Бодхичитта намерения: практики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Бодхичитта намерения: практики



 

Как мы видели, бодхичитта устремления – это практика, для которой вполне достаточно способностей новичков. Она включает в себя чтение написанных великими бодхисаттвами замечательных молитв‑благопожеланий, таких как царя молитв‑благопожеланий: «Устремление к благим деяниям» Самантабхадры 10, и воздержание от всего того, что может подорвать ваши устремления. На первый взгляд это кажется довольно простым, потому что единственное, что вам нужно делать, – это снова и снова желать, чтобы все живые существа стали просветлёнными. Однако здесь есть подводные камни, так что вы должны делать всё, чтобы поддерживать эту практику.

Например, бывают времена, когда вы чувствуете, будто вы притворяетесь, а не практикуете. Как бы усердно вы ни старались по‑настоящему практиковать, вы чувствуете, что что‑то не так. И когда изредка ваша практика кажется вам неподдельной, ощущение это проходит столь стремительно… буквально до того как оно появилось. Так что старайтесь быть довольными своей практикой, какой бы она ни казалась, даже тогда, когда вы всего лишь тупо произносите слова, потому что по крайней мере вы прилагаете усилие.

 

Живые существа полны неведения и подвержены сильным эмоциям: то, чего мы сегодня жаждем, завтра мы отметаем. Наше настроение то поднимается, то падает, и мы понятия не имеем, чего на самом деле хотим.

 

Даже будь у вас деньги, чтобы купить своим друзьям предметы роскоши, о которых они мечтают, разве смогли бы вы удовлетворить их страсть к материальному богатству? Хотя подавляющему большинству людей это неизвестно, все живые существа на самом деле нуждаются только в одном – в просветлении, а потому ваше дело – сделать этот выбор за них. Пожелайте: «Да приведу я всех живых существ к просветлению», а затем приучите себя следовать своему расписанию практики, что бы ни происходило. Твёрдо решите давать живым существам не то, что, по их мнению, они хотят, но лишь то, в чём они действительно нуждаются: свободу от всех двойственных разграничений, от одержимости чем‑либо и запутанности в чём‑либо, свободу от постоянного впадения в крайности «хорошего» и «плохого». И помните: всего этого можно достичь с помощью практики устремления, так что, даже когда вам кажется, что ваша практика фальшива, просто продолжайте её.

Особенно популярны два метода пробуждения бодхичитты: практика тонглен и практика размышлений о четырёх безмерных.

 

Тонглен

 

Тонглен – это замечательная практика, потому что она предлагает конкретный метод, благодаря которому мы можем пробудить в себе сострадание и бодхичитту. Мы всё время слышим, что наша привычка холить и лелеять собственное «я» и думать только о собственном благополучии – это источник несчастий и помеха нашему духовному пути, а потому очевидно, что противопоставить этому можно заботу о других.

Этот метод прост. Делая выдох, отдавайте всё счастье, все благие качества и материальное богатство всем без исключения живым существам; делая вдох, принимайте на себя все их болезни, страдания, несчастья, омрачения и недостойные мысли и поступки.

Благодаря практике тонглен мы начинаем настраивать свою мотивацию, и, возможно, это лучшая практика для новичков. Как повторяли великие учителя прошлого, принадлежавшие к школе кадам, практика бодхичитты – это развитие в себе стремления к тому, чтобы все приобретения и удачи отдавать другим, а все потери и неудачи принимать на себя.

 

Один из величайших недугов, которым страдают современные люди, – это недостаток самоуважения или здравого отношения к самому себе.

 

Вследствие этого некоторые новые ученики спрашивают: если, выполняя практику тонглен, они будут принимать на себя страдания других, не приведёт ли это к потере веры в самих себя? Верно совсем обратное. В действительности то отношение, которое мы развиваем в себе как бодхисаттвы – желание отдать всё лучшее другим и сознательно принять на себя все утраты, неприятности и трудности, – на самом деле только укрепляют нашу уверенность и полностью искореняют склонность к низкой самооценке.

