Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сократ. Познай самого себя↑ Стр 1 из 9Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
С о к р а т П О З Н А Й С А М О Г О С Е Б Я
ПРЕДИСЛОВИЕ
Парадокс: о Сократе написаны не просто тома, а целые библиотеки, но при этом сам Сократ не написал ни строчки. Мы попытались положить конец такому положению вещей, как бы сделать ненужными эти библиотеки, дав слово самому Сократу и предоставив ему стать автором собственной книги. Нетрудно понять, что работа при сём была проделана нешуточная. Теперь, без ложной скромности, мы можем сказать, что полученный результат с лихвой искупает потраченные нами труды и время. И всё же, в сократических «библиотеках» есть много ценного. Чтобы читатель мог убедиться в этом и дабы нам не писать десятитысячное жизнеописание Сократа, а без лишних слов ввести читателя в курс дела, лучше всего, по нашему мнению, предоставить слово мудрецам древним (древним и не очень). Пусть они свободно выскажутся о Сократе.
16 ноября 2008 г.
ПОЗНАЙ САМОГО СЕБЯ
Мудрость – высшее благо, и оно не даётся случаем, но приобретается познанием и упражнением и вытекает из всей благой деятельности человека.
Самое важное – выяснение того, как обстоит дело в действительности.
Есть только одно благо – знание и только одно зло – невежество.*
* Другой вариант текста: «Существует только один бог – знание, и только один дьявол – невежество».
Если ты будешь любознательным, то будешь многознающим.
Зло – это отсутствие просвещения, и всё в жизни можно исследовать разумом.
Разум только тогда может подсказать истину, когда он опирается на добро.
Неведение – это иметь ложное мнение и думать неправду о предметах большой важности.
Не может много о себе думать тот, кто ещё не научился думать.
Познай самого себя – и ты познаешь весь мир.
Самопознание и забота о душе являются главной задачей человека, основной целью его жизни, как здешней, так и последующей.
Если человек не сделал главным вопросом своего бытия вопрос о самопознании, выбор добра и зла при сознательном предпочтении добра, то всякие иные знания при всей их полезности не сделают человека счастливым. Более того, они могут сделать его несчастным.
Человек меняется с быстротекущим временем! И надо проверять. И надо сомневаться. Единственное, что я знаю, – это то, что я ничего не знаю.
Сомнение должно содействовать углублённому самопознанию.
Знание есть коренное условие добра для человека, и потому человеку нельзя мириться с безотчётным, непродуманным, или хотя бы не до конца продуманным присутствием в уме истинных положений.
Чтобы стать хозяином своей жизни, надо принять её такой, какова она есть. Следует понять, что боль, ужас, страдание, горе – это обманчивые впечатления; как и почести, богатство и слава; что счастье в философии, то есть в любви к мудрости, а не в обладании ею.
Человеку дано лишь влечение к мудрости, а не сама мудрость во всей её полноте.
Человеческая мудрость состоит единственно в том, чтобы не считать себя знающим то, чего не знаешь.
В действительности мудр лишь Бог, а человеку дано только быть философом, т.е. «любителем мудрости».
Мудрость – это не что иное, как умение быть выше самого себя.
Душа, которая хочет познать, должна смотреться в другую душу.
Мудрость – залог достижения счастья и добродетели.
Я считаю, что нельзя лучше жить, как стараясь делаться лучше, и что нет большего удовольствия, как чувствовать, что действительно становишься лучше. Это счастье, которое я не переставал испытывать до сих пор, и о том, что счастье это настоящее, говорит мне моя совесть.
Только та жизнь является благой, осмысленной и добродетельной, которая посвящена поиску, самопознанию и самосовершенствованию.
Я верю в разум, определяющий истину. Я ищу истину и стремлюсь к знанию.
Большинство людей относится к знанию, как невольники.
Будьте легки: тяжёлые мысли забирают больше сил, чем работа в каменоломнях.
Стремление познавать и стремление к мудрости – это одно и то же.
Разве ты не знаешь, что мудрость или знание и есть благополучие? Мудрость есть благополучие: это всякий ребёнок знает.
Знание есть добро, а невежество – зло. Мудрость есть высшее благо.
