Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Отечественньіе школа и педагогика Советского периодаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
История отечественной школьї и педагогики советского периода вказалась крайнє драматичной и противоречивой. Движение образования по восходящей линии, приращение педагогическо-го знання происходили в социальньїх условиях, которьіе затруд-няли свободную идейную полемику, в обстановке репрессий, диктатури и цензури официальньїх властей, сокращения контак-тов с мировой школой и педагогикой, слабого использования опьі-та российской и зарубежной школьї и педагогики. В советский период сформировалась система воспитания, жестко подчинявшая личность и ее интересьі обществу, поставившая на первьій план внедрение в сознание учащихся поли-тико-идеологических доктрин. Система коммунистического воспитания оказалась мощной и зффективной. Подавляющая часть сформированньїх зтой системои людей искренне поддер-живала существовавший политический режим. Сомневавших-ся уничтожали или заставляли молчать. В истории отечественной школьї и педагогики советского пе-риода вьіделяются три крупних зтапа: 1917 - начало 1930-х г., 1930-е г. и 1945-1991 гг. На зтих зтапах при определенной пре-емственности школьнои политики и педагогическои мьісли проявились важньїе особенности и специфические чертьі. ШКОЛА И ШКОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В 1917 г., в начале первого зтапа развития советской школьї, пришедшие к власти больпіевики намеревались управлять Россией, использовав школу и учительство как инструментьі своего влияния. "Судьба русской революции прямо зависит от того, как скоро учительская масса встанет на сторону советс-кой власти", - говорилось в документах VIII сьезда Российс-кой коммунистической партии (РКП) (1918). Во главе школьного дела бьіли поставленьї видньїе деятели РКП: Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, М.Н. Покровский. Лидерьі большевистской партии включились в решение проблем образования, рассматривая их как решающие для судеб страньї. Анатолий Васильевич Луначарский (1875-1933), возглав-ляя Наркомпрос до 1929 г., занимался пропаганд ой коммуни-стических идей воспитания и осуществлением большевистских реформ школьї. Он со всей определенностью подчеркивал це-лесообразность формирования человека прежде всего в инте-ресах общества. Главньїм идеологом Наркомпроса бьіла Надежда Константиновна Крупская (1869-1939). Она являлась проводником идей коммунистического воспитания молодого поколения. Крупской принадлежат многочисленньїе статьи и бропіюрьі по вопросам трудового обучения, политехнического образования, педагогического образования, дошкольного и внешколь-ного воспитания, содержания и методов обучения. Вскоре после октября 1917 г. началось разрушение сущест-вовавшей системи образования. Уничтожались прежние структури школьного управлення, закривались частньїе учеб-ньіе заведення, бьіло запрещено преподавание древних язьїков и религии. На протяжении 1918 г. вьішел ряд правительствен-ньіх документов, которьіе должньї бьіли стать законодательной основой школьной реформьі: об отделении церкви от государ-ства и школьї от церкви, о праве нерусских народов открьівать учебно-воспитательньїе учреждения с преподаванием на род-ном язьіке, о введений во всех типах школ совместного обучения и др. В течение 1920-х гг. дореволюционная структура школьного образования бьіла фактически ликвидирована. "Поло-жением о единой трудовой школе" и "Декларацией о единой трудовой школе" (октябрь 1918 г.) вводилась єдиная система совместного и бесплатного общего образования с двумя ступенями: 1-я ступень - 5 лет обучения и 2-я ступень - 4 года обучения. Провозглашались право всех граждан на образова-ние независимо от расовой, национальной принадлежности и социального положення, равенство в образовании женщиньї й мужчиньї, школа на родном язьіке, безусловность светско-ґо обучения, обучение на основе соединения с производительньїм трудом. В 1920-х