Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Наши добрые дела лучше всего

Поиск

УЧАТ ЛЮДЕЙ ДОБРУ

 

 

Голос совести – это божественный голос, что звучит внутри нас и запрещает человеку совершать те или иные неблаговидные поступки.

 

Порой даже в дурном человеке вспыхивает на минутку искорка совести или стыда.

 

Во всей моей жизни, в самых важных и самых незначительных обстоятельствах я всегда слышал таинственный голос в своей душе, который предупреждал меня и удерживал от поступков, которые могли принести мне несчастье.

 

Где стыд, там и страх. В самом деле, есть ли такой человек, который бы стыдился какого-нибудь дела и в то же время не укрывался бы и не боялся дурной молвы?

 

Разве тот, кто утаился, не делается от этого ещё хуже?

 

Нравственное значение стыда в том, что он есть ощутительное противодействие нашей душевно-телесной природы тому, что не должно.

 

Все люди, думаю я, делая выбор из представляющихся им возможностей, поступают так, как находят всего выгоднее для себя. Поэтому, кто поступает неправильно, тех я не считаю ни умными, ни нравственными.

 

Тот, кто привык к пороку, желает продолжать жить в нём и начинает ненавидеть того, кто пытается отвести его от порока; тот бежит от такого человека, а никоим образом к нему не привязывается, и уж тем более не желает следовать ему в скромности.

 

Не может быть назван философом тот, кто обладает знаниями и мудростью, но, если судить по его образу жизни, лишён добродетели.

 

Изо всего того, что может решать человек, нет ничего более божественного, чем воспитание – его собственное и его домашних.

 

Учить других – значит распространять человеческое самосознание всё дальше и шире.

 

Наша молодёжь, увы, любит роскошь, она дурно воспитана, она насмехается над начальством, не уважает стариков. Наши дети стали тиранами, они не встают, когда в комнату входит пожилой человек, перечат родителям. Попросту говоря, они очень плохие.

 

Воспитание – дело трудное, и улучшение его условий – одна из священных обязанностей каждого человека, ибо нет ничего более важного, как образование самого себя и своих ближних.

 

Если бы я мог взойти на высочайшее место в Афинах, я бы возвысил голос и заявил: «Сограждане, почему вы переворачиваете и скребёте каждый камень, чтобы скопить богатство, и так мало заботитесь о своих детях, которые в один прекрасный день унаследуют всё это богатство?»

 

Есть учителя мудрости, которые поставили себе задачей разлагать, разрушать, расшатывать. Моё величайшее желание – складывать и наполнять. Скульптор строит. И если я в своё время с тяжёлым сердцем оставил ваяние, то принципу его – строить – я всегда оставался верен. Над этим я тружусь уже довольно долго и не жалею.

 

Скульптор видит своё изваяние ещё в глыбе мрамора.

 

Скульпторы берут лучшее от десятка мужчин или десятка женщин и отдают это одной статуе.

 

Скульптор и живописец должны в своих произведениях выражать состояние души.

 

Достоверность нравственных истин более мне очевидна, нежели истин фактических и логических.

 

Я собираю добро, переходя от человека к человеку; всё хочу доискаться, из чего же состоят доброта, человечность и справедливость. Так мыслит любитель мудрости – так же работает ваятель.

 

Было бы ужасно – не желать помочь кому-нибудь в деле совершенствования.

 

Если отцы жалуются, что сыновья у них неудачные, то странно с их стороны винить в этом одного-единственного человека, да ещё именно того, кто часами рассуждает с этими юношами о добродетели, да и сам, в жизни своей, не в разладе с нею, и хвалить тех, кто, разглагольствуя о добродетелях, ведёт порочный образ жизни.

 

Никто не может ничему научиться у человека, который не нравится.

 

Ты назвал меня учителем? Так слушай же моё поучение. Знаешь, чем отличается мудрый от немудрого? Добрыми надеждами!

 

Мудрый понимает, а не только знает.

 

Я стараюсь, чтоб каждый уходил от меня лучшим, чем пришёл ко мне.

