Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Обоснование лабораторного практикумаСодержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Само значение слов лаборатория, лабораторный (от латинского labor — труд, работа, трудность;laboro — трудиться, стараться, хлопотать, заботиться, преодолевать затруднения) указывает на сложившиеся в далекие времена понятия, связанные с применением умственных и физических усилий к изысканию ранее неизвестных путей и средств разрешения возникающих научных и жизненных задач. Педагогическая форма обучения практикума в системе профессионального образования имеет свою давнишнюю и содержательную историю. Он обслуживает прикладную сторону профессионального обучения, содействует формированию и оснащению будущего специалиста системой необходимых профессиональных умений, позволяющих профессионалу достичь гарантированного конкурентоспособного успеха в работе. Практикум — это система разработанных содержательно и методически обучающих занятий либо по отдельному научному вопросу, усвоение которого сопряжено с овладением умений и навыков, либо по целостному учебному курсу прикладного характера, который исследует прикладную сторону профессии. Практикум — очень важное звено в профессиональном росте специалиста, предшествующее непосредственной практике и являющееся связующим элементом между изучаемой теорией и практической деятельностью молодого специалиста. Цель лабораторных занятий — практическое освоение студентами научно-теоретических положений изучаемого предмета, овладение ими новейшей техникой экспериментирования в соответствующей отрасли науки, инструментализация полученных знаний, т.е. превращение их в средство для решения учебно-исследовательских, а затем реальных экспериментальных и практических задач, иными словами — установление связи теории с практикой. Благодаря лабораторным занятиям студенты лучше усваивают программный материал, так как в процессе выполнения лабораторных работ многие расчеты и формулы, казавшиеся отвлеченными, становятся вполне конкретными: при этом выявляется множество таких деталей, о которых студенты раньше не имели никакого представления, а между тем они содействуют уяснению сложных вопросов. Реализуя функции экспериментального подтверждения и разъяснения теоретических положений учебного курса, лабораторный практикум по учебному предмету должен быть тесно увязан с лекциями и семинарскими занятиями, служить их активной творческой иллюстрацией. Задача принципиального значения: обеспечение единства всех практикумов и отдельных лабораторных работ по научному уровню, методологии, используемой аппаратуре и приборам, исследовательскому характеру. В решении этой задачи следует идти по пути создания унифицированных лабораторных комплексов, концентрирующих новейшую аппаратуру и ее модели, отвечающих современным требованиям к методике и технике эксперимента, рассчитанных на применение ПЭВМ и обеспечивающих овладение студентами приемами автоматизации исследований и новейшими методами обработки экспериментальных данных. Таким образом, главное направление совершенствования лабораторных работ в высшей профессиональной школе определяется необходимостью создания целой системы занятий, обеспечивающей формирование в стенах вуза специалиста, владеющего исследовательским аппаратом в соответствующей практической сфере. В современной профессиональной школе лабораторные занятия так же, как и все другие виды аудиторной практической учебной работы, во все большей мере приобретают характер учебно-исследовательской деятельности. Это означает, что, помимо практической отработки изучаемого материала, занятия развивают творческую инициативу студентов, активизируют их познавательную деятельность, формируют устойчивые профессиональные интересы. Ориентация практической подготовки студентов в указанном направлении тесно связана с моделированием реальной производственной деятельности будущих специалистов, с реализацией в методическом построении практических занятий принципов проблемного обучения. В итоге создаются условия для воспроизведения в ходе занятия сложных управленческих ситуаций, которые современный высококвалифицированный специалист должен решать эффективно в условиях острого дефицита времени. Большое значение имеет правильная организация лабораторных занятий. Сама обстановка занятий должна организующе действовать на студентов и вызывать у них желание творчески работать. Психологически очень важно создать для студентов и такие условия, в которых совершенно нет места беспокойству и тревоге за возможные неудачи экспериментирования. В лаборатории всегда должен действовать здоровый стимул, поддерживаемый руководителем занятий, который бы непрерывно направлял студентов на поиски наилучших решений поставленной задачи. Студенту всегда должна сопутствовать уверенность в успешном выполнении работы, подкрепляемая его собственной инициативой, желанием