Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отечественньіе школа и педагогика Советского периода

Поиск

История отечественной школьї и педагогики советского периода вказалась крайнє драматичной и противоречивой. Движение образования по восходящей линии, приращение педагогическо-го знання происходили в социальньїх условиях, которьіе затруд-няли свободную идейную полемику, в обстановке репрессий, диктатури и цензури официальньїх властей, сокращения контак-тов с мировой школой и педагогикой, слабого использования опьі-та российской и зарубежной школьї и педагогики.

В советский период сформировалась система воспитания, жестко подчинявшая личность и ее интересьі обществу, поста­вившая на первьій план внедрение в сознание учащихся поли-тико-идеологических доктрин. Система коммунистического воспитания оказалась мощной и зффективной. Подавляющая часть сформированньїх зтой системои людей искренне поддер-живала существовавший политический режим. Сомневавших-ся уничтожали или заставляли молчать.

В истории отечественной школьї и педагогики советского пе-риода вьіделяются три крупних зтапа: 1917 - начало 1930-х г., 1930-е г. и 1945-1991 гг. На зтих зтапах при определенной пре-емственности школьнои политики и педагогическои мьісли про­явились важньїе особенности и специфические чертьі.

ШКОЛА И ШКОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

В 1917 г., в начале первого зтапа развития советской шко­льї, пришедшие к власти больпіевики намеревались управлять Россией, использовав школу и учительство как инструментьі своего влияния. "Судьба русской революции прямо зависит от того, как скоро учительская масса встанет на сторону советс-кой власти", - говорилось в документах VIII сьезда Российс-кой коммунистической партии (РКП) (1918).

Во главе школьного дела бьіли поставленьї видньїе деятели РКП: Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, М.Н. Покровский. Лидерьі большевистской партии включились в решение про­блем образования, рассматривая их как решающие для судеб страньї.

Анатолий Васильевич Луначарский (1875-1933), возглав-ляя Наркомпрос до 1929 г., занимался пропаганд ой коммуни-стических идей воспитания и осуществлением большевистских реформ школьї. Он со всей определенностью подчеркивал це-лесообразность формирования человека прежде всего в инте-ресах общества.

Главньїм идеологом Наркомпроса бьіла Надежда Константиновна Крупская (1869-1939). Она являлась проводником идей коммунистического воспитания молодого поколения. Крупской принадлежат многочисленньїе статьи и бропіюрьі по вопросам трудового обучения, политехнического образова­ния, педагогического образования, дошкольного и внешколь-ного воспитания, содержания и методов обучения.

Вскоре после октября 1917 г. началось разрушение сущест-вовавшей системи образования. Уничтожались прежние структури школьного управлення, закривались частньїе учеб-ньіе заведення, бьіло запрещено преподавание древних язьїков и религии. На протяжении 1918 г. вьішел ряд правительствен-ньіх документов, которьіе должньї бьіли стать законодательной основой школьной реформьі: об отделении церкви от государ-ства и школьї от церкви, о праве нерусских народов открьівать учебно-воспитательньїе учреждения с преподаванием на род-ном язьіке, о введений во всех типах школ совместного обу­чения и др.

В течение 1920-х гг. дореволюционная структура школь­ного образования бьіла фактически ликвидирована. "Поло-жением о единой трудовой школе" и "Декларацией о единой трудовой школе" (октябрь 1918 г.) вводилась єдиная система совместного и бесплатного общего образования с двумя сту­пенями: 1-я ступень - 5 лет обучения и 2-я ступень - 4 года обучения. Провозглашались право всех граждан на образова-ние независимо от расовой, национальной принадлежности и социального положення, равенство в образовании женщиньї й мужчиньї, школа на родном язьіке, безусловность светско-ґо обучения, обучение на основе соединения с производительньїм трудом.

В 1920-х гг. проверялись вариантьі структури школьного обучения, готовились новьіе учебньїе программьі, вводились трудовое обучение, школьное самоуправление. Бьіла основа­на государственная система опьітно-показательньїх учебньїх заведений (ОПУ). Одновременно происходила большевистс-кая политизация просвещения.