 

Знание не есть нечто готовое, что можно передавать обучением. Знание – это цель, к которой нужно стремиться путём совместной умственной работы, направленной на образование правильных понятий.

 

Точное логическое определение понятий – главнейшее условие истинного знания.

 

При правильно поставленном образовании в каждой науке надо доходить только до известного предела, который не следует переступать.

 

Необходимо самостоятельно размышлять над тем, что общепринято, а не принимать его слепо.

 

Не знать, что такое добро и что такое зло, значит быть хуже всякого раба.

 

Ты говоришь, что здоровье ты считаешь добром, а болезнь злом; а затем из предметов, являющихся причиной того или другого, как, например, питьё, пища, образ жизни, те, которые ведут к здоровью, ты считаешь добром, а которые к болезни, – злом. Хорошо, но только это значит, что также и здоровье и болезнь, когда они являются причиной какого-нибудь добра, будут добром, а когда причиной зла, – злом.

 

Тебе непонятно, когда здоровье может стать причиной зла, а болезнь – добра? Тогда, клянусь Зевсом,* когда люди, принявшие участие благодаря своей силе в каком-нибудь позорном походе, вредном морском предприятии и тому подобном, погибают, а оставшиеся дома по случаю слабости бывают целы.

 

* Зевс (у римлян Юпитер) – в греческой мифологии верховное божество, почитавшееся как отец и царь богов и людей, бог неба, грома, молнии и дождя. (Й.Р.)

 

 

На каком основании такие вещи, которые то полезны, то вредны, считать добром, а не злом? Клянусь Зевсом, никакого основания для этого не видать.

 

Счастье – вполне несомненное благо, если не составлять его из сомнительных благ. Но из того, что даёт счастье, ничто не может быть сомнительным, если только мы не будем относить к нему красоту, силу, богатство, славу и тому подобное. Не то, клянусь Зевсом, мы отнесём к счастью много такого, что доставляет людям массу неприятностей: многие вследствие красоты развращаются людьми, которые сходят с ума от страсти к красивым; многие вследствие силы берутся за дело, превышающее их силу, и впадают в немалые несчастия; многие вследствие богатства становятся избалованными, делаются жертвой интриг и погибают; многие вследствие славы и влияния в государстве терпят большие беды.

 

Никто не может быть господином над душой другого человека, и не в нашей власти принудить человека поступить разумно. Мы должны при случае и по мере сил стараться склонять людей жить разумно; но успех наших слов зависит не от нас, от нас только зависит самим правильно поступать, и это главное; а праведные дела наши уже сами будут учить людей добру.

 


ОБЩЕСТВЕННОЕ ПОПРИЩЕ

 

 

Какой образ жизни считать лучшим для человека? Полагаю, что только один: хорошую жизнь, т.е. жизнь и деятельность, направленные на общественное и частное благо.

 

Если кто, имея возможность своим участием в государственных делах возвеличить отечество и чрез это сам пользоваться уважением, не решается на это, того будет справедливо считать трусом.

 

Не пренебрегай общественными делами, если можешь способствовать их улучшению: ведь если они будут итти хорошо, то от этого будет немалая польза не только всем гражданам вообще, но и в частности и друзьям твоим, и тебе самому.

 

У кого есть талант узнавать, какие люди полезны друг другу, и кто может возбуждать в них взаимную страсть, тот мог бы, мне кажется, и город склонять к дружбе, и браки устраивать подходящие: он был бы дорогим приобретением и для городов, и для друзей, и для союзников.

 

Государство растит людей, прекрасное – хороших, противоположное – дурных.

 

Невыгодно считаться богатым, храбрым и сильным, не будучи таковым: к ним предъявляют требования, превышающие их силы.

 

Не следует учить людей политике, не научив их сперва властвовать собою.

 

Глупо должностных лиц в государстве выбирать посредством бобов, тогда как никто не хочет иметь выбранного бобами рулевого, плотника, флейтиста или исполняющего другую подобную работу, ошибки в которой приносят гораздо меньше вреда, чем ошибки в государственной деятельности.

