Березов Т. Т. , коровкин Б. Ф. Биологическая химия. – 3-е изд. , перераб. И доп. –м. : медицина. – 2004. – 704с. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Березов Т. Т. , коровкин Б. Ф. Биологическая химия. – 3-е изд. , перераб. И доп. –м. : медицина. – 2004. – 704с.



 

Учебное задание подготовлено

Доц. каф. биохимии к.х.н. Каминская Л.А.

ГОУ ВПО «Уральская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»

Кафедра биохимии

 

«Утверждаю»

зав. кафедрой _______проф. Мещанинов В.Н.

 

____2011

 

УЧЕБНОЕ ЗАДАНИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

Факультет стоматологический

Курс 1

Семестр 2

1.ТЕМА:

Процессы биологического окисления в организме человека-III. Активные формы кислорода. Антиоксидантная и антиперекисная защита (АОЗ и АПЗ).(занятие 8)

2. ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ: Р асширить знания о функционировании систем митохондриального и микросомального окисления, образовании активных форм кислорода.

3. ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ:

3.1 Обсудить проблему образования активных форм кислорода, функцио-

нирование антиоксидантной и антиперекисной защиты.

По теме занятия

студент должен знать:

- пути образование активных форм кислорода, способы контроля над

их содержанием

студент должен уметь

- составить уравнения химических реакций образования активных

форм кислорода(супероксида, пероксида водорода) и

биохимические реакции из разложения.

 

4. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЗАНЯТИЯ В АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСАХ____2 часа____

5.КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ:

Для успешной работы на практическом занятии необходимо знать теоретический материал по теме: «Процессы биологического окисления в организме человека. Пластические пути использования кислорода:

 

Вопросы:

51. Активные формы кислорода: супероксидный, гидропероксидный, пероксидный; гидроксид-радикал. Основные пути образования супероксидного кислорода (цитохром р-450, цитохром с, металлы с переменной степенью окисления). Биологическая роль активных форм кислорода: положительные и отрицательные моменты.

5.1.2. Оксидазы и их субстраты, образование пероксида водорода: ксантиноксидаза

в лейкоцитах. Биологическая роль пероксида водорода.

5.2.Антиоксидантная защита: ферментативная в клетке и биологических жидкостях – СОД, каталаза, пероксидаза, неферментативная – витамины А, Е, С, пептид глутатион, белок церулоплазмин в крови.

5.3 Использование витаминов в качестве антиоксидантов в профилактических и

лечебных целях. Работы Л.Полинга в отношении аскорбиновой кислоты

5.4 Определение активности ферментов АОЗ и АПЗ в биологических жидкостях

(кровь, слюна) в диагностике болезней.

5.5Строение и химические свойства, необходимые для проявления биологической активности витаминов А, Е, С.

5.6. Биохимия полости рта.(профильные вопросы) Факторы, увеличивающие интенсивность свободно-радикальных процессов в мягких тканях полости рта. АРЗ и АПЗ в полости рта (слюна, десневая жидкость, мягкие ткани), биологические функции.

Диагностическое значение изучения процессов СРО и АПЗ в полости рта

Ключевые слова к теме

Монооксигеназа, диокисгеназа, гидроксилаза. Цит р-45о. цит В-5,

Микросома, гладкийЭПР, активные формы кислорода, супероксид, пероксид водорода, СОД, каталаза, антиоксидант, АПЗ, АОЗ.

ЗАДАНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ИХ ВЫПОЛНЕНИЮ

- обсудить вопросы, по которым они готовили учебный материал темы

- прослушать и записать объяснения преподавателя по тем разделам темы,

которые не были прочитаны не лекции и были рекомендованы для

самостоятельного изучения.

 

7. ВОПРОСЫ К ИТОГОВЫМ КОНТРОЛЯМ ПО ДАННОЙ ТЕМЕ:

7.1.Вопросы к рубежным контролям включают в себя раздел 5.1 -5.6

Тестовые задания на контроле- аналогичны вопросам тестового

контроля на занятии

7.2.Вопросы, включенные в билеты к курсовым экзаменам, зачету – весь

раздел 5.1 -5.5

8.ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ТЕМЫ:

Основная

1. Биохимия с упражнениями и задачами: Учебник/ Под ред. чл.-корр. РАН. Проф. Е.С.Северина.-М.: ГЭОТАР-Медиа,2008.-384с.:ил.

