ТОП 10:

Финансовые посредники. Виды профес-й деят-ти на ФР



Финансовые посредники обеспечивают посредническую связь между покупателями и продавцами финансовых инструментов (услуг). Определенная часть финансовых посредников сама может выступать на финансовом рынке в роли продавца или покупателя. Функции финансовых посредников: а)совмещают потребности покуп-й, прод-в по срокам, объемам и принятию риска; б) сокращают время и деньги на осущ-е финан-х сделок; в) помогают решить проблему несовпадения инфы для внешних и внутренних польз-й; г) сокращают риск ложного выбора и недобросовес-го поведения. Основные виды финансовых посредников:1. Финансовые посредники, осуществ-е исключ-но брокерскую деят-ть, явл-ся профессион-ми участниками финансового рынка. 2. Финансовые посредники, осуществ-е дилерскую деятельность. Профессиональная деятельность на финансовом рынке направлена на: а) кач-е обслуж-е торговых сделок; б) создание условий для ускорения кругооборота денежных фондов; в) эффективное функц-е рыночного механ-ма в интересах клиентов и гос-ва. Профессиональные участники финансового рынка: 1. Брокеры - посредники при заключ-и сделок м/ж продавцом биржевого товара и его покупателем, которые выпол-т от имени клиента и за его сред-ва все операции, связанные с куплей-продажей финан-го товара. 2.Дилерыпомимо обслуж-я клиентов могут самост-но заключать спекул-е сделки на финансовом рынке, вклад-я в них собств-й каптал и получая прибыль за счет реал-и приобрет-го товара по цене, превыш-й цену его покупки. 3.Джобберы – консультанты по проблемам конъюнктуры и динамики финан-го рынка, в том числе и для брокеров и дилеров. 4.Биржевые маклеры –работники биржи, которые заним-ся технич-м обслуж-м участников биржевых торгов. 5.Регистраторы– составители реестра ц/б на рцб.


Классификация финансовых рисков

Риск -финанс-я категория, кот-я возник-т в процессе отнош-й субъектов реального сектора с финанс-ми инструм-ми вследствие проявления инфляц-х факторов, изменений % ставок банка, снижения стоимости ц/б. Риск- вероятность возникновения потерь, убытков, недопоступлений план-х доходов, прибыли. Различают 2 вида финансовых рисков: 1. Риски, связанные с покупат-й способностью денег: Инфляц-й риск - риск, связанный с ростом инфляции, при котором денежные доходы обесц-ся быстрее, чем растут. Дефляционный риск – риск, связанный с падением уровня цен, при котором эконом-е условия предприн-ва ухудш-ся, доходы снижаются. Валютный риск- опасность вал-х потерь, связанных с измен-м курса одной ИВ по отнош-ю к другой при проведении внешнеэк-х, кредитных и других валютных операций. Риск ликвидности -возможность потери при реализации ц/б или других товаров из-за изменения оценки их кач-ва и потреб-й стоимости. 2. Инвестиционные риски: Риск упущенной выгоды -это риск наст-я косвенного финанс-го ущерба в рез-те неосущ-я какого-либо меропр-я. (страхование). Риск снижения доходностиможет возникнуть в результате уменьшения размера % и дивидендов по портфельным инвестициям, по вкладам и кредитам: а) процентный риск:опасность потерь КБ, кредитными учреждениями в результате превышения % ставок, выплач-х ими по привлеч-м ср-вам, над ставками по предостав-м кредитам; б) кредитный риск - опасность неуплаты заемщиком основного долга и %, причит-ся кредитору. Кредитный риск может быть также разновид-ю рисков прямых финансовых потерь.Риски прямых финансовых потерь вкл: Биржевые риски - опасность потерь от биржевых сделок. Селективные риски - риски неправ-го выбора способа вложения капитала, вида ц/б для инвестир-я в сравнении с другими видами ц/б. Риск банкротств - опасность в рез-те неправ-го выбора способа влож-я капитала, полной потери предприн-м собственного капитала и неспособности его рассч-ся по взятым на себя обяз-вам. Снижение степени риска – сокр-е вероят-ти и объема потерь. Приемы: 1) диверсифик-я – процесс распред-я капитала м/у разл-ми оюъектами влож-я, котор-е непоср-но не связаны м\У собой (не может свести инвест-й риск до 0); 2) Лимитирование – устан-е лимита, т.е предел-х сумм расходов, продажи, кредита; 3) Самострах-е – децент-я форма созд-я натур-х и страх-х фондов непоср-но в хоз-м субъекте; 4) Хеджирование – исп-ся в банк-й, бирж-й и ком-й практике для обозн-я различ-х методов страх-я валют-х рисков.