 

Если уж нельзя сделаться хорошим мастером в пустых ремёслах без порядочного учителя, то наивно воображать, будто способность к делу такой первостепенной важности, как управление государством, приходит к человеку сама собой.

 

Странное дело: кто выбирает своей профессией игру на кифаре или на флейте или верховую езду и тому подобное, тот старается как можно чаще практиковаться в области избранной им профессии, и притом не в одиночестве, а в присутствии лучших знатоков; он прилагает все усилия и не жалеет трудов, лишь бы не нарушать их советов, находя, что иным путём не может сделаться крупной величиной. А некоторые притязатели на роль оратора и государственного деятеля думают, что у них без подготовки и старания сама собою вдруг явится способность к этому. Между тем, работа в области государственной деятельности гораздо труднее, чем в области вышеупомянутых профессий, – настолько труднее, что хотя число работающих в этой области больше, число достигающих успеха меньше: отсюда видно, что будущему государственному деятелю нужны и занятия более продолжительные и более напряжённые, чем будущему знатоку в тех профессиях.

 

Всякий, кто стремится занять какую государственную должность, обязан усвоить себе, что он должен относиться аккуратно к предмету своих стремлений.

 

Власть должна принадлежать тем, кто умеет властвовать. Там, где знание само по себе не является властвующей силой, последняя должна по крайней мере соединяться со знанием, и властителю, если он желает сохранить свою власть, в особенности нужно итти рука об руку с философом.

 

Тех, кто желает и сам иметь много хлопот и другим доставлять их, я поставил бы в разряд годных к власти.

 

Что проку тебе в известности? Ведь и сумасшедших все знают.

 

Ни один человек не начинает заниматься делом, которое он не изучил, тем не менее каждый считает себя вправе заниматься самым тяжёлым делом из всех – управлять страной.

 

Управлять государством должны не все, а люди знающие, умелые, лучшие.

 

Власть может быть достойною желания лишь под условием, чтобы она не была вредною для управляемых и постыдною для управляющего. Прежде всего, стало быть, нужно знать, в чём состоит хороший, или истинно-должный способ управления.

 

Сколь почётна и благородна задача – править своей страной. Искусство правителя – самое сложное из всех человеческих занятий. Человек, поставленный на первое место в общине, обязан многое знать и уметь, быть рассудительным и отважным, и надо, чтобы в разуме его и в сердце была гармония добра и красоты.

 

Правитель прежде всего должен быть справедливым. Легко ли это? Добро не птица, летающая в небе; то, что добро для одного дела, может оказаться злом для другого. Точно так же и справедливость. Её тоже нужно рассмотреть со всех сторон прежде, чем определить – на чьей стороне, за какими людьми должна она стоять, чтоб называться справедливостью.

 

Принуждающий нас силой как бы лишает нас наших прав, и мы потому ненавидим его. Как благодетелей наших, мы любим тех, кто умеет убедить нас.

 

Не мудрый, а грубый, непросвещённый человек прибегает к насилию. Чтобы употребить силу, надо многих соучастников; чтобы убедить, не надо никаких.

 

Тот, кто чувствует достаточно силы в самом себе, чтобы владеть умами, не станет прибегать к насилию: к чему ему устранять человека других взглядов, когда в его же интересе дружеским убеждением привлечь его на свою сторону?

 

Если, живя среди людей, ты не захочешь ни властвовать, ни быть подвластным и не станешь добровольно служить властителям, то, думаю, ты увидишь, как умеют сильные и целые общины, и каждого порознь держать в рабстве.

 

Нет такого человека, который мог бы уцелеть, если бы стал откровенно противиться большинству и хотел бы предотвратить всё то множество несправедливостей и беззаконий, которые совершаются в государстве.

 

Будьте уверены, что если бы я попытался заняться государственными делами, то уже давно бы погиб и не принёс бы пользы ни себе, ни вам.

 

Кто на самом деле ратует за справедливость, тот, если ему и суждено уцелеть на малое время, должен оставаться частным человеком, а вступать на общественное поприще не должен.

