Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Нет никакого зла ни в жизни, ни в смерти↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Судей, осуждающих на смерть других, осудила на смерть природа.
Мы все приговорены к смерти со дня нашего рождения.
Смерть не всегда враждебна жизни. Разве не помогает нередко смерть большему совершенствованию жизни? Не бывает ли так, что смерть становится родительницей высочайших духовных ценностей?
Мы, как дети, устроим себе какое-нибудь чучело, размалюем его пострашнее и сами же пугаемся его. Как дети боятся пугала, ими же самими устроенного, так и мы устроили себе пугало из страданий и смерти и боимся его.
Бояться смерти – это не что иное, как приписывать себе мудрость, которой не обладаешь, то есть возомнить, будто знаешь то, чего не знаешь. Ведь никто не знает ни того, что такое смерть, ни даже того, не есть ли она для человека величайшее из благ, между тем её боятся, словно знают наверное, что она – величайшее из зол.
Если смерть есть такое же состояние, как то, в котором мы бываем, когда спим, теряя всякое сознание жизни, то мы все знаем, что в этом состоянии нет ничего страшного. Если же смерть есть переход к лучшей жизни, как думают многие, то смерть не зло, а благо.
Если бы кто-нибудь должен был взять ту ночь, в которую он спал так, что даже не видел сна, сравнить эту ночь с остальными ночами и днями своей жизни и, подумавши, сказать, сколько дней и ночей прожил он в своей жизни лучше и приятнее, чем ту ночь, то, я думаю, не только всякий простой человек, но и самый великий царь нашёл бы, что сосчитать такие дни сравнительно с остальными ничего не стоит. Так если смерть такова, я назову её приобретением, потому что таким-то образом выходит, что вся жизнь ничем не лучше одной ночи.
Одно из двух: смерть есть полное уничтожение и исчезновение сознания или же, согласно преданию, только перемена и переселение души из одного места в другое.
Если смерть есть полное уничтожение сознания и подобна глубокому сну без сновидений, то смерть – несомненное благо, потому что пускай каждый вспомнит проведённую им ночь в таком сне без сновидений и пусть сравнит с этой ночью те другие ночи и дни со всеми их страхами, тревогами, неудовлетворёнными желаниями, которые он испытывал и наяву и в сновидениях, и я уверен, что всякий немного найдёт дней и ночей счастливее ночи без сновидений.
Так что если смерть – такой сон, то я по крайней мере считаю её благом. Если же смерть есть переход из этого мира в другой и если правда то, что говорят, будто бы там находятся все прежде нас умершие мудрые и святые люди, то разве может быть благо больше того, чтобы жить там с этими существами? Я желал бы умереть не раз, а сто раз, только бы попасть в это место.
Всем людям, я думаю, следует не бояться смерти и помнить одно: для доброго человека нет никакого зла ни в жизни, ни в смерти.
Человек, в продолжение своей жизни стремившийся к мудрости, не только не огорчается, но радуется приближению смерти.
Человек, всю жизнь стремившийся к покорению своих страстей, в чём препятствовало ему его тело, не может не радоваться освобождению своему от него. А смерть ведь есть только освобождение. Ведь то совершенствование, о котором мы не раз говорили, состоит в том, чтобы отделить, насколько возможно, душу от тела и приучить её собираться и сосредоточиваться вне тела в себе самой; смерть же даёт это самое освобождение.
Так разве не было бы странно, что человек всю жизнь готовится жить так, чтобы быть как можно ближе к смертному бытию, а когда приближение это готово совершиться, недоволен им?
Выкажи силу духа: если ты пришёл к убеждению, что умереть тебе лучше, чем продолжать жить, то, как ты вообще не противился добру, так и перед смертью не выказывай малодушия. Напротив, радостно ожидай её и сверши.
Живи, поддерживая в себе ясное, необыкновенно благодушное настроение, и не ради того, чтоб вызвать всеобщее удивление, но чтобы самому быть хорошим. И если ты живёшь так, то даже и в преддверии смерти продолжай жить совершенно так же, как прежде. Ведь можно ли умереть прекраснее, чем так? Какая смерть может быть прекраснее той, когда человек умирает с таким великим достоинством? Какая смерть может быть счастливее самой достойной? Какая угоднее божеству, чем самая счастливая?
До сих пор я никому не свете не уступил бы права сказать, что он живёт лучше и приятнее меня.
Кого можете вы признать с полным основанием более справедливым, чем того, кто так применился к своему положению, что ни в чём чужом не нуждается?
А мудрым не правильно ли будет назвать того, кто с тех пор, как начал понимать, что ему говорят, непрестанно исследовал и учился, чему только мог хорошему?
Что мой труд не пропал даром, не служит ли доказательством то, что многие граждане, стремящиеся к нравственному совершенству, да и многие иностранцы желают быть в общении со мною более, чем с кем-либо другим?
А если никто не мог бы уличить меня во лжи относительно всего, что я сказал о себе, то разве не справедлива будет похвала мне и от богов и от людей?
Для души смерть – это выздоровление и освобождение от земных невзгод.
Люди полагают, что, для того чтобы это было так, надо быть уверенным, что душа, выходя из тела, не разрушается и не погибает, как какой-нибудь пар или дым; хорошо бы было верить или знать, что это так. Но беда, говорят, в том, что нельзя быть в этом уверенным.
