ТОП 10:

Основ.напр-я ф-го возд-я на эк-ку



Ф-ое воздействие осущ-ся с пом фин рычагов. Задачи, реш с пом фин рычагов 1) регул-е общего уровня фин рес-в, аккумул в сфере матер произ-ва 2) эк огранич-е монопол деят 3) регул-е внешнеэк деят 4) обеспеч/е соблюд-я п/п правовой и договорной дисциплины 5) материал стимул-е развития произ-ва 6. рег-е инвест-х и инновац-х проц-в в масштабах страны,рег-на,отрасли,п\п в реал.секторе эк-ки.Для стран с перех.эк-кой (РФ) важ.задачей ф-ой пол-ки яв-ся обесп-е не т\о поступат.раз-я,а созд-е кач-нно нов.отрас-вой стр-ры эк-ки,ориент-ной на передов.произ-ва.Такое достиж-е м.б обесп-но на основе привлеч-я инв-ций в наукоемкие и выс\тех-лог.пр-ва,ф-е НИОКР.

Важное значение для развития эк-ки имебт фин регул-е и стимул-е произ-ва, финан-е НТП, страховая защита обществ пр-ва.

Среди рычагов ф-го гос-го воздействия выделяют налоговую политику. Система налогльгом способст-т ускоренному обновлению производ базы, росту расходов на НИОКР, предоставление налог каникул. Регулирующий механизм налогов и платежей допол-ся системой фин санкций: Штрафы обеспеч действенность всех налогов и платежей. Задача гос фин регул-я – обеспечить оптим р-ры и соотнош-я м/у фондами возмещения, потребления и накопления. Также с пом фин возд-я на эк-ку гос регулир-т процессы НТП. Механизм регул-я включ сов-ть фондов фин-я и эк. Стимул-я НИОКР, работ по созд и внедрению нов техники, технологий. Гранты – субсидии под конкретные разработки. Большую роль в развитии пр-ва играет страхование. Сущ 3 гр методов, применяемые в борьбе с ущербом от стих бедствий и несч случаев. 1) превентильные предупреждение нежелат последствий, 2) репрессивные – подавлении е неблагоприят события 3) компенсационные - самострахование

Т. о. ф-е возд-е на эк-ку в 1-ю оч-дь связано с деят-тью гос-ва. Цель эк.пол-ки гос-ва состоит в обесп-нии стаб-ти экон-го раз-я.Осн.напр-я гос.рег-ния связаны с предотвращением и сглаживанием негат.проявл-й эк.циклов,оптим-ции хоз-ва,созд-ем усл-й созд-я кап-ла и др.В усл-х рын.эк-ки исп-е админ.м-дов возд-я на деят-ть отд-х ее суб-в ограничена.Бол.знач-е приоб-ют эк.инст-ты возд-я,в т.ч.ф-е

 

Роль ф-в в реш.соц.проблем

Основная цель эк-го развития это обеспечение благосост-ия гражд-н.В усл-х р-ка повыш-ся личная ответст-ть граждан за собст-ое семейное благополучие. В месте с тем соц. стабильн-ть выст-ет один из усл-ий эк-го развития, поэтому обесп-ие мин-ных соц-х гарантий, неотъемлемая ф-ция соврем-го гос-ва. Фин-ми методами воздейс-ия на соц-ые процессы в РФ м-о назв-ть след.: 1. прямые ден-ые выплаты гражд-м, гарант-ые гос-ом( пенсии, пособии, степендии ); 2. льготы отдел-м категориям гражд-н по оплате тов-в и усл-г; 3. налоговое регул-ие-(налоговые ставки, налоговые льготы); 4. бюдж-ое фин-ие учреж-ий соц-ой сферы(образ-ие, здравоохр-ие); 5. гос. подддер-ка жизненно важноых отр-лей эк-ки,ориент-ых на произ-во, потреб-х тов-в и ус-г; 6.развитие фин-го р-ка уч-ки к-го ориентир-ны на мелких вкладчиков инвесторов. Этими методами обеспечивается реал-ции коституционно-закрепленных соц-х гарантий(права на труд и защита безраб-цы). Соц-ное обеспеч-е при утрате трудоспос-ти или потере кормильца, права на жилище, права на охр.здоровья. Общая оценка эф-ти всех в совок-ти методов, фин-го возд-ия на соц-ые процессы м-т б.произв-ми на основе показ-ей, свидет-щих о диффер-ции доходов гражд-н,соц-го состава гражд-н, продол-ти жизни нас-ия, индекса рожд-ти и индекс смерт-ти.