 

Демократия, если она глупая и несправедливая, такое же зло, как глупая и жестокая тирания.

 

Крайняя демократия, ратуя за неограниченную свободу, подготавливает нужду в тирании.

 

Когда перестают чтить законы, когда во имя безбрежной свободы сильный угнетает слабого, не встречая ни в чём препон, – тогда, мои дорогие, нет у меня веры, будто в этом, как утверждают некоторые, и заключается сила нашего времени. По-моему, в этом – опасная слабость.

 

Самое страшное для мудрого несчастье – оказаться во власти человека несравненно худшего, чем он сам, когда сам он отказался управлять.

 

По отношению к государству положение самых порядочных людей настолько тяжёлое, что ничего не может быть хуже.

 

Свобода – прекрасное, великое достояние как отдельного человека, так и целого государства.

 

Свобода состоит в том, чтоб поступать наилучшим образом, а потому иметь людей, мешающих поступать так, является отсутствием свободы.

 

Невоздержные люди совершенно несвободны.

 

Невоздержные люди не только не могут поступать благородно, но ещё и вынуждены поступать подло.

 

Для всякого, кто хочет чем-нибудь прославиться, обладание воздержностью – счастье.

 

Честолюбие и чувство собственного достоинства, оба этих качества таковы, что они очень сильно побуждают людей бороться за славу и отечество.

 

Все славные деяния совершают ради хвалы люди, готовые трудиться и подвергаться опасностям, более, чем люди, привыкшие предпочитать удовольствие славе.

 

Честолюбивый славы ради готов переносить много трудов и много мук.

 

Ложная слава скоро разоблачается опытом, а истинная добродетель, если Бог не препятствует, своими деяниями приобретает себе всё больший блеск славы!

 

Честолюбие – качество стратегу необходимое.

 

Во главе чего бы человек ни стоял, если только он знает, что нужно, и может это добывать, он будет хорошим начальником.

 

Я и то считаю важным доказательством заслуг правителя, что люди ему добровольно повинуются и в опасности готовы оставаться при нём.

 

Правители в государствах, – разве ты этого не знаешь? – самые лучшие те, которые являются главными виновниками того, что граждане повинуются законам. Государство, в котором граждане наиболее повинуются законам, и в мирное время благоденствует и на войне неодолимо.

 

Государство, которое, не зная своих сил, начинает войну с сильными противниками, или подвергается разрушению, или попадает в рабство после прежней свободы.

 

Кого государство в целом своём составе признаёт более заслуживающим доверия, как не того, кто соблюдает законы?

 

Государственные законы – это то, что граждане по общему соглашению написали, установив, что должно делать и от чего надо воздержаться.

 

Надобно хорошо знать законы, потому что без этого невозможно быть свободными гражданами.

 

Человек, заключающий в оковы другого за недостаток у него образования, может быть на законном основании сам заключён в оковы людьми, знающими то, чего он не знает.

 

Нельзя повиноваться законам, не зная, что законы повелевают.

 

Никто, зная, что должно делать, не думает, что должно не делать этого.

 

Справедливость – добродетель самая бесспорная: храбрость и мудрость иногда кажутся вредными и друзьям и согражданам, а справедливость не имеет ничего общего с несправедливостью.

 

Законы должны не только определять наказания для виновных и наказывать бесчестных, но и награждать честных: тогда многие, видя, что честные становятся богаче бесчестных, несмотря на своё корыстолюбие, твёрдо станут держаться правила избегать бесчестных поступков.

 

Ты говоришь: «А разве можно придавать серьёзное значение законам и повиновению им, когда сами творцы их часто отменяют их и переделывают?» Стало быть, ты, помимо того, ещё и невысокого мнения о тех, кто повинуется законам, ввиду того, что законы могут быть отменены. А если бы ты стал порицать тех, кто соблюдает дисциплину на войне на том основании, что может быть заключён мир, была бы тут разница, – как ты думаешь? Или, может быть, ты относишься отрицательно и к тем, кто во время войны готов притти на помощь отечеству?