На самом деле есть большое вероятие того, что люди рождаются из умерших, потому что не только люди, но все животные, растения – всё возрождается из умершего. А если это так, то жизнь не может бояться смерти и смерть есть только возрождение к новой жизни.
Подтверждается это ещё тем, что все мы, живя в этом мире, носим в себе как бы воспоминания о прежней жизни души. А воспоминаний не могло бы быть, если бы душа не жила прежде этой жизни. Так что, хотя тело человека и смертно, душа с своей способностью знания, воспоминания не может умереть вместе с телом.
Но мало того, что все наши знания представляют только воспоминания о прежней жизни души, главное доказательство присутствия в нас независимой от тела и неумирающей души – то, что душе нашей не только свойственны вечные идеи красоты, добра, справедливости, истины, но идеи эти составляют самую сущность нашей души. А так как идеи эти не подлежат смерти, то также не подлежит смерти и наша душа.
Перед смертью люди яснее провидят будущее.
Я тот, кого Бог дал вам, чтобы вы сделались лучше. Если вы меня казните, то во второй раз вам такого благодеяния не окажут.
Если вы меня приговорите к смерти, то нанесёте вред не мне, а себе. Не себя я защищаю в эту минуту, я защищаю вас.
С хорошим человеком не бывает ничего плохого ни при жизни, ни после смерти.
Не надо бояться смерти, не делайте ни одного шага, чтобы её избегнуть, но и не ищите её.
Смерть не может быть злом ни для судей, ни для осуждённого. Одни остаются жить, другие покидают живущих. И чья участь лучше, не знает никто, кроме Бога.
Если ты полагаешь, что жил я хорошо, то и завершение моей жизни не должно быть дурным. Если уж должно оно чем-то отличаться от всей моей жизни, то разве тем, чтобы стать лучше её.
Для меня философия, воплощённая в жизнь, – выше всего. Но тот, кто любит философию, обязан согласовывать свои поступки с этой любовью. Моё назначение – быть учителем, и смерть моя будет последним поучением для всех вас.
Сократ – это только тот я, который сейчас беседует с вами, а не тот, кого вы через несколько времени увидите неподвижным и холодным.
Итак, повторяю, одно из двух: или смерть есть уничтожение абсолютное, или это переход души в другое место. Если всё должно уничтожиться, смерть будет подобна одной из редких ночей, проводимых нами без сновидений и без сознания самих себя. Но если смерть есть только перемена существования, переход в место, где мёртвые должны соединиться, какое счастье встретить там тех, которых мы знали! Моим самым большим удовольствием было бы изучать вблизи обитателей этого места и, как и тут, отличать между ними действительно мудрых от тех, которые только считают себя ими.
Но вот уже время итти отсюда, мне – чтобы умереть, вам – чтобы жить, а кто из нас идёт на лучшее, это ни для кого не ясно, кроме Бога.*
* Другие варианты русского текста: «Итак, час разлуки настал: мы расходимся: я – чтобы умереть, а вы – чтобы жить; но что лучше, – знает один лишь Бог». «Но время нам расстаться: мне – чтобы умереть, а вам – чтобы жить». «Я иду умирать, вы остаётесь жить, и только Богу ведомо, что лучше».
Поменьше думайте о Сократе, но главным образом – об истине.
* * * СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ.................................................................................................... ВОСПОМИНАНИЯ И СУЖДЕНИЯ О СОКРАТЕ........................................... НАШИ ЗНАНИЯ – КАПЛЯ, НАШЕ НЕВЕДЕНИЕ – МОРЕ........................... ИЗМЕНИТЕ СЕБЯ, СТАНЬТЕ ЛУЧШЕ........................................................... ОДНО ИЗ ВЫСОЧАЙШИХ БЛАЖЕНСТВ....................................................... ДАЙТЕ СВЕТИТЬ СОЛНЦУ, КОТОРОЕ В ВАС............................................. ПОЗНАЙ САМОГО СЕБЯ.................................................................................... ФИЛОСОФИЯ НЕ МУДРСТВУЕТ..................................................................... ЛЮДЯМ НЕЛЬЗЯ БЕЗ ПРАВДЫ........................................................................ ХОРОШЕЕ ДЛЯ ДУШИ........................................................................................ НАШИ ДОБРЫЕ ДЕЛА ЛУЧШЕ ВСЕГО УЧАТ ЛЮДЕЙ ДОБРУ............... ОБЩЕСТВЕННОЕ ПОПРИЩЕ........................................................................... АФОРИЗМЫ ЖИТЕЙСКОЙ МУДРОСТИ........................................................ ВЕЛИЧАЙШЕЕ БЛАГО – ЛЮБОВЬ К СЛОВУ................................................ СМЕХ – НЕ ПОМЕХА СЕРЬЁЗНОСТИ.............................................................. ВЕЛИЧАЙШЕЕ БОГАТСТВО – В ДОВОЛЬСТВЕ МАЛЫМ......................... МЫ – ДУШИ, ПЛЕНЁННЫЕ В ТЕЛЕ................................................................ КРАСОТА ЛЮБВИ ВЕДЁТ К ГАРМОНИИ ДУШ........................................... МОЛИТВА ДА БУДЕТ РАЗУМНОЮ И ДОБРОЮ........................................... НЕТ НИКАКОГО ЗЛА НИ В ЖИЗНИ, НИ В СМЕРТИ...................................
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 210; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.32.150 (0.007 с.) |