58.Рольфин-в в развитии внеш-й торговли.Самой 1-й формой внешнеэк-й деят-ти в с-ме междунар-х экон-х связей-яв-ся внеш-я торговля.Она включ-т вывоз и ввоз тов-в,сырья и материалов.Основой разв-я внеш-й торговли яв-ся различия в издер-х произ-ва тов-в в разных странах.Импорт-ся тов-ры из стран где издер-и меньше,а эксп-ся те тов-ы,издер-и к-ых ниже у эксп-ов.Каждая страна экспор-т ту продук.в выпуске к-ой она преуспевает.Основ-ю часть валюты Россия получ-т от эксп-та сырьевой продук-и(нефть,газ,лес,чугун,сталь).Наиб-й удел.вес в обороте внеш.торговли приход-ся на Беларусь,Казахстан,Украина.Отлич-й чертой мир-го рынка яв-ся особая с-ма цен.В основе лежит закон ст-ти,спроса и предлож-ия.Цены по экспорту и импорту фиксир-ся во внешнетор-х контрактах.Роль фин-в в разв-е мир-й торговли состоит в том,что они обслуж-т экспорт-импорт-е операции.Фин-ы оказ-т влияние на эк-ие интересы участников внеш.торговли и способ-т ее разв-ю с помощ.фин-х инстр-ов,осущ-т расчеты по внешнеторг-м операц.Расх-ы распред-ся м/у участ-ми междунар-х отнош-й.Экспор-р получ-т выручку из нац.дох-а и импорт.страны тем самым обесп-т приток фин-х рес-в в эк-ку страны и налог.дох-ы в бюджет(это распред-я ф-ция фин-в).Контрол-я ф-ция с помощ.стоим-х показ-й отраж-т ход такого перераспр-я.Основ-ми фин-ми инстр-ми воздейст.на отеч-го товаропроиз-я яв-ся:-налоги,-амортиз-я полит-а,-госуд-фин-я поддержка,-страх-ие,-с-ма льгот.Глав.фин.инст-ми в тамож-й полит-и:-тамож-е пошлины,-налоги на имп-е и эксп-е тов-ы,-с-ма льгот .Тамож-е платежи яв-ся источ-ми дох-а фед-го бюджета РФ.При расшир-и имп-а часть нац.дох-а страны уходит зарубеж.При увелич-ии же экспорта в эк-ку страны идет приток фин-х рес-в от стран-покупат-й.Отсюда стрем-ие кажд.страны увел-ть эксп-т отеч-х тов-в и сократить имп-т иностр-х тов-в.

Понятие Внебюдж.фонды (ВБф), их класс-ия.

Одним из звеньев гос-ва выст0т гос.ВБ. ВБ- сов-ть экон.отн-й, связ-х с форм-ием и испол-м центр-х ДС на основе операт.самост-т, строго в соот.с целев.назнач-м фондов. Обычно они созд-ся для обес-ия надеж. Фин-ния соц, науч.-тех, эколог.. иневест и др.общест-знач-х потреб-ей. Счит-ся, что ВБ возн-ли раньше б-та.Это объяс-ся тем, что в п/се стан-ния соврем.гос.вл. происх-ло выдел-ие отд.ff гос-ва и закреп-ие за ними спец.фин.рес-ов.Кол-во спец.фондов не были пост-ны, хотя и было необх-о- созд-ло фин.неудобства.В 1 фонде наблюд-сь нехв-ка ср-в, в др.-избыток. Кроме того, Прав-во могло испол-ть эти ср-ва безконтрольно.Поэтому по мере укрепл-ия центр-ции гос-ва постпен-о проис-ло объед-ие спец-х фондов в едином гос.б-те. Некот-ые ВБ сохр-ли свое знач-ие и самост-ть и сущ-ли наряду с гос.б-том.

Выдел-ие наряду с б-том ВБ обуслов-о причинами: 1.необх-ью выдел-ия спец.ден.рес-в с целью их > эффек.и строго целев.испол-я.2. необх-ью опред-ия особых и одноврем.устойч-х фин.источ-в для удовлет-я спец.потреб-й гос-ва.3.-.-.-. изыскания допол.источ-в для удовлет-я общ.потреб-й, кот-ые не м/б профин-ны из б-та, но яв-ся основой- военн.Ра, науч.исслед., соц.выплаты насел-ю.Матер-й источ-м ВФ яв-ся НД, а преоблад-я часть созд-ся в п/се его перерасп-ия.В этом смысле ВФ яв-ся фин.катег-й и частью С-мы гос.финансов.