гг. проверялись вариантьі структури школьного обучения, готовились новьіе учебньїе программьі, вводились трудовое обучение, школьное самоуправление. Бьіла основана государственная система опьітно-показательньїх учебньїх заведений (ОПУ). Одновременно происходила большевистс-кая политизация просвещения. Первьіе разрушительньїе действия большевиков натолк-нулись на сопротивление учителей и педагогов, прежде всего Всероссийского учительского союза, насчитьівавшего до 75 тьіс. членов. Учителя на местах часто отказьівались под-чиняться советской власти. Они обвиняли коммунистов в тер-роре и покушении на демократию. В декабре 1917 - марте 1918 г. проходила массовая стачка учителей, участники которой настаивали на демократическом решении проблем образования. В ответ новьіе власти прибегли к политике кнута и пряника. Всероссийский учительский союз бьіл запрещен, стачку об'ьявили незаконной. Бьіл создан новьій Союз учителей-интернационалистов (позже - Всероссийский союз работников просвещения и социалистической культури), которьій нахо-дился под полньїм контролем большевиков. Одновременно правительство обещало поднять учителя на висоту, на которой он никогда прежде не стоял. Однако в условиях граждан-ской войньї зти обещания вьіглядели скорее способом завоевать учителей, чем подлинним изменением школьной политики. Оптимистические обещания большевиков и школьная ре-альность находились в вопиющем противоречии. Школьньїе здания пребьівали в запустении. Учебники можно било достать только за большие деньги. Для учеников не хватало бумаги, чернил. Наблюдался массовьій уход учителей из школ. Рассьшалась сложившаяся сеть учебньїх заведений. К 1917 г. Россия оставалась страной массовой неграмот-ности. На окраинах грамотность населення составляла только 23 %. Лишь в столицах уровень грамотности бнл сравнительно вьіше — около 50 %. В первне годи после гражданской войньї (1920—1925) била обг.явлена кампания по ликвидации неграмотности. В 1920 г. создается Всероссийская чрезвнчайная комиссия по ликвидации неграмотности во главе с Н.К. Круп ской началось восстановление сети учебньїх заведений. Постепенно росло число средних школ в сельской местности (в 1920/21 учебном году их насчитьівалось свьіше 2 тьіс). Но особьіх успехов из-за тяжелейших зкономических условий до-стигнуто не бьіло. Дети и школа оказались жертвами разрухи и голода. Только в Поволжье в 1921 г. голодало около З млн. детей и подростков. Многие умирали. Доля просвеще-ния в бюджете, доходившая в 1920 г. до 10 %, в 1922 г. упала до 2-3 %. На протяжении 1921-1925 гг. бьіл снижен возраст учеников общеобразовательной школьї с 17 до 15 лет, сокра-тилась школьная сеть, многие учебньїе заведення лишились государственной поддержки и существовали за счет местного населення ("договорньїе школьї"), бьіла введена плата за обучение в школах 1-й и 2-й ступеней. Во второй половине 1920-х гг. школьное образование посте-пенно стало виходить из глубокого кризиса. В 1927/28 учебном году число учебньїх заведений по сравнению с 1913 г. вьіросло на 10 %, а количество учащихся - на 43 %. Если в 1922/23 учебном году на территории РСФСР насчитьівалось около 61,6 тьіс. школ, то в 1928/29 учебном году - их количество достигло 85,3 тьіс. За тот же период количество 7-летних школ увеличилось в 5,3 раза, а учащихся в них -вдвоє. Страна подошла к введенню всеобщего начального обу-чения. В 1930 г. бьіло введено как обязательное начальное (четирехклассное обучение). В 1920-х гг. продолжали свои поиски опитно-показатель-ниє учреждения, которьіе возглавляли наиболее квалифици-рованньїе педагоги: С.Т. Шацкий (Первая опьітная станция), М.М. Пистпрак (школа-коммуна), А.С. Толстов (Гагинская станция), Н.