Мудрость – царица неба и земли.
Мудрость подлежит изучению, а не сама собою приходит к людям.
Мудрость даёт людям быть благополучными во всём. Ведь не может же мудрость в чём-нибудь погрешать, но ей необходимо действовать правильно и попадать в цель; потому что иначе это вовсе и не будет мудрость.
Вообще бывает таким образом, что когда существует в чём-нибудь мудрость, то уже нет тут надобности в благополучии, ибо мудрость уже значит благополучие.
Так как мы все стремимся быть счастливыми и поскольку мы становимся такими чрез употребление вещей и притом чрез употребление правильное, правильность же и удача доставляются знанием, – то и должно, как видно, всякому человеку всяким способом так устраивать, чтобы быть ему как можно мудрее. И нужно так полагать, что это самое дело гораздо более, чем деньги, следует брать и от отцов и от попечителей, и от друзей, как от иностранцев, так и от сограждан, – прося и умоляя их поделиться мудростью, и ничего тут не будет постыдного и предосудительного служить и рабствовать ради этого всякому человеку, из желания служить прекрасным служением – в стремлении стать мудрым.
Быть ниже самого себя – это не что иное, как невежество, а быть выше самого себя – не что иное, как мудрость.
С умом и образование, и воспитание приносят пользу, а без ума – вред.
Ни в каком знании не бывает пользы, если оно знает что-нибудь производить, а пользоваться произведённым – нет. И даже если бы было такое знание, чтобы делать людей бессмертными, но без знания, что делать из своего бессмертия, – то и тут нельзя признать никакой пользы.
Нам нужно такое познание, в котором совпадает и то, чтобы делать, и то, чтобы уметь пользоваться тем, что делаешь.
Все люди хотят себе добра и всевозможных благ, богатства, здоровья, славы, удачи или благополучия. Но удача или благополучие даётся мудростью, ибо всякое дело приводится к благополучному концу тем, кто знает, как его вести. Значит, мудрость даёт людям благополучие во всём. Ведь не может же она в чём-нибудь ошибиться; но ей необходимо действовать правильно и удачно, иначе это вовсе не будет мудрость.
Далее, ещё не достаточно обладать благами: надо уметь ими пользоваться, ибо само по себе одно обладание ещё не даёт счастия тому, кто не умеет пользоваться. Поэтому, сами по себе, все так называемые блага не имеют цены и даже могут служить злу. Единственное подлинное добро есть мудрость, которая даёт человеку счастие через правильное употребление вещей.
Лучший человек тот, кто больше всех старается совершенствоваться, и счастливейшим является тот, кто всего сильнее чувствует, что он действительно совершенствуется.
Не всякое знание прекрасно, но лишь знание наилучшего.
Незнание некоторых вещей и для некоторых лиц и в некоторых отношениях есть благо, а не зло.
Приобретение других знаний, если кто их приобретёт без знания наилучшего, редко приносит пользу, большею же частью вредит тому, кто их имеет.
Большинство делает промахи относительно наилучшего, так как оно большею частью без ума доверяет мнению.
Мнения большинства людей – это страшилища, которыми можно пугать детей.
Да, я мудрее их, потому что я знаю, что ничего не знаю, а они, ничего не зная, думают, что всё знают.
Подними свой разум выше суеверий!
Двум ушам скорей поверим мы, чем двадцати глазам – вот свидетельство глупости людской.
Высокомерие – это самое прекрасное из имён для неразумия.
Я знаю, что ничего не знаю, а другие не знают даже этого.
Дельфийский бог назвал меня мудрейшим только за то, что я знаю, как мало значит моя мудрость! За то, что я неустанно сомневался – утром, днём, вечером! И оттого я вёл беседы с вами. Сократ мечтал, что в результате этих бесед вы наконец-то станете различать главное: стыдно заботиться о выгоде и почестях, а о разуме и душе забывать. И я надоедал вам своими беседами и беспокоил вас сомнениями. Я жил среди вас как овод, который всё время пристаёт к коню.
Мудрость заключается в том, чтобы не думать, будто знаешь то, чего не знаешь.