Шантидева писал:

 

К чему многословие?

Глупцы стремятся к собственной выгоде,

А будды приносят благо другим.

Просто взгляни на различие между ними!

Если не обменяешь своё счастье

На страдания других существ,

Не сумеешь достичь состояния будды,

И в колесе сансары откуда возьмётся счастье?11

 

Откуда берётся недостаток самоуважения? У людей с низкой самооценкой чаще всего бывает слишком развито чувство собственного «я»: они хотят быть лучшими во всём, хотят, чтобы их высоко ценили все, с кем они сталкиваются, и думают, что их «я» подавлено, слабо и его необходимо усилить. Если же мы развиваем в себе отношение бодхисаттвы, наше эго уменьшается или вовсе пропадает, а потому нет никакого «я», о котором нужно было бы беспокоиться, отдавая кому‑то всё хорошее или принимая всё плохое. У бодхисаттвы отсутствует «эго» как точка опоры, а потому его уверенность в себе только возрастает, и не может появиться даже намека на недостаток самоуважения. Так что не бойтесь снова и снова применять бодхичитту устремления.

 

Четыре безмерных

 

Есть широко распространённое ошибочное понимание любви и сострадания, которое трудно исправить. Что это понимание неверно, нет сомнений, но вся загвоздка в том, что в нём есть некоторая доля истины. Возьмите, к примеру, любовь, которую мы питаем к своей собаке. Как правило, такая любовь вызвана нашей потребностью в общении, беззаветной преданности и беспрекословном повиновении – нам нравится, как слушается нас собака. В некотором смысле это разновидность любви, но она несовершенна. Глубокая любовь совершенно безусловна, свободна от надежды на вознаграждение, от личных планов и эгоистических мотивов. Ваша глубокая любовь к собаке означала бы не только то, что вы её кормите, выгуливаете и заботитесь о её чистоте, но если взять самый высокий уровень, также и то, что вы даёте ей возможность познакомиться с Дхармой, которая в конечном счёте приведет её к просветлению.

Как предполагает само название четырёх безмерных, эта практика состоит из четырёх размышлений, которые безмерны во всех отношениях, в том числе безмерны и объекты нашей практики – все живые существа.

Каковы эти четыре безмерных помысла?

 

Любовь

Размышление о любви развивает желание, чтобы все живые существа были счастливы и всегда встречались с причинами счастья. Начните с такой мысли: «Пусть все живые существа будут счастливы прямо сейчас, в этот самый миг». Затем вспомните того, кто сейчас страдает тяжёлой депрессией. Думая: «Пусть все живые существа испытывают счастье», представляйте, что этот человек получает именно то, в чём он нуждается, чтобы облегчить свою подавленность, и выразите такое пожелание: «Пусть он найдёт все причины счастья и, что лучше всего, Дхарму».

Следовательно, первая безмерная мысль: «Пусть все живые существа наслаждаются счастьем и причинами счастья». Она отличается от обычной гуманитарной идеи благотворительности, потому что, вместо того чтобы облагодетельствовать одного человека, дав ему еду или кров, мы даём абсолютно всем и счастье, и его подлинные причины.

 

Сострадание

Здесь мы развиваем в себе желание, чтобы живые существа были свободны от страдания и причин страдания. Снова сосредоточившись на образе человека, страдающего депрессией, а также на всех, кто в этом мире пребывает в угнетённом состоянии, думайте: «Пусть они будут свободны и от депрессии, и от её причин». Причины в данном случае – это их эмоции, неблаготворные мысли и поступки. «Пусть все они будут освобождены от всех своих страданий в этот же самый миг!» А также: «Пусть живые существа воздерживаются от убийства, воровства, лжи и всех пагубных эмоций, которые влекут за собой несчастье». Думая так, вы не только даёте живым существам счастье и его причины, но и отводите от них несчастье и страдание, а также их причины.

 

Карма Чагме Ринпоче сказал, что, хотя все живые существа в то или иное время были нам матерями, они не помнят об этих отношениях, а потому ничто не мешает им быть нашими врагами или просто безразличными незнакомцами. Мы же с вами знаем о нашей связи, так как же мы можем не быть дружелюбными со всеми?