В то же t ВФ облад-т особен-ми:1. проекты б-тов госВБ предостав-ся одноврем.с проектами соотв-х б-тов на очеред.фин.год.2.б-та гос.ВФ утверж-ся и рассмат-ся в форме Фед.з-нов.3.имеют строго целев.хар-р.4.До ВФ форм-ся за счет обяз.платежей и добровол.взносов.5. страх.взносы и взаимотн-ия по их уплате, имеют налог.природу, тарифы взн-в уста-ся гос-вом и яв-ся обяз-ыми.6. ДС ВФ нах-ся в гос.собст-ти и не вход-т в состав б-тов.7.расх-ие ср-в осущ-ся по расп-ию Прав-ва или спец.уполномоч.орг.

Классиф-я: 1)по целевому назначСоциальные, им общегос значение, Экономич, Межотраслев, Отраслевого назначения, Экологические, Админ – правовые 2)По уровням управляемости федер, регион, местн, отрасл, межотраслев

Субъ-ми упр.ВФ яв-ся: исполн.орг и их террит.подразд-ия, фед.и регион. Орг.исполн.вл.(Мин-во наук и технолгии), ассо-ции, союзы, объед-е юр.л., кр.корпорации и консерны.

Источ-ки форм-ия: обяз.соц.На, На и сборы, закреп-ые за конкр.фондами, добров.отчисл п/п,бюдж.ср-ва, До от оказ-ия платныхуслуг, от коммер.деят-ти, займы и К, Добров.взносы юр. и физ.л.За счет фонда обесп-ся соц.защита насел-я в случае болезни, инвал-ти, стар-ти, безраб., воспроиз-во рабсилы- поддерж.здоровья, жизн.уровня, фин.обесп-ие научно-техн.прог-мм, на охрану окруж.среды, поддерж-ие правопорядка, форм-ия для усл-и занят-и насел-я, круп.инвестици на фин.р/ке.

Соц.Внеб.фонды.

ВФ соц.назн-я соз-ся на уровне РФ (гос.ВФ), суб.фед (регион.ВФ), фед.минист-в и ведомств(отрасл.ВФ). В настоящ.t функ-ет 3 гос.ВФ: ПФ Рф, фонд соц.Страх, фед.фонд обяз.медиц.страх. С 2001 г. фонд заня-ти был упразднен. Для всех фондов была устан-на единая налогобл.база (ЕСН). Контр-ь за прав-ью исчисл-я, полнотой, своеврем.внес-ия осущ-ся налог.орг.Пенсион.фонд был создан 22.12.1990г.Цель- аккум-ие ср-в, предназ-х на выплату тр.пенсий и упр-ия Ф-ми пенс.обесп-ия. ПФ яв-ся самост-м фин-кредит.учреж-й, подотч-н Прав-ву РФ и осущ-т свою деят-ть свою деят-ть в соотв.закон-вом. До 2002 г.сущ-ла распред.С-ма пенс.обесп-ия, т.е. все отчисл.в общий котел, получ-ые гос-вом ср-ва целиком исп-сь на выплаты пенсии в тек.момент.Накопит.С-ма обесп-т диффи-ию пенсии от накопл-я ч/кА и наск-ко эффк-но были инвест-ны, позвол-т инвест-ть на д/сроч.основе идр.Ср-ва ПФ форм-ся за счет:1. страх.взносов граждан, заним-ся индив.труд.деят-ю2.страх.взносов работ-лей.3.страх.взносов иных категории.4.ассиг-ий из республ.б-та на выплаты пенсии и пособии военнослуж-м и = к ним граж-м (семьям, соц.пенсий, пособ.детям страше 1,5 л. на индекс-ию указ-х пенсий, а т/е на предост-ие льгот в части пенсии,компенсации грдаждан пострад-шим от чернобыл. Катастроф, Ра по пересылке и доставке пенсии, ср-в, взыскив-х с работ-лей и граждан в рез-те регрис.требо-ний.6.за счет Добров.взносов.Расх-ся на цели: пенсии, пособия за уходом за ребен-м, оказ-ие матер.помощи орг.соц.защщиты престарелым нетрудоспоб, фин. и матер.-техн.обесп-ие тек.фондов и его орг., др.меропр. связ-ые с деят-ью фонда.Б-т ПФ форм-ся за счет источ-ков: 1.ЕСн, субсидия из фед.б-та на покрытие дефицита баз.части тр.пенсий.2.страх.взносы, направ-ые на выплату страх.пенсии.3.До от размещ-я времен.-своб.ср-в,4.ср-ва фед.б-та5.∑пени, недоимки, подлеж-й в б-т фонда. и др.налог.база до 280тыс.руб для с/х товаропроиз-ей ЕСН=15,8%. ФСС.создан 25.12.1990г.Задачами яв-ся: обесп-ие гос.пособии, участие в разр-ке и реал-ции прог-мы по охр.здоровья, а т/е мер посовер-ию соц.страх-я, осущ-ие мер для обесп-ия фин.устой-ти (созд-ие резерва), разраб-ка тарифов по страхвзносам на гос.соц.страхъ-я.Ср-ва исп-тся: выпл.пособии (по времн.нетрудоспос, Рождении, по уходу за ребенком), санат-курорт.леч-ие, возмещ-ие вреда раб-кам, связ-х с испол-м труд.обяз-тей, погаш-ие задолж-ти ПФ перед ФСС, фин-ие деят-ти орг.исполн.вл, обесп-х соц.защиту труд.прав и охр.тр.раб-ков, провед-ие научно-исслед.работы по ?? соц.страх. Ср-ва ФСС форм-ся и испол-ся в соотв-вии с б-том ФСС РФ, кот-ый утвер-ся ФЗ на фин.год.Отчисл. в фонд с/х произ-лями 2,2%.ФОМС –образ-н 28.06.91г.Он форм-ся для фин.обесп-ия прав граждан на мед.помощь.Фин.ср-ва образ-ся за счет:страх.взносов п/п, ассиг-й из фед.б-та, добров.взносов физ.и юрид.л., До от испол-ия времен.свобод.фин.ср-в, нормирован-о страх.запаса фин.ср-в Фед.фонда.Его ср-ва испол-ся на: оплату медиц.услуг, предостав-х гражданам; фин-ие целев.медиц.прог-м, подгот-ку и переподгот-ку специи-тов, разв.мед.науки, матер.-техн.обесп-ие и др.цели. По инициативе мест.властей функ-т и др.фонды –Фонд фин.рес-в соцзащиты насел-я в Москве.Отраслев.фонды созд-ся при минист-вах и ведомтс-х по реш.фед.Прав-ва.Отчил-ия в террит.фонд -1,2%, а в фед.фонд -0,8% - для с/х п/п.