ФИЛОСОФИЯ НЕ МУДРСТВУЕТ
Когда я был ещё молодым человеком, у меня было удивительно сильное стремление к той науке, которую называют наукой о природе. Я находил что-то особенно высокое в том, чтобы знать причину каждого явления – почему то или другое родится, почему погибает и почему существует.
Неужели люди так много занимаются тем, что так мало касается человека потому, что считают, что постигли всё то, что важно человеку знать; или думают они, что можно пренебрегать теми вещами, которые подлежат нашему изучению, а углубляться в те тайны, которые не подлежат ему.
Удивительна слепота тех ложных учёных, которые не понимают, что человеческий ум не может проникнуть в тайны, не подлежащие нашему изучению. Потому-то все эти люди, воображающие, что смеют толковать о них, далеко не сходятся в своих основных мнениях, и когда послушаешь их всех вместе, то кажется, что находишься среди сумасшедших. И действительно, какие отличительные признаки несчастных, одержимых безумием? Они боятся того, в чём нет ничего страшного, и не страшатся того, что действительно опасно.
Не знать самого себя и воображать себе, что знаешь то, чего не знаешь, – это истинное безумие.
Несомненно справедливо, что если бы у меня не было костей и мускулов и других подобных вещей, то я не мог бы делать того, что я считаю справедливым; но было бы совершенно неверно утверждать, что причина того, что я делаю, есть кости и мускулы, а не любовь к благу. Говорить так значит не уметь различать причину от того, что неразрывно связано с причиной. Большинство же людей, идущих ощупью, как в потёмках, делают это и называют причиной то, что только сопутствует причине.
Это общее благо почти всех людей: чтобы выяснилось, в каком положении находится всякий предмет, какой только существует.
Если кто хочет отдать кого-нибудь в ученье плотническому ремеслу или сапожному или верховой езде, он не затрудняется, куда его послать для этой цели; некоторые уверяют даже, что если кто хочет лошадь или вола сделать пригодными к работе, то везде найдёт массу учителей для них; но, странное дело, если кто хочет сам ли научиться справедливости или отдать в обучение ей сына или слугу, то не знает, куда итти для этой цели.
Стремись развить в людях способность к самостоятельности при исполнении ими своих обязанностей. Выясняй, в каких предметах они сведущи; по тем предметам, которые следует знать человеку благородному, всегда будь готов учить их тому, что сам знаешь; если же и ты недостаточно сведущ в чём-нибудь, то веди их к специалистам. Учи их также, в каком объёме истинно образованный человек должен знать тот или другой предмет.
И сам исследуй всё, и со своими друзьям изучай лишь в том объёме, в каком изучаемое и исследуемое может быть полезно.
Так, например, геометрию надо изучать лишь в таком объёме, чтобы быть в состоянии, в случае надобности, участок земли правильно, согласно с измерением, принять, передать, разделить или представить отчёт о работе; а этому так легко научиться, что если внимательно следить за измерением, то, уходя домой, можно знать не только величину участка, но и способ его измерения. Но в изучении геометрии доходить до трудно понимаемых чертежей, полагаю, ненужно: пользы от этого не видно. Сам я не профан в этой науке, но занятие ею может поглотить у человека всю жизнь и помешать изучению многих других полезных наук.
Философия – не умозрительное рассмотрение природы, а учение о том, как следует жить.
Философия должна заниматься не столько природой, сколько человеком, его нравственными качествами и сущностью знаний.
Примите ещё один мой завет: моё неистовство. Философии иной раз подобает – не мудрствовать.
Философ занимает промежуточное положение между мудрецом и невеждой.
Всякое знание годится для философа.
Мудрость, тождественная пониманию, не сводится к набору знаний, к множеству мнений.
Правильное, но не подкреплённое объяснением мнение, нельзя считать знанием. Если нет объяснения, какое же это знание? Но это и не невежество. Ведь если это соответствует тому, что есть на самом деле, какое это невежество? Повидимому, верное представление – это нечто среднее между пониманием и невежеством.
Для людей, которые ничего более не желают, как сделаться хорошими, легка всякая наука, потому что они в каждой науке желают знать только то, что нужно всем людям.
