотворенного, мьіслящего человека, формирование которого связано прежде всего со свободньїм, сознательньїм вьібором цели. Сартр считал, что влияние вне-Шних факторов на "зкзистенцию" (человеческое существова-Ние) ребенка крайнє незначительно, и наиболее зффективньїм признавал самовоспитание ("человек єсть лишь то, что сам из себя делает"). Задачи умственного развития ставил на первое место и А. Н. Уайтхед. Он разработал теориюритмического умственного роста, согласно которой интеллектуальное развитие со-ответствует возрастньїм атапам (циклам). В течение каждого возрастного зтапа на новом витке повторяются ритмьі становлення интеллекта: "романтика" — первое восприятие, "точность" - продумьівание фактов, и "обобщение" - закрепление знаний. Наиболее важньїй зтап умственного роста детей -возраст от 8 до 12-13 лет. Уайтхед подчеркивал необходимость органической взаимо-связи между процессом умственного развития, чувственньїм восприятием и змоциями. Чрезвьічайно полезньї для обуче-ния самостоятельньїе "открьітия" детей. В первой половине 1900-х гг. в философии воспитания получила распространение идея воспитания как духов-но-исторической рекапитуляции (В. Дильтей — Германия, Ф. Бюиссон - Франция и др.). Под зтим понималось повторе-ние в индивидуальном развитии каждого человека истории культурно-психологической зволюции человечества в целом. Крайнє идеологизировали подходьі к воспитанию пред-ставители философии марксизма. У педагогов-марксистов (3. Гернле, Т. Нойбаузр, К. Цеткин - Германия; Ж. Коньо -Франция и др.) декларации о всестороннем воспитании лич-ности, социальной справедливости в обучении и воспитании подрастающего поколения сочетались с идеями о неизбеж-ности жесткого контроля за мьіслями, чувствами, поведени-ем ребенка в классовом обществе. Детищем реакционной идеологии в 1920-1930-х гг. стала фашистская педагогика. Главньїми очагами ее оказались Германия и Италия (3. Крик, А. Боймлер, Г. Гюнтер, Дж. Джен-тиле и др.). Представители фашистской педагогики питались обосновать расово-биологическую теорию воспитания. Они проповедовали также непререкаемьій авторитаризм в воспитании. В начале XX в. новая теоретическая база для деятельности школьї бьіла вьіработана так назьіваемой реформаторской п-дагогикой (новое воспитание). Реформаторская педагогика отличалась негативньїм отноше-нием к прежней теории и практике воспитания, углубленньїМ интересом к личности ребенка, новьіми решениями проблем воспитания. Антитрадиционалистьі искали пути формированиЯ личности на протяжении всего периода детства. Один из них бельгийский педагог Овид Декроли (1871-1932) - писал в зтой связи, что педагогическая деятельность должна способствовать осознанию ребенком собственного "Я", познанию средьі обита-ния, где ему предстоит реализовать свои идеальї, цели и жела-ния. Мьі хотим воспитьівать не сухих интеллектуалов, а живьіх людей, которьіе успешно действуют во всякой социальной сре-де, - писал другой антитрадиционалист - швейцарский педагог Адольф Ферьер (1879-1960). Реформаторская педагогика провозглапіала идею развития личности прежде всего на основе врожденньїх способностей. Подобньїй педоцентризм бьіл особенно распространен в Англии (С. Берт, Дж. Адамс, Дж. 3. Адамсон). Антитрадиционалистьі вьідвинули свои педагогические кон-цепции и идеи: свободное воспитание, експериментальная педагогика, прагматистская педагогика, педагогика личности, функциональная педагогика, воспитание посредством искус-ства, трудовое обучение и воспитание и др. Так, кредо антитрадиционализма нашло отчетливое вьгра-жение в идеях свободного воспитания. Манифестом после-днего стала книга шведского педагога Зллен Кей (1849-1926) "Век ребенка" (в русском переводе вьішла в 1905 г.). В ней бьіла заявлена педагогическая формула Уот Кіпсіе айв - ис-ходя из ребенка. Приверженцев свободного воспитания обге-диняли отрицание традиций, призьів развивать в ребенке творческие созидательньїе сильї. Они считали, что ведущую роль в воспитании должньї играть детское переживание и накопление воспитанником личного опьіта. Заметньїм собьітием в антитрадиционном воспитании стало рождение жспериментальноп педагогики. Ее представители - А. Лай и 3. Мейман (Германия), А. Бине (Франция), О. Декроли (Бельгия), П. Бове и 3. Клапаред (Швейцария), 3. Торндайк, У. Килпатрик (США) и др. - провели иссле-дования, которьіе, по убеждению А. Бине, позволили "вьідви-нуть на первьій план психологию ребенка, чтобьі из нее с математической точностью вьівести воспитание, которое он должен получить". Создатели зкспериментальной педагогики стремились освободить воспитание от умозрительности и опереться на изу-чение ребенка и его поведения. На основе лабораторних наблюдений они вьідвинули в качестве