И. Попова (Вторая опьітно-показательная станция) и др. ОПУ бьіли пионерами иной организации обучения. Они сохранили дух зкспериментальньїх школ дореволюцион-ной России, стали инициаторами различньїх нововведений: комплексних учебньїх програми, западньїх форм и методов обучения ("Дальтон-план", "Метод проектов" и пр.), трудового обучения и др. Народний комиссариат просвещения организовал программ-но-методическую работу. Результатами зтой работьі бьіли про-граммьі и планьї общеобразовательной школьї 1921,1922,1923, 1925, 1927, 1929 гг., составленньїе на основе принципов комплексного построения учебного материала (по темам и направленням, а не по учебньїм предметам и дисциплинам). Ценньїмя в комплексних программах бьіли попьітки увязать обучение с окружающей жизнью, противостоять формализму и схолас-тике традиционной школьї, поощрить познавательную дея-тельность учащихся путем так назьіваемьіх активних методов ("активно-трудовой", "исследовательский", "лабораторний", "зкскурсионньш" и пр.). В течение 1920-х годов опитную проверку прошли несколь-ко систем и типов учебньїх заведений: 9-летняя общеобразо-вательная школа (4+5 или 5+4), 9-летняя школа с уклонами (профконцентрами), 9-летняя фабрично-заводская школа. При их организации стремились учитнвать условия региона, осо-бенности контингента учащихся и пр. Но в целом существенного повьішения зффективности обучения в 1920-х гг. не произошло. Школьньїе учреждения работа-ли неудовлетворительно. Об'ьем знаний, которне приобретали учащиеся общеобразовательной школьї, бнл недостаточним. Школа формировала далекую от идеалов отечественной демок-ратической педагогики личность, которую мало интересовали литература, искусство, жизненние отношения, и больше — самоуправление, политические мероприятия и другие види об-щественной деятельности. Коллективизм и самоуправление в воспитании вирождались в конформизм, манипулирование детьми. Вместо детской активности насаждалась покорность. Крупнне изменения в школьном образовании произошли в 1930-х гг. Руководство страньї и ВКП (б) приняли постановле-ние О начальной и средней школе (1931), где констатировалась слабая подготовка учащихся и намечался перевод школьї на предметньїе программн. Постепенно улучшалось качество обучения. ето стало возможньїм прежде всего в результате создания устойчивой школьной системи с преемственньїми ступенями. Стабиль-нне программн и четкая организация обучения способство-вали виходу из кризиса образования. Сильньїе сторони реформ 1930-х гг. - появление стройной структури преемственннх под-систем (от начальной до висшей), регулярное предметное обучение, єдиний режим занятий, введение стандартних программ и учебников. Однако новая система таила изтіяньї, которне в дальнейшем отрицательно повлияли на школу: безальтерна-тивность и чрезмерная унификация принципов, содержания и организации учебного процесса, отказ от дифференциа-ции в обучении. Частично подобние недостатки компенси-ровались благодаря усилиям рядових учителей, стихийной дифференциации (когда часть учащихся шла в профессио-нальньїе школьї, а другая - в вьісшие учебньїе заведення), деятельностью ОПУ, дававших образцьі обучения на началах самостоятельности, активности, умения ориентироваться в окружающей среде. Важньїм следствием курса на повьішение образователь-ного уровня населення бьіла организация к концу 1930-х гг. в городах всеобщего 7-летнего обучения. Вместе с тем негра-мотность продолжала оставаться острейшей проблемой. Так, в 1939 г. каждьій 5-й житель старше 10 лет не умел читать и писать. В 1930-е гг. произошел отход от целесообразньїх педа-гогических нововведений 20-х гг. В учебньїх заведеннях насаждался дух казармьі, упразднялось самоуправление. В общеобразовательной школе сворачивалось трудовое обуче-ние и наметился возврат к консервативним традициям гим-назического образования. Бьіла упразднена система ОПУ. В школе, как и во всем обществе, усиленно насаждался культ личности Сталина. В чрезвьічайно сложном положений вказалась школа в го-дьі Великой Отечественной войньї (1941-1945). Масса детей бьіла лишена возможности учиться. В 1941/42 учебном году в РСФСР школу не посещали 25 % учащихся. В дальнейшем ситуация несколько улучшилась: в 1942/43 учебном году за-нятия не посещали 17 % детей начального школьного возрас-та, в 1943/44 