Признаками хороших способностей считаю быстрое усвоение человеком предмета, который его занимает, запоминанье выученного и интерес ко всем знаниям, которые помогают хорошо вести домашнее хозяйство, управлять государством и вообще уметь пользоваться людьми и действиями людей. Кто получил такое образование, думаю я, будет не только сам счастлив и будет хорошо вести своё хозяйство, но может и других людей и целые государства делать счастливыми.
Серебро и золото не делают человека нисколько лучше, а учение мудрецов обогащает добродетелью того, кто им владеет.
Кто учит говорить и поступать, как должно, имеет право пользоваться уважением.
Не затыкайте рта другим, а сами старайтесь быть как можно лучше.
ЛЮДЯМ НЕЛЬЗЯ БЕЗ ПРАВДЫ
Познание есть нечто прекрасное, чему свойственно управлять человеком, и если кто узнает добро и зло, ничто уж не заставит его делать что-нибудь другое, а не то, что велит познание.
Путём размышления можно найти общеобязательную истину.
Изо лжи не сделаешь правды.
Человек заблуждается и отвергает на деле истину только потому, что её не видит; поэтому стоит лишь просветить всех людей, и они, познав истину, станут творить её, и добродетель будет царствовать в мире.
Ясное знание истины достаточно для добродетели.
Раз погрешность устранена, а правота получает верх, необходимо во всяком деле людям, так расположенным, хорошо поступать и жить, а хорошо поступая и живя – быть блаженными.
Достаточно ума, чтобы помогать человеку в исполнении им добра.
Умеренность в наслаждениях, в еде, питье, ласках, – да, это я всегда советую людям и сам стараюсь соблюдать. Но когда речь идёт об истине, когда речь об истине – гоните от себя умеренность, как волка от стада!
Истину не защитишь мелкими словами! Даже самой страстной горячности нелегко отстоять истину, когда против неё – власть.
Честным людям нельзя жить без правды.
Надо высоко ставить истину. Истина превыше всего. Истина – это Бог.
Ложные науки воспитывают неуважение к истинной мудрости.
Всякое знание, отделённое от справедливости и другой добродетели, представляется плутовством, а не мудростью.
С любым утверждением можно по желанию соглашаться или не соглашаться, но верность его следует испытывать фактами.
Часто, прежде чем разглядят зоркие, это удаётся сделать людям подслеповатым.
Зрение рассудка становится острым тогда, когда глаза начинают уже терять свою зоркость.
Всякий здравомыслящий человек должен помнить, что ослепление бывает двоякого рода и происходит от двух причин: при переходе от света к тьме или же – от тьмы к свету. Не следует, поэтому, смеяться над тем, чьё зрение затемнено или ослабло; неумно смеяться над душой, восставшей от мрака к свету, и тем менее уместно приветствовать смехом того, кто возвратился от света во мрак.
Надежды – сны бодрствующих.
Вы все твердите о надежде для меня и устремляете ко мне испуганные взоры. Я же толкую вам о надежде для нашего общества. Вот о чём надо беспокоиться, как бы общество не постигло худшее из всех несчастий: порабощение на долгие века!
Тяжелее всего быть обманутым самим собой. Ведь тогда обманщик неотступно следует за тобой и всегда находится рядом, разве это не ужасно?
Что странного в том, что путешествия тебе не помогли? Ведь повсюду ты возил за собою себя самого. И во время пути угнетали тебя те самые причины, из-за которых ты отправился в путешествие.
Мне очень хочется жить... Но тебе будет стыдно, если твой собеседник Сократ предаст свои убеждения ради жизни.
Тому, кто молод, кажется, будто самое ужасное – смерть. Но для меня было бы горше смерти – говорить на суде иначе, чем я говорил всю жизнь.
Подать чашу с ядом мне – это исполнимо, но умертвить правду? Кто в силах такое сделать?
Нельзя избавиться от истины посредством убийства, нельзя заставить умолкнуть голоса тех, кто служит этой истине.
Что может принести смерть тому, кто открывает истину? Стоит убить глаголящего истину, и тотчас людей охватывает любопытство к его вере и уважение к ней. Потому что нет ничего прочнее и притягательнее того, за что пролита кровь.