 

Вероятно, это верно по отношению ко всем нам. Например, если ваша любящая мать вдруг сойдёт с ума и набросится на вас, скорее всего, вашей первой реакцией будет обеспокоенность, за которой последует всплеск ещё более сильной любви и сострадания к ней.

 

Радость

Затем мы развиваем желание, чтобы живые существа никогда не разлучались со счастьем и отсутствием страдания, для чего пробуждаем в себе чувство радостной удовлетворённости: «Пусть все живые существа всегда пребывают в радости».

Радость – чрезвычайно важная составляющая этих четырёх безмерных помыслов, потому что, даже если мы делаем пожелание, чтобы все были совершенно счастливы, у нас остаётся склонность завидовать тем, кто кажется нам счастливее, чем мы. Зависть и ревность я называю эмоциями неудачника, а средство против них – это пробуждение чувства радости при мысли об успехах других.

 

Беспристрастность

Наконец, поскольку живые существа страдают вследствие собственных привязанности и агрессивности, мы желаем им освободиться от всех надежд и страхов, агрессивности и привязанности по отношению к мирским вещам (восьми мирским дхармам), чтобы в конечном счёте у них не было даже мысли проводить какие‑то различия.

Думайте так:

 

Да пребудут все живые существа в беспристрастности, свободные от предвзятости, привязанности и гнева.

Да будут они свободны от надежды и страха, страсти и ненависти.

Да освободятся они от понятий «свои» и «враги»,

Да пребудут они беспристрастными, без ненависти к врагам и привязанности к друзьям,

И тем самым да будут равными все существа и все явления.

 

Внедрение этой мысли в свой ум и есть практика беспристрастности.

Практикующие должны находить время и силы, чтобы возвращаться умом к этим четырём размышлениям и тем самым, хотя это может показаться общими словами, как бы выстраивать бесконечно длинную лестницу в небо. Всегда помните этот очень важный метод воспитания ума. Бодхисаттвам необходимо развивать в себе непоколебимую отвагу и побудительную силу, и этот процесс нужно начать здесь и сейчас. Обдумывайте каждую мысль в отдельности, применяя её сначала к тем, кого вы любите, потом распространяйте её на своих друзей и соседей и наконец – на всех живых существ. И это не просто упражнение в принятии желаемого за действительное. В конечном итоге мы укрепляем в себе искреннее устремление к тому, чтобы все живые существа были свободны от привычки проводить различия между хорошим и плохим, верным и неверным.

Есть веские основания называть эти четыре мысли «безмерными» – этому слову мы должны уделить некоторое внимание, и его следует понимать с точки зрения подхода «путь и есть цель». Сейчас, когда мы молимся «Да станут все живые существа просветлёнными», мы непроизвольно воображаем, что привести всех существ к просветлению – это измеримая цель, что у этого процесса есть конец. Но его нет. Если бы он был, эти наши размышления назывались бы «четыре измеримых помысла». Поэтому нам нужно привыкнуть к мысли о том, что наш духовный путь имеет безмерную цель и что мы следуем ему с безмерным отношением и безмерной мотивацией. Иными словами, нет ни цели, ни конца этому процессу, и мотивация тоже не имеет цели.

 

Бодхичитта применения

 

Шесть парамит

Практика бодхичитты применения заключается в том, чтобы выполнять особые действия, называемые шестью парамитами. Это практики щедрости, нравственной дисциплины, терпения, усердия, самадхи, или медитации, и мудрости. Почему их шесть? Потому что, как указал владыка Майтрейя, они нужны нам, чтобы противостоять шести привычкам, которые он называет видами «любви», или «слабости». Какую бы парамиту вы ни практиковали, если вами движет желание дать просветление всем живым существам, её можно назвать подлинной практикой бодхичитты в действии, хотя и на уровне новичков.