 

Гос. регулир-е фин. рынка.

Гос. регулир-е фин. рынка – это совокупность эк. отношений хоз-х субъектов, обеспеч-я целостность, сбалансир-ть и устойч-ть фин. рынка, а также наиболее эффективное перераспред-е эк. ресурсов. Гос. регулир-ем заним правит-во и нац.банк. Содержание гос. регулир-я составляют: а) регламентация хоз. жизни посредств, свода правил, кодекса поведения хоз-щих субъектов; б) формир. организ.-эк. структур, обеспеч-х строгий контроль за соблюд-м норм регламент-й хоз. поведения субъектов рынка и обслуж-х хоз. отношения; в) выработка соц.-эк. политики, определение и результативное примен. мех. ее реализации. В РБ роль и место гос. регулир-я определяют рядом основных факторов: 1) переход от админ. экономики к рын. предполагает неизбежное сниж. уровня гос. регул-я. 2) в период реформир. общ-ва именно гос-во должно выполнять системообраз-ю функцию, определяя параметры будущей соц.-эк. системы, темпы и направления преобразов. Неизбежно возрастает роль гос-ва в условиях мир. фин.-эк. кризиса. 3) нек. институты, развив-ся и функционир-е в усл. рын. эк-ки в стране создавались админ. путем и изначально оказались под контролем гос-ва, т.к. не имели возможности развив. без его участия. Степень вмешательства государства на формирующихся рынках должна быть выше, чем на развитых. Важное значение имеет и саморегулирование. Различ. 2 уровня регулир-я фин. рынка: - на внутр ур-не реглам-сяпо провед-ю фин операций внутри стр-ны (резид, нерезид): ограни на вхожд участн в рынок, специф налогообложения. - внеш регул-е сущ как регулир-е в др. странах действий резид данной страны и как междунар регул-е со стороны наднацион инстит (МВФ, ЕБРР, МБРР и т.д.) Целенапр. воздействие гос-ва на фин. рынок осущ. прям. (админ.) и косв(эк.) методами. Прям. гос. регулир-епроизв. посредством установления обяз. треб. к участн. фин. рынка (в виде системы правов.норм и гос. органов, обеспечив. исполнение этих норм). Инстит. элементом эк. регул-я выступает фин.-кред. политика страны. Косв. регулир-е фин. рынка осущ через провед. опред. полит. – налог, денеж, в обл формир и исп ср-в гос бюдж. Методы: -институц. регулир-я объект - фин положение конкрет фин инстит и обеспеч качество управл ими: установление требований к размеру собственных средств, регулир-е структ. активов и пассивов. – функц-е регулир-е связ с установлением правил совершения опред операций, т.е. выполн конкр функций.

В Бел. роль и место гос. регулир-я определяют рядом основных факторов:

1 переход от админ. экономики к рын. предполагает неизбежное сниж. уровня гос. регул-я.

2 в период реформир. общества именно гос-во должно выполнять системообразующую функцию, определяя параметры будущей соц.-эк. системы, темпы и направления преобразов. Неизбежно возрастает роль гос-ва в условиях мир. фин.-эк. кризиса.

3 в условиях перестройки хоз. мех., сопровождающийся формир. новых интстит. и (или) субъектов рынка, не обладающих достат. степенью доверия, ур. риска по любой эк. операции превыш. допуст. предел, поэтому только участие гос-ва во всех сферах эк. жизни может обеспечить стабильность.

4 нек. институты, развивающиеся и функционирующие в усл. рын. эк-ки в стране создавались админ. путем и изначально оказались под контролем гос-ва, т.к. не имели возможности развив. без его участия.

Различ. 2 уровня регулир-я фин. рынка:

- на нац внутр ур-не реглам повед участников по провед фин операций внутри стрены (резид, нерезид): ограни на вхожд участн в рынок, специф налогообложения, лицензир фин операций.

- внеш регул-е сущ как регулир-е в др. странах действий резид данной страны и как междунар регул-е со стороны наднацион инстит (МВФ, ЕБРР, МБРР и т.д.)

Целенапр. воздействие гос-ва на фин. рынок осущ. прям. (админ.) и косв(эк.) методами.

Прям. гос. регулир-е произв. посредством установления обяз. треб. к участн. фин. рынка. Т.о., прям. регулир-е сущ. в виде системы правов.норм и гос. органов, обеспечив. исполнение этих норм.