творчески трудиться, находчивостью и сообразительностью в соединении с хорошей предварительной теоретической подготовкой. Так как в организации занятий принимает участие учебно-вспомогательный персонал, он не только должен знать технику дела, но и обладать определенной педагогической подготовкой. Каждый лаборант и препаратор должен понимать, чем, когда и как следует помочь студенту и в каких случаях "помощь" может принести вред. В самом деле, если, например, лаборант предоставит в распоряжение студента одну из ранее выполненных схем проведения эксперимента, в то время как основной его задачей является самостоятельная разработка такой схемы, — естественно, это будет не помощь, а явный вред для студента. Правильное отношение учебно-вспомогательного персонала к учебной работе достигается настойчиво проводимой преподавателями воспитательной работы среди лаборантов, препараторов и других сотрудников. Лабораторные работы необходимо постоянно совершенствовать и модернизировать, а иногда и заменять новыми, более полезными, интересными и современными. Таковы общепринятые подходы к организации лабораторных занятий. Интенсивные формы организации занятий призваны обеспечить у всех обучаемых высокий уровень интеллектуального развития. Формы обучения развиваются лишь в том случае, если позволяют учащемуся подняться на более высокий уровень в своем интеллектуальном развитии. В этой связи система многовариантных занятий, когда более способным обучаемым выдаются более сложные задания, а менее способным — менее сложные, оказывается недостаточно эффективной потому, что обучаемые получают задания, соответствующие их сегодняшнему уровню и не могут подняться на ступеньку выше в своем интеллектуальном развитии. Более целесообразно давать учащимся задачи, несколько превышающие актуальный уровень их интеллектуального развития. Для решения таких задач учащимся может потребоваться помощь преподавателя. При этом помощь должна оказываться дифференцированно: обучаемым с высоким уровнем развития следует помогать минимально, со средним уровнем развития — несколько больше, а с низким уровнем развития — максимально. Помощь со стороны преподавателя должна заключаться в разъяснении некоторых положений в условии задачи и постановке наводящих вопросов, направляющих ход мысли обучаемых в нужное русло. Реализовать изложенные выше положения можно через групповые формы обучения, при которой учебная группа делится на три подгруппы с учетом уровня интеллектуального развития обучаемых. В первую подгруппу могут быть объединены обучаемые с высоким уровнем развития, во вторую — со средним уровнем, в третью — с низким уровнем развития. Предложенные подходы организации лабораторно-практических занятий отвечают внедряющейся многоуровневой системе обучения в высшей профессиональной школе. Первый уровень — это традиционные лабораторные работы, выполняемые для данной дисциплины в строгом соответствии с рабочей программой курса на учебном оборудовании, специально предназначенном для этих целей. Такая форма обучения может лежать в основе подготовки бакалавра. Второй уровень — учебно-исследовательские работы, цель которых научить студентов проводить самостоятельную работу по той или иной тематике научных методов теоретического и экспериментального исследований. Оценка качества лабораторных занятий может быть осуществлена по следующим критериям:
1.
Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию преподавателя. Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный. Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя. Отметка «1»: отсутствие ответа.
2.
Отметка «4»: работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию учителя. Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка. Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя. Отметка «1»: работа не выполнена. Представленное теоретическое обоснование лабораторного практикума определяет возможность построения целей и задач представленной лабораторной работы по дисциплине «Контроль качества сварных 2.2 Определение целей проведения лабораторных работ по предмету: «Контроль качества сварных соединений» Цели занятия: 1. Обучающая – изучение метода контроля сварных соединений. 2. Развивающая – понимание процессов происходящих при проведении испытаний образцов. 3. Воспитательная - формирование внимательного и ответственного отношения к выполнению своей работы.
При проведении лабораторной работы применим исследовательский метод: измерение и анализ результатов проведения испытаний. Основные признаки: организация учебно-воспитательной деятельности учащихся по изучению учебного материала; инструктаж со стороны преподавателя при ведении учебного эксперимента; учебно-познавательная деятельность учащихся носит в основном исследовательский характер. Оснащение урока: лабораторные стенды, учебное оборудование, методические указания по проведению лабораторных работ.