2.Биохимия: Учебник / Под ред. Е.С. Северина. – М.: ГЭОТАР-МЕД. 2003. – 784 с.: ил – (Серия «XXI век») С. 616 -617

.

Дополнительная

  1. Березов Т.Т., Коровкин Б.Ф. Биологическая химия. – 3-е изд., перераб. и доп. –М.: Медицина. – 2004. – 704с.

Учебное задание подготовлено

Доц. каф. биохимии к.х.н. Каминская Л.А.

 

ГОУ ВПО «Уральская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»

Кафедра биохимии

 

«Утверждаю»

зав. кафедрой _______проф. Мещанинов В.Н.

 

____2011

 

УЧЕБНОЕ ЗАДАНИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

Факультет стоматологический

Курс 1

Семестр 2

ТЕМА

Процессы биологического окисления в организме человека- IV.

Лабораторная диагностика состояния процессов биологического окисления, состояния АОЗ.

(занятие 11)

2. ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ: Получить практические навыки проведения лабораторных биохимических исследований состояния АО и АП- защиты

3. ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ:

3.1. Повторить учебный материал по теме «Биологическое окисление»

3.2. Научиться методам и приемам биохимических исследований

3.3. Ответить на вопросы тест-контроля

3.3. Выполнить лабораторные работы. сделать конспект методических прописей, обсудить полученные результаты. По теме занятия

студент должен знать:

- диагностическое значение и принципы проводимых

биохимических исследований

студент должен уметь

- провести практически лабораторное исследование «Определение

активности фермента каталазы крови по методу Баха и Зубковой»

 

4. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЗАНЯТИЯ В АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСАХ____2 часа____

5.КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ:

Для успешной работы на практическом занятии необходимо знать теоретический материал по теме: «Процессы биологического окисления в организме человека

Механизмы АО и АП-защиты в клетке (ферментативная, неферментативная) Лабораторная диагностика состояния процессов АО и АП-защиты:

 

5.1.Определение активности ферментов (СОД, глутатионпероксидаза, каталаза, глутатионредуктаза).

5.2.Содержание компонентов АО и АП-защиты в биологических жидкостях – кровь, слюна,моча: глутатион окисленный и восстановленный, аскорбиновая кислота, церулоплазмин.

5.3.Изменение активности ферментов и содержания компонентов АО и АП-защиты при различных состояниях организма (гипоксия, инфекции, нарушение эндокринного статуса, беременность) и клинико-диагностическое значение их определения.

5.4. Биохимия полости рта(профильный вопрос) Особенности термической устойчивости каталазы в обеспечении АПЗ в полости рта. Низкомолекулярные вещества-антиоксиданты ротовой жидкости Ферменты антиоксидантной защиты в ротовой жидкости. Энзимодиагностика состояния АОЗ ротовой жидкости Ферменты-антиоксиданты в профилактике и лечении стоматологических заболеваний.

 

ЗАДАНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ИХ ВЫПОЛНЕНИЮ

- На занятии студенты должны ответить на тестовые вопросы по теме

занятия

- обсудить вопросы, по которым они готовили учебный материал темы

- выполнить лабораторное исследование.

Выполнить тестовый контроль.

Лабораторная работа.

1. Определение активности каталазы(метод Баха-Зубковой)

2. Количественное определение содержания МДА

3. Знакомство с работой прибора хемилюминометра.

Практическая часть занятия: Количественное определение активности каталазы крови

Фермент каталаза (Н2О2: Н2О2 – оксидоредуктазы, КФ 1, 11, 1.6) – наиболее распространенный фермент организма. Содержится в печени, почках, мышцах, головном и костном мозге, селезенке, эритроцитах, моче, слюне, спинно-мозговой жидкости. Относится к железосодержащим порфириновым ферментам.

Обладает двумя свойствами:

  1. Каталазная, разлагает пероксид водорода до воды и кислорода (при высоких концентрациях Н2О2 в клетке)

2О2 → 2Н2О + О2

  1. Пероксидазная – окисление разнообразных эндогенных и экзогенных субстратов пероксидом водорода (при низких концентрациях Н2О2 в клетке)

С2Н5ОН + Н2О2 → СН3-СНО + 2Н2О

этанол ацетальдегид

Активность каталазы крови определяют с помощью каталазного числа (КЧ) и показателя каталазы (ПК).