Первьіе разрушительньїе действия большевиков натолк-нулись на сопротивление учителей и педагогов, прежде все­го Всероссийского учительского союза, насчитьівавшего до 75 тьіс. членов. Учителя на местах часто отказьівались под-чиняться советской власти. Они обвиняли коммунистов в тер-роре и покушении на демократию. В декабре 1917 - марте 1918 г. проходила массовая стачка учителей, участники которой настаивали на демократическом решении проблем образования.

В ответ новьіе власти прибегли к политике кнута и пряни­ка. Всероссийский учительский союз бьіл запрещен, стачку об'ьявили незаконной. Бьіл создан новьій Союз учителей-интернационалистов (позже - Всероссийский союз работников просвещения и социалистической культури), которьій нахо-дился под полньїм контролем большевиков. Одновременно правительство обещало поднять учителя на висоту, на кото­рой он никогда прежде не стоял. Однако в условиях граждан-ской войньї зти обещания вьіглядели скорее способом завоевать учителей, чем подлинним изменением школьной политики. Оптимистические обещания большевиков и школьная ре-альность находились в вопиющем противоречии. Школьньїе здания пребьівали в запустении. Учебники можно било дос­тать только за большие деньги. Для учеников не хватало бумаги, чернил. Наблюдался массовьій уход учителей из школ. Рассьшалась сложившаяся сеть учебньїх заведений.

К 1917 г. Россия оставалась страной массовой неграмот-ности. На окраинах грамотность населення составляла только 23 %. Лишь в столицах уровень грамотности бнл сравнительно вьіше — около 50 %.

В первне годи после гражданской войньї (1920—1925) била обг.явлена кампания по ликвидации неграмотности. В 1920 г. создается Всероссийская чрезвнчайная комиссия по ликвидации неграмотности во главе с Н.К. Круп ской началось восстановление сети учебньїх заведений. Постепенно росло число средних школ в сельской местности (в 1920/21 учебном году их насчитьівалось свьіше 2 тьіс). Но особьіх успехов из-за тяжелейших зкономических условий до-стигнуто не бьіло. Дети и школа оказались жертвами разрухи и голода. Только в Поволжье в 1921 г. голодало около З млн. детей и подростков. Многие умирали. Доля просвеще-ния в бюджете, доходившая в 1920 г. до 10 %, в 1922 г. упала до 2-3 %. На протяжении 1921-1925 гг. бьіл снижен возраст учеников общеобразовательной школьї с 17 до 15 лет, сокра-тилась школьная сеть, многие учебньїе заведення лишились государственной поддержки и существовали за счет местного населення ("договорньїе школьї"), бьіла введена плата за обу­чение в школах 1-й и 2-й ступеней.

Во второй половине 1920-х гг. школьное образование посте-пенно стало виходить из глубокого кризиса. В 1927/28 учеб­ном году число учебньїх заведений по сравнению с 1913 г. вьіросло на 10 %, а количество учащихся - на 43 %. Если в 1922/23 учебном году на территории РСФСР насчитьівалось около 61,6 тьіс. школ, то в 1928/29 учебном году - их коли­чество достигло 85,3 тьіс. За тот же период количество 7-летних школ увеличилось в 5,3 раза, а учащихся в них -вдвоє. Страна подошла к введенню всеобщего начального обу-чения. В 1930 г. бьіло введено как обязательное начальное (четирехклассное обучение).

В 1920-х гг. продолжали свои поиски опитно-показатель-ниє учреждения, которьіе возглавляли наиболее квалифици-рованньїе педагоги: С.Т. Шацкий (Первая опьітная станция), М.М. Пистпрак (школа-коммуна), А.С. Толстов (Гагинская станция), Н.И. Попова (Вторая опьітно-показательная стан­ция) и др. ОПУ бьіли пионерами иной организации обучения. Они сохранили дух зкспериментальньїх школ дореволюцион-ной России, стали инициаторами различньїх нововведений: комплексних учебньїх програми, западньїх форм и методов обучения ("Дальтон-план", "Метод проектов" и пр.), трудово­го обучения и др.