При этом объем изложения основ теории должен быть необходимым и достаточным для того, чтобы высветить в содержании науки целостную структуру теории. Последнее предполагает наличие всех элементов теории: группы основных понятий, основных законов (постулатов) для дедуктивной теории следствий и некоторого комплекса дополнительных знаний. При отборе научного материала для конспекта следует руководствоваться и такой категорией, как "фактор времени". Это значит, что из методических исследований должны быть известны данные об оптимальном времени, требуемом на изучение той или иной темы с учетом поставленной цели (уровни усвоения), приобретения умений как учебных, так и профессиональных. Поскольку время изучения зависит от технологии обучения, то должно быть зафиксировано, сколько времени необходимо на изучение научного материала по нескольким вариантам. Важным дидактическим основанием при формировании предметного содержания является реализация его воспитательных возможностей. Имеется в виду единство предметных, мировоззренческих (научная картина, процесс и методы восприятия), историко-научных, методологических (знания о знаниях), оценочных знаний. Предметная структура конспекта, ориентированного на целостное восприятие предмета, обеспечивается разделением учебного материала на отдельные части. Названия "часть", "раздел", "глава", "параграф" обозначают соответствующую иерархию в определении целого и частного. Выделения, обозначения и названия блоков - это важнейшее средство для раскрытия его предметной и логической структуры и необходимое условие целостного восприятия дисциплины. Дидактические требования к блокам конспекта - целостность и обзорность содержания его основных блоков. Целостность и обзорность — это взаимосвязанные категории, имеющие свои самостоятельные признаки. Целостность главы, параграфа не всегда ведет к их обзорности (например, если в главе очень много параграфов), как и обзорность не всегда предусматривает целостность. Целостность главы по составу обозначает, что она включает все элементы содержания образования (знания, способы деятельности — репродуктивные и творческие, содержание и другие связи между его элементами); все соответствующие программные вопросы; все процессуальные элементы, необходимые для усвоения предметного содержания. Целостность главы по связям обозначает, что в ней есть связи различного типа: фронтально-логические, содержательно-логические, структурно-функциональные, генетические, межпредметные. Текст выполняет руководящую функцию - формирование научно-теоретического мышления студентов, а также служит своеобразной ориентировкой при раскрытии различных проблем учебного предмета. В тексте приводятся общие и частные подходы, раскрывающие концептуальные положения, закономерные и эмпирические зависимости, которые необходимо усвоить. Текст конспекта должен содержать материалы процессов и методов научной систематизации, классификации, обобщения эмпирических данных - всех тех составных, которые формируют основу теории. В учебнике необходимо проектировать виды деятельности студентов, которые связаны с формированием умений и приемов систематизации. Возможной посылкой реализации этой составной деятельности должны быть упражнения на сравнения, анализ выбора, выделение главного и дифференцирование неглавного учебного материала, установка взаимосвязей, группирований, классификация и обобщение элементов учебного материала. Эти функции могут выполнять специальные тексты, которые содержат проблемные задачи и образцы их решения. Такой цели могут служить задания на составление классификационных схем, таблиц, которые систематизируют усвоение знаний с выделением параметров содержания и структурных связей. Кроме текстового выражения учебной информации, важное место принадлежит и другим структурным компонентам, способствующим активизации познавательной деятельности студентов, систематизации ими знаний посредством визуально-образного восприятия. К таким компонентам систематизации знаний относятся иллюстрации различных видов, схемы, графики, таблицы, иллюстрирующие содержание проблемы, листы опорных сигналов, основного содержании параграфа, темы, главы. Систематизации знаний содействуют типовые схемы, иллюстрирующие содержание. Конспект не был бы полноценным и современным, если бы в нем не было материала для проверки качества знаний и умений в виде тестов контроля качества усвоения материала.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 867; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.52.80 (0.009 с.) |