Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Утпаттикрама и сампаннакрамаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Хотя этот текст большей частью состоит из советов о том, как выполнять практику нёндро, для вас могут оказаться полезными некоторые сведения об утпаттикраме и сампаннакраме. Возможно даже, что они смогут усилить тот интерес, который некоторые из учеников проявляют к такого рода практике. Ваджраяна учит двум главным категориям практики медитации, которые называются медитацией порождения, или развития (утпаттикрама), и медитацией завершения (сампаннакрама). Обе медитации отражают тот факт, что все явления имеют начало и конец, возникновение и прекращение, рождение и смерть. Чтобы очистить начало, мы применяем утпаттикраму, а чтобы очистить конец, применяем сампаннакраму. Задача этих двух стадий медитации безмерно велика, глубока и обширна. В самых общих словах можно сказать, что задача медитации порождения заключается в том, чтобы постичь сущность всего явленного и сущего, а задача медитации завершения заключается в том, чтобы постичь сущность пустоты, шуньяты.
Обычно термины явленное и пустота производят впечатление, будто имеются две разные вещи, но в буддийской ваджраяне они нераздельны. Разделение «явленного» и «пустоты» представляет собой «коренное неведение», и, чтобы объединить их, ваджраяна даёт нам методы медитации порождения и медитации завершения.
Восхищаясь радугой, мы до некоторой степени понимаем, что, хотя она кажется очень красивой, она пуста, поскольку лишена какого‑либо незыблемого бытия. И наоборот, когда мы смотрим на собственную плоть, нам недостаёт способности понять, что мы видим всего лишь ничем не отличающееся от радуги единство явленного и пустоты. Медитация порождения включает в себя различные тантрические методы, в том числе визуализацию себя как божества, визуализацию лотоса, солнечного и лунного диска, испускание лучей света из сердца божества и вбирание их обратно. Стадия завершения включает в себя два вида медитации: «медитацию завершения с формами» и «медитацию завершения без форм». В медитацию завершения с формами входит много практик ану‑йоги, например: созерцание чакр и каналов, управление праной путём осознанного собирания её в авадхути (центральном канале), а также йога сновидений, практики для состояний бардо и практики кундалини. Всё это входит в медитацию завершения с формами, за которой следует медитация завершения без форм – высочайшая практика випашьяны. Дже Кончог Лхундруб сказал, что, практикуя медитацию порождения, практикующие могут в качестве своего пути использовать все мирские предметы, а практика медитации завершения позволяет преображать и использовать как путь все эмоции.
Подношение цога
В наше время, хотя подношение цог на самом деле не составляет часть нёндро, многие группы последователей ваджраяны принимают цог за своего рода ежемесячный банкет. Однако цог не просто хороший повод для вечеринки. Выполнить «настоящий» цог довольно трудно по ряду причин. Просто собрать подходящую группу и то достаточно сложно, а если говорить о надлежащих подношениях, то это дело становится поистине трудноосуществимым. В Индии самая высокая и престижная кастa – каста брахманов. Во времена Будды в индийском обществе господствовал щепетильный брахманский подход, согласно которому любое мясо считалось наихудшим, самым грязным и наименее желаемым из всех продуктов. Даже в наше время член строгой брахманской семьи вряд ли пригласит на обед в свой дом уроженца Запада, который ест мясо и одевается в кожу, поскольку в его семье принято считать таких людей, как вы и я, ненамного превосходящими животных. Однако метод, предлагаемый одним из самых высоких учений Будды, нацелен на преодоление установленных обычаем запретов и предрассудков брахманов, а потому все запретные для них вещи теперь составляют часть подношения цог.
В наши дни многие последователи Дхармы приносят на цог бутылки шампанского и лучшие стейки, но к таким подношениям следует относиться с осторожностью.
Для тех, кто живёт не в рамках брахманской культуры, мясо и спиртное являются вовсе не презираемыми, а вполне обычными составляющими рациона. Так что смысл, заключающийся в том, чтобы использовать продукты, которые в современном обществе считаются неприемлемыми и нежелательными, полностью утрачивается. В идеале мы должны были бы подносить на блюдах дерьмо, потому что бактерии и фекалии характеризуются, согласно современным научным взглядам, как «грязные», если не безусловно опасные. Суть подношения цог заключается в том, чтобы у практика не было предпочтений относительно того, что он ест: тарелка дерьма и ломтик тающего во рту чизкейка должны восприниматься им с абсолютно одинаковым удовольствием. Другая проблема, с которой мы как современные практики ваджраяны сталкиваемся, заключается в том, что зачастую наши цоги превращаются в крайне шумные, разнузданные вечеринки. Недостаток дисциплины, проявляемый как учителями, так и учениками, не только пятнает репутацию и так уже весьма подозрительной для постороннего взгляда традиции, но и нарушает большинство самай цога. Многие ученики осведомлены о том, что нужно подносить самую лучшую и дорогую еду и напитки, чтобы это помогло нам избавиться от жадности к деньгам. Это действительно так, но в то же самое время мы не должны забывать о недвойственности. Поскольку для практика ваджраяны дерьмо и стейк по сути своей одинаковы, подношение цог не обязательно должно состоять только из самой чистой, изысканной еды. Однако, несмотря на это, я никогда не посоветовал бы вам подносить на цоге фекалии, потому что отвращение, которое испытывает большинство из нас к их запаху, может привести к весьма серьёзным последствиям – к нарушению самайи. Кроме того, усложнённые методы практики цог могут оказаться слишком запутанными и трудновыполнимыми для тех, кто является новичком в практике нёндро, а потому для вас существует очень простой метод. Просто произносите любую из множества молитв цога, которая вам нравится, например «Дождь благословений» Мипхама Ринпоче, за завтраком, обедом и ужином. Или просто возьмите для подношения несколько печений и фруктов и точно так же читайте молитву цога.
Практические советы
Принятие эмоций в качестве пути
В «Вималакирти‑сутре» Будда говорит: как лотос не может расти на сухой земле, но цветёт, только если его корни уходят во влажный ил, точно так же и махапаринирвана может расцвести только в тех, чьё самомнение и эмоции велики, как гора Меру. Эмоции используются на всех этапax духовного пути. Например, если вы склонны к «великим страстям», вы могли бы попробовать следовать пути, в котором стараются осмотрительно не поддаваться этим страстям. В противном случае вы можете попытаться допустить, чтобы вашими действиями руководили страсти, но при этом оставаться свободными от сопровождающих их омрачений. Как сказал Будда, страсти – вот путь Татхагаты. Пусть вас не обескураживает и не ошеломляет исключительный масштаб эмоций, которые вы переживаете; пусть вас не останавливают трудность и даже невозможность преодолеть их все, пока вы наконец не осознаете природу ума. Как сказал Кхенпо Нгага, все загрязнения временны. И он был прав. Наши загрязнения временны, и, следовательно, их относительно легко устранить и очистить. Однако если мы не занимаемся практикой, то не замечаем их, потому что они так привычны для нас, и именно поэтому они не исчезают сами собой – и это стоит помнить. Но, поскольку эмоции безусловно временны, применение медитации даже в самой малой дозе способствует их довольно быстрому уничтожению.
Те, кто изучает ваджраяну, бывают чуточку шовинистами. Они при любом удобном случае, как попугаи, повторяют формулу «принимать эмоции в качестве пути», полагая, что это метод исключительно ваджраяны.
Но они неправы. Согласно Джамгону Конгтрулу Лодро Тхайе, все три колесницы содержат учения о том, как принимать эмоции в качестве пути.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 173; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.206.88 (0.007 с.) |