Нельзя избавиться от порицания, умерщвляя людей. Самое простое и действительное средство для этого одно: жить лучше.
ХОРОШЕЕ ДЛЯ ДУШИ
Есть одно только благо – знание, и одно только зло – невежество.
Человеком правит не удовольствие, а познание или разум. Познание есть нечто прекрасное, чему свойственно управлять человеком, и если кто узнает добро и зло, ничто уж не заставит его делать что-либо другое, чем то, что велит познание. Достаточно разума, чтобы помогать человеку.
Нет чего-либо благого или дурного, полезного или вредного вообще, как нет и чего-либо прекрасного или безобразного вообще. Поступок человека является добродетельным тогда, когда он направлен на благую и полезную цель, а вещь хороша, когда она пригодна для выполнения своего назначения.
Всё губительное и разрушительное – это зло, а хранительное и полезное – благо.
Истинная добродетель заключается в знании; дурные поступки – плоды невежества.
Все люди, начиная с детства, творят гораздо более зла, нежели добра.
Человек сам готовит себе добрую или злую судьбу, и не должен платить за преступление, совершённое его предком.
Не должны ли мы по крайней мере знать, что такое добродетель? Потому что, если мы совсем не знаем и того, что такое добродетель, как могли бы мы советовать кому-нибудь, каким образом всего лучше приобрести её?
Хорошее для души называется добродетелью.
Высшая мудрость – различать добро и зло.
По плодам узнают дерево. Надо судить о каждом поступке по его последствиям; называть его хорошим, если от него происходит добро, и дурным, если он рождает зло.
Всякая добродетель и вообще нравственность неотделима от мудрости.
Кто мудр, тот и добр. Истинная мудрость несовместима с порочностью и злом.
Худшее на свете зло – творить несправедливость.
Неужто, по-твоему, дело – менее убедительное доказательство, чем слово?
Избегать несправедливых поступков – это ведь одно из дел справедливости.
В вопросе справедливости дело – гораздо более убедительное доказательство, чем слово: ведь у многих на языке справедливость, а поступки несправедливые; а кто поступает справедливо, их тех ни один не может быть несправедлив.
Нежелание поступать несправедливо есть достаточное доказательство справедливости.
Не скрывай своего мнения относительно справедливости, но обнаруживай его и на деле. Относись ко всем терпимо и всем будь полезен.
Лучше претерпеть несправедливость, чем причинить её.
Никогда не следует воздавать несправедливостью за несправедливость и причинять зло кому бы то ни было, как бы он ни был неправ относительно нас. Немногие, однако, примут это правило, и люди, разделяемые местью, должны только презирать друг друга.
Не правда ли, платить за добро добром везде признают законным? А кто преступает этот закон, не несёт ли кару в виде того, что его покидают хорошие друзья и ему приходится цепляться за людей, ненавидящих его?
Не правда ли, кто делает добро окружающим его, тот – хороший друг, а кто не платит добром такому человеку, те возбуждают в нём ненависть своей неблагодарностью, но так как им очень выгодно общение с таким человеком, они изо всех сил цепляются за него?
Неблагодарность – это несправедливость без всякой примеси.
Человек будет тем более несправедлив, чем большие благодеяния он получил и не платит за них благодарностью.
Причинение зла другому есть результат собственного бессилия. Поэтому лучше самому подвергнуться несправедливости, нежели совершать её по отношению к другому.
Несправедливый поступок есть зло и позор для совершающего его, и притом во всех случаях.
Верховенство нравственного сознания неограниченно.
Добро нравственное самозаконно.
Не казаться хорошим должно человеку, но быть хорошим и в частных делах, и в общественных, и это главная в жизни забота.
Благородство не даётся рождением, оно определяется нашими поступками.
Блажен тот, кто живёт согласно знанию добра и справедливости.
Хорошими и блаженными делает людей не сознательная жизнь сама по себе, а также не какое-нибудь изо всех частных знаний, а только одно-единственное знание добра и зла.
Знать себя понастоящему человек может и должен только по отношению к тому, что всего важнее – к добру и злу – а не к пустой форме знания, или голому действу мышления.