 

1. Щедрость

Мы любим воображать себя бедными, а также очень занятыми: для большинства из нас быть ничем не занятым почти невыносимо. И этим, и другим привычкам, связанным с ментальностью нищего, мы можем противопоставить практику щедрости.

Сам Будда учил так: пусть наша щедрость ограничивается лишь тем, что мы подносим в дар какой‑нибудь овощ, но если мы представляем, что этот овощ – одна из наших конечностей или кусок нашей собственной плоти, это поможет нам приучить свой ум к гораздо более значительным видам щедрости. Как всегда, наше желание быть по‑настоящему щедрыми должно быть продиктовано стремлением к просветлению, но слишком часто к нему примешивается честолюбивое желание прослыть щедрым человеком и благодетелем или надежда на более роскошное перерождение. Так что бодхисаттве необходимо приобрести привычку противостоять соблазну малых мирских успехов.

Как сказал Майтрейя в «Махаянасутраланкаре», для бодхисаттвы нищий, просящий подаяние, может стать причиной для совершенствования щедрости. Поэтому, когда вы проходите мимо нищего, подумайте: «Этот человек даёт мне возможность заронить семя неисчерпаемого богатства в будущем. Возможно даже, он проявление будды или бодхисаттвы. Сделав этому нищему подношение, каким бы малым оно ни было, вы можете создать первоначальную связь, благодаря которой вы когда‑нибудь обретёте неисчерпаемое богатство просветления». Как учит ваджраяна, этот нищий или любой иной надоедливый человек может быть даже проявлением вашего гуру.

 

2. Нравственная дисциплина

Также у нас есть слабость тяги к неприятностям, и, чтобы противостоять этой привычке, мы, как последователи махаянского пути бодхисаттвы, применяем три правила нравственной дисциплины: воздерживаемся от неблаготворных действий, таких как убийство, ложь или злословие; накапливаем добродетельные качества, например принимаем прибежище, пробуждаем в себе бодхичитту или практикуем шесть парамит; помогаем другим.

 

Между прочим, если вам как бодхисаттве приходится лгать или прерывать свою духовную практику ради того, чтобы помочь другим, значит, так и надо. Вы должны всегда делать всё, что необходимо для помощи живым существам, даже если это означало бы, что нужно нарушить два первых правила нравственной дисциплины.

 

3. Терпение

Ещё одна свойственная нам слабость – мы часто бываем взвинчены и даём волю эмоциям, а чтобы побороть эту привычку, нам необходимо терпение.

Бодхисаттва может практиковать терпение множеством способов. Вы можете, например, добровольно принимать на себя боль и страдания других; или никогда не делать ничего в ущерб своей практике Дхармы, чтобы при любых обстоятельствах Дхарма оставалась высшим приоритетом вашей жизни; или развивать в себе отношение полного безразличия к тем, кто хочет навредить вам или опорочить вас.

Практику бескомпромиссности относительно того, что касается Дхармы, можно рассматривать с двух точек зрения: относительной и абсолютной. Если кто‑то вам вредит, то вы как бодхисаттва должны отдавать себе отчёт, что сансара – это боль и страдание, точно так же как огонь – это жар. Боль неизбежна, а потому нет никакого смысла терять терпение по отношению к виновнику вашей боли. Вместе с тем, поскольку сансарные существа по природе своей добры, вред, который они причиняют, временный, а потому опять‑таки вам нет смысла терять терпение. Вместо этого, как предлагает Шантидева, задайте себе вопрос, почему вы поступили именно так, что создали карму, из‑за которой кто‑то теперь причиняет вам вред.

 

Зачем прежде я совершал все те поступки,

Из‑за которых другие теперь мне причиняют вред?

Все пожинают плоды своих деяний.

Кто я такой, чтобы это изменить?12

 

«Абсолютное» терпение состоит в том, чтобы осознавать, что вы сами, действие причинения вреда и тот, кто причиняет вред, – всё это иллюзии. Так мы развиваем в себе терпение.

 

4. Усердие

Сколько бы мы ни твердили, что хотим много трудиться и по‑настоящему посвящать себя тому, что необходимо делать, на самом деле мы очень любим предаваться лени, невнимательности и беззаботности, а противоядие от этого – усердие.