учебном году - 15 %, 1944/45 учебном году -10-12 %. В ходе войньї только на территории РСФСР фашис-тьі разрушили около 20 тис. школьньїх зданий. Например, в Московской области к лету 1943 г. фактически бьіло разрушено или полуразрушено 91,8 % школьньїх зданий, в Ленинградской области - 83,2 %. В районах боевьіх действий прекратили рабо-ту почти все школьї. В первом военном 1941/42 учебном году на треть уменьшилось число учеников в четвертих классах. За время войньї на треть сократилось количество средних школ. Многие школьньїе здания бьіли занятьі под казарми, госпита-ли, заводи (в РСФСР на ноябрь 1941 г. - до 3 тис). Обнчннми били занятия в 2-3 и в 4 сменн. В военние годи били приняти правительственнне реше-ния, касавшиеся школьного образования: об обучении детей с 7-летнего возраста (1943), об учреждении общеобразователь-них школ рабочей молодежи (1943), об открнтии вечерних школ в сельской местности (1944), о введений пятибалльной системи оценок успеваемости и поведения учащихся (1944), об установлений вьшускннх зкзаменов по окончании началь-ной, семилетней и средней школьї (1944), о награждении золотими и серебряньїми медалями отличившихся учащихся средней школи (1944) и др. Корректировались учебньїе плани и программн. Они били частично сокращенн. Одновременно вводились военно-оборон-нне теми и военно-физическая подготовка. Множество детей и подростков систематически принима-ли участив в сельскохозяйственних работах, строительстве оборонительннх сооружений. Всего за годи войньї во время летних каникул в сельскохозяйственннх работах приняли участив около 20 млн. школьников. Подростки - учащиеся про-фессиональннх и общеобразовательннх школ - трудились на промьшіленннх предприятиях. Тьісячи учителей и детей школьного возраста участвовали в боях с оружием в руках. Приоритетом школьной политики в 1945—1950 гг. стало всеобщее начальное и семилетнее обучение. На протяжении 1945-1950 гг. количество учащихся 5-8-х классов в РСФСР вьіросло более чем в два раза и достигло 7,4 млн. Осуществление всеобщего начального и семилетнего обучения сопро-вождалось огромньїми трудностями. Не хватало школьньїх зданий, школьньїх письменних принадлежностей, учебни-ков. Постепенно однако положение улучшалось. В целом к началу 1950-х гг. школа России перешла на всеобщее семилетнее обучение. Следующим шагом в школьной политике бнл переход на всеобщее восьмилетнее обучение. Такую реформу предусмат-ривал "Закон об укреплении связи школьї с жизнью и о дальнейшем развитии системи народного образования в СССР" (1958). Реформа происходила путем трансформации 7-лет-них школ в 8-летние. Переход на восьмилетний всеобуч по-требовал рационализации школьной системи, в частности, создания в сельской местности школ-интернатов, подготов-ки дополнительннх преподавательских кадров, преодоления второгодничества. К 1961/62 учебному году реорганизация 7-летних школ в 8-летние била закончена. К 1970 году в ос-новном било завершено осуществление обязательного восьмилетнего обучения. Далее планировалось постепенно вводить всеобщее десятилетнее обучение. 40. ІДЕЯ ПОЛІТЕХНІЗМУ (Н.К. Крупська) Уніфікація загальної освіти в 30-ті роки Система освіти в Україні в 20-ті роки докорінно відрізнялась від російської. Як уже було сказано, в Україні було затверджено систему освіти, яка складалась з семирічної школи двох концентрів (1-го — чотири роки навчання, 2-го — три) й профшколи. В цей час у Росії склалася така система освіти: 1) початкова школа (І ступінь) — 4 роки навчання; 2) семирічна школа як фундамент всієї шкільної системи; 3) школа II ступеня (дев'ятирічна середня школа); 4) фабрично-заводські семирічки; 5) школи селянської молоді; 6) школи фабрично-заводського учнівства; 7) робітничий факультет. В середині 20-х років уряд Радянської Росії рішуче змінює свою тактику щодо інших радянських республік. В квітні 1930 р. на Всесоюзній партійній нараді нарком освіти України М. Скрипник виступив Школа й педагогіка України у радянській період (20—80-ті роки) з пропозицією уніфікації системи народної освіти СРСР, обґрунтовуючи це тим, що «цього вимагає єдиний план господарської перебудови СРСР». Таким чином, поступово зформований наприкінці 20-х років тоталітарний режим ліквідував українську освітню специфіку в рамках загальносоюзної уніфікації системи освіти. При чому за взірець було взято, звичайно, російську систему народної освіти. Цьому також сприяли постанови ЦК ВКП(б) про організацію і зміст роботи радянської школи. 