Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Каковы особенности внешней политики России в 1990-е гг.?Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Становление государственности новой России после распада СССР определило основные направления внешней политики. Россия оказалась в новой геополитической ситуации. В начале 1990-х гг. окончательно прекратила существование биполярная мировая система. Россия по сравнению с Советским Союзом уже не являлась великой державой. Соответственно, и отношение к ней стало иное. Если раньше Запад считался с СССР, то новая Россия не представляла большой угрозы. Территория страны значительно уменьшилась. В сложной геополитической обстановке, когда восточноевропейские страны перестали строить социализм, а союзные республики СССР выделились в независимые государства, Российской Федерации приходилось искать новых союзников, создавать международные организации на равноправной основе. Первым внешнеполитическим актом после прекращения существования Советского Союза стало создание Содружества Независимых Государств (СНГ) – региональной международной организации. СНГ было основано руководителями трех государств: РСФСР (Б. Ельцин), Белорусской ССР (С. Шушкевич), Украинской ССР (Л. Кравчук) в Беловежской пуще 8 декабря 1991 г. Советский Союз прекратил свое существование как субъект международного права. Соглашение ратифицировали Верховные Советы Украины, Белоруссии и РСФСР, хотя в РСФСР это должен был сделать Съезд народных депутатов РСФСР. 21 декабря 1991 г. в Алма-Ате 11 из 15 глав бывших союзных республик подписали совместную декларацию о вхождении в СНГ (Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Украина). В 1993 г. к ним присоединилась Грузия. 22 января 1993 г. был принят Устав СНГ. Украина не ратифицировала Устав СНГ. Основными целями СНГ являлись: сотрудничество в политической, экономической, гуманитарной и иных областях; всестороннее развитие государств-участников в рамках общего экономического пространства, межгосударственной кооперации и интеграции; обеспечение прав и свобод человека; сотрудничество в обеспечение международного мира и безопасности, достижение всеобщего и полного разоружения; взаимная помощь; мирное разрешение споров и конфликтов между государствами-участниками организации. Как видно из данного перечня, большую часть целей составляли основные принципы международного права. Главное, для чего создавалась новая международная организация, – это объединить и интегрировать новые независимые государства на постсоветском пространстве, прежде всего, экономически, поскольку разрыв экономических связей из-за распада СССР негативно повлиял на развитие бывших республик Союза. Совместными усилиями было легче решать и международные проблемы, Концепция внешней политики Российской Федерации (1993 г.) предполагала установление равноправного партнерства с соседними, ведущими демократическими и экономически развитыми странами на базе отстаивания собственных ценностей и интересов. Главными направлениями российской внешней политики провозглашалось развитие тесных связей с СНГ, а также отношений с США, государствами Европы, Азиатско-Тихоокеанского региона, Ближнего Востока. Хотя в первой половине 1990-х гг. ядерное оружие в России сохранялось, но проходило сокращение обычных вооружений. Заключаемые с западными странами договоры чаще всего являлись неравными. Во время переговоров российские представители шли на уступки. В 1992 г. руководство России заявило, что ядерные ракеты не будут направлены против США. В 1993 г. Российская Федерация и США подписали договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-2). По нему США получили право складировать снятые с ракет атомные боеголовки, а свои боеголовки Россия должна была уничтожить. По договору к 2003 г. предусматривалось взаимное сокращение ядерного потенциала до трети от уровня, определенного предыдущим договором ОСНВ-1. Однако Госдума не ратифицировала этот договор. Военная доктрина России 1993 г. предусматривала формирование армии, достаточной для обороноспособности. Основное внимание обращалось на силы ядерного сдерживания. Особенностью доктрины являлось то, что в ней не назывались вероятные противники Российской Федерации. Во внешней политике не были определены российские национальные интересы, чаще всего руководство страны ориентировалось на прозападный курс. Это касалось позиции России в связи с санкциями по Ираку, Югославии, что подрывало престиж нашего государства. В эти годы проходил вывод российских войск из Германии. Поспешность, с которой осуществлялось