Ф-ый мех-зм соц.гарантий

С т.зр. фин-го мех-ма реал-ции соц-х гарантий м-о выбрать две осн-ые модели соц-ой защиты: 1. бевериджская, в к-ом наиб-ее уд.вес зан-ет соц-ая помощь; 2. бисмарковская, в к-ом наиб-ее уд.вес соц-ое страх-ие. Первая модель основана на бюдж-ом мех-ме, когда соц.выплаты осущ-ся за счет общих налоговых поступлений из бюд-та.Вторая, страх-ой мех-зм предл-ет созд-е орг-нообособ-х фондов ден.ср-в, формир-х за счет страх-х взносов и испол-мых при наст-ии страх-х событий, если соц.помощь ориент-но на малообесп-х граждан и кретериями ее яв-ся более низкие, по сравн-ию с прожиточ-м минимумом, ур-нь семей-ых доходов, то соц.страх-ие построено на принципах завис-ти страх-х выплат от продол-ти и величины взносов, фондов соц.страх-ия. Страх-ой мех-зм, м-т предп-ть перерасп-ие ср-в при к-ом выплаты осущ-ся за счет текущ.поступлений и полную капитализацию – накопит-ый метод, при к-м предпол-ся накопл-ие ср-в на лиц-х счетах трудящихся до момента наступ-ия пенс-го возраста.

Зак-во РФ опред-ет две осн-ые сферы соц.обесп-ия: 1. обяз-ые соц-ые страх-ия- это с-ма созд-мых гос-м правовых эк-х и орг-ных мер, напр-ых на компенсацию, минимизацию, в последствии изменении матер-го и соц-го полож-ия раб-х граждан. 2. гос-ая соц-ая помощь предост-ия малоимущ-м семьям или малоимущ-м один-ко прожив-щим гражд-м за счет ср-в в соотв-х бюдж-в, бюжд.с-мы, соц.пособий, субсидий, компенсаций.

Осн-м источ-м их фин-ия я-я: 1. бюж-т раз-х уровней, 2. гос. соц. внебюдж-ые фонды. Введение ЕСН, пост-ия к-х в 2001г. выступает осн-м источн-м доходов соц.внебюдж-х фондов не позв-ет четко разграничить бюдж-ый и страх-ой мех-зм обесп-ия соц.гарантий. Большое знач-ие придается дополн-ым мех-ом обесп-ия в случ-х наступ-ия не благопр-х жизн-х событий, влекущих за с-й потерю доходов(ДМС).Предусм-ны налог-ые льготы по взносам и выплатов из внегос-х пенсион-х фондов,СК. С 2001г. закон-но ведены соц.вычеты по НДФЛ при оплате граж-ми медиц-ких и образ-х услуг.