Инстит. элементом эк. регул-я выступает фин.-кред. политика страны. Косв. регулир-е фин. рынка осущ через провед. опред. полит. – налог, денеж, в обл формир и исп ср-в гос бюдж и т.д.

Методы:

-институц. регулир-я имеют объектом фин положение конкрет фин инстит и обеспеч качество управл ими: установление требований к размерусобственных средств, регулир-е структ. активов и пассивов, ограничение участия в риск операциях

- функц. регулир-я связ с установлением правил совершения опред операций, т.е. выполн конкр функций. Во многом пересекаютсяс профессиональной этикой.

 

 


Сущность и структура рынка ц/б (РЦБ).

РЦБ – сост часть фин рынка, на кот обращ специф товар – ЦБ. Осн. задачей РЦБ явл регулир-е межотрасл перелива капитала для наиболее эффект его использ. Инвест рес-сы на РЦБ поступ в наиболее прибыл отрасли нар.хоз-ва. Кроме того РЦБ обесп-т вовлечение временно своб ср-в в инвест потоки через куплю-прод услов. товара, облеч в форму ЦБ. РЦБ: 1) с позиции эк. содерж. – система эк. отн. между участн по поводу выпуска и обращ ЦБ. 2) с позиции функц структуры – орг форма купли-прод ЦБ, обеспеч перераспред процессы в фин. сфере с целью достиж сбалансир спроса и предл на капитал, трансформ сбережений в инвестиции. 3) с институц-й позиции – совок фин инстит (бирж, внебирж электронных торг систем, инвест фондов, банков и др.). Привлечение ден ресурсов может осущ за счет внутр и внеш источн хоз субъекта. Внутр ист инвест: аморт отчисл и прибыль. Внеш: банк кредиты и эмиссионные ЦБ. Общерыночные ф-ии: ценообразующая (формир. равновесной цены при взаимод. покупателя и продавца), коммерческая (цель каждого участника сделки – прибыль и прирост капитала), регулирующая (фондовые операции воздействуют на макроэкономические показатели), учетная (контроль движения финансовых средств и ценных бумаг), информационная (максимальная инфо, открытость). Специфические ф-ии: перераспределительная (перераспределение из сферы накопления в сферу производства), страхование рисков (хеджирование, перераспределение риска). Участники сделок с ЦБ на РЦБ: 1)гос органы регулир и конроля; 2) эмитенты – юр лица, кот от своего имени выпуск ЦБ и обяз выполнить обязат-ва, вытек из усл выпуска; 3) инвесторы – физ и юр лица, влад ЦБ на правах собственности; 4) фонд посредн (брокеры, дилеры) способств заключ сделок с ЦБ; 5) НБ, КБ; 6) орг-ии, обесп функц РЦБ – фонд биржи, депозитарии, инвест фонды; 7) промышл и коммерч корпорации; 8) частные лица. Модели РЦБ: а) американская: акт роль отвод брокерским компаниям и др небанк инстит при организац деят коммерч банков; б) европейская: регулир роль на РЦБ банк институтов. Более эффект счит америк модель, кот отлич от европ также глубиной вмеш гос-ва в регулир РЦБ. Бел, как и росс РЦБ строится преимущ по америк модели. Вложения денег в ЦБ на РЦБ – это влож ден ср-в в доход виды фин инструм на фин рынке, наряду с влож денег на депоз вклады в ком банки. Еще одной формой фин инвестир явл влож ден ср-в в уст фонд предприят. Преимущ РЦБ по сравн с др формами фин инвестир: в отлич от банк, финанс. на РЦБ получатель инвестиц может получит их без необх возвращ кредит, хотя и поступившись частью собств-ти; более выс надежность по сравн с банк системами, а в усл банкротств и по сравн с влож в уст фонд. Классификация 1) в завис от этапа обращ Ц 1) первич – обеспеч мобилизац фин рес-ов, эмисс, выпуск и обращ ЦБ, реализ первым владельцам (частн размещение, публич предложение); 2) вторич – охват обращ ЦБ. Происх переход прав собств на ЦБ к новым владельцам (внебиржевой, биржевой). 2) по форме осущ торговли: а) организов – функц по твердо установл правилам, выраб органами гос регулир-я и самими проф участниками; б) неорганизов – «уличный», стихийный рынок, где сделки заключ непосредств между контрагентами и никем не регистрир

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.170.81.210 (0.006 с.)