Народний комиссариат просвещения организовал программ-но-методическую работу. Результатами зтой работьі бьіли про-граммьі и планьї общеобразовательной школьї 1921,1922,1923, 1925, 1927, 1929 гг., составленньїе на основе принципов ком­плексного построения учебного материала (по темам и направ­ленням, а не по учебньїм предметам и дисциплинам). Ценньїмя

в комплексних программах бьіли попьітки увязать обучение с окружающей жизнью, противостоять формализму и схолас-тике традиционной школьї, поощрить познавательную дея-тельность учащихся путем так назьіваемьіх активних методов ("активно-трудовой", "исследовательский", "лабораторний", "зкскурсионньш" и пр.).

В течение 1920-х годов опитную проверку прошли несколь-ко систем и типов учебньїх заведений: 9-летняя общеобразо-вательная школа (4+5 или 5+4), 9-летняя школа с уклонами (профконцентрами), 9-летняя фабрично-заводская школа. При их организации стремились учитнвать условия региона, осо-бенности контингента учащихся и пр.

Но в целом существенного повьішения зффективности обуче­ния в 1920-х гг. не произошло. Школьньїе учреждения работа-ли неудовлетворительно. Об'ьем знаний, которне приобретали учащиеся общеобразовательной школьї, бнл недостаточним. Школа формировала далекую от идеалов отечественной демок-ратической педагогики личность, которую мало интересовали литература, искусство, жизненние отношения, и больше — самоуправление, политические мероприятия и другие види об-щественной деятельности. Коллективизм и самоуправление в воспитании вирождались в конформизм, манипулирование детьми. Вместо детской активности насаждалась покорность.

Крупнне изменения в школьном образовании произошли в 1930-х гг. Руководство страньї и ВКП (б) приняли постановле-ние О начальной и средней школе (1931), где констатировалась слабая подготовка учащихся и намечался перевод школьї на предметньїе программн.

Постепенно улучшалось качество обучения. ето стало возможньїм прежде всего в результате создания устойчивой школьной системи с преемственньїми ступенями. Стабиль-нне программн и четкая организация обучения способство-вали виходу из кризиса образования. Сильньїе сторони реформ 1930-х гг. - появление стройной структури преемственннх под-систем (от начальной до висшей), регулярное предметное обу­чение, єдиний режим занятий, введение стандартних программ и учебников. Однако новая система таила изтіяньї, которне в дальнейшем отрицательно повлияли на школу: безальтерна-тивность и чрезмерная унификация принципов, содержания и организации учебного процесса, отказ от дифференциа-ции в обучении. Частично подобние недостатки компенси-ровались благодаря усилиям рядових учителей, стихийной дифференциации (когда часть учащихся шла в профессио-нальньїе школьї, а другая - в вьісшие учебньїе заведення), деятельностью ОПУ, дававших образцьі обучения на началах самостоятельности, активности, умения ориентироваться в окружающей среде.

Важньїм следствием курса на повьішение образователь-ного уровня населення бьіла организация к концу 1930-х гг. в городах всеобщего 7-летнего обучения. Вместе с тем негра-мотность продолжала оставаться острейшей проблемой. Так, в 1939 г. каждьій 5-й житель старше 10 лет не умел чи­тать и писать.

В 1930-е гг. произошел отход от целесообразньїх педа-гогических нововведений 20-х гг. В учебньїх заведеннях насаждался дух казармьі, упразднялось самоуправление. В общеобразовательной школе сворачивалось трудовое обуче-ние и наметился возврат к консервативним традициям гим-назического образования. Бьіла упразднена система ОПУ. В школе, как и во всем обществе, усиленно насаждался культ личности Сталина.