Быть усердным – значит развивать в себе радость по отношению к пути и действиям бодхисаттвы. Однако, поскольку на протяжении многочисленных жизней вы испытывали радость только от сансарных занятий, получить радость от деяний бодхисаттвы трудно: идея сидеть неподвижно и медитировать в течение часа может казаться неосуществимой. Поэтому нам требуется усердие, чтобы развивать в себе радость всеми доступными средствами, например слушая учения Дхармы, обдумывая их и черпая вдохновение в обществе своих единомышленников.

Точно так же, когда нас одолевают неблагоприятные обстоятельства и уныние, нам нужно научиться использовать их как напоминания о том, что следует не зацикливаться на попытках разрешить свои проблемы – которые в общем и целом неразрешимы, – а размышлять о подвохах сансары, что будет способствовать преодолению нашей лени.

 

5. Самадхи

Следующая наша слабость особенно присуща современным людям, для которых так важны личные права, личное пространство и независимость. Мы часто и во всеуслышание заявляем, что для нашего благополучия независимость нужна как воздух. Однако же на деле у нас есть слабость к рабской зависимости. Мы любим подчиняться людям и вещам, нам нравится, когда обстоятельства, ситуации и вся окружающая обстановка заковывают нас в цепи, таскают за волосы туда‑сюда. И, чтобы противостоять этой своей слабости, мы применяем практику медитации, ведь, поскольку эта практика подразумевает, что мы совсем ничего не делаем, она меньше всего подразумевает подчинение обстоятельствам.

 

Одна из самых больших трудностей, с которыми мы сталкиваемся, – это наша неспособность сосредоточиться на одной вещи за один раз. Это следствие того, что мы на протяжении многих жизней развивали в себе привычку отвлекаться.

 

Из‑за этой старой привычки нам чрезвычайно трудно совладать с ослепляющими нас вспышками наших противоречивых эмоций – часто наши эмоции затмевают собою всё. Вот почему мы должны постоянно развивать в себе способность не отвлекаться.

 

6. Мудрость

У нас есть слабость к ложному воззрению, и это очень сложный и увлекательный предмет, но если выразиться предельно просто, то ложное воззрение – это крайние взгляды любого рода.

Если нас возмущает, когда что‑то происходит не так, как, нам кажется, должно происходить, это знак того, что мы придерживаемся ложного воззрения. Это происходит потому, что мы обращаем внимание только на поверхностные причины и условия, а не на более тонкие. На первый взгляд, научная точка зрения о том, что ничто не происходит без оснований и всё есть следствие причин и условий, кажется «правильным воззрением». Но в наше время есть и такие люди, которые почти гордятся своим неверием во взаимодействие причины, условия и следствия, а следовательно, и в перерождение. С точки зрения логики это значит, что они не верят и в такие понятия, как благое и неблагое, хорошая карма и плохая карма. Так что неудивительно, что даже те, кто причисляет себя к последователям учений Будды (в особенности учений о карме), в глубине души считают, что ситуации и вещи могут проявляться случайно.

Мудрость – самое важное неотъемлемое качество бодхисаттвы. Как сказал Дхармакирти, сколь бы важным ни было развитие глубоких и драгоценных любви и сострадания, они не оказывают прямого противодействия неведению. Следовательно, развивать только лишь любовь и сострадание недостаточно для искоренения сансарного существования.

Ученики часто задают вопрос: «Каково представление о грехе в буддизме?». «Грех», как обычно переводят тибетский термин, означающий «недобродетель», – это всё то, что проистекает от шести слабостей. Он может быть связан только с одной из слабостей, с сочетанием нескольких из них или со всеми сразу.