это мероприятие, не прибавила авторитета России. Напряженными оставались отношения Российской Федерации с Японией по поводу так называемых северных территорий – четырех островов Курильской гряды. Восточноевропейские страны и Прибалтийские государства после выхода из социалистического лагеря стали ориентироваться на Запад, на вступление в НАТО, Европейский Союз (создан в 1992 г.) и другие международные организации. Мировые финансовые институты не всегда оказывали действенную помощь России по выходу из трудного социально-экономического положения в связи с проведением либеральных реформ. Угрозой национальным интересам России стало расширение НАТО на Восток. Чтобы сгладить напряженность, западными странами было предложено России в 1994 г. участвовать в программе военного сотрудничества «Партнерство во имя мира». Во второй половине 1990-х гг. начал меняться подход России во внешнеполитических связях с другими странами. С приходом в правительство Е.М. Примакова метод взаимодействия с государствами на международной арене стал более взвешенным, разумным. С российской стороны получила распространение концепция многополярного мира и учета национальных интересов всех государств. В 1997 г. начался активный диалог Российской Федерации с НАТО: был подписан Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности. Об активизации во внешней политике России свидетельствовало выступление против санкций в отношении боснийских сербов, осуждение бомбардировок объектов на территории Ирака. Российская Федерация стала проявлять инициативу в сотрудничестве по урегулированию международных конфликтов, к примеру, Израиля и Палестины. Признанием вклада России в международную безопасность и равноправное сотрудничество стало ее принятие в Совет Европы в 1996 г. Российская Федерация также ратифицировала Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод и Протоколы к ней. По протоколу №6 в России был установлен мораторий на применение смертной казни. Российские граждане стали активнее обращаться в Европейский суд по правам человека. Российская Федерация и ведущие страны мира подписали в 1996 г. Договор о запрещении ядерных испытаний во всех сферах. Вступление бывших социалистических стран в НАТО вызвало необходимость для России гарантий своей безопасности. Ей удалось лишь в общих чертах обговорить с НАТО не распространять ядерное и обычное оружие в этих странах, не использовать инфраструктуру, оставшуюся после Варшавского договора. Российская Федерация также активно противодействовала вторжению сил НАТО в Югославию в 1999 г. Более действенно Россия стала сотрудничать и в рамках СНГ. Это сотрудничество стало приоритетным в ее внешней политике. Россия постоянно стремилась к сближению с Беларусью. В 1997 г. был заключен договор о Союзе Беларуси и России, в 1999 г. – Договор о создании Союзного государства. Другое дело, что практическая реализация договоренностей не всегда была успешной. В 1995 г. Белоруссия, Казахстан и Россия подписали первый Договор о создании Таможенного Союза. В 1996 г. была организована так называемая «Шанхайская пятерка» (Казахстан, Китай, Кыргызстан, Таджикистан, Россия). Во второй половине 1990-х гг. Россия поддерживала отношения со многими странами мира, активно участвовала в работе ООН, в других международных организациях. В 1998 г. ее приняли в международную организацию Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). Данная организация создавалась с целью улучшения региональной торговли, либерализации капиталовложений В 1992 г. Россия вступила в организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), которая занимается проблемами предотвращения конфликтов в Европе, урегулированием кризисных ситуаций, ликвидацией последствий конфликтов. Россия с 1996 г. также участвует в неофициальном международном клубе «Большая восьмёрка» (G8), в который входят лидеры Великобритании, Германии, Италии, Канады, России, США, Франции и Японии. Она создана для согласования общих подходов по важным международным вопросам. Таким образом, внешняя политика Российской Федерации в 1990-е гг. носила противоречивый характер. Становление России в мире связано с преодолением препятствий в виде прошлых идеологических штампов об ее агрессивности, пресечении попыток разоружить и принизить ее статус. Однако при всех недочетах именно в эти годы стали проявляться контуры реальной независимости России и открыто провозглашаться приоритет национальных интересов.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 1030; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.115.187 (0.01 с.) |