Справедливостью всякий человек должен заниматься сам. Хоть успех каждый раз и обусловлен волею Божьей, но человек должен своим умом дойти до верного и ясного понятия о том, что правда и что неправда, что добро и что зло, потому что без этого понятья, обращясь к богам с молитвою о помощи, он может вымолить себе зло вместо добра.
Главный вопрос жизни есть вопрос о добре и зле. И человек во всех случаях может и должен выбирать добро.
Справедливость и всякая другая добродетель есть мудрость.
Невежество относительно того, что такое справедливость, – это невежество постыднейшее, грубое и самое зловредное для самого человека и других людей.
Никто не чинит несправедливости по доброй воле, но всякий поступающий несправедливо несправедлив поневоле.
Связь добродетели со знанием тесная, и только лишь знающий может быть добродетельным, и вместе с тем только добродетельный – действительно знающим.
Выказывай силу души и имей, что выказать.
Добродетельный человек есть по преимуществу человек знающий, а, стало быть, если бы он вообще мог делать зло, то он должен бы его был делать заведомо и по своей воле; но так как заведомо и по собственной воле никто зла не делает, то значит добродетельный человек вообще зла делать не может.
Самое быстрое и верное средство прослыть добродетельным человеком – это работать над собой с тем, чтобы быть им. Рассмотрите все добродетели – и вы увидите, что все оне увеличиваются трудом и упражнением.
Когда у людей больше нравственности, – когда они ничего не делают, или когда занимаются полезным трудом? Когда они бывают справедливее, – когда работают, или когда ничего не делают, а только рассуждают о средствах к жизни?
У людей больше нравственности и справедливости тогда, когда они заняты полезным трудом, а не тогда, когда ведут праздный образ жизни.
Между хорошей работой и плохим выполнением её такая же большая разница, как между исполнением дела и полным ничегонеделанием.
Когда я говорю, что быть работником – полезно человеку и хорошо, а быть бездельником – вредно и дурно, и что работать – хорошо, а бездельничать – дурно, то я говорю, что люди, делающие что-нибудь хорошее, работают и что они – работники, а играющих в кости или делающих что-нибудь скверное и вредное я называю бездельниками. И правду сказал Гесиод*: «Дело отнюдь ни одно не позор, а позор лишь безделье».
* Гесиод (VIII – VII вв.до н.э.) – древнегреческий поэт, создатель назидательного эпоса. До нас дошли две поэмы: «Теогония» («Происхождение богов») и «Труды и дни», написанные гекзаметром. (Й.Р.)
Воздержание – основа добродетели.
Есть три добродетели: первая – воздержанность и самообладание, вторая – храбрость, третья – справедливость. Эти добродетели являются частями мудрости.
Мудр тот, кто познал добродетели. Без познания добродетели нельзя поступать добродетельно: знание и действие неотделимы.
Благодаря прекрасной, высокой добродетели процветают и государства и семьи, и поэтому достойно человека, друзья мои, стремиться лишь к ней.
Добродетель может быть изучаема. Нужно философствовать и заботиться о добродетели.
Добродетели научаются, и она в силу прилежания достаётся тому, кому достаётся.
Познать добродетель и значит стать добродетельным.
У того, в ком вера в идеал истины и добра живая, и нравственность не может быть отвлечённою нравственностью. Его нравственные требования, при всей своей высоте и строгости, никогда не являются в форме внешних заповедей. Они живут в глубине его духа, где за голосом его разума ему слышится другой, вещий голос, охраняющий его от зла.
Ценность нравственного добра и правды безотносительна.
Добро есть реальное, истинное благо, потому что оно не только прекрасно, но вместе и полезно и приятно человеку; поведение, согласное с разумом, ведёт к счастью, потому что самый мир управляется Высшим Разумом.
Знающий добро не может сознательно делать зло, или выбирать зло: никто не порочен добровольно.
Преобразование образа мышления людей и всего их нравственного облика суть решающие предпосылки преобразования жизни общества в целом.
Можно понять, зачем корыстный и скупой человек обижает других: он хочет завладеть их имуществом, чтобы самому обогатиться; он вредит людям для своей выгоды. Злой же человек вредит другим без всякой для себя выгоды, мало того: вредя другим, делает и себе вред.