В чрезвьічайно сложном положений вказалась школа в го-дьі Великой Отечественной войньї (1941-1945). Масса детей бьіла лишена возможности учиться. В 1941/42 учебном году в РСФСР школу не посещали 25 % учащихся. В дальнейшем ситуация несколько улучшилась: в 1942/43 учебном году за-нятия не посещали 17 % детей начального школьного возрас-та, в 1943/44 учебном году - 15 %, 1944/45 учебном году -10-12 %. В ходе войньї только на территории РСФСР фашис-тьі разрушили около 20 тис. школьньїх зданий. Например, в Московской области к лету 1943 г. фактически бьіло разрушено или полуразрушено 91,8 % школьньїх зданий, в Ленинградской области - 83,2 %. В районах боевьіх действий прекратили рабо-ту почти все школьї. В первом военном 1941/42 учебном году на треть уменьшилось число учеников в четвертих классах. За время войньї на треть сократилось количество средних школ. Многие школьньїе здания бьіли занятьі под казарми, госпита-ли, заводи (в РСФСР на ноябрь 1941 г. - до 3 тис). Обнчннми били занятия в 2-3 и в 4 сменн.

В военние годи били приняти правительственнне реше-ния, касавшиеся школьного образования: об обучении детей с 7-летнего возраста (1943), об учреждении общеобразователь-них школ рабочей молодежи (1943), об открнтии вечерних школ в сельской местности (1944), о введений пятибалльной системи оценок успеваемости и поведения учащихся (1944), об установлений вьшускннх зкзаменов по окончании началь-ной, семилетней и средней школьї (1944), о награждении зо­лотими и серебряньїми медалями отличившихся учащихся средней школи (1944) и др.

Корректировались учебньїе плани и программн. Они били частично сокращенн. Одновременно вводились военно-оборон-нне теми и военно-физическая подготовка.

Множество детей и подростков систематически принима-ли участив в сельскохозяйственних работах, строительстве оборонительннх сооружений. Всего за годи войньї во время летних каникул в сельскохозяйственннх работах приняли уча­стив около 20 млн. школьников. Подростки - учащиеся про-фессиональннх и общеобразовательннх школ - трудились на промьшіленннх предприятиях. Тьісячи учителей и детей школьного возраста участвовали в боях с оружием в руках.

Приоритетом школьной политики в 1945—1950 гг. стало всеобщее начальное и семилетнее обучение. На протяжении 1945-1950 гг. количество учащихся 5-8-х классов в РСФСР вьіросло более чем в два раза и достигло 7,4 млн. Осущест­вление всеобщего начального и семилетнего обучения сопро-вождалось огромньїми трудностями. Не хватало школьньїх зданий, школьньїх письменних принадлежностей, учебни-ков. Постепенно однако положение улучшалось. В целом к началу 1950-х гг. школа России перешла на всеобщее семилет­нее обучение.

Следующим шагом в школьной политике бнл переход на всеобщее восьмилетнее обучение. Такую реформу предусмат-ривал "Закон об укреплении связи школьї с жизнью и о даль­нейшем развитии системи народного образования в СССР" (1958). Реформа происходила путем трансформации 7-лет-них школ в 8-летние. Переход на восьмилетний всеобуч по-требовал рационализации школьной системи, в частности, создания в сельской местности школ-интернатов, подготов-ки дополнительннх преподавательских кадров, преодоления второгодничества. К 1961/62 учебному году реорганизация 7-летних школ в 8-летние била закончена. К 1970 году в ос-новном било завершено осуществление обязательного восьмилетнего обучения.

Далее планировалось постепенно вводить всеобщее десятилетнее обучение.

40. ІДЕЯ ПОЛІТЕХНІЗМУ (Н.К. Крупська)

Уніфікація загальної освіти в 30-ті роки

Система освіти в Україні в 20-ті роки докорінно відрізнялась від російської. Як уже було сказано, в Україні було затверджено систему освіти, яка складалась з семирічної школи двох концент­рів (1-го — чотири роки навчання, 2-го — три) й профшколи. В цей час у Росії склалася така система освіти:

1) початкова школа (І ступінь) — 4 роки навчання;

2) семирічна школа як фундамент всієї шкільної системи;

3) школа II ступеня (дев'ятирічна середня школа);

4) фабрично-заводські семирічки;

5) школи селянської молоді;

6) школи фабрично-заводського учнівства;

7) робітничий факультет.