Живых существ, которые не практикуют шесть парамит, традиционно сравнивают со слепцом, который заблудился и бродит в джунглях или в пустыне. Такое существо слепо, потому что оно не знает, какие поступки следует совершать, а какие следует отвергать, и у него нет ни друга, ни учителя, которые могли бы его направить. Ему нечем питаться, потому что нет пищи‑щедрости, и нечем защищаться, потому что нет доспехов‑дисциплины. Его богатство‑терпение истощилось, а усердие, способствующее продвижению, неустойчиво. У него нет медитации, а потому негде отдохнуть, и, что хуже всего, у него нет посоха – мудрости, на который можно было бы опереться.

Однако не думайте, что шесть парамит для вас недосягаемы, потому что, как сказал Шантидева, нет ничего, что невозможно было бы освоить.

 

Абсолютная бодхичитта

 

Когда вы впервые приступаете к учению бодхисаттваяны, использовать пустоту как противоядие от самомнения может показаться делом несколько замысловатым. В таком случае вместо применения этого противоядия лучше всего пробудить в себе бодхичитту – желание привести к просветлению каждое живое существо.

Однако если вы получили наставления о том, как практиковать абсолютную бодхичитту согласно традициям махамудры и махасандхи, випашьяны, отсутствия разграничений между сансарой и нирваной, союза блаженства и пустоты или просто как часть учения, в котором есть подробное руководство относительно пустоты, – во что бы то ни стало выполняйте эту практику. Если же вам только предстоит получить эти наставления, то для вас, как для новичка, стремящегося понять и практиковать абсолютную бодхичитту, в качестве практики можно слушать и размышлять о ней.

 

Завершение сессии

 

Закончив практики принятия прибежища и пробуждения бодхичитты, растворите поле заслуг в себе и объедините свой ум с умом своего гуру. Затем как можно дольше оставайтесь в состоянии нераздельности (несколько секунд, минуту или даже час), совершенно ничего не придумывая. Это можно рассматривать как медитацию абсолютной бодхичитты.

Общепринятый метод пробуждения бодхичитты заключается в том, чтобы произносить текст, но помните, что повторять соответствующие строки из своего текста нёндро, не имея истинного побуждения практиковать ради просветления всех живых существ, совершенно бесполезно.

Теперь вы уже будете намного лучше понимать, как пробуждение бодхичитты противостоит самомнению, а потому ясно, что вы никогда не будете пытаться пробуждать бодхичитту, руководствуясь честолюбивым желанием прослыть великим бодхисаттвой.

Всегда помните, что никто из нас не может всё время быть только с теми, кто нам нравится, а потому, когда вы тесно соприкасаетесь с людьми, которые вам совсем не нравятся, постарайтесь сосредоточиться на хороших мыслях, какими бы неубедительными, притворными и даже лицемерными они ни казались. Напоминайте себе, что реакция на других – это просто ваша собственная точка зрения на то, каковы они на самом деле, и в противовес ей постарайтесь поставить себя на место человека, который действует вам на нервы. Вспомните, что и вы бываете взвинчены и точно так же захвачены сильными эмоциями. Или представьте, что этот несносный человек был послан буддами и бодхисаттвами, чтобы помочь вам пробудить в себе больше бодхичитты.

В любой ситуации всегда старайтесь проявлять доброжелательность. Ведь добро– желательность – ключ к любви, состраданию и бодхичитте. Без бодхичитты любая ваша практика только лишь увеличит ваше и без того раздутое самомнение. Доброжелательность и практика добросердечия (что одно и то же) – это семена бодхичитты, однако, если вы не пробудили в себе желание привести к просветлению всех живых существ, бодхичитта никогда по‑настоящему не расцветёт в вашем уме.

Для тех, кто практикует пробуждение бодхичитты в условиях ретрита, визуализация поля заслуг чрезвычайно важна. Она ничем не отличается от той, которую вы выполняли, когда принимали прибежище, но здесь будды и бодхисаттвы присутствуют как свидетели вашей решимости. Обещание привести всех живых существ к просветлению, которое вы даёте перед лицом всех этих возвышенных существ, не только защитит вас от препятствий, но и сделает бодхичитту более реальной для вас, а потому более благотворной и сильной, и к тому же это усилит ваше священное обязательство хранить данное вами слово.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 477; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.219.65 (0.047 с.)