 

Во многих случаях люди часто поступают вопреки законам; но, поверь мне, кто преступает законы, установленные богами, тот несёт кару, которой человеку никоим образом нельзя избежать, как избегают кары некоторые, преступающие законы человеческие, – или скрываясь, или прибегая к насилию.

 

Законы, заключающие сами в себе кару для преступающих их, мне кажется, свидетельствуют о законодателе, более совершенном, чем человек, и, стало быть, идут от Бога.

 

Тот, кто хочет править государством, обязан быть образцом послушания закону.

 

Если вы любите свою страну, то, прежде всего, вы должны уважать её законы.

 

Несправедливо осуждённый гражданин не может уклониться от постановления закона и не имеет права в свою очередь поступить несправедливо, воздать злом за зло, дать пример беспорядка. Зло всегда остаётся злом, и его необходимо избегать.

 

Чтить закон – долг каждого гражданина.

 

Назначать себе наказание – это значит признать себя виновным.

 

Самое великое наказание – это быть под властью человека худшего, чем ты, когда сам ты не согласился управлять.

 

Четыре качества принадлежат судье: учтиво слушать, мудро отвечать, трезво размышлять и беспристрастно решать.

 

Война не излечивает болезней народа, она ничему не помогает, ничего не исправляет.

 

Если б я занялся военным делом и политикой, то, пожалуй, кое в чём и преуспел бы. Но тогда я был бы один. А я хочу трудиться во имя того, чтобы искусством управлять овладело как можно больше людей. Поэтому я посвятил себя не политике, а вам. Таким путём я умножил самого себя. И я сближаю вас с другими, чтобы вы стали добрыми друзьями, чтобы помогали друг другу жить добродетельно, пользуясь при этом всеми дарами жизни.

 

Я считаю себя самым свободным из людей, потому что я не раб своих страстей, и ещё потому, что подчиняюсь законам, данным Афинам прославленными предками! И если закон хорош – а я убеждён, что афинские законы хороши, – и если сам я, при моём тонком чутье к добру, им подчиняюсь, то это ещё увеличивает мою свободу.

 

А ещё я утверждаю, что самым свободным из людей меня делает то, что нет у меня почти никаких потребностей, кроме потребности в самом необходимом питании и одежде.

 


АФОРИЗМЫ ЖИТЕЙСКОЙ МУДРОСТИ

 

 

То, что достаётся легко, не идёт человеку на пользу. А вот когда тебе приходится всего добиваться самому, это укрепляет твою волю.

 

Лучше сделать немного, но хорошо, чем много, но не довести до конца.

 

Хорошее начало не мелочь, хотя и начинается с мелочи.

 

Каждому человеку нужно более всего быть внимательным при начале всякого дела, и тогда нужно обдумать, правильно или нет он закладывает основание.

 

Дела необходимые делай так, как, по твоему мнению, их можно сделать всего лучше.

 

Сделанное наспех редко хорошо сделано.

 

Не стоит мучиться из-за того, чего нельзя изменить.

 

Глупость собственного изобретения никогда не предпочитай дельному совету.

 

Не суди о вещах с одной стороны.

 

По одним слухам не представишь себе того, что выше описания.

 

Не очень-то легко найти работу, за которую не услышишь упрёков; очень трудно сделать что-нибудь так, чтобы ни в чём не ошибиться. Да если что и без ошибки сделаешь, трудно не попасться в руки несправедливому критику.

 

Не тот ленивец, кто ничего не делает, а тот – кто мог бы лучше применить свои силы.

 

Сколько есть вещей, без которых можно жить!

 

В минуту вожделения те же самые дары имеют гораздо более высокую цену, чем если предлагать их, пока ещё нет страсти.

 

Когда дорогую вещь можно купить дёшево, тогда надо покупать.

 

Довольствуйся малым и лишь самым необходимым. Ни от кого не принимай ни денег, ни иной помощи. К богатству не стремись, ибо чем меньше человеку надо, тем ближе он к богам.

 




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 204; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.209.114 (0.016 с.)