К.Ч. – количество мл Н2О2, которое разлагается в 1 мкл крови согласно реакции

2КМnО4 + 5Н2О2 + 4Н24 → 2КHSО4 + 2MnSO4 + 8Н2О + 5О2

П.К. = К.Ч. / число эритроцитов (в млн) в 1 мкл исследуемой крови

 

Диагностичекое значение определения:

1. Каталаза – важнейшее звено антиперекисной защиты в клетке, используется для характеристики состояния перекисного окисления липидов в научном эксперименте и в клинических исследованиях.

  1. Обнаружено, что содержание каталазы в крови снижается при анемии, туберкулезе, онкологических заболеваниях и увеличивается в начальные периоды стресса.

Принцип метода: О количестве расщепленного пероксида водорода судят по разности количества КмnО4, израсходованного на титрование контрольной и опытной пробы.

Реактивы:

  1. раствор крови (0,1 мл цельной крови в мерной колбе доводят до 100 мл водой дистиллированной: в1мл раствора – 1 мкл цельной крови).
  2. пероксид водорода (Н2О2) – 1%.
  3. раствор серной кислоты – 10%.
  4. раствор КМnO4 – 0,1Н.

Посуда: термостойкие конические колбы, бюретки, мерная посуда, микродозаторы.

Оборудование: электроплита для кипячения раствора.

 

 

Ход работы:

  Н2О, мл р-р крови мл   кипяч., мин. охлажд. под струей воды выдержка, мин. Н2О2, мл выдержка, мин. Н2SO4, мл титро- вание КМnО4, мл
контр       +         V1
опыт             V2

 

Расчет каталазного числа (К.Ч.):

 

К.Ч. = (V2 – V1)•1,7

 

V1 – объем раствора КМnО4, пошедший на титрование контрольной пробы.

V2 – объем раствора КМnО4, пошедший на титрование опытной пробы.

1,7 – коэффициент пересчета (1,7мг Н2О2 содержится в 1мл 0,1Н раствора Н2О2).

В норме К.Ч. = 10 –15.

7.ВОПРОСЫ К ИТОГОВЫМ КОНТРОЛЯМ ПО ДАННОЙ ТЕМЕ: 7.1.Вопросы к рубежным контролям включают знание

диагностического значения определения каталазы и принципа метода.

. 7.2.Тестовые задания на контроле- аналогичны вопросам тестового

контроля на занятии

7.2.Вопросы, включенные в билеты к курсовым экзаменам, зачету – весь

раздел 5.1 -5.3

8.ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ТЕМЫ:

Основная

1. Биохимия с упражнениями и задачами: Учебник/ Под ред. чл.-корр. РАН. Проф. Е.С.Северина.-М.: ГЭОТАР-Медиа,2008.-384с.:ил.

2.Биохимия: Учебник / Под ред. Е.С. Северина. – М.: ГЭОТАР-МЕД. 2003. – 784 с.: ил

– (Серия «XXI век») С.274-281

Дополнительная

1.Березов Т.Т., Коровкин Б.Ф. Биологическая химия. – 3-е изд., перераб. и доп. –М.: Медицина. – 2004. – 704с.

2. Комаров Ф.И., Коровкин Б.Ф., Меньшиков В.В, Биохимические исследования в

клинике-Элиста АПП»Джангар», 1999-290с.

Учебное задание подготовлен

Доц. каф. биохимии к.х.н. Каминская Л.А.


ГОУ ВПО «Уральская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»

Кафедра биохимии

 

«Утверждаю»

зав. кафедрой _______проф. Мещанинов В.Н.

 

____2011

 

УЧЕБНОЕ ЗАДАНИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

Факультет стоматологический

Курс 1

Семестр 2

1.ТЕМА: РУБЕЖНЫЙ КОНТРОЛЬ №1. «Медицинская энзимология» «Биологическое окисление в организме человека» (занятие 10)

2. ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:

2.1 Контроль и самоконтроль знаний и практических навыков по темам занятий (Медицинская энзимология» «Биологическое окисление в организме человека»)

2.2.Углубленное изучение пройденного материала в процессе подготовки к рубежному контролю



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 332; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.125.2 (0.045 с.)