В середині 20-х років уряд Радянської Росії рішуче змінює свою тактику щодо інших радянських республік. В квітні 1930 р. на Всесо­юзній партійній нараді нарком освіти України М. Скрипник виступив

Школа й педагогіка України у радянській період (20—80-ті роки) з пропозицією уніфікації системи народної освіти СРСР, обґрунто­вуючи це тим, що «цього вимагає єдиний план господарської пере­будови СРСР». Таким чином, поступово зформований наприкінці 20-х років тоталітарний режим ліквідував українську освітню специ­фіку в рамках загальносоюзної уніфікації системи освіти. При чому за взірець було взято, звичайно, російську систему народної освіти.

Цьому також сприяли постанови ЦК ВКП(б) про організацію і зміст роботи радянської школи. 5 вересня 1931 року ЦК ВКП(б) прийняв постанову «Про початкову і середню школу», в якій зобо­в'язав наркомоси республік негайно розпочати роботу по скла­данню нових навчальних планів і програм, що забезпечили б за­своєння учнями основ наук і відповідали б завданням політехніч­ного навчання, яке повинно здійснюватись на основі опанування учнями загальноосвітніх дисциплін, зв'язку теорії з практикою, вивчення основ виробництва.

Главньїм идеологом Наркомпроса бьіла Надежда Константиновна Крупская (1869-1939). Она являлась проводником идей коммунистического воспитания молодого поколения. Крупской принадлежат многочисленньїе статьи и брошюрьі по вопросам трудового обучения, политехнического образова­ния, педагогического образования, дошкольного и внешколь-ного воспитания, содержания и методов обучения.

В течение 1920-х гг. дореволюционная структура школь­ного образования бьіла фактически ликвидирована. "Поло-жением о единой трудовой школе" и "Декларацией о единои трудовой школе" (октябрь 1918 г.) вводилась єдиная система совместного и бесплатного общего образования с двумя сту­пенями: 1-я ступень - 5 лет обучения и 2-я ступень - 4 гоД& обучения. Провозглашались право всех граждан на образові' ниє независимо от расовой, национальной принадлежностй и социального положення, равенство в образовании женщинь1и мужчиньї, школа на родном язьіке, безусловность светско-ґо обучения, обучение на основе соединения с производи-тельньїм трудом.

В 1920-х гг. проверялись вариантьі структури школьного обучения, готовились новьіе учебньїе программьі, вводились трудовое обучение, школьное самоуправление. Била основа-да государственная система опьітно-показательннх учебньїх заведений (ОПУ). Одновременно происходила большевистс-кая политизация просвещения.

ГІервие разрушительньїе действия большевиков натолкнулись на сопротивление учителей и педагогов, прежде все­го Всероссийского учительского союза, насчитивавшего до 75 тьіс. членов. Учителя на местах часто отказнвались под-чиняться советской власти. Они обвиняли коммунистов в тер-роре и покушении на демократию. В декабре 1917 — марте 1918 г. проходила массовая стачка учителей, участники которой настаивали на демократическом решении проблем образования.

К 1917 г. Россия оставалась страной массовой неграмотности. На окраинах грамотность населення составляла только 23 %. Лишь в столицах уровень грамотности бьіл сравнительно више - около 50 %.

В первне годи после гражданской войньі (1920-1925) бьіла обьявлена кампания по ликвидации неграмотности. Ь 1920 г. создается Всероссийская чрезвьічайная комис-сия по ликвидации неграмотности во главе с Н.К. Крупской.

ПОЛІТЕХНІЧНА ОСВІТА — навчання, яке дає знання про головні галузі й нау­кові принципи виробництва, формує за-гальнотехнічні практичні навички, необ­хідні для участі в продуктивній праці. Основна мета П. о. — гармонійний роз­виток особистості, насамперед якостей, які допомагають включитися в процес су­спільного виробництва.

ПОЛІТЕХНІЧНА ШКОЛА в Парижі (Есоіе роіііесппіяие) — один з центрів французької науки й технічної освіти. Виникла під час Великої Французької революції (1794) для задоволення гострої потреби в інженерах. Навчання в П. ш. дає широкі знання в галузі математики, фізики та хімії і розвиває математичне мислення. В П. ш. вивчається й низка гуманітарних предметів. Випускники школи вступають на старші курси спеціальних вищих технічних шкіл

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 203; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.187.60 (0.011 с.)