Людей, ни словом, ни делом не приносящих пользы, не способных помочь в случае надобности ни войску, ни государству, ни самому народу, особенно если сверх того они ещё и наглы, необходимо всячески обуздывать как бы богаты они ни были.
Сказано, что война делает людей негодяями. А подумайте: не следует ли из негодяев делать людей? И какое средство дано нам для этого? Назидательная беседа, когда ведётся она без высокомерия и скуки.
Из всех мнений одно остаётся несокрушимым: лучше перенести несправедливость, нежели совершить её, и прежде всего надо стараться не казаться добродетельным человеком, но быть им.
УЧАТ ЛЮДЕЙ ДОБРУ
Голос совести – это божественный голос, что звучит внутри нас и запрещает человеку совершать те или иные неблаговидные поступки.
Порой даже в дурном человеке вспыхивает на минутку искорка совести или стыда.
Во всей моей жизни, в самых важных и самых незначительных обстоятельствах я всегда слышал таинственный голос в своей душе, который предупреждал меня и удерживал от поступков, которые могли принести мне несчастье.
Где стыд, там и страх. В самом деле, есть ли такой человек, который бы стыдился какого-нибудь дела и в то же время не укрывался бы и не боялся дурной молвы?
Разве тот, кто утаился, не делается от этого ещё хуже?
Нравственное значение стыда в том, что он есть ощутительное противодействие нашей душевно-телесной природы тому, что не должно.
Все люди, думаю я, делая выбор из представляющихся им возможностей, поступают так, как находят всего выгоднее для себя. Поэтому, кто поступает неправильно, тех я не считаю ни умными, ни нравственными.
Тот, кто привык к пороку, желает продолжать жить в нём и начинает ненавидеть того, кто пытается отвести его от порока; тот бежит от такого человека, а никоим образом к нему не привязывается, и уж тем более не желает следовать ему в скромности.
Не может быть назван философом тот, кто обладает знаниями и мудростью, но, если судить по его образу жизни, лишён добродетели.
Изо всего того, что может решать человек, нет ничего более божественного, чем воспитание – его собственное и его домашних.
Учить других – значит распространять человеческое самосознание всё дальше и шире.
Наша молодёжь, увы, любит роскошь, она дурно воспитана, она насмехается над начальством, не уважает стариков. Наши дети стали тиранами, они не встают, когда в комнату входит пожилой человек, перечат родителям. Попросту говоря, они очень плохие.
Воспитание – дело трудное, и улучшение его условий – одна из священных обязанностей каждого человека, ибо нет ничего более важного, как образование самого себя и своих ближних.
Если бы я мог взойти на высочайшее место в Афинах, я бы возвысил голос и заявил: «Сограждане, почему вы переворачиваете и скребёте каждый камень, чтобы скопить богатство, и так мало заботитесь о своих детях, которые в один прекрасный день унаследуют всё это богатство?»
Есть учителя мудрости, которые поставили себе задачей разлагать, разрушать, расшатывать. Моё величайшее желание – складывать и наполнять. Скульптор строит. И если я в своё время с тяжёлым сердцем оставил ваяние, то принципу его – строить – я всегда оставался верен. Над этим я тружусь уже довольно долго и не жалею.
Скульптор видит своё изваяние ещё в глыбе мрамора.
Скульпторы берут лучшее от десятка мужчин или десятка женщин и отдают это одной статуе.
Скульптор и живописец должны в своих произведениях выражать состояние души.
Достоверность нравственных истин более мне очевидна, нежели истин фактических и логических.
Я собираю добро, переходя от человека к человеку; всё хочу доискаться, из чего же состоят доброта, человечность и справедливость. Так мыслит любитель мудрости – так же работает ваятель.
Было бы ужасно – не желать помочь кому-нибудь в деле совершенствования.
Если отцы жалуются, что сыновья у них неудачные, то странно с их стороны винить в этом одного-единственного человека, да ещё именно того, кто часами рассуждает с этими юношами о добродетели, да и сам, в жизни своей, не в разладе с нею, и хвалить тех, кто, разглагольствуя о добродетелях, ведёт порочный образ жизни.