5 вересня 1931 року ЦК ВКП(б) прийняв постанову «Про початкову і середню школу», в якій зобов'язав наркомоси республік негайно розпочати роботу по складанню нових навчальних планів і програм, що забезпечили б засвоєння учнями основ наук і відповідали б завданням політехнічного навчання, яке повинно здійснюватись на основі опанування учнями загальноосвітніх дисциплін, зв'язку теорії з практикою, вивчення основ виробництва. Главньїм идеологом Наркомпроса бьіла Надежда Константиновна Крупская (1869-1939). Она являлась проводником идей коммунистического воспитания молодого поколения. Крупской принадлежат многочисленньїе статьи и брошюрьі по вопросам трудового обучения, политехнического образования, педагогического образования, дошкольного и внешколь-ного воспитания, содержания и методов обучения. В течение 1920-х гг. дореволюционная структура школьного образования бьіла фактически ликвидирована. "Поло-жением о единой трудовой школе" и "Декларацией о единои трудовой школе" (октябрь 1918 г.) вводилась єдиная система совместного и бесплатного общего образования с двумя ступенями: 1-я ступень - 5 лет обучения и 2-я ступень - 4 гоД& обучения. Провозглашались право всех граждан на образові' ниє независимо от расовой, национальной принадлежностй и социального положення, равенство в образовании женщинь1и мужчиньї, школа на родном язьіке, безусловность светско-ґо обучения, обучение на основе соединения с производи-тельньїм трудом. В 1920-х гг. проверялись вариантьі структури школьного обучения, готовились новьіе учебньїе программьі, вводились трудовое обучение, школьное самоуправление. Била основа-да государственная система опьітно-показательннх учебньїх заведений (ОПУ). Одновременно происходила большевистс-кая политизация просвещения. ГІервие разрушительньїе действия большевиков натолкнулись на сопротивление учителей и педагогов, прежде всего Всероссийского учительского союза, насчитивавшего до 75 тьіс. членов. Учителя на местах часто отказнвались под-чиняться советской власти. Они обвиняли коммунистов в тер-роре и покушении на демократию. В декабре 1917 — марте 1918 г. проходила массовая стачка учителей, участники которой настаивали на демократическом решении проблем образования. К 1917 г. Россия оставалась страной массовой неграмотности. На окраинах грамотность населення составляла только 23 %. Лишь в столицах уровень грамотности бьіл сравнительно више - около 50 %. В первне годи после гражданской войньі (1920-1925) бьіла обьявлена кампания по ликвидации неграмотности. Ь 1920 г. создается Всероссийская чрезвьічайная комис-сия по ликвидации неграмотности во главе с Н.К. Крупской. ПОЛІТЕХНІЧНА ОСВІТА — навчання, яке дає знання про головні галузі й наукові принципи виробництва, формує за-гальнотехнічні практичні навички, необхідні для участі в продуктивній праці. Основна мета П. о. — гармонійний розвиток особистості, насамперед якостей, які допомагають включитися в процес суспільного виробництва. ПОЛІТЕХНІЧНА ШКОЛА в Парижі (Есоіе роіііесппіяие) — один з центрів французької науки й технічної освіти. Виникла під час Великої Французької революції (1794) для задоволення гострої потреби в інженерах. Навчання в П. ш. дає широкі знання в галузі математики, фізики та хімії і розвиває математичне мислення. В П. ш. вивчається й низка гуманітарних предметів. Випускники школи вступають на старші курси спеціальних вищих технічних шкіл
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 203; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.187.60 (0.011 с.) |