основного педагоги-ческий принцип саморазвития личности. При разработке пе-дагогических проблем они питались использовать Данине детской психологии и физиологии, а также конкретной соци-ологии. Зта тенденция подчеркнута, например, в книге не-мецкого ученого И. Керчмар "Конец философской педагогики" (1921), где провозглашался "культ факта". Сходно рассуждал французский педагог Поль Лапи (1869-1927), которьій говорил, что, если в пропілом педагогика бьіла либо метафизической гипотезой, либо литературньїм романом, то благодаря использованию достижений психологии она обре-ла собственньїй предмет. Психология дала педагогике знання об индивидуальньїх качествах личности учащегося, вьіявив раз-личньїе типьі мьішления, способностей и пр. Лапи попьітался использовать в своих педагогических рекомендациях данньїе психологической науки. Так, исходя из идеи о существовании трех типов восприятия (зрительное, слуховое, мускульное), он предложил применять и комбинировать визуальньїе, слуховьіе и моторньїе методьі обучения. Другой представитель зкспериментальной педагогики Вильгельм Август Лай (1862-1926) полагал, что лабораторний експеримент, благодаря которому, в частности, бьіл открьіт скачкообразньїй характер стадий физиологического развития ребенка, дал ценньїй материал для определения новьіх путей воспитания. Он исходил из того, что в основе детских поступ-ков лежат врожденньїе либо приобретенньїе рефлексьі, кото-рьіе надлежит изучать как в лабораторних, так и в обьічньїх условиях. Углубленное изучение детской физиологии, сенсо-рики рассматривалось как главньїй ориентир в воспитании. А. Лай утверждал, что детские интересьі формируются преж-де всего на основе спонтанних рефлексов. Соответственно центр воспитательного процесса он смещал в сферу деятельности самого ребенка. Ее Лай считал реакцией на окружающий мир. Зту деятельность следует организовьівать с учетом особеннос-тей, рефлексов, потребностей физиологии и психологии детей. Среди детских рефлексов особое значение придавалось "инстин-кту борьбьі", наличие которого, как писал А. Лай, помогло человеку стать господином мира. Подобньїй инстинкт имеет положительньїе и отрицательньїе последствия. Например, про-диктованное им стремление бьіть сильньїм, ловким отвечает педагогической задаче привести ребенка в состояние гармонии с природой. Дурное в зтом инстинкте, в частности, жестокость в процессе воспитания следует глушить. Концепция Лайя - важная ступень в познании ребенка и в развитии педагогической теории. Ученьїй справедливо ставил результати воспитания в зависимость от психолого-био-догического фактора. Однако он заметно ограничивал предмет дедагогической науки биологией ребенка, что обедняло воз-щожности изучения закономерностей воспитания. На сходних позициях находился и Альфред Бике (1857-1911). Он утверждал, что в процессе воспитания следует прежде всего опираться на врожденньїе данньїе. Социальную среду как фактор воспитания Бине рассматривал излишне прямолинейно. Он считал целесообразной жесткую систему наказаний, невисоко расценивал роль педагогического примера. Зкспериментальная педагогика вндвинула теорию врожденной умственной одаренности. Зта теория родилась в Англии (Дж. Адамс, Дж. 3. Адамсон и др.), приобрела сторонников во Франции (А. Бине, А. Пьерон, Р. Дючиль и др.) и особенно в США. Основним приемом приверженцев зтой теории било интеллектуальное тестирование. Ряд педагогов виразили сомнение в том, что тести определяют врожденную одаренность, и заявили, что применять их надо с существенньїми оговорками. Так, американский педагог У. Бзгли (1874-1946) бьіл убежден, что интеллектуальние тести помогают определить только уровень знаний учащихся, но не могут рассматриваться как обгьективньїй показатель врож-денннх и неизменннх умственних способностей. Аналогич-ную точку зрения внсказьівал французский психолог и педагог Анри Валлон (1879-1962). Вьісказивались опасения, что тестирование на врожденньїе способности обрекает детей на не-равнне возможности в получении образования (Д. Дьюи, Б. Боде - США). Оптимистические прогнози зкспериментальной педагогики часто не согласовнвались с педагогической действитель-ностью. В известной мере зто обтьяснялось недостаточной корректностью научного обобщения результатов исследований. Вот что писала в зтой связи итальянский педагог Мария Монтессори (1870-1952): "Мьі полагали, что, таская кам-ни... зкспериментирования к искрошившимся стенам старой школи, ми сможем перестроить ее... Но зтого мало. Для прак-тического улучшения школи необходимо действительное сли-яние... теории и практики".
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 388; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.153.232 (0.007 с.) |