Никто не может ничему научиться у человека, который не нравится.
Ты назвал меня учителем? Так слушай же моё поучение. Знаешь, чем отличается мудрый от немудрого? Добрыми надеждами!
Мудрый понимает, а не только знает.
Я стараюсь, чтоб каждый уходил от меня лучшим, чем пришёл ко мне.
Знание не есть нечто готовое, что можно передавать обучением. Знание – это цель, к которой нужно стремиться путём совместной умственной работы, направленной на образование правильных понятий.
Точное логическое определение понятий – главнейшее условие истинного знания.
При правильно поставленном образовании в каждой науке надо доходить только до известного предела, который не следует переступать.
Необходимо самостоятельно размышлять над тем, что общепринято, а не принимать его слепо.
Не знать, что такое добро и что такое зло, значит быть хуже всякого раба.
Ты говоришь, что здоровье ты считаешь добром, а болезнь злом; а затем из предметов, являющихся причиной того или другого, как, например, питьё, пища, образ жизни, те, которые ведут к здоровью, ты считаешь добром, а которые к болезни, – злом. Хорошо, но только это значит, что также и здоровье и болезнь, когда они являются причиной какого-нибудь добра, будут добром, а когда причиной зла, – злом.
Тебе непонятно, когда здоровье может стать причиной зла, а болезнь – добра? Тогда, клянусь Зевсом,* когда люди, принявшие участие благодаря своей силе в каком-нибудь позорном походе, вредном морском предприятии и тому подобном, погибают, а оставшиеся дома по случаю слабости бывают целы.
* Зевс (у римлян Юпитер) – в греческой мифологии верховное божество, почитавшееся как отец и царь богов и людей, бог неба, грома, молнии и дождя. (Й.Р.)
На каком основании такие вещи, которые то полезны, то вредны, считать добром, а не злом? Клянусь Зевсом, никакого основания для этого не видать.
Счастье – вполне несомненное благо, если не составлять его из сомнительных благ. Но из того, что даёт счастье, ничто не может быть сомнительным, если только мы не будем относить к нему красоту, силу, богатство, славу и тому подобное. Не то, клянусь Зевсом, мы отнесём к счастью много такого, что доставляет людям массу неприятностей: многие вследствие красоты развращаются людьми, которые сходят с ума от страсти к красивым; многие вследствие силы берутся за дело, превышающее их силу, и впадают в немалые несчастия; многие вследствие богатства становятся избалованными, делаются жертвой интриг и погибают; многие вследствие славы и влияния в государстве терпят большие беды.
Никто не может быть господином над душой другого человека, и не в нашей власти принудить человека поступить разумно. Мы должны при случае и по мере сил стараться склонять людей жить разумно; но успех наших слов зависит не от нас, от нас только зависит самим правильно поступать, и это главное; а праведные дела наши уже сами будут учить людей добру.
ОБЩЕСТВЕННОЕ ПОПРИЩЕ
Какой образ жизни считать лучшим для человека? Полагаю, что только один: хорошую жизнь, т.е. жизнь и деятельность, направленные на общественное и частное благо.
Если кто, имея возможность своим участием в государственных делах возвеличить отечество и чрез это сам пользоваться уважением, не решается на это, того будет справедливо считать трусом.
Не пренебрегай общественными делами, если можешь способствовать их улучшению: ведь если они будут итти хорошо, то от этого будет немалая польза не только всем гражданам вообще, но и в частности и друзьям твоим, и тебе самому.
У кого есть талант узнавать, какие люди полезны друг другу, и кто может возбуждать в них взаимную страсть, тот мог бы, мне кажется, и город склонять к дружбе, и браки устраивать подходящие: он был бы дорогим приобретением и для городов, и для друзей, и для союзников.
Государство растит людей, прекрасное – хороших, противоположное – дурных.
Невыгодно считаться богатым, храбрым и сильным, не будучи таковым: к ним предъявляют требования, превышающие их силы.
Не следует учить людей политике, не научив их сперва властвовать собою.<
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 341; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.143.236 (0.014 с.) |