Общими проблемами соц.защиты я-я: 1. Низк.ур-нь соц.выплат, 2. Несоверш-во мех-зма индексации соц.выплат, в целях защиты от инфляц-го обесцен-я. Автомат-ая индекс-ия соц.выплат осущ-ся по пособиям привяз-х к сред.з/плате (по берем-ти и родам), 3. Безадресность- предвар-ая проверка нуждаемости как один из принципов оказ-ия соц.помощи, предусм-ы в наст.вр. т/о при выплате ежемес-го пособия детей до 16 лет, 4. Большое кол-во льгот предост-ых в безденежной форме ( бесплат-й форме (бесплатное образ-е, хотя проблема неактуальна).5.Гарантии необеспеч-ы реальными ист-ком фин-я, отсутсвие четкого фин-я и гарантий.С 2000г. ФЗ-вом предост-но действие льгот необеспеч-х бюдж-ми ср-вами..

 

 

54. Особенности финансирования НИОКР

Обеспечение эффект-сти обществ-ого воспроизводства и повышение уровня жизни населения полностью зависит от рез-тов науки и внедрения рез-тов науч. иссл-ий. Роль фин-ов в реш-ии задач нач-технич. пол-ки проявл-ся в обесп-ии фин-ия и стимул-ия нау-технич. разработок.

Источ-ки фин-ия НИОКР могут разл-ся в зав-сти -от видов науч. исследований (фундам-ых, прикладных, опытно-констр-х); -от формы их орг-ии (госуд. и негосуд. науч-исслед институты, центры, фонды).

ФЗ от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и гос-ной научно-техн-ой пол-ке" так определяет основные направления науч. иссл-ий:

- фунд-ые научные исследования – экспер-ная или теоре-кая деят-сть, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функц-ния и развития человека, общества, окружающей природной среды;

- прикладные научные иссл-ния – иссл-ия, напр-ые преимущ-но на применение новых знаний для достижения практ-их целей и решения конкретных задач.

Основные источники фин-ия НИОКР:

1– средства бюджетов разного уровня бюдж. системы;2- ср-ва специальных отраслевых и межотраслевых фондов;3- собствен. ср-ва исполнителей и негос-ых заказчиков НИОКР;4- ср-ва физ. и юр. л., в т.ч. м/ународных фондов поддержки научн. исследований;

Бюджет. финансир. НИОКР осуществляется в следующих формах бюдж. расходов:1) сметное фин-ние госуд. науч. исследований; 2) субсидии, субвенции, бюдж. кредит, оплата гос. и муниц. заказа.

В ФЗ N 127 предусмотрено, что ср-ва на финасирование науч. иссл-ий и эксперим-ых разработок гражданского назначения выд-ся из федер. бюджета в размере не менее 4% расходной части фед.бюджета.

Главн. распорядителем сред-в фед. бюдж по разделу «Фундаме-ые иссл-ия и содействие науч-технич. процессу» выступает Мин-во промышленности, науки и технологии РФ. К правам этого мин-ва относится:

-форм-ние резерва средств в размере до 2% ассигнований на фундамент.-е иссл-ия;

- направлять в идее субвенций до 0,5% ср-в федер. бюджета для фин-ия мероприятий в области м/унар-ого науч-технич. сотрудничества.

- напр-ние ассигн-ий для закупки образцов приборов, обор-ния, нач-технич. лит-ры, организация науч. конференций.

Ср-ва территор. бюдж. напр-тся на фин-ание науч. работ регион. значения, рез-ты которых м.б. использованы в других регионах.

Фонды НИОКР федер. органов гос. власти и коммерч. орг-ий форм-тся за счет добро-ных отчислений в размере до 1,5% с/стоимости произв-мой продукции, включаемой в себест-ть.

Прикладн. науч.разработки могут осущ-ься непосредственно за счет ср-в организ-ий выступ-их заказчиком таких работ. Основной источник – прибыль организ/й

Гос-во стимулирует исп-ние фин. ресурсов на НИОКР через механизм льготн. налогообл-ия, ускорен. амортизации.

Формой иностран. фин-ия явл-ся гранты – денежн. и иные ср-ва, передаваемые безвозмездно и безвозвратно гражданами и юр. л., международн. организ-и, получившие право на проведение конкретных научн. исследований на условиях, предост-ых грантодателем.







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.225.194.144 (0.01 с.)